№
n\n
|
№урока
|
Тема урока
|
Тип урока
Форма
проведения
|
Оборудование урока
|
Дата
|
Практические работы
10
1ч-2 2ч-4
3ч-2 4ч-2
|
Дом.
задание
|
Фактический срок прохождения
|
Цель курса
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
|
1.
|
1.
|
Введение.
|
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний, многообразие источников географической информации. Уметь описывать основные источники географической информации.
|
Урок изучения нового материала
Рассказ. Работа с картой учебником
|
Атласы, учебники, презентация на интерактивной доске
|
|
Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации. (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями)
|
|
|
2.
|
1
|
Раздел I. Мировая суша
|
Дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».
|
Суша в океане
1час
|
Урок изучения нового материала.
Конкурс знатоков географических
|
Атласы, интерактивные карты портреты путешественников, путешествий
Презентация
|
|
|
Пар 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел II. Литосфера 5 часов
|
«Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Уметь оценивать и прогнозировать: по карте литосферных плит изменения очертания материков и океанов в отдаленном будущем, изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках. Называть типы земной коры. Основные тектонические структуры , мировые центры месторождений полезных ископаемых , сейсмически опасные территории.
|
3.
|
1.
|
Геологическое время
|
Урок изучения нового материала
Беседа,
практикум
|
Карта строения земной коры, физическая карта мира, демонстрационная таблица «Геохронологическая таблица»,
|
|
Определение по картам направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет.
|
Пар.2
Задания на стр.24
|
|
4.
|
2
|
Строение земной коры
|
Комбинир. урок
Беседа,
практикум
|
Физическая карта мира, карты строения земной коры, атласы, мультимедиа
Презентация
|
|
|
Пар 3,
|
|
5.
|
3.
|
Литосферные плиты и современный рельеф
|
Комбинированный урок практикум
Беседа, практикум
|
Физическая карта мира, карты строения земной коры, атласы, мультимедиа
Презентация
|
|
|
Пар.4
Сложные вопросы №1
|
|
6.
|
4
|
Платформы и равнины
|
Комбинированный урок
Беседа, практикум
|
Презентация
|
|
«Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые». №1
|
Пар5
|
|
7.
|
5
|
Складчатые пояса и горы
|
Комбинированный урок
Беседа
Практикум
|
Презентация
|
|
|
Пар6.
Тест стр50
|
|
|
|
Раздел 111. Атмосфера – воздушный океан 4 часа
|
дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.
|
8.
|
1..
|
Пояса планеты
|
Урок изучения нового материала
Беседа,
практикум
|
Климатическая карта мира, таблицы, схемы.
Презентация
|
|
|
Пар.7 стр.54
|
|
9
|
2.
|
Воздушные массы и климатические пояса
|
Комбинир.
урок
Беседа,
практикум
|
Физическая карта полушарий. Глобус, оборудование для опыта: воронка, стакан, вода
Мультимедиа.
|
|
Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира №2
|
Пар.7
Записи в тетрадях, индивид. задан:
Характерист. географ. объектов
|
|
10
|
3.
|
Климатообразующие факторы.
|
Комбинир.
урок
Урок -практикум
|
Климатическая карта мира, карта «Климатические пояса мира», физическая карта мира
|
|
|
Пар.8.
|
|
11.
|
4.
|
Обобщение по теме «Атмосфера»
|
Урок повторения и закрепления
|
|
|
|
Составить вопросы для самоконтроля и взаимного контроля
|
|
12
|
1.
|
Гидросфера IV
Мировой океан- синяя бездна 4 часа
Мировой океан и его части.
|
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
|
Урок изучения нового материала
Беседа,
практикум
|
Карта полушарий, карта океанов, мультимедиа «География. Наш дом – Земля» 7кл.
