Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Приложение 2

Сведения по результатам деятельности технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» о тематике и объемах финансирования реализуемых работ и проектов в сфере исследований и разработок в 2011 году в рамках научно-технической кооперации с участием двух и более участников, по которым привлечено бюджетное софинансирование

п/п



Наименование работы

(проекта)

Стоимость выполнения (млн. руб.)

Краткое описание

результатов

Наименования

участников

1.

НИР «Формирование базовой технологической платформы, повышающей доступность, безопасность, и улучшение технико-эксплуатационных характеристик доступного легкого многоцелевого самолета (ЛМС), взаимное согласование и моделирование работоспособности базовых технологий» (шифр «Малая авиация 2011»)

120 млн. руб. в 2011 г.

110 млн. руб. запланировано на 2012 г.

(источник финансирования – ФЦП «РГАТ»)


По результатам выполненных в 2011 году 2-х этапов данной НИР сформирована базовая технологическая платформа доступного ЛМС, повышающая доступность, безопасность и улучшающая технико-эксплуатационные характеристики перспективного самолета. Проведено взаимное согласование и моделирование работоспособности базовых технологий.

Ключевыми элементами технологической платформы семейства самолетов доступного ЛМС вместимостью 9, 13 и 19 пассажиров являются:

- наличие гермокабины;

- использование двух вертолетных двигателей;

- синхронизирующая трансмиссия, связывающая воздушные винты;

- конструкция планера ЛМС из полимерных композиционных материалов;

- ламинаризированная носовая часть фюзеляжа;

- автоматизированная система управления ЛМС;

- колесное шасси в базовом варианте и автономный модуль ШВП для расширения возможностей базирования.


ФГУП «ЦАГИ» (головной исполнитель), ФГУП «СибНИА»,

ФГУП «ЦИАМ»,

ООО «Аэроспецпроект»,

КГТУ-КАИ,

АСЦ ГосНИИ ГА,

ОАО «Авиапром»,

ЗАО «КУТРИ»


2.

ОКР «Разработка комплекса унифицированных базовых элементов бортового оборудования открытой архитектуры на основе интегрированной модульной авионики с применением отечественного коммутатора шины ARINC-664» (шифр «ИКБО ИМА»)

2 633 млн. руб.

(источник финансирования – ФЦП «РГАТ»)



В 2011 году выполнены эскизно-технические проекты, первый этап разработки конструкторской документации, проекты квалификационных баз на унифицированные базовые элементы.

В рамках данной работы предполагается развитие следующих ключевых технологий:

- комплексной технологии навигации, наблюдения и связи на основе технологии CNS/ATM, обеспечивающей повышение безопасности полетов и экономической эффективности летательных аппаратов гражданского и военного назначения;

- технологий создания автономных бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) и их чувствительных элементов, в значительной степени определяющих конкурентоспособность отечественной продукции на глобальном рынке, технологическую независимость и безопасность государства;

- технологий безопасного управления как высоко динамичными, так и слабо маневренными объектами на основе отказоустойчивых, многократно резервированных систем управления;

- технологий создания РЛС с АФАР;

- технологии формирования информационно - вычислительной среды и периферийных устройств на основе концепции интегральной модульной авионики;

- технологий формирования информационно – управляющего поля кабины и экспертных систем на их основе;

- технологий создания интеллектуальных датчиков.


ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» (головной исполнитель),

ОАО «НИИАО»,

ОАО «МИЭА»,

ОАО «УКБП»,

ОАО «ОКБ «Электроавтоматика»,

ОАО «Аэроприбор-Восход»,

ОАО «Техприбор»,

ОАО «НКБ ВС»,

ОАО «Измеритель»,

ООО «Контур-НИИРС»,

ОАО «Фазотрон»,

ФГУП НПП «Полет»,

ЗАО «ВНИИРА-Навигатор»,

ОАО «ЭОКБ «Сигнал»,

ФГУП «ГРПЗ»,

ФГУП «ГосНИИАС»



3.

