Главная
страница 1страница 2




Ф

ЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОМПЛЕКСНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА НА ПЕРИОД

2006 – 2010 гг.


Белгород – 2006

С О Д Е Р Ж А Н И Е



Введение


4

1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УНИВЕРСИТЕТА


6

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА


24

3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

30

3.1. Миссия Белгородского госуниверситета

30

3.2. Политика Белгородского госуниверситета

32

3.3. Стратегические цели и основные направления развития университета


36

4. ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА

41

4.1.  Программа «Образовательная деятельность университета»

41

4.1.1. Задачи программы «Образовательная деятельность университета»

41

4.1.2. Задания и показатели выполнения программы «Образовательная деятельность университета»

42

4.2. Программа «Научно-исследовательская деятельность»

82

4.2.1. Задачи программы «Наука и инновационные технологии»

82

4.2.2. Задания и показатели выполнения программы «Наука и инновационные технологии»

83

4.3. Программа «Инновационная деятельность»

117

4.3.1. Задачи программы «Инновационная деятельность»

120

4.3.2. Задания и показатели выполнения программы «Инновационная деятельность»

121

4.4. Программа «Научно-педагогические кадры университета»

138

4.4.1. Задачи программы «Научно-педагогические кадры университета»

138

4.4.2. Задания и показатели выполнения программы «Научно-педагогические кадры университета»

140

4.5. Программа «Социально-воспитательная деятельность университета»

152

4.5.1. Задачи программы «Социально-воспитательная деятельность университета»

152

4.5.2. Задания и показатели выполнения программы «Социально-воспитательная деятельность университета»

154

4.6. Программа «Менеджмент качества»

164

4.6.1. Задачи программы «Менеджмент качества»

167

4.6.2. Задания и показатели выполнения программы «

Менеджмент качества»



170

4.7. Программа «Международное сотрудничество»

188

4.7.1. Задачи программы «Международное сотрудничество»

188

4.7.2. Задания и показатели выполнения программы «Международное сотрудничество»

189

4.8. Программа «Материально-техническое обеспечение развития университета»

204

4.8.1. Задачи программы «Материально-техническое обеспечение развития университета»

204

4.8.2. Задания и показатели выполнения программы «Материально-техническое обеспечение развития университета»

205

4.9. Программа «Система управления бюджетом»

209

4.9.1. Задачи программы «Система управления бюджетом»

209

4.9.2. Задания и показатели выполнения программы «Система управления бюджетом»


213

5. ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

215

5.1. Целевая программа «Информатизация университета»

215

5.2. Целевая программа «Развитие научной библиотеки»

226

5.3. Целевая программа «Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности»

234

5.4. Целевая программа «Развитие системы подготовки бакалавров и магистров»

287

5.5. Целевая программа «Развитие маркетинговой деятельности в БелГУ»

302

5.6. Целевая программа «Развитие системы управления интеллектуальной собственностью в БелГУ»


312

5.7. Целевая программа «Работа с перспективными студентами БелГУ в системе подготовки элитарных кадров»

323

6. ПОРЯДОК МОНИТОРИНГА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОНТРОЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ


345


ВВЕДЕНИЕ
Создание в кратчайшие сроки университетского комплекса – Белгородского государственного университета – это феномен общественного развития Белгородской области и всей России. Сам факт того, что за последние 5 лет в развитие университета было вложено 1,7 миллиарда рублей, свидетельствует о новых формах взаимодействия федерального вуза, Министерства образования и науки РФ и местной власти, которая взяла на себя львиную долю ресурсного обеспечения его становления. Программа развития университета стала документом регионального уровня. Гарантом ее реализации выступил Попечительский совет Белгородского государственного университета под председательством губернатора области Е.С. Савченко.

Сегодня БелГУ – это один из новейших университетов России и Европы, только за последние пять лет утроивший свою материальную базу. Высочайшая динамика инфраструктурного развития университета обеспечила интенсивный рост его образовательного, научного и инновационного потенциала.

Концепция и программа развития Белгородского государственного университета на 2006 – 2010 годы ставит своей главной задачей определить ведущие направления, выработать четкую стратегию и на их основе наметить конкретную программу деятельности, основанную на следующих принципах:


  • единство научного, образовательного и инновационного процессов;

  • концентрация интеллектуальных и материальных ресурсов на приоритетных направлениях исследований;

  • поддержка и стимулирование деятельности ведущих ученых, научных и научно-педагогических коллективов, способных обеспечить высокий уровень научных исследований.

Главной целью образовательной, научно-исследовательской и инновационной политики БелГУ является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование образовательного, научно-технического и инновационного потенциала.

Программа развития Белгородского государственного университета на период 2006-2010 гг. подготовлена на основе:



  • федеральных законов «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

  • Федеральной программы развития образования;

  • основ политики Российской Федерации в области развития науки, техники и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу;

  • стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года (одобрена Правительством Российской Федерации).

Наряду с этими документами существенное влияние на содержание Программы развития БелГУ на период 2006–2010 гг. также оказывает система следующих факторов:

– глобализация и информационный взрыв;



  • темпы становления рыночного уклада в нашей стране;

  • потребности личности и требования рынка интеллектуального труда;

  • развитие региональной экономики и ее потребностей;

  • состав источников финансирования;

  • прогнозируемые изменения в структуре производства, науки и культуры.

Программу развития вуза в целом можно рассматривать как единую целевую программу, определяющую стратегические задачи на планируемый период. Содержание этого документа служит основным ориентиром для последующих действий руководства университета и его подразделений.

Программа развития Белгородского государственного университета на период 2006–2010 гг. должна обеспечить его устойчивое динамичное развитие в соответствии с основными положениями национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программой развития образования РФ, с учетом региональных особенностей Белгородской области.

Комплексная Программа развития университета представляет собой систему программ развития в приоритетных сферах деятельности, целевых программ, а также программ развития факультетов и обособленных структурных подразделений университета.

Выполнение Комплексной Программы развития БелГУ предполагает обеспечение как объемами финансовых средств бюджетов всех уровней, необходимых для ее полноценного функционирования, так и дополнительным финансированием из внебюджетных средств, обеспечивающим реализацию ее мероприятий и проектов.


1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

УНИВЕРСИТЕТА
Белгородский государственный университет 10 лет назад был создан на базе педагогического вуза. За эти годы он превратился в многопрофильный университетский комплекс – третий из числа провинциальных вузов Центральной России по количеству обучающихся в нем студентов. В настоящее время Белгородский государственный университет (БелГУ) является научно-образовательным комплексом, успешно адаптирующимся к современным социально-экономическим и общественно-политическим изменениям, играющим активную интеграционную роль в региональном, федеральном и международном научно-образовательном пространстве.

Белгородский государственный университет – уникальный архитектурный ансамбль. Его образуют семь социально-учебных комплексов.

