Главная
страница 1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Первомайская основная общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района Воронежской области



Зачем, о чём и как

писать письма.
Урок культуры общения в 5 классе

Беспалова Валентина Ивановна,

учитель русского языка, 1КК

2013г

Цели урока:


1.Познакомить учащихся с эпистолярным жанром и этическими правилами переписки.

2. Развивать творческую активность и навыки построения устной речи.

3. Учить выдерживать письмо в одном стиле, соблюдая все требования к данному жанру.

4. Убедить учащихся в том, что письмо как «протянутая рука» человеку.


На доске


Эпистола(греч) – письмо, послание.

Эпистолярный (греч) – свойственный письмам, написанный в форме писем.

Адресат (нем) – получатель, лицо, которому адресовано почтовое отправление.

Адрес (фр) – местожительство определённого лица или местонахождение учреждения, организации.

Адресант (нем) – отправитель, лицо, посылающее почтовое отправление.

Ход урока

1.Речевая гимнастика


а) Запомните

Пара ботинок, валенок, сапог, чулок.



Но: пара носков.

б) Прочитайте, выберите правильный вариант.

Сестра привыкла пользоваться (детской, детским) (шампунь).

Покупатель попросил дать примерить и (левую туфлю, левый туфель).

Продавец сказал ему с раздражением: «Вы (мерите, меряете) уже пятую пару).



в) Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым уже здоровались утром. Как лучше приветствовать его снова?

2. Учитель.

Вам, конечно, знакомо слово письмо. Как вы думаете, это слово имеет одно или несколько значений?

а) Работа с толковым словарём.

б) Запись в тетрадях:

- написанный текст, посылаемый кому-либо для сообщения;

- та или иная система графических знаков для передачи информации, запечатление речи.

- умение, навыки писать.

в) Придумайте предложения со словом письмо в разных значениях.

С тех пор как начался процесс расселения человечества на земле, у людей возникла необходимость общаться не только внутри родовых селений, но и между селениями. Но как могли жители одной деревни передать сообщение жителям другой деревни, да к тому же быстро? Они придумали для этого условные обозначения. Хотят, например, жители африканской деревни сообщить своим соседям, что у них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. Передать это надо быстро, пока не испортилось мясо под жарким африканским солнцем. Как быть? Придумали. Застучали, загремели барабаны – тамтамы, далеко разнёсся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали, дальше передают.

Другие дымом переписываются: поднимаются на холмах столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. «Язык» этот понятен многим племенам: война, собирайтесь к ущелью, прячьте детей и женщин.

И много ещё способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали букеты. Но у всех этих способов «переписки» было много недостатков, и главный недостаток – неточность, поэтому изобретение алфавита было великим шагом в культурном развитии человеческого общества, сделавшим письменность доступной для всех. Посмотрите на доску, прочитайте слова эпистола , эпистолярный и их лексическое значение.

3.Сообщение учащегося«Эпистолярный жанр».

Современные формы переписки сложились около двухсот лет назад. Их родина — Англия. Оттуда ведут своё начало основные правила — этикет составления корреспонденции. Но эпистолярное искусство существует с древних времён. Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Эпистолярный жанр имеет свою историю. Следует сказать, что произошло слово «эпистол» от греч.epistole - послание, переписка, которая имеет двусторонний характер и ведется между отправителем и адресатом. Этот жанр развился из бытовой переписки. Форма писем или посланий (эпистол) позволяет героям в непринужденной, доверчивой беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают, благодаря этому, особой убедительностью. Ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярного жанра, отличающий его от дневников.

Эпистолярный жанр – один из лирических жанров, стихотворение в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной и др., например, «Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкина, «Письмо матери» С. Есенина.

Эпистолярный стиль развился из бытовой переписки. Древнейшие образцы русского эпистолярного стиля – берестяные грамоты, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (XVI в.). Составлялись особые руководства для писания писем – «письмовники», содержащие образцы переписки как личного, так и делового характера.Эпистолярный стиль отличается точным обозначением адресата и адресанта, отражает сложное тонкое переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи. Для эпистолярного стиля характерны как непринужденная, так и официальная форма обращения. Используются этикетные формулы, вопросительные и восклицательные предложения. В эпистолярном стиле проявляются авторское «я», многообразие и единство авторского образа, диалогизация речи.