НИОКР «Разработка и изготовление моделирующего комплекса, снабженного стереоскопической системой визуализации, для моделирования режимов точного пилотирования» (шифр «Стерео СВ»), выполняемая в рамках Постановления Правительства № 218, договор №40710-01130/700009248 от 19 июля 2010 г.

79 млн. руб., в т.ч.:

- средства федерального бюджета (МАИ) – 39,5 млн. руб.,

внебюджетные средства (ОАО «РСК «МиГ») – 39,5 млн. руб.


По результатам работ, выполненных в 2011 году:

- разработано программное обеспечение стереоскопической системы визуализации для демонстратора моделирующего комплекса;

- разработано программное обеспечение стереоскопической системы визуализации для моделирующего комплекса;

- разработана рабочая - конструкторская документация на стереоскопическую систему визуализации;

- создан демонстратор моделирующего комплекса дозаправки самолета в полете, снабженного стереоскопической системой визуализации, который был продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2011 и авиационной выставке в Дубае.


МАИ,

ОАО «РСК «МиГ»



4.

НИР «Разработка, изготовление и испытание опытного образца интерцептора типовой конструкции»




В результате выполненных работ:

- проведен анализ сертифицируемости материалов для авиационного применения;

- разработана конструкция и конструкторская документация на опытный образец интерцептора в сборе с узлами навески;

- составлен перечень фрагментов для испытаний и проведение неразрушающего контроля на томографе, разработана конструкторская документация на эти фрагменты;

- проведено проектирование узлов навески интерцептора;

- изготовлены опытные фрагменты на теплом связующем и проведен неразрушающий контроль этих фрагментов на томографе;

- разработана аналитическая модель расчета на усталостную прочность.


МАИ,

КГТУ,


СГАУ

5.

«Разработка и экспериментальные исследования демонстрационных узлов и газогенератора в обеспечение создания конкурентоспособного ТРДД нового поколения»

12,2 млн. руб.

(источник финансирования – ФЦП «РГАТ»)



В 2011 году выполнены следующие работы (получены результаты):

- Подготовлен стенд Ц-3А ЦИАМ для проведения второго этапа экспериментальных исследований двухконтурной модели вентилятора с подпорными ступенями (объект С179-2).

- Разработано методическое обеспечение и подготовлены испытания на МЦУ полноразмерных моделей рабочих лопаток вентиляторов перспективных ТРДД на установке Инстрон 8805.

- Уточнены аэродинамический, тепловой и прочностной расчеты экспериментального КВД для автономных испытаний по результатам рабочего проектирования компрессора в ФГУП «ММПП «Салют».

- Спроектированы и изготовлены модифицированные варианты топливного коллектора и деталей к форсуночным модулям полноразмерной демонстрационной малоэмиссионной камеры сгорания.

- Разработаны программы испытаний, схемы препарирования и эскизного проекта машинной линии установки для испытаний экспериментального редуктора привода вентилятора перспективного ТРДД.

- Уточнен аэродинамический проект малоступенчатого компрессора на базе 3D-расчетов с оценкой прочности основных деталей.

- Выполнена экспериментальная оценка поведения лопаток из углепластика.

- Разработана технология соединения кромки углепластиковой лопатки с титановой накладкой.

- Создана система регулирования зазоров на основе петлевой схемы вентиляции междисковых полостей.

- Разработана технология изготовления нового замка лопаток для диска экспериментального КВД.

- Проведено экспериментальное исследование на модельном широкохордном вентиляторе С178-1.

- Создан лабораторный стенд для автономных испытаний беспроводных информационных каналов.

- Разработана рабочая компоновка демонстрационного газогенератора.



ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (головной исполнитель),

ОАО «Кузнецов»



6.

«Разработка и экспериментальные исследования прорывных конструктивно-технологических решений для создания двигателей самолетов и вертолетов гражданской авиации, прогнозируемых для ввода в эксплуатацию в 2025-2030 годы»

530 млн. руб. (источник финансирования – ФЦП «РГАТ»)

В 2011 году выполнены следующие работы (получены результаты):

- Разработан прогноз научно-технического и конструкторско-технологического развития авиационных двигателей до 2025 - 2030 гг.

