Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Учитель Хвалько Елена Анатольевна. Тема урока: "Леса России" Цель урока: Сформировать у учащихся представление об особенностях природы лесной зоны, растительном и животном мире. Задачи: - Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; - познакомить с растительным и животным миром; - обратить внимание на экологические проблемы, возникающие по вине человека; - развивать познавательную активность детей, умение работать с учебным текстом, картой, схемами, умение работать в группах по принципу: «Учись сам и обучи другого» - воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за её сохранение. Оборудование: - А.А. Плешаков. Учебник "Мир вокруг нас" 4 класс, Москва: "Просвещение", 2006г., - А.А.Плешаков "Рабочая тетрадь к учебнику "Мир вокруг нас", М.: "Просвещение", 2009 г. -атлас-определитель «От земли до неба» -гербарий - карта природных зон - тест. Ход урока I. Организационный момент. 1. Мобилизующий этап. -Настроим организм на работу ! (Проводится сеанс мобилизующего дыхания, дети при этом стоят.)
2. Введение в тему урока Сегодня мы продолжаем путешествие по бескрайним просторам России. В путешествиях можно многое узнать И друзьям об этом рассказать. Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс. Но об этом немного позже. Мы не можем отправляться в новое путешествие, не приведя в систему знания, которые мы получили на прошлых уроках. 3. Нацеливание на самостоятельность в работе. Ребята, оценивать свою работу на уроке вы будете самостоятельно на оценочном листе. За содержательный, логически построенный ответ- +, за интересный заданный вопрос другой группе- +, за дополнение к ответу- + .
-В конце урока подведем итоги. II. Проверка знаний. 1)Фронтальная работа -С какими природными зонами мы с вами познакомились на прошлых уроках? Некоторые ребята будут работать с тестами - По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом занятии? (Это была зона тундры) - Покажите на карте и расскажите о географическом положении тундры. (зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей) -Каковы природные (климатические) условия в тундре? (Природные условия очень суровые: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.)
- Представьте себе, что вы - растения тундры. Зима. Очень холодно. Вы наклонились очень низко к земле, чтобы не замёрзнуть. Спите под толстым одеялом снега, вам тепло и уютно. (дети показывают сон растений под снегом) Но вот пришла весна. Растаял снег, и растения просыпаются, поднимают свои веточки и тянутся к солнышку. (дети показывают как растения растут) Иногда в тундре даже летом дуют холодные ветры и раскачивают растения в разные стороны.(наклоны) А растения привыкли к таким условиям и, радуясь жизни, тянутся вверх.(поднимают руки вверх) Короткое лето быстро пролетает, наступают холода и растения вновь прячутся у земли под толстым слоем снега.(дети приседают) - О каких животных живущих в тундре вы хотите рассказать своим товарищам? (заслушивание сообщений подготовленных дома) -Перечислите две – три цепи питания, сложившиеся в тундре -Перечислите экологические проблемы тундры. 2)Индивидуальная работа (некоторые дети выполняют задания тестового характера) (см. приложение)
Теперь мы можем отправиться в наше новое путешествие. А куда? Догадайтесь сами. (Звучит “Музыка леса”)
У: О каком “зелёном океане” идёт речь? ( О лесе.) Почему леса названы «зелёным океаном»? Почему автор называет «зелёный океан» и тёмным и светлым? Чтобы вы хотели узнать об этой природной зоне? (ответы детей) Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока? (мнения детей) III. Сообщение темы урока. Сегодня мы совершим путешествие в зону лесов. Цель нашего путешествия – познакомиться с растениями и животными лесной зоны, и определить какова роль леса в природе и жизни человека.
-Откройте карту природных зон (с. 77), найдите лесную зону. Ваша задача за 2 минуты подготовиться и рассказать о географическом положении и природных условиях зоны лесов. У каждой группы на столе карточка – «помогайка»
Б) Фронтальная работа. (Ответы детей на вопросы. Сообщения заранее подготовленного дополнительного материала) Д: -Лесная зона показана на карте зелёным цветом. - Зона лесов находится южнее зоны тундры. - Она занимает большую площадь. - Лесная зона тянется от западных границ нашей страны нам восток. Она находится южнее зоны тундры. Зона лесов занимает 1\3 территории России. Но это не значит, что вся территория покрыта сплошными лесами, здесь много водоемов, лугов. Немалую часть люди вырубили, чтобы построить города и поселки, железные дороги, создали поля и сады - Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года. - К югу от тундры солнце выше поднимается над горизонтом, и его лучи поэтому приносят больше тепла. В результате в лесной зоне лето более теплое и длиннее, чем в тундре, зима короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста растений. Почвы в лесной зоне богаче питательными веществами, чем в тундре. - Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно–Сибирской равнинах, а так же на Среднесибирском плоскогорье. - Эта природная зона - самая большая. У.- Какие леса входят в лесную зону? (ответы детей, на доске появляется схема)
СМЕШАНЫЙ ЛЕС ШИРОКОЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС У. Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция. Попробуем мысленно пролететь на самолёте из тундры над лесной зоной. Вы наверное заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? Просторы тундры с редкими карликовыми деревьями постепенно сменяются лесотундрой с обширными болотами, островками кустарников и перелесками из сосен, елей, лиственниц. Какую роль играет лесотундра? (Это плавный переход от одной природной зоны к другой) Физкультминутка для глаз « Цветные огоньки» : Кружки красного, жёлтого, зелёного и синего цветов расположены равномерно по углам карты. Дети стоят и по команде учителя переводят взгляд с одного цветного кружка на другой. - Ребята, попробуйте объяснить, почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг? (т.к. к югу становится теплее, что благоприятно влияет на рост растений) 2. Изучение растительного и животного мира зоны И вот мы в зоне лесов. (Работа в группах.) Для более подробного изучения зоны лесов нам нужны профессионалы: ботаники, зоологи, экологи.