Презентация
|
|
Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
|
Пар-10
|
|
13.
|
2.
|
Движение вод мирового океана
|
Комбинированный Беседа,практикум
|
Карта полушарий
|
|
|
Пар.11,
|
|
14.
|
3.
|
Органический мир океана
|
Комбинированный Беседа, практикум,
|
Презентация
|
|
|
Пар.12
|
|
15.
|
4.
|
Особенности отдельных океанов
|
Комбинированный Беседа, практикум,
|
Презентация
|
|
|
Пар.13
|
|
16
|
1.
|
Биосфера V.
Геосфера- живой организм
(2часа)
Географическая оболочка.
|
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.
|
Урок изучения нового материала
|
Карта растительности и животного мира, карта природных зон
Презентация
|
|
Анализ схем круговоротов вещества и энергии.
|
Пар14
|
|
17
|
2
|
Зональность географической оболочки
|
Комбинир.
Урок
Беседа, практикум
|
Карта природных зон, атласы, задания на карточках
Презентация
|
|
Установление по тематическим картам атласа связей между типами климата и природными зонами. №3
|
Пар.15
|
|
18.
|
1.
|
Человек VI
4 часа
Освоение Земли человеком.
|
Комбинированный урок
Беседа, практикум
|
Карта «Народы мира», карта «Плотность населения мира», атласы;
мультимедиа
|
|
|
Пар.16.
|
|
19
|
2
|
Охрана природы
|
Комбинированный урок
Беседа
|
|
|
|
|
|
20
|
3
|
Население Земли
|
Урок изучения нового материала
Беседа, практикум
|
Политическая карта мира
Презентация
|
|
Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.
|
|
|
21.
|
4
|
Страны мира
|
Комбинированный
Беседа, практикум
|
Политическая карта мира
|
|
|
|
|
22.
|
|
Обобщение и контроль знаний по теме «Земля - уникальная планета»
|
Урок – зачет
|
Карточки индивид. с заданиями
|
|
|
Составить блоки для взаимного контроля
|
|
|
|
Раздел VII. Материки и океаны.
(48 часов)
|
Научить объяснять особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов., особенности расового этнического состава населения, различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран, различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях, особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, отдельных стран. Научить детей описывать географическое положение объектов, компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков, крупнейших стран мира и некоторых ландшафтов стран, объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ, особенности материальной и духовной культуры крупных народов. Научить определять (измерять) географическую информацию по картам различного содержания, называть или показывать важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран. Показывать крупнейшие , густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира., основные культурно – исторические центры страны их столицы и крупные города, ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности. Знать меры по охране атмосферы , вод океанов и суши.
|
|
|
|
23.
|
1
|
Африка (10 часов)
ГП
История исследования
|
Комбинированный
Беседа, практикум
|
Физическая карта Африки
|
|
«Определение географических координат крайних точек, протяженность. Обучение определения географического положения материка».№4
|
Пар.20
Задание по контурной карте
|
|
24.
|
2
|
Геологическое строение и рельеф Африки
|
Комбинированный
Беседа, практикум
|
Физическая карта Африки
Презентация
|
|
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и полезны ископаемых.
|
Пар.21
|
|
25.
|
3
|
Климат Африки
|
Комбинированный
Беседа, практикум
|
Климатическая карта Африки
Презентация
|
|
|
Пар.22
|
|
26.
|
4
|
Гидрография Африки
|
Комбинир.
Урок
Беседа,
практикум
|
Физическая карта Африки
Презентация
|
|
|
Пар.23
|
|
27
|
5
|
Разнообразие природы Африки
|
Комбинир.
Урок
Беседа,
практикум
|
Природные зоны Африки
Презентация
|
|
|
Пар24
Сообщения
|
|
28
|
6
|
Разнообразие природы Африки
|
Комбинир.