- Выполнен анализ отечественного и зарубежного опыта создания высокоэффективных компактных теплообменных аппаратов для перспективных авиационных двигателей со сложными термодинамическими циклами (с промежуточным охлаждением воздуха при сжатии, с регенерацией тепла горячего газа при его расширении).

- Проведен патентный поиск и разработано техническое задание (ТЗ) на создание модельных теплообменных аппаратов (ТА) систем регенерации тепла и промежуточного охлаждения воздуха с размерностью опытных образцов ТА.

- Разработаны ТЗ на создание модельного экспериментального образца неметаллической камеры сгорания, а также на создание и экспериментальные исследования демонстрационного биметаллического блиска осевой турбины высокого давления для перспективных МГТД.

- Разработан проект биротативного винтовентилятора из композиционных материалов для прототипа перспективного ТВВД с открытым ротором.

- Проведено обоснование целесообразного роста параметров рабочего процесса перспективных ТРДД с учетом повышения требований к ресурсу и эмиссионным характеристикам двигателей.

- Разработаны концепции перспективного базового турбовинтовентиляторного двигателя, демонстрационного выносного газогенератора для перспективных распределенных силовых установок, гибридного ТРДД с разработкой требований к электроприводным системам гибридных авиационных двигателей, перспективных малоразмерных ГТД и силовых установок для самолетов и вертолетов гражданской авиации.

- Исследованы технологии и отработаны методы проектирования и изготовления деталей и узлов перспективных авиационных двигателей из новых материалов.

- Выполнен ряд работ по исследованию эффективности применения в перспективных ГТД MEMS – технологий, лопаточных узлов с управлением пограничным слоем, «беспроводных» технологий, «сухих» двигателей.

- Разработана методика решения аэроупругой задачи о вынужденных колебаниях лопаток рабочего колеса вентилятора ТРДД в условиях неоднородного потока на входе, вызванного отрывом пограничного слоя в воздухозаборнике.

- Определены приоритетные направления развития систем запуска перспективных ТРДД.



ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (головной исполнитель),

ФГУП «ЦАГИ»,

ОАО «Туполев»,

ОАО «Кузнецов»



7.

«Разработка и исследования технологий, обеспечивающих испытания авиационных двигателей и их узлов при максимально возможной имитации экстремальных условий эксплуатации»

152,3 млн. руб. (источник финансирования – ФЦП «РГАТ»)

В 2011 году выполнены следующие работы (получены результаты):

- Разработаны методы экспериментального определения характеристик испытываемых объектов и методики моделирования неоднородности набегающего потока.

- Разработаны новые средства измерений теплового потока, пульсационных параметров потока, калибровки ИК пульсаций давления и калибровки тепловизионной техники.

- Комплексные исследования по расширению технологических возможностей стенда Ц4Н, Ц16 и холодильно-осушительной станции ВКС и по созданию стенда для испытаний редукторов перспективных двигателей.

- Разработаны блок-схема и принципиальная схема блока управления портативной калибровочной системы для проверки многоканальных пирометров в стендовых условиях. Определены основные технические характеристики блока управления калибровочной системы.

- Разработана процедура калибровки тепловизионной техники для измерений на эталонном комплексе в диапазоне температур теплового потока 300...1600 °С. Разработан алгоритм калибровки тепловизора и источника опорного излучения для проведения измерений в потоке, излучающем и (или) поглощающем в ИК-диапазоне.

- Проведены метрологические исследования нового эталонного оборудования: высокотемпературной эталонной установки и калибраторов давления DPI.


ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (головной исполнитель),

ФГБОУ ВПО «МФТИ»



8.

«Разработка и исследования эффективности технических решений для повышения топливной экономичности авиационных двигателей 2015-2020 годов»

121,5 млн. руб. (источник финансирования – ФЦП «РГАТ»)

В 2011 году выполнены следующие работы (получены результаты):

- Выполнена разработка плоской решетки профилей для экспериментального исследования эффективности применения компрессорных лопаток с эллипсными передними кромками и с заостренными торцами для снижения профильных и концевых потерь.

