Главная
страница 1страница 2


ХАНУКА:

ГРЕЧЕСКИЕ ГОНЕНИЯ И ВОССТАНИЕ МАККАВЕЕВ

ХАНУКА - ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ: ИУДАИЗМ И ЭЛЛИНИЗМ


  • Что произошло в Хануку?

  • В чем состоял конфликт эллинизма и иудаизма?

  • Благодаря чему ханукальные чудеса были увековечены?

  • Символика Меноры и исходящего от нее света

Содержание


Хронология

Что произошло в Хануку?

В чем суть конфликта между эллинизмом и иудаизмом?

Расхождение в мировоззрениях между иудаизмом и эллинизмом

Гонения греческих властей

Исторические корни освящения Меноры – Тора о Хануке

Скрытая причина греческих гонений

Преданность Торе – причина ханукального чуда




Хронология


3408 / 352 до н.э. Построение Второго храма

319 до н.э. Начало греческого владычества в Иудее

199 до н.э. Правитель Сирии, Антиох ΙΙΙ устанавливает власть над Иудеей

175 до н.э. Начало правления Антиоха ΙV

168 до н.э. Осквернение Храма Антиохом IV

165 до н.э. Освобождение Храма

Чудо Хануки

140 – 36 до н.э. Правление Хашмонаим

36 – 68 до н.э. Правление Римских губернаторов и

династии Ирода

3862 / 68 н.э. Разрушение Храма Иродом

Что произошло в Хануку?



1. Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 21б – о чуде Хануки.


Что такое Ханука?... Когда греки захватили Храм, они осквернили все масло для светильника. После победы Хашмонаим они искали масло и нашли только один кувшин, запечатанный печатью первосвященника. В нем было масла лишь на один день, но произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год в эти дни был установлен праздник благодарения и прославления Всевышнего.

מאי חנוכה... שכשנכנסו יוונים להיכל טמאו כל השמנים שבהיכל וכשגברה מלכות בית חשמונאי ונצחום בדקו ולא מצאו אלא פך אחד של שמן שהיה מונח בחותמו של כהן גדול ולא היה בו אלא להדליק יום אחד נעשה בו נס והדליקו ממנו שמונה ימים לשנה אחרת קבעום ועשאום ימים טובים בהלל והודאה.


2. Рамбам Законы о Хануке, 3:1.


Во времена Второго Храма греческие цари издали жестокие указы, запрещавшие веру Израиля, не позволяли изучать Тору и исполнять заповеди. Они грабили евреев и преследовали их, ворвались в Храм и осквернили его. Они жестоко притесняли Израиль, пока Всевышний не спас его от преследований. Тогда усилились Хашмонаим, семейство первосвященников, и спасли Израиль от врагов и поставили царя из священников. После этого на двести лет Израиль стал независимым – вплоть до разрушения Второго Храма.

בבית שני כשמלכו יון גזרו גזרות על ישראל ובטלו דתם ולא הניחו אותם לעסוק בתורה ובמצות ופשטו ידם בממונם ובבנותיהם ונכנסו להיכל ופרצו בו פרצות וטמאו הטהרות וצר להם לישראל מאד מפניהם ולחצום לחץ גדול עד שריחם עליהם אלהי אבותינו והושיעם מידם והצילם.


3. Иосиф Флавий Иудейские древности, Книга двенадцатая


Глава пятая

4. Два года позже, именно в сто сорок пятом году [селевкидской эры], в двадцать пятый день того месяца, который у нас называется кислевом, у македонян же апеллаем, в течение сто пятьдесят третьей олимпиады, царь во главе огромного войска вступил в Иерусалим и обманным образом овладел городом, выдав свой приход за совершенно мирный. Но на этот раз он не пощадил даже тех, которые впустили его в город, ввиду находившихся в храме богатств; побуждаемый своим корыстолюбием и намереваясь ограбить храм, в котором он заметил множество золота и прочие столь дорогие жертвенные приношения, он решился нарушить данное тем людям слово. Итак, он совершенно ограбил храм, не пощадив даже священной утвари, золотых светильников, золотого алтаря, трапезы и жертвенников, и даже не отказался от занавесей, вытканных из виссона и пурпура; равным образом опустошил он и тайную сокровищницу и тем вверг иудеев в большое горе. К тому же он запретил им совершение ежедневных жертвоприношений, которые они по закону приносили Господу Богу. Затем он совершенно разграбил город, причем часть жителей перебил, других же вместе с женами и детьми взял в плен, так что более десяти тысяч человек стало рабами. Лучшие здания города он предал пламени и, срыв городские стены, укрепил находившийся в нижней части города холм, называвшийся Акрою. Этот холм был высок и господствовал над храмом; поэтому-то царь и укрепил его высокими стенами и башнями и поместил тут македонский гарнизон. Кроме того, в этой крепости остались также безбожники из народа и все гнусные люди, которые причинили своим согражданам много бедствий. Затем царь поставил на месте, где происходили жертвоприношения, алтарь и заклал на нем свинью, т. е. животное, которое как по божеским, так и по человеческим законам считалось у иудеев недозволенным.

Вместе с тем он принудил их отказаться от почитания своего Бога и навязал им его собственных богов, которым иудеи должны были в каждом городе и каждом селении посвящать рощи и воздвигать алтари; на последних, по его приказанию, они обязаны были ежедневно приносить в жертву свиней. При этом царь запретил также иудеям совершать обряд обрезания над мальчиками и грозил наказанием всякому, кто решился бы ослушаться этого запрещения. С этой же целью он назначил особых надзирателей, на обязанности которых лежало принуждать евреев к исполнению всех этих предписаний. И действительно, много иудеев, отчасти добровольно, отчасти из страха перед угрожающим наказанием, стали исполнять эти царские повеления. Однако наиболее выдающиеся и благородные из иудеев не обращали внимания на царя, ставя исполнение издревле установленных обычаев выше наказания, которым тот угрожал за ослушание, и потому ежедневно нескольким из них пришлось подвергаться пыткам и умирать в жестоких мучениях. Их бичевали, терзали и затем живьем пригвождали к крестам; женщин же и детей, которые были наперекор царскому велению обрезаны, подвергали казни через удушение и вешали затем тела их на шею пригвожденным к крестам мужьям и родителям. Если же у кого-либо находили книгу со священными законами, то она уничтожалась, и всякий, у которого таковая была найдена, должен был умирать жалкою смертью...

Глава шестая

1. Около этого самого времени в иудейской деревне Модиин жил некто Матитьяу, сын Иоанна, который, в свою очередь, происходил от Шимона-хасмонеянина; этот Матитьяу был священником из разряда Йеоарива и происходил из Иерусалима. У него было пять сыновей: Йоханан, прозванный Гаддесом, Шимон, иначе называвшийся Матфеем, Йеуда, прозванный Маккавеем, Элеазар-Ауран и Йоанатан, иначе прозванный Апфусом. Этот Матитьяу оплакивал с сыновьями своими потерю прежней свободы, разграбление города, разгром святилища и все постигшие народ бедствия, причем говорил, что им лучше умереть за свои древние законы, чем продолжать жить так бесславно.

