Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Россия и её цивилизационные императивы

Наш панорамный осмотр современного мирового ландшафта с высокой точки наблюдения далее останавливается на гигантской евразийской платформе, где Россия занимает центральное место и где просматривается форма её влияния: гигантская цивилизационная сакральная вертикаль, стягивающая все разнонаправленные локальные векторы развития этого региона в единый центральный результирующий вектор мирового развития (ареал мирового развития).

***

Россия. Канун XXI века. У всех на устах – «кризис». Попробуем взглянуть на ситуацию ледяным оком без пристрастия, спокойно и без предвзятости, исходя из фундаментальных ценностей бытия. В России, к счастью, сохранилось научное ядро носителей здорового начала в обществе (философов, экономистов, социологов, политологов), способных сделать это. Они имеют право выступить от своего имени, соединившись в едином «Мы».



На необъятных просторах многонациональной России живёт мудрый, красивый и сильный народ. Волею судеб на многие десятилетия его славной тысячелетней истории выпала не самая лучшая доля, невзгоды навалились на человека: Россия заражена «идеальным» недугом, и протекает он в неведомой миру острейшей форме: в сложнейшем клубке переплетены духовные и техногенные мифы – замороченность идеями и вселенскими замыслами, нищета, водка, наркотики, СПИД «отщипывают» от здорового ядра народа всё новые и новые куски. Человек – бесценное достояние природы – деградирует, губит не только себя, но и прекрасную окружающую природу, свою же среду обитания – и она мстит ему за это. Что сейчас может быть более важной, более спешной и общей задачей, как не спасение человека, выживание народа?

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТ В ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНО ПРЕКРАСНЫЙ МИР ДЛЯ СЧАСТЬЯ. СЧАСТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО В ОКРУЖЕНИИ ЗДОРОВОЙ СЕМЬИ, ЗДОРОВОГО ОБЩЕСТВА, ЗДОРОВОГО ГОСУДАРСТВА. Эта простая, незатейливая мысль донесена до нас из исторических глубин: лучшие умы, титаны человеческого духа, бережно передавая её как эстафету от поколения к поколению, время от времени «встряхивали» человека, возвращали его к истинным ценностям бытия.



Перед лицом грядущих поколений мы свидетельствуем: наша страна в опасности. Являясь необъятной и ценнейшей составной частью мира, Россия не далеко ушла от роковой черты, за которой – погружение в кровавую разборку «всех со всеми». В эту пучину, на этот алтарь борьбы идей, на этот вселенский эшафот вовлекаются и приглашаются всё новые и новые отряды. Все отмеченные ранее неприглядности нашего мира как в фокусе сошлись в России. Особо выделим (повторим) следующие:

  • К духовной «пандемии» идей прибавилась техногенная: бездумно перемалываются людские, материальные, интеллектуальные, духовные, культурные, национально-этнические ресурсы и т. д.

  • Неся перед собой какую-либо идею или идеологию, человек в бешенном ритме силится догнать её, а так как при этом рождается масса партий, течений, движений со своими несовпадающими идеями, парадигмами, концепциями, программами и стратегиями, то все бегут в разные стороны, при этом каждый ищет отмщения за неуспех своего «правого» дела, взывая покарать «неправую» сторону, каждый обращается к народу, ищет у него защиты и зовёт его к топору.

  • Многие в этой ситуации пытаются найти выход, не менее кровавый и тупиковый, – смыкаются в поисках общего врага, присматриваясь к антропологии человека, здесь кровь уже льется под ультранационалистическим флагом. Всё явственней проявляют себя глубинные симптомы. Идёт скрытый разогрев общества, подготовка к гражданской войне. Многие уже могут отрапортовать – к смертельной схватке готовы, «своих» от «чужих» отличить можем, штурмовые отряды отмобилизованы, нужна отмашка – своего рода «хрустальная ночь». Другие, в жажде реванша, кучкуются ещё в более грандиозном масштабе, «высвечивают» образ внешнего врага, при этом «распознают» этого врага по его внешним одеждам: либо цивилизационной доктрине развития, либо по национально-этническим цветам, культурным, морально-этическим, религиозным и т. п. оттенкам. И, наконец, третьи – в безумной жажде самоутверждения в идеальном подкрадываются к самому человеку: сознание человека вгоняется в новейший виток идеальных схем, в ситуацию, когда человек терзается не в естественной природной среде обитания, экологически им самим же надломленной, и не от других внешних факторов неустроенности этого мира, а, в большей степени, во внутреннем мире самого человека, в котором он ежесекундно подвергается опасности быть растерзанным и надломленным внутренними противоречиями и внутренними угрозами, а не внешними обстоятельствами. Человек опрокидывается вовнутрь. Всё это говорит о попытках отвлечь общество от окружающих его реалий, искусственно бросить его в систему идеальных мифов. ИДЕАЛЬНОЕ – ОНО ОСЛЕПЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА И ОТНИМАЕТ САМОЕ ЦЕННОЕ – ЖИЗНЬ. Самоутверждение в идеальном одного человека (или общественной группы, связанной корпоративными интересами) становится причиной гибели миллионов людей. Но, несмотря на уроки новейшей истории, такие концепции и модели продолжают множиться.

