Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Роль семьи

в духовно-нравственном

воспитании детей
заочный родительский лекторий

Донецк, 2012



Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей (заочный родительский лекторий)

Составители:

Зеленская Александра Федоровна, учитель начальных классов Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №74

Зеленская Оксана Юрьевна, учитель начальных классов Донецкой гимназии №72

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание такие учёные как Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан-Жак Руссо и многие другие. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием.

Как воспитать нравственные потребности? Родители должны осознавать важность этой задачи. Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Составители данного пособия проанализировали наиболее актуальные проблемы духовного воспитания младших школьников и дали родителям неназидательные рекомендации, состоящие из изречений святых отцов, афоризмов великих мыслителей и советов прогрессивных психологов современности.

«Извлечение будет небесполезно многим читающим, не имеющим почему-либо возможности прочитывать объемистые книги. Извлечение, изложенное в кратких выдержках, легче удерживается в памяти читателей и глубже напечатлевается в их сердцах», – высказывание святителя Феофана Затворника, которым руководствовались составители родительского лектория.

Как научить ребенка аккуратности

Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно. Живописец больше учит своими картинами. (Св. Григорий Богослов)



Аккуратность является одним из основных качеств воспитанного человека. Сензетивным периодом для воспитания аккуратности является дошкольный и младший школьный возраст, когда закладываются основные черты характера ребенка. Основным приемом воспитания аккуратности является личный пример родителей. Если ребенок постоянно разбрасывает игрушки, школьный принадлежности и одежду, неаккуратно носит вещи, не желает мыться и не убирает за собой посуду после еды, возникает вопрос, как же научить его аккуратности? Ведь дети часто не понимают, что нормами общества принято быть чистоплотным и вести себя прилично.


Инструкция


  1. Превратите такое нудное занятие, как уборка игрушек, школьных принадлежностей, одежды, в увлекательную и веселую игру. Тогда ребенок будет с удовольствием наводить порядок. Заведите несколько цветных ящиков. Позвольте ему самостоятельно «расселить» определенные предметы в свой «домик». Например, мягкие игрушки могут «жить» в синем ящике, конструкторы, пазлы и т.д. - в зеленом, куклы - в желтом, машинки - в красном и так далее. Имейте ввиду, ребенок часто не наводит порядок только лишь потому, что не знает, с чего же начать уборку. Помогите ему советом, а иногда даже действием. Устройте соревнование, кто первый наведет порядок - ребенок или же мама (папа). Если детей двое и больше, устройте соревнование между ними. Не забудьте похвалить победителя.




  1. Обязательно мотивируйте ребенка на поступки. Говорите ему, что вы уверены в нем, его способности к проявлению аккуратности. Увидев, что ребенок сложил свои вещи, прибрал за собой игрушки, школьные принадлежности, непременно похвалите его. Своевременная похвала придаст ребенку уверенность в своих силах, побудит его совершить хороший поступок еще раз. В качестве мотивации используйте просьбу помочь кому-либо из членов семьи.




  1. Определите для ребенка перечень ежедневных обязанностей, соразмерных с его силами. Регулярное выполнение несложных поручений по дому приучит его к необходимости аккуратного выполнения дел. Кроме того, обязательно контролируйте процесс. Со временем ребенок привыкнет к тому, как нужно выполнять поручения и контроль заменится самоконтролем.




  1. Выработайте единые требования к ребенку. Недопустимо, чтобы в семье существовали ярко выраженные разногласия по поводу воспитания ребенка. При этом требования не должны быть периодическими, иначе они будут расцениваться ребенком как необязательными.




  1. Покажите на собственном примере, что аккуратным быть необходимо. Но если в квартире бардак, на кухне гора немытой посуды, а мама и папа ходят по дому в неряшливом виде, то хоть рассказывай ребенку о чистоте и порядке, хоть нет, он все равно будет копировать привычки и поведение родителей. Поэтому, в первую очередь, изменитесь сами, а потом уже приучайте ребенка к аккуратности и чистоплотности.




