Главная
страница 1страница 2страница 3

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ВПО ОРЛОВСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА

ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,

ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

В ВИДЕ ГРАНТА

ОРЕЛ 2009

Составители:

к.э.н., доцент ОрелГИЭТ Захарова Т.В.

начальник управления поддержки малого и среднего бизнеса Департамента экономики Орловской области Горынцев Н.В.




Рецензенты:

д.э.н., профессор, заведующий кафедры экономики предприятия ОрелГИЭТ Шманев С.В.

к.э.н., зам. начальника Департамета, начальник управления экономики Департамента экономики Орловской области Савкин Ю.В.

Методические рекомендации по составлению бизнес-плана для субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение государственной поддержки в виде гранта / Под общ. ред.Захаровой Т.В. – Орел: Изд-во ОГИЭТ, 2009. – 30 с.


© Захарова Т.В., 2009

©Горынцев Н.В., 2009

© Орел ГИЭТ , 2009





СОДЕРЖАНИЕ





1 Общие положения

4

2 БИЗНЕС-ПЛАН СУБЪЕКТА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

7

2.1 ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА

7

2.2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец титульного листа №1 бизнес-плана

22

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец титульного листа №2 бизнес-плана

23


Приложение 3. Макет таблицы бизнес-плана

24

Приложение 3. Макет таблицы, дополняющих содержание отдельных разделов бизнес-плана

25




















1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и направлена на реализацию следующих целей:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет создавать новые рабочие места, трудоустраивать работников, высвобождаемых в других секторах экономики, повышать доходы и долю экономически активного населения, увеличивать количество собственников, а значит оказывать прямое воздействие на формирование среднего класса в России.

Безусловным преимуществом расширения малого и среднего предпринимательства является использование способностей наиболее энергичных, мобильных, инициативных и креативно мыслящих индивидуальностей, для которых малый бизнес становится основной школой самореализации.

Кроме того, создание новых малых и средних предприятий создает возможности для вовлечения в экономическую деятельность тех материальных, финансовых и природных ресурсов, которые в противном случае остались бы невостребованными и не участвовали в производстве необходимой обществу продукции.

Однако именно проблему обеспеченности необходимыми ресурсами выдвигают представители субъектов малого и среднего бизнеса на первый план и зачастую, имея достойную для реализации бизнес-идею, не могут ее воплотить в жизнь. Реальную помощь в решении обозначенной проблемы малому предпринимательству способна оказать Администрация Орловской области в лице Департамента экономики путем предоставления грантов.

Что такое грант?



Грант - безвозмездно предоставляемые на конкурсной основе начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства денежные средства на цели реализации бизнес - проектов по созданию и развитию собственного бизнеса с последующим отчетом об их использовании.

Кто имеет право на получение гранта?

Закон определяет, что субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность в следующих организационно - правовых формах: в форме юридического лица (предприятия) и в качестве индивидуального предпринимателя.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

1) внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий),

2) физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели),

3) крестьянские (фермерские) хозяйства.

При этом для того, что считаться именно субъектами малого и среднего предпринимательства все перечисленные выше субъекты должны удовлетворять следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей.

При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие выше обозначенным условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, формально грантополучателями могут являться уже зарегистрированные в надлежащем порядке и соответствующие данным критериям предприятия и индивидуальные предприниматели. При этом приоритетным направлением в предоставлении гранта является создание новых субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие бизнеса тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют свою деятельность на территории Орловской области менее 1 года.

По этой причине подавать заявки (бизнес-план) на получение государственной поддержки в виде гранта могут также потенциальные субъекты малого и среднего предпринимательства, находящиеся в стадии государственной регистрации. Выдача гранта в случае положительной оценки бизнес- плана данной категории заявителей может осуществляться только после завершения процедуры их государственной регистрации и предоставления документов, подтверждающих их статус, в Департамент экономики Орловской области.

В соответствии с законом поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Максимальная сумма гранта составляет 300 тыс.

По каким направлениям субъекты малого и среднего предпринимательства могут осуществлять расходование средств полученного ими гранта?

