Главная
страница 1
Обзор изменений в законодательстве РФ за апрель 2011 г.

Оглавление





  1. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



    1. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ

"Об электронной подписи"
Установлен новый порядок регулирования отношений, связанных с применением электронной подписи

Закон направлен на совершенствование действовавшего ранее законодательства об электронной цифровой подписи, а также на расширение сферы использования и допустимых видов электронных подписей. Действовавший ранее Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" признан утратившими силу.

Закон регулирует следующие виды отношений в области использования электронных подписей:

- использование различных видов электронных подписей;

- выдачу и использование сертификатов ключа подписи;

- проверку электронных подписей;

- оказание услуг удостоверяющих центров;

- аккредитацию удостоверяющих центров.

В Законе дается определение электронной подписи, в котором закреплен основной признак, присущий всем видам электронной подписи, - возможность использования подписи для идентификации подписавшего информацию в электронно-цифровой форме физического или юридического лица.

Выделяются два вида электронной подписи в зависимости от установленных Законом критериев: простая и усиленная электронная подпись. Электронная подпись может быть квалифицированной или неквалифицированной.

Информация, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случаев, когда законодательством установлена необходимость составления документа исключительно на бумажном носителе. Электронные документы, подписанные простой или неквалифицированной подписью признаются равнозначными подписанным бумажным документам в случаях, установленных законодательством.

Установлены права и обязанности участников отношений в области использования электронной подписи, в число которых входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере электронной подписи, удостоверяющий центр (юридическое лицо, структурное подразделение юридического лица или индивидуальный предприниматель, ведущие деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключа подписи) и владелец сертификата ключа подписи (физическое или юридическое лицо, которому выдан сертификат ключа подписи).

Законом также определены требования к удостоверяющим центрам в целях их аккредитации, в число которых входят требования к размеру чистых активов удостоверяющего центра, наличию финансового обеспечения, использованию средств электронной подписи и технических средств удостоверяющего центра, получивших подтверждение установленным требованиям, а также наличие в штате сотрудников, имеющих соответствующее образование и квалификацию. Удостоверяющий центр должен обеспечить соответствие этим требованиям в течение всего срока аккредитации.

Правила аккредитации удостоверяющих центров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Требования к средствам электронной подписи приведены в соответствие с российским законодательством о техническом регулировании.

Определен перечень информации, подлежащей хранению в удостоверяющем центре, в том числе всех данных, позволяющих, при необходимости, осуществлять оперативно-розыскную деятельность.




    1. Федеральный закон от 06.04.2011 N 65-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи"
Принятие Федерального закона "Об электронной подписи" повлекло за собой внесение соответствующих изменений в отдельные законодательные акты РФ

Изменения вносятся в Гражданский кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "О кредитных историях" и иные законодательные акты.

В частности, установлено, что электронные документы, подписанные электронной подписью, рассматриваются в рамках регулируемых указанными федеральными законами отношений наравне с документами на бумажном носителе, подписанными собственноручной подписью, с учетом правил о равнозначности электронных и бумажных документов, устанавливаемых Законом "Об электронной подписи". При этом сохраняются правила, установленные кодексами применительно к факсимильному воспроизведению подписи на бумажном носителе с помощью средств механического или иного копирования.


    1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н

"Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.04.2011 N 20452.


С 1 января 2012 года в аптечках для оказания первой помощи работникам должен находиться определенный набор медицинских изделий и препаратов

Согласно Требованиям, утвержденным в соответствии со статьей 223 Трудового кодекса РФ ("Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников"), в состав аптечки должны, в частности, входить следующие изделия медицинского назначения:

жгут кровоостанавливающий;

бинт марлевый медицинский стерильный;

лейкопластырь бактерицидный;

устройство для проведения искусственного дыхания;

перчатки медицинские нестерильные, смотровые;

маска медицинская нестерильная 3-слойная;

покрывало спасательное изотермическое.

Изделия приведены с указанием их количества, формы выпуска и соответствия ГОСТам. По истечении сроков годности изделий или в случае их использования аптечку необходимо пополнить. Аптечка должна комплектоваться изделиями медицинского назначения, зарегистрированными на территории РФ.




    1. Приказ Минпромторга РФ от 15.04.2011 N 512

"О Государственном реестре контрольно-кассовой техники"
Перечень ККТ, разрешенной к применению организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных денежных расчетов и с использованием платежных карт, дополнен новой моделью

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники..." при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории РФ применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

Первый раздел "Государственного реестра контрольно-кассовой техники" дополнен сведениями о программно-техническом комплексе "EPSON TM-H5000 K". Его поставщиком является ООО "МультиСофт Системз". Приведены также реквизиты, печатаемые образцом данной модели на кассовом чеке.


    1. Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 298

"О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы"
В 2011 году Минсельхоз РФ осуществит финансирование мероприятий по обеспечению сохранности маточного поголовья крупного рогатого скота в объеме 5 млрд.рублей за счет федерального бюджета

Соответствующие дополнения внесены в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.

Целью осуществления мероприятий по обеспечению сохранности маточного поголовья крупного рогатого скота является обеспечение стабилизации и в дальнейшем роста производства продукции мясного и молочного скотоводства.

Механизмом реализации этого мероприятия является предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для маточного поголовья крупного рогатого скота.




    1. Письмо ФАС РФ от 17.03.2011 N АК/9281

"О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

По мнению ФАС РФ, принимать в качестве обеспечения государственного контракта простой вексель неправомерно

ФАС РФ сформулировала этот вывод, напомнив, что Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в качестве обеспечения исполнения государственного контракта определены безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией, договор поручительства, а также денежные средства, переданные заказчику в залог, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта.




