Главная
страница 1

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины Корпоративная социальная политика для направления 080100.62 подготовки бакалавра




Федеральное государственное автономное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

« Высшая школа экономики

Факультет экономики


Программа дисциплины

Корпоративная социальная политика

для направления 080100.62- Экономика

подготовки бакалавра

Автор программы: Романов П.В., д.соц. н., профессор, pvromanov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры Социально-экономических систем и социальной политики «___»____________ 2011 г


Зав. кафедрой Н.Е.Тихонова _______________________
Рекомендована секцией УМС «Экономическая теория» «___»____________ 2011 г
Председатель О.И.Ананьин
Утверждена УС факультета Экономика «___»___________2011 г.
Ученый секретарь Т.В.Коссова ________________________

Москва, 2011


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100.62–Экономикаподготовки бакалавров изучающих дисциплину «Корпоративная социальная политика».

Программа разработана в соответствии с РУП:


  • направления 080100.62 – Экономика подготовки бакалавров, утвержденным в 2010 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Корпоративная социальная политика» являются выработка у учащихся знаний в области эволюции и современного состояния корпоративной социальной политики, ее структуре, экономических и внеэкономических факторах (этических, социальных, правовых, культурных), определяющих ее функционирование, а также развитие у учащихся навыков по анализу особенностей функционирования механизмов социальной ответственности на уровне отдельной компании, отрасли, региона и страны и умений по оценке эффективности внутренней и внешней корпоративной социальной политики.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать конфигурацию и роль различных региональных, национальных и наднациональных структур, определяющих направления и характер корпоративной социальной политики на уровне отдельной компании и отрасли; современные тенденции в сфере этического бизнеса, транспарентности и социальной отчетности;

Уметь выделять основные направления корпоративной социальной политики в соответствии с экономическими приоритетами развития компании и запросами государства, местного сообщества; анализировать модели принятия решений в сфере корпоративной социальной политики в ключе современных требований корпоративного управления;

Иметь навыки оценки эффективности различных подходов и стратегий внутренней и внешней корпоративной социальной политики в рамках экономического и социального развития компании, вклада компаний в устойчивое развитие и практической экспертизы такого развития.


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин, является курсом по выбору для студентов 3его курса.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Философии, экономической истории, общей социологии, организационной психологии, российской экономике, отечественной истории, демографии

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

для освоения материалов данного курса студенты должны обладать представлениями об эволюции этических представлений о взаимодействии между бизнесом и обществом, особенностях функционирования и процессах конвертации человеческого, социального и культурного капиталов, взаимоотношениях государства, бизнес-предприятия и гражданина, социальных правах, нематериальных активах, устойчивом развитии, системе прав человека, включая социальные права, ограничениях рыночного и государственного механизмов распределения благ, корпоративном управлении и группах интересов на предприятии, социальном климате и организационной культуре компании.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

современная политическая экономия, социоэкономика, международная экономика


5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Теоретические принципы корпоративной социальной политики: экономические аспекты

16

6







10

2

Экономическое развитие в Европе и СШАи трансформация корпоративной социальной политики

12

2







10

3

Развитие корпоративной социальной политики в России

16

6







10

4

Вклад корпоративной социальной политикив оптимизациюбизнес развития компании

14

4







10

5

Основные направления социального инвестирования в компании

16

6







10

6

Макрорегуляторыустойчивого развития предприятий

14

4







10

7

Оценка эффективности корпоративной социальной политики

18

8







10







106

36







70



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3ий год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Эссе










*

1,2 тыс. слов, 6 недель с начала модуля

Итоговый

Зачет











*

Письменный экзамен (тест) продолжительностью 40 мин

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Итоговая оценка определяется как сумма оценок активности на занятиях, оценки за эссе и на зачете с учетом весовых коэффициентов. Оценка по зачету (финальному тексту) составляет 40 баллов, шкала перевода баллов к стандартному 10-балльному оцениванию имеет следующий вид:


Баллы теста

Баллы оценки

28-30

10

25-27

9

22-24

8

19-21

7

16-18

6




13-15

5




10-12

4

7-9

3

4-6

2

1-3

1



7Содержание дисциплины



Тема 1. Теоретические принципы корпоративной социальной политики: экономические аспекты

6 часов аудиторной работы,

Корпоративное управление. Концепция «корпоративного эгоизма» (М. Фридман), «компания собственников» - экономические основания корпоративного эгоизма. Концепция корпоративного альтруизма, экономические факторы, влияющие на формирование «компании участников». Концепция «разумного эгоизма». Жизнеспособность организации – концепция тройной нижней грани, неэкономические факторы экономической жизнеспособности (Д.Элкингтон). Интересы различных групп интересов (стейкхолдеров) в формулировании приоритетов корпоративной социальной политики. Типология режимов социального государства (Г.Эспинг-Андерсен). Этапы развития корпоративной социальной ответственности в ХХ веке (Фредерик и Грюниг): социальная ответственность фирм, корпоративная социальная ответственность, корпоративная социальная способность к реагированию, корпоративной социальной нравственность, социальный разум. Неоклассические, менеджералистские и государственнические интерпретации социальной ответственности. Корпоративное гражданство. Глобальное корпоративное гражданство.
10 часов самостоятельной работы

Самостоятельная работа посвящена изучению ключевых аналитических моделей корпоративного управления, анализу структуры стейкхолдеров современных российских компаний, и концепции этического бизнеса в услових международной конкуренции.