Средства гранта начинающими предпринимателями направляются на возмещение следующих затрат:

стоимости приобретаемых основных производственных фондов (зданий и сооружений, машин и оборудования, вычислительной техники, измерительных и регулирующих приборов и устройств, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря и др.), за исключением транспортных средств;

возмещение части арендных платежей по аренде площадей производственного назначения;

стоимости оборотных производственных фондов (затраты на покупку сырья, материалов, комплектующих);

стоимости лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством РФ и отраженной в бизнес-плане субъекта малого и среднего предпринимательства;

стоимости обучения сотрудников для целей ведения деятельности, предусмотренной бизнес-планом субъекта малого и среднего предпринимательства;

стоимости методической и справочной литературы, связанной с ведением деятельности, предусмотренной бизнес-планом субъекта малого и среднего предпринимательства;

изготовление и/или размещение наружной рекламы (рекламных стендов, щитов) изготовление рекламных буклетов, листовок, брошюр и каталогов, содержащих информацию о продукции и/или деятельности, заявленной, бизнес-планом субъекта малого и среднего предпринимательства;



Все вышеперечисленные виды затрат должны быть отражены в бизнес-плане субъекта малого и среднего предпринимательства.


2 БИЗНЕС-ПЛАН СУБЪЕКТА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
Бизнес-план заявки на грант составляется для получения инвестиций из государственных бюджетов различных уровней и/или различных отечествен­ных/зарубежных фондов с целью решения социально-экономических проблем и сопровождается обоснованием прямых и косвенных экономических, социаль­ных, научно-технических преимуществ для общества при условии выделения средств или ресурсов под предлагаемый проект.

Бизнес-план представляет собой документ, обосновываю­щий потребность в инвестициях (средствах гранта) и позволяющий оценить пер­спективность предлагаемого бизнес - проекта.

Бизнес-план в большей степени необходим начинающим предпринимателям, только собирающимся начать свое дело. Независимо от от­раслевой специфики (производство, сфера услуг), процесс подготовки бизнес-плана последовательно проходит ряд стадий. Традиционно выделяют следующие основные этапы:


  1. подготовительная;

  2. разработка бизнес-плана;

  3. продвижение бизнес-плана;

  4. реализация бизнес-плана.

Ключевым моментом подготовительной стадии является формирование перспективной бизнес - идеи, т. е. идеи нового продукта или услуги, а также решения технического, организационного или экономического характера. Отправной точкой в предпринима­тельской деятельности и планировании развития существующего или создания нового предприятия является идея нового продукта (услуги), который пред­приятие собирается производить (оказывать). Это связано с тем, что осуществ­ление любой предпринимательской деятельности всегда основано на какой-ли­бо идее. Поэтому поиск новых бизнес - идей является одной из важных функций предпринимателя. Правильный выбор бизнес - идеи имеет принципиально важное значение для любого вида предпринимательства, является залогом будущего успеха нового коммерческого проекта или, наоборот, его неудачи. Можно сказать, что по­стоянный поиск бизнес - идей является двигателем развития предприниматель­ства и в достаточно высокой степени развития экономики в целом.

Бизнес-идея - это то, с чего начинается процесс предпринимательства Толчком для возникновения бизнес - идеи могут послужить знания самого предпринимателя, его личный и профессиональный опыт и способность приме­нить их в реальной ситуации.

Желательно, чтобы создание нового бизнеса было связано с производством совершенно нового товара или услуги. При этом следует помнить, что для до­стижения успеха в любой сфере коммерческой деятельности главное - это быть уверенным, что новый бизнес будет жизнеспособен с коммерческой точки зре­ния, что найдется достаточное количество людей, готовых платить за предлага­емые товары или услуги запрашиваемую цену.

Обычная бизнес-идея может заключаться в повторении уже существующе­го бизнеса, однако успех на рынке в наибольшей степени связан с инновацион­ными идеями. Инновационная идея представляет собой существующую воз­можность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов (модификаций), а также новых марок (брендов).

Конкретными источниками новых бизнес - идей могут выступать:

1) потребители - с точки зрения изучения потребительского спроса;

2) конкуренты (реальные или потенциальные) - в части своей стратегии деятельности, связанной с изучением потребительского спроса;

3) торговые агенты, дилеры и прочие посредники;

4) непосредственно персонал предприятия.

Основными вопросами, на которые следует ответить на предварительной стадии, являются следующие:

1) в чем конкретно заключается бизнес-идея (товар, услуга);

2) в чем состоит новизна бизнес - идеи;

3) кто будет пользователем (покупателем) продуктов (услуг);

4) какие ресурсы необходимы, чтобы приступить к реализации бизнес – идеи;

5) что может воспрепятствовать практической реализации бизнес - идеи.