    1. Утверждена новая форма транспортной накладной

Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом"
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. По общему правилу ее обязан выписать грузоотправитель (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"). В соответствии с п. 2 ст. 8 указанного Закона форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов. Несмотря на то, что Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ вступил в силу почти три года назад, упомянутые правила были утверждены только 15 апреля 2011 г. (Постановление Правительства РФ N 272).

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, в частности, устанавливают форму транспортной накладной и порядок ее заполнения. Так, согласно п. 9 Правил накладная составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве. Данный документ необходимо оформить в трех экземплярах - по одному для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Если для перевозки используется несколько автомобилей, то транспортные накладные составляются в количестве, соответствующем количеству автомобилей (п. 10 Правил).

Форма транспортной накладной содержит 17 пунктов, в которых среди прочего указывается информация о грузоотправителе, грузополучателе, наименовании груза, сопроводительных документах, условиях перевозки.

Документ подписывается грузоотправителем и перевозчиком, а также заверяется их печатями (п. 9 Правил).

Рассматриваемые положения вступят в силу 25 июля 2011 г.


  1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ




    1. Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 N 11н

"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011)"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2011 N 20336.


С бухгалтерской отчетности за 2011 год вводится в действие ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств"

Утвержденное Положение, устанавливающее правила составления отчета, применяется коммерческими организациями в случаях, когда обязанность его представления (публикации) предусмотрена законодательством РФ, нормативными правовыми актами либо организация добровольно приняла решение о представлении или публикации отчета. Отчет входит в состав бухгалтерской отчетности.

В отчете обобщаются данные о денежных средствах и их эквивалентах (высоколиквидных финансовых вложениях). В зависимости от характера операций денежные потоки классифицируются на:

- текущие (например, поступления от реализации товаров (работ, услуг), арендные платежи, оплата сырья и материалов);

- инвестиционные (затраты на НИОКР, поступления от продажи внеоборотных активов, поступления и платежи от операций с акциями и т.д.);

-финансовые (денежные вклады собственников (участников), уплата дивидендов, получение (возврат) кредитов (займов) и т.д.).

Показатели отчета отражаются в валюте РФ. Величина денежных потоков в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центробанка РФ.

Существенные денежные потоки между головной и дочерними организациями отражаются отдельно от аналогичных денежных потоков между организацией и иными лицами.

Положением установлены также требования к раскрытию информации (в частности, предусмотрен порядок представления дополнительных пояснений, установлена необходимость увязки сумм, представленных в отчете, с соответствующими статьями бухгалтерского баланса, определен состав раскрываемой информации).


    1. Письмо ФНС РФ от 18.04.2011 N КЕ-4-6/6116

"О представлении промежуточной бухгалтерской отчетности в 2011 году"
За первый квартал 2011 года бухгалтерская отчетность организаций должна составляться в соответствии с новыми формами, утвержденными Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н

Названным Приказом установлено, что утвержденные формы отчетности (бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также приложений к ним) вводятся в действие, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Вместе с тем отмечено, что в соответствии с "Рекомендациями аудиторам...", предусмотренными в письме Минфина РФ от 24.01.2011 N 07-02-18/01, содержание включаемых в состав промежуточной бухгалтерской отчетности бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках должно соответствовать содержанию и формам отчетности, включаемым в состав годовой бухгалтерской отчетности. С учетом изложенного сделан вывод о том, что формы промежуточной отчетности 2011 года должны соответствовать формам бухгалтерской отчетности за этот год, т.е. должны формироваться в соответствии с формами, утвержденными Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н.




    1. Разъяснен порядок учета доходов (расходов) в виде уменьшения (доначисления) сумм таможенных пошлин

Письма Минфина России от 06.04.2011 N 03-03-06/1/218, от 04.04.2011 N 03-03-06/1/208
Если с территории Таможенного союза вывозятся товары, в отношении которых невозможно представить точные сведения об их количестве или таможенной стоимости, то допускается временное декларирование. В этом случае подается временная таможенная декларация (ВТД). После фактического вывоза указанных товаров представляется полная таможенная декларация (ПТД). Данные правила закреплены в п. 1 и 5 ст. 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Соответственно, обязанность по уплате таможенных пошлин в отношении таких товаров возникает дважды: с момента регистрации ВТД и с момента регистрации ПТД (п. 8 ст. 214 Закона N 311-ФЗ). Причем вывозные пошлины рассчитываются на день регистрации как ВТД, так и ПТД. В результате уточнения сведений, содержащихся в ВТД, или изменения ставки таможенной пошлины либо курса иностранной валюты при подаче ПТД возникают суммы пошлины, подлежащие доплате либо возврату. Поскольку даты регистрации ВТД и ПТД могут приходиться на разные отчетные (налоговые) периоды, в налоговом учете образуются доходы или расходы в виде уменьшения либо доначисления сумм таможенных пошлин. Минфин России разъяснил, что такие доходы (расходы) не являются ошибкой или искажением налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому они отражаются в периоде возникновения, то есть в периоде подачи ПТД. Суммы уменьшения начисленных вывозных пошлин учитываются как внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ), а суммы доплаты таможенных пошлин - как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).


  1. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

    1. Ставка рефинансирования вновь увеличена на 0,25 процентных пункта

Указание Банка России от 29.04.2011 N 2618-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
Совет директоров ЦБ РФ принял решение об очередном повышении ставки рефинансирования. С 3 мая 2011 г. ее значение составляет 8,25 процентов годовых.


    1. Письмо Банка России от 04.04.2011 N 43-Т

"О некоторых вопросах оценки качества ссуд"
Банком России определен перечень обстоятельств, указывающих на "сомнительный характер деятельности" заемщика, для целей формирования резервов на возможные потери по ссудам

При проведении работы по оценке кредитного риска по ссудам кредитным организациям рекомендовано принимать во внимание некоторые существенные факторы, которые могут повлиять на классификацию ссуд. В частности, сообщается, что такими факторами могут являться отсутствие у заемщика - юридического лица реальной деятельности в сфере производства, выполнения работ и оказания услуг, либо осуществление такой деятельности в незначительных объемах, не сопоставимых с размером ссуд.