2. Когда же в деревню Модиин явились царские чиновники, чтобы принудить иудеев к исполнению предписаний царя и повелеть им принести установленные царем жертвы, чиновники эти обратились с просьбой подать тому пример к Матитьяу, который занимал [в селении] видное общественное положение, между прочим, вследствие своего высокого образования (при этом чиновники были уверены, что именно его примеру последуют все его сограждане и Матитьяу сможет тем самым снискать себе расположение царя). Однако Матитьяу наотрез отказался сделать это и заметил, что он со своими сыновьями никогда не решится изменить древнему благочестию, хотя бы все остальные народы и повиновались, либо из страха, либо из низкопоклонства, предписаниям Антиоха. Не успел Матитьяу закончить речь свою, как кто-то из иудеев вышел из толпы и принес требуемую Антиохом жертву; тогда Матитьяу и его дети в гневе устремились на него с мечами в руках, и старик убил не только этого иудея, но и умертвил царского военачальника Апеллеса, принудившего иудея к жертвоприношению, и вместе с ним нескольких солдат. Разрушив затем алтарь, Матитьяу воскликнул: "Кто еще привержен родным обычаям и истинному богопочитанию, тот пусть следует за мною".

С этими словами он, сопутствуемый сыновьями, направился в пустыню, оставив в селении все свое имущество. Его примеру последовало множество других жителей деревни, которые бежали с детьми и женами в пустыню и стали жить там в пещерах.

Когда об этом узнали царские военачальники, то они взяли все войска, находившиеся в то время в иерусалимской крепости, и последовали за иудеями в пустыню. Настигнув беглецов, они первоначально пытались вразумить их и выбрать то, что им было бы полезнее, прося не заставлять их прибегать к военной силе; но когда иудеи не вняли их убеждениям, а, напротив, упорно стояли на своем, они напали на них в субботу и истребили их огнем в пещерах; при этом иудеи не оказали ни малейшего сопротивления вследствие субботнего дня, которого не желали греховным образом нарушать, так как в этот день нам законом предписано не работать. Таким образом, около тысячи иудеев с детьми и женами задохлись от дыма в пещерах; но многие, которым удалось спастись, бежали к Матитьяу и выбрали его своим предводителем. Последний при этом пояснил им, что они должны сражаться даже и в субботу, и указал им на то, что, если они, соблюдая закон, не станут делать это, они сами себе повредят, потому что враги и будут нападать на них именно по субботам, когда они не станут защищаться; таким образом, ничто не спасет их от полной гибели без боя. Слова его убедили иудеев, и с тех пор по сей день у нас установился обычай сражаться даже по субботам, если того требуют обстоятельства. Затем Матитьяу собрал вокруг себя значительную рать, разрушил жертвенники и стал убивать всех, кто навлекал на себя грех жертвоприношениями [греческим богам] и кого он только мог захватить. (Дело в том, что многие из этих богоотступников искали из страха спасения в переходе к окрестным племенам.) Равным образом Матитьяу приказал подвергнуть обрезанию всех еще не обрезанных мальчиков и прогнал царских чиновников, которые должны были препятствовать этому.

3. Пробыв во главе [иудеев] в течение одного года и впав в болезнь, Матитьяу призвал к себе однажды сыновей своих; и когда они явились к нему, сказал им: "Я, дети мои, теперь собираюсь в путь, всем нам судьбою предначертанный. Оставляю вам свои убеждения и прошу вас не изменять им, но быть добрыми их охранителями... Признавайте брата своего Шимона за его выдающиеся умственные способности отцом своим и слушайтесь его советов; Маккавея же, за его храбрость и силу, сделайте начальником вашего войска; он отомстит за народ свой и отразит врагов. Привлекайте также к себе всех праведных и благочестивых и укрепляйте свое могущество".

4. Переговорив так с сыновьями и помолясь Богу, дабы он оказал им свою поддержку и вновь даровал народу возможность жить сообразно его обычаям, старик вскоре затем умер. Похоронили его в Модиине. После того как весь народ сильно печалился о нем, сын Матитьяу, Йеуда Маккавей, в сто сорок шестом году стал во главе правления, причем как его братья, так и все прочие иудеи охотно подчинились ему. Затем он изгнал из страны врагов своих, перебил всех тех единоплеменников своих, которые переступили издревле установленные законы, и очистил страну от всякого осквернения...

После нескольких поражений, уже нанесенных полководцам царя Антиоха, Йеуда созвал своих людей на сходку и сообщил им, что после такого множества дарованных иудеям от Предвечного побед следует вернуться в Иерусалим, подвергнуть храм ритуальному очищению и принести установленные жертвы. Когда же он со всею массою своих приверженцев прибыл в Иерусалим и нашел храм пустым, ворота его сожженными и целые деревья, выросшие сами по себе в храме вследствие его заброшенности, он и все люди его начали плакать; так они были потрясены видом храма. Затем Иуда выбрал нескольких воинов и приказал им изгнать гарнизон крепости, пока он сам займется очищением святилища. По тщательном очищении последнего он снабдил храм новою утварью, светильником, столом и алтарем, сооруженными из золота, заготовил новые завесы на двери и навесил также новые створы дверей. Разрушив старый жертвенник, Иуда воздвиг новый из различных камней, которых не коснулось железо.

И вот на двадцать пятое число месяца кислева, именующегося у македонян апеллаем, иудеи зажгли свечи на светильнике, совершили воскурения на алтаре, возложили на стол хлебы предложения и принесли на новом жертвеннике жертву всесожжения... Йеуда праздновал со своими согражданами возобновление жертвоприношений в храме в течение восьми дней, причем не забыл ни одного рода удовольствий; богатые и блестящие жертвоприношения дали ему возможность обильно угостить народ, который песнями и псалмами прославлял Предвечного и увеселял самого себя. Иудеи так радовались явившейся теперь вновь возможности вернуться к своим прежним обычаям и внезапному случаю после продолжительного времени опять предаваться истинному богопочитанию, что они условились на будущее время всегда праздновать день восстановления храма восьмидневным празднеством. С тех пор по настоящее время мы празднуем этот праздник под именем Празднества света, вероятно, потому, что в этот день явилась нам против всякого ожидания, подобно свету, возможность вновь поклоняться Предвечному.

* * *


Таков известный всем рассказ, переданный Иосифом Флавием. Однако, историческая достоверность его версии не очевидна1. Прежде всего, сомнение вызывает рассказ о принесении в жертву свиней. По некоторым данным, только богине Афродите в образе Кастнии (Кастниетиды), покровительницы бесстыдства, приносили в жертву свиней. Предлагать свинью другим олимпийским богам считалось неприличным. Почему же греческие власти требовали от евреев того, что в глазах самих греков считалось богохульством?