В состав Центрального социально-учебного комплекса входят восемь учебных корпусов, административно-хозяйственный блок, Молодежно-культурный Центр, студенческое общежитие, жилой дом для преподавателей.

За 5 лет материально-техническая база университета постоянно совершенствовалась. В настоящее время возведен уникальный учебно-научный и административно-бытовой комплекс, расположенный на участке площадью 68860 кв. м. В состав нового комплекса вошли: комбинат питания общей площадью 5580 кв. м. с обеденным залом для студентов и преподавателей, с дискозалом и комнатами для приезжих; концертный зал; инженерный корпус и инженерные сооружения.

Завершено строительство здания нового учебно-научного корпуса как завершающей части создания единого университетского комплекса общей площадью 10 тыс. кв.м. (в нем размещены международный факультет, фармацевтическое и стоматологическое отделения медицинского факультета, факультет журналистики).

Ведется строительство подрядным способом учебно-спортивного комплекса им. С. Хоркиной общей площадью 30 тыс. кв.м. со стадионом, открытыми игровыми площадками для тенниса и зданием, в котором будут размещены легкоатлетический манеж, крытый бассейн с 8 дорожками длиной по 50 м, зал спортивной гимнастики и хореографии, универсальный игровой и тренажерный залы.

На базе Центрального социально-учебного комплекса университета проходят профессиональную подготовку будущие юристы, менеджеры, экономисты, медики, фармацевты, журналисты, геологи, географы, филологи, химики и биологи.



Второй социально-учебный комплекс представлен пятью учебными корпусами, лабораторным корпусом, концертным залом, тремя студенческими общежитиями, жилым домом для сотрудников и преподавателей университета, хозяйственным корпусом. Здесь осуществляется реставрация и внутренняя реконструкция старых зданий, в частности завершается собственными силами евроремонт старейшего учебного корпуса, верой и правдой служившего студентам тридцать лет. Его главный вход теперь представляет собой украшенную балюстрадой великолепную колоннаду в классическом стиле. Таким образом, осуществляется превращение всех корпусов университета в единый стройный ансамбль. Разумеется, это не только современный интерьер зданий, но и модернизированные аудитории с мультимедийной проекцией, системой голографического изображения, создающего полную иллюзию трехмерного пространства, и другими техническими новшествами. В стенах комплекса обучаются студенты физико-математического, исторического, филологического, педагогического факультетов, факультета психологии и физической культуры.

Третий социально-учебный комплекс университета расположен в аутентично отреставрированном историческом здании – памятнике архитектуры XIX века. В нем находится единственный в России социально-теологический факультет. В этом комплексе обучаются будущие философы, теологи, социальные работники.

В четвертом учебно-социальном комплексе университета находится один из лучших в России медицинских колледжей. В нем осуществляется программа подготовки специалистов в области лечебного и акушерского дела, стоматологии и фармации на уровне среднего профессионального образования. Сегодня в колледже более 20 доклинических кабинетов и лабораторий, зубоврачебные кабинеты и компьютерные классы, клинические базы в лечебно-профилактических учреждениях города. С 1997 года под патронажем Белгородско-Старооскольской епархии осуществляется подготовка сестер милосердия для работы с тяжелобольными.



Пятым комплексом университета стал инновационно-технологический центр «Стратегическая инициатива» БелГУ. В структуру Центра включены: технопарк, обучающие и консалтинговые структуры, сервисные подразделения и подразделения инфраструктуры инновационной деятельности (банк, информационно-аналитическая служба, региональный центр интеллектуальной собственности, центр трансфера технологий). На базе Центра в фирмах, непосредственно созданных в структуре ИТЦ «Стратегическая инициатива», будут проходить практику студенты факультета управления и предпринимательства и экономического факультета. В бизнес-инкубаторе этого Центра предусматривается обучение студентов разных специальностей основам предпринимательской деятельности. По итогам обучения студент или небольшая группа студентов, оптимально сочетающая в себе представителей разных специальностей, готовят необходимую к регистрации предприятия документацию, разрабатывают и защищают в университетской комиссии бизнес-план и по итогам защиты получают в бизнес-инкубаторе дополнительные стартовые ресурсы для развертывания деятельности предприятия. Региональным фондом поддержки предпринимательства студенческому предприятию открывается кредитная линия. В специально оборудованном здании бизнес-инкубатора ему выделяются помещение, необходимый инвентарь и оборудование. Университет сопровождает деятельность предприятия консультационными и аудиторскими услугами.

Ожидаемый социальный эффект технологии бизнес-инкубатора не ограничивается сугубо прагматической задачей стартовой помощи студентам-предпринимателям: важен сам процесс формирования новой генерации участников малого бизнеса, приученных с первых шагов к деятельности на основе делового партнерства и корпоративной сплоченности. Концепция этой технологии предполагает, что вставшие на крыло «птенцы бизнес-инкубатора» и по окончании университета сохранят наработанные связи друг с другом, а также со своей alma mater.



Шестой университетский комплекс – туристический культурно-оздоровительный комплекс БелГУ. Он является подразделением факультета физической культуры. Заново отстроив сооружения конноспортивной школы, университет вдохнул новую жизнь в этот уникальный спортивный центр, превратив его одновременно в центр подготовки студентов физической культуры и спорта по специализации «Тренер по конному спорту». Важным направлением деятельности КСШ является открытие спортивно-оздоровительных групп для учащихся школ города. Учебно-спортивная работа в школе осуществляют с использованием лошадей буденновской, ганноверской, украинской и терской чистокровных верховых пород. По итогам соревнований воспитанникам присваиваются разряды по конному спорту. В КСШ БелГУ осуществляется реабилитация детей-инвалидов на основе райттерапии (иппотерапии) – лечебной верховой езды. В состав комплекса входят сервисные структуры: гостиница, кафе и др.

Седьмым комплексом университета стал учебно-социальный комплекс, расположенный в сосновом бору на берегу реки Нежеголь. В рамках этого комплекса создается учебно-научная база для студентов и преподавателей геолого-географического, биолого-химического, исторического факультетов, факультета физической культуры.

Белгородский государственный университет – крупнейшее многопрофильное высшее учебное заведение региона. В университете реализуются 27 программ подготовки бакалавров, 14 направлений подготовки магистров, 57 программ высшего профессионального,

7 программ среднего профессионального образования, 70 программ послевузовского образования (аспирантура – 56, докторантура – 4, интернатура – 6, ординатура – 9) и 6 программ дополнительного образования.

Образовательная деятельность университета ориентирована на подготовку специалистов для социальной сферы региона: образования, науки, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, социальной работы, правоохранительной и судебной систем, а также для отраслей экономики, осуществляющих жизнеобеспечение региона – металлургии, природопользования, городского хозяйства, сервиса, телекоммуникаций и др. Ежегодно выпускаются свыше трех тысяч специалистов для социальной, производственной и экономической сфер жизнедеятельности региона.