  1. Каждый день убирайте и мойте за собой посуду, кладите вещи на место, правильно ведите себя во время еды. Тогда ребенок, глядя на вас, обязательно станет повторять все ваши действия. А это значит, что проблема раскиданных игрушек, сора, и валяющейся повсюду одежды будет решена, да и поведение за столом станет примерным.




  1. Помните, потребуется немало сил, терпения и времени, прежде чем вы добьетесь от ребенка желания убрать. Именно поэтому вопрос о том, как научить аккуратности, необходимо ставить уже сейчас, когда, а не когда он стал взрослым и самостоятельным человеком.

Как научить ребенка вежливости

Наибольшая помощь и наилучшее наследие, которое только могут предоставить родители своим детям, – сделать их приёмниками своей доброты, и для этого не нужно особого старания, ибо если малыш видит, что родители имеют любовь между собой, благородно разговаривают, разумны, радостны, смиренно молятся и т.п., то тогда, как "копирка", он отпечатывает это в своей душе. (Старец Паисий Святогорец)


Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле. (Ян Амос Коменский)

Младший школьник постоянно взаимодействует с людьми: в школе, кружках по интересам и спортивных секциях. И чем раньше он усвоит правила вежливого поведения в обществе, тем успешнее будет протекать его общение с другими людьми.


Инструкция


  1. Объясните ребенку основы вежливого поведения. Нужно извиняться, если причинил неудобство другому человеку, говорить «спасибо», когда что-то дарят, здороваться и прощаться, появляясь в компании и уходя из нее.




  1. Будьте для своего ребенка примером подражания. Если у вас в семье принято благодарить за протянутый за столом хлеб и за купленную коробку конфет, извиняться, если случайно задел кого-то локтем, и говорить «До свидания!», уходя на работу, малыш быстро усвоит основы вежливого поведения, ведь он так стремится быть как взрослый.




  1. В первое время после того, как вы начали учить ребенка вежливости, следите за тем, что он смотрит по телевизору. Если днем вы стараетесь привить ему основы вежливого поведения, а по вечерам он с папой смотрит боевики, где главный герой грабит ювелирный магазин и, разумеется, не говорит «спасибо» продавцу, урок будет плохо усвоен. Читайте ребенку книжки, призванные развивать вежливость. Либо придумайте сами историю с любимыми героями вашего сына или дочери, где диснеевские принцессы и Губка Боб будут вести себя образцово вежливо.




  1. Договоритесь с близкими, с которыми общается ребенок, что они помогут вам. Пускай все исполняют просьбы вашего сына или дочери лишь после того, как тот сказал «пожалуйста», уходят спать только после пожелания спокойной ночи, ждут, пока ребенок поблагодарит за оказанную ему услугу, и сами, разумеется, ведут себя соответствующе. Если ваши требования к дитяти будут согласованы, маленький человечек быстро усвоит, что от него требуется, и какую пользу приносят вежливые слова.


Как отучить ребенка воровать

Садовник привязывает молодое, вновь посаженное деревцо к тычинке, крепко утвержденной к земле, чтобы ветер не вырвал деревца, и отсекает лишние побеги, чтобы они не повредили и не вырвал молодого растения. Поступайте и вы также с вашими детьми: утверждайте сердца их в страхе Божием, чтобы они не поколебались от соблазнов; отсекайте возникающие в них страсти, чтобы они не укрепи­лись и не умертвили внутреннего нового человека, рожденного в Св. Крещении. (Св. Иоанн Златоуст)


Родителям зачастую неудобно обсуждать ситуацию, когда их ребенок взял чужую вещь или украл деньги. Но в большинстве случаев не так уж все страшно: есть возможность отучить его брать без разрешения чужие вещи, достаточно для этого провести определенные воспитательные мероприятия..


Инструкция


  1. Не выплескивайте сразу на ребенка отрицательные эмоции. Постарайтесь найти возможную причину его воровства, хотя она может быть завуалирована.