Согласно приведенному Перечню обстоятельствами, указывающими на сомнительный характер деятельности заемщика, могут быть, в частности: отсутствие собственных (арендованных) основных средств; непредставление заемщиком выписок по счетам, открытым в других кредитных организациях; осуществление операций (сделок) на основании доверенности, выданной лицам, не являющимися сотрудниками заемщика; предпочтительное использование неденежных форм расчетов; повторяющиеся случаи изменения места постановки на налоговый учет и т.д.

Особое внимание рекомендовано также уделять анализу правовых, экономических и организационных аспектов, связанных с возможностью реализации кредитной организацией прав, вытекающих из обеспечения по ссуде (реальность залога, принадлежность его лицу, предоставившему обеспечение и др.)

Территориальным учреждениям Банка России предписано сообщать в Банк России о случаях неприменения кредитными организациями данных рекомендаций.


  1. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ




    1. Отсутствие в акте налоговой проверки подписей лиц, ее проводивших, является основанием для отмены решения инспекции

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.03.2011 N А29-4799/2010)

По итогам проверки инспекция приняла решение о привлечении предпринимателя к ответственности. Налогоплательщик оспорил данное решение, ссылаясь на то, что в предоставленном ему акте проверки отсутствовали подписи лиц, ее проводивших. Инспекция ссылалась на то, что налогоплательщик представил возражения на акт выездной проверки и присутствовал при рассмотрении ее материалов, поэтому отсутствие подписей указанных лиц на копии акта не привело к нарушению прав и законных интересов предпринимателя.

Суды всех трех инстанций встали на сторону предпринимателя, руководствуясь следующим. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими ее, и лицом, в отношении которого проводилась проверка (п. 2 ст. 100 НК РФ). В п. 1.10 Требований к составлению акта проверки (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@) содержатся аналогичные правила оформления акта. На экземпляре акта, врученном предпринимателю, отсутствовали подписи обоих проводивших проверку должностных лиц инспекции, а на экземпляре акта налогового органа была проставлена подпись лишь одного из них.

Кроме того, суд указал, что должностное лицо, чья подпись была проставлена на экземпляре акта, оставшемся у инспекции, на момент проверки уже уволилось. Второй инспектор на тот момент находился в служебной командировке в другом городе.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что отсутствие в акте проверки подписей должностных лиц, проводивших ее, является основанием для отмены решения налогового органа.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2010 N А19-18236/09.




    1. Решение инспекции, в котором нет ссылки на первичные документы, может быть отменено

(Постановление ФАС Центрального округа от 27.10.2010 N А62-9950/2010)

Инспекция отказала налогоплательщику в вычете НДС, сославшись на то, что данные, отраженные в книгах продаж и покупок, не соответствуют представленным декларациям за те же периоды. Организация оспорила решение налогового органа, указав, что в акте налоговой проверки не было ссылки на первичные документы, на основании которых инспекция пришла к данному выводу.

Суды всех трех инстанций пришли к выводу, что обстоятельства вменяемого налогоплательщику нарушения были установлены инспекцией путем сравнения налоговых деклараций и налоговых регистров. При этом суды указали, что в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений законодательства, а в решении о привлечении к ответственности - обстоятельства совершенного правонарушения со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства (п. 3 ст. 100 и п. 8 ст. 101 НК РФ). В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом РФ, может являться основанием для отмены решения инспекции. Таким образом, решение налогового органа, не подкрепленное ссылками на первичные документы, суды признали неправомерным.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 04.03.2010 N А12-10802/2009, ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2010 N А56-92840/2009, ФАС Уральского округа от 03.03.2010 N Ф09-1131/10-С3 и др.




    1. Письмо ФНС РФ от 28.01.2011 N ЗН-11-1/1113@

"О порядке возврата ошибочно перечисленных денежных средств"
В случае неправильного указания налогоплательщиком в платежном документе реквизитов органа Федерального казначейства обязанность по уплате налога считается неисполненной. Для возврата налога, ошибочно перечисленного в другой регион, необходимо обращаться в Минфин России

В письме ФНС РФ сообщается о том, что для случаев, когда налогоплательщик указал в платежном документе реквизиты органа Федерального казначейства другого субъекта РФ, процедура возврата денежных средств органом Федерального казначейства, на счет которого ошибочно перечислен налоговый платеж, не регламентирована. Кроме того, налоговым органом в этом случае также не может быть принято решение об уточнении платежа, поскольку на основании пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ такое решение может быть принято при условии зачисления платежа на соответствующий счет Федерального казначейства.

Сообщается, что в целях устранения имеющейся проблемы планируется внесение изменений в положения названной статьи Налогового кодекса РФ.


  1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

    1. Письмо Минфина России от 18.03.2011 N 03-03-06/1/145


Минфин разъяснил, как учитываются в расходах банковские комиссии, установленные в договоре в процентах

В договоре об открытии кредитной линии, помимо процентов за пользование заемными средствами, предусмотрены другие комиссионные платежи (в частности, за открытие, за пользование лимитом кредитной линии и др.). Налогообложение указанных платежей зависит от способа определения их размера. Если комиссионные вознаграждения банку представляют собой фиксированные величины в абсолютном выражении, то данные суммы заемщик включает в расходы на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ. Если же указанные выплаты в договоре выражены в процентном соотношении, то заемщик учитывает их на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ. В этом случае данные выплаты приравниваются к процентам по долговым обязательствам, а значит, нормируются по правилам ст. 269 НК РФ. Аналогичную точку зрения Минфин России высказывал уже неоднократно (Письма от 16.02.2011 N 03-07-08/43, от 27.11.2009 N 03-03-06/1/776, от 15.05.2008 N 03-03-06/1/315).