Да и само утверждение о том, что греки хотели эллинизировать еврейский народ, звучит немного странно. Грекам было мало дела до того, во что верят и кому поклоняются покоренные народы, главное, чтобы вовремя платили дань. Вообще греки были веротерпимыми, войны "за правую веру", характерные для средневековья, были чужды им. А уж тем более не заботило их, что творится в головах варваров. Принеся в завоеванные страны эллинский пантеон, греческие завоеватели и колонисты отнюдь не пытались бороться с верованиями местных народов и позволяли им строить их храмы в своих городах. Трудно предположить, что в Иудее они почему-то изменили своим обычаям и нравам.

Но кто тогда стоял за указами властей, запрещавших учить Тору и соблюдать ее заповеди? Познакомимся с началом пятой главы Иудейских Древностей.

Так как около этого времени умер также и первосвященник Хония, то Антиох предоставил сан его, ввиду малолетства сына Хонии, брату его. Историю этого малолетнего сына мы в свое время расскажем. Ешуа, однако (так звали брата Хонии), вскоре был лишен первосвященнического сана, потому что царь рассердился на него и передал этот сан его младшему брату, носившему имя Хония... Ешуа изменил свое имя в Ясона, а Хония в Менелая.

Когда прежний первосвященник Ешуа восстал против позже назначенного на этот пост Менелая и народ разделился на две партии, то на сторону Менелая стали сыновья Тувии. Однако преобладающая масса народа заступилась за Ясона, и последний настолько стеснил Менелая и сыновей Тувии, что они бежали к Антиоху и заявили ему о своей готовности отказаться от своих законов и своего государственного устройства и принять установления царя и греческую форму правления. Потом они просили его разрешить им построить в Иерусалиме гимнасиум (школу для гимнастических упражнений)2. Получив на то его согласие, они стали прикрывать наготу свою, чтобы не видно было их обрезания и чтобы с внешней стороны походить на греков, и, оставив все свои прежние обычаи, стали теперь во всем подражать другим народностям.

Флавий описывает здесь борьбу между двумя группировками митъявним, т.е. эллинизированных евреев, за пост первосвященника, который выбирался греческим царем, никогда не брезговавшим брать взятки за поддержку того или иного кандидата. Кто такие митъявним? Вот что пишут современные историки:

Сближение с греками произвело большие перемены в прежней еврейской жизни. Многие евреи, особенно из высших слоев, увлекались веселым образом жизни и вольными нравами греков, их театрами и зрелищами. Все чаще евреи отходили от своих обычаев. В жизни древних эллинов было много хороших сторон: любовь к гражданской свободе, к наукам и искусствам, но среди позднейших греков, населявших во время Селевкидов Сирию и Малую Азию, эти качества значительно ослабли. Им на смену пришли грубые языческие верования, распущенность нравов, погоня за наслаждениями, страсть к роскоши. Такие наклонности противоречили духу иудаизма. Но именно эти наклонности впитывали в себя евреи-эллинисты. Против них активно выступала партия хасидов (благочестивых). Хасидеи были пламенными ревнителями еврейской веры и строгими исполнителями ее законов... Во главе хасидов стоял первосвященник Хонии III (сын Шимона Праведного), а его родной брат Ешуа стоял во главе эллинистов. Ешуа даже свое имя переделал на греческий лад и назывался Язон. Он задумал отобрать сан первосвященника у своего брата и ввести в Иудее новые, греческие порядки...

Противники Хонии III решили воспользоваться его пребыванием в Антиохии и попытались захватить власть в городе. Язон отправился к Антиоху и предложил значительную сумму денег за то, чтобы царь назначил его, эллиниста, первосвященником в Иерусалиме. Антиох охотно исполнил его просьбу. Хония был лишен сана, а его место занял Язон в 174 г. до н.э. Из текста 2-ой Книги Маккавеев следует, что после того, как Язон купил пост первосвященника у царя, он возглавил партию эллинистов в Иерусалиме:

     7. Но когда умер Селевк, и получил царство Антиох, по прозванию Эпифан, тогда домогался священноначалия Язон, брат Хонии, 8. обещав царю при свидании триста шестьдесят талантов серебра и с некоторых доходов восемьдесят талантов. 9. Сверх того обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властию его устроить училище для телесного упражнения юношей... 10. Когда царь дал согласие, и он получил власть, тотчас начал склонять одноплеменников своих к эллинским нравам...

Язон проводил эллинизацию города, однако его действия не удовлетворили семью Тувии, наиболее крайних сторонников эллинизации, Язон относился к роду первосвященников, носителей еврейской традиции, и не заслуживал полного доверия сторонников реформ. Спустя три года Язон был отстранен от поста первосвященника, и его место занял ревностный эллинист Менелай, брат Шимона из гильдии Бильга. Вот как это произошло: однажды Язон поручил Менелаю отвезти ежегодную дань Антиоху. Пользуясь случаем, Менелай лестью и хитростью приобрел расположение царя и выпросил у него для себя сан первосвященника, пообещав платить за услугу еще большую дань. Антиох согласился и сменил Язона на посту первосвященника. Чтобы доставить царю обещанную дань, Менелай забрал из Храма множество драгоценных сосудов и отвез их в Антиохию.

В чем заключались планы лидеров эллинистической партии и каковы были их реформы? Автор Книги Маккавеев 1 передает ее следующими словами Менелая: "заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия" (Книга Маккавеев 1, 1:11). Главной задачей реформы было прекращение обособленности еврейского народа, которая служила важнейшим принципом еврейской жизни. Отказ от нее открывал перед евреями ворота мировой цивилизации, высшим достижением которой в то время была греческая культура и греческий образ жизни. Именно поэтому реформа имела эллинистический характер.



Митъявним - это люди, которых ослепил блеск эллинов. "Золотая молодежь" аристократических семей, в том числе из священ­нических родов, начала перенимать греческие нравы, взгляды на жизнь и обычаи. Началось все с невинного увлечения атлетикой и гимнастикой, завезенными греками на восток, а кончилось тотальным отходом от заповедей Торы. Театр, олимпиады, пиры, вакханалии - вот что увлекало молодежь той эпохи. Нельзя держаться за старые обряды, - утвержда­ли идеологи эллинизации, - мы живем не в эпоху мрачного древневеко­вья, а в "золотой век" греческой цивилизации, когда человек становится "мерилом всех вещей", когда мир, постепенно отказываясь от строгой пуританской морали, обращается к идеалам красоты, поскольку начинает понимать, что религиозные ограничения, опутавшие евреев со всех сторон, мешают раскрытию в человеке истинных талантов.