Литература по разделу (ридер)

Абрамов Р.Н. Корпоративная социальная ответственность как пример организационного изоморфизма в условиях глобализации//Журнал исследований социальной политики, 2005, Том 3, №3, с.327-347

Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать: Наша позиция / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007.C.218-284

Шевчук А.В. Социальная роль бизнеса в моделях корпоративного управления // СПЭРО, № 2. Зима 2005. с.17-27.


Дополнительная литература

Волк Е. Принципы корпоративного управления в США // Журналъ для акционеровъ. 1997. № 12. С.34-47

Дятлов А.Н., ПлотниковМ.В.Общий менеджмент. Раздел этика бизнеса 2004 http://ecsocman.edu.ru/db/msg/203213.html

Кондратьев В. Модели корпоративного управления: проблемы эффективности, социальной ответственности и конкурентоспособности // Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М. 2004. С. 57-78.

Миловидов В. Корпоративное гражданство как способ «социальной конкуренции» // Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М. 2004. С. 11-38.

Перегудов С. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. - М.: Наука 2003.с.56-63.

Романова О.А., Ткаченко И.Н. Социальная ответственность корпораций: опыт территориального исследования // Экономическая наука современной России. №2, 2001. с.33-46.

Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и создание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 134-141.

Frederick W. C. Corporation, be good: the story of corporate social responsibility. Indianapolis, IN: DogEarPublishing, 2006.P.63-78

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: Лекция, кейс стади с использованием визуального стимульного материала (фильма «Корпорация») доступного для самостоятельного просмотра и комментирования. Задание содержит требование по анализу негативных эффектов корпоративного эгоизма для окружающей среды, экономики и общества).


Интернет ресурсы:

Фильм «Корпорация» (видео фрагменты выложены в YouTubehttp://www.youtube.com/watch?v=Pin8fbdGV9Y)


Тема 2. Экономическое развитие в Европе и США и трансформация корпоративной социальной политики

2 часа аудиторной работы,

Европейская промышленная революция и трансформация экономики промышленного производства. Экономические эффекты занятости детей, женщин на капиталистических предприятиях. Сверхэкспуатация, развитие правового регулирования в сфере труда. Роль протестантизма в формировании социальной ответственности предпринимателей. Западноевропейская экономика филантропической деятельности. Социальный утопизм промышленников и религиозных деятелей – «Утопия» Т.Мора, «Новый Ланарк» Р.Оуэна, «Фаланстеры» Ш.Фурье. Кэтбери – квакерское предприятие с высокой социальной ответственностью, рост развитие экономики в Бурнвилле. Англосаксонская и рейнская модели капитализма. Логика корпоративного управления (модель «группы интересов» и модель «акционеров»). Роль институциального оформления хозяйственного процесса. Отделение дома от работы и собственности от управления. Роль профсоюзного движения в Европе на экономику предприятий. Социальное страхование. Бисмаркианская модель социальной политики – создание ориентированного на предприятия социального страхования. Государство всеобщего благоденствия (welfarestate). Понятия трипартизма, корпоративизма.
10 часов самостоятельной работы

Просмотр и обсуждение фильма «Протестантская революция» (часть 4), групповая дискуссия о последствиях протестантской революции для формирования современных взглядов на корпоративную социальную ответственность, комментарии и дискуссия в Живом Журнале.




Обязательная дитература (Ридер)

Беликов И. Мировые тенденции развития корпоративной социальной ответственности и отчетности: уроки для российских компаний // Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М. 2004. С.39-56.

Исаев М. Скандинавская модель взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества. // Бизнес и политика. 1995. № 2. С.15-24

Малинкин А. Рейнский капитализм // Отечественные записки. 2003. № 3 (12) с.78-92

Frederick W. C. Corporation, be good!: the story of corporatesocialresponsibility. Indianapolis, IN: DogEarPublishing, 2006.P.135-143
Дополнительная литература

Альбер М. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998. С. 85–86.

Вардуль Н. В. ФРГ: дилемма социального партнерства. // Рабочий класс и современный мир. 1978. № 10.

Гутник В. Политика хозяйственного порядка в Германии. М.: Экономика, 2002. С. 124-131.

Жуплев А.В., Паффер Ш.М., Маккартни Д.Дж. Этика и социальная ответственность в американском корпоративном менеджменте // Управление персоналом. 1997. № 3. С.77-81

Шевчук А.В. Социальная роль бизнеса в моделях корпоративного управления // СПЭРО, № 2. Зима 2005. с.17-27.

Юхолинь Э. Ради бизнеса или ради блага всех? Финский подход к корпоративной социальной ответственности // Журнал исследований социальной политики. Том.4. № 1. 2006. С.215-231

Freidman M. Social responsibility of business is to increase its profits // An Introduction to Business Ethics / Chryssicies, G. and Kaler. J. (Eds). Chapman and Hall, London, 1993. P.180-191

Jackson G. The Origins of Nonliberal Corporate Governance in Germany and Japan // The Origins of Nonliberal Capitalism. Germany and Japan in Comparison / Ed. by W. Streeck, K. Yamamura. Ithaca: Cornell University Press, 2001. P.60-72
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции, презентация историко-экономических сайтов об истории бизнес-утопизма, групповая и самостоятельная работа с такими ресурсами. Обсуждение визуального стимульного материала (фильма «Протестантская революция» часть 4) доступного для самостоятельного просмотра и комментирования. Задание предполагает обсуждение религиозных и внерелигиозных основания для развития социальной политики предприятий, проявления негативных эффектов капиталистического развития с использованием теоретических материалов из ридера.
Интернет ресурсы

История Кэдбери http://www.cadbury.co.uk/EN/CTB2003/about_chocolate/history_cadbury/