Арбитражные суды при рассмотрении споров о признании комиссионных платежей приходили к выводу, что к суммам комиссионных вознаграждений банкам положения ст. 269 НК РФ не применяются (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2009 N А13-9281/2008, от 16.04.2008 N А56-8747/2007, ФАС Уральского округа от 24.11.2008 N Ф09-8606/08-С3). Следует отметить, что решений судов, поддерживающих точку зрения финансового ведомства, нет.

Таким образом, плата за открытие кредитной линии, а также за пользование лимитом кредитной линии, даже если она в договоре определена в процентах, включается в состав расходов в полном объеме на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 или пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ.

НО! В связи с тем, что контролирующие органы придерживаются иного подхода, заемщик в данном случае несет налоговые риски. Однако при разрешении спора в судебном порядке велика вероятность принятия решения в пользу налогоплательщика.


    1. Учет расходов организациями с объектами обслуживающих производств и хозяйств

Письмо Минфина России от 01.04.2011 N 03-03-06/1/203
Организации, в состав которых входят объекты обслуживающих производств и хозяйств, определяют базу по налогу на прибыль в отношении деятельности таких объектов отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Такие правила установлены ст. 275.1 НК РФ. С 1 января 2011 г. действует новая редакция ч. 7 данной статьи. В ней указано, что налогоплательщики вправе учесть в расходах фактические затраты на содержание структурных подразделений по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы. Данную норму можно применять при условии, что численность работников такого налогоплательщика составляет не менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, как рассчитать указанное соотношение численности, если организация и объект обслуживающего производства и хозяйства находятся в разных населенных пунктах.

По мнению Министерства, для расчета необходимо определить общее количество работников организации с учетом всех филиалов и других обособленных подразделений. Полученное значение следует соотнести с численностью работающего населения того населенного пункта, в котором расположен объект обслуживающего производства и хозяйства. Отметим следующее: финансовое ведомство уже указывало, что при расчете предельного размера численности учитывается именно общее количество работников в целом по организации, включая обособленные подразделения (Письмо от 31.03.2011 N 03-03-06/1/192).


    1. Разъяснен порядок расчета удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества

Письмо Минфина России от 01.04.2011 N 03-03-06/1/201
Организации, имеющие обособленные подразделения, должны знать долю прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение. Из этой величины рассчитываются суммы авансовых платежей по налогу на прибыль, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ). Доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как среднее арифметическое двух величин: удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) в этом же показателе в целом по организации и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого подразделения в соответствующем показателе по всей организации.

Минфин разъяснил, какие основные средства не участвуют в расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества. В соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

- переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

- находящиеся на консервации продолжительностью свыше трех месяцев;

- находящиеся на реконструкции или модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

В пункте 2 той же статьи перечислены объекты, которые амортизации не подлежат (например, земля, объекты природопользования и др.).

Основываясь на положениях гл. 25 НК РФ, финансовое ведомство пришло к следующему выводу. При расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества не учитывается остаточная стоимость объектов, исключенных из состава амортизируемого имущества в соответствии с п. 3 ст. 256 НК РФ, и основных средств, не относящихся к амортизируемому имуществу (о Минфина РФ от 14.03.2006 N 03-03-04/1/225).

Ранее финансовое ведомство отмечало, что при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения ст. 288 НК РФ учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. В указанный расчет не включается стоимость капвложений в арендованные объекты основных средств и нематериальных активов (Письмо Минфина РФ от 06.10.2010 N 03-03-06/1/633 и др.).




    1. Затраты на бронирование номера в гостинице для командированного работника можно учесть в расходах

Письмо Минфина России от 10.03.2011 N 03-03-06/1/131
Согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты организации на командировки. В их числе значатся затраты на наем жилого помещения и оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением отдельных расходов, например, на обслуживание в барах и ресторанах и др.). К таким услугам относится бронирование номера.

В последних разъяснениях Минфин России рассмотрел также возможность признания в расходах затрат на бронирование и оплату номера в гостинице, если командированный работник рассчитывался своей пластиковой картой. Дело в том, что денежные средства на командировочные расходы организация может выдать подотчетному лицу наличными либо перечислить на его пластиковую карту. Отметим, что ограничений по порядку выплаты указанных средств не предусмотрено ни в ст. 168 ТК РФ, ни в п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки".

Финансовое ведомство пришло к выводу, что указанные расходы, осуществленные командированным работником, уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако оно подчеркивает, что для этого необходимо представить надлежащим образом оформленные документы. Такими документами могут быть кассовый чек или бланк строгой отчетности, если гостиница не применяет контрольно-кассовую технику (ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Кроме того, должны быть правильно оформлены и иные документы, предусмотренные Положением об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).


    1. Письмо ФНС РФ от 01.04.2011 N КЕ-4-3/5120@

"О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.02.2011 N 03-03-10/14"
После окончания действия договора стоимость имущества, полученного в виде гранта, не образует дохода, подлежащего налогообложению

В письме Минфина РФ, направленном для использования в работе налоговых органов, сообщается, в частности, об условиях отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Одним из таких условий является предоставление грантов на безвозмездной и безвозвратной основах. Таким образом, имущество, полученное в виде гранта или приобретенное за счет предоставленных средств, на осуществление конкретных программ возврату не подлежит, даже в том случае, если договор гранта ограничен определенным сроком.

Принимая во внимание изложенное, а также тот факт, что указанное имущество амортизации не подлежит, Минфином РФ сделан вывод о том, что после окончания действия договора гранта такое имущество налогооблагаемого дохода не образует.




