Главная
|
страница 1
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Материки и океаны. 7 класс» Е.М. Домогацких. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 18 практических работ, 14 обязательно оценочных, 4 тренировочных. Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География: Материки и океаны: 2 ч. Ч.1. Планета, на колторой мы живем. Африка, Австралия». Москва: «Русское слово», 2012 год.
География материков и океанов продолжает георафическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Цели и задачи курса:
-
Создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
-
Раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
-
Воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Курс состоит из двух частей:
-
Планета, на которой мы живем.
-
Материки планеты Земля.
Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Здесь же разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».
Следующая тема - «Литосфера» - знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с фактами, от которых зависит климат целых материков и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и с факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.
Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек» дает представления о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет деятельность человека на природу земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.
Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антрактида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из этих тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:
-ГП и история исследования;
-геологическое строение и рельеф;
-Климат;
-Гидрография;
-Разнообразие природы;
-Население;
-Регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, о его отличительных чертах, и вместе с тем выявить общее в природе всех материков.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать (понимать):
Географические особенности природы материков и океанов, их сходства и различия;
Причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
Основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
Связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
Причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
Географию крупнейших народов Земли.
Уметь:
Давать характеристики материков и океанов;
Характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
Приводить приметы адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования;
Определять географическое положение природных объектов.
Структура курса
№ п/п
|
Тема
|
Количество
часов
|
|
Раздел №1
Планета, на которой мы живем.
|
21
|
|
Темы:
|
5
|
1
|
Мировая суша.
|
1
|
2
|
Поверхность Земли.
|
6
|
3
|
Атмосфера .
|
4
|
4
|
Мировой океан.
|
4
|
5
|
Геосфера.
|
2
|
6
|
Человек.
|
4
|
|
Раздел №2
Материки планеты Земля.
|
48
|
|
Темы:
|
|
1
|
Африка.
|
10
|
2
|
Австралия.
|
5
|
3
|
Антрактида.
|
2
|
4
|
Южная Америка
|
9
|
5
|
Северная Америка.
|
9
|
6
|
Евразия.
|
11
|
|
Раздел №3
Взаимоотношения природы и человека.
|
2
|
|
Резерв
|
2
|
|
Итого
|
70
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечень практических работ
№ п/п
|
Тема
|
Дата проведения
|
Коррекция
|
1
|
Составление картосхемы «Литосферные плиты» (тр.)
|
|
|
2
|
Анализ географических карт.
|
|
|
3
|
Анализ климатограмм для основных типов климата. (тр.)
|
|
|
4
|
Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас. (тр)
|
|
|
5
|
ГП Африки, определение географических координат крайних точек материка.
|
|
|
6
|
Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке. (тр.)
|
|
|
7
|
ГП Австралии, определение географических координат крайних точек материка.
|
|
|
8
|
ГП Антарктиды, определение географических координат крайних точек материка.
|
|
|
9
|
ГП Южной Америки, определение географических координат крайних точек материка.
|
|
|
10
|
Взаимосвязи между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки.
|
|
|
11
|
ГП Северной Америки, определение географических координат крайних точек материка.
|
|
|
12
|
Сравнение климата отдельных частей материка (Северной Америки), расположенных в одном климатическом поясе, отражение результатов в таблице.
|
|
|
13
|
Составление по картам и другим источникам географических знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности.
|
|
|
14
|
ГП Евразии, определение географических координат крайних точек материка.
|
|
|
15
|
Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
|
|
|
16
|
Составление характеристики одной из рек материка по плану.
|
|
|
17
|
Сравнить природные зоны по 40 параллели в Евразии и Северной Америки.
|
|
|
18
|
Составление по картам и другим источникам географических знаний комплексного описания одной из стран Евразии.
|
|
|
Итого – 18
|
|
|
№ п/п
|
Наименование разделов и тем урока
|
Всего
часов
|
НРК
|
Требования к уровню подготовки
|
Дата
|
Коррекция
|
|
Раздел №1
Планета, на которой мы живем
|
21
|
|
|
|
|
|
Тема №1
Мировая суша
|
1
|
Знать:
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
|
1
|
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема №2
Поверхность Земли
|
6
|
Знать:
Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководные желоба, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии: Альфред Венгер.
|
2
|
Геологическое время
|
1
|
|
|
|
|
3
|
Строение земной коры.
|
1
|
|
|
|
|
4
|
Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа.
|
1
|
|
|
|
|
5
|
Платформы и равнины.
