Главная
страница 1страница 2 ... страница 42страница 43


Отчет самообследования

МОУ «Гимназия №29»

городского округа Саранск

Республики Мордовия

1.Содержание подготовки

(соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов)

Учебный план соответствует статусу МОУ «Гимназия №29» и разработан в соответствии и с учетом



  • устава гимназии;

  • образовательной программы гимназии;

  • кадрового состава;

  • учебно-методического обеспечения;

  • материально-технической базы гимназии.

Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком, согласованным с Учредителем, и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются Образовательным учреждением самостоятельно.

Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 и п. 2.3. Устава образовательного учреждения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 29» г.о. Саранск осуществляет реализацию следующих общеобразовательных программ:

• I ступень: 

- общеобразовательная программа начального общего образования для 1-4 классов (нормативный срок освоения - 4 года);

• II ступень:

- общеобразовательная программа основного общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля для 5 – 9 классов (нормативный срок освоения - 5 лет);

• III ступень:

- общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля для 10 – 11 классов (нормативный срок освоения - 2 года).

 Гимназия обеспечивает преемственность общеобразовательных программ в соответствии со ст. 17 п.3 Закона РФ «Об образовании».



Режим работы МОУ «Гимназия № 29» г. о. Саранск

на 2011-2012 учебный год

1. Количество классов-комплектов: всего 24.

I ступень II ступень III ступень


  1. кл. - 2 5кл.- 2 10 кл.- 2

  2. кл. - 2 6 кл. - 2 11 кл. - 2

  3. кл. - 2 7 кл. - 2

  4. кл. - 3 8 кл. - 2

9 кл. - 3

Всего 9. Всего 11. Всего 4.



2. Количество классов-комплектов с углубленным изучением предметов:

5а,6б - углубленное изучение иностранного языка;

7б- углубленное изучение иностранного языка за счет расширения часов английского и изучения II второго иностранного языка

8б,9в – углубленное изучение литературы.

В режиме 6-дневной недели обучаются: 5-9 классы.

5. Сменность:

Все классы гимназии занимаются в 1 смену.



  1. Начало учебных занятий - 8.30.

  2. Продолжительность уроков:

для 5 – 9 кл. – 45 мин.

Все 5-9 классы работают в режиме шестидневной учебной недели, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Учебная нагрузка не превышает максимальный объем аудиторной учебной нагрузки.

Во 5-9 классах занятия распределяются по учебным четвертям. Обязательная аттестация 5-9 классов в конце каждой четверти.

В 5 классах по решению педагогического совета учащиеся 5-х классов за 1 четверть не подлежат аттестации.

 Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.(СанПиН 2.4.2.2821-10 п.п.10.30).

При проведении в 5 - 9-х классах учебных занятий по предметам «Иностранный язык», «Информатика», «Технология» осуществляется деление класса на 2 группы (при наполняемости класса 25 чел.)

Каникулярный период регламентируется Департаментом образования городского округа Саранск.

Расписание занятий составляется с учетом различных форм организации занятий, выборности ряда курсов, соблюдения санитарно-гигиенических норм, с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся разного возраста.

В основе организации УВП лежит взаимосвязь и взаимодействие всех структур коллектива гимназии: учитель – ученик – родитель - администрация.

Во второй половине дня часы ученического компонента, отведенные на интегративную, проектную, исследовательскую деятельность, курсы по выбору, индивидуальные консультации для различных категорий учащихся (одаренных учащихся, учащихся мотивированных к образовательной деятельности и т.д.) проводятся после часового перерыва от основных занятий.

Проведение нулевых уроков запрещено.


  1. Расписание звонков:

2-11 классы

 

Время

1 урок

08.30-09.15

Перемена

09.15-09.25

2 урок

09.25-10.10

Динамическая пауза между уроками

10.10-10.30

3 урок

10.30-11.15

Динамическая пауза между уроками

11.15-11.35

4 урок

11.35-12.20

Перемена

12.20-12.30

5 урок

12.30-13.15

Перемена

13.15-13.25

6 урок

13.25-14.10

Перемена

14.10-14-20

7 урок

14.20-15.05

Учебный план гимназии определяет максимальный и минимальный объем учебной нагрузки учащихся, распределяет время, отводимое на освоение федерального, областного и гимназического компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.

При разработке учебного плана использовались следующие документы:

1) Конвенция о правах ребенка ООН, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;

2) Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 года №12-ФЗ (редакция 1996г. с изменениями, внесенными по 21.07.2007г. включительно).

3) Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;

4) Гигиенические требования к условиям обучения в обще-образовательных учреждениях, Санитарно-эпидемиологические правила – СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

5) Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее: ФБУП 2004г.);

6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

Приказ МО Республики Мордовия от 02.08.11 №967 «Об утверждении методических рекомендаций по преподаванию мордовского (мокшанского, эрзянского) и татарского языков, мордовской и татарской литературы в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году»

7) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 1089;

8) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования России от 11.02.2002 № 393;

9) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования в редакции от 28.06.2002;

10) Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196;

11) Методические рекомендации к составлению школьного учебного плана для ОУ РМ от 05.05.2010 №1995.