  2. Задумайтесь, а может он таким путем подает вам сигналы, что в жизни ему не хватает вашей ласки, нежности, внимания и любви. Испытывая дефицит любви, взрослея и теряя привязанность к родителям, он может чувствовать себя совершенно одиноким.

  3. Интересуйтесь тем, как складываются его отношения со сверстниками. Чтобы привлечь их внимание к себе, заслужить дружбу с ними, он может дарить украденное детям. Познакомьте ребенка с другими методами повышения статуса среди ровесников. Соберите у себя дома его друзей, поиграйте с детьми, устройте праздник, и не забывайте уважительно говорить о своем ребенке, показывайте, насколько вы считаетесь с его мнением.

  4. Внимательнее относитесь к потребностям вашего ребенка. Если он принес домой чужую игрушку, то все может быть, что таким образом осуществилась его давняя мечта. Не допускайте ситуаций, когда его длительное и устойчивое желание неудовлетворено, вызывая излишнюю нервозность и напряжение. Сделайте ему подарок, о котором он так страстно и долго мечтал, используя при этом удобный случай (день рождения, какое-то достижение или успех ребенка).

  5. Если же ребенок принес игрушку, принадлежащую ровеснику, постарайтесь выяснить нюансы их взаимоотношений. Что может стоять за таким поступком – желание подружиться с этим ребенком, привлечь его внимание или, наоборот, пренебрежение к нему?

  6. Обратите свое внимание на то, как он сам относится к этому поступку – раскаивается, считает, что это в порядке вещей или стыдится. Ваша оценка действий ребенка должна быть определенной и резкой, если чувство вины вообще отсутствует. Дайте ему понять, что вас удивляет его поведение, и оно вам не нравится. Выразите свою уверенность в том, что он взрослый и понимает, какие поступки плохие, а какие – хорошие, поэтому подобное не повторится.

  7. Не сосредотачивайтесь на том, чтобы вызвать чувство вины у ребенка, если он понимает, что его поступок неправильный, а лучше нарисуйте картину переживаний того, кто лишился своей вещи. Одновременно выработайте стратегию возвращения предмета своему владельцу без лишних унижений.

  8. Не разрешайте осуждать ребенка публично и не настаивайте на демонстративных извинениях. Это совсем необязательно. Нередко именно невозможность все возвратить на свои места и страх признаться усугубляют переживания ребенка. Организуйте встречу детей (желательно без взрослых), где может состояться передача игрушки.

  9. Дайте понять ребенку, что вы не одобряете воровства в любом его проявлении. Регулярно ему объясняйте, почему нельзя брать чужое и разницу между чужими и своими игрушками и вещами.

  10. Помогите ребенку усвоить, что воровство рано или поздно раскроется, а тайное все равно станет явным. Украденную вещь придется вернуть, причем под осуждающими взглядами, и возможно с позором.

  11. Направьте его энергию «в мирное русло». Выясните, что ему интересно (фотографирование, спорт, книги, искусство). Человек, у которого жизнь заполнена интересными делами, чувствует себя более нужным. И возможно у него появится друг, хотя бы один.

  12. Научите ребенка думать о чувствах окружающих, сопереживать. Познакомьте его с правилом: « Поступай всегда так, как хочется, чтобы поступали с тобой», а смысл объясните на примерах из своей жизни.

  13. Если ребенок ворует постоянно и беспричинно, покажите его психоневрологу, который по мере необходимости проведет коррекцию.

Как отучить ребенка врать

Молодое кривое дерево останется навсегда кривым и безобразным, если его не постараются выровнять, пока оно гнется. То же нужно сказать о детях. В каждом из них примечается своенравие и своеволие. Оставлять эти кривизны без исправления, значит обрекать близких своему сердцу на верное несчастие в жизни.


Современные родители в большинстве своем стараются наладить дружеские отношения со своими детьми. К сожалению, далеко не всегда дети стремятся быть честными в разговоре с родителями, поэтому резонно, что реакция родителей на детскую ложь бывает чересчур эмоциональной.