Фильм «TheProtestantRevolution - Part 4: NoRestfortheWicked» (видео фрагменты выложены в VideoGooglehttp://video.google.com/videoplay?docid=-8477831376519661961#)
Тема 3. Развитие корпоративной социальной политики в России
6 часов аудиторной работы

Экономические и социальные аспекты трансформация промышленного производства и структуры рабочей силы в 19 веке (отделение дома от фабрики, «годовые», влияние сменного характера работы, фабричные общежития/казармы) (исследование Дементьева). Законодательство Российской империи, регулирующее социальную ответственность предприятий. Развитие российской благотворительности в 19- нач. 20 века. Религиозная купеческая благотворительнось (православные, иудаистские, мусульманские благоворители). Особенности социальной инфраструктуры предприятий в конце 19 – начале 20 века. Социальное страхование как основа корпоративной социальной политики. Становление системной российской благотворительности (от частных пожертвований – к благотворительным фондам). Формирование советского «соцкультбыта», зависимость советского работника от предприятия. Здравоохранение – от корпоративной к участковой медицине. Патернализм советского типа. Экономические аспекты развития социальной инфраструктуры предприятий. Экономика раздатка. Монопромышленные города, рабочие поселки. Экономическая трансформация соцкультбыта в постсоветский период – передача инфраструктуры в частные руки и на баланс муниципалитетов, приватизация и муниципализация. Этапы развития в постсоветский период – сокращение социальной инфраструктуры, ее стабилизация и оптимизация.


10 часов самостоятельной работы

Самостоятельная работа с экономико-историческими свидетельствами о социальной сфере предприятий, находящимися в открытом доступе. Комментирование и дискуссия в Живом Журнале курса


Обязательная литература по разделу (ридер)

Бартон К. Всеохватная помощь при сталинизме? Советское здравоохранение и дух государства благоденствия, 1945-1953 // Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940-1985/ Под ред. Елены Ярской-Смирновой, Павла Романова. М.: Вариант; ЦСПГИ, 2008. С.56-73

Романов П.В. Патернализм на предприятиях России // Журнал исследований социальной политики. Т. 4. №1. 2006. С.15-25

Кабалина В., Сидорина Т. Муниципализация социальной структуры в период реформ // Общество и экономика. №9. 1999. С.64-92.


Дополнительная литература

Бартон К. Здравоохранение в период позднего сталинизма и дух послевоенного государства благоденствия, 1945-1953 гг. // Журнал исследований социальной политики. Т.5. №4. 2007. С. 244-266

Дементьев Е.М. Фабрика, что она дает населению и что она у него берет Изд. 2-е. М., Изд. Т-ваИ.Д.Сытина, 1897. с.39-45

Кара-Мурза С. Г. Глава 3. Социальная сфера промышленных предприятий: особый взгляд на советский строй // Советская цивилизация. Книга 2. Часть 1. Советское государство в послевоенный период (до перестройки 1985-1991 гг.).М. : Эксмо : Алгоритм, 2004. С.315-331

Тулаева С. «Забота о героях лесного фронта»: труд и социальная политика лесопромышленных предприятий Коми в 1930-е годы // Советская социальная политика 1920–1930-х годов: идеология и повседневность / Под редакцией Павла Романова и Елены Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. С 121-136
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции, тематическое обсуждение по вопросам в живом журнале.
Тема 4. Вклад корпоративной социальной политики в оптимизацию бизнес развития компании

4 часа аудиторной работы,

Нематериальные активы предприятия. Социально-ответственное поведение как фактор развития современной компании. Человеческий капитал (Г.Беккер), инвестиции в человеческий капитал, человеческие ресурсы, экономическая отдача от инвестиций в образование, здоровье персонала. Социальная политика предприятия как экономический инструмент - формирование трудовой мотивации и лояльности, повышение привлекательности рабочего места, позитивный имидж предприятия среди работников, позитивная трудовая атмосфера на предприятии. Основная и периферийная рабочая сила — доступ к социальным гарантиям. Социальное доверие (Фукуяма). Социальный капитал. Деловая репутация. Учет и реализация различных групп интересов в процессе управления (концепция групп интересов П.Дракера). Формирование профессиональных навыков работников компаний и конкурентные преимущества. Постэкономические ценности и деловой успех. Экономические риски игнорирования социальной ответственности. Управленческие цели социальных программ. Понятие социального менеджмента. Корпоративная социальная ответственность как фактор роста биржевой стоимости компании. Факторы эффективности социального инвестирования.Устойчивое развитие.
10 часа самостоятельной работы

Проработка основной и дополнительной литературы. Самостоятельный анализ кейсов лучших практик управления внутренней корпоративной социальной политикой на основе социальных отчетов отечественных компаний из различных секторов промышленности и услуг.


Литература по разделу (Ридер)

Кошелев Р.Е. Роль системы стимулирования персонала в социальной политике предприятия и управлении человеческими ресурсами // Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 8. Октябрь 2006. С.73-88

Лефевр В.А. Социальная роль предприятий в России: объяснительные возможности термина «патернализм» // Мир России. 2008.  № 3. С. 149-169.

Подобедова Т. Управление социальными программами предприятия // Культура народов Причерноморья. 2005. N58. С. 89-95


Дополнительная литература

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. С.4-11

Романова О.А., Ткаченко И.Н. Социальная ответственность корпораций: опыт территориального исследования // Экономическая наука современной России. №2, 2001. с.23-36.

Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект // под.ред. И.Беляевой, М. Эскиндарова. М.: КноРус, 2008. С.40-56

Управление социальными программами компании Л.Н.Коновалова, М.И.Косраков, В.Н.Якимец / Под ред.: С.Е.Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. С 63-78
Интернет-ресурсы

Finding ways to measure the effectiveness of corporate contribution programs. http://www.creatingloyalty.com/


Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции, презентации, обсуждение ключевых материалов в малых группах.
Тема 5. Основные направления социального инвестирования в компании

6 часов аудиторной работы

Влияние государства на объем и направленность социальных инвестиций предприятий. Направления социального инвестирования. Внешняя и внутренняя социальная политика. Благотворительность и социальные инвестиции. Внутренняя политика. Политика доходов, жилищная политика, социальное обеспечение. Экономические инструменты – правовая социальная ответственность (уплата налогов, выплата зарплат), социальные пакеты для работников (питание, добровольное страхование, проезд), повышение квалификации, выплаты, премирование. Направления социальных расходов – работники с невысокой квалификацией, проблемы со здоровьем, потребность в жилплощади, полноценный отдых, утрата родственника, поддержка бывших работников, местное сообщество, культурные программы. Внешняя среда социальной политики компании. Объекты – неимущие, незащищенные группы, культура, местное сообщество, экологическая безопасность. Инструменты – социальные конкурсы, корпоративные благотворительные фонды, благотворительные фонды, программы, содержание коммунальных и общественных объектов, меценатство. Международные стандарты ISO, добровольная сертификация, требования по качеству рабочего места. Уровень социальной защищенности работника.
10 часов самостоятельной работы

Проработка основной и дополнительной литературы, комментарии в ЖЖ с обсуждением образов реализации внутренней и внешней социальной политики.


Обязательная литература (Ридер)

Бурджалов Ф. Социальная сфера предприятия: современная российская практика в мировом контексте. М.: ИМЭМО РАН, 2002. С.14-31

Козина И. Особенности «социально-ответственного бизнеса» российских предприятий // Журнал исследований социальной политики, том.3. № 3. 2005. С.80-94

Чубарова Т.В.Распределение социальной ответственности в обществе: социальная политика государства и функции предприятия // Куда идет Россия?М., 1996. С. 424-426.


Дополнительная литература

Василенко А.Б. Социальная ответственность бизнеса: взгляд из России // Социальная ответственность бизнеса. Корпоративная отчетность – новый фактор взаимодействия бизнеса и общества. М.: Деловой экспресс, 2004. с.75-83.

Корсаков М.И., Коновалова Л.Н., Якимец В.Н. Управление корпоративными социальными программами. М.: Ассоциация менеджеров России, 2003. С. 49-67

Перегудов С.П. Корпорации, общество, государство: эволюцияотношений. Москва: Наука, 2003. С.215-234

Социальные неравенства и социальная политика /отв.ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова. М: Наука, 2008. с.340-350

Сосновый А. Компенсационный пакет: содержание, структура, особенности создания // Московский психологический журнал. №8. 2004. С.61-67

Якимец В.Н. Как заставить социальные инвестиции работать на Ваш бизнес. М.: АКОС, 2007. С.91-96
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции, презентации, обсуждение газетных материалов в живом журнале.
Тема 6. Макрорегуляторы устойчивого развития предприятий

4 часов аудиторной работы,

Индексы устойчивого социального развития — «социальные» Доу-Джонс, Никкей и их вклад в международную конкурентоспособность предприятий. Корпоративная власть и социальная политика в условиях глобализации. Социальная отчетность, социальные балансы и регуляторы — интернет присутствие, социальный кодекс корпорации. Рейтинги деловой репутации. Международные некоммерческие организации (в том числе экологические — МЭНГО: Фонд дикой природы, Гринпис) и их взаимодействие с международными корпорациями в области социальной политики. Добровольная лесная сертификация – экономические и социальные аспекты. Роль Международной организации труда (МОТ) (Базовая конвенция о трудовых стандартах, Декларация о фундаментальных принципах и правах на рабочем месте, Трипартистская декларация принципов относительно мультинациональных предприятий и социальной политики), Европейского союза (Социальная хартия, GreenPaperonPromoting a EuropeanFrameworkforCorporateSocialResponsibility), Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Guidelines for Multinational Enterprises), Международнойторговойпалаты (Business Charter for Sustainable Development, Business in Society; Making a Positive and Responsible Contribution), Леснойпопечительскийсовет. Международныестандартывобластикорпоративнойсоциальнойполитики (AccountAbility 1000, ISO 14000 Management System Standards, Social Accountability 8000, Sunshine Standards for Corporate Reporting to Stakeholders), сертификацияпопринципам FSC.
10 часов самостоятельной работы

Проработка основной и дополнительной литературы. Определение ключевых параметров глобального влияния на примерах конкретных регионов\стран мира с использование открытых баз данных и источников (UNDP, World Bank)


Обязательная литература (Ридер)

Миловидов В. Корпоративное гражданство как способ «социальной конкуренции» // Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М. 2004. С. 11-38.

Социальная ответственность бизнеса. Международная юридическая фирма «FreshfieldsBruckhausDeringer» // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. №2 2005. С. 39-49

Crane A., Matten D. Business Ethics: Managing Corporate Citizenship and Sustainability in the Age of Globalization. Oxford: Oxford University Press, 2007. p. 254-256



Дополнительная литература

Жуплев А.В., Паффер Ш.М., Маккартни Д.Дж. Этика и социальная ответственность в американском корпоративном менеджменте // Управление персоналом. 1997. № 3. С.63-78

Перегудов С. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М.: Наука 2003. С. 58-72

Тысячнюк М., Кулясова А., Пчёлкина С. Роль международных общественных организаций в формировании новой социально-экологической политики // Журнал исследований социальной политики, том.3. № 3. 2005. С.115-133


Филиппова Е., Писанная Н. Европейские тенденции развития социальной ответственности компаний и стандарт процесса социальной отчетности АА1000 // Социальная ответственность бизнеса. Корпоративная отчетность – новый фактор взаимодействия бизнеса и общества. М.: Деловой экспресс, 2004. с.253-273.