Если после анализа, ответов на эти вопросы часть новых бизнес - идей не поте­ряет свою привлекательность, а наоборот, станет еще более убедительной, необходимо приступить к их более детальной оценке и выбрать те, к реализации ко­торых целесообразно приступить в первую очередь.

Убедившись в перспективности бизнес - идеи, приступают непосредственнее к разработке всех разделов бизнес-плана. На втором этапе бизнес - планирова­ния производится сбор и анализ информации о продукции, рынках, потребителях, конкурентах и посредниках. Анализируются возможности предприятия реализовать выбранную идею и потребности в различных видах ресурсов. Проводится поиск источников финансирования и оценивается эффективность проекта. Особое значение имеет анализ рисков и выбор путей их снижения.

Третий и четвертый этапы охватывают период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.



2.2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Бизнес-план - документ, который должен привлечь внимание потенциальных партнеров, инвесторов и банкиров, поэтому он должен хорошо выглядеть.

Бизнес-план должен выглядеть профессионально, так как это своеобразный рекламный инструмент, представляющий как предприятие или самого пред­принимателя, так и его бизнес. Поэтому следует обращать внимание не только на содержание, но и на внешний вид бизнес-плана. Бизнес-план должен быть прост, функционален, понятен и удобен в использовании.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, чем крупнее предприятие, тем сложнее его функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов. Соответственно, бизнес-план неболь­шого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему.

Структура бизнес-плана

1. Резюме (обзорный раздел)

2. Описание предприятия и отрасли

3. Описание продукции (услуг)

4. Анализ рынка

5. Персонал и управление

6. Производственный план

7. План маркетинга

8. Риски и страхование

9. Финансовый план

Разделы и их содержание зависят от условий, в которых функционирует фир­ма, поэтому в каждом конкретном случае могут дополняться или уточняться, поскольку структура бизнес-плана, полнота и количество представленного ма­териала непосредственно зависит от того, на решение каких задач он направ­лен. Так, например, имеются существенные различия между бизнес-планом вновь создаваемого и уже действующего предприятия, крупного промышлен­ного предприятия или малого предприятия сферы услуг, т. е. в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса.

Подготовка бизнес-плана начинается с правильного оформления титульного листа.

К представляемому на получение гранта бизнес-плану составляется два титульных листа.



На первом титульном листе указывается наименование документа «БИЗНЕС-ПЛАН»; номинация, к которой относится данный бизнес-проект; срок окупаемости проекта; объем собственных вложений субъекта предпринимательства в проект; объем средств, запрашиваемых в качестве государственной поддержки (гранта), количество новых рабочих мест, созданных в случае реализации проекта (Приложение 1).

Второй титульный лист (Приложение 2) должен содержать следующие сведения:

  1. полное официальное название фирмы, под которым она значится в реги­страционных документах;

  2. наименование организационно-правовой формы предприятия;

  3. юридический адрес фирмы, т. е. адрес, указанный в регистрационных документах предприятия;

  1. почтовый адрес фирмы, который может отличаться от юридического;

  2. телекоммуникационные реквизиты: номера телефонов, факсов, элек­тронной почты;

6) фамилии и должности сотрудников фирмы, которые будут выступать как контактные лица.

Титульный лист бизнес-плана - это визуальное обращение разработчиков к потенциальному инвестору или партнеру, которое создает первое впечатле­ние. С учетом этого обстоятельства титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным, на нем можно привести эмблему и логотип предприятия.

Таблица 1.

Структура бизнес-плана субъекта малого предпринимательства



Наименование раздела

Содержание раздела

Примечания для составителей

1

2

3

1. Резюме (обзорный раздел)


  1. краткое описание проекта, его цели и задачи;

  2. ресурсное обеспечение;

  3. механизм реализации;

  4. уникальность или конкурентоспособность продукции или услуги;

  5. объем требуемого внешнего финансирования;

  6. объем собственного вклада;

  7. ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат.




Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно на основе представленной здесь информации формируется первоначальное мнение, которое часто имеет решающее значение для проекта в целом. В этом разделе в нескольких пунктах в сжатой форме излагается весь бизнес-план, раскрывается сущность, цель и задачи бизнес-плана. Основное требование к резюме - простота и лаконичность изложения, ми­нимум специальных терминов.

Основой для написания резюме служит информация, со­держащаяся во всех разделах бизнес-плана. Поэтому этот раздел, как правило, готовится после того, как составлен весь проект.