Учитель. Какие виды писем существуют?

(1 слайд) Виды писем


Прочитайте и запомните

1.Деловые письма.

2.Письма-поздравления.

3.Дружеские письма.

4.Семейные письма.

Учитель. Рассмотрим пример делового письма

Ученик.

5октября 2013года



Уважаемая редакция!

Недавно я прочитала в газете объявление о конкурсе на лучшее стихотворение и решила вам написать. Я уже несколько лет пишу разные стихи, но очень боюсь показывать их своим одноклассникам: вдруг поднимут на смех. Мне очень хочется узнать ваше мнение о моих стихах. Ябуду очень рада получить от вас ответ. Благодарю за внимание.

Таня Алёхина.

Учитель. Письмо – поздравление.

Когда люди поздравляют друг друга? (по праздникам; когда в жизни человека происходит что-то радостное)

Что в таких случаях желают друг другу?

Как можно поздравить любимого и уважаемого вами человека?

Поздравить – это выразить адресату чувство радости по поводу успеха, награды, праздника, удачно завершённого дела, приезда.Ребята! Я вам советую завести специальный календарь для записи, кого и когда следует поздравить с Днём рождения (по месяцам). И тогда вы не забудете никого из близких вам людей и друзей поздравить с праздником.


(2 слайд) Пример поздравительного письма


Дорогая Валентина Ивановна!

Хочу поздравить Вас с праздником – Днём учителя!

Пусть Ваши невзгоды пройдут стороной, и счастье к Вам прилетит, пусть у Вас будет много друзей, которые Вам помогут в трудную минуту. Желаю Вам здоровья, успехов и много хороших учеников.

Оля Безручко.

(3 слайд) Пример дружеского письма.

14 апреля 2012 года

Привет, Наташа!

Спешу ответить на твоё письмо. Ты спрашиваешь, поеду ли я, как всегда, на первый поток в лагерь этим летом. Думаю, что на первый поток не получится. У родителей отпуск в июне, и мы всей семьёй поедем отдыхать на турбазу. Может быть, мама возьмёт путёвку на второй поток. Хорошо бы и ты там была в это время. Я прочитала столько интересных книг, и мне хочется тебе о них рассказать. Передавай привет Ане. Как она там?

Лена.

(4 слайд) Пример семейного письма.


Здравствуй, дорогая бабуля!

Мы часто тебя вспоминаем, особенно когда открываем и едим варенье, которое ты для нас наварила. Как ты там без нас живёшь? Как ты себя чувствуешь? Ловит ли мышей кот Васька или такой же ленивый и толстый, каким мы его видели летом? Мы собираемся скоро к тебе приехать и очень просим написать, что тебе привезти из города. Тётя Катя, наша соседка, передаёт тебе привет. Целую тебя, обнимаю.

Твоя внучка Ира.

Учитель.

Какие же части мы выделяем в этих письмах?

Как надо писать письма?

Какие этические законы переписки существуют?


(5 слайд) Основные части письма


1 Обращение к другу, подруге или взрослому – вежливое, внимательное.

2. Обсуждение проблем вашей переписки.

3. Рассказ о себе, о жизни, каких-либо событиях, новостях.

4. Вопросы или просьбы к тому, кому письмо адресовано.

5. Концовка, добрые пожелания, в праздничном письме – поздравления.

6. Подпись.

7. Дата

(6 слайд) Советы и наставления


Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.

Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.

Поздравляй родителей в дни рождения, в Новый год и в другие большие семейные праздники.

Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.

Старайся писать ясно и просто.

Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. В письме не должно быть помарок, клякс, почерк должен быть разборчивым.

(7 слайд) Этические законы переписки.

Говорить в письме только правду.

Недомолвки и недоверие убивают человеческий контакт, поэтому важна откровенность.

Неприкосновенность. Письма – это сугубо личное достояние, и читать чужие письма безнравственно.

Право человека распоряжаться своими письмами.

Учитель. Для того чтобы письмо дошло до адресата, очень важно, чтобы адрес и индекс на конверте был написан правильно.

Герой рассказа А.П.Чехова отправил письмо по следующему адресу: «На деревню дедушке». Дошло это письмо? Какие ошибки допустил мальчик при оформлении адреса?

Что такое индекс? Знаете ли вы, что обозначают шесть цифр, входящих в него? (Первые три обозначают область, город, три другие – почтовое отделение.)