Урок
Беседа,
практикум
|
Природные зоны Африки
Презентация
|
|
|
Пар 24
|
|
29
|
7
|
Население Африки .
|
Комбинированный практикум
|
Карта полушарий. Физическая карта Африки.
|
|
|
Пар. 25
|
|
30
|
8
|
Регионы Африки:
Северная и Западная Африка
|
Комбинированный
Урок -игра
|
Карта строение земной коры, физическая карта Африки, контурная карта
|
|
Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке. №5
|
Пар.26
|
|
31
|
9.
|
Регионы Африки:
Центральная, Восточная и Южная Африка
|
Комбиниров.
урок
|
Политическая акрта Африки
|
|
|
Пар.27
|
|
32
|
10.
|
Урок обобщающего повторения. Географический диктант.
|
Комбинированный
Беседа,
практикум
|
Физическая карта Африки, климатическая карта, таблицы
|
|
|
|
|
33
|
1.
|
Австралия и Океания. (5часов)
Географическое положение. История открытия.
|
Изучение нового материала
Беседа,
практикум
|
Презентация « Австралия», атлас, список номенклатурных объектов, справочно – информационный материал, физическая карта Австралии.
|
|
Сравнение географического положения Австралии и Африки. Определение черт сходства и различия основных компонентов природы. №6
|
Пар.28.
Работа с контурной картой
|
|
34
|
2.
|
Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды.
|
Комбинир.урок
Беседа,
практикум
|
Климатическая карта, диаграммы, трафаретыф с контурами материка
|
|
|
Пар.29
|
|
35
|
3.
|
Особенности природы Австралии
|
Комбинированный
Урок -путешествие
|
Мультимедиа. Презентация «Своеобразие органического мира Австралии», карта природных зон. Таблицы «Растительный и животный мир материков»
|
|
|
Пар.30.
|
|
36
|
4.
|
Население и хозяйство Австралии. Австралийский Союз.
|
Комбинир.урок
Беседа,
практикум, работа с учебником,
|
Атласы, карта населения, плотности населения, комплексная карта
|
|
|
Пар.31
|
|
37
|
5.
|
Океания. Природа, население, страны.
|
Урок изучения нового материала
Беседа,
практикум
|
Мультимедиа, презентация «Океания»., атласы, физическая карта полушарий
|
|
|
Пар.32
|
|
38
|
1
|
Антарктида 2 часа
ГП История открытия
|
Урок освоения новых знаний и умений
|
Карта полушарий, карта Антарктиды, таблицы «Растительный и животный мир материков»
|
|
|
Пар 33
|
|
39
|
2
|
Особенности природы Антарктиды
|
Урок освоения новых знаний и умений
|
Презентация
|
|
|
Пар 34
|
|
40
|
1.
|
Южная Америка (8 часов)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.
|
Комбинированный
Урок - практикум
|
Физическая карта полушарий, физическая карта Южной Америки.
|
|
«Определение черт сходства и различия географического положения Африки и Южной Америки».№7
|
Пар.35
Подписать объекты береговой линии
|
|
41
|
2.
|
Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.
|
Урок изучения нового материала
Беседа,
практикум
|
Карта строения земной коры, физическая карта Южной Америки. Справочно-информационный материал «Высочайшие вершины» и «Действующие вулканы», мультимедиа
|
|
|
Пар.36, обозначение географических объектов на контурной карте
|
|
42
|
3.
|
Климат и факторы его формирования .
|
Комбинированный
Беседа,
практикум
|
Карта климатических областей мира, климатическая карта Южной Америки, раздаточный материал с климатограммами, трафареты Южной Америки
|
|
|
Пар.37 определить к какому типу климата относятся климатограммы, приведенные в учебнике, инд. Задания: подготовить сообщения о животном и растительном мире пресных водоемов Ю. Америки
|
|
43
|
4.
|
Внутренние воды материя Ю.Америка
|
Комбинирован.