12) Устав МОУ «Гимназия №29»

Стратегическими и тактическими ориентирами обновления структуры содержания образовательной подготовки учащихся являются:


  • обеспечение каждому учащемуся возможности удовлетворения своих учебно-познавательных потребностей;

  • отработка системы, обеспечивающей сознательный выбор учащимися профилей и специализаций;

  • обеспечение непрерывности и преемственности предпрофильного и профильного обучения гимназистов по выбранным профилям;

  • повышение личностной эффективности обучения в гимназии за счет усиления адресности, дифференциации и индивидуализации профильного обучения, углубленного изучения отдельных предметов.

На 2011- 2012 учебный год в МОУ «Гимназия №29» составлены и утверждены следующие учебные планы:

  • Учебный план начального общего образования (I ступень).

  • Учебный план основного общего образования (II ступень).

  • Учебный план среднего полного образования (III ступень).

Каждый учебный план предусматривает выполнение государственных учебных программ, а также учитывает специфику содержания образования для каждого конкретного класса.

При составлении учебного плана учитывались следующие требования:



  • максимально допустимый в неделю объем учебной нагрузки;

  • минимальное количество часов, необходимых для изучения программы конкретного учебного предмета;

  • соответствие концепции профильного обучения.

Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

В инвариантной части учебного плана реализуются федеральный и областной компоненты, что гарантирует овладение выпускниками гимназии необходимым минимумом знаний, умений и навыков и углубленную подготовку в классах II и III ступени обучения по профилирующим предметам. Профильная и углубленная подготовка предполагает увеличение количества часов на соответствующие предметы, а также элективные курсы.

В вариативной части учебного плана реализуется гимназический компонент: элективные курсы - обязательные для посещения предметы по выбору обучающихся и спецкурсы по предметам углубления и предпрофильной подготовки.
Начальное общее образование.

Особенности учебного плана 1-х классов

на первой ступени обучения

Учебный план 1-го класса МОУ «Гимназия №29» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373 и выполнение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Учебный план для 1-х классов МОУ «Гимназия №29» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования предусматривает 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года для 1-го классов – 33 учебные недели.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет для учащихся 1-х классов - не более 4 уроков в день (согласно п.10.6. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Обучение в 1-м классе осуществляется (согласно п.10.10. СанПин 2.4.2.2821-10) с соблюдением следующих требований:


  • Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в первую смену.

  • Используется «ступенчатый» режим обучения (в сентябре - декабре – по 35 минут каждый урок, январь-май – по 45 минут каждый).

  • В середине учебного дня организуется динамическая пауза 40 минут.

  • Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

  • Организуются дополнительные недельные каникулы в конце третьего триместра.

Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (п.10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10, приложение 3).

В 1-ых классах реализуется образовательная программе «Школа -2100».

Предметная область «Филология» предусматривает в 1 классе изучение «Русского языка» и «Литературного чтения». Количество часов, отведенных на изучение данных предметов (5/4 часа в неделю) не нарушает норму базисного учебного плана.

Предметная область «Математика и информатика» предусматривает изучение учебного предмета «Математика». Количество часов, отведенных на изучение данного предмета, составляет 4 часа в неделю.

Предметная область «Обществознание и естествознание» предусматривает изучение учебного предмета «Окружающий мир». Количество часов, отведенных на изучение данного предмета, составляет 2 часа в неделю.

Предметная область «Искусство» предусматривает изучение учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка». Они изучаются в 1-м классе как самостоятельные учебные предметы с учебной нагрузкой по 1 часу в неделю.

Предметная область «Технология» предусматривает изучение учебного предмета «Технология», которая изучается как самостоятельный учебный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю.

Предметная область «Физическая культура» в 1-м классе предусматривает изучение учебного курса «Физическая культура», на изучение которого отводится 3 часа (согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010г. №889).


Внеурочная деятельность

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В данную часть входит внеурочная деятельность.


В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, с учетом пожеланий родителей и интересов учащихся, кадровых и материально-технических ресурсов образовательного учреждения предлагаются программы, реализующиеся во внеурочной деятельности, которые имеют следующие направления:

1. Спортивно-оздоровительное

кружок «ЗОЖ», обеспечивающий комплексное физическое развитие ребенка через индивидуальную систему оздоровительных мероприятий (1 час в неделю).

2. Общекультурное

студия «Радуга», основным направлением данной программы является приобщение детей к танцевальному искусству, привитие хореографических навыков, воспитание чувства прекрасного (2 часа в неделю).

3. Художественно-эстетическое

кружок «Умелые ручки», направленный на формирование эстетического вкуса и воспитания трудолюбия, на процесс всестороннего развития личности младшего школьника (1 час в неделю).