    1. Письмо ФНС РФ от 11.04.2011 N КЕ-4-3/5722@

"О порядке учета в целях налогообложения прибыли сумм компенсаций за обучение, выплачиваемых физическим лицом организации, оплатившей обучение"
Минфин РФ указал на необходимость включения в состав налогооблагаемых доходов организации суммы компенсации, внесенной физическим лицом за свое обучение, оплаченное организацией

Расходы на обучение (подготовку и переподготовку) работников организации при исчислении налога на прибыль организации учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по данному налогу при соблюдении определенных условий. В частности, обучение должно быть оплачено за физическое лицо, с которым у организации заключен трудовой договор либо трудовой договор будет заключен не позднее трех месяцев со дня окончания обучения. Если данное условие не выполняется и трудовой договор с физическим лицом не заключен, стоимость обучения, ранее учтенная в составе расходов, должна быть включена во внереализационные доходы организации.

Одновременно указывается, что в случае если договором на оплату обучения была предусмотрена обязанность физического лица компенсировать стоимость обучения (если трудовой договор не будет заключен по окончании обучения в установленный срок), то полученные суммы компенсации организация обязана включить в состав внереализационных доходов, увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль.


    1. Расходы на загранкомандировки пересчитываются в рубли по курсу на дату обмена валюты командированным работником

Письмо ФНС России от 21.03.2011 N КЕ-4-3/4408 "О порядке признания командировочных расходов, произведенных в зарубежных командировках"
В рассматриваемом Письме ФНС России разъяснила следующую ситуацию. При направлении работника в загранкомандировку организация выдала ему в рублях подотчетные денежные средства на командировочные расходы. Сотрудник приобрел на них иностранную валюту. По возвращении из-за рубежа работник предоставил первичные документы, подтверждающие командировочные расходы, выраженные в иностранной валюте. У организации возник вопрос: по какому курсу пересчитывать в рубли эти суммы - на дату обмена валюты или на дату признания расходов?

ФНС России напоминает, что расходами на командировки признаются суммы, направленные на возмещение затрат командированного работника. При этом данная компенсация должна производиться в соответствии со ст. 168 ТК РФ. Согласно указанной норме в обязательном порядке работодатель возмещает:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

По смыслу данной статьи работодатель должен компенсировать работнику его фактические командировочные расходы. В рассматриваемом случае таковыми является сумма в рублях, которую он потратил на покупку иностранной валюты. Поэтому, по мнению ФНС России, для пересчета командировочных расходов, выраженных в иностранной валюте, необходимо использовать курс на дату обмена валюты. Этот курс определяется по справке о покупке командированным сотрудником иностранной валюты. При этом расходы признаются на дату утверждения авансового отчета (подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Возможна ситуация, когда работник не может подтвердить курс обмена рублей на иностранную валюту первичным документом. В этом случае командировочные расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу на дату утверждения авансового отчета. Другими словами, пересчет происходит в общем порядке - на дату признания расходов (подп. 5 п. 7 ст. 272, п. 10 ст. 272 НК РФ).

Следует отметить, что общая сумма расходов определяется по первичным документам об их осуществлении, оформленным в иностранной валюте.


    1. При передаче исполнительного листа в производство непогашенная дебиторская задолженность остается сомнительной

Письмо Минфина России от 18.03.2011 N 03-03-06/1/148
Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. У организации есть дебиторская задолженность за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). По этой задолженности есть решение арбитражного суда о ее взыскании, исполнительные листы по ней находятся в исполнительном производстве. Может ли организация данную задолженность считать сомнительным долгом и учесть ее при формировании резерва? Финансовое ведомство ответило на этот вопрос положительно.

Дело в том, что согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительной признается любая задолженность, если она не погашена в установленный договором срок и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Эти критерии соблюдаются в случае передачи исполнительного листа по взысканию задолженности в исполнительное производство. Следовательно, дебиторская задолженность продолжает считаться сомнительной и может формировать резерв по сомнительным долгам (п. 3 и 4 ст. 266 НК РФ). Отметим, что когда суммы долга, участвовавшие в формировании указанного резерва, будут признаны безнадежными к взысканию, на покрытие убытков должен использоваться созданный резерв (п. 4 ст. 266 НК РФ).




  1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ




    1. Можно ли применить вычет НДС по товарам, которые находятся в пути?

Письмо Минфина России от 04.03.2011 N 03-07-14/09
Отгрузка товаров поставщиком и их фактическая доставка на склад покупателя может происходить в разных налоговых периодах. В этом случае у налогоплательщиков возникает вопрос: можно ли применить вычет НДС по товару, который находится в пути? Ведь право собственности на товары переходит в момент их передачи, в том числе перевозчику для отправки покупателю (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ).

Минфин России прямо на этот вопрос не ответил, а лишь указал, что вычет производится после принятия товаров на учет. Следует отметить, что ранее финансовое ведомство уже разъясняло порядок действий в подобной ситуации. В Письме от 26.09.2008 N 03-07-11/318 указано, что в целях НДС принять на учет товары можно только после их фактического поступления в организацию. А значит, до этого момента не соблюдается одно из обязательных условий для применения вычета (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ). Постановление ФАС Поволжского округа от 01.11.2007 N А57-14388/06 подтверждает этот подход.

Однако по рассматриваемому вопросу возможна и другая точка зрения. Она заключается в том, что налогоплательщик вправе применить вычет НДС, несмотря на то, что товар фактически находится в пути и не поступил на склад. Дело в том, что материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, принимаются к бухгалтерскому учету (п. 26 ПБУ 5/01). При этом Налоговый кодекс РФ не устанавливает никаких особенностей для применения вычета НДС в отношении таких товаров. А значит, если согласно условиям договора право собственности на отгруженный товар перешло к покупателю, у него есть счет-фактура и товарная накладная (или иной первичный документ), то он вправе применить вычет НДС в периоде отгрузки такого товара. В этом случае не имеет значения, когда именно приобретенное имущество фактически поступило на склад.