Дифференциация направлений подготовки основана на гибком реагировании на запросы населения, работодателей будущих специалистов и, в первую очередь, на потребности региона. Она состоит в открытии новых специальностей в традиционных областях образовательной деятельности БелГУ, а также в открытии новых для университета направлений профессиональной подготовки специалистов.

За анализируемый период структура подготовки специалистов претерпела определенные изменения. Число основных специальностей и направлений подготовки возросло с 30 специальностей высшего и

6 специальностей среднего профессионального образования до 98

(57 специальностей, 27 направлений подготовки бакалавров, 14 направлений подготовки магистров) и 7 специальностей среднего профессионального образования.

В структуру университета входят два филиала (Алексеевский и Старооскольский), медицинский колледж, институт последипломного медицинского образования, институт государственного и муниципального управления Белгородского государственного университета, три центра повышения квалификации специалистов экономического, технического и геологического профилей, классы для одаренных детей на базе Белгородского лицея.

Контингент обучающихся с 2001 по 2005 годы по очной форме обучения составил: в 2001 г. – 6242 чел., в 2002 г. – 6942 чел., в 2003 г. –

7761 чел., в 2004 г. – 8862 чел., в 2005 г. – 9885 чел. Контингент обучающихся по заочной форме обучения составил: в 2001 г. –3717 чел., в 2002 г. – 4497чел., в 2003 г. – 5102 чел., в 2004 г. – 5798 чел., в 2005 г. –


7717 чел. Контингент обучающихся по очно-заочной форме обучения составил: в 2001 г. – 192 чел., в 2002 г. –214 чел., в 2003 г. – 253 чел., в 2004 г. – 320 чел., в 2005 г. – 339 чел.

В целом контингент студентов по состоянию на 01.03.2005 г. по программам высшего профессионального образования составил 17341 человек. По программам среднего профессионального образования – 1560 человек. Предельная численность контингента студентов составляет 12123 чел. В 2005 г. университету установлена новая предельная численность 14142 человек (лицензия А №169195, рег. №5091 от 6 июля 2005 г.).

Анализ динамики контингента свидетельствует об увеличении численности обучающихся по классическим и непедагогическим специальностям и снижении – по педагогическим.

Выпуск специалистов в университете по всем формам обучения за последние 5 лет составил 8871 человек, из них – 5467 по очной, 69 – по очно-заочной, 3245 – по заочной форме обучения. На выпускников дневной формы обучения было подано 4888 заявок, что составило 89,6 % от их общего количества. Все они были направлены на работу.

Университет имеет: аспирантуру – по 56 специальностям, докторантуру – по четырем специальностям, ординатуру – по шести специальностям, интернатуру – по трем специальностям. В БелГУ действуют шесть советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Контингент аспирантов за анализируемый период составляет: в 2001 году – 181 чел., из них 60 чел. заочной формы обучения; в 2002 году – 235 чел., из них 79 чел. заочной формы обучения; в 2003 году – 309 чел., из них 100 чел. заочной формы обучения; в 2004 году – 365 чел., из них 131 чел. заочной формы обучения; в 2005 году – 442 чел.

Количество выпускников по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура) за последние 5 лет составило 180 человек. Число защитившихся в срок до одного года после завершения обучения – 98 человек. Эффективность работы аспирантуры по отдельным специальностям колеблется от 25 до 57 %.

По программам подготовки к поступлению в вуз прошло обучение 1915 человек. По программам дополнительного образования прошли обучение 14315 человек.

На базе университета создана ассоциация «Белгородский университетский комплекс», в состав которой вошли: Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, четыре колледжа, 12 средних общеобразовательных учреждений (гимназии, лицеи, школы-интернаты), что позволяет обеспечивать непрерывность и преемственность в содержании и организации научно-образовательного и воспитательного процесса.

Университет ведет подготовку иностранных учащихся уже 25-й год и заслуженно имеет добрую репутацию и высокий рейтинг среди высших образовательных заведений мира. За эти годы в университете прошло подготовку более трех тысяч иностранных учащихся из 96 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Сейчас в Белгородском государственном университете обучается более 380 студентов из 43 стран дальнего и ближнего зарубежья. Благодаря тесному взаимодействию БелГУ с Латиноамерикано-Российской Ассоциацией высшего образования (Перу), сотрудничеству с посольствами Боливии, Колумбии, Перу, Эквадора и при поддержке Министерства образования РФ в 2002 г. международный факультет БелГУ получил статус базового среди аналогичных факультетов вузов России по обучению студентов из латиноамериканских стран.

Сегодня продолжается активная интеграция БелГУ в мировое образовательное пространство, развиваются международные научные и образовательные связи с Германией, Италией, Польшей, Финляндией, Венгрией, Францией, Испанией, Перу, Эквадором, Китаем, Северной Кореей, США.

Опыт академического сотрудничества и знакомство с немецкой образовательной системой способствовали вхождению БелГУ в Болонский процесс (формирование единого Европейского образовательного пространства). Первыми в университете приступили к освоению профессиональных образовательных программ зарубежного вуза студенты экономического факультета. Они проходят курс дистанционного обучения в Бременском университете. Преподавание учебных дисциплин осуществляется из Бремена в режиме телеконференции.

Обучением иностранных студентов занимается международный факультет университета, который в настоящее время имеет официальный государственный статус и входит в число 22 базовых подготовительных факультетов для иностранных граждан при Министерстве образования и науки РФ.

За 2001–2005 годы количество иностранных студентов, обучающихся по различным профилям на подготовительном отделении БелГУ и на основных факультетах, увеличилось более чем в 6 раз и составляет на 1 апреля 2005 года 1301 человек из 96 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

За период с 2001 по 2005 годы 206 студентов и аспирантов вуза прошли обучение в вузах Европы и США – Лондонском, Кинском, Кельнском, Бохумском, Ростокском, Бременском, Гамбургском и других университетах: в 2001 г. – 5, в 2002 г. – 2, в 2003 г. – 51, в 2004 г.–58, в 2005 – 90 человек.

Число преподавателей и сотрудников, командируемых БелГУ в дальнее зарубежье для повышения квалификации, остается примерно постоянным и не превышает 50 человек в год. Максимальное число командированных было зафиксировано в 2003 году – 46 человек, из них 19 человек проходили за рубежом стажировку или повышение квалификации, а 27 – участвовали в международных конференциях и симпозиумах.

На основе договоров о сотрудничестве между БелГУ и вузами дальнего и ближнего зарубежья преподаватели университета проводят учебно-научную работу за рубежом. Только в 2005 году 9 преподавателей были командированы для чтения лекций в зарубежные университеты. Число иностранных преподавателей, работавших в БелГУ, составило за три последних года 82 человека.

