Главная
страница 1


Прекрасно и доблестно жить учит искусство
Д.В. Васёв

Пермский государственный институт искусства и культуры

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Элементы театрализации существовали в первобытных обрядах в тотемических плясках, в копировании повадок животных, птиц и.т.д. При исполнении обрядов применялась татуировка и раскраска тел, специальные костюмы, маски, головные уборы. Сохранились театры античного мира, действие в них проходило под открытым небом, на лоне природы, при большом стечении зрителей, что придавало спектаклям естественность и живость. Искусство театра развивает эмоционально-чувственную сферу, гармонизирует жизнедеятельность всего организма человека. Художественно-образное отражение окружающего мира способствует созданию положительного приподнятого настроения, хорошего самочувствия. Театр способствует развитию познавательных способностей, творческой активности подрастающего поколения, вызывает заинтересованное отношение к окружающей действительности, искусства нет без личности, а личности нет без жизненной позиции, без мировоззрения. Не остаётся в стороне от мировоззренческой проблематики и театр, осваивая классическое наследие, интеллектуально - этнически постигая вопросы современности.

Михаил Ульянов подчёркивал: «Сегодняшний театр не может существовать вне философской мысли, вне мировоззрения… Может лицедействовать – пощекотать нервы, но своей миссии при этом не выполнит». Театр, раскрывая коллизии жизни, не только отражает общественное сознание, но и философски воздействует на него. Исследования в области психологии и физиологии, посвящённые неразрывности и взаимосвязи двух пластов мышления – образного и речевого, свидетельствует, что её нарушение приводит к утрате интеллектуальных возможностей человека. Русский физиолог И.П. Павлов утверждал, что словесно-знаковое обучение должно опираться на образное, которое в свою очередь требует активной деятельности органов чувств, их непосредственного контакта с окружающей средой, иными словами, ведущие чувственные способности человека: видеть, слышать и двигаться, должны быть уравновешены. Театральное действо влияет на разные виды мышления: логическое, художественное, слуховое, визуальное, творческое и.т.д., что ведёт к целостному восприятию, интеграции рационально-логического и эмоционально-образного познания. Искусство даёт психологические импульсы, которые помогают рождению новых ассоциаций. А. Эйнштейн, например, считал, что та пространственно-временная структура, которая мыслилась ему в его физических теориях, стимулировалась какими-то силами, исходившими часто непосредственно из музыки Моцарта. Методические нюансы концерта Моцарта создавали у него представление о смещении и кривизне линий гравитационного поля. Это ещё раз подтверждает мысль о том, что последствия общения человека с искусством выходят далеко за рамки развития художественных способностей. Оно развивает художественную всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания – и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде.

Театр обладает огромными возможностями духовного воздействия на зрителя. Прежде всего, это сама пьеса – драматургия, затем драматическое действие (создание образа), осуществляемое актерами на глазах у публики, и художественное оформление – декорации, костюмы, освещение, музыка и.т.д. Конечно, театр менее массовое искусство, чем кино, т.к. каждый, вновь сыгранный спектакль, не может быть точной копией предыдущего. Актёр от спектакля к спектаклю продолжает работать над ролью, обогащая её жизненными наблюдениями, раздумьями, живо реагируя на реакцию зрителей. Чтобы воспринимать искусство театра требуется приложить немало усилий и внутренних и внешних. Человек видит и слышит только, то, что способен увидеть и услышать в меру своего понимания; если же он не учится воспринимать ценности, что несёт культура, то он духовно слеп и глух. Стремление людей к лёгкой жизни, жажда неуёмного потребления ведут к извращению потребностей и интересов, чувств, взглядов, настроений. У человека искажается социальное видение мира, понимание счастья и благополучия игнорируется опасность, угрожающая его духовному здоровью. Снижению уровня потребительской культуры сильно поспособствовало телевидение. Несмотря на его симпатичную домашность и то, что оно позволяет лучше разглядеть человека на экране, заглянуть в его глаза, оно отучает человека от высокой культуры общения с искусством. Если в театре или в кино создаётся соответствующий климат уважения к искусству, и человек приучается к определённому типу его восприятия, то сидя дома у телевизора, он между делом воспринимает ценности искусства, гуляя по каналам и не задерживаясь на канале «Культура». Средства электронной информации выплёскивают на человека убогие второсортные боевики, триллеры, слащавые мелодрамы, мюзиклы производства США, бесконечные сериалы и прочее. Предметом восхищения молодёжи становятся различные «Фабрики», «Комеди клаб», «Дом-2», которые не только воспитывают дурной вкус, но и настойчиво пропагандируют праздность, безделье, необразованность, свободу нравов и.т.п.

