Главная
страница 1
Урок № 58/10 Дата: 10.04.2012г.

Класс: 9

Учитель: Ерекенова Раиса Каудыровна

Тема урока: Атомная энергетика

Подготовка к уроку предполагает просмотр презентаций учащихся, посвящённых воздействию АЭС на окружающую среду, использованию проблем ядерной энергетики в Челябинской области. В презентации представлены материалы по чернобыльской трагедии, ПО «Маяк» Челябинская область

Цели урока:

обучающая: знакомство с новым материалом, закрепление ранее изученного материала;

развивающая: работа по формированию навыков учащихся - анализ источников информации, самостоятельный поиск необходимого материала, решение задач;

воспитательная: формирование гуманного отношения друг к другу, уважение к творцам науки и техники

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Закрепление ранее изученного материала.

Ответьте на вопросы, изученные на предыдущем уроке:



  1. Что такое ядерный реактор?

  2. В чём заключается управление ядерной реакцией?

  3. Назовите основные части реактора

  4. Что находится в активной зоне?

  5. Для чего нужны регулирующие стержни?

Заслушать ответы учащихся. (слайд 2)

III. Основная часть.

Павшим и живым участникам ликвидации катастрофы
радиационных аварий, вдовам и матерям, семьям, потерявшим кормильца, посвящается этот урок.

Сегодня наш урок посвящён проблемам и преимуществам атомной энергетики. И мы будем работать по следующему плану. (слайд 3)



План урока:

1. Ядерная энергетика

2. Факторы воздействия АЭС на окружающую среду

3. Ядерное оружие

4. Использование проблем ядерной энергетики в Челябинской области

1. Одной из важнейших задач, стоящих перед человечеством является проблема источников энергии. Запасы топлива окажутся исчерпаемыми в короткое время . Например, запасы угля – на 350 лет; запасы нефти – на 40 лет; запасы природного газа – на 60 лет. (слайд 4).

Не решают эту проблему и возобновляемые источники: энергия рек, ветра, морской волны. Они могут обеспечить всего 5- 10 % наших потребностей. (слайд 5-8).

В настоящее время реальный вклад в энергоснабжение вносит атомная энергетика.

В 1942 году в США под руководством Э.Ферми был построен первый ядерный реактор. (слайд 9, историческая справка).

Первый европейский реактор был создан в СССР под руководством И.В.Курчатова в 1946 году.

( слайд 10, историческая справка).

1954 год в Советском Союзе была введена в действие первая в мире атомная электростанция (АЭС) (слайд 11) в г. Обнинске. Её мощность составляла 5000 кВт.

Преимущества АЭС:

1. Небольшое количество топлива

2.Экологическая чистота по сравнению с ТЭС.

О проблемах АЭС заслушаем соощение.

2. Факторы воздействия АЭС на окружающую среду (слайд 12)

Чернобыль

…Есть время –

Пока что!

Но время не ждёт…

Сегодня на Припяти

Тронулся лёд.

Чернобыль, Чернобыль –

Вселенская боль!

Чернобыль –

За души ослепшие бой…

(Ю. Друнина. «Полынь»)
1)26 апреля 1986 года
в 1 час 24 минуты
на 4-ом энергоблоке Чернобыльской АЭС раздались последовательно два взрыва, которые возвестили весь мир о свершившейся трагедии уходящего века.
Произошла мощная техногенная катастрофа на атомном объекте.

2)Взрывы привели к полному разрушению реактора и его активной зоны, систем охлаждения, а также здания реакторного зала. На крышу машинного зала, на территорию вокруг АЭС были выброшены железобетонные и металлоконструкции, графитовые блоки и их куски. Из жерла реактора поднимался, в несколько сотен метров высотой, столб продуктов горения, мощный поток газовой радиоактивности.


Из 190 тонн ядерного топлива 90% попало в атмосферу земли. По данным ученых выброс радионуклидов равен, по разным оценкам, четырем и более взрывам в Хиросиме.
3) Крыши нет, часть стены разрушена... Погас свет, отключился телефон. Рушатся перекрытия. Пол дрожит. Помещения заполняются то ли паром, то ли туманом, пылью. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Повсюду течет горячая радио-активная вода.
4) К 5-ти часам утра пожар был локализован.

5) Тысячи людей со всех концов бывшего СССР были призваны и командированы для ликвидации последствий катастрофы.


Работы по ликвидации аварии велись в основном вручную.

Лопатами снимали верхний слой грунта на территории АЭС, сбрасывали руками куски арматуры, графита с крыши машинного зала, смывали радиоактивную грязь тряпками внутри станции.

Наши земляки из с. Александровка Сытин Василий Аркадьевич и Волков Владимир принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции.

6) Мощность радиационных выбросов из разрушенного реактора уменьшилась только через пять дней, составив примерно 15 процентов от первоначальной. Затем она стала нарастать вновь, достигая (по истечении четырех дней) 70 % от уровня первого дня. Специалисты, крестясь от ужаса, ожидали еще более жестокого радиационного удара. Готовились автомобильные колонны. Эвакуацию предполагалось провести в радиусе 300 километров от АЭС, куда входили города Киев, Гомель, Бобруйск... На десятый день мощность выбросов упала – до одного процента. Наступила нервная разрядка.