На исходе нынешнего столетия в России волею судеб сошлись в опаснейшем единении все вышеотмеченные трагические моменты. Мир с тревогой наблюдает за драмой, разыгрывающейся на просторах богатейшей и неописуемо красивой природными ландшафтами страны, населённой народами, познавшими, может быть, как никакие другие все ужасы кровавых битв на своих полях.

Мы на грани, но пока не переступили роковую черту. И счастье России в том, что она обладает генетическими свойствами к самосохранению своих народов. В ответственные периоды истории в России всегда находилась когорта здравомыслящих людей, способных сшивать расползающиеся трещины в обществе, эти раздирающие Россию тектонические разломы, которые пролегли в различных сферах: в социальной, экономической, политической, религиозной, национально-этнической, морально-этической, и самое главное здесь – неестественный, ничем не оправданный разрыв между демократически настроенной частью общества и патриотизмом в его высоком, гражданском смысле. Но хрупкость нашего общества во многих случаях искусственна, перед лицом нависшей опасности у нас есть все основания начертать гигантскими буквами заветы наших мужественных и мудрых предков: ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ПОМОЖЕТ НАМ ВЫЖИТЬ, СПОКОЙНО СОЙТИ С ТРОПЫ ВОЙНЫ НА БЕЗОПАСНУЮ ПОЛОСУ, СОВЕРШИТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАНЕВР ИСТОРИЧЕСКОГО МАСШТАБА, А ЧУВСТВО ДОСТОИНСТВА НЕ ПОЗВО­ЛИТ НАМ ВСТАТЬ НА КОЛЕНИ ПЕРЕД ДУХОВНЫМ ИЛИ ТЕХНОГЕННЫМ БЕЗУ­МИЕМ, ВТОПТАТЬ НАС В ГРЯЗЬ. Здравый смысл – это те жернова, в которых всё идеальное в России перемалывается, переваривается, отшлифовывается, структурируется и …«выплёвывается», всё, кроме жажды выживания, и здесь работает общественный инстинкт здравого смысла, т. е. то, чем поистине неоценимо наделены народы России, потому и сумевшие выжить в суровых северных широтах.

Да, мы временно бываем ослеплены теми или иными идеями и идеологиями, но нам не нужен в дальнейшем поводырь издалека. Выступив в ХХ веке гигантским мировым полигоном для социального эксперимента, а в конце века – мучительно «заглотив» либеральную модель и только лишь соприкоснувшись с её техногенной фазой позднего постиндустриализма, с его бешеными темпами воспроизводства, пожирания ресурсов, мы отцеживаем и берём на вооружение только наиболее здоровые, естественно гармоничные элементы, а именно, творческий предпринимательский дух, здоровую и добросовестную конкуренцию, бережное отношение к своему слову перед партнёром, общинную компоненту организации труда и социальной защиты, просветительский вектор общественного развития и т. п. Всё это не только находки Запада, которые мы хотели бы скопировать, – в российском менталитете это заложено генетически.