Perrini F., Pogutz S., Tencati A. Developing Corporate Social Responsibility: A European Perspective. London: Edward Elgar Publishing, 2006. p.78-84



Интернет ресурсы

DowJonesSustainabilityIndex http://www.sustainability-index.com/



Индексы KLD http://www.kld.com/indexes/index.html

Domini Social Investments http://www.domini.com/

ИнститутAccountAbilityhttp://www.accountability21.net

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции, презентации, групповая дискуссия в Живом Журнале
Тема 7.Оценка эффективности корпоративной социальной политики

8 часов аудиторной работы,

Институты оценки качества и эффективности (отделы социального развития, кадровые службы, финансовые службы, центры социального мониторинга, внешние эксперты). Оценка внешних и внутренних социальных программ. Роль реципиентов социальной политики в оценке. Бизнес-эффективность социальных программ. Социальная программа, социальный проект. Критерии эффективности. Бенчмаркинг в сфере социальной политики. Результаты социальных проектов. Социальное влияние проекта. Типы и формы оценки. Качественные и количественные инструменты оценки. Индикаторы эффективности корпоративной социальной политики. Мониторинг, опросные методы, экспертные оценки, анализ отчетности, этнографии на предприятии. Отчетность по социальным проектам (подразделения, операторы благотворительности, клиенты). Социальный аудит. Оценки рисков, преимуществ и оптимизация социальных проектов. Оценка PR эффектов. Рейтинги деловой репутации. Востребованность оценки.
10 часов самостоятельной работы

Проработка основной и дополнительной литературы. Комментирование фрагментов медийных материалов на темы успеха\неуспехапрограмм корпоративной социальной политики социальной политики.


Обязательная литература (Ридер)

Балакирев Вл.Оценка влияния корпоративных социальных программ в России: ситуация, постановка задачи // Организация, № 3-4 (20/21), 2005. стр. 65-77

Ивченко С.В. Оценка влияния корпоративных социальных и благотворительных программ на

показатели основной деятельности компании: обзор зарубежного опыта // Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. СПб: Летний сад, 2003. С.115-128

Bafabanis G.. Phillips H. and Lyall J. Corporate social responsibility and economicperfomiance in the top British companies: aretheylinked?//European Business Review, Vol. 98 No. 1,1998.pp. 25-44.
Дополнительная литература

Кондратьев В. Модели корпоративного управления: проблемы эффективности, социальной ответственности и конкурентоспособности // Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М. 2004. С. 57-78.

Беликов И. Мировые тенденции развития корпоративной социальной ответственности и отчетности: уроки для российских компаний // Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М. 2004. С.39-56.

Информационная открытость социальной политики российских компаний. – М.: Ассоциация менеджеров 2004. С.26-41

Социальная ответственность компании: практическая польза для бизнеса. М.: АМР, 2002. С.63-78
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: лекции, презентации, обсуждение ключевых материалов в малых группах.

8Образовательные технологии


Работа по курсу опирается на материалы, выложенные в открытом доступен на сайте курса в виде слайдов лекций, ссылок на тексты и ридера. Для подготовки и проведения занятий используются интернет ресурсы. В ходезанятийстудентыработаютнадобсуждениемтекстов в малыхгруппах, проводятобсужденияпредложенныхтекстов, видеоматериалов и вопросов в ЖивомЖурналекурса.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Цель эссе – продемонстрировать понимание сущности и сравнительных преимуществ (ограничений) корпоративной социальной политики в разных организационных и более широких социально-политических и социально-экономических контекстах.

Эссе должно сдаваться в установленные сроки. В случае болезни студента и других препятствующих обстоятельств, подтвержденных документально, срок сдачи работы сдвигается на время действия этих обстоятельств. При немотивированной задержке сдачи работ оценка за них независимо от срока опоздания. Время приема ограничивается сроком сдачи работ, выполненных в соответствии с поставленными задачами. Несданные работы оцениваются в 0 баллов. Работы, содержащие значительные по объему (до 30%) идентичные с работой другого автора фрагменты и/или грубые нарушения правил цитирования (плагиат), оцениваются в 0 баллов. Выполненные работы сдаются в бумажном виде. Идентичная бумажной электронная копия обязательно высылается в указанные сроки сдачи работ по электронному адресу курса, который сообщается дополнительно.

Основу эссе должен составить перечень не менее семи определений выбранного термина, взятых из любых специальных источников (учебники, словари, статьи, монографии, Интернет-источники и т.п.), или не менее трех компаний, стран, если речь идет о сравнительном анализе отчетности или регулирования. Найденные определения следует сгруппировать по сходству позиций авторов; результаты необходимо снабдить краткими комментариями о том, в чем состоит сходство полученных группировок и различия между ними.

В случае сравнительного анализа компаний\стран необходимо составить собственную классификацию, указать существенные сходства и различия между объектами сравнения и связать с теориями, обсуждавшимися в рамках курса.

Любые дословно воспроизводимые текстовые фрагменты должны быть заключены в кавычки и снабжены ссылками на источник. Любые сведения, взятые из какого-либо источника, должны снабжаться ссылками на источник. Ссылки оформляются по стандартам, принятым в ГУ ВШЭ (см. соответствующие правила).