В первые дни, когда извержение было в самом разгаре, воздушные потоки двигались на Беларусь. Радионуклиды цезия, стронция, плутония и ряда других элементов плотностью от 1 до 160 кюри и выше покрыли площадь в 46,5 тысяч квадратных километров.

7) Причина: Распространена версия о несовершенстве чернобыльских реакторов типа РБМК.

А знатоки отмечают еще и грубые якобы ошибки операторов, инженеров, которые, проводя планово-предупредительный ремонт на блоке, экспериментировали с "советским атомом".

Появилась еще одна версия: причиной взрыва, по этой версии, является разлом земной коры, на котором построена Чернобыльская АЭС, и связанное с разломом землетрясение, по времени совпавшее с экспериментом.

8) Мертвый город. Шестнадцатиэтажные дома, заросшие деревьями, среди которых бегают кабаны… Все по-другому – такая замкнутость, отрешенность от нашего мира. Тишина. Тишина в мертвом городе.

"Россоха" - огромное поле, заполненное рядами изъеденных коррозией грузовиков, пожарных машин, бульдозеров, бронетранспортеров и прочей радиоактивной техники - а посредине, как символ полной безысходности, поникли лопастями вертолеты, которым уже никогда более не суждено подняться в воздух...

9) Болезни: Отмечается: превышение показателей болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ, болезни крови и кроветворных органов, врожденные аномалии более чем в 4 раза; психические расстройства и болезни системы кровообращения более чем в 2 раза.

3. Ядерное оружие (слайд 15-16)

…Как речки высохшей бороздка

Среди пустыни неживой.

Как тень сожжённого подростка

На хиросимской мостовой.

(В Кочетков. «Размышление на пороге 80-х годов»)

4. Использование проблем ядерной энергетики в Челябинской области

1 слайд. Первенцем отечественного атомного производства, его лидером по праву считается химический комбинат «Маяк», вступивший в строй в июне 1948 года в закрытом городе Челябинск – 40, ныне Озерск. Именно здесь в обстановке строжайшей секретности происходила наработка оружейного плутония-взрывчатки для ядерных бомб.

2 слайд. В результате своей почти 50-летней деятельности этот первый и наиболее мощный ядерно-промышленный центр России оставил в наследство скопление радиоактивных отходов, загрязненные радиоактивностью участки территории

3 слайд. Сегодня «Маяк» - это во многом иное предприятие: его основа-переработка отработавшего ядерного топлива.

ПО «Маяк» -сложнейший комплекс взаимосвязанных производств, структурно выделенных в заводы, и производственные цеха с надежным научно-техническим обеспечением в лице Центральной заводской лаборатории.

5 слайд. Ведущее подразделение «Маяка» сегодня - единственный в стране и один из трех существующих в мире завод по переработке и регенерации отработавшего ядерного топлива атомных электростанций, атомных транспортных установок и исследовательских реакторов. Метод регенерации позволяет заводу возвращать энергонасыщенные ценные материалы в ядерный топливный цикл, обеспечивая при этом надежное захоронение радиоактивных отходов после их отвержения.

6 слайд. Территория, которая подверглась радиоактивному загрязнению в результате взрыва на химкомбинате «Маяк», получила название Восточно-Уральский радиоактивный след(ВУРС).Протяженность ВУРСа составляла примерно 300 км.



IV. Закрепление материала

Самостоятельная работа учащихся.



Синквейн по теме «Энергетика».

Учащиеся работают в паре.



Работа с тестом (О.И.Громцева – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство«Экзамен», 2011. – 173

1. Решение задач. Тест с. 151 №№ 1-10.письменно

2. Решение задач . Тест с.155 №№7-10.устно

V. Домашнее задание.

§69 –читать, ответить на вопросы. (А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник)

Сборник задач В.И.Лукашик, Е.В.Иванова №1683

VI. Итог урока.

VII. Литература.

1. Физика-9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник. – 12- е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 255 с.



2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений /В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 224 с.

3.Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В.Пёрышкина, Е.М.Гутник «Физика. 9 кл.»/ О.И.Громцева – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство«Экзамен», 2011. – 173 с.


Смотрите также:
Атомная энергетика в России
48.14kb.
1 стр.
Ядерная энергетика Гагарин Даниил 10 б класс Саранск 2011 Ядерная энергетика
39.31kb.
1 стр.
Радиационная опасность и атомная энергетика
231.1kb.
1 стр.
Атомная энергетика
66.46kb.
1 стр.
Инвестиции. Российские инвестиционные проекты Инвестиции
98.05kb.
1 стр.
Атомная энергетика в общественном сознании
33.04kb.
1 стр.
Эксперты о российской атомной отрасли Атомная энергетика продолжит развиваться – глава магатэ
54.8kb.
1 стр.
Тезисы Секция: География Тема работы: Атомная энергетика России. Грозит ли нам Чернобыль? Школа №493, 11 класс
32.28kb.
1 стр.
Оптика. Атомная физика
1345.31kb.
9 стр.
Xx международной специализированной выставки «Энергетика и Электротехника», прошедшей 17–20 апреля в выставочном комплексе
40.58kb.
1 стр.
Ядерные реакции. Ядерная энергетика
295.37kb.
1 стр.
Энергетика в промышленности 2013 24-26 сентября 2013
150.63kb.
1 стр.