Объем не должен превышать 1-2 листов.


2. Описание предприятия и отрасли

  1. чем предприятие занимается (будет заниматься);

  2. описание ситуации в выбранной сфере бизнеса (как предприятие вписывается в выбранную сферу бизнеса, положение дел в этой сфере, оценка пер­спектив развития);

  3. организационно-правовая форма предприятия, организационная структура, учредители, персонал и партнеры, дата создания;

  4. краткая история бизнеса, описывающая период его создания и роста;

  5. месторасположение предприятия (характеристика здания и помещения, собственность или аренда, необходимость реконструкции, достоинства местоположения);

6) специфика работы (сезонность, время работы и другие особенности, вязанные со сферой бизнеса или используемыми ресурсами).

Назначение раздела заключается в том, чтобы отразить реалистичность предлагаемого проекта, описать свое предприятие (реальное или будущее), описать ситуацию, сложившуюся в выбранной сфере бизнеса. В этом разделе следует четко и кратко разъяснить два основных момента:

  1. что представляет собой предприятие, как средство получения прибыли;

  2. на чем будет базироваться его успешная деятельность.

Если предприятие только создается, то этот раздел должен дополнительно содержать обоснование выгодности создаваемого предприятия и опыт заявите­ля проекта в выбранной сфере или другие причины, обосновывающие этот выбор, в частности, приветствуются ссылки на договоры о намерениях или предварительные договоренности с поставщиками или потребителями.

История бизнеса организации - это анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, который включает характеристику:

1) сырьевой базы;

2) сегмента (ниши) рынка и доли предприятия в нем; потенциальных клиентов и их возможностей;



  1. региональной структуры производства;

  2. основных фондов и их структуры;

  3. инвестиционных условий.

Местоположение предприятия оказывает существенное влияние на конеч­ные результаты предпринимательства в любой сфере деятельности. Решения о местоположении бизнеса являются стратегическими. Поэтому их обоснова­нию в бизнес-плане должно быть уделено достаточно внимания. При создании нового предприятия принятие решения о местоположении достаточно сложно, так как существует неопределенность используемой исходной информации.

3.Описание продукции


  1. наименование продукции (услуги);

  2. назначение и область применения;

  3. краткое описание и основные характеристики;

  4. конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им;

  5. наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции;

  6. степень готовности, т. е. на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т. п.);

  7. наличие сертификата качества продукции;

  8. безопасность и экологичность;

  9. условия поставки и упаковка;

  10. гарантии и сервис (требования к гарантийному об­служиванию);

11) эксплуатация, в т. ч. требования к подготовке пользователей;

  1. имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;

  2. патентно-лицензионная защита;

  1. утилизация после окончания эксплуатации.




В данном разделе необходимо дать наглядное и убедительное представле­ние товара (или услуг), которые будут произведены в рамках разработанного проекта. Для лучшего представления о продукте можно привести фотографию или рисунок. В случае, если предполагается производить несколько видов продукта или его модификаций, необходимо дать отдельные описания по каждому виду. Содержание данного раздела должно четко продемонстрировать конкурентные преимущества предлагаемого продукта (услуги).

Надо подчеркнуть, какие преимущества получит потребитель, приобретя данный товар или услугу, по сравнению с товарами или услугами уже представленными на целевом рынке предприятиями-конкурентами. Будет ли это выигрыш во времени или в деньгах или пользоваться товаром будет удобнее или экономичнее, а предоставленная услуга будет более комплексной. Если есть возможность, надо обязательно подчеркнуть уникальность и товара, и предприятия.

Предлагаемый новый продукт (или услуга) должен представлять для по­требителя очевидную ценность, иначе он не будет пользоваться спросом и же­лаемый уровень рентабельности не будет достигнут. Если продукция не отвеча­ет ожиданиям и потребностям реального клиента, это существенно ограничит возможность совершения повторных покупок. Более того, негативная инфор­мация о качестве и потребительских характеристиках товара может быстро рас­пространиться среди предполагаемых клиентов, которые всеми путями будут стремиться избегать покупки данных товаров. Следовательно, крайне важное значение имеют тщательная разработка новых продуктов (услуг) и непрерывное усовершенствование (модернизация) уже выпускающихся.