Думается, что события развивались по такой схеме: эллинисты стремились встать во главе всего народа, чтобы вывести его из провинциальной убогости к прямой дороге в "светлое будущее", под которым они понимали приобщение к великолеп­ной культуре Греции. Однако вскоре они убедились, что народ не вдохновляется их идеями. Люди с презрением смотрели на своих вождей, отошедших от веры отцов. Поскольку мирные попытки просвещения и цивилизации не увенчались успехом, эллинисты решили прибегнуть к силе, а потому обратились к царю Антиоху Эпифану с просьбой помочь им привить греческий образ жизни темным еврейским массам, суля царю щедрую компенсацию из сокровищ Иерусалимского Храма. Антиох, не возражая против сокровищ, обещал послать войска в помощь партии эллинистов и исполнил свое обещание, наложив заодно руку на сокровища Иерусалимского Храма, и осквернив его. Вслед за этим были изданы указы, запрещающие под страхом смертной казни соблюдение Субботы, изучение Торы и обреза­ние детей.

Только здесь греки вступили в дело, но началось все извне. Элита еврейского народы изменила Торе задолго до царских указов, более того, она и вызвала преследования греков. Эллинизаторы привели греческую армию в Иерусалим, они же ходили в дальнейшем в сопровождении греческих солдат по городам и деревням, принуждая людей приносить свиней в жертву олимпийским богам. Навряд ли эта идея родилась в греческой голове: для греков жертвоприношение свиней (кроме культа Афродиты) было недостойным поступком. Эта идея родилась в мозгах митъявним: в "свиных" жертвоприношениях они видели своего рода шокотерапию, которая поможет евреям поскорее расстаться с верой отцов и законами Торы.

Не станем утверждать, что наша версия единственно верная. Прямых доказательств у нас нет. Однако наша версия намного логичнее, чем версии многих историков, пытающихся найти рациональное объяснение странному поведению греческих властей в ту эпоху.

В чем суть конфликта между эллинизмом и иудаизмом?

1. Ноах, отец современного человечества, и его сыновья (Берешит 9:20-23)


В ту пору (второго век до н.э.) произошло первое столкновение между двумя культурами, на которых построена современная западная цивилизация. В истории две эти силы консолидировались путем некоторого компромисса: христианство принесло европейцам элементы иудаизма в упрощенной форме, а эллинизм, возродившийся в эпоху Ренессанса, дополнил их. На этих двух основах зиждется вся западная культура. Однако в еврейской истории два этих начала ведут между собой непримиримую борьбу, начиная с периода Маккавеев вплоть до наших дней.

Отец современного человечества, Ноах, произнес в свое время известное пророчество, определившее развитие всей человеческой циви­лизации:

И начал Ноах возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и обнажился в своем шатре. И увидел Хам, отец Кенаана, наготу своего отца, и сообщил об этом обоим своим братьям, остававшимся снаружи. И взял Шем и Йефет одежду, и положили на свои плечи, и пошли пятясь, и прикрыли наготу отца, отвернув лица, и не видели наготу своего отца.

ויחל נח איש האדמה ויטע כרם: וישת מן היין וישכר ויתגל בתוך אהלה: וירא חם אבי כנען את ערות אביו ויגד לשני אחיו בחוץ: ויקח שם ויפת את השמלה וישימו על שכם שניהם וילכו אחרנית ויכסו את ערות אביהם ופניהם אחרנית וערות אביהם לא ראו:


2. Раши


И взял Шем и Йефет - написано не «и взяли», а «и взял». Это означает, что Шем был более усерден при исполнении сыновнего долга, чем Йефет. Поэтому его потомки заслужили заповедь носить талит с цицит. А Йефет был удостоен погребения для своих потомков [в земле Израиля], согласно сказанному: «…Я дам Гогу место там – могилу [в Израиле]…»

ויקח שם ויפת - אין כתיב ויקחו אלא ויקח (סנהדרין ע) לימד על שם שנתאמץ במצוה יותר מיפת לכך זכו בניו לטלית של ציצית ויפת זכה לקבורה לבניו שנאמר (יחזקאל לט) אתן לגוג מקום שם קבר.

3. Маараль Гур Арье

Поскольку оба брата проявляли уважение к отцу, покрыв его, они сами заслужили уважения. Йефет заслужил захоронения, что есть дань уважения телу (чтобы оно не разлагалось на виду у всех), а Шем заслужил цицит, что является честью для тела... Конечно, честь цицит гораздо больше, потому что это мицва. Он получил эту большую награду, потому что проявил больше усердия, исполняя мицву, чем Йефет. Поэтому он заслужил того, что его одежда (которую он использует при жизни, пока душа в теле), будет почетной. Но Йефет заслужил почета только для тела (после его смерти). Кроме того, мицвы он не заслужил.

לפי שאלו שני אחים היו נוהגים כבוד לכסות את אביהם, לפיכך זכו לכבוד, זה – לקבור את הגוף שלא יהיה מוטל בבזיון, וזה – לטלית של ציצית, דטלית הוא כבוד לגוף... ובודאי כבוד ציצית שהיא מצווה – הוא יותר מקבורה, ומפני ששם נתאמץ במצווה יותר – זכה לכבוד הזה, שיהיו מלבושיו – שהוא כבוד האדם כאשר הוא עם נשמתו – דרך כבוד, מה שאין כך ביפת, שלא זכה לכבוד רק הגוף בלבד, וגם לא זכה לדבר מצוה.


4. Пророчество Ноаха (Берешит 9:24-27)


Когда Ноах проспался от своего вина и узнал, что сделал над ним его младший сын, он сказал: «Проклят Кенаан, рабом рабов да будет он у своих братьев!» А затем сказал: «Благословен Господь Бог Шема, а Кенаан будет ему рабом! Даст Бог простор Йефету и будет пребывать Он в шатрах Шема, а Кенаан пусть будет ему рабом!»

וייקץ נח מיינו וידע את אשר עשה לו בנו הקטן: ויאמר ארור כנען עבד עבדים יהיה לאחיו: ויאמר ברוך ה' אלהי שם ויהי כנען עבד למו: יפת אלהים ליפת וישכן באהלי שם ויהי כנען עבד למו:

Словоיפת означает, с одной стороны, широту, простор, раскрытие, а с другой, - красоту, эстетику (יפה). Йефет сумеет раскрыть глаза на окружающий его мир, его раскованный ум откроет много доселе неизведанного, а Всевышний раскроет сердца людей его влиянию.

3. Рав Гирш, комментарий к Берешит 9:27


В отличие от Ноаха, мы не стоим у самых истоков истории и можем смотреть на четыре тысячи лет назад. Оглянувшись, мы без труда увидим следы борьбы различных сил, как в судьбах отдельных исторических личностей, так и целых общностей.

Народы, служившие причиной самых больших неурядиц в мире, испытывали сильнейшее влияние Хама. חם – это чувственное начало, впрягшее в свою колесницу и интеллект, и эмоции. Оно позволяет духу функционировать только в качестве средства достижения своих сугубо материальных целей, חם – это народы, которые побеждают, разрушают и грабят. Мы видели на сцене истории подобные народы. Главное в них – грубая сила, животное чувственное начало, а все остальное почти полностью подавлено.