4.Научно-познавательная

кружок «Мир информатики», направленный на развитие представлений

об информационной картине мира, формирование представлений о роли и месте информационных технологий (1 час в неделю).



Учебный план начальной школы (2-4 классы)

Обучение осуществляется по примерным основным образовательным программам начального общего образования (УМК «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева в 2б и 4в классах; УМК «Школа России» в 2а, 3а, 3б, 4а,4бклассах), что обеспечивает реализацию вариативного и разноуровневого подходов, позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями

Количество часов литературного чтения соответствует базисному учебном плану и составляет 4 часа в неделю в 2 классах и учащихся.

Учебный план начального образования разработан на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих примерные основные образовательные программы начального общего образования, ориентирован на следующие образовательные области:



Образовательная область «Филология» представлена в учебном плане предметами «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык».

Количество часов русского языка в 2-4 классах соответствует базисному учебном плану и составляет 5 часов в неделю.

3 часа в 3-4 классах.

Количество часов иностранного языка (английский язык) соответствует базисному учебному плану и составляет 2 часа в неделю во 2-4 классах.



Образовательная область «Математика» представлена в учебном плане предметом «Математика» и составляет 4 часа в неделю в 2-4 классах.

Образовательная область «Обществознание и естествознание» представлена в учебном плане предметом «Окружающий мир» и составляет 2 часа в неделю в 2-4 классах.

Образовательная область «Искусство» представлена в учебном плане предметами «Музыка» и «ИЗО» и составляет:

«Музыка»- 1 час в неделю в 2-4 классах;

«ИЗО»-1 час в неделю в 2-4 классах.

Образовательная область «Технология» представлена в учебном плане предметом «Технология»» и составляет 1 час в неделю в 2 классах и 2 часа в неделю в 3-4 классах.

Образовательная область «Физическая культура» представлена учебными предметами «Физическая культура» (2-4 классы – 3 часа в неделю).



Национально-региональный компонент в учебном плане начальной школы представлен предметами: мокшанский язык-2а, 3б, 4в классы, эрзянский язык-2б, 4а, 4б классы в объеме 2 часа в неделю.

Компонент образовательного учреждения представлен следующими учебными курсами:

2а класс-«Математика и конструирование»-1 час;

2б класс-«Информатика»-1 час;

3а класс-«Математика и конструирование»-1 час;

3б класс-«Информатика»-1 час;

4а класс-«Риторика»- 1 час;

4б класс-«Риторика»-1 час;

4в класс-«»Информатика»-1 час.

Учебный план гимназии отражает стратегию организации образовательного и воспитательного процесса в ней и строится на следующих принципах:

- реализация права каждого ребенка, обучающегося в учебном заведении, на качественное образование, исходя из его способностей, уровня развития, трудолюбия, моральных и поведенческих установок;

 - преемственность образования на его разных ступенях, создание равных условий посредством дифференциации для максимально полного раскрытия потенциала учителя и учащихся;

- обучение воспитанников основным правилам, умениям и навыкам выживания, социальной адаптации, оптимального и ответственного выбора формы своей последующей жизнедеятельности.

При составлении учебного плана педагогический коллектив исходил

- из ведущих идей Закона Российской Федерации "Об образовании";

-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

-защита и развитие в системе образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

-общедоступность образования, адаптивность к условиям и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.

Учебный план гимназии включает базовый компонент, обеспечивающий широкую общеобразовательную подготовку, целостное осмысление мира и освоение основных способов познавательной и исследовательской деятельности для всех учащихся. Этот компонент отражает уровень общих интересов и общих способностей детей.

Учебный план гимназии создает условия для выбора учащимися отдельных курсов, иных форм деятельности с целью развития познавательных интересов и личностного самоопределения.

Дополнительно физическое и эстетическое развитие детей осуществляется за счет занятий в студиях дополнительного образования, спортивных кружках и секциях, а также на внеклассных мероприятиях, в 1-ых классах за счет часов внеурочной деятельности.

Предельно допустимая учебная нагрузка соответствует требованиям СанПиН.
Основное общее образование

Учебный план 5-9 классов гимназии

В 2011—2012 учебном году обучение в гимназии представлено по следующим направлениям образовательной подготовки:



  • с углубленным изучением иностранного( английского) языка – 5б, 6б классы;

  • с углубленным литературы -8б, 9 в классы;

  • с изучением второго европейского языка – 5б, 6б, 7б, 9в классы;

Образовательная область «Филология» представлена в учебном плане предметами «Русский язык», «Литература», «Мордовский язык», «Иностранный язык I», «Иностранный язык II».

Количество часов русского языка в 5-9 классах соответствует базисному учебном плану.

В 8б и 9в классах количество часов, отводимых на изучение литературы, соответствует программе углубленного изучения предмета.

Мордовский(мокша) язык введен в 5 а классе в объеме 2часов, в 5б (гимназический класс) мордовский (мокша) язык введен в объеме 1часа.