4.Анализ рынка


  1. рынки, на которых действует или будет действовать предприятие и типы рынков им используются;

  1. основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги);

  1. проранжированы ли рынки (сегменты рынка), на которых действует или будет действовать предприятие, по эффективности и другим рыночным по­казателям;

  2. факторы, влияющие на спрос на товары (услуги) предприятия в каждом из этих сегментов;

  3. перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков;

  1. способы изучение потребностей и спроса;

  1. общая емкость каждого национального рынка и используемого сегмента по всем товарам (услугам) предприятия;

  1. прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков;

  2. реакция рынка на новые товары (услуги);

  3. проводится ли тестирование рынка и пробные продажи;

  4. крупнейшие производителем аналогичных товаров;

  5. много ли внимания и средств они уделяют рекламе;

  6. продукция конкурентов: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей;

  7. уровень цен на продукцию компаний-конкурентов; их политика цен.




Рынок является решающим фактором успеха или неудачи для всех предприятий. Самые гениальные производственные технологии оказываются бессильными, если производимый товар не пользуется спросом на рынке.

Необходимо убедить инвесторов и кредиторов в существовании рынка для товара и показать, что предприниматель может продать свою продукцию на нем.

Для успеха в бизнесе важное значение имеет не просто правильное определение целевого рынка, но и нахождение на нем своей, часто очень узкой, обла­сти (ниши), которая пока еще свободна; или недостаточно использована конкурентами. В экономике любой страны можно выгодно обнаруживать и заполнять тысячи ниш даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый продукт, а тому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но совершенно иным образом.

Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет четко представить, кто будет покупать предлагаемый товар, и каков размер потенциальной ниши на рынке.

Любой бизнес, даже обладающий хорошими идеями по совершенствованию продукции, рано или поздно столкнется с проблемой конкуренции. Поэтому в данном разделе необходимо собрать информацию о конкурентах: является ли область деятельности предприятия новой и быстро меняющейся или давно существующей, какова конкурентоспособность товара (услуги) на рынке, много ли внимания конкуренты уделяют рекламе своих товаров, каков уровень цен на товары (услуги) конкурентов, каков имидж фирм-конкурентов, какой рыночной стратегии придерживаются конкуренты в данный момент времени, каких действий можно ожидать от них в дальнейшем.


5. Персонал и управление


  1. штатное расписание и прирост численности в связи с реализацией проекта;

  2. характеристика образовательного уровня; квалификации и опыта руководства, специалистов и производственных работников;

  3. условия найма работников;

  4. требования по приему персонала;

  5. потребности в подготовке и переподготовке сотрудников и необходимые затраты на эти цели;

  6. политика оплаты труда; режим работы; социальные условия и гарантии.

В разделе следует дать характеристику главных менеджеров и основного персонала, отвечающего за реализацию бизнес-плана (возраст, образование, послужной список, квалификация). Это должны быть специалисты-профессионалы, способные в условиях рынка обеспечить прибыльное ведение бизнеса.

Кроме того, целесообразно составить штатное расписание, отразив в нем возможное увеличение численности работников в дальнейшем при прогнози­руемом расширении бизнеса. Обязательно необходимо продумать и описать систему най­ма рабочих и служащих на предприятие. Сможет ли политика най­ма рабочих и служащих обеспечить наличие требуемого специалиста для тре­буемой работы в требуемое время, и будут ли понимать работающие принцип дифференциации оплаты труда, применяемый в компании? В данном разделе приводятся также сведения организационно-правового характера.



6. Производственный план


1) количество необходимых производственных мощностей действующего или вновь создаваемого предприятия (если речь идет о действующем предприми, следует указать наличие оборудования и обозначить существующую по­требность в дополнительном, а также привести перечень конкретных постав­щиков и привести стоимость каждой единицы нового оборудования);

  1. потребность в сырье, материалах и комплектующих, условия их по­ставки, система оплаты, текущие цены, список предполагаемых поставщи­ков (если в бизнес-плане предусмотрено последующее увеличение произ­водства продукции, следует указать, как будет обеспечиваться требуемое увеличение: за счет обозначенных поставщиков или будут привлекаться новые);

  2. предполагается ли производственная кооперация и какие предприятия будут принимать в ней участие.

  3. расчет производственных издержек в соответствии с планируемым объемом сбыта;

  4. переменные и постоянные затраты на производство продукции;

4) калькуляция себестоимости продукции;

5) смета текущих затрат на производство.