Видели мы и народы, устремленные к красоте, всю свою энергию отдающие культивированию искусств, эстетическому началу. Они сознавали, что существует более высокий идеал, к которому человек должен подниматься, чтобы облагородить природную грубость. Сознание этого побуждало их маскировать чувственные влечения, придавая им утонченную эстетическую форму. Движимые стремлением к грации и красоте, эти народы направляли свою интеллектуальную и духовную активность на поэзию, музыку и пластические искусства. Народы, в чьей культуре преобладает эмоциональное, эстетическое начало, наследуют склонности и характер Йефета.

Однако использование эстетики в целях облагораживания чувственных влечений – не самое большое благо. Культура, ориентирующая человека на достижение максимального эстетического удовлетворения, которое становится единственным мерилом его жизни; культура, которая не формирует идеал вне человека и над ним и сама является своей единственной целью, – такая культура не способна выдержать испытание временем. Только идеал, увлекающий дух человека к знанию, склоняющий эмоциональную сторону его натуры к восприятию добра и истины, может привести человека к воплощению высшего предназначения. Народы, избравшие своим уделом развитие человеческого духа и разума, стремящиеся к познанию, – эти народы способствуют благу человечества, выступая в роли духовных наследников Шема.



И будет пребывать Он в шатрах Шема. Одно из характерных понятий иудаизма, שכינה впервые упоминается в связи с родоначальником нового человечества. Все религии учат тому, что человек должен делать, чтобы приблизиться к Б-гу в будущем мире. Иудаизм учит тому, что мы должны делать, чтобы Б-г приблизился к нам уже в этом мире. Б-г стремится обитать на земле, хочет присутствовать среди людей; Он говорит человеку: “И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать среди них” (Шмот 25:8); пусть сделают свою жизнь святилищем для Меня, и Я буду обитать среди них. Прокладывать путь к Царству Бога на земле — вот миссия Израиля, и такова же цель Торы, врученной Израилю Богом. Данные Израилю обещания, содержащиеся в ней, тоже относятся к нашей жизни на земле.

Расхождение в мировоззрениях между иудаизмом и эллинизмом



1. Талмуд, Мегила 8б


Рабан Шимон бен Гамлиэль сказал: "единственный язык (кроме святого), на котором разрешили записывать Писание, это греческий".

רבן שמעון בן גמליאל אומר אף בספרים לא התירו שיכתבו אלא יוונית


2. Берешит Раба 2:4


Реш Лакиш объяснил, что тьма, о которой сказано в Книге Берешит: «Тьма над бездной», – это греки, от указов которых у Израиля стало темно в глазах...

ר"ש בן לקיש פתר קריא בגליות והארץ היתה תהו... וחושך זה גלות יון שהחשיכה עיניהם של ישראל בגזירותיהן...


3. Рав Хаим Фридлендер, Сифтей Хаим, II, стр. 55 – почему греческая цивилизация называется нашими мудрецами "тьмой"?


Назвать Грецию тьмой - противоречит принятому в мире взгляду и известным нам фактам греческой истории. Ведь расцвет человеческой цивилизации и культуры уходит своими корнями в Грецию. Развитие философии, науки и культуры и их распространение, со времен римлян до последовавших им великих империй, включая арабскую, было основано на греческой мудрости. И до сегодняшнего дня Греция остается основой современной культуры и науки. Тем не менее, мудрецы постановили, что греческое мировоззрение – это "тьма".

הגדרת יוון כ"חושך" היא לכאורה הפוכה מהמקובל בעולם ומהידוע מההיסטוריה של יוון, שהרי כל הפריחה של התרבות האנושית הנאורה היתה בעיקר ביוון, וכל התפתחות הפילוסופיה, המדע, התרבות והפצתן מאז, בימי רומי ובימי כל הממלכות הגדולות שבאו אחריה כולל הערבים, כולם התבססו על חכמת יוון והרחיבו אותה, והיא הבסיס של התרבות והמדע עד היום הזה. והנה חז"ל קבעו ופסקו שכל זה הוא "חושך".

Греки - отцы йефетской культуры. Эллины сумели привить народам мира чувство прекрасного, их лозунгом было: что красиво, то и хорошо! На вершине семитской культуры находится еврейский народ, строящий шатры, в которых может обитать слава Всевышнего. Миссия обеих культур - прикрыть наготу скотской натуры человека. Возвысить его и посредством воспитания усмирить Хама - бушующий огонь животных страстей и инстинктов. Так видел отец человечества будущее своих сыновей.

Иудаизм и эллинизм, появившиеся на подмостках истории, как воспитатели человечества во многом преуспели. Первый шаг был сделан эллинами. Они впервые сумели раскрыть дремлющие в человеке силы. Эллинская культура пробудила в запуганном и задавленном дикаре чувство собственного достоинства, направив его взгляд на самого себя. Прежде всего, греки обратили внимание на красоту и гар­моничность человеческого тела. Затем показали людям силу и красоту человеческого разума, пробудили жажду познания. Идеалом их стал не воин, способный сеять смерть и разрушение, а философ, поднимающийся на вершины познания. Греки провозгласили человека высшим существом в природе, мерилом всего. Эллинский дух, возвеличивший человека над природой, не мог смириться с тиранией. Разбудив в человеке чувство собственного досто­инства, он развил идеи свободы личности и справедливости. Греция подарила миру демократию, стоявшую на страже свобод и прав личности. Однако в эллинизме была только частица правды, его огра­ниченность не позволила ему исправить человека, греки остановились на полпути.

Эллинизм продвинул весь мир вперед, он сумел утончить человека, но не изменить его. Шем и Ефет в свое время прикрыли наготу отца. Так греческая культура сумела прикрыть человеческое скотство, но не более. Под внешним глянцем разума, красивых манер и утонченной эстетики скрывались животные страсти и необузданная жажда наслаж­дений. Внешне ослепительный эллин остался жестоким, эгоистичным и развратным человеком.

Своему второму сыну, Шему, Ноах предрекал совершенно иное будущее: Бог будет пребывать в его шатрах. Основным вкладом семитских народов в мировую культуру был этический монотеизм. Шем принес народам мира идею единого Творца и понятие об абсолютной и универ­сальной моральной ответственности за поступки. Его роль - строить шатры, в которых могла бы пребывать Шхина. Бог готов пребывать в шатрах, в палатках, Ему не нужны Парфеноны и другие шедевры архитектуры. Он хочет обитать среди совершенных людей, обладающих глубоким внутренним миром, а не только внешним блеском учености и эстетства. Иными словами, сыны Шема должны были построить такой образ жизни, который может облагородить и воспитать человека, помочь ему превратиться из раба своих страстей в хозяина самому себе.

Паскаль как-то сказал, что человек - это удиви­тельная помесь скота и ангела. Эллинизм был способен в лучшем случае прикрыть скота красивой накидкой. Иудаизм стремится к большему: обуздать зверя, сидящего в человеке, заставить скота служить ангелу.

