Главная
страница 1страница 2

Раздел VIII. Символика Меноры и исходящего от нее света



Часть 1. Шхина – Божественное Присутствие



1. Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 22б


Разве Всевышний нуждается в свете Меноры?.. Это для всего мира Менора является свидетельством того, что Божественное Присутствие пребывает с еврейским народом...

וכי לאורה הוא צריך... אלא עדות היא לבאי עולם שהשכינה שורה בישראל...


Часть 2. Свет Торы


Свет, исходящий от горящих в Меноре свечей, сравнивается со светом от изучения Торы.

1. Берешит Рабба 3:5


Сказал Рабби Симон: «Пять раз написано здесь слово “свет”, что соответствует пяти книгам Торы».

א"ר סימון ה' פעמים כתיב כאן אורה כנגד חמשה חומשי תורה


2. Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот 111б


Каждого, кто пользуется светом Торы, свет Торы оживляет.

כל המשתמש באור תורה אור תורה מחייהו


3. Мишлей (Притчи) 6:23


Заповедь – как свеча, а Тора – свет.

כי נר מצוה ותורה אור...


4. Мишнат рабби Аарон, том III, с. 68


...נס חנוכה בא להורות לכל ישראל לדורות, לפני הגלות הארוך,... שהמנורה והנרות רומזים לתורה... (משלי ו:כג) "ותורה אור", וכידוע גם שמן הוא סמל האורה. ...


Чудо Хануки, произошедшее до начала (нынешнего) долгого изгнания, призвано показать евреям во всех поколениях..., что Менора и свечи символизируют Тору, как сказано (Мишлей 6:23): «А Тора – свет». И, как известно, также и масло символизирует свет...

5. Элияу Китов Книга нашего наследия

Неугасимый свет

Почему из всех чудес, совершенных Всевышним для Израиля в Хануку, Талмуд рассказывает только о чуде с кувшином масла?

Выше уже говорилось о том, что в первый день Хануки празднуется военная победа Хашмонаим. Об этом рассказывается и в «Мегилат Таанит», составленном раньше, чем Талмуд. Почему же Талмуд об этом не упоминает?

Вот как отвечают на эти вопросы еврейские мудрецы.

Для евреев, живших во времена Хашмонаим, главным событием праздника были военная победа и отмена антиеврейских указов, запрещавших соблюдать законы Торы. Однако для последующих поколений главным событием Хануки стало чудо, происшедшее с кувшином масла. Ведь династия Хашмонаим была истреблена еще до разрушения Храма, и еврейский народ снова попал под иноземное иго! А значение этого чуда нисколько не уменьшились, и сыны Израиля зажигают ханукальные светильники по сей день.

В наших книгах написано: всюду, где в Торе и сочинениях мудрецов упоминается масло для светильника, содержится намек на «мудрость сердца и мощь ума». Следуя этому принципу, мы начинаем понимать истинный смысл чуда Хануки.

Войдя в Храм, греки осквернили масло, то есть лишили ясности разум сынов Израиля, многие из которых стали предпочитать святой Торе греческую философию.

Когда Хашмонаим возвратились в Храм, они нашли только один кувшин с неоскверненным маслом. Это значило, что народ Израиля сохранил искру подлинной мудрости, которую теперь необходимо было раздуть.

Однако этого было недостаточно – слишком многое было осквернено чересчур тесным соприкосновением с греками. Тогда-то и свершилось чудо: светильники Храма горели семь дней и дали Израилю возможность очиститься – приготовить новое, чистое масло. Небеса помогли еврейскому народу раздуть не оскверненную греками искру Торы.

В подобном очищении души и тела нуждается каждое поколение сынов Израиля, в особенности, если оно живет под властью неевреев. Ибо до тех пор, пока в сердце евреев живет истинная вера и мысли их чисты, они могут выстоять даже на чужой земле и под иноземным игом. Если же вера их поколеблена, они превращаются в рабов, даже когда их никто не угнетает.

Законы, направленные против евреев, могут быть отменены. Но ничто не поможет евреям, если вера их поколеблена – через некоторое время они растворяются среди других народов.

Для того чтобы спастись от этой угрозы, Израиль нуждается в помощи Небес, в чуде. И это чудо приходит, если в их сердцах остается хотя бы одна-единственная искра, если в кувшине достаточно масла, чтобы зажечь светильник хотя бы на один день. Тогда Небеса зажигают от этой едва тлеющей искры яркий огонь «постоянного светильника».

Зажженный Хашмонаим свет во все времена светит Израилю во тьме. Благодаря ему Израиль продолжает жить, не смешиваясь с другими народами, и исполнять роль, отведенную ему Всевышним.

Чудесные светильники

Если ханукальные светильники, зажигаемые в память о Меноре (семисвечнике, горевшем в Храме), так дороги еврейскому народу, то что же можно сказать о самой Меноре, зажигание которой приравнивается Талмудом ко всем жертвоприношениям, вместе взятым! Они свидетельствуют о том, что весь свет, который проливается на нас в этом мире, исходит от Всевышнего.