Университет инициирует развитие международных связей: реализует программу обучения преподавателей английскому языку; разрабатывает систему дополнительных мотивационных стимулов участия преподавателей в международных программах и грантах; совершенствует материально-техническую базу с учетом приоритетных научных направлений университета, российской и мировой науки.

На 1 марта 2006 года в университете работает 1165 преподавателей. Штатных преподавателей – 885 чел. (76%). Из них 510 (57,6%) со степенями и званиями, в том числе 115 (13%) докторов наук, профессоров, 395 (45,0%) — кандидатов наук, доцентов.

Среди преподавателей: 2 лауреата премии Правительства Российской Федерации, 24 – почетных работника высшего профессионального образования Российской Федерации, 45 – отличников народного просвещения,
2 – заслуженных учителя школы РСФСР, 2 – заслуженных юриста РФ,
6 – заслуженных работников физической культуры, 2 – заслуженных врача РФ.

К ведению учебного процесса привлечены 280 (24%) совместителей, из них внутренних совместителей – 45 чел., с учеными степенями и званиями 18 чел. (40%), внешних совместителей – 235 чел., из них с учеными степенями и званиями 153 чел. (65,1%), доля аспирантов и докторантов по отношению к общему количеству преподавателей и научных сотрудников – 38%.

В университете проводится работа, направленная на достижение оптимального соотношение числа преподавателей старшего поколения, имеющих большой опыт работы, и молодых преподавателей. При этом 54,4% составляют преподаватели до 50 лет.

В целях обеспечения высокого качества подготовки специалистов в университете действует внутривузовская система управления качеством подготовки специалистов. В 2004 году университет стал финалистом, затем, после прохождения внешней экспертизы, дипломантом конкурса Министерства образования и науки «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.02.2005 № 342).

В обратном отчете экспертной группой конкурса обращается внимание на такие сильные стороны в деятельности университета в области качества, как лидирующая роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов; организация ректором изучения руководителями всех уровней стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года, Государственного стандарта Российской Федерации «Системы менеджмента качества» и принципов TQM. Экспертной группой отмечается также, что технология самообследования в БелГУ находит свое отражение в специально разработанном, утвержденном Ученым советом и доступном всем структурным подразделениям Плане действий структурных подразделений университета по подготовке к комплексной оценке его деятельности и методическом пособии «Качество подготовки специалистов».

В университете имеется Руководство по качеству, разработаны документированные процедуры: «Описание процессов», «Управление документацией», «Порядок управления записями по качеству», «Корректирующие и предупреждающие действия», «Порядок действий с несоответствующей продукцией», «Внутренние проверки качества».

В структуру университета введены новые структурные подразделения: Центр по содействию трудоустройству выпускников, исследовательский Центр качества подготовки специалистов. В штатное расписание советников ректора введена должность советника по качеству образования. В структуре учебно-методического управления университета работает отдел качества подготовки специалистов.

Руководство в области управления качеством подготовки специалистов в университете осуществляет ректор, полномочиями для управления, постоянного контроля, оценки и коррекции системы менеджмента качества наделен первый проректор, то есть он является представителем руководства в области качества.

В рамках системы управления качеством университета по инициативе руководства на уровне административного контроля проводится ежегодное самообследование образовательной деятельности университета как на университетском, так и на факультетском и кафедральном уровнях (имеются в наличии отчеты о результатах самообследования университета и приложения к ним за 2000–2005 годы), ежегодная самооценка в рамках подготовки отчета к конкурсу Министерства образования России «Внутривузовские системы качества подготовки специалистов» (имеются отчеты за 2001, 2003, 2004, 2005 годы), углубленная проверка качества подготовки специалистов аттестуемых специальностей, завершающих полный цикл обучения.

Белгородский государственный университет – региональный научно-инновационный комплекс. Научно-исследовательская деятельность университета координируется Ученым советом. В повестку заседаний Ученого совета университета регулярно включаются вопросы, касающиеся научно-исследовательской деятельности. В частности, ежегодно заслушиваются и обсуждаются доклады проректора по научной работе об итогах НИР за год и перспективах на будущий год. При отчетах руководителей факультетов, кафедр, научно-исследовательских лабораторий и центров обязательно анализируются состояние научной и инновационной работы, вопросы подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров, разработки и издания учебников, учебных пособий, научных статей, участия ППС в научных конференциях, НИРС. В 2002 году создан научно-экспертный Совет, на котором регулярно заслушиваются отчеты начальников отделов управления НИР, отчеты исполнителей научных проектов по грантам и программам, а также структурных научных подразделений о результатах НИР, обсуждаются приоритетные научные направления университета и результаты исследований по ним, обсуждаются темы докторских диссертаций, утверждаются положения о научно-исследовательских подразделениях, внутриуниверситетских конкурсах, отчеты докторантов университета.

Организационная структура научной деятельности в университете представлена следующими подразделениями: управлением НИР, в состав которого входят отделы аспирантуры и докторантуры, НИРС, интеллектуальной собственности, грантов и программ, финансово-экономический отдел; 50 хозрасчетными научно-исследовательскими, инновационными и внедренческими структурами, включая инновационный центр «Стратегическая инициатива» БелГУ, технопарк, бизнес-инкубатор, региональный центр интеллектуальной собственности.

В университете разработано около 30 документов, регламентирующих порядок организации и проведения научной работы в БелГУ.

Развитие фундаментальных и прикладных исследований осуществляется по 36 направлениям. Научная работа ведется на 76 кафедрах и в 32 научных центрах и лабораториях, среди них: федерально-региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов; региональный ресурсный центр по информатизации образования; межвузовская лаборатория проблем социально-технологической культуры; совместная с физическим институтом РАН и НИИ ядерной физики МГУ лаборатория радиационной физики; межотраслевая лаборатория экодиагностики и мониторинга окружающей среды и др. Успешно функционирует на базе университета учебно-научный инновационный комплекс «Экологическая и радиационная безопасность региона» с участием ученых из БелГУ, Института географии РАН, Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, НИИ ядерной физики им. Д.В. Скобельцина при МГУ им. М.В. Ломоносова.

В университете сложились и функционируют научные школы по таким направлениям, как: «Физика взаимодействия быстрых частиц и излучения с веществом», «Диффузионно-контролируемые процессы и пластическая деформация материалов с внутренними поверхностями раздела», «Физико-химические основы новых технологий и материалов для ингибирования техногенного воздействия», «Изучение видового и популяционного разнообразия юга Среднерусской возвышенности», «Хирургическое лечение заболеваний гепатопанкреатодуоденальной зоны», «Геоэкологическое обоснование рационального природопользования», «Духовно-религиозные процессы: современная социокультурная динамика», «Теория языкового позитива», «Профессиональная педагогическая культура», «Социально-технологическая культура современного общества как феномен XXI века» и др. Среди руководителей научных школ – лауреаты государственных премий. При этом принципиальным моментом является то обстоятельство, что оба ученых – профессор И.Ф. Исаев и профессор медицины А.П. Седов – не из числа специалистов приглашенных со стороны, а представляют белгородскую научную школу.