Главная задача раздела - доказать потенциальным партнерам, что предприятие в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и требуемого качества. Для предпринимателей это самый трудный раздел, что связано с нестабильностью хозяйственных связей, ненадежностью поставщиков и сложностью получения качественных комплектующих изделий и материалов для производства. Важность производственного плана связана с тем, что во всем мире финансисты вникают во все детали производственного цикла заемщиков не для того, чтобы предлагать свои ре­шения, а для того, чтобы оценить квалификацию руководства фирмы и обос­нованность ее планов.

В план производства необходимо также включить такие сведения, как потреб­ность в рабочей силе, необходимых помещениях, их наличии и расположении.

Информация раздела «Производственный план» призвана убедить инвес­тора в том, что предлагаемая продукция при соблюдении обозначенных усло­вий действительно может быть реально произведена.

Следует описать потребность в производственных, складских площадях, оборудовании, инструментах, используемые технологии. Можно также описать производственный процесс: последовательность операций, особенности производства (экологичность, безопасность).




7. План маркетинга


1) описание конкуренции (предполагает идентификацию ближайших компа­ний-конкурентов и анализ собственных возможностей).

2) описание рынка сбыта продукции (услуги). Подтверждающим документом обоснованности и реаль­ности существования рынка сбыта могут стать письма, заявки, маркетинговые исследования, протоколы о намерениях, договоры;

3) описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления;

4) описание каналов сбыта продукции (услуги);

5) стратегия привлечения потребителей, исходя из конкретных возможно­стей предприятия (рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.);

6) цена и объем сбыта предлагаемой продукции (именно цена продажи продукта (услуги) определяет, в конечном счете, величину прибыли, рентабельность бизнес - проекта).




Информация раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для предлагаемой продукции (услуги) и в нали­чии у инициаторов проекта способности ее продавать. В этом разделе следует подробно рассмотреть стратегию привлечения по­требителей (рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, учас­тие в выставках и др.), а также определить цену и объем сбыта. Необходимо обеспечить увязку параметров «цена - качество - рентабельность». При этом рекомендуется действовать в следующей последовательности:

  1. четко выстроить следующую цепочку «потребительская ценность - приемлемая цена» (например: товар массового спроса - низкая цена, престижный товар - высокая цена);

  2. определить, как на рынке осуществляется процесс ценообразования, кто диктует цены (производитель или покупатель, как правило, чаще всего, при­оритет принадлежит последнему);

  3. сформулировать цель, достижению которой должна способствовать выбранная стратегия и тактика ценообразования (например, захват рынка у кон­курентов с помощью значительного понижения цены и др.);

  4. определить примерный диапазон цен: минимально допустимая цена - макси­мально возможная цена (минимальная цена определяется издержками производства продукции (услуги), максимальная цена определяется рыночной конъюнктурой).

При рассмотрении данного пункта бизнес-плана необходимо детализировать цели маркетинга по продаже конкретных товаров (услуг) в отдельности или в совокупности, по стратегии проникновения на конкретные рынки, по вы­пуску новых товаров (услуг), по ведению конкурентной борьбы на рынках сбы­та и т. д.

После этого необходимо определить конкретные стратегии маркетин­га для достижения каждой из поставленных целей. Информация раздела должна включать описание маркетинговой стратегии и схемы распространения товаров и услуг. Выбор, который будет сделан в вопросах маркетинговой стратегии, в значительной степени определит все другие компоненты развития бизнеса.



8. Риски и страхование


  1. оценить производственный риск (связан с производством продукции, товаров и услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности);

  2. оценить коммерческий риск, возникающий в процессе закупки товаров и услуг, про­изведенных или закупленных предпринимателем.

  3. оценить финансовые риски, вызванные инфляционными процессами, всеобщи­ми неплатежами, колебаниями валютных курсов и пр.

  4. произвести предположительную оценку рисков, связанных с форс-мажорными обстоятельствами.




Целью раздела бизнес-плана является описание внешних и внутренних факторов, увеличивающих или уменьшающих конкрет­ный вид риска, и разработанного комплекса мер по защите от возможных фи­нансовых потерь предприятия и инвестора. Иногда от глубины проработки данного раздела в значительной степени зависит доверие потенци­альных инвесторов, кредиторов и партнеров по бизнесу.

Если рассматривать понятие возможного риска в целом, то, помимо общей оценки возможных рисков, проводится анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения, а также проводятся меры по минимизации ущерба, которые целесообразно применять в случае форсмажорных обстоятельств.