Нас не надо подгонять на исторической дороге национального развития. Российское общество развивается по своим внутренним ритмам. Наше российское самосознание и чувство внутреннего достоинства подсказывают, что нас не нужно также выстраивать и втискивать в «ряды развития», наделяя ярлыком – страна «развитая», «развивающаяся», недоразвитая (из разряда «стран-парий» – новое слово в западной лексике). Мы просто в своём доме хотим чувствовать себя комфортно, а потому обустраиваем свой дом и свою страну. Но в настоящий момент речь идёт не о развитии (из «страны-подростка» в «страну перезрелых» или в подобное), а о выживании на основе стратегического маневра исторического масштаба, мобилизации всех наших сил, а далее – о мощном интеллектуальном броске в новые цивилизационные горизонты бытия. Мы осознаём, что стратегические направления развития России, её траектория в XXI веке теснейшим образом увязаны не только с главенствующим вектором сегодняшнего мирового развития – глобализацией, но и с учётом формирования и открытия новых цивилизационных горизонтов.



Реализуя наши устремления, мы говорим:

  • Нашим центральным приоритетом, объектом внимания всего общества становится свободный, деятельный человек («экономический» человек), способный, стиснув зубы, творчески реализовать себя в реальной материальной сфере. Всё остальное должно быть подчинено этому национальному порыву. Только личным творческим потенциалом и упорным трудом заработанное служит критерием общественной оценки и признательности человека, всё выходящее за этот критерий подлежит глубокой переоценке.

  • Общество, состоящее из ядра людей подобной формации, – олицетворение истинных жизненных сил России, залог её невиданного ренессанса. Российский предприимчивый экономический человек есть симбиоз мужества и глубокого здорового предпринимательского инстинкта. Он наделён глубокими национальными чертами, с вплетением в них глубинных национальных истоков в понимании предпринимательской чести и достоинства. Вокруг такого человека формируются очаги экономического роста.

  • Российский народ всегда бережно относится к своим интеллектуальным ресурсам, доверяя им передачу из поколения в поколение своих чаяний, достижений и надежд. Интеллектуальная элита российского народа есть поистине отражение его гения. В труднейшие минуты истории на переднем плане всегда выступала интеллигенция, альтруистически настроенная и беззаветно преданная своему народу. В России имеется огромный её слой, невостребованный, но уже готовый поддержать честь и достоинство России, выступить интеллектуальным ядром возрождения.

  • Коллективистский общинный дух российского общества – залог быстрого решения проблемы той части общества, которая в силу объективных обстоятельств (преклонного возраста, нездоровья, малолетства) не способна к активной производственной, творчески напряжённой деятельности.

  • Стратегический маневр включает в себя важнейшую, а на начальных этапах первостепенную задачу не столько по укреплению государства, сколько по качественному обновлению всех его институтов, способных осуществить этот маневр, по переходу на качественно новую модель государства, совершенствованию всей системы государственных органов, приданию государству новой институциональной формы. Власть. Этому выборному институту российский народ доверил свою судьбу, через Конституцию наделил её огромными полномочиями, увязал с Конституцией свои надежды на защиту достойной жизни, справедливости и своих чаяний. А что на деле? Власть разорвана на куски, в ней царят культ силы, насилие, схватка за собственность, и всё это под благими намерениями. Электронные СМИ учат нас убивать, насиловать, топить конкурента. Всё это ослабило власть, позволило расчленить властные структуры по идеологическим признакам, разорвало интеллектуальную элиту, превратило властные институты в огромную арену междоусобных схваток, а народ – в угрюмого зрителя этой дикой сцены. В этой ситуации властным структурам не до центрального нерва – правовой защиты и правового самосознания общества, создания правового поля на основе правового воспитания, а ведь в этом суть спасения и правовой защиты населения.

Для выхода из этой ситуации нужна огромная политическая воля и под стать ей сильная власть, подконтрольная обществу. Демократический каркас для такой власти у нас имеется, он прописан в Конституции, и она должна олицетворяться яркими личностями. Общество вынуждено пойти на усиление регулирующей роли государства, в то же время прекрасно осознавая общую мировую тенденцию к снижению роли государства, как института, урезающего права и свободы человека, являющегося почвой, на которой расцветают ростки тоталитаризма.

У нас острая нехватка финансовых ресурсов, но много изматывающих затей. Так, мы по инерции куём гигантский меч, который не в силах сами поднять, да и не ведаем, против кого его направить, но абсурдно вкладывать его через внешнюю торговлю в чужие руки – здесь конъюнктура момента губительна.

Или ещё – мы в плену техногенных идей осваиваем космос, в погоне за пространством и временем бросаем вызов небу и обустраиваем его, не обустроив свои очаги, напрягаем последние силы и тратим ресурсы, обрекая на голодную смерть своих детей. В нас ещё крепко сидит ядерный «демон»: угрожать кому-либо из космоса.