Иностранный язык изучается в гимназии в объеме 3 часов в неделю на общеобразовательном уровне, в объеме 5 часов в 5б и 6б классах с углубленным изучением иностранного(английского) языка. В 7б,8б гимназических классах обучение иностранному (английскому) языку ведется в объеме 4 часов: базисный уровень и программа элективного курса «Английская грамматика в упражнениях», утвержденная экспертным советом при Управлении образования Администрации г.о. Саранск.

Второй иностранный язык введен в учебный план 5-9 классов с углубленным и расширенным изучением иностранного языка в количестве 2 часа в неделю, что дает возможность выполнить программу общего образования по предмету, являющемуся обязательным компонентом базисного учебного плана для классов с углубленным изучением иностранного языка.

Часы вариативной части в образовательной области «Филология» для 5-8 классов с низкой мотивацией обучения представлены в виде курсов по выбору и модулей «Английская грамматика в упражнениях» (5а, 7а класс), «Речь» (5а класс), «Законы русской орфографии» (6а класс), «Развитие орфографической зоркости» (7а класс), «Как узнать твою, слово?» (8а класс). В классах, осуществляющих предпрофильную подготовку, представлены элективными курсами: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста (теория и практика)» (9 класс).

Образовательная область «Математика» представлена в учебном плане предметами «Математика», «Алгебра», «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», «Информатика и ИКТ».

В гимназии для преподавания математики, алгебры и геометрии (5-9 классы) используется программа для общеобразовательных школ, которая обеспечивается базовым компонентом.

Количество часов, отводимых на изучение информатики и ИКТ в 8-9 классах, соответствует базисному учебному плану.

Часы вариативной части в образовательной области «Математика» для 5-8 классов с низкой мотивацией обучения представлены курсами по выбору «За страницами школьного учебника математики» (5а класс), « Компьютер для начинающих» (6а класс), «Методы решения нестандартных задач по математике» (6а класс), «Тропинка в геометрию» (7а,б класс), «Избранные вопросы математики» (8а класс).

Для классов, осуществляющих предпрофильную подготовку в соответствии с БУП, образовательная область «математика» представлена элективными курсами: «Квадратный трехчлен» (9 класс), «Функции - просто, сложно, интересно» (9 класс), «Избранные вопросы математики» (9 класс).

Образовательная область «Естествознание» представлена в учебном плане предметами «Природоведение», «Биология», «Физика», «Химия» как федеральный компонент в соответствии с базисным учебным планом по годам обучения.

Часы вариативной части в образовательной области «Естествознание» для 6-8 классов используются для проведения курсов по выбору «Юный астроном» (7а класс), «Решение нестандартных задач по физике» (7а класс), «Методы и приемы решения задач по физике» (8а,б класс), «Оптические явления и приборы» (8а класс), «Химия для любознательных» (8а класс); для классов, осуществляющих предпрофильную подготовку в соответствии с БУП, данная образовательная область представлена элективными курсами: «Механика от Аристотеля и Ньютона до наших дней» (9 класс), «Практикум по решению задач по физике»(9 класс), «Физический эксперимент во внеурочной деятельности» (9 класс), «Химия в нашей жизни» (9 класс).



Образовательная часть «Обществознание» представлена, в учебном плане предметами «История», «Обществознание» «География». Количество часов, отводимых на изучение данных предметов, соответствует БУП.

Часы вариативной части в образовательной области «Обществознание» представлены учебным курсом «История и культура Мордовского края»» в 5-9 классах в соответствии с БУП за счет часов вариативной части. В гимназическом 5б классе данный курс включен в рабочую программу по истории.

Также представлены курсы по выбору «Естествознание и география» для 6а класса, «Краеведение» в 6б классе, «Основы православной культуры» (7-е классы), «Основы исламской культуры» (8а классы).

Образовательная область «Искусство» представлена в учебном плане 5-7 классов предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство», в 8-9 классах – предметом «Искусство».

Образовательная область «Физическая культура» представлена предметами «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Физическая культура изучается в объёме 3 часов в неделю как предмет инвариантной части БУП. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в объеме 1 часа в неделю как предмет федерального компонента - в 8 классах.

Образовательная область «Технология» представлена в учебных планах 5-7 классов предметом «Технология» в объёме 2 часов в неделю и в 8-х классах в объеме 1 час в неделю (Обслуживающий труд для девушек и техническое черчение для юношей).

За счет часов вариативной части в 8 классах введен модульный курс «Домоведение» в объеме 0,5 часа.

Для девушек 9-х классов предложено изучение элективного курса «Основы чертежа» в объеме 1 час, с целью получения основ по учебному курсу «Черчение».

С целью развития навыков исследовательской деятельности в 8 классах предложен спецкурс «Основы исследовательской деятельности в объеме 0,5 часа.

Для осуществления психологической подготовки к осознанному выбору учащимися профиля обучения и организации профориентационной работы в учебный план 9 классов введен элективный курс «Кем быть?»