Царь Шломо, строивший Иерусалимский Храм, сделал в нем «окна, прозрачные и закрытые» (Млахим I, 6). Эти окна были узкими внутри и широкими снаружи. Почему? Потому, что Храм не нуждался во внешнем освещении, напротив, всему миру был необходим свет, исходивший из него.

Точно так же и Менора, которую зажигал первосвященник, не была предназначена для освещения Храма. Свет ее должен был озарять Израиль, стать ответным даром Израиля Всевышнему и наполнять сердца сынов Израиля любовью к нему.

Всевышнему бесконечно дороги светильники, которые Израиль зажигает в Хануку, ибо они свидетельствуют о том, что для самого Израиля существует только один свет – свет Всевышнего и Его Торы.

Вот что говорит об этом Мидраш.

Царь сказал своему близкому другу, что придет к нему на пир, и попросил подготовиться к его приему. Тот подготовился к приему царя в соответствии со своими возможностями. Но когда царь прибыл на пир, его сопровождало множество слуг с золотыми светильниками в руках. Увидев все это великолепие, друг царя устыдился своей бедности и убрал подальше все то, что он приготовил для пира.

Царь спросил: «Почему ты не приготовил все необходимое к моему приходу?»

Тот ответил: «Государь! Когда я увидел великолепие твоей свиты, я спрятал все, что приготовил для тебя!»

Царь ответил: «Раз так – клянусь, я не буду пользоваться ничем из того, что привез с собой, а только тем, что ты для меня приготовил – ради твоей любви ко мне». (Рабейну Бахья)

Так Всевышний, единственный источник света в мире, заповедал Израилю изготовить Менору и зажигать ее каждый вечер. Именно поэтому самым первым разделом Торы, с которым Он познакомил Моше в Мишкане, сразу же после того, как Шхина его наполнила, был раздел «Когда ты будешь зажигать светильники».

Тогда Израиль понял: Всевышний создал солнце и луну, которые освещают мир. А евреев Он попросил изготовить Менору и зажигать на ней светильники. Этой заповедью Он возвысил Израиль над всеми народами.

Греки хотели, чтобы Израиль отказался от святой и возвышенной веры в Творца, стоящего над законами природы, чтобы он поступал «естественным» образом – пресмыкался перед сильными и обижал слабых, шел за большинством и подавлял меньшинство.

Поэтому царь Антиох, главный притеснитель Израиля, по преданию, обратился к своим солдатам со следующими словами:

«...У них [евреев] есть одна заповедь, и если вы заставите их отказаться от нее, они погибнут. Это заповедь Меноры. Им приказано, чтобы ее светильники всегда горели. Пока они зажигают их каждый вечер, они непобедимы».

Его солдаты поняли эти слова буквально, пошли в Храм и осквернили масло для Меноры.

Как мы знаем, им ничего не удалось добиться. Свет Торы, свет Всевышнего всегда сияет для Израиля, а огонь светильников горит во всех еврейских домах восемь дней в году.

Для Израиля естественные законы не имеют абсолютного смысла. Абсолютной является только воля Всевышнего, и единственное, что естественно для Израиля – это повиноваться ей. И если законы природы становятся у нее на пути – им приходится уступить. Они не могут стать непреодолимой преградой между Всевышним и Его народом.

Творец – источник света, рядом с которым блекнут «великие светила».


Часть 3. Устный Закон и авторитет мудрецов


Как объясняет Рамбам в Законах службы в Йом-акиппурим (1:7), в период Второго Храма имело место отрицание Устного Закона. Ханука ещё раз подтвердила важность как Устной Торы, так и авторитета мудрецов.

1. Рав Гедалья Шорр, Ор Гедальяу, Ханука, с. 22 – В Храме находились священные предметы, символизировавшие Письменную и Устную Тору


В Иерусалимском Храме и в Мишкане среди всего прочего находились два предмета – Ковчег, в котором хранились Скрижали Завета, и Менора. Ковчег, находившийся за занавесью в Святая Святых, служил основанием Письменной Торы. Все пророчества, услышанные Моше, исходили из пространства над крышкой Ковчега, как написано в Торе (Шмот 25:22): «И Я буду являться тебе там, и буду говорить с тобой из пространства над крышкой, между двумя крувим». Отсюда распространялось влияние Письменной Торы на еврейский народ. Перед занавесью же, вне Святая Святых, находилась Менора, и отсюда исходило влияние Устной Торы на мудрецов.

בהמקדש והמשכן היו שני כלים, הארון שבו היו מונחין לוחות העדות, והמנורה, הארון שהוא לפנים מהפרוכת הי' יסוד של תושב"כ, וכל הנבואות ששמע משה הי' מעל הכפורת, כדכתיב (שמות כה:כב) ונועדתי לך שם ודברתי אתך מעל הכפורת מבין שני הכרובים, שמשם הי' ההשפעה של תושב"כ לכלל ישראל, ומחוץ לפרוכת הי' המנורה, שמשם הי' השפעת החכמה והתושבע"פ לחכמי התורה.