Визитной карточкой университетов служат научные достижения в области естествознания и, прежде всего, – в физике. За девять лет своего становления в новом качестве классического университета БелГУ осуществил прорыв и в этом направлении. В университете выросли ученые, не только защитившие докторские диссертации, но и получившие мировое признание, работающие в сотрудничестве с ведущими российскими и зарубежными центрами физических исследований. Создана современная лабораторная база, позволяющая проводить уникальные экспериментальные исследования и получать научные результаты мирового уровня, а также выполнять крупномасштабные работы государственного значения.

В БелГУ создается Центр наноструктурных материалов и покрытий мирового уровня. Центр уже укомплектован уникальным исследовательским аналитическим оборудованием (растровым ионно-электронным микроскопом Quanta 200 3D, аналитическим просвечивающим микроскопом Tecnai G2, современным рентгеновским дифрактометром, измерительным комплексом определения механических свойств материалов). В настоящее время проводятся переговоры с руководством Минобрнауки о включении Центра в проект по организации совместного Венгерско-Российского Центра нанотехнологий (наноцентры в Мишкольце и Белгороде), целями которого будут являться фундаментальные и прикладные исследования наноструктурных материалов и внедрение в производство высокотехнологичных разработок в области наноструктурного материаловедения. В центре проводятся следующие работы, значимые для Белгородской области:

– разработка технологии получения и производства опытных партий образцов наноструктурного высокопрочного технически чистого титана, не содержащего вредных для живого организма легирующих элементов, для замены широко применяемых в медицине алюминий-ванадий содержащих титановых сплавов, а также биокомпозитов на основе наноструктурного титана и его сплавов с биоинертными и биоактивными нанокристаллическими покрытиями;

– разработка техпроцессов формирования (наноструктурных) состояний в сталях, в том числе перспективных для использования в качестве материалов оболочек тепловыделяющих элементов атомных реакторов;

– определение вещественного состава горных пород, в том числе вскрышных пород горнорудных производств Курской магнитной аномалии и отходов промышленных предприятий РФ и Белгородской области.

Одно из перспективных научных структурных подразделений БелГУ – астрофизическая обсерватория, представляющая собой уникальный многофункциональный аппаратно-программный комплекс, созданный для решения образовательных, научных, хозяйственных и иных задач региона и России, включая прикладные задачи двойного назначения. Научное подразделение с таким уровнем оснащенности, укомплектованное высокопрофессиональными кадрами, является общероссийским достоянием и поэтому стало базой федерально-регионального центра аэрокосмического и наземного мониторинга природных ресурсов и объектов. Это – один из пяти центров, созданных в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002–2005 годы» и проекта Минобразования России «Создание экспериментальных площадок коллективного пользования». При этом в Центральной России БелГУ оказался единственным вузом, потенциал которого позволил ему стать участником крупномасштабного проекта, предусматривающего создание Федеральной системы оперативного контроля состояния природных ресурсов и экономически важных и/или опасных объектов Российской Федерации. На этой же базе осуществляются работы по другим федеральным целевым программам: «Ядерная и радиационная безопасность России: 2002–2010 годы», «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
в Российской Федерации: 2002 – 2005 годы».

Деятельность астрофизической обсерватории позволяет осуществлять регулярный комплексный мониторинг экосистемы региона, прогнозировать техногенные катастрофы, а также наблюдать состояние и динамику деятельности хозяйственных объектов. Например, большие перспективы имеет реализация геоинформационных систем (ГИС) «Вегетация», позволяющая осуществлять дистанционный контроль состояния посевов, лесных массивов, грунтовых вод и др. Получаемая комплексом информация не ограничивается пределами Белгородского региона. Комплекс способен принимать и анализировать информацию о территории всей Европы – от Атлантики до Урала.

Поставленные перед центром задачи определяются предстоящей революцией в управлении страной по технологии «Электронное правительство», а также условиями международного сотрудничества ведущих космических держав. Белгородскому центру отведена роль опорного звена в Центральной России при реализации данной проблемы. Основу технологии управления XXI века, которая уже сейчас отрабатывается в БелГУ, составляют создаваемые на основе цифровых карт и планов геоинформационные системы различного назначения. Мультимедийный комплекс позволяет одновременно анализировать множество объектов, оценивая их состояние, характеристики и автоматически вырабатывая несколько управленческих решений по приведению регулируемых процессов в соответствие с нормой. При подключении к мультимедийному комплексу БелГУ аналогичного комплекса в резиденции губернатора Белгородской или любой другой области Центральной России появляется возможность оперативно, в режиме телеконференции, анализировать ситуацию, принимать решение, контролировать его исполнение и, что немаловажно для России, – дезавуировать недостоверную информацию исполнителей.

Еще одним уникальным научным объектом БелГУ является Ботанический сад, в котором осуществляется научная, селекционная и учебная работа по изучению биологического разнообразия растительного мира. Ботанический сад представлен девятью разделами: дендрарий, питомник, садоводство, цветоводство, лекарственные травы, степная растительность, лесопарк, редкие виды, зимний сад. На базе Ботанического сада открыто Белгородское региональное отделение Русского ботанического общества, что явилось признанием научной общественностью России значимости результатов исследований, проводимых учеными биолого-химического факультета и ботанического сада БелГУ.

Входящий в состав Ботанического сада Зимний сад располагается на высоте 30 метров, что делает его уникальным. Он служит учебной и научной базой для студентов, аспирантов и преподавателей. Проводимые в Зимнем саду исследования направлены на разработку технологии высадки и ухода за растениями, взятыми из различных климатических зон. На шестнадцати клумбах Зимнего сада произрастают более 300 видов редких и экзотических растений.

С учетом потребностей развития инновационной деятельности функционирует инновационно-технологический центр «Стратегическая инициатива» Белгородского государственного университета, что позволяет проводить научные исследования в вузах области и других регионах, ориентированные на развитие наукоемкого бизнеса, на новом качественном уровне.

В технопарке ИТЦ БелГУ размещаются институт высоких технологий и центр информатизации «Матрица», разрабатывающие информационно-программное обеспечение для различных фирм и предприятий; центр нанотехнологий, специализирующийся на создании и тиражировании технологий электроискрового легирования материалов и готовых изделий с целью повышения поверхностной твердости и износостойкости деталей и узлов различного оборудования (в первую очередь для металлургических предприятий) и другие научно-производственные подразделения. Благодаря важной составляющей технопарка ИТЦ – бизнес-инкубатору, в Белгородской области планируется создать 5–7 тысяч рабочих мест.