Среднее (полное) общее образование

Учебный план 10-11 классов гимназии

В 2011—2012 учебном году обучение на старшей ступени в гимназии представлено по следующим направлениям образовательной подготовки:



  • филологический профиль – 10б, 11б классы;

  • универсальное обучение – 10а, 11а классы.

Обучение в 10-11 классах ведется по учебным планам, соответствующих филологическому (10б, 11б ), универсальному (10а, 11а) профилю и выбором пожеланию учащихся дополнительных предметов для изучения на профильном уровне из учебного плана других профилей и элективных курсов с обязательным соблюдением норм максимальной учебной нагрузки, определяемых СанПиН.

Образовательная область «Филология» представлена в учебном плане предметами «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык I», «Иностранный язык II».

Количество часов русского языка и литературы 10а, 11а классах соответствует базисному учебному плану.

В 10б, 11б классах филологического профиля количество часов на изучение русского языка и литературы соответствует БУП для данного профиля.

Иностранный язык изучается в гимназии в объеме 3 часов в неделю на общеобразовательном уровне, в объеме 6 часов в неделю в 10б и 11б классе филологического профиля.

На изучение второго иностранного языка отводится 2 часа в учебном плане 10б и 11б классов филологического профиля

Часы вариативной части в образовательной области «Филология» в классах, осуществляющих профильную подготовку, представлены элективными курсами: «Журналистика и русский язык » (10а класс), «Практическая стилистика» (11а класс), «Английская грамматика в упражнениях» (10класс), «Формы художественного мышления в русской литературе 20 века» (11б класс).



Образовательная область «Математика» представлена в учебном плане предметами «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», «Информатика и ИКТ».

В 10-11 классах предмет математика изучается на базовом (4 часа) уровне.

Количество часов, отводимых на изучение информатики и ИКТ в 10а и 11а классе 1 час (базовый уровнь)

Часы вариативной части в образовательной области «Математика» для классов, осуществляющих профильную подготовку в соответствии с БУП, представлены элективными курсами: «Избранные вопросы алгебры»» (10а класс), «Обобщенный метод интервалов» (10б класс), «Избранные вопросы математики в материалах ЕГЭ»» (11 класс), «Компьютерная графика» (10а класс), «Основы программирования» (10 класс), «Сайтостроение» (11 класс).



Образовательная область «Естествознание» представлена в учебном плане предметами «Биология», «Физика», «Химия» как федеральный компонент в соответствии с базисным учебным планом по годам обучения.

В 10-11 классах биология и химия изучается на базовом уровне по 1 часу, физика изучается на базовом уровне (2 часа).

Часы вариативной части в образовательной области «Естествознание» для 10-11 классов используются для проведения элективных курсов: «Физика на компьютере», «Решение нестандартных задач» (10 класс), «Основы общей экологии» (10 класс), «Решение расчетных задач по органической химии» (10 класс), «Основы общей экологии» (10 класс), «Решение расчетных задач по общей химии» (11 класс), «Основы социальной экологии» (11класс), «Колебания. Волны. Кванты» (11а класс), спецкурсом «Физический эксперимент, как основа исследовательской деятельности» (10, 11 класс),

Образовательная часть «Обществознание» представлена ,в учебном плане предметами «История», «Обществознание» «География». Количество часов, отводимых на изучение данных предметов, соответствует БУП.

В 10-11 классах предмет «Обществознание» изучается на базовом (2 часа) уровне.

В учебный план 10-11 классов за счет часов вариативной части введен 1 час предмета «География» для завершения изучения программы курса на базовом уровне.

Часы вариативной части в образовательной области «Обществознание» представлены для классов, осуществляющих профильную подготовку элективными курсами: «Гражданин. Общество. Право», «Практическое и избирательное право » (10 класс), «Природопользование»(10 класс), «История в лицах» (11 класс)



Образовательная область «Искусство» представлена в учебном плане 10-11 классах филологического профиля и универсального обучения - предметом «Мировая художественная культура».

Образовательная область «Физическая культура» представлена предметами «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Физическая культура изучается в объёме 3 часов в неделю, как предмет инвариантной части БУП. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 10 и 11-х классах в объеме по 1 часу в неделю на базисном уровне.

Образовательная область «Технология» в учебных планах 10а и 11а классов (универсального профиля) представлена учебным курсом «Машинопись и делопроизводство», преподавание которого ведется по авторской программе, утвержденной Республиканским экспертным советом МО РМ.

В 10б и 11б классах филологического профиля область технология представлена элективным курсом «Машинопись и основы делопроизводства» (10б,11б класс) , «Чертеж-основа техники» (11а класс), модульным курсом «Технология ведения семьи и дома»( 11 класс).

Учебный план гимназии отражает стратегию организации образовательного и воспитательного процесса в ней и строится на следующих принципах:

- реализация права каждого ребенка, обучающегося в учебном заведении, на качественное образование, исходя из его способностей, уровня развития, трудолюбия, моральных и поведенческих установок;

 - преемственность образования на его разных ступенях, создание равных условий посредством дифференциации для максимально полного раскрытия потенциала учителя и учащихся;

- обучение воспитанников основным правилам, умениям и навыкам выживания, социальной адаптации, оптимального и ответственного выбора формы своей последующей жизнедеятельности.