2. Там же, с. 22 – Устная Тора особым образом связана с приобретением мудрости


На это намекает высказывание наших мудрецов, содержащееся в Талмуде (Бава Батра 25б): «Тот, кто стремится достичь мудрости, должен обратиться к югу, знаком чему является Менора, расположенная в южной части Храма». Менора связана с мудростью и с эманацией (передачей) мудрости еврейским законоучителям.

ורמז לדבר הוא מה שאמרו חז"ל (בבא בתרא כה) הרוצה שיחכים ידרים וסימנך... ומנורה בדרום, שהמנורה היא ענין חכמה, והשפעת החכמה לחכמי ישראל.


3. Рав Ицхак Гутнер, Пахад Ицхак, Ханука, маамар (эссе) 1 – Сведения из Талмуда относительно записывания Письменной Торы и незаписывания Устной Торы


Известно, что существуют части Торы, которые должны были быть записаны, а также части, которые не предназначались для записывания, как это разъясняется в трактате Йома 29а, где сказано следующее.

Эстер уподобляется рассвету: подобно тому, как рассвет завершает ночь, события Пурима были завершающими чудесами. В Талмуде задается вопрос: «А как же чудеса Хануки?» На это Талмуд отвечает: «Здесь речь идет о событиях, которые должны были быть записаны». [А чудеса Хануки не подлежали записи, а должны были стать частью Устной Традиции].



ידועים הם הדברים כי ישנם דברי תורה שניתנו להיכתב, וישנם דברי תורה שלא שניתנו להיכתב... אלא שיעויין יומא דף כט.

דנמשלה אסתר לשחר מה שחר סוף הלילה אף אסתר סוף הנסים, ופריך והא איכא חנוכה, ומשני ניתנה להכתב קא אמרינן.




Основной источник для подтверждения авторитета мудрецов – обсуждение в Талмуде заповеди зажигания ханукальных свечей.

4. Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 23а


Какое благословение [произносится при зажигании ханукальных свечей]? Благословляют: «[Благословен Ты Господь, Бог наш, Владыка Вселенной], который освятил нас Своими заповедями и повелел нам зажигать ханукальную свечу».

А где [в Торе] повелел, [ведь зажигание ханукальных свечей – это постановление мудрецов]? Рав Авия сказал: «[Это следует из заповеди] “Не уклоняйся [от слова, которое они скажут тебе...]” (Дварим 17:11)». Рав Нехемия сказал: «[Из пасука] “Спроси отца своего, и скажет он тебе, старцев твоих, и они скажут тебе”».



מאי מברך? מברך אשר קדשנו במצותיו וצונו הדליק נר של חנוכה.

והיכן צונו? רב אויא אמר: (דברים יז) מלא תסור. רב נחמיה אמר: (דברים לב) שאל אביך ויגדך זקניך ויאמרו לך.






1 Вот как объясняет Флавий действия Антиоха Эпифана в другой своей книге, Иудейская война: "Антиох‚ однако‚ не довольствовался ни неожиданным покорением города‚ ни грабежом‚ ни великой резней; обуреваемый своими необузданными страстями и воспоминанием о трудностях иерусалимской осады‚ он принуждал иудеев‚ вопреки их отечественным законам‚ оставлять детей необрезанными и приносить на алтарь в жертву свиней". Никаких идей об ассимиляции евреев, просто необузданные страсти, свирепость и самодурство.

2 Любопытно происхождение слова «Гимнасиум».Гимнасиум – место, где упражнялись атлеты. По обычаю того времени, они упражнялись обнаженными. По-гречески, «гимнасио» - означало «голый»…


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Ханука первое занятие: иудаизм и эллинизм
519.37kb.
2 стр.
×] Иудаизм в Азербайджане (3: 3 с.) [×] Иудаизм в Албании (1: 1 с.) [×
23.63kb.
1 стр.
Приветственный коктейль! «Welcome to Paradise»
34.65kb.
1 стр.
"Эллинизм встреча Запада и Востока"
7.51kb.
1 стр.
Международное гуманитарное право. Вводное занятие
61.25kb.
1 стр.
Занятие №11. Зарубежная Азия (страны и регионы). К занятию необходимо
80kb.
1 стр.
Площадь: 27,8 тыс км2
50.96kb.
1 стр.
Особенности общения в Интернете. Электронная почта, форум, чат Как общаться в Интернете. Первое занятие
69.4kb.
1 стр.
С. И. Мельник Простота и естественность понятия графа с самого своего появления (а теории графов уже более 250 лет) обусловила применения языка и методов теории графов не только в математике, но и в электротехнике
63.16kb.
1 стр.
Занятие «Вода путешественница»
65.25kb.
1 стр.
Занятие в учреждении дополнительного образования детей
187.67kb.
1 стр.
Занятие 12 Практическое занятие 12. Создание электронных форм
87.88kb.
1 стр.