Главная
страница 1


ЭКОМОДЕРНИЗАЦИЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, СТРАТЕГИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

С.В. Кричевский, РАГС при Президенте РФ (Москва), E-mail: svkrich@mail.ru
Доклад посвящен актуальным проблемам экополитики, методологии и практики экомодернизации сферы аэрокосмической деятельности (АКД) России [1-15].

В XXI веке для обеспечения безопасности и перехода к устойчивому, «зеленому» развитию России и другим странам необходима экологизация всех технологических сфер деятельности общества: энергетической, промышленной, транспортной и др.

На данном этапе необходима экологизация через активную экомодернизацию, внедрение экологичных наилучших доступных технологий (НДТ).

Важную роль играет экологизация, экомодернизация сферы АКД, которая является глобальной и трансграничной. АКД – это целенаправленная деятельность человека, общества, государства, всей человеческой цивилизации в аэрокосмическом пространстве - аэрокосмосе, охватывающем атмосферу Земли и космическое пространство, по его исследованию и использованию с применением аэрокосмической техники и технологий, включая авиацию, воздухоплавание, космонавтику и другие подсистемы (в т.ч. военные). Причем, сфера АКД (как и другие технологические сферы деятельности общества), является сложной социотехноприродной системой [3-8].

Поэтому экологизацию и экомодернизацию АКД России принципиально невозможно осуществить как «закрытый» внутренний процесс.

Известно, что сфера АКД в России и мире оказывает нарастающее негативное воздействие на окружающую среду (ОС), потребляя большие объемы природных ресурсов и порождая значительные загрязнения поверхности Земли, атмосферного воздуха и околоземного космического пространства (ОКП) [4].

Эффективная экомодернизация АКД возможна при наличии адекватной национальной и международной экополитики и стратегии, основанной на социоприродной концепции и долгосрочном междисциплинарном прогнозе в целях управления будущим [3,4,6,8,10].

Свойства и особенности ОС, соответствующие ограничения, направленные на сохранение биосферы и достижение социоприродного баланса, предполагают опережающую экологизацию аэрокосмической техники и деятельности, минимизацию негативных воздействий, адаптацию к изменениям ОС. В формате и структуре социоприродной стратегии развития АКД необходимо заложить и реализовать стратегию экологизации АКД («стратегия в стратегии»).

В настоящее время существует актуальная проблема: сфера АКД, особенно подсистема космической деятельности, в значительной мере основана на малоэффективной, расточительной, экологически устаревшей транспортной технике и технологиях, явно отстает в масштабах и темпах экологизации, внедрении НДТ.

Аэрокосмическая техника и деятельность плохо адаптированы к ОС и ее изменениям, например, к природным процессам, связанным с вулканической активностью, как это показали тяжелые последствия извержения вулкана в Исландии для деятельности воздушного транспорта в пространстве Европы весной 2010 г., а также к нарастающим изменениям климата и др.

Таким образом, нам необходимо адекватно ответить и на вызовы для сферы АКД, связанные с изменениями и воздействиями самой окружающий среды.

Согласимся с академиком РАН А.С. Коротеевым, заявившим: «транспортно-энергетические возможности человечества становятся ограниченными ... сегодня космическая техника испытывает нечто схожее с тем, что испытала авиация после Второй мировой войны, когда стало ясно, что поршневая авиация приблизилась к пределу, и надо перейти к качественно новым возможностям... Если мы всерьез хотим проникнуть вглубь космоса, нам необходима транспортно-энергетическая революция» [13].

Однако, на наш взгляд транспортно-энергетическая революция в космонавтике и во всей сфере АКД должна осуществляться в парадигме комплексной модернизации и экологизации, с учетом эколого-экономических аспектов, перехода на экологичные НДТ. К этому призывает нас и Президент России Д.А. Медведев, давший поручения по итогам заседания Президиума Госсовета от 27 мая 2010 г. о реформировании системы госуправления в сфере охраны ОС в Российской Федерации [9].