(8 слайд) Памятка по правильному оформлению адреса


Город или другой населённый пункт.

Область, район.

Улица (площадь, проспект, переулок).

Дом №, корпус №, квартира №.

Фамилия, имя, отчество адресата.

Обратите внимание на знаки препинания при написании адреса. Помните, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в Дательном падеже, а адресанта – в Родительном падеже. Если письмо адресовано семье, то фамилия ставится во множественном числе.

Куда: с.Первомайское

Воронежской области

Россошанского района

ул.Колхозная, д.2, кв.2

Кому: Беспаловой Валентине Ивановне

440018 г.Пенза

ул. Мира, д 40, кв.56

Васильевой Марии Ивановны

Учитель. Ребята подготовили нам страничку «В мире интересного».

1 ученик. Из истории создания почтовой службы.

Самым первым видом письма считается узелковое письмо древних инков Южной Америки. Делая узелки, люди таким образом «писали» друг другу письма, не зная письменности.

Письмом могли служить хитро обломанная ветка, сложенные в определенном порядке камни и кости диких животных, рисунки.

Голубиная почта. Послания передавались при помощи голубей. Голубь с такой весточкой мог пролететь более 300 км. Голубей использовали египетские фараоны, персидские цари, греческие и римские полководцы.

Бутылочная почта. Такая почта существовала с давних времен. Моряки бросали в воду бутылки с письмами. Бутылочная почта служит и сегодня науке. С кораблей, изучающих океаны, сбрасывают стеклянные бутылки с открытками внутри. Нашедшего просят сообщить, где они были выловлены, таким образом изучают морские течения, их скорость, изменчивость.

В 12-15 веках наладить на Руси почтовую связь помогла ямская гоньба. Важные вести доставляли гонцы. Жители должны были давать лошадей для проезда княжеских посланцев. Пока ямщики отдыхали, станционный смотритель производил обмен почты, менял лошадей, вел документацию.

2 ученик.

За несколько тысячелетий существования письменности люди употребили для письма разнообразные материалы. Они высекали надписи на скалах и каменных плитах, вырезали их на костях, чертили знаки на глиняных дощечках, а позже – на металлических, бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях, а в древнем Новгороде в XII-XV вв. писали на бересте. Примерно пять тысяч лет тому назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название которому было дано по названию города Пергама в Сирии. Бумага – одно из великих изобретений человечества – сначала, в V в., появилась в Китае, а затем, в XII-XVII вв., в государствах Европы.

3 ученик.

В жизни писателя Льва Кассиля письма сыграли особую роль. Они помогли ему стать писателем. Приехав в столицу учиться, он бродил по городу, знакомился с достопримечательностями и свои впечатления выражал в письмах к брату. Письма были столь содержательными и эмоциональными, что брат отнёс их в редакцию и они были напечатаны. Это окрылило Льва Кассиля, он всерьёз занялся литературным творчеством.

1ученик.


Известна дата, когда появилась первая открытка, - 7 октября 1775 года. Возникновение поздравительных писем связывают именно с этой датой.

2ученик.


В России XII-XV веков личные письма писали на белой, как бумага, коре берёзы. Свёрнутые в трубочку берестяные грамоты сохранили и донесли до нас думы и заботы людей, живших много веков назад в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Новгороде и Витебске. Человека уже давно нет, а мы читаем его слова и будто слышим из его уст живую русскую речь. Например, в городе Старая Русса была найдена берестяная грамота XII века, в которой крестьяне жалуются на ключника вотчиннику и даже советуют ему, как лучше действовать: «Это грамота от Ярилы к Ананию. Во владении твоём можно только воду пить, есть нечего. Если хочешь, припугни управляющего за его самоуправство».

3 ученик.

В Волгограде, на Солдатском поле есть памятник потрясающей силы: стоит на просторе с цветком в руке девочка, а рядом на мемориальной плите высечены слова неотправленного фронтового письма майора Петракова дочери Миле. Письмо было найдено на этом песчаном месте после ожесточённых боёв под Сталинградом: «Моя черноглазая Мила! Идёт тяжёлый бой. Мы у Сталинграда. Взрывом снаряда срезан цветок. Я хочу, чтобы твоя жизнь не оказалась срезанной…»

1 ученик.



  • Слово адрес – французского происхождения, означает «место проживания».