П.Р. №1 (тр.) составление картосхемы «Литосферные плиты»
|
1
|
|
|
|
|
6
|
Складчатые пояса и горы
|
1
|
|
|
|
|
7
|
П.Р. №2 Анализ географических карт.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема №3
Атмосфера
|
4
|
Знать:
Основные понятия: климатообразующие факторы, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: А.И. Воейков
|
8
|
Климатические пояса.
|
1
|
|
|
|
|
9
|
Виды воздушных масс.
|
1
|
|
|
|
|
10
|
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков.
|
1
|
|
|
|
|
11
|
П.Р. № 3 (тр.) Анализ климатограмм для основных типов климата.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 4
Мировой океан
|
4
|
Знать:
Основные понятия: море, волны, континентальный шлейф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Персоналии: Огюст Пикар
|
12
|
Понятие о Мировом океане.
|
1
|
|
|
|
|
13
|
Глобальная циркуляция вод Мирового океана.
|
1
|
|
|
|
|
14
|
Органический мир морей и океанов.
|
1
|
|
|
|
|
15
|
Особенности природы отдельных океанов.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 5
Геосфера
|
2
|
Знать:
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии: В.В. Докучаев.
|
16
|
Понятие о географической оболочке
|
1
|
|
|
|
|
17
|
Закон географической зональности
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема №6
Человек
|
4
|
Знать:
Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охроняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.
|
18
|
Предполагаемые пути расселения человека по материкам.
|
1
|
|
|
|
|
19
|
Охрана природы.
|
1
|
|
|
|
|
20
|
Человеческие расы, этносы
|
1
|
|
|
|
|
21
|
Политическая карта мира.
П.Р. № 4 (тр.) Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.
|
1
|
|
|
|
|
|
Раздел №2
Материки планеты Земля
|
48
|
Знать: географические особенности природы материков, их сходства и различия; причины, обуславливающие законы (зональность, ритмичность, высотная поясность); связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов; причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению; географию крупнейших народов Земли.
Уметь: давать характеристику материков и океанов; характеризовать крупные природные регионы с использование карт атласа; приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования; определять географическое положение природных объектов.
|
|
Тема №1
Африка
|
10
|
Знать:
Основные понятия: саванны, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.
Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.С. Гумелев, Дж. Спик.
Географическая номенклатура:
-Атлаские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулкан Килиманджаро;
-Нил, Конго, Нигер, Замбези;
-Виктория, Таганьика, Чад;
Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
|
22
|
История открытия, изучения и освоения.
|
1
|
|
|
|
|
23
|
П.Р. №5 ГП Африки, определение географических координат точек.
|
1
|
|
|
|
|
24
|
Основные черты природы.
|
1
|
|
|
|
|
25
|
Самый жаркий материк.
|
1
|
|
|
|
|
26
|
Озера тектонического происхождения: Виктория, Таганьика.
|
1
|
|
|
|
|
27
|
Двойной набор природных зон.
|
1
|
|
|
|
|
28
|
Неравномерность размещения населения, его быстрый рост.
|
1
|
|
|
|
|
29-30
|
Регионы Африки.
|
2
|
|
|
|
|
31
|
П.Р. №6 (тр.) Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африки.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема №2
Австралия
|
5
|
Знать:
Основные понятия: лаколлит, эндемик, аборигены.
Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э. Дж. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
Географическая номенклатура:
-Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия, Большой барьерный риф;
-Большой Водороздельный хребет, гора Косцюшко, Центральная низменность;
-Муррей, эйр;
-Сидней, Мельбурн, Канберра.
|
32
|
История открытия, изучения и освоения.
П.Р. № 7 Австралия, определение географических координат.
|
1
|
|
|
|
|
33
|
Основные черты природы
|
1
|
|
|
|
|
34
|
Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках.
|
1
|
|
|
|
|
35
|
Австралийский союз – страна-материк.
|
1
|
|
|
|
|
36
|
Океания – островной регион.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема №3
Антарктида
|
2
|
Знать:
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс,полюс относительной недоступности; шельфный ледник.
Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Ж.С. Дюмон – Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт
|
37
|
Покорение Южного полюса
П.Р. № 8 ГП Антрактиды, определение координат.
|
1
|
|
|
|
|
38
|
Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды»
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 4
Южная Америка
|
9
|
Знать:
Основные понятия: сельва,пампа, метис, мулат, самба, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии: А. Гумбольд, Х. Колумб.