Мы позволили старой клановой номенклатуре, избежавшей санации, люстрации и суда, перекрасившейся под демократические лозунги, не только сохраниться у власти, просочившись в её мельчайшие поры, но и суметь, предварительно ограбив народ через ваучеризацию, провести молниеносный раздел собственности. Только-только наметился путь обновления и реформ, – и он был заблокирован: десять лет глухой злобы, ненависти, саботажа. Промышленные бароны с их милитаристским самосознанием вкупе с аграрными латифундистами, поддерживаемые круговой порукой и корпоративными интересами номенклатурных интеллектуалов всех мастей, заблокировали реформу управления: гигантскими гроздями деловой, «экономический» человек облеплён паразитирующей, сибаритствующей толпой. Эта громадная масса, состоящая из регулирующих, обслуживающих, направляющих, защищающих, советующих, развлекающих, уговаривающих, контролирующих, обнадёживающих, шантажирующих, убаюкивающих и т. п., загнала деятельного человека в угол, глумится и обкрадывает его, а всё чаще и убивает. Кресло законодателя, судьи, чиновника – кормушка: поборы и круговая порука в судах, образовании, науке, здравоохранении. Обществу в лицо брошен наглый вызов: окружив себя ослепительной роскошью, «новые–старые» хозяева жизни, взяв к себе в услужение часть нашей интеллектуальной элиты, уже в открытую пишут для нас «кодекс поведения», смыкают вокруг себя силовую «компоненту», глухо угрожая обществу. Сейчас же, разбившись на компрадоров и приверженцев экономического национализма, устроили схватку за власть, таская голодный народ на выборы. Выборы стоят огромных денег. Бюджет пуст. Проводить же выборы на заёмные средства – опаснейшая стратегическая затея и угроза долговременным национальным интересам. Сейчас России выборы не по карману. Нужна передышка, пауза, хотя бы на пятилетие: надо немедленно остановить этот предвыборный психоз и связанную с этим серию убийств, игру на самых звериных чувствах человека и т. п.



  • С точки зрения наших отношений с внешним миром, здесь мы стоим на твёрдой почве, наша позиция ясна и недвусмысленна. Нам понятна современная картина мира, логика развития и его внутренний регламент – глобализация, стирание граней между внутренней и внешней политикой, стремительная экономизация последней: выход на господствующие позиции геоэкономического пространства. НЕ ГЕОПОЛИТИКА, А ГЕОЭКОНОМИКА ПРАВИТ БАЛ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Не погоня за «жизненным пространством», не психоз суверенизации и не «геополитический плюрализм» – все эти доктрины и их идеологи остались в ушедшем ХХ веке, оставляя в истории и памяти потомков кровавый след при разыгрывании геополитических карт. Мировая система выработала новейшие ориентиры – геоэкономические: стремление к мировому доходу, сообща создаваемому в рамках мировых воспроизводственных конвейеров (циклов). Сегодня процветают те страны, народы которых участвуют в этом процессе. Вот почему внешние факторы превращаются для нас в один из мощных источников национального развития. Из нашего поля зрения не ускользнуло то, что в геоэкономическом пространстве национальные государства превращаются в «страны-системы» – блуждающие интернационализированные воспроизводственные ядра – это новейшие полюса влияния. Россия вступает в период новых, сложнейших отношений с этими новейшими структурами по вопросу участия на равных в формировании и использовании своей доли мирового дохода, выступает на мировой арене как глобальный предприниматель и геоэкономический полюс. ПРОРЫВ К МИРОВОМУ ДОХОДУ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАНОВЯТСЯ ЦЕЛЬЮ ВЫСШЕГО РАНГА ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ. Наш дипломатический корпус, цвет нации, берёт на себя эту задачу. Мы долго культивировали внешнюю торговлю, бездумно подменяя ею внешнеэкономические связи, бесконечно выплескивали свой национальный доход через внешнюю торговлю, свои сырьевые, энергетические, трудовые, интеллектуальные ресурсы, не будучи признанными участниками мирового воспроизводственного процесса, где формируется мировой доход. По идеологическим причинам мы боялись транснационализации, её проникновения в наши плановые воспроизводственные циклы. Уже полвека, как хозяйственный мир смыкается и уже работает в совершенно других горизонтах. Они воплощены в геоэкономическом атласе, а мы припали к политической карте мира, пристально всматриваемся в паутину, сотканную из государственных границ, рисуя инфантильные геополитические оси, «центросилы», зоны влияния и т. п., нимало не подозревая о том, что мир уже давно поделён подвижными экономическими границами и эти границы проходят через страны, «разрывая» их на части, которые становятся звеньями бесперебойно работающих мировых воспроизводственных циклов. На политический суверенитет стран это не влияет, но зато они имеют доступ к мировому доходу и обустраивают себя по высоким меркам цивилизационного развития. Подвижные геоэкономические границы – именно на них реализуются национальные интересы, здесь очаги роста национальных экономик, мощный источник подпитки национального дохода. Мы же в плену геополитических идефиксов типа «с американцами против китайцев, с китайцами против американцев и т. д. и т. п.». Гармония этого мира есть гармония геоэкономических интересов, и мы смело идём навстречу равному, уважительному и здоровому соперничеству и партнёрству в этой сфере. Мы открыты для этого, но нас уже не устраивает роль, которой наделили нас «развитые страны». Эту роль мы в своё время добровольно на себя приняли – роль гигантского хозяйственного двора, мировых задворок воспроизводственных циклов, в которые нас не допускают, поставив в унизительное положение; а ведь в них формируется мировой доход с использованием наших богатств, перекачиваемых через внешнюю торговлю, и при этом причитающуюся нам долю мирового дохода «выделяют» в виде кредита! Наши богатства – это не кладовая Европы. Мы сами вольны рачительно распорядиться ими, и у нас достаточно интеллектуальных сил не только для создания техногенных прорывных технологий, но и для освоения высоких геоэкономических технологий в целях прорыва к мировому доходу в качестве важнейшего рычага нашего развития. Мы выдвигаем лозунг: ВСЕ НАШИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИЛЫ И НАШИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ИНСТИНКТЫ – НА ШТУРМ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА!