В соответствии с ними в настоящее время идет разработка «Основ государственной экологической политики России до 2030 г.», куда (а также в План действий) должны быть включены принципы, меры и индикаторы, связанные с экомодернизацией всех технологических сфер деятельности России, включая сферу АКД.

Данные аспекты должны быть отражены в Федеральной космической программе России, а также в программах развития авиации, для чего необходимо включить в них разделы охраны окружающей среды, проекты экологизации, экомодернизации техники и деятельности, включая четкие планы — сроки внедрения экологичных НДТ.

Аналогом и важным положительным примером в России является проект нового космодрома Восточный, создаваемого в Амурской области, где вопросы экологической безопасности и внедрения новых технологий рассматриваются как приоритетные [1,2]. Причем, ранее там же был законсервирован и расформирован космодром Свободный (работал в 1996-2006 гг.), который базировался на устаревших конверсионных ракетах, и предполагал реализацию проекта «Стрела» с использованием несимметричного диметилгидразина (НДМГ) — гептила. Проект удалось остановить и предотвратить опасные экопоследствия благодаря активному участию общественных экологических организаций [4].

Однако, далеко не все современные проекты в сфере АКД в России и мире, особенно космической деятельности, направлены на экологизацию. Например, экологически опасный проект «Циклон-4», реализуемый Украиной и Бразилией на космодроме Алькантара, создает новые риски, связанные с распространением и использованием устаревшего токсичного ракетного топлива на основе НДМГ (гептила) [12,15]. Россия принимает участие в этом проекте, участвуя в производстве и поставке элементов космической техники.

К сожалению, международные «правила игры» в области экобезопасности космической деятельности формируются крайне медленно и по сути зациклились на затянувшейся борьбе только с «космическим мусором» [11].

Необходимо активное международное сотрудничество под эгидой ООН в решении проблем экологизации и экомодернизации АКД с использованием позитивного опыта (например, стратегии и опыта ИКАО в сфере воздушного транспорта [4,14]).

Экомодернизация сферы АКД России, на наш взгляд, предполагает:


  1. выработку и реализацию адекватной национальной и международной экологической политики, в том числе экологического блока в структурах космической политики и политики для всей сферы АКД;

  2. внедрение новых «правил игры», регламентов, стандартов и др. (прежде всего — проведение национальной и международной экологической экспертизы проектов);

  3. полная «экологическая инвентаризация» и ускоренное обновление техники и технологий, широкомасштабное внедрение экологичных НДТ, а не просто НДТ;

  4. отказ от токсичных компонентов топлива, полное прекращение использования гидразина, НДМГ (гептила) к 2030 г.;

  5. ограничение и минимизацию загрязнений атмосферного воздуха, в том числе в трансграничном и глобальном аспектах;

  6. применение активных систем снижения уровня шума и др.;

  7. массовое внедрение технических средств защиты персонала, пассажиров, населения от негативных воздействий АКД;

  8. сокращение количества и площади районов падения отработавших ступеней и других фрагментов ракет на Земле;

  9. минимизацию «космического мусора» в ОКП;

  10. прекращение массовой практики ликвидации отработавших космических объектов и их фрагментов сжиганием в атмосфере Земли и затоплением несгоревших остатков в Мировом океане.

Кроме того, меры по экологизации и экомодернизации должны быть направлены и на адаптацию всей сферы АКД (системы управления воздушным движением, самолетов и других летательных аппаратов, их двигателей и т.д.) к изменениям ОС. Например, и через ускоренное развитие для транспортных перевозок более экологичного, чем авиация, воздухоплавания, т.е. дирижаблей, которым не страшны трансграничные загрязнения атмосферы вулканическим пеплом и др.

Опережающее социоприродное развитие, экологизация и экомодернизация прежде всего самой аэрокосмической техники и деятельности снизят негативные воздействия и риски для окружающей среды, позволят добиться повышения эффективности сферы АКД для общества, а также выполнить миссию по освоению космоса в целях выживания и устойчивого развития России и всего человечества.