Географическая номенклатура:
-панамский перешеек, Карибское море, остров Огненой Земли;
-горы Анды, аконкагуа; Бразильское и Гвинейское плоскогорье; Орионская и Ла-Планская низменности;
-Панама, ориноко; Титикака, Маракайбо;
-Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилия), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрас), Перу (Лима).
|
39
|
История открытия, изучения и освоения
|
1
|
|
|
|
|
40
|
П.Р. № 9 ГП Южной Америки, определение географических воординат.
|
1
|
|
|
|
|
41
|
Равнинный Восток и горный Запад
|
1
|
|
|
|
|
42
|
Самый влажный материк.
|
1
|
|
|
|
|
43
|
Амазонка – самая полноводная река планеты.
|
1
|
|
|
|
|
44
|
Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка
|
1
|
|
|
|
|
45
|
П.Р. № 10 Взаимосвязь между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки.
|
1
|
|
|
|
|
46
|
Смешение трех рас.
|
1
|
|
|
|
|
47
|
Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Маучу-Пикчу.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 5
Северная Америка
|
9
|
Знать:
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабо, Г. Гудзон.
Географическая номенклатура:
-полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
-Мексиканский, Гудзонский, Калифорнийский заливы;
-Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, алеутские острова;
-горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Оринсаба;
-Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
-Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
-Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
|
48
|
История открытия, изучения и освоения.
|
1
|
|
|
|
|
49
|
П.Р. №11 Г.П. Северной Америки, определение географических координат.
|
1
|
|
|
|
|
50
|
Равнины на востоке и горы на западе.
|
1
|
|
|
|
|
51
|
Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон.
|
1
|
|
|
|
|
52
|
П.Р. №12 Сравнение климата отдельных частей материка (Северная Америка), расположенных в одном климатическом поясе, отражение результатов в таблице.
|
1
|
|
|
|
|
53
|
Миссисипи, Великие Американские озера.
|
1
|
|
|
|
|
54-55
|
Богатство растительного и животного мира.
|
2
|
|
|
|
|
56
|
Население и регионы Северной Америки.
П.Р. № 13 Составление по картам и другим источникам географических знаний описание природы, населения и его хозяйственной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
Тема № 6
Евразия
|
11
|
Знать:
Персоналии: Марко Поло, Афанасий Никитин, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.К. Арсеньев.
Географическая номенклатура:
-полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
-моря Баренцево, Балтийское, Северное, аравийское, Японское;
-Финский, Ботнический, персидский заливы;
-проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
-острова Новая Земля, Новособорские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
-равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;
-горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь0Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
-реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья,Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
-озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, иссык-куль, Балхаш, Лобнор.
|
57
|
История изучения и освоения.
|
1
|
|
|
|
|
58
|
П.Р. № 14 ГП Евразии, определение географических координат точек.
|
|
|
|
|
|
59
|
Сложное геологическое строение.
|
1
|
|
|
|
|
60
|
Все типы климатов Северного полушария.
|
1
|
|
|
|
|
61
|
П.Р. № 15 Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
|
1
|
|
|
|
|
62
|
Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли.
|
1
|
|
|
|
|
63
|
Основные черты природы.
П.Р. №16 Составление характеристики одной из рек материка по плану.
|
1
|
|
|
|
|
64
|
Наиболее населенный материк.
П.Р. № 17 Сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и Северной америки.
|
1
|
|
|
|
|
65
|
Роль Европы в развитие человеческой цивилизации.
|
1
|
|
|
|
|
66
|
Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации.
|
1
|
|
|
|
|
67
|
Южная Азия – самый населенный регион планеты.
П.р. №18 Составление по картам и другим источникам географических знаний комплексного описания одной из стран евразии.
|
1
|
|
|
|
|
|
Раздел № 3
Взаимоотношения природы и человека.
|
2
|
Знать:
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии: Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский.
|
68
|
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
|
1
|
|
|
|
|
69
|
|
|
|
|
|
|
70
|
|
|
|
|
|
|
Смотрите также:
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Материки и океаны. 7 класс»
212.35kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании Программы по географии для 6 10 классов общеобразовательных учреждений «География. Начальный курс 6 класс»
157.52kb.
1 стр.
Программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство»
89.61kb.
1 стр.
Программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России»
88.53kb.
1 стр.
Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват учреждений. 6-11 кл. Т. П. Герасимова. Начальный курс географии М., Дрофа, 2004 г
487.9kb.
3 стр.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы»
263.76kb.
1 стр.
Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики 8 «А», 8 «Б» 8 «В», классы 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
156.71kb.
1 стр.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов
177.56kb.
1 стр.
Рабочая программа курса «географии» Класс: 8 Учитель: Куранова Е. К учитель первой квалификационной категории
396.78kb.
2 стр.
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы
574.18kb.
3 стр.
Рабочая программа по географии «Материки, океаны, народы и страны».
270.66kb.
1 стр.
Программа по предмету география Класс 10
453.27kb.
3 стр.
|
|