Дело в том, что взрослые боятся последствий детской лжи. Они считают, что любая ложь – это следствие утраты доверия, причем в большинстве случаев так оно и есть. Естественно, папа и мама боятся, что их ребенок вырастет лживым и не очень порядочным человеком, поэтому стараются отучить врать ребенка всеми возможными способами. Какие же методы можно считать действенными, а какие не следует применять никогда?
Инструкция


  1. Начать всегда следует с себя. Ребенок должен видеть, что вы никогда не обманываете его и стараетесь быть с ним честными в любой ситуации. Поверьте, многие дети чувствуют ложь, даже если не говорят, что уличили вас во лжи. Дети часто равняются на своих родителей, поэтому личный пример всегда является одним из наиболее эффективных методов воспитания.




  1. Ни в коем случае не пытайтесь задавать ребенку вопросы, которые направлены на уличение его во лжи. Это утверждение касается и совсем маленьких детей, и подростков. Нельзя провоцировать человека на ложь, чтобы уличить его в ней, а затем – наказать.




  1. Чтобы отучить врать ребенка, подростка или даже взрослого человека, старайтесь в общении с ним отказаться от тотального контроля. Любому человеку необходимо предоставлять такую свободу действий, которая соответствовала бы его возрасту. Даже самый маленький ребенок уже является личностью, а значит, имеет право на собственные секреты. Если вы видите, что ребенок не хочет с вами что-либо обсуждать, не следует на него давить.




  1. Дети часто не говорят родителям правду только потому, что боятся наказания, которое может последовать. Чтобы они были с вами честными, постарайтесь поддерживать их в любой ситуации – даже если вы понимаете, что вина целиком и полностью лежит на детях. И малышей, и подростков следует поощрять за то, что они говорят вам правду. Какой бы неприятной ни была информация, ребенок не должен бояться вам её донести.




  1. Ни в коем случае не следует вешать на людей ярлыки – если человек, будь то взрослый или ребенок, один раз солгал – это не значит, что его можно называть лжецом и нечестным человеком. Такого рода клеймо нельзя вешать даже на взрослого человека с полностью сформировавшейся психикой, для ребенка же подобное отношение и вовсе будет серьезным стрессом.

Как приучить ребенка к дисциплине


Родители! Не раздражайте чад своих (Еф. 6, 4), а любите: на голос любви сердце везде откликается.




В процессе воспитания родители прививают детям необходимые навыки вежливости и общения, объясняют, что хорошо, а что плохо, но еще одним немаловажным моментом является приучение ребенка к дисциплине и ответственности. Только не путайте с наказанием, дисциплина – это метод исправить поведение вашего ребенка без криков и агрессии.

«Какой недисциплинированный ребенок!» – часто такие слова можно услышать в школе или детском саду, а, может быть, даже на улице в адрес хулиганистого и задиристого малыша. И что с этим делать родителям?



Инструкция

  1. Не загружайте ребенка чрезмерными занятиями и обязанностями. Не повышайте на него голос и не произносите фразы: «Я сказала! Быстро сделай! Так надо! Ты должен!». Такие отношения между родителем и ребенком базируются на страхе, что может спровоцировать тревожность, замкнутость, агрессивное поведение. Накопленное психоэмоциональное напряжение, вызванное подавлением эмоций, может привести к появлению у ребенка невротических реакций, создать трудности в обучении и общении со сверстниками.

  2. Пересмотрите свои требования, такой метод воспитания не позволит приучить ваше чадо к дисциплине. Чаще хвалите и поощряйте его. Фразу: «Я сказала, быстро сделай!» замените на: «Сделай, пожалуйста, как я прошу, и у тебя все получится! ».

  3. В первую очередь, не путайте дисциплину и муштру. Дисциплина – это способность человека правильно организовывать свое время в совокупности с умением следовать нормам общественного поведения. Именно этому и нужно научить ребенка. Как же этого добиться?