  • Особая роль отводится силовому компоненту государства и национальной безопасности. В условиях благоприятной стратегической паузы имеется возможность в сжатые сроки провести на качественно новом уровне военную реформу: нам нет необходимости изматывать себя милитаризацией, бросая в этот молох практически весь национальный доход, лучшие интеллектуальные силы и материальные ресурсы; нам нужно также успеть, пока не закончилась стратегическая пауза, создать боеспособную, но при этом компактную и мобильную, высокооснащённую армию. Она защитит наш суверенитет и наши геоэкономические интересы как армия быстрого геоэкономического реагирования.

Перевернув столетнюю страницу своей истории, Россия на пороге следующего тысячелетия передаёт новому поколению решение новых задач и проблем, преодоление новых угроз и вызовов, по своему накалу и масштабам, может быть, превосходящих пережитое в ХХ веке: постиндустриализм, оснастившись техногенными мифами, бросает серьёзнейший вызов корневым истокам человека, его этнонациональным началам. Вступив в завершающую техногенную фазу, постиндустриализм раскручивает бешеный темп воспроизводства всё новых и новых товаров на мировых воспроизводственных конвейерах, пожирая естественные мировые ресурсы. Жажда новаций в конкурентной борьбе до минимума сокращает циклы жизни не только товаров, но и вполне жизнеспособных организационно-производственных структур; срезаются вполне жизнеспособные экономические зоны, обрекаются на бедствия целые регионы, неспособные успеть за этой изматывающей колесницей. Россия не может вечно пристраиваться к этой изматывающей (догоняющей) гонке, ибо техногенное изматывание во много крат опасней изматывания милитаризмом. У России есть все условия для того, чтобы избежать техногенного ресурсного изматывания. Мы не должны в погоне за излишеством лишаться необходимого. Наш народнохозяйственный комплекс вполне способен обеспечить достойную жизнь каждому члену общества на базе воспроизводственной модели, основанной на оптимизации ресурсов и потребностей. Мы должны выбрать на гигантской растянутой шкале потребностей чётко обозначенную зону потребления, отсечь крайности – безумную роскошь, при которой возникают слои населения, обречённые на гибель, на голодную смерть. Это явилось результатом такого типа приватизации, и она должна быть пересмотрена конституционным путём. «Холодная война» не прекратилась, она обрела новые, более изощрённые формы посредством геоэкономических войн, куда постепенно втягивается военная компонента. Угроза техногенных катастроф настолько серьёзна, что мировое сообщество начинает понимать бесперспективность этой цивилизационной модели, задумываться о демонтаже наиболее опасных техногенных зон. Россия не может выступать в качестве подпитки для постиндустриальной модели, исчерпывающей свой ресурс. Чем стремительней раскручивается маховик техногенной транснационализации, тем острее этнонациональные противоречия, ибо закон стоимости, вырвавшийся через интернационализацию на мирохозяйственную арену и по своей природе способный воспроизводить только обезличенную товарную массу, а не качество жизни, игнорирует национально-этнические, культурные