- Проведен анализ возможности улучшения характеристик вентилятора с учетом ограничений на геометрические параметры и газодинамические и прочностные характеристики при использовании универсального оптимизационного программного комплекса.

- Разработан метод проектирования многоступенчатой ТНД с учетом высокой турбулентности и низких чисел Re, обеспечивающего максимально возможный к.п.д. при минимальном количестве лопаточных венцов.

- Проведен комплексный анализ перспективных уплотнительных систем и разработка методов расчета их рабочих характеристик.

- Выполнен сравнительный анализ эффективности воздушной системы ТНД при различных типах уплотнений. Проведен анализ особенностей геометрических и газодинамических параметров переходных каналов перспективных ТРДД с большой степенью двухконтурности.



ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (головной исполнитель),

ФГУП «ЦАГИ»



9.

«Разработка и исследование технологий достижения отечественными силовыми установками гражданских самолетов соответствия новым международным требованиям по экологии»

138,5 млн. руб. (источник финансирования – ФЦП «РГАТ»)

В 2011 году выполнены следующие работы (получены результаты):

- Выполнены прогнозные исследования по определению экологических показателей для перспективных силовых установок гражданской авиации на 2020-2030 годы и аналитические и расчетные исследования методов, технологий и схемных решений для снижения шума и эмиссии вредных веществ от двигателей.

- Рассмотрены проблемы воздействия авиационного шума воздушных судов и выбросов (эмиссии) вредных веществ от силовых установок на окружающую среду вблизи аэропортов и влияние выбросов на изменение климата и атмосферные процессы.

- Проанализированы существующие и планируемые требования Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и других организаций по защите окружающей среды от авиационного шума и эмиссии вредных веществ с учетом прогнозов Комитета ИКАО.

- Разработаны предложения по методам, технологиям и схемным решениям для снижения шума и эмиссии вредных веществ от двигателей и подготовлены проекты рабочих документов в ИКАО.

- Подготовлены предложения по технологиям снижения шума реактивной струи на основе анализа проведенных расчетно-экспериментальных исследований влияния условий истечения реактивной струи ТРДД на ее акустические характеристики.

- Разработаны и обоснованы предложения по модернизации эксплуатируемых отечественных двигателей для обеспечения их соответствия более жестким нормам ИКАО 2014 года на эмиссию оксидов азота.


ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (головной исполнитель),

ФГУП «ЦАГИ»,

ФГУП «ГосНИИ ГА»


10.

«Разработка технологий повышения тягово-экономических характеристик высокоскоростных прямоточных ВРД интегрированных с фюзеляжем гиперзвукового летательного аппарата путем слива пограничного слоя и проведения стендовых испытаний при гиперзвуковых скоростях с регистрацией тяговых характеристик интегрированных моделей»

140,0 млн. руб., в т.ч.:

70,0 млн. руб. (источник финансирования – ФЦП «НТБ»),

70,0 млн. руб.) (внебюджет)


В 2011 году выполнены следующие работы (получены результаты):

- Выполнены расчетно-экспериментальные исследования характеристик демонстрационных моделей входных устройств интегрированных с носовой частью фюзеляжа ГЛА со сливом пограничного слоя.

- Разработана технологическая рекомендация по созданию интегрированного с носовой частью фюзеляжа гиперзвукового летательного аппарата демонстрационного входного устройства со сливом пограничного слоя для улучшения тягово-экономических характеристик крупномасштабных моделей экспериментальных образцов высокоскоростных прямоточных ВРД в интеграции с фюзеляжем ГЛА.

- Разработано, изготовлено, установлено на экспериментальный объект и использовано расходомерное устройство (РМУ) с расходным критическим соплом (РКС).

- Верифицированы расчетно-прогнозные характеристики и апробированы технические решения, обеспечивающие устойчивую работу в интеграции с носовой частью фюзеляжа гиперзвукового летательного аппарата демонстрационных входных устройств со сливом пограничного слоя.


ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (головной исполнитель),

ФГБОУ ВПО «МАИ»,

Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича


11.