При составлении плана педагогический коллектив исходил из ведущих идей Закона Российской Федерации "Об образовании" (редакция 1996г. с изменениями, внесенными по 21.07.2007г. включительно).

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- защита и развитие в системе образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность к условиям и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

 - светский характер образования;

- свобода и плюрализм в образовании. 

Учебный план, раскрывая основные направления реализации гимназией образовательных программ, направлен на достижение выпускниками гимназического уровня образованности, прежде всего в областях гуманитарного знания. 

Учебный план Гимназии включает базовый компонент, обеспечивающий широкую общеобразовательную подготовку, целостное осмысление мира и освоение основных способов познавательной и исследовательской деятельности для всех учащихся. Этот компонент отражает уровень общих интересов и общих способностей детей. И гимназический компонент, реализующий типологическое своеобразие гимназического компонента как:

- языкового в своей основе, дающего возможность ученику свободно осваивать чтение и понимание текстов, раскрывающих основы наук. Овладевать языком - значит овладевать универсальным средством передачи знаний и универсального содержания образования. Овладение языками предполагает богатство словарного запаса, владение способами конструирования различных языковых единиц, правилами преобразования выражений (правилами перевода), а также правилами интерпретации - правилами приписывания осмысленных значений языковым конструкциям.

- профильно-универсального, т.е. предполагающего предпрофильную подготовку на средней ступени обучения и профилизацию (специализацию) на старшей ступени обучения на базе универсального содержания образования путем углубления понимания избранной области знаний и развития склонностей и интересов;

- ориентированного на учащихся с повышенной мотивацией к учению, т.е. стимулирующего активность учеников в овладении приемами учения, труда, осознание владения интеллектуальными умениями, в формировании компетентностей.

Учебный план гимназии создает условия для выбора учащимися отдельных курсов, иных форм деятельности с целью развития познавательных интересов и личностного самоопределения.

Дополнительно физическое и эстетическое развитие детей осуществляется за счет занятий в студиях дополнительного образования, спортивных кружках и секциях, а также на внеклассных мероприятиях.

Предельно допустимая учебная нагрузка соответствует требованиям СанПиН.

Современными научными исследованиями установлено, что высокая степень работоспособности учащихся приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения учебного материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому на основании приложения 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10 в расписание уроков основные предметы для обучающихся II и III ступени вынесены на 2-4 уроки.

Неодинакова умственная способность учащихся и в разные дни учебной недели.

Вследствие чего распределение учебной нагрузки в течение недели построено таким образом:



  • наибольший объем приходится на вторник и (или) среду. На эти дни включены предметы соответствующие наивысшему баллу по шкале трудностей;

  • при составлении расписания уроков использовались рекомендации приложения 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10 (таблицы1,2,3) где каждый предмет ранжируется в баллах;

  • количество уроков в неделю в каждом классе не превышает величины максимальной нагрузки (табл.1);

  • составлены графики расписания по каждому классу, где показана интенсивная нагрузка на вторник и (или) среду; облегченные дни: понедельник, пятница, суббота.

  • часы учебных курсов по выбору и элективных занятий поставлены в расписание последним (5 или 6 уроком) или вынесены за пределы расписания уроков (для учащихся II и III ступени обучения начало в 15.00) и входят в объем максимально допустимой нагрузки.

Таким образом, инвариантная и вариативная части учебного плана, максимальная нагрузка на ученика, расписание учебных занятий в 1-4, 5-9, 10-11 классах не превышают норм федерального и регионального базисных учебных планов.

Учебные программы рекомендованы Департаментом общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ и Министерства образования Республики Мордовия. Программы обеспечены учебной и методической литературой.

В теоретической и практической части отдельных предметов прослеживается потеря учебного времени (до 12 %) по причине отсутствия замены уроков во время болезни учителей, прохождения курсовой переподготовки.

Вывод: учебные планы и выбранные образовательные программы соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.

Рекомендуется:

1. Выделить часы из вариативной части базисного плана на работу с одаренными детьми.


2. Качество подготовки:

организация образовательного процесса

а) начальное общее образование

В МОУ «Гимназия №29» 9 классов комплектов учащихся начальных классов, в которых обучаются 229 учащихся, 3 ГПД с охватом 75 человек.

Обучение в начальной школе осуществляется по программе 1-4 с использованием УМК:

 1А,Б, 2Б, 4В классы - «Школа-2100»;

 2А, 3А, 4А, 4Б классы – «Школа России».

Комплектование проводится в основном из детей, проживающих на территории микрорайона, прилегающего к гимназии, и по заявлению родителей из других микрорайонов.