Организация работы инновационно-технологического центра БелГУ способствует увеличению в регионе выпуска наукоемкой продукции, повышению занятости и доходов населения области; увеличению в составе населения территории доли лиц, занимающихся высококвалифицированным трудом и получающих, соответственно, более высокие доходы.

Белгородский государственный университет активно участвует в мероприятиях по программе «Старт», инициированной Министерством образования и науки России и государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. По программе «Старт» Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере поддержано 5 проектов. В результате создано
5 малых наукоемких предприятий: «Матрица», «Универсум», «ВМВ-Медицина», «Асклепия».

С 2001 по 2005 годы в университете выполнено 1387 научно-исследовательских тем, финансируемых из внешних источников и средств университета, общим объемом финансирования 255 206 тыс. руб.


(за последние 3 года – 236 131,7 тыс. руб.). Среднегодовой объем финансирования составляет более 51 млн. руб. в год.

Работы выполнялись по заказам Министерства образования РФ (Рособразования) – 148 тем объемом финансирования 19 510 тыс. руб., Минпромнауки России (Роснаука) – 7 тем объемом финансирования 11 140 тыс. руб., других министерств и ведомств – 3 темы объемом финансирования 1000 тыс. руб.

С 2001 по 2005 годы выполнено 470 тем за счет средств хозяйственных договоров общим объемом 118 445 тыс. руб. (за последние 3 года 361 тема объемом 113 469,6 тыс. руб.). Хоздоговорные НИР финансируются за счет средств заказчиков и носят прикладной характер.

За счет собственных средств университет в течение 5 лет осуществил работу по 439 темам общим объемом финансирования 28 892 тыс. руб. (за последние 3 года – 423 тем объемом 25 497 тыс. руб.). По грантам РФФИ за


5 лет выполнено 42 темы общим объемом 4 934 тыс. руб.; по грантам РГНФ – 28 тем объемом 2 459 тыс. руб., по зарубежным грантам – 12 тем объемом 7 821 тыс. руб.

В течение последних трех лет объем НИР на единицу ППС составил в среднем за год 83,7 тыс. руб.

За последние 5 лет издано 244 монографии, что в среднем в год составляет 5,4 монографии в расчете на 100 человек ППС с учеными степенями и званиями.

В течение 5 лет наблюдается стабильное увеличение подготовленных преподавателями университета научно-методических изданий. Так, только в 2005 г. было издано 214 учебников и учебных пособий, из них 22 – с грифами УМО и Рособразования. За последние 5 лет изданы 961 учебник и учебное пособие, из них 135 с грифами федеральных органов исполнительной власти, УМО и НМС, что в расчете на 100 человек ППС с учеными степенями и званиями в год составляет 3 учебника.

На данный момент в университете функционируют 6 докторских и
1 кандидатский диссертационные советы, в которых разрешено принимать к защите диссертации по 14 специальностям, в том числе 1 региональный диссертационный совет (г. Воронеж). За период с 2001 года по 2005 год в диссертационных советах университета защищено 311 диссертаций – 26 на соискание ученой степени доктора наук и 285 – на соискание ученой степени кандидата наук.

Анализ показателей изобретательской и патентно-лицензионной работы за рассматриваемый период показал, что в университете было создано 76 охраноспособных объектов промышленной собственности. Для охраны прав университета на них были поданы заявки в Федеральный институт промышленной собственности. В результате университетом было получено 59 охранных документов, в том числе: 41 патент на изобретения,


14 патентов на полезные модели, 2 патента на промышленный образец и свидетельство на товарный знак БелГУ. Зарегистрировано 5 программ для ЭВМ. По решению НЭС поддерживается 23 патента. Осуществляется регистрация экспертных заключений на открытую публикацию статей в журналах и представление докладов на конференциях.

За 2001 – 2005 годы преподаватели БелГУ приняли участие в 1600 научных, научно-практических мероприятиях различного уровня в России и за рубежом. На базе БелГУ было проведено 92 конференции российского и международного уровня. По итогам участия опубликовано более 7700 научных статей, из них 489 в зарубежных изданиях.

В университете создаются условия для научной работы студентов, пробуждения у них интереса к научно-исследовательской работе. Разработанная в университете специальная программа приобщения студентов к научной деятельности включает в себя, прежде всего, отбор перспективных абитуриентов по результатам различных олимпиад и специальной работы приемной комиссии университета. Когда перспективный учащийся поступает в университет, в качестве личного наставника его встречает доктор наук соответствующего профиля, который курирует студента с первых дней пребывания в университете и вплоть до получения ученой степени. Такие студенты получают повышенную стипендию. Для них и других желающих приобщиться к научной деятельности организована работа школы молодого исследователя. Результатом предпринятых усилий по организационной и финансовой поддержке научной деятельности студентов является представление ими только в 2004–2005 гг. 507 докладов на конференциях и семинарах различного уровня, участие в 29 проектах, финансируемых Минобрнауки России, получение четырех патентов. С целью стимулирования и поддержки научно-исследовательской деятельности молодежи в БелГУ проводится внутриуниверситетский студенческий и аспирантский конкурс грантов.

В университете создано студенческое научное общество. Деятельность СНО регулируется управлением НИР и контролируется научно-экспертным советом университета.

В научно-исследовательской работе принимают участие 33% студентов очной формы обучения. На развитие научно-исследовательской деятельности студентов за 4 последних года затрачено 1 204,8 тыс. руб. из собственных средств университета.

В университете в течение последних трех лет проводятся различные конкурсы. В 2003 и 2004 годах университет стал головным вузом в Белгородской области по организации конкурса грантов Министерства образования РФ на проведение научных исследований молодыми учеными, аспирантами, студентами. Разработана система стимулирования научных исследований и разработок профессорско-преподавательского состава и студентов университета.



Белгородский государственный университет – единый социально-воспитательный комплекс. В университете осуществляется комплекс мероприятий по созданию для студентов, преподавателей и сотрудников необходимых социальных условий.

Университет располагает шестью общежитиями общей площадью 39395 кв. м., Молодежным культурным центром со зрительным залом на 730 мест, дискозалом, тренажерным залом. Современное комфортабельное общежитие на 1100 мест построено на территории нового университетского городка. Это – информационно-технологичное здание с телефонной сетью (телефонный аппарат – в каждой комнате), кабельным телевидением и телекоммуникационной сетью, подключенной к Интернету. В каждой секции – по две комнаты, с кухней, душевой и туалетом. Детская игровая комната, пункт проката, парикмахерская – это далеко не полный перечень инфраструктуры быта, позволяющей создать достойные условия жизни студенческим семьям, для которых это общежитие, в первую очередь, предназначено.

На основе инновационных инвестиционных подходов за полгода возведено здание 52-квартирного жилого дома для профессоров университета и приглашенных специалистов. Это – доброе продолжение усилий губернатора, подарившего университету два жилых дома для преподавателей и сотрудников. В ближайших планах – строительство дома для молодых преподавателей.