Переверните листы заданий и вы узнаете название вашей группы. В течение 5 минут каждая группа должна подготовить сообщение и поделиться полученными знаниями.
П
ТАЙГА
Ботаники (группа №2) Изучение смешанных и широколиственных лесов. П
Смешанные и широколиственные леса
Зоологи (группа №3) Изучение животного мира зоны лесов. П
Животный мир
Экологи (группа № 4) Изучение роли леса в природе и жизни человека. П
ри помощи учебника (с.106 - 107) и дополнительных источников изучить климат и растительный мир тайги.
(Дети работают в течение 5 минут.) Б) Фронтальная работа. 1) Заслушаем сообщение ботаников (№ 1), изучавших тайгу. В своих ответах вы должны доказать, в чем видна приспособленность растений к условиям жизни здесь. Д. -Северная часть лесной зоны покрыта хвойными лесами – тайгой. Она занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (показ гербария и иллюстраций деревьев тайги) (Названия деревьев появляются на схеме) Это высокие деревья с мощными корнями. Еловые леса мало пропускают света на поверхность земли, поэтому в лесах обычно царит полумрак, сырость. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Упавшая хвоя затрудняет рост травянистых растений. К таким условиям приспособились маленькие кустарнички – брусника, черника. Растёт здесь мох, клюква, грибы и хрупкие, нежные травы, которые не выносят яркого света. Это кислица, (ее листочки кислые на вкус), майник, седмичник. Эти травы цветут белыми цветками. Благодаря белой окраске цветков их лучше замечают в тенистом лесу насекомые - опылители. Зеленым ярким ковром покрывают почву мхи. 2) Послушаем сообщение ботаников (№2) о представителях смешанного и широколиственного леса. Д. К югу от тайги расположены смешанные и широколиственные леса. В смешанных лесах другие условия: светлее, суше и почва плодороднее. Зима в таком лесу мягче. Поэтому и растения здесь разнообразнее. Вместе с хвойными деревьями растут разнообразные лиственные берёзы, осины, ольхи и другие растения.. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Много кустарников: орешник, бересклет, жимолость. Много и трав: сныть, копытень, зеленчук, медуница и другие. И мхов гораздо меньше- слой опавших листьев мешает им расти. (показ гербария и иллюстраций деревьев тайги) (Названия деревьев появляются на схеме)
Ближе к югу становится ещё теплее. Смешанные леса сменяются широколиственными. Широколиственные леса образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими листьями. Облик широколиственного леса постоянно меняется. Весной очень много первоцветов. 3) Первичное закрепление знаний. - Какой же вывод из этого следует? Почему одни леса тёмные, а другие светлые? Д. – От того, какие деревья растут в лесу, зависит жизнь других лесных растений. – Каким образом расположены растения в любом лесу? Д. – В лесу можно проследить ярусное расположение растений - верхний шатер образуют крупные деревья (сосна, кедр) - под ним, на освещенных местах растут кустарники (смородина, малина, шиповник, можжевельник, калина) - еще ниже травы и кустарнички - 4 ярус – мхи и лишайники. Главное отличие этих лесов – многоярусность. Проблемная ситуация. Подумайте!!! Одинаковое ли ярусное положение растений в разных лесах? Физкультминутка По лесному краю Дружно мы шагаем (шаг на месте) Справа от нас – тайга.(поворот) Слева – смешанный лес. (поворот) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок (прыжки) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! (взмахи руками) Солнце над деревьями светит нам (повороты головы) Мы рады ягодам, грибам. (наклоны) 4) Слово предоставляем зоологам (№ 3). Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, птиц и насекомых. Способы питания лесных животных разные: одни питаются растениями, другие – хищники, третьи всеядны. В тайге из растительноядных обитают лоси, зайцы, белки, полосатые бурундуки. Из хищников – рысь, соболь. Ну а бурый медведь всеяден: он не прочь отведать и малины, и мёда, и кедровых орешков, и рыбы. Недаром его называют “хозяином тайги”. В хвойных лесах живут дятлы, кедровки, клесты. В широколиственных лесах обитают кабаны, зубры, благородный олень, куница. Обилие насекомых и мелких грызунов привлекает в эти леса разных птиц.Здесь обитают сова, дрозд, иволга и др. птицы. В лесах кроме зверей, птиц, насекомых живут и земноводные: лягушки, жабы; пресмыкающиеся: ящерицы, уж, гадюка. А в Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла. У. – Какие же условия благоприятствуют жизни в лесу такого разнообразия животных? Д. – В лесах благоприятные условия для жизни животных: - достаточно корма, - нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору, - густой подшерсток, плотное оперенье, подкожный жир помогает переносить сильные зимние морозы У. О животном мире леса можно говорить бесконечно…