Комментарии, выводы и обобщения к эссе имеют авторский характер и должны обладать признаками оригинальности. Объем работы: 1200 слов


9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Что включает в себя понятие «социальная ответственность бизнеса» или «корпоративная социальная ответственность»?

Что такое этика бизнеса?

Что включает в себя корпоративная социальная политика?

Какие виды этики бизнеса выделяет А.Кэррол?

В чем состоит дилемма экономической эффективности и блага в развитии бизнес организаций?

Каким образом в условиях современной рыночной экономики регулируются отношения между государством и бизнесом?

В чем состоит концепция корпоративного эгоизма М.Фридмана?

В чем выражается корпоративная социальная ответственность в «компании собственников»?

Кто принимает ключевые решения в «компании участников»?

Что такое «корпоративный альтруизм»?

Как обосновывается концепция «разумного эгоизма» бизнес организации?

В чем проявляется такое свойство организации, как жизнеспособность и как оно связано с социальной политикой?

Сформулируйте концепцию «тройной нижней грани» Д.Элкингтона?

В чем заключается идеология промышленного патернализма?

Определите основные группы стейкхолдеров корпорации и их интересы в формулировании приоритетов социальной политики компании

Какой вклад вносит в глобальное неравенство корпоративная социальная политика?

Из каких этапов состоит эволюция корпоративной социальной ответственности в 20 в. по мнению Фредерика?

В чем состоят особенности концепции корпоративного гражданства?

Какими общими с другими странами и особенными чертами отличалась промышленная революция в России в 19 веке?

Какие экономические факторы обусловили формирование социальной инфраструктуры в первые советские годы?

Социальная политика предприятий и экономическая политика 20-х-30-х годов (трудармии, НЭП)

Как развивался советский «соцкультбыт»?

В каком направлении развивалась социальная инфраструктура предприятий в постсоветский период?

Влияние экономических процессов, обусловивших индустриализацию, на быт и условия жизни рабочих в 19 веке

В чем состояли основные тенденции развития европейского трудового законодательства?

Какие регуляторы национального законодательства влияют на рост или снижение корпоративной благотворительности?

Особенности социальной ответственности бизнеса в англосаксонской модели капитализма

В чем состоит социальная ответственность в рейнской модели капитализма?

В чем состоят различия модели «групп интересов» и модели «акционеров» и как они отражаются на приоритетах корпоративной социальной политики?

Какие преимущества социальная политика предприятия дает для управления человеческими ресурсами?

В чем состоят основные черты концепции человеческого капитала Г.Беккера?

Каковы преимущества инвестиций в нематериальные активы предприятия?

Определите значение лояльности работников для экономической эффективности предприятия?

Какое значение имеет дифференциация рабочей силы на основную и периферийную для социальной политики предприятия?

Какое влияние оказывают постэкономические ценности на деловой успех?

Основные черты внутренней социальной политики предприятий

В чем состоят особенности политики доходов предприятий?

Социальный пакет, типы социальных пакетов

В чем суть концепции устойчивого развития на предприятии, в регионе?

Как концепция устойчивого развития влияет на развитие социальной политики предприятий?

Социально ответственный финансовый рынок

Индексы устойчивого социального развития, этические индексы

Влияние международных организаций гражданского общества на этическое предпринимательство, социальную политики предприятий

Международные инициативы, направленные на развитие корпоративной социальной политики

Стандарты социальной ответственности в Европейском сообществе

Социальная корпоративная отчетность, значение и требования к отчетности

политики?

Какие способы оценки эффективности социальной политики предприятия существуют?

Какие критерии эффективности социальной политики на предприятии существуют?

В чем состоят различия между социальными и экономическими эффектами реализации социальных программ?

Виды оценки социальных программ

Для чего нужна оценка социальной политики предприятия?

Кто формулирует запрос на оценку корпоративной социальной политики и как используются результаты оценки?

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Эссе оценивается путем суммирования баллов по отдельным критериям оценки – указывается максимальное число баллов по каждому из критериев : 2 балла - Оформление ( соблюдение требований по объему, оформлению работы, титульного листа, названию файла, оформление ссылок и сносок); 2 балла. Адекватность социально-экономического анализа релевантных понятий, сюжетов, проблем корпоративной социальной политики; 1 балл - Структурированность, логичность (наличие подразделов, ясной структуры, логики); 3 балла - Оригинальность (глубина, оригинальность анализа, наличие содержательных выводов), использование теоретических подходов социальной политики; 2 балла - Стиль (научный стиль изложения, умение выразить мысль). По итогам критерии суммируются в общую оценку по эссе – Оэссе.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях, учитывая активность студентов занятиях, в дистантном обсуждении в Живом Журнале. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Итоговый контроль проводится на зачете, где рассматриваются основные вопросы, изученные в ходе курса. Зачет проводится в виде теста, оценивается по 10-балльной шкале.

Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете (по тесту):



итоговый = 0,41·Озачет + 0,42·Оэссе+ 0,24·Оаудиторная)
10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовые учебники


Базового учебника по курсу нет, для подготовки к занятиям и проработки тем курса рекомендуются к использованию слайды презентаций по курсу, доступные в формате pdfна сайте курса и ридер, подготовленный для учащихся из текстов, важных для освоения, также доступный на сайте в формате pdf.