На базе бывшего санатория-профилактория БелГУ (в зданиях общежитий №1, №3) открыт Центр семейной медицины, включающий девять структурных подразделений: отделение врачей общей (семейной) практики; санаторий-профилакторий с дневным стационаром на 90 койко-мест; отделение социально-психологической помощи; медико-юридический кабинет; физиотерапевтическое отделение; стоматологическое отделение; отделение клинической нейровертебрологии (с 2005 года); лабораторное отделение; столовая лечебно-диетического питания с фитобаром. Центр круглосуточно обслуживает студентов, преподавателей и сотрудников университета, а также членов их семей (всего около 15 тысяч человек) по принципу оказания медико-санитарной помощи семейными врачами.

Социально-бытовые условия в университете представлены комбинатом питания, включающим: 3 столовые, 11 буфетов, 2 студенческих кафе, кафе-бар, студенческий дискобар; медицинским обслуживанием обучающихся, преподавателей и сотрудников: осуществляется бесплатное медицинское страхование, имеются 2 здравпункта, работает аптека, проводится ежегодное организованное флюорографическое обследование студентов, преподавателей и сотрудников.

В 2004 году на берегу реки Нежеголь в сосновом бору открыт лечебно-профилактический комплекс университета для оздоровления и отдыха сотрудников и студентов.

На земельном участке университета площадью 80 га разбит природный парк, продолжается строительство комплекса сооружений и дорог. Финансирование строительства и развития ботанического сада осуществляется за счет средств экологического фонда области.

В университете сложилась достаточно многосторонняя и эффективная система социальной защиты студентов, преподавателей и сотрудников, которая финансируется из внебюджетных средств, фонда обязательного медицинского и социального страхования и некоторых других источников.



      С 01.09.2005 года производится доплата работникам университета по должностям в процентах к окладу: профессор – 130%; доцент – 80%; другие категории – 60%. Установлен размер единоразовой выплаты по случаю рождения ребенка (работникам, студентам и аспирантам университета) с 01.01.2005 года в размере 5000 руб., а с 01.01.2006 года – в размере до 10000 руб. Размер ежемесячной выплаты многодетным семьям работников университета (имеющим трех и более детей) составляет 1000 руб. на каждого ребенка до достижения ими возраста 22 лет.

В социальный пакет входит также поддержка ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним тружеников тыла, сложившаяся система премий, разовых выплат, оказания материальной помощи, оплата летнего отдыха преподавателей и студентов (до 1000 человек ежегодно).

      В социальный пакет для сотрудников университета входят также компенсация расходов на лечение при проведении сложных операций, приобретение дорогостоящих лекарств, финансовая поддержка преподавателей, защищающих докторские и кандидатские диссертации, социальное страхование жизни работников университета, строительство жилья для докторов наук и молодых ученых университета.

Воспитательная работа в БелГУ строится на основе тесной взаимосвязи учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности.

Руководство социально-воспитательной работой осуществляет проректор по социально-воспитательной работе. В университете возрожден институт кураторства. В 2001 году в университете создано управление социально-воспитательной работы, на каждом факультете есть заместитель декана по социально-воспитательной работе.

В университете разработан ряд локальных актов по воспитательной работе (концепция воспитательной работы, положение о кураторе студенческих групп, положение о студенческом совете, положение об Ассоциации выпускников).

Функции реализации воспитательной деятельности возложены на управление социально-воспитательной работы, которое непосредственно через кураторов групп, студсоветы, кафедры осуществляет проведение мероприятий.

В университете развивается студенческое самоуправление. В структуру студенческого самоуправления входят студенческий совет БелГУ, профсоюзная организация, студенческие советы факультетов, студенческие советы общежитий. Организация работы в данном направлении возложена на Студенческий совет университета.

Ежегодно в университете разрабатывается план реализации воспитательных мероприятий. В рамках этого плана в течение учебного года проводится более 150 мероприятий, в которых принимают участие студенты всех факультетов. Традиционными стали «День знаний», «День учителя», Рождественские балы, игры КВН, «Посвящение в студенты», «Первокурсные жемчужинки», встречи с писателями, артистами, спортсменами, учеными. В Молодежном культурном центре работает 15 творческих коллективов художественной самодеятельности с общим количеством участников 275 человек.

Большое внимание в университете уделяется физкультуре и спорту. Спортивно-массовая работа ведется по 16 видам спорта. Спортивный клуб университета организует и проводит спартакиады между факультетами, фестивали физической культуры и спорта, Дни здоровья, внедрено проведение физкультминуток во время учебных занятий. Сборные команды университета принимают участие в областной и городской универсиадах по 11 видам спорта. В 2004–2005 учебном году университет впервые занял
1 общекомандное место среди вузов области. Впервые на спортивной базе университета был организован и проведен Всероссийский чемпионат по настольному теннису, в котором приняли участие 28 команд из ведущих вузов России.

Сегодня в новом студенческом городке строятся корпуса спортивного комплекса им. Светланы Хоркиной, выпускницы факультета физической культуры университета – двукратной олимпийской чемпионки, трехкратной чемпионки мира, многократной чемпионки Европы и России, кандидата педагогических наук.

Студенты университета занимаются в секциях: волейбола, баскетбола, гимнастики, плавания, легкой атлетики, лыжного спорта, футбола, мини-футбола, атлетической гимнастики, ориентирования, тенниса, туризма, кик-боксинга, пулевой стрельбы, шахмат, настольного тенниса, конного спорта. Среди наших выпускников – чемпионы и призеры Олимпийских игр, чемпионы мира, Европы и России: Юрий Куценко, Светлана Хоркина, Юрий Ермоленко, Сергей Тетюхин, Евгения Никонова, Константин Белоусов, Валентин Новиков и другие.

БелГУ гордится женской волейбольной командой «Университет», выступающей в суперлиге России, которая в 2001 году стала серебряным призером, в 2002 году – бронзовым призером первенства России по волейболу и, без сомнения, принесет нам новые победы. Наши студенты и выпускники – основные игроки в составе мужской волейбольной команды «Локомотив-Белогорье», неоднократные чемпионы и призеры России, чемпионы Европы среди клубных команд.

Молодежный культурный центр объединяет творческую молодежь университета. В нем расположены киноконцертный зал, оборудованный по последнему слову техники, танцевальный и диско-залы, в которых проводятся общеуниверситетские и факультетские вечера, конкурсы, концерты. При Молодежном культурном центре существует более
15 творческих коллективов: арт-студия «Вереск» – неоднократный лауреат областных и международных конкурсов и фестивалей; студия современного танца «Данс Хаос»; ректорский духовой оркестр; танцевальный коллектив «Ангел» и др. В МКЦ работает дизайн-студия «Экстрим», где изготавливают эксклюзивные сценические костюмы для любого праздника.

