Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 СОДЕРЖАНИЕ
деятельности и общения………………………………………7
1. Понятие «общение» и его функции. Актуальность темы объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Представляя собой процесс обмена сообщениями, в которых содержатся результаты отражения людьми действительности, общение является неотъемлемой частью их социального бытия и средством формирования и функционирования их сознания, индивидуального и общественного. С помощью общения происходит организация целесообразного взаимодействия людей в ходе совместной деятельности, передача опыта, трудовых и бытовых навыков, появление и удовлетворение духовных потребностей. В процессе общения людей, объективно принадлежащих к одному классу, выявляется сходство и совпадение их интересов, их представлений и вырабатывается систематизированное мировоззрение — идеология. Быстрое увеличение количества и усложнение вырабатываемой человечеством информации — научной, политической, эстетической, эмоциональной — удовлетворяет все более четко ощущаемую людьми потребность в знаниях, оценках и мнениях по непрерывно расширяющемуся кругу вопросов. Удовлетворению этой потребности служат сообщения, получаемые главным образом от других людей, которые, работая профессионально в рамках различных организаций, создают, обрабатывают, классифицируют, хранят и распространяют информацию, становящуюся материалом общения. Рассмотрим функции общения. 1) контактная, цель которой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; 2) информационная, цель которой обмен сообщениями, то есть прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.п.; 3) побудительная, цель которой стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий; 4) координационная, цель которой взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности; 5) понимания, цель которой не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений. установок, переживании, состояний и т. д.); 6) эмоциональная, цель которой возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (“обмен эмоциями”), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний; 7) установления отношений, цель которой осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду; 8) оказания влияния, цель которой изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. 2. Структура общения. Изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру. Под структурой общения понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность. Общение состоит из трех компонентов: информационное составляющее или по другому коммуникация, т.е. обмен информацией; эмоциональность; целесообразность, т. е. активность – это управленческий процесс. Рассматривая динамику общения можно выделить следующие составляющие (фазы) этого процесса: 1) возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения); 2) вход субъекта в коммуникативную ситуацию; 3) ориентировка в ситуации общения и личности собеседника; 4) планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т.п.); 5) пристройка к субъекту – партнеру по взаимодействию (занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению); 6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями; 7) восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи; 8) корректировка направления, стиля, методов общения; 9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта. Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение. Субъект общения – человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена. 3. Способы организации групповой деятельности и общения. Групповое общение-это такое общение, при котором четко обозначены элементы деятельности, это общение в процессе труда, обучения. Формами группового общения являются конференции, собрания, совещания, выставки-презентации, приемы и т.д. Общение проявляется через взаимодействие субъектов. Одним из способов организации групповой деятельности является управление, то есть отношение человека к человеку как субъекта к объекту – начальника к подчинённому, офицера к солдату, законодателя к исполнителю. В этих случаях формой отношений является дисциплина – принцип строгого регулирования иерархического соположения управляющего и управляемого. Понятно, что последний лишён свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична. Другим способом является разделение труда. Это зафиксированное и стабильное распределение функций между участниками общего дела, которое лишает каждого из них свободы, делая его поведение запрограммированным, а в идеале – автоматизированным и потому передаваемым машинам, компьютерным устройствам. Так в сфере материального производства, да и в современном военном деле происходит постепенное вытеснение человека автоматом, способным более надёжно выполнять те операции, которые могут быть алгоритмизированы, которые исключают свободу выбора. Список используемой литературы.
Смотрите также: 1. Понятие «общение» и его функции
55.38kb.
1 стр.
1. Понятие мировоззрение, его структура и основные функции
812.96kb.
4 стр.
Общение План Категория общения, его структура и функции
240.13kb.
1 стр.
1. Понятие, функции религии
542.16kb.
4 стр.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру цэми ран
82.24kb.
1 стр.
Анализ аудитории Интернета Общение по средствам электронной почты Общение на Интернет-форумах. Общение в Интернет-чатах. Интернет-этикет. Заключение Список используемой литературы
88.67kb.
1 стр.
Общение коммуникация социальная перцепция. Общение в системе межличностных и общественных отношений
660.79kb.
6 стр.
Общение и его функции Рытченко Т. А., Татаркова Н. В. Психология деловых отношений
36.85kb.
1 стр.
Понятие правовой работы (ПР) ранее: функции органов юстиции
188.63kb.
1 стр.
Понятие Internet и его функции. Сеть
95.63kb.
1 стр.
Урок по теме: «Логарифмическая функция, уравнения и неравенства».(10 класс)
116.51kb.
1 стр.
1. Реклама: понятие и функции 69.79kb.
1 стр.
|