Программно – методическое обеспечение соответствует используемым общеобразовательным программам начального общего образования. Классные кабинеты начальной школы располагаются на 1 и 2 этажах, выполняя требования СанПиНа, обеспечивая максимально адаптационный период и сохраняя здоровье детей. Все классы первой ступени обучения занимаются в одну смену по единому расписанию учебных занятий. Расписание составлено в соответствии с учебным планом, прослеживается выполнение требований СанПиНа.

Таким образом, предельно допустимая нагрузка школьников соответствует требованиям базисного компонента.

Кадровый состав начальной школы

№ п/п



Ф.И.О. педагогических сотрудников

Должность (указать преподаваемый предмет)

Образование и специальность по диплому

Категория, разряд

Год присвоения

Почетные звания, награды

Курсы повышения квалификации

1

Тазина

Татьяна


Ильинична

Учитель

начальных классов



Учитель начальных

классов


Высшая,

15 разряд



2009

Заслуженный учитель школы России,

Учитель-методист,

Победитель конкурса лучших учителей РФ, 2006


МРИО, «Мордовский региональный Центр Интернет образования»,

2007г.


2

Аксёнова

Надежда


Николаевна

Учитель

начальных классов



учитель начальных классов

Высшая,

14 разряд



2007

Почётный работник общего образования

Российской Федерации





РСНИИОО, НОУ «Саранский Дом науки и техники»,2011

МРИО, 2011г.



3

Рябова

Валентина

Викторовна


Учитель

начальных классов



Учитель начальных классов

Высшая,

14 разряд



2007

Почётный работник общего образования

Российской Федерации



МРИО, 2011г.

4

Захарова

Лариса


Валентиновна

Учитель

начальных классов



учитель начальных классов

Высшая,

14 разряд



2010




МРИО, «Мордовский региональный Центр Интернет образования»,

2009г.


МРИО, 2009г.

5

Воеводина

Ольга


Олеговна

Учитель

начальных классов



Учитель начальных классов

Высшая,

14 разряд



2010




МРИО, 2010г.

6

Назаргулова

Майя


Ивановна

Учитель

начальных классов



Учитель начальных классов




2003

Почётный работник общего образования Российской Федерации

МРИО, 2006г.

7

Арзамаскина

Елена


Геннадьевна

Учитель

начальных классов



Учитель начальных классов

Высшая,

14 разряд



2009




МРИО, 2010г.

8

Юлова

Светлана


Алексеевна

Учитель

начальных классов



Учитель начальных классов

Высшая,

14 разряд



2007

Учитель-методист Почётный работник общего образования

Российской Федерации





МРИО, «Мордовский региональный Центр Интернет образования»

2007г.


МРИО, 2011г

9

Солдаткина

Анна


Николаевна

Учитель

начальных классов



Учитель начальных классов

Первая,

13 разряд



2010




МРИО, 2011г.

Из таблицы видно, что все педагоги начальной школы своевременно проходят обучение на КПК, повышают квалификационный уровень, за исключением учителя Назаргуловой М.И.(принята на работу по договору):



педагогических работников, прошедших повышение квалификации в течение последних 5 лет – 100%, аттестованных – 100 %, высшей категории– 88%.

Коллектив учителей начальных классов работает над проблемой «Оптимизация учебно-воспитательного процесса на первой ступени обучения».



Главное назначение начальной школы - научить детей осознанному чтению, письму, счету, правильной речи, вырабатывать у ребенка желание постоянно развиваться, прививать умение самостоятельно добывать знания и творчески подходить к их практическому использованию, необходимые для продолжения образования, формировать средствами каждого учебного предмета лучшие духовные и нравственные качества личности младшего школьника, научить вести здоровый образ жизни, воспитывать свободную личность, ответственную за свое поведение в обществе.

Были использованы следующие формы методической работы: заседания МО начального образования, тематические и малые педсоветы, семинары-практикумы, предметные недели, педагогический мониторинг, открытые уроки и их анализ, работа учителей над темами самообразований, повышение квалификации, активное участие в Национальных проектах в сфере образования и педагогических конкурсах, участие младших школьников в предметных олимпиадах и творческих конкурсах различного уровня, изучение новинок методической и научно-популярной литературы.

Учителя начальной школы активно работают над темами самообразований, достигая положительных результатов:

«Проблемное обучение-ведущий фактор развивающего обучения»-Захарова Л.В.,

«Личностно-ориентированный подход как один из методов развивающего обучения»-Воеводина О.О.,

«Активизация познавательной деятельности на уроках математики»-Юлова С.А.,

«Развитие интеллектуального потенциала и творческих способностей учащихся»- Назаргулова М.И.,

«Развитие личности учащегося, раскрытие способностей на уроках»-Тазина Т.И.,

«Значение исследовательского метода в развитии творческой деятельности учащихся начальной школы»-Аксенова Н.Н.,

«Деятельностный принцип на уроках окружающего мира»- Рябова В.В.,

«Игра-одно из средств активизации познавательных интересов детей»-Арзамаскина Е.Г.

