Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Программа развития универсальных учебных действий - один из базовых документов, призванных конкретизировать требования к результатам предшкольного и начального общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных программ. Программа необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе и обеспечения преемственности образования. Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе. Разработка Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного образования позволит планировать результаты образовательного процесса, задать критерии и показатели психического развития детей, необходимые для успешного начального обучения.

Цель курсовой работы- разработка Программы развития универсальных учебных действий для и начального образования. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) Разработка концептуальных и научно-методических основ

2) Разработка Программы развития УУД для и начального образовании

3) Разработка методов и средств оценки сформированности УУД.

Социальная структура взаимодействий в учебной ситуации СПД соответствует как этапам усвоения предметного содержания, так и внутренней организации структуры деятельности - мотивационно смысловому, ориентировочному, исполнительному, контрольно-коррекционному, оценивающему. По мере перехода от одного функционального компонента учебной деятельности к другому происходит перестройка форм сотрудничества учителя с учениками и учеников друг с другом.

Это обеспечивает высокую включенность личности в учебный процесс и актуализации и развитию мотивов учения, а также мотивов достижения, сотрудничества, творчества и самореализации (В.Я. Ляудис, В.П. Панюшкин, Л.И. Омельченко).

1. Универсальные учебные действия

1.1 Характеристика универсальной учебной деятельности

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.

При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта[4, С. 91].

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться -- существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

* обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

* создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области[11, С. 122 - 123].

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Виды универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

*личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

*смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?-- и уметь на него отвечать.

*нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор[6, С. 17].

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

*целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

*планирование--определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

*прогнозирование-- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

*контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

*коррекция-- внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

*оценка-- выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

*саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы[15, С. 165].

Общеучебные универсальные действия:

* самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

*поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

*структурирование знаний;

*осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

*выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

*рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

*смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

*постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

*моделирование -- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаковосимволическая);

*преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

*анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез -- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

*выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

*подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

*построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство;

*выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

*формулирование проблемы;

*самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми[2, С. 10 -11].

К коммуникативным действиям относятся:

* планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

*постановка вопросов -- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

*разрешение конфликтов -- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

*управление поведением партнёра -- контроль, коррекция, оценка его действий;

*умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

*из общения и сомарегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;

* из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;

* из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

1.2 Развитие универсальных учебных действий

Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Достижение этой цели лежит через решение учебных задач, через овладение научными понятиями, умение получать информацию самостоятельно, через поиск и развитие своей индивидуальности, образа «Я». Нужны методы и приемы, которые обеспечивают становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения[9, С. 56 - 57].

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности (теория РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе. Модель оценки уровня сформированности включает оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки.

Одной из форм деятельностного обучения является организация совместной деятельности на уроках, основная цель которой - научить детей умению учиться.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что большинство исследователей (В.В. Давыдов, В.В. Агеев, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.) считают общую цель объединяющим фактором деятельности и полагают, что структура совместной деятельности подобна индивидуальной.

Основным условием включения субъективного опыта в коллективно распределенную деятельность мы считаем организацию диалогического взаимодействия. Вследствие того, что в процессе рефлексии индивид не просто присваивает определенную сумму знаний, а сам становится создателем оригинального продукта, необходима социальная апробация полученных результатов, психологически принимающих форму обращения к другому человеку, к самому себе, к тексту.

Продуктом речевого взаимодействия собеседников при любом типе общения будет текст. Рефлексивное освоение текста проходит в двух направлениях: а) слушатель - текст - автор; б) читатель - текст - автор.

Читатель своими вопросами, выражениями включает текст в диалог не только с самим собой, но и в культурную среду, окружающую героя. «Присваивая» художественное произведение, читатель преобразует его для себя, раскрывает скрытые возможности текста.

Таким образом, коллективно-распределенная деятельность включает субъективный опыт ученика в форме диалога «с собой», диалога с другим, диалога с текстом.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышение эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования выделяют 4 блока: 1) личностный; 2) регулятивный (саморегуляция); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности отмечают три вида личностных действий:

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка - выделение и осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности[1, С. 14 - 18].

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества.

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий - умение решать проблемы или задачи[7, С. 165 - 166].

Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций - умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии. Решение задачи выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения, навыки. Особенно на уроках математики, где в основном используются математические способы решения.

Общий прием решения задач включает: знания этапов решения, способов решения, типов задач, оснований выбора способа решения, а также владение предметными знаниями.


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа развития универсальных учебных действий один из базовых документов, призванных конкретизировать требования к результатам предшкольного и начального общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных
597.44kb.
4 стр.
Программа формирования универсальных учебных действий
565.59kb.
2 стр.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
5375.51kb.
21 стр.
Учебный план начального общего образования IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века»
6132.06kb.
32 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2010-2014 годы
9994.18kb.
54 стр.
Приказ №31 а от 28. 08. 2011 Основная образовательная программа начального общего образования
1269.99kb.
7 стр.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
1958.9kb.
10 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
3576.78kb.
21 стр.
Образовательная программа начального общего образования
5006.25kb.
26 стр.
Стр. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования стр
10389.36kb.
51 стр.
Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования 1
573.16kb.
5 стр.
Юго-восточное окружное управление образования научно-методический центр
2091.36kb.
10 стр.