Главная
страница 1
Проблемы гражданской идентичности в современной России

Байкалова Е.А.

Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живём, как и к чему должны стремиться.

В.О. Ключевский

Эти слова ярко показывают важность формирования исторического сознания, которое является частью общенационального самосознания. Многовековая история человечества свидетельствует, что историческое сознание — фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Россия, как это уже неоднократно было в ее истории, в начале ХХI века вновь размышляет над вопросами - Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?

Изложение истории очень часто зависит от разных политических взглядов и личностных оценок. История превратилась в поле политической борьбы, причём в столкновении цивилизаций и идеологий противоборствующие стороны уделяют большое внимание дискредитации истории противной стороны, буквально борясь за умы и души людей.

На формирование исторического сознания подрастающего поколения большое значение оказывают Интернет, телесериалы, СМИ, однако, как показывает опыт, газеты, радио, телевидение не могут служить источником серьезных исторических знаний. Кроме вышеперечисленных проблем, в последнее время наблюдается падение интереса учащихся к истории.

В результате мы получаем поколение, не знающее свою историю, а значит и своих корней. «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая;…завет предков потомству», писал Н.М. Карамзин. Сегодня Россия представляет собой сложное и противоречивое общество, одной из особенностей которого является то, что принято называть – кризисом гражданской идентичности, то есть мы теряем «завет предков».

Наиболее полно задачи воспитания гражданской идентичности в школе решаются на уроках истории, благодаря специфике этого предмета, приоритетной целью которого является формирование исторического сознания. Содержание системы воспитания гражданской идентичности обучающихся включает в себя следующие направления реализации воспитательных задач:

1. Историческое воспитание на основе героической истории России и истории родного края;

2. Патриотическое воспитание;

3. Духовно-нравственное воспитание.

Предмет «история» открывает широкие возможности для развития нравственных и патриотических качеств личности ученика. Именно на уроках истории, слушая яркий рассказ учителя о Ледовом побоище, Куликовской битве, обороне Москвы и битве за Сталинград и т.п., ученик почувствует не только чувство гордости за свой народ, но и захочет ощущать принадлежность к этому народу, его прошлому и будущему. Гордость за историческое прошлое своего народа - одна из важнейших составляющих исторического сознания.

Изучение истории в старшей школе направленно на достижение следующих целей: воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирования целостного представления о месте и роли России во всемирно - историческом процессе.

Применение на уроках истории разных технологий: проектной, технологии проблемно-ценностных дискуссий, проблемных лекций, учебных дискуссий, позволяет развивать критическое мышление у учащихся. Только история учит быть свободным. Участвуя в дискуссиях на уроках истории или решая проблемную ситуацию,  дети учатся вырабатывать свою точку зрения на то или иное событие, отстаивать своё мнение.

Изучение исторического прошлого открывает широкие возможности и для формирования ценностных установок. Ученик не просто познает факты, события, деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту и отражает такая категория как историческое сознание. Сформированное историческое сознание позволяет нам вернуться к своим истокам, к своей культуре, к своему «Я». К чему я принадлежу, во имя чего я живу — все это я узнаю в зеркале истории. История заставляет того, кто взирает на нее, обратиться к самому себе и своему пребыванию в настоящем.

Таким образом, глубокое изучение отечественной истории способствует воспитанию подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, ведёт к формированию исторического сознания, даёт прочную основу для формирования гражданской идентичности.



Именно поэтому, когда Россия находится в состоянии глубокого кризиса, уже многократно звучали предупреждения об опасности, грозящей русской нации не только с точки зрения ее физического вымирания, но и потери ею своей национальной самобытности на основе разрушения национального исторического сознания. Поэтому изучение истории и формирование исторического сознания приобретает в современных условиях практическое значение. Перед преподавателем истории стоит важная задача формирования национального исторического сознания у подрастающего поколения. Необходимо помочь учащимся сохранить чувство принадлежности к своему народу, чувство гражданственности, гордость за его историю.

  1. Гудков А. Негативная идентичность. Статьи. 1997-2002. М.- 2004

  2. Мясников В.А. СНГ: интеграционные процессы в образовании// Преподавание истории в школе 2005. №10

  3. http: //www.rciab.vsu.ru/irex/ Е.В. Федоринов. Формирование исторического сознания как фактора гуманитаризации образования.


Смотрите также:
Проблемы гражданской идентичности в современной России
37.93kb.
1 стр.
А. Г. Закарян Гражданско-государственная идентичность выпускника российского вуза
45.36kb.
1 стр.
Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы
3234.75kb.
13 стр.
Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась в психологии в последние десятилетия двадцатого столетия
245.28kb.
1 стр.
Всероссийский «круглый стол» Проблемы формирования исторической преемственности идей, общей идентичности и культурной памяти среди ученых разных поколений
35.37kb.
1 стр.
1 Особенности политического процесса в России
313.95kb.
1 стр.
Конкурс эссе положение общие положения
56.72kb.
1 стр.
Миссия кадетского образования и воспитания в современной россии
99.32kb.
1 стр.
Предмет: Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны
115.49kb.
1 стр.
Урок по истории России в 11 классе «гражданская война в россии»
57.11kb.
1 стр.
В. П. Астафьева Проблемы социализации подростков в современной России
413.8kb.
3 стр.
Врио директора Департамента гражданской защиты мчс россии полковник
494.92kb.
1 стр.