Вот почему Греция названа тьмой. Рамахаль писал в Месилат Яшарим: "Ночная тьма приводит человека к двум видам ошибок: либо застит его глаза, и он вообще ничего перед собой не видит, либо обманывает его, и он принимает столб за человека, а человека – за столб". Греки "затмили" глаза евреев, выставив против настоящего совершенства ложное, поддельное совершенство; подменили внутренне совершенство внешней изящностью и красотой. На вид совершенство, но на самом деле - фальшивка. Западная цивилизация, в рамках которой мы живем, построена на этом подлоге, и мы, евреи, не свободны от ее влияния. В этом и проявляется גלות יון до сих пор: в переоценке красоты, в предпочтении внешнего блеска внутренней гармонии.

4. Талмуд, Мегила, 9б


На чем основывается Рабан Шимон бен Гамлиэль? На том, что сказано: "И будет пребывать в шатрах Шема". Это значит, что слова Йефета будут в шатрах Шема.

מאי טעמא דרבן שמעון בן גמליאל אמר קרא יפת אלהים ליפת וישכן באהלי שם דבריו של יפת יהיו באהלי שם


5. Рав Хаим Фридлендер, Сифтей Хаим, II, стр.98


"Бог даст простор (и красоту) Йефету, но будет пребывать в шатрах Шема - красота Йефета будет в шатрах Шема". Не только допустимо, но и желательно использовать внешнюю красоту - греческий язык, который является "красотой Йефета" - в качестве средства, инструмента, как внешнее облачение для внутренней сущности, каковой являются мудрость Торы и ее заповеди.

Но это верно только если внешняя красота находится в "шатрах Шема", то есть, она служит целям Торы. Но ни в коем случае нельзя воспринимать что-либо вне Торы как значимое и важное само по себе.



"יפת אלוקים ליפת וישכון באהלי שם (בראשית ט:כז) - יפיותו של יפת יהא באהלי שם." שהרי מותר ורצוי להשתמש בחיצוניות היפה – השפה היוונית שהיא "יפיותו של יפת" – ככלי עזר וכלבוש חיצוני לתכלית ולפנימיות שהיא חכמת התורה ומצוותיה.

במה דברים אמורים כשהיופי החיצוני הזה הוא "באהלי שם", דהיינו משרת ומשמש את התכלית התורה. אבל ח"ו מלתת לדבר מחוץ לתורה חשיבות וערך עצמי כלשהו.



Мировоззрение иудаизма и эллинизма в корне отличаются друг от друга, но ведет ли это противоречие к неизбежному столкновению? Нет, каждый может заниматься своим делом, не мешая другому. Пусть Шем строит шатры для Шхины, а Йефет пусть занимается наукой и искусством. Более того, они могут успешно сотрудничать. Рабан Гамлиэль объяснял, что в упомянутом выше стихе имеется в виду, что не Бог будет пребывать в шатрах Шема, а красота Йефета будет обитать в них. Будучи подчиненной идеалам Торы, красота желанна в шатрах Шема. Кстати, первый Храм построили финикийские мастера, а второй - греческие. Если бы греческий мир принял нравственное и духовное влияние Торы и признал примат духа над плотью, оба направления человеческой цивилизации могли бы только дополнить друг друга. Лобового столкновения между эллинизмом и иудаизмом могло бы не быть. Однако оно произошло, и как нам кажется, в наиболее острой форме конфликт проходил не между греками и евреями, а между эллинизированными евреями и теми, кто оставался верен Торе.


Гонения греческих властей

1. Элияу Китов "Книга нашего наследия"


Греки готовы были примириться со многими заповедями Торы, которые, как им казалось, не слишком диссонировали с их обычаями. Их ненависть вызвали лишь три заповеди, которые они решили искоренить: соблюдение субботы, освящение новомесячья и обрезание...

Суббота более, чем что-либо другое, свидетельствует о том, что Всевышний является единственным господином мира, и что поклоняться следует только Ему.

Освящение новомесячья напоминает о том, что Всевышнему подвластно даже время, что Он находится над ним. Более того – власть времени над человеком не абсолютна. Освящение времен поручено Израилю, а вместе с ним – и установление праздников, сезонов и дней, когда милость Всевышнего проливается в мир.

Если бы евреи перестали освящать новомесячья, враги могли бы сказать: «Теперь в нашей власти решать, какие дни будут радостными для всего мира, а какие – печальными! Теперь мы управляем временем и устанавливаем все памятные даты!»



Брит-мила, обрезание – это напоминание о союзе между Всевышним и еврейским народом. Одновременно это и напоминание о том, что тело и душа человека едины. Как душа привязана к телу, к материальному миру, и должна считаться с ее реальностями, так и тело причастно к духовному миру и обязано считаться с его законами.

Лишь единство этих двух миров образует целостную Вселенную, сотворенную Всевышним. Добившись прекращения исполнения заповеди обрезания, греки могли заявить: «Духовный мир и мир плоти – суть разные сферы, между ними нет ничего общего. Удовлетворение наших желаний не может помешать полету души! Можно совместить созерцание высших миров с любыми пороками – тело может не делать уступок душе, а душа – уступок телу. Тело может валяться в грязи, а душа – воспарять к звездам!»

Результатом победы греков был бы мир, не знающий Творца, полагающий, что он властвует над временем и может позволить себе предаваться любым порокам!

***


Греки захватили внутренний двор Храма и проломили его стены в тринадцати местах, отменили ежедневные жертвоприношения, осквернили масло для светильников, украли Менору, построили посреди Храма возвышение, зарезали на нем свинью и внесли ее кровь в Святая Святых.

Услышав об этом кощунстве, народ содрогнулся. После этого стало совершенно ясно, что вооруженного восстания против чужеземных притеснителей и их еврейских приспешников не избежать.

Некоторые из женщин, скрывавшихся вместе с мужьями от преследований, совершили удивительный, страшный и вместе с тем героический поступок.

Когда у одной из них рождался сын, его обрезали на восьмой день, а после этого мать с ребенком на руках поднималась на стену Иерусалима, бросала младенца вниз и затем бросалась вслед за ним.

Этим самоубийством женщины как бы говорили мужчинам: «Хватит прятаться! Если вы не выйдете из укрытий и не станете сражаться с врагом, ваш род погибнет! Скоро не будет у вас, ни жен, ни сыновей. Мы не будет исполнять наши святые законы и обычаи тайно, в пещерах! Мы будет исполнять их на глазах у всех, и если вы готовы защитить нас – поднимитесь против греков и разбейте их! Господь будет с вами!»


2. Берешит Раба 2:4


Раби Шимон бен Лакиш объяснял, что слова Торы "и тьма над бездной" относятся к галуту греков, которые затмили глаза евреев своими гонениями (и среди прочего), потребовали: Напишите себе на рогах быка: "Нет нам доли в Боге Израиля".

ר"ש בן לקיש פתר קריא בגליות והארץ היתה תהו... וחושך זה גלות יון שהחשיכה עיניהם של ישראל בגזירותיהן שהיתה אומרת להם כתבו על קרן השור שאין לכם חלק באלהי ישראל.