Литература

1. В Амурской области прошли общественные слушания по созданию космодрома «Восточный» // Сайт Роскосмоса. - 17.06.2010 г. - Режим доступа: http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=11195

2. Космодром Восточный: зарождение концепции и ее развитие: Тезисы доклада заместителя руководителя Роскосмоса С.В. Савельева на Международном астронавтическом конгрессе — 2010 // Сайт Роскосмоса. - 28.09.2010 г. - Режим доступа: http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=12819

3. Космонавтика XXI века: Попытка прогноза развития до 2101 года / Под ред. Б.Е. Чертока. - М.: Изд-во РТСофт, 2010. - 864 с.

4. Кричевский С.В. Аэрокосмическая деятельность: методологические, исторические, социоприродные аспекты: Монография. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 316 с.

5. Кричевский С.В. Стратегия освоения космоса в XXI веке: социоприродная концепция // Государственная служба. - 2007. - №4. - С. 28–33.

6. Кричевский С.В. Аэрокосмическая деятельность в XXI веке: социально-философский анализ и междисциплинарный прогноз // Философские науки. - 2008. - №7. - С. 127-142.

7. Кричевский С.В. Технологические сферы деятельности общества как социотехноприродные системы // Государственная служба. - 2008. - № 3. - С. 83-87.

8. Кричевский С.В. Экологические уроки, оценки, прогнозы, стратегии и управление будущим // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная конференция, 2009. - М.: Изд-во Анонс-Медиа, 2009. - С. 518-521.

9. Президент России: Утверждён перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета. // Сайт Президента России. - 7 июня 2010 г. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/7980

10. Романович А.Л., Урсул А.Д. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез). - М.: Издательская группа Жизнь, 2006. - 512 c.

11. Сегодня в рамках IAC-2010 проходит заседание Международного комитета по космическому мусору // Сайт Роскосмоса. - Пресс-служба Роскосмоса. - 30.09.2010 г. - Режим доступа: http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=12870

12. Циклон-4 // Википедия — Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD-4

13. Человеку нужно стремиться в космос, чтобы понять себя // Сайт РИА Новости. - 26 мая 2010 г. - Режим доступа: http://www.rian.ru/science/20100526/238691833.html

14. Strategic Objectives of ICAO for the period 2005-2010. - Режим доступа: http://www.icao.int/icao/en/strategic_objectives.htm/



      1. The Alcantara Cyclone Space Binational company Brazil - Ukraine. - Режим доступа: http://www.alcantaracyclonespace.com/

(С) Кричевский С.В., 20 октября 2010.
Сведения об авторе

Кричевский Сергей Владимирович, доктор философских наук и кандидат технических наук, профессор кафедры управления социальными и экологическими системами РАГС при Президенте РФ (Москва), член Центра экологической политики России.





Смотрите также:
Экомодернизация аэрокосмической деятельности россии: проблемы, стратегия, перспективы
71.83kb.
1 стр.
Перспективы и проблемы россии №24 угол атаки выступления, публицистика, постановки вопросов
501.05kb.
1 стр.
Курсовая работа по предмету: Экономическая теория На тему: "Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики"
428.61kb.
3 стр.
Проблемы и перспективы участия россии в международном олимпийском движении
312.22kb.
1 стр.
Проблемы и перспективы развития индустриального агропроизводства
242.69kb.
1 стр.
Резолюция межрегиональной научно – практической конференции «Ювенальные технологии в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Опыт. Проблемы. Перспективы.»
54.56kb.
1 стр.
Доклада: " Региональное электронное правительство в России: проблемы и перспективы развития."
119.75kb.
1 стр.
Хаманева Н. Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития
7300.86kb.
33 стр.
I международной практической конференции «Трудоустройство выпускников-психологов: проблемы, опыт, перспективы» 17. 10. 12г состоялась I международная практическая конференция «Трудоустройство выпускников-психологов: проблемы, опыт
22.72kb.
1 стр.
Стратегия реформирования отечественного железнодорожного транспорта
510.1kb.
1 стр.
Развитие форм безналичных расчетов в россии: проблемы и перспективы
43.64kb.
1 стр.
Перспективы и проблемы развития экотуризма в узбекистане
86.74kb.
1 стр.