урок
Беседа,
практикум
|
Физическая карта Ю.Америки
|
|
|
Пар.38, обозначить на контурной карте водные объекты , подготовить сообщение о представителях животного мира Ю.Америки
|
|
44
|
5.
|
Природные зоны Ю.Америки
|
Комбинированный исследовательская работа
|
Мультимедиа, карта природных зон Юж.Америки
Табицы «Растительный и животный мир матпериков»
|
|
Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
|
Пар.39,
|
|
45
|
6.
|
Население Ю.Америки
|
Комбинированный беседа, практикум
|
Политич.карта Ю.Америки, контуры стран Ю.Америки, раздаточный материал со справочными данными
|
|
«Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.»
|
Пар.40
|
|
46
|
7.
|
Страны Ю.Америки
|
Комбинированный
Беседа,
практикум
|
Политическая карта мира, хрестоматии. энциклопедия
|
|
|
Пар. 41
Повторить материал раздела
|
|
47
|
8.
|
Урок обобщающего повторения и контроля знаний по теме «Ю.Америка»
|
Урок повторения и обобщения знаний
|
|
|
|
Индивидуальные задания: подготовить кроссворды по изученной теме
|
|
48
|
1.
|
Северные материки. Северная Америка (9часов)
Географическое положение Северной Америки. История открытия материка и исследования.
|
Комбинированный
Беседа,
практикум
|
Карта полушарий или физическая карта мира, физическая карта С.Америки, справочно -информационный материал Мультимедиа: Презентация «Северная Америка»
|
|
|
Пар.42
обозначение береговой линии на Конт.картах
|
|
49
|
2.
|
Рельеф и полезные ископаемые С.Америки
|
Комбинированный
Беседа, практикум
|
Физическая и тектоническая карты, раздаточный справочный материал , карточки с названиями форм рельефа, презентация «Северная Америка»
|
|
|
Пар.43
|
|
50
|
3.
|
Климат Северной Америки.
|
Комбинированный
Беседа с целью установления причинно-следственных связей
|
Карта климатических поясов и обастей мира, климатическая карта Северной Америки, трафареты с кнтурами материка, раздаточный материал,
|
|
«Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения».№8
|
Пар.44
инд. задания-доп.материал о реках и озерах Америки
|
|
51
|
4.
|
Внутренние воды С.Америки.
|
Комбинированный урок
В форме беседы, практикум
|
Физическая карта Северной Америки, справочные таблицы, мультимедиа
|
|
|
Пар.45, работа на контурных картах, обозначение географ.объектов, изуч. на уроке
|
|
52
|
5.
|
Разнообразие природы Северной Америки
|
Комбинированный
формирования и совершенствования ЗУН
|
Мультимедиа, таблицы «Растительный и животный мир материков», карта природных зон С.Америки
|
|
|
Пар 46
Инд. задания составить презентацию по желанию (одна из природных зон)
|
|
53
|
6.
|
Население .
|
Комбинированный
Самостоятельная работа
|
Политическая и физическая карты Северной Америки, карта народов мира, карта плотности населения., карта владений Англии. Франции, Испании в 18 в., источники дополнительной информации, книги, хрестоматии
|
|
Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
|
Пар.47
подготовить материал о разных странах материка)
|
|
54
|
7.
|
Страны Северной Америки.
|
Комбинированный Беседа,
практикум
|
Карты атласа
|
|
|
Пар.48
Повторить
Материал раздела
|
|
55
|
|
Обобщающее повторение по теме «Северная Америка»
|
Урок повторения и закрепления
викторина
тестирование
|
|
|
|
|
|
56
|
1.
|
Евразия. (12часов)
Физико-географическое положение Евразии. Исследования Центральной Азии.
|
Изучение нового материала
Беседа, практикум
|
Физическая карта Евразии
Презентаия
|
|
|
Пар.49,
Обозначить на контурной карте географические объекты береговой линии материка
|
|
57-58
|
2.-3
|
Рельеф и полезные ископаемые Евразии.
|
Комбинированный
Беседа,практикум
|
Физическая карта полушарий и Евразии, настенная контурная карта Евразии. Раздаточный справочно- информационный материал, списки номенклатуры.