Таким образом, покупатель вправе применить вычет НДС по товарам в периоде их отгрузки поставщиком, если на этот момент произошел переход права собственности. Однако данный подход необходимо будет отстаивать в суде.




    1. При заполнении декларации по НДС применяются новые коды некоторых операций по реализации товаров

Письмо ФНС России от 28.03.2011 N КЕ-4-3/4782@ "О порядке заполнения налоговой декларации по НДС"
С 1 апреля 2011 г. не облагается НДС реализация субъектам малого и среднего предпринимательства арендованного ими государственного и муниципального имущества, которое не закреплено за соответствующими предприятиями и учреждениями и составляет соответствующую казну. Выкуп данного имущества должен происходить в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

В рассматриваемом Письме ФНС России, в частности, разъяснила, каким кодом в декларации по НДС обозначается такая реализация. Напомним, что сведения об операциях, не признаваемых объектом налогообложения, отражаются в Разделе 7 декларации. Форма декларации утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, и рассматриваемые нововведения в ней еще не учтены.

Итак, до внесения изменений в перечень кодов операций реализацию, предусмотренную пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, следует обозначать кодом 1010815. ФНС России обращает внимание, что указание кода 1010800 (операции, не признаваемые объектом налогообложения) не будет являться нарушением порядка заполнения декларации.

Кроме того, ФНС России указала, что выполнение работ и оказание услуг в Таможенном союзе, местом реализации которых не признается территория РФ, обозначается кодом 1010812.





    1. Вправе ли применять "правило о пяти процентах" плательщик НДС, занимающийся перепродажей товаров?

Письмо ФНС России от 22.03.2011 N КЕ-4-3/4475
Организация, осуществляющая как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, обязана вести раздельный учет сумм "входного" налога (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ). Впрочем, если доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), используемых в не облагаемых НДС операциях, не превышает пяти процентов от общей величины совокупных расходов на производство, то указанную обязанность можно не исполнять и принимать к вычету весь "входной" НДС (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ). Применяя данную норму на практике, налогоплательщики сталкиваются с вопросом: могут ли руководствоваться данными правилами организации, осуществляющие торговую деятельность?

В рассматриваемом Письме ФНС России указывает, что действие абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ распространяется лишь на налогоплательщиков, которые производят и реализуют собственную продукцию, выполняют работу или оказывают услуги. Если же организация также перепродает закупленные у других компаний товары или занимается исключительно торговой деятельностью, то применять данные правила она не может. Объясняется такая позиция налогового ведомства буквальным толкованием абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. В данной норме упоминаются именно товары, работы и услуги, используемые в производстве. Такой же позиции придерживаются и суды.

Учитывая складывающуюся судебную практику, можно заключить, что налогоплательщикам, которые занимаются перепродажей товаров, во избежание споров с контролирующими органами безопаснее не применять "правило о пяти процентах".


  1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

    1. В случае увеличения кадастровой стоимости участка пересчитывать земельный налог за прошлые периоды нужно только при наличии судебного решения

Письмо Минфина России от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21
Базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость участка (п. 1 ст. 390 НК РФ). На практике иногда случается, что в результате технических ошибок кадастровая стоимость оказывается заниженной или завышенной. Такие неточности приводят к неправильному определению суммы земельного налога. В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, как производится перерасчет земельного налога за прошедшие периоды, если органы Росреестра изменили кадастровую стоимость.

Финансовое ведомство указывает, что технические ошибки в сведениях кадастрового учета исправляются по решению органа кадастрового учета (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). При этом выявить такую ошибку может как сам орган, так и любое другое лицо. Минфин России обращает внимание, что по вопросу исправления технических ошибок органами Росреестра сложилась судебная практика. Она заключается в следующем. Корректировка, в результате которой будут нарушены законные интересы владельцев земельных участков, возможна только на основании решения суда (Постановления ФАС Поволжского округа от 21.10.2009 N А12-2649/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 N А41-23495/09). Таким образом, Минфин России приходит к выводу, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка не нарушает интересов собственников земельных участков. А вот ее увеличение, напротив, нарушает такие интересы. Значит, при получении от органов Росреестра информации об увеличении кадастровой стоимости участка пересчитывать земельный налог за прошлые периоды необходимо только в том случае, если корректировка кадастровой стоимости была произведена по решению суда.

Следует отметить, что главное налоговое ведомство страны направило рассматриваемое Письмо Минфина России для использования в работе нижестоящим налоговым органам (Письмо ФНС России от 18.03.2011 N ЗН-4-11/4353@ "О земельном налоге").


  1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ




    1. Письмо ФНС РФ от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@

"О налоге на доходы физических лиц"
ФНС РФ подготовило обзорное письмо, содержащее ответы на вопросы налогоплательщиков, касающиеся исчисления и уплаты НДФЛ

В письме даны разъяснения по вопросу возникновения обязанности уплаты НДФЛ с сумм:

- неустойки, выплаченной по решению суда за ненадлежащее исполнение страховщиком обязанности по выплате страхового возмещения потерпевшему в ДТП;

- материальной помощи, выплаченной из средств стипендиального фонда;

- вознаграждений, выплачиваемых работнику за счет средств гранта;

- субсидий, предоставляемых гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство;

- дохода от продажи земельного участка, находящегося в собственности с 1993 года;

- дохода от продажи доли в уставном капитале организации.

Помимо этого, в письме затронуты вопросы предоставления налоговых вычетов (имущественного, социального) по расходам на приобретение жилья, санитарно-технического оборудования, по расходам на благотворительность, а также вопросы, касающиеся рассмотрения обращений граждан, в частности о предоставлении информации об уплате налогов и страховых взносов другими физическими лицами.