Потребляя духовные суррогаты, человек, думает, что он приобщается к культуре и удовлетворяет свои духовные потребности, но это иллюзия духовности, приобщение к эрзац-культуре наносит непоправимый вред. Восприятие культуры нелёгкий труд, как сказал поэт: «душа обязана трудиться и день и ночь», а это определённое напряжение. Учиться восприятию культуры надо с детства, с детского сада, школы, в течение всей жизни. Именно в детском и юношеском возрасте закладываются основы культуры. То, что заложено в молодые годы, оказывается самым прочным и долговечным. Оно оказывается и самым глубоким, имеющим влияние на всю жизнь. Духовное богатство, приобретённое в юности – это самое большое богатство. Неоценимую помощь в эстетическом воспитании играет театр. На Руси издавна во времена празднеств, ярмарок устраивались представления скоморохов, кукольников, разыгрывались целые спектакли - «Лодка», «Царь Максимилиан» и др.

В середине XIX века в образованных кругах России стало принято приглашать на детские праздники кукольника, а, иногда, и своими силами давать кукольные спектакли. Родители старались организовать детский праздник не по образцу взрослого (как простое развлечение, с обильными яствами), даже не как полезную игру, заполняющую досуг, а как способ воспитания, средство воздействия « на мысль, и сердце, и вкус ребёнка» - по выражению хирурга Н. Пирогова в одном из писем. Первые кукольные представления дети устраивают сами, играя в «дом, школу, дочки-матери» и др. подобные игры. В основном это происходит в детском саду, т.к. дворовые игровые площадки остались в прошлом; те, что существуют сегодня, приспособлены больше для физических упражнений, а не для совместных ролевых игр. Воспитатели, направляя игровую деятельность детей, занимаясь с ними, готовят их к посещению театра. Кукольный театр - это театр, который активно посещается родителями с детьми, детскими коллективами. В театре кукол ребёнок знакомится с фольклором, музыкой, русской и зарубежной литературой; слышит правильную, четкую, выразительную речь актёров. Дети внимательно следят за сюжетом. Их восприятие пока на уровне эмоций, но противоборство добра и зла они уже различают. Куклы на сцене если и дерутся, то без злобы, жестокости; за зло всегда наступает неминуемая расплата. Маленький зритель, впервые придя в театр, больше увлечен самими куклами, общей атмосферой театра; став старше, он уже внимательнее следит за действием, взаимоотношениями героев, пытается их оценивать. Примерный возраст зрителей театра кукол от 2 до 10 - 12 лет. Для каждого возраста свой репертуар с постепенным усложнением содержания. Спектакли ненавязчиво, в увлекательной форме говорят со зрителем о взаимоотношениях мальчиков и девочек, о правилах дорожного движения, о поведении в общественных местах все они развивают, обогащают духовный мир ребёнка.

Время летит быстро, в 5-7 лет дети начинают самостоятельно читать. Книги лучше читать вместе с ребёнком, обязательно вслух. Книги для чтения предпочтительно выбирать небольшие по объёму, с крупным шрифтом и поставленными ударениями. Читая вместе с ребёнком, мы не только обогащаем его речь и развиваем интеллектуально, «нет чтения – нет и духовного единства – воспитателя и воспитанника» считал В.А. Сухомлинский. Пришли «школьные годы чудесные, с книгою, с партою, с песнею», пришли и первые трудности. Самая большая проблема в обучении – это нечитающие дети, которые приходят в школу с уже сложившимся, негативным отношением к книге. Литература в начальной школе перенасыщена произведениями зарубежных авторов, что не способствует познанию родного края, обычаев, воспитанию патриотизма. Долгое время учебник для чтения в начальных классах назывался «Родная речь» - кратко, ёмко и по существу, а теперь мало того, что название постоянно меняется, оно не несет в себе главной информации («Капельки солнца»).