Сре­ди причин возникновения производственного риска можно назвать уменьшение размеров производства, рост материальных и иных затрат, уплату повышенных процен­тов, отчислений, налогов и т. д. Как правило, мерами по снижению производст­венных рисков являются контроль за ходом производственного процесса и уси­ление влияния на поставщиков путем диверсификации и дублирования по­ставщиков, применения импортозамещающих комплектующих и прочие меры.

Истоки коммерческого риска - сниже­ние объема реализации вследствие негативного изменения конъюнктуры или управленческих ошибок, повышение закупочной цены товаров, непредвиден­ное снижение объема закупок, потеря товара в процессе обращения, рост издер­жек обращения. Мерами снижения коммерческих рисков могут быть: система­тическое изучение конъюнктуры рынка; создание дилерской сети; соответству­ющая ценовая политика; образование сети сервисного обслуживания; форми­рование общественного мнения и фирменного стиля; рек­лама и т. д.

Финансовые риски могут быть сниже­ны благодаря созданию системы эффективного финансового менеджмента на предприятии, работе с дилерами на условиях предоплаты и т. д.

Форс-мажорные риски - это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса страны до забастовок и землетрясений). Мерой по снижению рисков слу­жит работа предприятия с достаточным запасом финансовой прочности.

Для уменьшения влияния различных групп и видов риска необходимо фор­мировать механизм управления риском, включающий три составных элемента:


  1. выявление риска;

  2. оценка риска;

  3. выбор действий.

Выявление риска предполагает его идентификацию. Оценка риска подразделяется на качественную и количественную. Качест­венная оценка предусматривает определение факторов риска, признаков для идентификации, отнесение риска к одной из групп по степени опасности. Коли­чественная оценка - это численное определение отдельных рисков (например, риск изменения конъюнктуры рынка), групповая оценка риска и вычисление совокупного риска. Для этого используют статистические методы, методы ди­намического моделирования.

Выбор действий после оценки риска осуществляется в соответствии с тяже­стью и частотой возможных потерь. Для снижения общего влияния рисков на эффективность предприятия необходимо предусмотреть коммерческое страхо­вание по действующим системам (страхование имущества, транспортных пере­возок, рисков, заложенных в коммерческих контрактах на заключаемые сделки, перестрахование и пр.).




9. Финансовый план


  1. план (прогноз) доходов и расходов;

  2. план денежных поступлений и выплат;

  3. анализ состояния потока реальных денег (наличности);

  4. балансовый план;

  5. анализ безубыточности;

  6. стратегию финансирования;

  7. расчет срока окупаемости.




Финансовый план призван обобщить предыдущие материалы и представить их в стоимостном выражении; определить, каковы будут доходы от продаж и прибыль за первый и последующие годы в результате выбранной финансовой стратегии. При этом следует ответить на важный вопрос, какое количество инве­стиций потребуется для реализации бизнес-плана в рассматриваемом периоде?

Финансовый план выявляет общий потенциал предлагаемого бизнеса. При от­крытии нового предприятия он будет представлять собой своеобразное «распи­сание по финансированию», поскольку в этом случае все финансовые оценки яв­ляются прогнозными и поэтому носят вероятностный характер.

Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для реализации предлагаемого бизнес - проекта и обеспечения его выхода на са­мофинансирование. В финансовом плане материал, изложенный в предыдущих разделах, получает конкретное цифровое выражение, позволяющее оценить выгодность предприятия (фирмы) в конкретных категориях эффективности.

В разделе расписываются затраты на приобретение оборудования, аренду или приобретение соответству­ющих помещений (в т.ч. производственных площадей), приводятся расчеты налоговых платежей, схема возврата кредитных финансовых средств (по пря­мому кредитованию или по лизинговой сделке). Должны быть описаны усло­вия всех остальных, относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Выполняются расчеты по планируемой прибыли и денежным пото­кам, указываются источники финансирования проекта. Цель финансового плана - определить эффективность предлагаемого биз­неса.

При организации нового бизнеса предсказание поступления денежных средств является более важным, чем предсказание прибылей, так как оно дета­лизирует сумму и время притока и оттока денег.

Обычно уровень прибыли (особенно в стартовый период) недостаточен для финансирования нужд по всем бизнес - операциям. Прогноз уровня продаж и расходов позволит определить планируемое поступление денежных средств, покажет периоды наиболее острых потребностей в финансовых ресурсах, помо­жет определить необходимость коррекции в распределении денежных потоков, а также потребность в дополнительном финансировании. В этом разделе следует подробным образом описать потребность в финан­совых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответст­венность заявителей проекта при привлечении кредитных ресурсов и предлага­емую систему гарантий возврата заемных средств. Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.