    1. Федеральный закон от 21.04.2011 N 77-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 224 и 333.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Для соотечественников, переселившихся в РФ на период их обустройства снижены налоги

Согласно общему правилу, установленному Налоговым кодексом РФ для лиц, не являющихся налоговыми резидентами (т.е. для лиц, фактически находящихся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев), ставка налога по НДФЛ составляет 30 процентов. Внесенными изменениями в отношении доходов от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников и членов их семей в период первых 183 дней их пребывания в Российской Федерации размер налоговой ставки по НДФЛ составит 13 процентов. Данные положения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Кроме того, указанные лица освобождены от уплаты государственных пошлин за регистрацию по месту жительства.


    1. Оплата организацией проезда и проживания физлица, приглашенного по ее инициативе, НДФЛ не облагается

Письмо ФНС России от 25.03.2011 N КЕ-3-3/926
Довольно распространена практика, когда организация приглашает для участия в семинаре или конференции физлицо и заключает с ним гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг. Как правило, организация помимо выплаты вознаграждения такому физлицу несет расходы на его проезд и проживание в гостинице. ФНС России считает, что если оплата указанных услуг производится в интересах организации, пригласившей физлицо, то НДФЛ на их стоимость не начисляется.

Объясняется это тем, что в соответствии с п. 2 ст. 709 ГК РФ цена договора подряда включает в себя не только вознаграждение подрядчика, но и компенсацию его издержек по данному договору. Указанное правило применяется и в отношении договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ). В силу пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ к налогооблагаемым доходам относится вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу. Услуги же, оказанные физлицу на безвозмездной основе или с частичной оплатой, являются его доходом, полученным в натуральной форме, только если они оказаны в его интересах (пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Арбитражные суды также приходят к выводу, что компенсация расходов исполнителя (в том числе на оплату проезда и проживания), понесенных им в связи с исполнением гражданско-правового договора, не облагается НДФЛ (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 16.12.2008 N Ф03-5362/2008, ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2007 N А56-10568/2005).

В то же время Минфин России считает, что суммы возмещения расходов исполнителя по договорам гражданско-правового характера компенсационными выплатами не являются и облагаются НДФЛ (Письма от 05.03.2011 N 03-04-05/8-121, от 24.06.2009 N 03-04-06-01/145, от 19.11.2008 N 03-04-06-01/344).





  1. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

    1. Письмо ФНС РФ от 04.04.2011 N КЕ-4-3/5226

"По вопросу учета расходов при применении упрощенной системы налогообложения"
По мнению ФНС РФ, у налогоплательщиков, применяющих УСН, отсутствуют основания для учета в целях налогообложения затрат по возмещению работнику расходов разъездного характера

Трудовым кодексом РФ установлена обязанность работодателя по возмещению работникам затрат, связанных со служебными поездками (расходов по проезду, найму жилого помещения, иных расходов, произведенных работниками с разрешения или ведома работодателя). Порядок определения расходов для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", установлен статьей 346.16 Налогового кодекса РФ.

ФНС РФ сообщает, что указанные выше расходы не поименованы в названной статье. В этой связи при исчислении единого налога затраты по возмещению работнику расходов при выполнении им работы разъездного характера не учитываются.


    1. Письмо ФНС РФ от 22.04.2011 N КЕ-4-3/6526@

"О налогообложении товариществ собственников жилья"
По мнению ФНС РФ коммунальные платежи, поступающие от членов ТСЖ, учитываются при налогообложении единым налогом, уплачиваемом при применении УСН

ТСЖ, применяющие УСН, при определении налоговой базы не учитывают в составе доходов вступительные и членские взносы, пожертвования, а также отчисления членов ТСЖ на формирование резерва на проведение ремонта. Порядок учета иных платежей (в том числе оплата жилищно-коммунальных услуг) зависит от договорных отношений ТСЖ и его членов:

- если ТСЖ от своего имени заключает договоры с поставщиками соответствующих работ (услуг), то платежи, поступающие на счет организации, являются ее выручкой от реализации работ (услуг) и образуют налогооблагаемый доход;

- если ТСЖ выступает в роли посредника, т.е. заключает договоры от своего имени по поручению его членов, или от имени членов ТСЖ, то доходом организации, подлежащим налогообложению, будет являться посредническое вознаграждение.




  1. ЕСХН

    1. Теряет ли право на применение ЕСХН вновь созданная организация, если она не получила доходов в первом налоговом периоде?

Письмо Минфина России от 16.03.2011 N 03-11-09/12


Вновь созданная организация вправе в пятидневный срок с даты постановки на учет подать в инспекцию заявление о переходе на уплату ЕСХН (п. 2 ст. 346.3 НК РФ). В этом случае такая организация (предприниматель) в первом налоговом периоде считается плательщиком единого налога.

В гл. 26.1 НК РФ для применения ЕСХН установлен ряд условий. Нарушив их, налогоплательщик лишается права применять этот спецрежим и уплачивает налоги по общему режиму налогообложения. Одно из таких условий содержится в п. 2 ст. 346.2 НК РФ: доля дохода за налоговый период от реализации произведенной сельхозпродукции должна составлять в общем объеме дохода от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

По мнению финансового ведомства, если вновь созданная организация не получила в первом налоговом периоде дохода от реализации сельхозпродукции, то она утрачивает право на применение ЕСХН. Налогоплательщик в этом случае должен перерассчитать налоговые обязательства по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество и уплатить пени за несвоевременную уплату указанных налогов или авансовых платежей по ним (п. 4 ст. 346.2 НК РФ). Аналогичной позиции придерживается и ФНС России (Письмо от 24.11.2010 N ШС-37-3/16198@), отмечая, что главными условиями, позволяющими применять ЕСХН, являются осуществление налогоплательщиком процесса производства, а также получение доходов от его реализации.