Сегодняшние старшеклассники не хотят и не могут заставить себя читать сочинения Достоевского, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Чехова и др. И здесь опять на помощь приходит театр - театр юного зрителя. В ТЮЗе много спектаклей для младших школьников, они помогают плавно перейти от условностей кукольного театра к реалиям жизни. Подросток приходит в театр чаще с коллективом и эта «коллективность» мешает ему сосредоточиться, проникнуть в то, что говорят со сцены; он боится показаться товарищам сентиментальным, этаким «ботаником». Как это преодолеть? В кассах театров, распространители, билеты продают так, чтобы подростки из одного коллектива сидели в разных местах зала. Не зря говорят, что театр начинается с вешалки. Перед посещением театра приходится объяснять, как надо одеться, как вести себя в фойе театра и во время спектакля, как проявлять свои эмоции. Ведь иногда смех в некоторых сценах (где вроде и нечему смеяться) это защитная реакция подростков от неожиданной степени правды, откровенности, непривычной для них в искусстве. А.Эфрос подчёркивал: «Смешливость подростков надо как бы выводить наружу. Представить им возможность громко смеяться в соответствии с желанием, а затем умелым поворотом переключать внимание на серьёзное. Никто к нам в зал не приведёт завтра других детей. Задача актёра голосом, поведением помочь детям сосредоточиться, даже если они в данный момент не желают этого».

ТЮЗ активно посещаем молодёжью, практически всегда полон, репертуар театра обширен – от детских сказок до спектаклей для взрослых. Художественный руководитель, народный артист России Михаил Юрьевич Скоморохов так объясняет выбор пьес для постановки: «Я знаю, что не нужно. Не нужна политика, социальные потрясения, не нужна грязь, пошлость, «порнуха». Зрители хотят, я так чувствую, чтобы на сцене было красиво, чтобы они переживали простые человеческие чувства. Возродить на сцене забытые понятия чести, благородства, милосердия». «Зима», «Отцы и дети», «Чонкин», «Охота жить» – спектакли, оказывающие на молодых людей сильное, впечатляющее воздействие. Пример живых конкретных поступков персонажей гораздо эффективнее самой прекрасной идеи, выраженной отвлечённо, абстрактно. Эстетическое восприятие театра, радость или очищающее душу переживание незаметны, и от этого особенно сильно влияют на нравственность. На предложение пойти в театр, студенты чаще всего отвечают: «Давайте лучше в кино». Объясняю, почему именно в театр, делая экскурс в историю, говоря о том, что ещё в конце XIX начале XX веков в университетских городах залы кинематографии обосновались стремительно и во множестве. В них показывались художественные, хроникальные и, для повышения доходности, фривольные фильмы. Студенты настолько активно посещали кинотеатры, что это вызвало беспокойство педагогической общественности; так казанский губернатор в 1908 году запретил гимназистам и студентам посещать кинематограф (наряду с пивными и трактирами). Увлечение кино не мешало значительной части молодёжи стремиться на спектакли театров, для них любовь к театру была не столько самоцелью, сколько знаком принадлежности к свободомыслящему культурному кругу. В кино проще привлечь внимание - в нём реальность фактуры (дома, улицы, транспорт), непрерывная смена планов, монтаж, эффектные компьютерные решения. Театр сегодня тоже сильно изменился - широко используются технические новинки в сценографии, постановке света, музыки; но главным как был, так и будет актёр с его способностью голосом передать чувства драматурга, возможностью пробудить интерес к сюжету спектакля. Парадоксально, но кино вернуло театр в театр. Оно закрыло дорогу натуралистическому подражанию действительности – фотографизму декораций и актёрского поведения. В соревновании натуральности передачи жизни театр всегда проиграет кино, поэтому художественный поиск на сцене должен идти в направлении интеллектуального анализа жизни, философских раздумий над состоянием мира, глубоких обобщений природы человека. Кино можно посмотреть в любом населенном пункте, а живое искусство театра прерогатива больших городов и этим надо пользоваться. Современная культура отодвинула театр с его традиционных позиций авторитетного рупора идей времени. Ему не просто конкурировать с различными формами проведения досуга, со всем многообразием современных зрелищ. Ценности сценической культуры в сознании некоторой группы населения девальвировались, а сам театр перестал быть психо-эмоциональным регулятором в среде широкой представительной аудитории, уступив эту функцию эстрадным шоу и спортивным зрелищам. Искусство, культура развивают творческие потенции личности, служат мощным средством и стимулом пробуждения в человеке «продуктивного» воображения. Чтобы не раствориться в обилии современных зрелищ, театр должен в сознании зрителя, самых широких его слоях, утверждать законы восприятия именно своего искусства – сценического. Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу», - говорил А.Н. Островский, - «пьесу можно и прочесть».