На сцене МКЦ выступают крупные ученые, знаменитые политики, осуществляют свои постановки самые популярные театры нашей страны.



Белгородский государственный университет в единой информационной образовательной среде региона. Сегодня в университете насчитывается около 1400 персональных компьютеров. Занятия и самоподготовку студентов обеспечивают 34 компьютерных класса.

Официальный сайт БелГУ содержит около 8000 гипертекстовых страниц. Его наличие способствует максимальной открытости информации для всех заинтересованных лиц. Общее количество сайтов подразделений


вуза – 26. Ежемесячно создается более 150 страниц. Разработаны и опубликованы английская, испанская и китайская версии сайта. Всего в университете насчитывается 29 локальных сетей, которые интегрированы в единую интрасеть.

Развивается единая телекоммуникационная система университета. Количество зарегистрированных пользователей Интернет в 2005 году составило более 2000 человек. В учебном процессе все активнее используются новые информационные технологии.

Накоплен опыт создания и применения электронных средств обучения в подготовке специалистов: начат эксперимент по использованию в учебном процессе системы дистанционного обучения «СТ-курс» на основе мультимедиа и Интернет-технологий; ежегодно проходит конкурс электронных учебных пособий. Лучшие из них размещены в интрасети вуза и доступны каждому студенту и преподавателю.

Развивается единая информационная система университета: БелГУ подключен к российской научно-образовательной сети RBNet, и расширены каналы доступа в Интернет.

Между университетом и залом заседаний областного суда создан скоростной канал передачи данных, установлено видеооборудование, позволяющее осуществлять прямую трансляцию судебных заседаний. Преподаватели и студенты юридического факультета могут просматривать в режиме реального времени судебные заседания и использовать полученную информацию в учебном процессе.

Интрасеть вуза объединяет 14 зданий и корпусов. Осуществлен переход Научной библиотеки БелГУ на информационные автоматизированные технологии: оборудовано 60 автоматизированных мест для пользователей в читальных залах библиотеки, обеспечивающих доступ к различным российским и зарубежным базам данных (электронным версиям журналов лучших академических издательств мира «SPRINGER», «KLUWER», «ACADEMIC PRESS» и др.; ресурсам компании EBSCO Publishing, American Chemical Society, The American Physical Society, фонду диссертаций Российской государственной библиотеки, ресурсам Университетской информационной системы «РОССИЯ», компании «Русс портал» РУБРИКОН, Ассоциации региональных библиотечных консорциумов АРБИКОН и др.

В Научной библиотеке университета создан виртуальный читальный зал Российской государственной библиотеки, позволяющий обеспечить доступ преподавателей, аспирантов и студентов к электронной базе диссертаций, содержащей более 70 тыс. электронных версий научных исследований.

Общий фонд библиотеки БелГУ в настоящее время составляет 1 млн. 13 тыс. 785 экземпляров. Объем фонда учебной литературы составляет по количеству экземпляров – 54%; по количеству названий – 44% от всего фонда. Объем фонда учебно-методической литературы составляет по количеству экземпляров – 7%, по количеству названий – 4% от всего фонда. Объем фонда научной литературы составляет по количеству экземпляров – 30%, по количеству названий – 48% от всего фонда. Объем фонда художественной литературы составляет по количеству экземпляров – 7% от всего фонда.

В 2005 году на пополнение и обновление библиотеки вузом затрачено 30 млн. рублей.

Объем фонда основной учебной литературы с грифом Минобразования России, других федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении высшие учебные заведения, и учебно-методических объединений вузов России составляет по блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин – 64 %, общих математических и естественнонаучных дисциплин – 65%, общепрофессиональных и специальных дисциплин – 62%. Обучающиеся полностью обеспечены дополнительной литературой.

Поиск информации о документном фонде библиотеки по профилю образовательных программ осуществляется по электронному каталогу, который состоит из 5 баз данных: «Книги», «Статьи», «Диссертации», «Электронные учебники», «CD, видео, аудио» и насчитывает свыше 60 тыс. записей. Формируется фонд электронных изданий, создается Электронная библиотека университета.

Реальная обеспеченность обучающихся основной учебной литературой по блокам дисциплин составляет в среднем: по общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам – 0,8; естественнонаучным и математическим дисциплинам – 0,8; общепрофессиональным и специальным дисциплинам – 0,8. Обеспеченность рекомендуемой учебно-методической литературой на 1 обучающегося в среднем по дисциплинам цикла составляет 0,5.

В университете создана техническая платформа информатизации научной, учебной и организационной деятельности вуза, обеспечена база дистанционного обучения, созданы структурные, хозрасчетные и коммерческие подразделения – управление информатизации, опорные центры информатизации: факультет КНИТ, Астрофизическая обсерватория, Планетарий, учебно-научный Центр информатизации, Центр компьютерного обучения, Институт высоких технологий, Центр дистанционного обучения. В университете накоплен опыт создания и применения электронных средств обучения в подготовке специалистов, каждому обучающемуся обеспечена возможность доступа к современным информационным базам в соответствии с направлением подготовки.

Разработку и внедрение в учебный процесс программно-методических учебных комплексов осуществляют преподаватели кафедр при поддержке сотрудников Центра дистанционного обучения и специалистов управления информатизации.

В университете накоплен фонд компьютерных обучающих и контролирующих программ. В учебном процессе используются около 30 лицензионных программных продуктов. Кроме сертифицированных программ в учебный процесс включены компьютерные программы, электронные учебники и презентации, подготовленные преподавателями вуза.


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа развития белгородского государственного университета на период 2006 2010 гг. Белгород 2006
469.92kb.
2 стр.
ИМ. Г. Р. Державина города тамбова
373.75kb.
3 стр.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения
1077.12kb.
7 стр.
Организация объединенных наций e
577.82kb.
5 стр.
Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта Кондакова Е. А., 2006 цели и задачи курса
493.25kb.
4 стр.
Отчет по материалам социологического исследования Мониторинг (этап 2006 г.) Москва, 2006 Печатается по решению
2034.59kb.
14 стр.
Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта Панкрухин А. П., 2006 цели и задачи курса
456.37kb.
7 стр.
491 от 7 июня 2006 г. О дополнении перечня проектов на 2006 год федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010 годы)», финансируемых за счет средств федерального бюджета, выделяемых по направлению расходов «прочие нужды»
244.18kb.
1 стр.
Программа развития школы (новая редакция) на 2006 2010 гг
629.63kb.
5 стр.
Решение Минского областного Совета депутатов 29. 09. 2006 №226
1772.66kb.
9 стр.
Программа экономического и социального развития Псковской области на 2006 2010 годы
4353.83kb.
17 стр.
Программа «Кадры 2006-2010 годы»
4154.98kb.
20 стр.