«Разработка технологий и демонстрационных образцов в обеспечение высоких рабочих температур высокоэффективных надежных обладающих большим ресурсом турбин и экологически чистых камер сгорания для перспективных двигателей и энергоустановок»

105,0 млн. руб., в т.ч.:

55,0 млн. руб. (источник финансирования – ФЦП «НТБ»),

50,0 млн. руб. (внебюджет)


В 2011 году выполнены следующие работы (получены результаты):

- Разработаны и изготовлены демонстрационных образцы основных деталей высокотемпературных камер сгорания и турбин с использованием новых материалов для перспективных авиадвигателей и энергоустановок с высокой рабочей температурой.

- Исследованы и испытаны перспективные материалы и теплозащитные покрытия с улучшенными ресурсными характеристиками в условиях высоких температур.

- Проведена отработка методов измерения нагретых поверхностей и температуры продуктов сгорания различными методами, освоенными в ЦИАМ.

- Разработан макетный образец неохлаждаемого высокотемпературного датчика с камерой торможения из неметаллических материала – кристаллического диоксида циркония, рассчитанного для измерения температуры газов до 2400С.

- Отработана технология литья турбинных лопаток методом высокоградиентной направленной кристаллизации для получения отливок с монокристаллической структурой заданной кристаллографической ориентации.

- Проведены исследования и испытания демонстрационных образцов основных деталей камер сгорания и турбин из новых материалов в условиях высоких рабочих температур применительно к перспективным авиадвигателям и энергоустановкам.

- Разработано оригинальное техническое решение для моделирования систем охлаждения сегментов жаровых труб камер сгорания газотурбинных двигателей в малозатратных поисковых экспериментах.

- Разработана и апробирована по экспериментальным данным расчетная математическая модель лопатки с проникающим охлаждением, выполнены параметрические расчеты по оптимизации системы охлаждения.

- Разработана технология мирового уровня изготовления рабочих лопаток из жаростойкого сплава с эффективной системой охлаждения для высокотемпературной турбины авиационного ГТД.



ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (головной исполнитель),

ФГУП «ВИАМ»,

ОАО «НПО «Сатурн»


12.

«Разработка и испытание демонстрационных узлов высокоэффективных надежных, обладающих большим ресурсом, высокотемпературных турбин и экологически чистых камер сгорания для перспективных двигателей и энергоустановок»

191,294 млн. руб., в т.ч.:

73,594 млн. руб. (источник финансирования – ФЦП «НТБ»),

117,7 млн. руб. (внебюджет)


В 2011 году выполнены следующие работы (получены результаты):

- Проведено испытание демонстрационных образцов экологически чистых камер сгорания на дизельном топливе, природном и попутном нефтяном газах.

- Выполнена расчетно-экспериментальная отработка демонстрационного образца сегмента жаровой трубы с теплозащитным покрытием для экологически чистой камеры сгорания авиадвигателя.

- Испытаны демонстрационные образцы деталей высокотемпературных турбин авиадвигателя и энергоустановки.

- Выполнена расчетно-конструкторская отработка диска высоко-температурной турбины большого ресурса.

- Разработана технология мирового уровня экологически чистого сжигания попутного нефтяного газа.

- Завершены комплексные испытания демонстрационных образцов деталей и узлов экологически чистых камер сгорания и высокотемпературных турбин.

- Выданы рекомендации по улучшению системы охлаждения рабочих лопаток турбин для энергоустановки и авиадвигателя.

- Даны рекомендации по улучшению системы охлаждения рабочих лопаток турбин для энергоустановки и авиадвигателя.

- Выбраны оптимальные конструктивные параметры горелки для снижения эмиссии вредных веществ.

- Внесены уточнения в конструкторско-технологическую документацию на форсуночный модуль на камеру сгорания на природном газе, фронтовой модуль камеры сгорания на попутном нефтяном газе, лопатку рабочую авиадвигателя.


ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (головной исполнитель),

ОАО «НПО «Сатурн»



13.