  • Нумерация домов и названия улиц появились впервые в Англии в конце 18 века.

  • В 1850 г. появилась марка ( от латинского «сбор в пользу государства»).

  • А вот Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы. Первая почта была доставлена из Петербурга в Москву в 1848году, в 1857 году появились первые почтовые ящики.

2 ученик.

Письмо проникло и в поэзию: трудно назвать поэта, который бы не обращался к друзьям со стихотворным посланием. Это А.С.Пушкин, М.Н.Лермонтов, А.А.Ахматова, Э.Асадов, Андрей Дементьев. У академика Д.С.Лихачёва есть замечательная книга «Письма о добром», где речь идёт о начале добра, которым должны быть пронизаны все поступки человека, его действия и помыслы. Форма письма помогла Д.С.Лихачёву доверительно рассказать о самом сложном и главном: о цели и смысле жизни, о красоте поведения.

3 ученик.

Вот письмо – хорошо всем известное признание Татьяны из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Хоть оно и писано по-французски , весь мир цитирует его на русском языке:

Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать…

В нём что ни строчка – то открытие: любовь, мечты, надежда, страх – всё звучит одним аккордом в музыке стихотворного послания.

Учитель.Ребята,какой же необходимо сделать вывод по сегодняшнему уроку?


(10 слайд)


Письмо – вещь серьёзная, деликатная и весьма ответственная. С письмами надо обращаться на «вы». С ними шутки плохи, и всегда стоит лишний раз подумать, прежде чем опустить письмо в почтовый ящик.

Письмо – это не только мостик между людьми, это ещё и канал информации, и форма общения. Это также возможность для самовыражения и самоуправления человека.

Письмо – это ещё и духовная, этическая ценность, которой нельзя пренебрегать. Наконец, письмо – это рука, протянутая другому человеку.

Учитель: Сегодняшний урок я хочу закончить словами известного академика Д.С.Лихачева:

« Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо, ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневники, пишите воспоминания ( их можно и нужно писать как можно раньше)…В момент их написания вы не только учитесь писать - вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили… Пишите друзьям, родным и через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение к симпатичному вам человеку»

Вот, ребята, может быть, и ваши письма станут увлекательной повестью о жизни в 21 веке. Пишите письма. Пишите обязательно, хотя написать письмо более хлопотно, чем позвонить по телефону. Но ведь и цена письму выше, чем телефонному звонку, звуки которого мимолётны и тают, как снежинка на руке. А письма остаются. Они память о человеке. Письмо – ёмкая и разнообразная форма общения.



Домашнее задание. Написать письмо политическому деятелю о нуждах своей школы.

Выставление оценок.


Смотрите также:
Урок культуры общения в 5 классе Беспалова Валентина Ивановна, учитель русского языка, 1кк 2013г
127.82kb.
1 стр.
Интегрированный урок-концерт в 9-м классе Карымова Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Статья отнесена к разделу
108.19kb.
1 стр.
Влияние творчества М. Лермонтова на творчество М. Врубеля. Интегрированный урок 9 класс. Учитель: Васильева Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы моу «Среднекибечская сош»
307.44kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий: «Имя числительное как часть речи»
100.46kb.
1 стр.
Урок окружающего мира во 2а классе. Учитель: Лапшина Е. А. Тема урока: «Экосистемы» Творческая работа учащихся в парах. Урок русского языка в 3а классе
38.19kb.
1 стр.
Урок русского языка в 5 классе словари русского я3ыка учитель: Малащицкая Татьяна Анатольевна
45.48kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
Урок английского языка в 8 классе. Учитель английского языка Кравченко Татьяна Николаевна. 2007- 2008 учебный год
76.2kb.
1 стр.
Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы
47.81kb.
1 стр.
Жигло И. В., учитель английского языка, Ступак Л. В., учитель русского языка и литературы, многопрофильный лицей №37, г. Донецк
131.23kb.
1 стр.
Урок Православной культуры в 9 классе. Учитель Давыдова Т. И. Чернянка 2006г. Давыдова Татьяна Ивановна Тема урока: «Внутреннее устройство православного храма». 9 класс. Тип урока: комбинированный. Цели урока: Образовательная
50.78kb.
1 стр.
Заседание литературно-краеведческого кружка в 8 классе Учитель русского языка и литературы
244.17kb.
1 стр.