и др. формы. Всё это несёт в себе разрушение этнонациональной инфраструктуры. Отсюда – естественный вызов постиндустриализму со стороны этнонациональных систем, они борются за своё выживание, блокируют воспроизводственные цепи, ведут к разрыву интегрированных структур, и накал этой борьбы выплескивается в острейшие формы. Но в этой схватке цивилизационных моделей бытия России предназначено сыграть историческую роль. Обладая полинациональной палитрой, яркой духовной, культурной, религиозной мозаикой, Россия имеет все условия для того, чтобы соединить на качественно новой воспроизводственной основе техногенные и этнонациональные (культурные, этические) начала, тем самым, закладывая основы для вызревания новейших систем – этноэкономических. В рамках этих систем воспроизводится не только товарная масса, но и качество жизни народов, через страны которых пролегают мировые воспроизводственные конвейеры (этноэкономическая транснационализация). Тем самым достигается гармония и отход от опасности столкновений. РОССИЯ СТАНОВИТСЯ ПРЕДВЕСТНИКОМ ЗАРОЖДЕНИЯ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: НЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ (МИРОЗДАНИЯ НОВОГО РЕНЕССАНСА), ЛИДЕРОМ ЭТОГО ПРОЦЕССА. Эта модель вызревает в недрах постиндустриализма, и XXI ВЕК ПРОЙДЁТ ПОД ЗНАКОМ ПРЕВРАЩЕНИЯ РОССИИ В ЭТНОЭКОНОМИЧЕ­СКУЮ СИСТЕМУ МИРОВОГО КЛАССА НА БАЗЕ ЭТНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ.

Россия не на распутье, Россия сделала решительный шаг в третье тысячелетие, спокойно и взвешенно обходя все подводные камни к единению. Жизнь продолжается! ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК СВОБОДНОЙ РОССИИ – ЗАЛОГ НАШЕГО ОПТИМИЗМА.



Заключение

Конец ХХ века – начало третьего тысячелетия. Тяжело. Но, кажется, «приехали»! Поворотный пункт в судьбе гуманитарной парадигмы. Горизонты нового мироощущения. Свежий ветер перемен. И вот на горизонте мироздание Нового Ренессанса. Оно построено на иных принципах, покоится на мощных научных фундаментальных опорах. Его держит стройный теоретический и методологический каркас. В нём обитает новый человек – геоэкономический (homo geoeconomicus). Атмосфера здоровой конкуренции, безопасности и доверия, гармония нового миропорядка.

Однако предстоит нелёгкая борьба: собрать растерзанного человека в единый узел, поведать ему о совершенно новых ценностях и мотивациях, ввести его в новые, до сих пор неведомые координаты бытия, в новый способ и масштаб измерения себя, времени, пространства, мира, иначе – В НОВЫЙ МИР, МИРОЗДАНИЕ НОВОГО РЕНЕССАНСА, В НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОСМОС – это грандиозная задача ближайших столетий, но мы уже на пороге её разрешения, нас уже обуяло беспокойство, мы уже улавливаем приближение этого человека, слышим его шаги, его дыхание. Но мы должны хорошо подготовиться к этой встрече, и эта моя книга – только попытка передать тревожно-радостное ощущение незримого приближения, первый, еле улавливаемый гул шагов. Битва за нового человека уже началась! Речь пойдёт о Новом Ренессансе, Новом человеке – глобальном, геоэкономическом, о новых мотивациях и ценностях.