Сегодня студенты, даже по требованию учебной программы вряд ли прочтут такие произведения, как «Квадратура круга» В.Катаева, «Доктор Живаго» Б.Пастернака, тем более «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина. А на спектаклях театра драмы «Доктор Живаго» и «Квадратура круга» - постоянно аншлаг, в зале - в основном молодёжь. После просмотра спектаклей часть зрителей, заинтересовавшись, прочтет книгу; часть - пролистает, а оставшиеся хотя бы будут иметь представление о произведении, что уже хорошо.

Театр юного зрителя, драматический театр «Театр», молодежный (мистический) театр «У моста», «Новая драма» и другие театры Перми ставят не только классику, но и современных авторов. Классика – это общечеловеческая ценность. Она предлагает вдохновляющую во все времена идею, помогает найти проверенную поколениями линию опоры в жизни и осознать смысл происходящих событий в исторической перспективе. Но во многом она не освоена, представляя собой невостребованный духовный запас человечества. Классику нужно не только ценить и уважать, видя в ней авторитетных корифеев; главное развивать и обогащать её, передавать её творческую эстафету, продолжать основную непрерывную культурную традицию, её постоянное видоизменение. Г. Товстоногов подчеркивал: «Классики учат нас многому. Но они никогда не учили нас подражанию. Нельзя создавать новое, подражая старому.

Каждая эпоха рождает своих авторов». Важно найти соотношение между преемственностью и новаторством, традицией и современностью. Соотношение это постоянно меняется в зависимости от преобразований, происходящих в обществе. Режиссёр представляет её себе с точки зрения зрелищных возможностей: образами, ритмами, пространством, музыкой и т.д. Одно и то же произведение можно рассматривать с разных точек зрения, что и будет определять жанр спектакля, независимо от того, как определил автор свою пьесу; так «Чайка» у А.П.Чехова – комедия, но не все, особенно зрители, это видят и понимают. В своём театре А.Гончаров драму С.Найдёнова поставил как комедию. Театр, как искусство наименее подверженное тиражированию и воздействию стереотипов, может противостоять тотальному напору масскультуры многообразием сценических интерпретаций. Жанровые сдвиги были и есть в практике режиссуры, в них часто проявляется творческое лицо, индивидуальность режиссёра. К сожалению, некоторые режиссёры в стремлении удивить, эпатировать зрителя, бывает, настолько переходят нравственные границы, что их творчество принимает болезненные формы. Ну, кому охота, купив билет в театр, попасть на своего рода порно-шоу («Король Лир» в постановке маститого режиссёра), или слушать ненормативную лексику («Изображая жертву»), или смотреть на непристойность отношений Кнурова и Хариты Огудаловой («Бесприданница»). На таких спектаклях сидеть рядом с детьми стыдно. Молодёжь же привыкает к мысли, что пошлость, грубый натурализм и есть искусство, норма жизни.

Как в науке сосуществуют фундаментально-теоретическая и прикладная области знаний, так и в искусстве – фундаментальная культура отражает глубинные тенденции общественного сознания, культурного опыта, развивает духовные, нравственные, эстетические смыслы эпохи, независимо от политической конъюнктуры и моментного настроения общества. И актуальная «прикладная» культура, решающая конкретные задачи дня, оперативно отвечающая на сиюминутный спрос публики, реагирующая на коммерческую ситуацию культурного рынка. Но театр не должен становиться вровень со зрителем, ему необходимо дифференцировать восприятие публики, пробуждать индивидуальное отношение зрителей к жизни, искусству, формировать навыки самостоятельных оценок.

Все знают Митрофанушку из комедии Фонвизина «Недоросль», а то, что он был написан с реального лица, дворянского сына Алексея Оленина, помнят немногие. В 1782 году Оленин был на премьере спектакля, узнал себя в герое и был так потрясён, что всерьёз занялся учёбой. Прошли годы, Алексей Николаевич Оленин стал одним из образованнейших людей своего времени. Он был археологом, палеографом, историком, художником, директором Петербургской публичной библиотеки, членом Государственного совета, а с 1817 года - президентом Академии художеств. Наверно, его родители немало потратили времени, уговаривая его лучше учиться, но душа подростка была глуха к их призывам. И только искусство перевернуло все его помыслы и поведение. В развитии театрального искусства были и ещё будут разные периоды; театр всегда был индикатором перемен в социальной жизни и в культурных ориентирах.