10.2Основная литература


(ридер)

Абрамов Р.Н. Корпоративная социальная ответственность как пример организационного изоморфизма в условиях глобализации //Журнал исследований социальной политики, 2005, Том 3, №3, с.327-347

Балакирев Вл.Оценка влияния корпоративных социальных программ в России: ситуация, постановка задачи // Организация, № 3-4 (20/21), 2005. стр. 65-77

Бартон К. Всеохватная помощь при сталинизме? Советское здравоохранение и дух государства благоденствия, 1945-1953 // Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940-1985/ Под ред. Елены Ярской-Смирновой, Павла Романова. М.: Вариант; ЦСПГИ, 2008. С.56-73

Беликов И. Мировые тенденции развития корпоративной социальной ответственности и отчетности: уроки для российских компаний // Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М. 2004. С.39-56.

Бурджалов Ф. Социальная сфера предприятия: современная российская практика в мировом контексте. М.: ИМЭМО РАН, 2002. С.14-31

Ивченко С.В. Оценка влияния корпоративных социальных и благотворительных программ на

Исаев М. Скандинавская модель взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества // Бизнес и политика. 1995. № 2. С.15-24

Кабалина В., Сидорина Т. Муниципализация социальной структуры в период реформ // Общество и экономика. №9. 1999. С.64-92.

Козина И. Особенности «социально-ответственного бизнеса» российских предприятий // Журнал исследований социальной политики, том.3. № 3. 2005. С.80-94

Кошелев Р.Е. Роль системы стимулирования персонала в социальной политике предприятия и управлении человеческими ресурсами // Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 8. Октябрь 2006. С.73-88

Лефевр В.А. Социальная роль предприятий в России: объяснительные возможности термина «патернализм» // Мир России. 2008.  № 3. С. 149-169.

Малинкин А. Рейнский капитализм // Отечественные записки. 2003. № 3 (12) с.78-92

Миловидов В. Корпоративное гражданство как способ «социальной конкуренции» // Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М. 2004. С. 11-38.

Подобедова Т. Управление социальными программами предприятия // Культура народов Причерноморья. 2005. N58. С. 89-95

показатели основной деятельности компании: обзор зарубежного опыта // Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. СПб: Летний сад, 2003. С.115-128

Романов П.В. Патернализм на предприятиях России // Журнал исследований социальной политики. Т. 4. №1. 2006. С.15-25

Социальная ответственность бизнеса. Международная юридическая фирма «FreshfieldsBruckhausDeringer» // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. – №2 2005. – С. 39-49

Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать: Наша позиция / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. C.218-284

Чубарова Т.В.Распределение социальной ответственности в обществе: социальная политика государства и функции предприятия // Куда идет Россия?М., 1996. С. 424-426.

Шевчук А.В. Социальная роль бизнеса в моделях корпоративного управления // СПЭРО, № 2. Зима 2005. с.17-27.

Bafabanis G.. Phillips H. and Lyall J. Corporate social responsibility and economicperfomiance in the top British companies: aretheylinked?//European Business Review, Vol. 98 No. 1,1998.pp. 25-44.

Crane A., Matten D. Business Ethics: Managing Corporate Citizenship and Sustainability in the Age of Globalization. Oxford: Oxford University Press, 2007. p. 254-256

Frederick W. C. Corporation, be good!: the story of corporatesocialresponsibility. Indianapolis, IN: DogEarPublishing, 2006. P.135-143



10.3Дополнительная литература


Альбер М. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998. С. 85–86.

Бартон К. Здравоохранение в период позднего сталинизма и дух послевоенного государства благоденствия, 1945-1953 гг. // Журнал исследований социальной политики. Т.5. №4. 2007. С. 244-266

Беликов И. Мировые тенденции развития корпоративной социальной ответственности и отчетности: уроки для российских компаний // Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М. 2004. С.39-56.

Вардуль Н. В. ФРГ: дилемма социального партнерства. // Рабочий класс и современный мир. 1978. № 10.

Василенко А.Б. Социальная ответственность бизнеса: взгляд из России // Социальная ответственность бизнеса. Корпоративная отчетность – новый фактор взаимодействия бизнеса и общества. М.: Деловой экспресс, 2004. с.75-83.

Волк Е. Принципы корпоративного управления в США // Журналъ для акционеровъ. 1997. № 12. С.34-47

Гутник В. Политика хозяйственного порядка в Германии. М.: Экономика, 2002. С. 124-131

Дементьев Е.М. Фабрика, что она дает населению и что она у него берет Изд. 2-е. М., Изд. Т-ваИ.Д.Сытина, 1897. с.39-45

Дятлов А.Н., ПлотниковМ.В.Общий менеджмент. Раздел этика бизнеса 2004 http://ecsocman.edu.ru/db/msg/203213.html

Жуплев А.В., Паффер Ш.М., Маккартни Д.Дж. Этика и социальная ответственность в американском корпоративном менеджменте // Управление персоналом. 1997. № 3. С.77-81

Жуплев А.В., Паффер Ш.М., Маккартни Д.Дж. Этика и социальная ответственность в американском корпоративном менеджменте // Управление персоналом. 1997. № 3. С.63-78

Информационная открытость социальной политики российских компаний. – М.: Ассоциация менеджеров 2004. С.26-41

Кара-Мурза С. Г. Глава 3. Социальная сфера промышленных предприятий: особый взгляд на советский строй // Советская цивилизация. Книга 2. Часть 1. Советское государство в послевоенный период (до перестройки 1985-1991 гг.). М. : Эксмо : Алгоритм, 2004. С.315-331

Кондратьев В. Модели корпоративного управления: проблемы эффективности, социальной ответственности и конкурентоспособности // Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М. 2004. С. 57-78.