Новый мир – это глобализирующийся мир. Новая Россия – это обновляющаяся Россия. На стыке этих исторических моментов российской интеллектуальной мысли ещё предстоит серьёзнейший анализ многих тем, проблемных поворотов. Она постепенно освобождается от «летаргического сна», ей ещё предстоит осознать абсолютно нетрадиционные вопросы для понимания современной мировой панорамы – необходимые и очень актуальные.

Да и масштаб вопросов пока не тот! Редчайший случай: человек перешёл через исторический тысячелетний перелом. Он пытается заглянуть за этот рубеж мироздания, с опаской и огромным любопытством предугадать смысловые знаки своего существования. Однако – парадокс! Он не «воспользовался» редчайшим моментом: не поставлен ни один вопрос тысячелетнего ранга (вопрос высшего ранга). Все сегодняшние вопросы сводятся к столетней «стратегической» конъюнктуре.

Ранг и цена вопроса подскажут и собеседников. Придётся побродить по истории: Конфуций, Гераклит, Софокл, Перикл, Сократ, Вергилий, Рудаки, Нарекаци, Данте, Эразм Роттердамский, Рабле, Микеланджело, Джордано Бруно, Шекспир, Гёте, Сервантес, Пушкин, Толстой, Булгаков. С какой гигантской высоты взглянули они на мир! Сколько неразгаданных тайн они оставили нам в своих письменах! А лучше всего обратиться к Сфинксу. Уж он-то многое знает и многое видел. Он могуч и спокоен. У него загадочный лик и... в отметинах. Есть легенда: это один малый из великих (с Корсики) «поговорил» с ним: Сфинкс не удостоил его даже взглядом: что ему за дело до вселенских страстей честолюбцев. И что за вопросы, и что за масштаб! Сфинкс знает другие масштабы и другие вопросы – его водил на поводке сам Гераклит! В ответ – ярость неописуемая – на утро гренадёры ядрами оставили отметки об этом разговоре.

Есть сведения, что под могучей пятой Сфинкса покоятся мировые скрижали. На них начертаны ответы на вопросы высшего ранга. Хватит ли сил задать эти вопросы? Снизойдёт ли Сфинкс до ответов на них?! Ставки слишком высоки – больше чем жизнь!

Нужно иметь мужество размышлять о высоком. Этому учил нас Джордано Бруно: «Если бы я владел плугом, пас стадо, обрабатывал сад, чинил одежду, то никто не обращал бы на меня внимания, многие наблюдали бы за мной, редко кто упрекал бы меня, и я мог бы угодить всем. Но я измеряю поле природы, стремлюсь пасти души, мечтаю обрабатывать ум и исправляю привычки интеллекта вот почему, кто на меня смотрит, угрожает мне, кто наблюдает за мной, нападает на меня, кто догоняет меня, кусает меня и кто схватывает, пожирает меня, и это – не один или не многие, а многие и почти все». Дж. Бруно «О бесконечности Вселенной в мирах» (405 лет назад, 17 февраля 1600 года, на площади Цветов в Риме по приказу папской инквизиции был сожжён один из самых светлых мыслителей эпохи Возрождения Джордано Бруно. Есть ли сегодня идеи, за которые стоит отдавать жизнь?).



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Эрнест Кочетов Гуманитарный манифест как доктрина человека XXI века
615.57kb.
4 стр.
«Евгений Вулгарис и манифест «Размышления»
44.45kb.
1 стр.
Лениниана XXI века
30.89kb.
1 стр.
Эрнест Хемингуэй «…оставаться самим собой…»
882.22kb.
6 стр.
Преображение евразийской платформы (широтный геоэкономический пояс: миланский мозговой штурм)
258.61kb.
1 стр.
От редакции. Конец 2012 года завершился уникальным событием Бакинским международным гуманитарным форумом
853.6kb.
8 стр.
-
72.69kb.
1 стр.
Изучение генетики человека прошло долгий и непростой исторический путь. Открытие законов Менделя более ста лет тому назад имело революционный характер, как для биологии, так и для медицины
28.21kb.
1 стр.
-
3620.65kb.
22 стр.
Спирулина – пища XXI века Москва 2006 ббк 53. 54 Х 03 спирулина – пища XXI века. – Москва «Фарма Центр»
2280.14kb.
9 стр.
Кто убил занзу?
274.49kb.
1 стр.
Семинар «Современные строительные материалы и технологии, как основа перспективного малоэтажного строительства сельских поселений XXI века»
45.68kb.
1 стр.