Переломные, переходные для общества времена всегда отмечены появлением новых видов творческой деятельности, активизацией новых каналов художественной информации, возникновением новых способов движения художественных ценностей, образов, интенсивным влиянием различных видов и жанров искусства друг на друга. Ещё в 20-ые годы прошлого столетия А.В. Луначарский предлагал разделить всё искусство на «большое и агитационное», считая, что первое – самоценно, оно существует как бы автономно от аудитории, не считаясь с её потенциалом и культурным уровнем; второе – общедоступно, понятно, приспособлено к массовому зрителю. А.Я. Таиров, видя неоднозначное отношение разных групп зрителей к Камерному театру, размышлял «о целесообразности сосуществования экспериментальных театров для «квалифицированной публики», одновременно исполняющих функции своеобразных полигонов для опробования новых сценических идей, решений, форм; и театров по преимуществу популяризаторских, просветительских, агитационно-воспитательных, рассчитанных на потребности и ориентации широкой, массовой, менее требовательной аудитории.

Сегодняшние студенты прагматичны, чётко ориентированы на профессиональный рост и жизненный успех. Театр способствует социализации молодёжи, самовоспитанию, становлению её культурного самопознания, формированию образованного класса. «В том и состоит сила искусства, что оно может объединить, заворожить» (Г.Товстоногов). Театр учит понимать себя и других, связывает прошлое и настоящее, помогает увидеть будущее. Замечательно о театре сказал Виссарион Белинский, подчеркнув, что в нём можно «видеть всю Русь, с её добром и злом, с её высоким и смешным, слышать говорящими её доблестных героев… видеть биение пульса её могучей жизни… О, ступайте, ступайте в театр!»



Театру, как искусству живому, исполнительскому, присуща особая сложность связей творческого начала со зрительским восприятием, со сбережением духовных ценностей жизни. Мера активности театра проявляется в интенсивности формирования из числа потенциальной публики своего постоянного зрителя. Активность зрителя проявляется в выборе театра или группы театров, в отношении к спектаклям, актёрам, что и создаёт предпосылки для развития новых театрально-художественных форм, выразительных средств, в совокупности, образующих исполнительскую манеру, индивидуальность, стиль, образ театра или целого сценического направления. Участвуя в эволюционном художественном процессе как автономная, незамкнутая система, театр остро реагирует на ритм и содержание окружающей жизни, сохраняя при этом свою жизнеспособность, развивается сам и оказывает влияние на духовную, культурную жизнь общества, объединяя людей.
Литература:

  1. Иванов, А. Е. Студенчество России конца Х1Х – начала ХХ вв.: социально- историческая судьба / А. Е. Иванов. — Москва : РОССПЭН, 2000.

  2. Белинский, В. Г. Избранные статьи / В. Г. Белинский. — Москва : Детская литература, 1965.

  3. Лукьянов, Б. Г. В мире эстетики / Б. Г. Лукьянов. — Москва : Просвещение, 1988.

  4. Моргунов, Б. Г. Проблемы звучащей речи / Б. Г. Моргунов. — Москва,1980.

  5. Ребель, Г. М. Базаров и Раскольников: слово – идея – масштаб личности / Г. М. Моргунов // Русская литература. —2007. — № 4.

  6. Товстоногов, Г. А. О профессии – режиссёра, ВТО, М., 1967.

  7. Эфрос, А. В. Профессия – режиссёр / А. В. Эфрос. — Москва : Вагриус, 2000.




Смотрите также:
Прекрасно и доблестно жить учит искусство
133.31kb.
1 стр.
Урок 3 Каменный цветок
76.13kb.
1 стр.
Архимандрит Рафаил (Карелин) Умение умирать или искусство жить
3740.67kb.
27 стр.
Советы социально-психологической службы родителям в общении с подростками
198.89kb.
1 стр.
Искусство секса и искусство любви Оправдания для секса
110.16kb.
1 стр.
Лицензирование экспорта пшеницы: история учит, что она никого ничему не учит
103.67kb.
1 стр.
Сборник практических материалов Москва " Планета 2000" 2002 год Социальные педагоги
275.61kb.
1 стр.
Эксперт-курс «искусство греко-римской античности»
15.17kb.
1 стр.
В этом псалме пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена; а также учит, что Господь есть изведший древле сынов израильских из Египта
168.47kb.
1 стр.
Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста Правда и искусство переживания
4708.2kb.
19 стр.
История немецкой литературы; история западноевропейской литературы XVIII в
215.45kb.
1 стр.
Екатерина Xорзеева
24.51kb.
1 стр.