  4. Постарайтесь мотивировать ребенка к дисциплинированному поведению. Только не стоит заинтересовывать его материальными благами. Мотивация должна быть внутренней, а не внешней. Даже самому маленькому ребенку не все равно, как он выглядит перед окружающими. Таким образом, попробуйте сыграть на его репутации. Объясните, что о нем у его сверстников, учителей, воспитателей и других людей будет складываться не очень хорошее мнение, если он будет плохо себя вести.

  5. Более того, доведите до понимания ребенка, насколько плохо не уметь распоряжаться собственным временем и пренебрегать временем других. Например, некоторые люди опоздание принимают за оскорбление. Приведите малышу примеры важности своего и чужого времени.

  6. Однако имейте в виду, что многие дети бывают недисциплинированными не из-за их рассеянности или простой взбалмошности характера. Иногда плохое поведение ребенка или постоянные опоздания – это его попытка привлечь к себе внимание. К примеру, на уроках ребенок может плохо себя вести и проявлять таким образом недисциплинированность из-за недостатка внимания со стороны учителя или одноклассников. В этом случае поясните ребенку, когда и как можно проявлять себя перед окружающими, чтобы это не воспринималось как хулиганство.

  7. Недисциплинированность в плане медлительности и всевозможных опозданий может также исходить из неумения рассчитывать время в детском возрасте. Постарайтесь перед ответственным походом куда-либо сесть и просчитать вместе с ребенком, сколько времени потребуется на дорогу и сборы. Малыш должен понять, почему нужно выйти, например, за час, а не за полчаса или 15 минут.

  8. В чем бы ни была причина недисциплинированности ребенка, и в какой бы форме она не проявлялась, постарайтесь уделять малышу больше внимания. Общайтесь с ним на все доступные темы. Пусть он с малых лет познает общепринятые нормы поведения, тогда приучить ребенка к дисциплине будет не сложно. Он будет впитывать в себя дисциплину поведения, просто глядя на своих родителей и общаясь с окружающими.

  9. Установите четкий распорядок дня и старайтесь его придерживаться.. Режим дня внушает ребенку чувство стабильности и спокойствия. Не нарушайте привычный распорядок дня без важной на то причины, иначе ребенок начнет капризничать, ведь вы уже один раз пошли на уступки, значит, сделаете это опять.

  10. Определите границы дозволенного. Установите разумные и справедливые требования и ограничения, ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое поведение, так вы сможете избежать появления у чада чувства несправедливости, которое дети испытывают, когда их наказывают за ошибки и промахи или за какой-нибудь случайный проступок.

  11. Будьте спокойны и уверенны в своих действиях. Дети сразу чувствуют сомнения родителей и пользуются этим. Истерики, непослушание и открытый бунт – все это проверка родительского авторитета и устойчивости. Если родители срываются на крик или проявляют другие признаки слабости, ребенок попросту перестает в них видеть надежных и заслуживающих доверия лидеров. Сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь на провокации, здесь важно не переусердствовать с дисциплиной, все – таки на первом месте должны быть любовь и забота.

  12. Уделяйте время своим детям, общайтесь с ними, ведь зачастую непослушание и желание все делать наперекор родителям – это просто сигнал о том, что детям не хватает любви и внимания. Будьте рядом с детьми, помогайте и направляйте их по жизни. Малыши, которые знакомы с дисциплиной с ранних лет, намного легче адаптируются и переносят неприятные жизненные ситуации.

Как воспитать ребенка добрым


Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму. (Св. Иоанн Златоуст)


Земной шар населяют примерно 6,5 миллиардов человек, каждый из которых был воспитан кем-то (лучше или хуже в зависимости от многих факторов). И, естественно, можно предположить, что ни одна мать не желала своему ребенку (даже если ей пришлось отказаться от него) стать наркоманом, алкоголиком, эгоистом, грубияном, бандитом, вором или просто безответственным человеком. При этом факт остается фактом, что окружающий нас мир наводнен подобного рода людьми. Молодые родители сегодня с ужасом наблюдают за “современной молодежью” – своевольной, не уважительной к пожилому возрасту, гордой, непослушной родителям, ценящей только деньги, но не умеющей работать. И любящая мама задает себе вопрос: “Как воспитать ребенка хорошим человеком? Как воспитать ребенка добрым?