3. Р.Хаим Фридлендер Сифтей Хаим, том II, стр. 57 – цель гонений


Целью греческих указов было изменить образ еврейского народа, избранного для служения Богу, не похожего на другие народы. Поэтому греки запретили брит-мила и соблюдение субботы – заповеди, которые являются знаками союза между Всевышним и его народом и посвящают Богу тело человека (брит-мила) и его время (суббота). Все это было сделано для того, чтобы нивелировать различия между Израилем и народами мира.

...הכוונה שמטרת היוונים בגזירותיהם היתה להחשיך ולכסות את המראה והתדמית של עם ישראל כעם סגולה קדוש לה', הנבחר והשונה מכל העמים. לכן גזרו על המילה והשבת (כמבואר במגילת אנטיוכוס) שהן אות ברית בין השי"ת לישראל עמו, המקדשים לה' את גוף האדם – המילה, ואת הזמן – השבת. את זאת עשו היוונים כדי לבטל את מעלתם של ישראל ולהשוותם לכל העמים.

4. Там же, стр. 59-61 Почему именно на рогах быка?

מדוע גזרו לכתוב דוקא על קרן השור, ומדוע לא לכתוב באופן בולט על פתחי הבתים?

"כתבו לכם" היינו תבררו ותבהירו לעצמכם – כי כאשר אדם כותב דבר הוא משתדל להבהיר את הדברים יותר מאשר בדיבור – שהקיום והכח שלכם הוא על ידי השימוש בטבע, שהרי השור הוא הסמל לכוחות הטבע, והקרן היא המבטאת את החוזק של השור. כלומר, בכך שתכתבו על קרן השור "שאין לכם חלק באלוקי ישראל", תשרישו ותחזקו בנפשכם את ההכרה שהטבע הוא המוביל את הבריאה, והאדם בכח שכלו משתמש בטבע כרצונו והוא בעל הבית ובעל הכוחות.



Почему греки потребовали написать на рогах быка? Не лучше ли было написать на входах домов, так чтобы всем было видно?

"Напишите себе" - означает "уясните себе", вбейте себе в голову (записывая, человек уясняет себе вещи куда лучше, чем произнося устно), что основа существования – это использование сил природы. Бык – символ сил природы, а рог более всего выражает силу быка. Иными словами, написав на рогах быка, вы внедрите в свое сознание и уясните, что "Нет вам доли в Боге Израиля", что в мире правят силы природы, а человек, благодаря своему разуму, использующий силы природы – настоящий хозяин и властелин мира!



5. Мидраш Танхума: Роль человека – усовершенствовать мир

Нечестивец Турнус Руфус спросил раби Акиву: "Чьи деяния совершеннее, человеческие или Божьи?" Тот ответил: "Человеческие".

Сказал ему Турнус Руфус: "Вот к примеру, земля и небо – разве может человек сделать что-то подобное"? Ответил ему раби Акива: "Не приводи примеров из того, что выше человеческих сил, приведи пример из того, что человеку по силам".

Спросил Турнус Руфус: "Почему вы делаете обрезание?"

Сказал раби Акива: "Я знал, куда ты клонишь, поэтому с самого начала сказал тебе, что человеческие деяния более совершенны".

Принес ему раби Акива колосья и булки и сказал: "вот Божьи деяния, а вот человеческие".


מעשה ששאל טורנוסרופוס הרשע את ר' עקיבא איזו מעשים נאים של הקב"ה או של בשר ודם.

א"ל של בשר ודם נאים

א"ל טורנוסרופוס הרי השמים והארץ יכול אדם לעשות כיוצא בהם

א"ל ר"ע לא תאמר לי בדבר שהוא למעלה מן הבריות שאין שולטין עליו אלא אמור דברים שהם מצויין בבני אדם.

א"ל למה אתם מולין?

א"ל אני הייתי יודע שעל דבר זה אתה שואלני ולכך הקדמתי ואמרתי לך שמעשה בני אדם נאים משל הקב"ה.

הביא לו ר"ע שבלים וגלוסקאות. א"ל אלו מעשה הקב"ה ואלו מעשה ידי אדם.


6. Комментарий Раши на трактат Шабат 23a

Греки постановили "право первой ночи" для губернатора

שגזרו יוונים על כל בתולות הנשואות להיבעל לטפסר תחלה


Исторические корни освящения Меноры – Тора о Хануке

1. Бэмидбар 8:1-2


И Господь сказал Моше, говоря: Говори Аарону и скажи ему: когда ты будешь зажигать свечи, то пусть эти семь свечей светят на лицевую сторону светильника.

וידבר ה' אל משה לאמר: דבר אל אהרן ואמרת אליו בהעלתך את הנרת אל מול פני המנורה יאירו שבעת הנרות:



2. Свиток рабэйну Нисима, приведенный в комментарии Рамбана к Бэмидбар 8:1-2


Всевышний сказал Моше: «Говори с Аароном и скажи ему: будет другое освящение (ханука), при котором станут зажигать светильники, – и в те дни Я совершу чудеса с помощью твоих потомков и избавлю народ Израиля. И то освящение будет называться именем твоих потомков: ханука Хашмонаим.

אמר לו הקב"ה למשה דבר אל אהרן ואמרת אליו, יש חנכה אחרת שיש בה הדלקת הנרות ואני עושה בה לישראל על ידי בניך נסים ותשועה וחנכה שקרויה על שמם, והיא חנכת בני חשמונאי


3. Элияу Китов Книга нашего наследия


День Обновления

День двадцать пятого Кислева, когда произошло обновление (очищение и освящение) жертвенника во времена Хашмонаим, был выделен для этой цели еще со времен Дарования Торы. Об этом дне говорил позднее пророк Хаггай. Смысл его предсказания стал полностью понятен только во времена Хашмонаим.

Вот что говорят об этом наши мудрецы.

Рабби Ханина сказал: «Работы по изготовлению Мишкана в пустыне были закончены 25-го Кислева. Однако он хранился в разобранном виде до 1-го Нисана, когда, по приказу Всевышнего, Моше собрал его.

Моше пришлось ждать так много времени, потому что Всевышний хотел отложить освящение Мишкана до радостного месяца Нисан. Поскольку, таким образом, месяц Кислев лишился этой высокой чести, Всевышний решил возместить ему потерянное. Это и произошло в Хануку, когда Хашмонаи обновили жертвенник во Втором Храме.» (Ялкут, 184)

Позднее, когда первые изгнанники вернулись из Вавилона и начали строить Второй Храм, фундамент нового здания был завершен 24-го Кислева. 25-го Кислева евреи праздновали это событие. Однако пророк Хаггай написал: «Обратите ваши сердца от этого дня и далее, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда был основан Храм Господа, обратите ваши сердца». (Хаггай, 2)

В этих словах был скрыт намек. «Обратите ваши сердца от этого дня далее» значило – не празднуйте его, празднуйте следующий за ним день, 25-е Кислева, когда придет его срок. Об этом же свидетельствует и то, что гематрия слов «ваши сердца» равна девяноста четырем и совпадает с гематрией слова «Ханука».