«Разработка технологий создания демонстрационных моделей основных узлов высокоскоростных прямоточных ВРД и проведение при гиперзвуковых скоростях стендовых испытаний с регистрацией тяговых характеристик моделей экспериментальных образцов высокоскоростных прямоточных DHL в интеграции с фюзеляжем ГЛА»

242,427 млн. руб., в т.ч.:

90,727 млн. руб.) (федер. бюджет),

151,7 млн. руб.) (внебюджет)


В 2011 году выполнены следующие работы (получены результаты):

- Выполнены расчетно-экспериментальные исследования характеристик моделей экспериментальных образцов высокоскоростных прямоточных ВРД в интеграции с фюзеляжем ГЛА.

- Разработана перспективная технология проведения высотных стендовых испытаний сопловых элементов, интегрированных с кормовой частью ГЛА, в условиях обдува свободной струей, использование которой обеспечивает на ближайшую перспективу соответствие создаваемой продукции мировому уровню.

- Проведены расчеты течения в демонстрационных модельных сопловых элементах и выполнен анализ полученных результатов.

- Проведен анализ методов получения деталей из карбида кремния как наиболее перспективного по технологии и приемлемого по физико-механическим свойствам керамического композиционного материала.

- Разработана и передана на экспериментальное производство ФГУП «НПЦ газотурбиностроения «Салют» технология создания крупномасштабных демонстрационных модельных сопловых элементов, интегрированных с кормовой частью фюзеляжа ГЛА из углерод-карбидокремниевого композиционного материала.

- Разработаны и изготовлены модельные узлы и элементы высокоскоростных прямоточных ВРД, крепежные, соединительные и технологические элементы необходимые для реализации стендовых высотных испытаний.

- Разработаны технология изготовления отсека камеры сгорания с регенеративной системой охлаждения и технология изготовления топливных пилонов для камеры сгорания экспериментального высокоскоростного прямоточного ВРД.

- Разработана и апробирована на стенде технология проведения стендовых высотных испытаний крупномасштабных демонстрационных моделей высокоскоростных прямоточных ВРД их узлов и элементов в широком диапазоне режимных параметров.

- Разработаны предложения по дальнейшему развитию стендовой экспериментальной базы для испытаний высокоскоростных ВРД, интегрированных с фюзеляжем ГЛА, в части увеличения выходного диаметра аэродинамического сопла до 1 500 мм, увеличения диаметра базовой части стендового диффузора до 1 875 мм и реализации охлаждаемого до стендового холодильника выхлопного газовоздушного контура.

- Выполнены экспериментальные исследования эффективности рабочего процесса в проточном тракте крупномасштабной демонстрационной модели высокоскоростного прямоточного ВРД.

- Разработана методика сканирования конструкций крупномасштабных демонстрационных моделей высокоскоростных прямоточных ВРД.



ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (головной исполнитель),

ФГБОУ ВПО «МАИ»,

Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича,

ФГБОУ ВПО «МФТИ»


По мнению участников технологической платформы, результаты данных работ (проектов) представляют особый интерес и способны внести существенный вклад в формирование новых технологических компетенций в сфере авиастроения, а также других отраслей экономики Российской Федерации.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Отчет о выполнении проекта реализации Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии» в 2011 году и предложения в план действий Технологической платформы на 2012 год
672.88kb.
4 стр.
Предложения организаций участников
137.97kb.
1 стр.
Повестка дня Заседания Правления Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии»
46.89kb.
1 стр.
Отчет о выполнении проекта реализации технологической платформы
504.91kb.
3 стр.
Рекомендации по разработке проекта реализации технологической платформы
536.41kb.
3 стр.
Программы «Телекоммуникационные и мультимедийные ресурсы со ран»
101.03kb.
1 стр.
Проект руководитель организации- инициатора-координатора технологической платформы
665.95kb.
3 стр.
Справка о Перечне технологических платформ, предлагаемых для утверждения Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям Медицинские и био- технологии
2165.49kb.
29 стр.
Программа исследований Технологической платформы «Текстильная и легкая промышленность» 2013
1306.09kb.
5 стр.
Возможности платформы html5 к т. н., доцент Бурукина И. П
59.91kb.
1 стр.
Меморандум об образовании Технологической платформы «Освоение океана»
83.31kb.
1 стр.
Достижение равенства между женщинами и мужчинами и улучшение положения женщин
996.5kb.
18 стр.