Бизнес-план, представляемый претендентом на грант оформляется в табличном виде, аналогичном таблице 1 с измененным наименованием графы 3 (см. Приложение 3).

При этом составитель бизнес-плана заполняет графы 1 и 2, оставляя незаполненной графу 3, которая предназначена для заполнения экспертом, проводящим оценку бизнес-плана.

В графе 1 указывается наименование раздела бизнес-плана.

В графе 2 раскрывается содержание разделов в соответствии с предложенным планом и примечаниями таблицы 1.

Графы 1 и 2 заполняются в текстовом режиме буквами 12 кегля шрифта Times New Roman через одинарный интервал.

Необходимый цифровой материал, дополняющий содержание отдельных разделов бизнес-плана и оформленный в табличном виде выносится в приложения. В тексте бизнес-плана на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте графы 2 и нумеруются цифрами.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова “Приложение” и его номера.

В приложения также включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане, например:


  1. подробные технические характеристики продукции;

  2. гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;

  3. копии свидетельств о собственности, договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;

  4. заключения служб государственного надзора по вопросам экологи и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб;

  5. статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;

  6. отзывы авторитетных организаций;

  7. сметы на создание объектов капитального строительства;

  8. сметы на оборудование с подтверждением их стоимости у поставщиков оборудования.

Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:

1) фотографий или видеоролика образцов продукции;

2)копий авторских свидетельств, патентов;


  1. плана предприятия;

  2. сертификатов (ТУ и т. п.) на продукцию.

Рекомендуется в составе приложений располагать в первую очередь расчетные таблицы, дополняющие содержание отдельных разделов бизнес-плана, а затем документы, используя при этом сквозную цифровую нумерацию приложений.
Таким образом, структура представляемого к рассмотрению бизнес-плана должна включать:

Титульный лист №1 (Приложение 1 Методических рекомендаций);

Титульный лист №2 (Приложение 2 Методических рекомендаций);

Бизнес-план (Приложение 3 Методических рекомендаций);

Расчетные таблицы, пронумерованные и оформленные в виде приложений

Документы, пронумерованные и оформленные в виде приложений

Бизнес-план вкладывается в папку с возможностью изъятия отдельных страниц (не сшивается).

Бизнес-план предоставляется на бумажном носителе и в электронной версии на CD в формате doс или rtf.


Приложение 1

Образец титульного листа №1 бизнес-плана

__________________________________________________________________



ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ




Принято (число, месяц, год)










Ф.И.О. ответственного лица




Должность ответственного лица




Подпись ответственного лица




Предварительная оценка




Ф.И.О. эксперта




Оценка эксперта




Оценка конкурсной комиссии






БИЗНЕС-ПЛАН
ПО НОМИНАЦИИ
«РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ __________»



Срок окупаемости проекта, лет







Объем собственных вложений субъекта предпринимательства в проект, тыс. руб.







Объем средств, запрашиваемых в качестве государственной поддержки (гранта), тыс. руб.




Доля собственных вложений в реализацию проекта, %




Создание новых рабочих мест,

человек








Предварительная оценка, баллов

-







следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по составлению бизнес-плана для субъектов малого и среднего предпринимательства
546.54kb.
3 стр.
Предоставлялись два новых вида поддержки для начинающих предпринимателей
93.83kb.
1 стр.
Вниманию субъектов малого и среднего предпринимательства!
673.56kb.
5 стр.
Закон приморского края о развитии малого и среднего предпринимательства в приморском крае принят
247.97kb.
1 стр.
Памятка для предпринимателя по участию в конкурсе по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления из областного бюджета субсидий
51.95kb.
1 стр.
Методические рекомендации описывают структуру бизнес-плана с кратким изложением основных требований к отражению информации в каждом разделе
280.67kb.
1 стр.
Вниманию субъектов малого и среднего предпринимательства! Формы
72.24kb.
1 стр.
Администрация города Нижневартовска Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
176.83kb.
1 стр.
Конкурс по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для получения субсидий в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Рязанской области в 2010-2014 годах»
70.16kb.
1 стр.
глава администрации) муниципального образования «гвардейский район» калининградской области постановление
82.94kb.
1 стр.
Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению
251.54kb.
1 стр.
Для получения субсидии необходимо
26.87kb.
1 стр.