В Книге Ваикра (гл. 21-24) Тора перечисляет все праздничные дни еврейского года: Шабат, Песах, Шавуот, Рош Гашана, Йом Кипур и Сукот.

Сразу после этого в Торе сказано: «Пусть они [сыны Израиля] принесут чистого оливкового масла, для освещения, чтобы зажигать постоянный светильник». (Ваикра, 24) Почему Тора вдруг перешла к этой теме? Разве светильник имеет прямое отношение к праздничным дням?

В этом месте Тора в скрытой, неявной форме сообщает нам, что в будущем зажигание светильника будет связано с праздником, – Ханукой, – а также что он будет хронологически следовать за праздником Сукот, непосредственно вслед за которым он упомянут...



Следует отметить: двадцать пятое по счету слово Торы – «свет». А двадцать пятая остановка сынов Израиля в их странствиях по пустыне произошла в Хашмоне. Все это – намеки на победу Хашмонаим над врагами еврейского народа и праздник Хануки, содержащиеся в Торе.

Скрытая причина греческих гонений



1. Комментарий Баха на Тур Орах Хаим, 670


אבל בחנוכה עיקר הגזירה היתה על שהתרשלו בעבודה וע"כ היתה הגזירה לבטל מהם העבודה….

В Хануку главной причиной гонений было пренебрежительное отношение к службе в Храме, поэтому и гонения привели к прекращению хромовой службы


2. Р.Шломо Вольбе, Алей Шур, часть II, стр. 456


פנים חדשות ראינו כאן: גזירות אינן באות בלי סיבה! והגזירה באה במידה כנגד מידה: אם לא היתה איזו התרשלות בעבודה – לא היו גזירות היוונים


Здесь сказано нечто новое: нет гонений без причины! Гонения приходят по принципу "мерой за меру". Если бы не было пренебрежения к службе в Храме, не было бы греческих гонений.


Преданность Торе – причина ханукального чуда



1. Рав Шломо Вольбе, Алей Шур, часть 2 II, стр. 456


וכאשר הכוהנים מסרו נפשם על העבודה – מיד ראו שוב נסים, הן במלחמתם – "מסרת גבורים ביד חלשים" וכו' – והן בהחזרת העבודה – בנס הפך שמן.

Когда коэны проявили самоотверженность, сразу же удостоились чудес, как на войне (предал богатырей в руки слабых), так и в возвращении храмовой службы – через чудо с кувшином масла.


2. Комментарий Баха на Тур Орах Хаим, 670


וכשחזרו בתשובה למסור נפשם על העבודה הושיעם ה' ע"י כהנים עובדי העבודה בבית השם. על כן נעשה הנס ג"כ בנרות תחת אשר הערו נפשם למות על קיום העבודה, ולפיכך לא קבעום אלא להלל ולהודות שהיא העבודה שבלב.

А когда раскаялись и пожертвовали собой ради службы в Храме, Всевышний принес им спасение через коаним, служителей Храма. Поэтому чудо случилось со свечами в Храме, поскольку евреи отдавали жизнь ради храмовой службы. Вот почему в этот праздник постановили только благодарить и прославлять.


1. Р.Аарон Котлер, Мишнат раби Аарон, часть III, стр. 73


עוד נתבונן בנס חנוכה מה שאמרו חז"ל (שבת קל,א) כל מצוה שמסרו נפשם עליה עדיין היא מקויימת בידם, כגון ע"ז ומילה... והענין, כי כל הקנינים הרוחניים אין להשיגם אלא בעמל רב עד כדי מסי"נ, ועד בכלל. דזה עצם תכלית בריאת האדם בעוה"ז.... ותכלית הבריאה הוא העמל על הקנינים הרוחניים, שיקנה בעמלו את עולמו,... וזהו שאמרו (ברכות ה:א) וכולם תורה ועוה"ב וא"י – לא ניתנו אלא ע"י יסורין...


Еще один аспект чуда Хануки состоит в том, что сказано в трактате Шабат 130а: "Каждая заповедь, за которую жертвовали жизнью, по сей день широко распространена у нас, как например, запрет на идолопоклонство и брит-мила"... Дело в том, что духовные достижения можно приобрести только тяжелом трудом, вплоть до самопожертвования. В этом цель жизни человека... Цель творения состоит в приобретении духовных достижений, чтобы своим трудом заслужил свою долю в грядущем мире. Поэтому наши мудрецы сказали: "Тора, грядущий мир и страна Израиля приобретаются страданиями.


2.Там же стр. 73-74


... כי כל דבר שבא לאדם בטורח חשוב בעיניו ושומר עליו, כי חס על טרחתו וכוחותיו, וכל שבא לו בקלות נקל בעיניו.... וכמשאז"ל (חולין קלג:א) כל העושה טובה למי שאינו מכירה כאילו זורק אבן למרקוליס, היינו שאינו עושה לו טובה בעצם.

והנה לתורה, ולכל עניני רחניות, צריך סייעתא דשמיא, ולמי שאין מכיר בערך הדברים אין נותנים, דאין עושים טובה למי שאין מכיר בה...



Все, что человек приобретает трудом, ценно в его глазах. Он бережет его, потому что жалеет свой труд. А все, что приходит человеку без труда, не ценится им. Как сказали наши мудрецы: "Тот, кто делает добро человеку, который не ценит это добро, подобен бросающему камень Маркулису, т.е. по сути, не делает ему никакого добра.

Для достижений в Торе и в любой духовной сфере, необходима помощь небес, а тот, кто не ценит эти достижения, не получит ее, потому что не дают благу тому, кто его не ценит.





следующая страница >>
Смотрите также:
Ханука первое занятие: иудаизм и эллинизм
519.37kb.
2 стр.
×] Иудаизм в Азербайджане (3: 3 с.) [×] Иудаизм в Албании (1: 1 с.) [×
23.63kb.
1 стр.
Приветственный коктейль! «Welcome to Paradise»
34.65kb.
1 стр.
"Эллинизм встреча Запада и Востока"
7.51kb.
1 стр.
Международное гуманитарное право. Вводное занятие
61.25kb.
1 стр.
Занятие №11. Зарубежная Азия (страны и регионы). К занятию необходимо
80kb.
1 стр.
Площадь: 27,8 тыс км2
50.96kb.
1 стр.
Особенности общения в Интернете. Электронная почта, форум, чат Как общаться в Интернете. Первое занятие
69.4kb.
1 стр.
С. И. Мельник Простота и естественность понятия графа с самого своего появления (а теории графов уже более 250 лет) обусловила применения языка и методов теории графов не только в математике, но и в электротехнике
63.16kb.
1 стр.
Занятие «Вода путешественница»
65.25kb.
1 стр.
Занятие в учреждении дополнительного образования детей
187.67kb.
1 стр.
Занятие 12 Практическое занятие 12. Создание электронных форм
87.88kb.
1 стр.