В то же время арбитражные суды с точкой зрения контролирующих органов не соглашаются. Суды принимают во внимание, что в первый налоговый период организация или предприниматель, заявившие о применении ЕСХН, создают необходимые условия для осуществления основного вида деятельности. Кроме того, в подготовительный период налогоплательщики, как правило, не осуществляют и иного вида деятельности, приносящего доход. Это обстоятельство суд также учитывает. Суды указывают, что основанием для утраты права на применение ЕСХН служит нарушение 70-процентного ограничения, а отсутствие дохода от реализации сельхозпродукции таким основанием не является. Эти выводы содержатся в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 21.04.2010 N Ф03-2288/2010 (Определением ВАС РФ от 24.08.2010 N ВАС-11485/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Поволжского округа от 05.04.2010 N А72-16139/2009 и др.

Таким образом, если у вновь созданной организации, перешедшей на уплату ЕСХН, по итогам первого налогового периода отсутствуют доходы как от реализации сельхозпродукции, так и от осуществления иной деятельности, она сохраняет право на применение указанного спецрежима. Инспекция, скорее всего, откажет налогоплательщику в применении ЕСХН и доначислит налоги по общей системе налогообложения и пени. Однако налогоплательщик вправе обратиться в суд и оспорить решение налогового органа. Арбитражные суды поддерживают право налогоплательщика на применение ЕСХН, даже если в налоговом периоде дохода он не получил.


    1. В целях исчисления ЕСХН при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции субсидии не учитываются

Письмо Минфина России от 28.02.2011 N 03-11-10/06
Многие сельскохозяйственные товаропроизводители в прошлом году понесли убытки из-за аномально засушливого лета. Для поддержки таких компаний государство выделило субсидии. Однако при получении выплат плательщики ЕСХН сталкиваются со следующей проблемой. Дело в том, что применять систему налогообложения для сельхозпроизводителей вправе организации и индивидуальные предприниматели, у которых доля дохода от реализации произведенной ими сельхозпродукции в общем объеме дохода от реализации товаров, работ, услуг составляет не менее 70 процентов (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Учитываются ли полученные субсидии при расчете указанной пропорции? Если да, то многие сельскохозяйственные товаропроизводители, понесшие убытки из-за засухи, утратят право на применение ЕСХН. Однако опасения налогоплательщиков развеял Минфин России.

Финансовое ведомство разъяснило, что субсидии на возмещение затрат по ликвидации последствий засухи, полученные такими налогоплательщиками из бюджета, не учитываются при определении общего объема дохода от реализации товаров, работ, услуг. Объясняется это тем, что данные денежные средства признаются внереализационным доходом (ст. 250 и абз. 3 п. 1 ст. 346.5 НК РФ). А доходы от реализации в целях ЕСХН определяются согласно ст. 249 НК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 346.5 НК РФ).




  1. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ




    1. Разъяснено, как заполнять поле "Шифр страхователя" в форме 4-ФСС

Письмо ФСС РФ от 01.04.2011 N 14-03-11/04-2866
Приказом от 28.02.2011 N 156н Минздравсоцразвития России утвердило новую форму 4-ФСС, а также порядок ее заполнения.

На титульном листе расчета есть поле "Шифр страхователя". Оно состоит из основного и двух дополнительных шифров. ФСС РФ разъяснил, как заполнять данное поле.

В первых трех ячейках указывается шифр в соответствии с Приложением N 1 к Порядку заполнения формы 4-ФСС. В этой таблице приведены шифры плательщиков, применяющих пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Плательщики взносов, не имеющие льгот, указывают код "071".

В следующих двух ячейках "Шифра страхователя" надо проставить код в соответствии с Приложением N 2 к Порядку заполнения формы 4-ФСС. В этом приложении предусмотрены коды для плательщиков, применяющих спецрежимы. Все остальные плательщики в указанных ячейках проставляют код "00".

В последних двух ячейках код указывается в соответствии с Приложением N 3 к Порядку заполнения формы 4-ФСС. Соответственно, казенные и бюджетные учреждения проставляют код "01", а все остальные плательщики страховых взносов - код "00".


  1. СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

    1. Постановление ФСС РФ от 01.04.2011 N 62

"Об утверждении средних значений основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011 году"
На 2011 год установлены средние значения показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Страховые взносы на обеспечение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются работодателями исходя из страхового тарифа с учетом скидок или надбавок, устанавливаемых ФСС РФ.

Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом, в том числе, состояния охраны труда. Скидки и надбавки определяются исходя из следующих основных показателей:

- отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;

- количество страховых случаев у страхователя на тысячу работающих;

- количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай.

Для целей расчета региональными отделениями ФСС РФ скидок и надбавок, по видам экономической деятельности утверждены средние значения указанных выше показателей.

Поскольку документ представлен на регистрацию в Минюст РФ, следует учитывать, что текст документа может быть изменен.





Смотрите также:
Закон от 06. 04. 2011 n 63-фз "Об электронной подписи"
372.72kb.
1 стр.
Закон об электронной цифровой подписи принят
226.99kb.
1 стр.
Закон об электронной цифровой подписи принят Государственной Думой 13 декабря 2001 года
179.28kb.
1 стр.
Юридические аспекты использования электронной цифровой подписи
94.1kb.
1 стр.
Положение о порядке разбора конфликтных ситуаций связанных с использованием электронной цифровой подписи
63.59kb.
1 стр.
Закон об электронной подписи принят Государственной Думой
322.26kb.
1 стр.
Закон Азербайджанской Республики об электронной торговле
134.22kb.
1 стр.
Лабораторная работа 6 изучение асимметричной криптосхемы с открытым распределением ключей и алгоритма электронной подписи
42.66kb.
1 стр.
Назначение 2 Общие положения 2
918.08kb.
14 стр.
1. Принципы криптографической защиты информации
647.68kb.
3 стр.
Ахборот хавфсизлиги
94.53kb.
1 стр.
Регламент Удостоверяющего Центра ООО «Электронные Бизнес Системы» г. Кемерово 2012г
1460.53kb.
7 стр.