На заседаниях МО начального образования обсуждались приоритетные вопросы:

-использование здоровье сберегающих технологий на уроках;

-система работы по повышению орфографической грамотности младших школьников;

-дифференцированный подход при обучении детей на уроках математики.

-преемственность и перспективность в выработке навыков правописания безударных гласных;

-эффективность и действенность инновационных педагогических технологий, влияние их на уровень развития учащихся;

-роль учителя начальных классов в формировании духовно-нравственных ценностей у младших школьников.

Для выполнения данных направлений на заседаниях МО начального образования ставились следующие задачи:

-совершенствование различных видов и форм урока с целью активизации познавательной деятельности учащихся и глубокого, прочного усвоения материала;

-повышение педагогического мастерства, инновационная и исследовательская деятельность учителей начальной школы.

-повышение уровня качества образования учащихся;

-в целях сохранения жизни и здоровья детей усилена работа по выполнению режимных моментов и санитарно-гигиенических норм в учебно-воспитательном процессе, выполнение требований программы «Здоровье»;

-реализация программы «Одаренные дети»;

-реализация программы «Духовно-нравственное воспитание».

Анализ работы по данным направлениям свидетельствует о том, что коллектив учителей начального блока достиг определенных результатов.

Главное в методической работе – оказание реальной помощи учителям в развитии их мастерства. Методическая помощь осуществляется с учетом важнейших требований, вытекающих из объективных закономерностей процесса повышения квалификации учителей, а именно: практической направленности, научности и корректности, системности и систематичности, сочетание различных форм и методов.

МО рассматривает на своих заседаниях вопросы по изучению состояния преподавания предметов, контроля знаний, умений и навыков учащихся, вскрывает причины недостатков, принимает решение по их устранению. Учителя посещают уроки, внеклассные мероприятия своих коллег. Работа каждого педагога систематизирована и представлена в папке, в которой сконцентрирован материал: лист самоанализа, в котором указана проблема, над которой работает учитель, результативность обучения, тематическое планирование, динамика качества знаний учащихся за 5 лет.

Выполняя требования программы «Одарённые дети», были достигнуты определенные результаты за 5 лет. Особо хочется отметить позитивную работу в этом направлении учителя начальных классов Тазиной Т.И.:

-международный уровень-8 призеров и победителей;

-российский уровень-27 призеров и победителей;

-республиканский уровень-12 призеров и победителей;

-муниципальный уровень-51 призер и победитель.

Определенный вклад вносит в реализацию программы Аксенова Н.Н.:

-российский уровень-16 победителей и призеров,

-муниципальный уровень- 3 призера и победителя.

- Арзамскиной Е.Г.

-российский уровень-5призеров и победителей;

-республиканский уровень-1 победитель;

-муниципальный уровень-3 призера и победителя.

(подробный перечень результатов конкурсов в анализе работы начальной школы).

Большая работа проводится Тазиной Т.И. по подготовке учащихся к научно-практической конференции муниципального уровня:

-конкурс учебно-исследовательских работ «Школьники города-науке 21 века», диплом победителя, декабрь 2009, Лизунков В, 4б;

- конкурс «Юный предприниматель», диплом победителя, Лизунков В., апрель 2010.

Активное участие педагоги начальной школы принимают в подготовке и проведению предметных олимпиад школьного и муниципального уровней:


Предметы

Количество победителей / призеров олимпиад

2006/

2007


2007/

2008


2008/2009

2009/2010

2010/2011




Муниципальный уровень

Начальная школа (математика)




1




1

1

Начальная школа (русский язык)










1




Начальная школа

(мордовский язык)












1




следующая страница >>
Смотрите также:
Отчет о самообследовании муниципальноготобщеобразовательного учреждения
1618.43kb.
8 стр.
Отчет о самообследовании общеобразовательного учреждения
1344.25kb.
6 стр.
Отчет самообследования моу «Гимназия №29»
6528.22kb.
43 стр.
Пояснительная записка к учебному плану моу «Гимназия №8»
193.8kb.
1 стр.
Отношение советской власти к верующим (на примере семьи Дубининых)
478.08kb.
3 стр.
Отчет по результатам самообследования
203.29kb.
1 стр.
Педагогический аудит. Эффективный педагог Материалы проектной деятельности опорного образовательного учреждения моу «Гимназия №5»
2300.25kb.
23 стр.
Публичный отчёт моу №36 за 2010-2011 учебный год содержание система управления в моу. Образование в дошкольном отделении моу
503.96kb.
3 стр.
Отчет о проведении районной олимпиады по истории, обществознанию и праву
346.06kb.
3 стр.
«Развитие системы поддержки талантливых детей». Описание ситуации в моу «Гимназия №9»
159.93kb.
1 стр.
Отчёт о результатах самообследования образовательного учреждения, реализующего программы спо
1854.57kb.
12 стр.
Образовательная программа на ступени начального образования боу г. Омска «Гимназия №146» на 2011- 2015 гг. 2011 год
1693.62kb.
9 стр.