|
|
|
Пар.50
Работа на контурной карте.
|
|
59
|
4
|
Климат Евразии.
|
Комбинированный урок
В форме беседы,практикума
|
Климатическая карта, физическая карты Евразии, раздаточный материал с климатическими диаграммами.
|
|
Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
|
Пар.51
Индивидуальные задания: сообщения о реках и озерах Евразии
|
|
60-
|
5
|
Внутренние воды материка Евразия. Реки.
|
Комбинированный
Беседа,практикум
|
Презентация
Физическая карта Евразии, раздаточный материал для модульного урока, справочно-информационный материал.
|
|
|
Пар.52
Подготовка к уроку конференции по теме: Природные зоны Евразии.
|
|
61-62-
|
6.7
|
Природные зоны Евразии.
|
Комбинированный
Беседа, практикум
|
Мультимедиа, презентация «Природные зоны мира», таблицы «Растительный и животный мир материков, карта природных зон мира
|
|
«Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения».№9
|
Пар53
Инд.задания: народы Евразии
|
|
63
|
8
|
Население Евразии.
|
Комбинированный
Самостоятельная работа
|
Задания для учащихся на карточках, карта плотности населения, народы мира
|
|
|
Пар.54
Инд.задания по странам Азии
|
|
64
|
9
|
Регионы Европы
|
Комбинированный
Беседа
практикум
|
Политическая карта Африки
|
|
|
Пар 55
|
|
65
|
10
|
Регионы Азии Юго-Западная и Восточная Азия
|
Комбинированный
Урок-семинар
|
Карта комплексная, физическая , карта регионов
|
|
«Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам» №10
|
Пар.56 (индивид.)
Сообщения о странах и народах, по желанию – презентации в электронном виде
|
|
66.
|
11
|
Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия
|
Комбинированный
Беседа
практикум
|
Карта комплексная , физическая , карта регионов
|
|
Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Азии
|
Пар.57
(индивид)
подготовка к обобщающему уроку
|
|
67.
|
12.
|
Обобщение и контроль знаний по теме «Евразия».
|
Урок проверки знаний
|
Раздаточный материал с задачами
|
|
|
|
|
68
|
1.
|
Природа и общество (2часа)
|
Комбинированный
Урок образования понятий установления причинно –следственных связей, объяснения законов
|
Презентация
|
|
|
Пар 58
Подготовить сообщения о проявлениях экологического кризиса , о том, как решаются экологические проблемы на различных материках
|
|
69.
|
2.
|
Центры происхождения культурных растений
|
Комбинированный
Урок- конференция
|
справочно- информационный материал
|
|
|
Пар.58
|
|
70.
|
3.
|
Контроль и коррекция знаний учащихся по географии материков и океанов. .
|
Контрольное тестирование и работа над ошибками
|
Разноуровневые тесты
|
|
|
|
|
Впервые весь комплект учебников по географии для средней школы написан единым авторским коллективом, поэтому его отличают преемственность материала, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата. Учебники географии представляют собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета.
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования.
Проанализировав программу, я сделала небольшие изменения в количестве часов, выделенных на изучение материков. На изучение Южной Америки- 8часов вместо 9 по программе. На изучение Евразии 12 вместо 11 по программе.
Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Составлено по
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
1. Планета, на которой мы живем.
2. Материки планеты Земля.
Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».
Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.
Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.
Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:
- регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Учебное пособие: География. Материки и океаны: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010.
Альтернативное учебное пособие: Учебник для общеобразовательных учреждений В.А Раковская, И.В. Душина, В.А Щенёв.-М: Дрофа, 2004
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов учебного времени или 2 часа в неделю.
Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, практические работы. Практические работы, выделенные жирным курсивом в тематическом планировании являются контрольными или итоговыми, за них выставляются оценки в журнал. (10 оценочных практических работ)
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.
материк, океан, часть света, остров.