Кондратьев В. Модели корпоративного управления: проблемы эффективности, социальной ответственности и конкурентоспособности // Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М. 2004. С. 57-78.

Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект // под.ред. И.Беляевой, М.Эскиндарова. М.: КноРус, 2008. С.40-56

Корсаков М.И., Коновалова Л.Н., Якимец В.Н. Управление корпоративными социальными программами. М.: Ассоциация менеджеров России, 2003. С. 49-67

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. С.4-11

Миловидов В. Корпоративное гражданство как способ «социальной конкуренции» // Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность. М. 2004. С. 11-38.

Перегудов С. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М.: Наука 2003. 56-63

Перегудов С. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М.: Наука 2003. С. 58-72

Перегудов С.П. Корпорации, общество, государство: эволюцияотношений. Москва: Наука, 2003. С.215-234

Романова О.А., Ткаченко И.Н. Социальная ответственность корпораций: опыт территориального исследования // Экономическая наука современной России. №2, 2001. с.33-46.

Романова О.А., Ткаченко И.Н. Социальная ответственность корпораций: опыт териториального исследования // Экономическая наука современной России. №2, 2001. с.23-36.

Сосновый А. Компенсационный пакет: содержание, структура, особенности создания // Московский психологический журнал. №8. 2004. С.61-67

Социальная ответственность компании: практическая польза для бизнеса. М.: АМР, 2002. С.63-78

Социальные неравенства и социальная политика /отв.ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова. М: Наука, 2008. с.340-350

Тулаева С. «Забота о героях лесного фронта»: труд и социальная политика лесопромышленных предприятий Коми в 1930-е годы // Советская социальная политика 1920–1930-х годов: идеология и повседневность / Под редакцией Павла Романова и Елены Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. С 121-136


Тысячнюк М., Кулясова А., Пчёлкина С. Роль международных общественных организаций в формировании новой социально-экологической политики // Журнал исследований социальной политики, том.3. № 3. 2005. С.115-133


Управление социальными программами компании Л.Н.Коновалова, М.И.Косраков, В.Н.Якимец / Под ред.: С.Е.Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. С 63-78

Филиппова Е., Писанная Н. Европейские тенденции развития социальной ответственности компаний и стандарт процесса социальной отчетности АА1000 // Социальная ответственность бизнеса. Корпоративная отчетность – новый фактор взаимодействия бизнеса и общества. М.: Деловой экспресс, 2004. с.253-273.

Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и создание благосостояния // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 134-141.

Шевчук А.В. Социальная роль бизнеса в моделях корпоративного управления // СПЭРО, № 2. Зима 2005. с.17-27.

Юхолинь Э. Ради бизнеса или ради блага всех? Финский подход к корпоративной социальной ответственности // Журнал исследований социальной политики. Том.4. № 1. 2006. С.215-231

Якимец В.Н. Как заставить социальные инвестиции работать на Ваш бизнес. М.: АКОС, 2007. С.91-96

Frederick W. C. Corporation, be good!: the story of corporate social responsibility. Indianapolis, IN: DogEarPublishing, 2006. P.63-78

Freidman M. Social responsibility of business is to increase its profits // An Introduction to Business Ethics / Chryssicies, G. and Kaler. J. (Eds). Chapman and Hall, London, 1993. P.180-191

Jackson G. The Origins of Nonliberal Corporate Governance in Germany and Japan // The Origins of Nonliberal Capitalism. Germany and Japan in Comparison / Ed. by W. Streeck, K. Yamamura. Ithaca: Cornell University Press, 2001. P.60-72

Perrini F., Pogutz S., Tencati A. Developing Corporate Social Responsibility: A European Perspective. London: Edward Elgar Publishing, 2006. p.78-84



10.4Справочники, словари, энциклопедии


Интернет словари

Словарь Государственная политика на сайте Финам http://www.finam.ru/dictionary/wordlist000C00000B/default.asp

Словарь гендерных терминов на портале Женщина и общество http://www.owl.ru/gender/index.htm

ЭкономическийсловарьнаМирсловарейhttp://mirslovarei.com/eco

Электронный словарь терминов Управление персоналом РГГУ http://rsuh.by.ru/

Бизнес словарь http://www.businessvoc.ru/


10.5Дистанционная поддержка дисциплины


Для освоения курса используется три вида дистанционной поддержки:

  • Сайт курса на портале ГУ ВШЭ, на который загружены презентации лекций, ссылки на тематические сайты и литературу для подготовки к семинарам и написания домашней работы, инструкции по выполнению над домашней работы

  • Блог курса на livejournal.com

  • Личнаяпереписка с преподавателемпоэлектроннойпочте

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения занятий используется компьютер, проектор, звуковые колонки


Смотрите также:
Программа дисциплины Корпоративная социальная политика для направления 080100. 62 подготовки бакалавра
313.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра профиль «Статистика»
203.64kb.
1 стр.
Программа дисциплины Экономическая история для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
394.07kb.
4 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика сша»
753.51kb.
5 стр.
Программа дисциплины для направления 080100. 62 Экономика Специализация Мировая экономика подготовки бакалавра
261.13kb.
1 стр.
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 080100. 62 "Экономика" подготовки бакалавра
546.72kb.
8 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
411.4kb.
4 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
603.2kb.
5 стр.
Программа дисциплины Политика и религия для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
219.61kb.
1 стр.
Программа дисциплины Английский язык для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
588.87kb.
2 стр.
Программа дисциплины бухгалтерский учет и анализ для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
210.58kb.
1 стр.
Программа дисциплины Анализ и редактирование данных с пропусками и ошибками для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра
83.52kb.
1 стр.