У: А теперь общее задание для всех групп. Составьте цепи питания животных. а) кедр – белка - куница б) дуб – мышь - лиса 6) Слово предоставляем экологам ( № 4) , которые нам расскажут о роли леса в природе и жизни людей. - Какова роль леса в природе и жизни людей? (появляется схема) Значение леса: “лёгкие” планеты источник древесины источник топлива дом для грибов, растений, животных аптека место отдыха источник пищи У: Ребята, лес такой огромный, богатый. А как вы думаете существуют ли проблемы в этой природной зоне. (мнения детей) У: Правильно. Экологическая проблема существует и зоне лесов. Об этом мы поговорим с вами на следующем уроке. Задание на дом. Вы можете подготовить по желанию сообщения о животных и растениях занесённых в красную книгу. V. Закрепление изученного материала.
Читается текст “ Лесной заморочки”– описание объекта лесной полосы. Играющие, обсудив в группе, отгадывают о каком растении или животном идет речь Выигрывает та команда, которая больше отгадает объектов лесной полосы “ Лесные заморочки”: 1) “ ….. птицы, про которых принято говорить, что это наши зимние гости. Появляются они у нас осенью и первое время мало заметны, но когда обнажаются деревья и на землю ложится снег, их яркое оперение бросается в глаза”. 2) “Причудлив и красив осенний лес. И особую красоту придает ему в это время ……. Огнем горят ее гроздья среди ажурной листвы”. 3) Далеко мой стук. Слышится вокруг Червякам я враг А деревьям друг. 4) Растут на ветках группками Покрытые скорлупками. VI. Итог урока. Наше путешествие подошло к концу. - Какую цель мы ставили в начале урока? Д: Познакомиться с зоной лесов. У: Достигли ли мы её? - Какой лес называется тайгой? - Какие ещё бывают леса?
Мне очень понравилась сегодня ваша работа на уроке. Покажите оценочные листы. Успешно поработали ребята, оценившие свою работу на 4 и 5. У остальных ребят есть возможность доработать на следующем уроке. VII. Задание на дом. У. – Ученые посчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 га леса. Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов. Об этом пойдет речь на следующем уроке. А пока подумайте, что может сделать каждый из вас чтобы сохранить численность лесов. Спасибо за урок! Смотрите также: Урок по окружающему миру в 4 а классе. Учитель Хвалько Елена Анатольевна. Тема урока: "Леса России"
150.54kb.
1 стр.
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме: Леса России
78.48kb.
1 стр.
Урок по окружающему миру и английскому языку в 3 классе «Путешествие в Великобританию»
50.21kb.
1 стр.
Урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока. Пустыни. Цели урока: Сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь
38.91kb.
1 стр.
Урок по окружающему миру в 3 классе Учитель начальных классов: Андреева Н. А
150.99kb.
1 стр.
Урок биологии в 7 классе. Учитель биологии : Зимина Елена Витальевна Волоконск 2009 Тема урока: «Происхождение млекопитающих. Многообразие современных зверей»
51.43kb.
1 стр.
Урок английского языка в 4 классе (2-й год обучения, 1 урок в неделю) Учитель : Доронина Т. А. Тема урока: «Цвета» (первый урок по теме) Тип урока : творческий проект «Изготовление Рождественской открытки»
48.04kb.
1 стр.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе Тема урока: «На суше как дома»
61.84kb.
1 стр.
Трубникова елена викторовна
179.06kb.
1 стр.
Урок окружающего мира во 2а классе. Учитель: Лапшина Е. А. Тема урока: «Экосистемы» Творческая работа учащихся в парах. Урок русского языка в 3а классе
38.19kb.
1 стр.
Урок-квн в 3 классе Тема «Мой дом» Учитель английского языка Чумикова Е. А
37.24kb.
1 стр.
Урок Православной культуры в 9 классе. Учитель Давыдова Т. И. Чернянка 2006г. Давыдова Татьяна Ивановна Тема урока: «Внутреннее устройство православного храма». 9 класс. Тип урока: комбинированный. Цели урока: Образовательная 50.78kb.
1 стр.
|