“Воспитание доброты” – простое и одновременно нелегкое дело. И все же оно под силу каждому из нас. Нужно только приложить усилия.
Инструкция


  1. Объясняйте ребенку, почему одни поступки хорошие, а другие плохие. Проведите беседу на тему доброты, дружбы и сострадания. Расскажите ему, что бывают добрые и злые люди и что добрым быть гораздо приятней. Но помните, что все беседы будут бесполезными без личного примера родителей. Малыш должен видеть, что вы заботитесь друг о друге, искренне сочувствуете пострадавшим и в меру своих возможностей стараетесь им помочь.




  1. Читайте ребенку поучительные рассказы, стихи и сказки, где главный герой совершает хорошие поступки и защищает слабых, добро всегда побеждает, а злодеи наказаны. Смотрите с малышом мультфильмы, которые наглядно раскрывают темы дружбы и доброты.




  1. Общение с домашними животными очень благотворно влияет на воспитание и развитие у детей положительных качеств характера. Доверьте ребенку уход за любимцем. Кроме доброты и дружбы, забота о домашнем питомце поможет сформировать у ребенка чувство ответственности и сострадания. Если жилищные условия не позволяют вам содержать дома животных, сходите с ребенком в приют, где живут бездомные собаки и кошки и возьмите шефство над одним из питомцев.




  1. Обязательно похвалите малыша за хороший поступок или оказанную помощь другим людям. Плохие действия тоже не упускайте из виду, обязательно скажите ребенку, что вы огорчены таким его поведением и объясните, почему так делать нельзя.




  1. Чаще обнимайте и целуйте своих детей, им необходимо чувствовать ласку, любовь и заботу своих родителей. Ребенок должен быть уверен, что мама и папа в случае необходимости всегда придут им на помощь. В семьях, где ценится доброе отношение друг к другу, дети реже вырастают злыми и агрессивными. Поэтому, если вы хотите воспитать хорошего и доброго ребенка, сами не скупитесь на положительные поступки и эмоции!


следующая страница >>
Смотрите также:
Составители: Зеленская Александра Федоровна, учитель начальных классов Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №74
711.7kb.
5 стр.
Развитие социального партнёрства – важный фактор формирования образовательной среды сельской школы
62.73kb.
1 стр.
Классный час «по следам боевой славы»
82.62kb.
1 стр.
Урок истории по программе ро занкова (3 класс) Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цель: Углубить и систематизировать представления учащихся о личности М. В. Ломоносова
76.64kb.
1 стр.
Сценарий подготовили: учитель английского языка, учитель методист В. А. Вересока, учитель английского языка Т. Н. Чорная
112.62kb.
1 стр.
Сценарий подготовили: учитель английского языка, учитель методист В. А. Вересока, библиотекарь дсш №11 Л. В. Шаврова
147.78kb.
1 стр.
Учитель начальных классов Колпакова Марина Викторовна. М. В. Колпакова учитель начальных классов моу сош №13 г. Сочи игра «Витаминный ералаш во 2
70.38kb.
1 стр.
Банк данных о педагогах. Мо учителей начальных классов мбоу сош №2 г. Лобня
338.33kb.
1 стр.
Отчет о проведении воспитательной работы в летнем детском пришкольном оздоровительном лагере с дневным пребыванием при Кондратовской специализированной школе І-ІІІ ступеней
97.22kb.
1 стр.
С лукошком за грибами
108.57kb.
1 стр.
Орден Отечественной войны II степени
23.38kb.
1 стр.
Фото до сентября воспоминания учителей – ветеранов Ярковской средней школы Соловьева Пелагея Фёдоровна
295.83kb.
1 стр.