Главная
страница 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К ПРОГРАММЕ

по формированию здорового жизненного стиля

для школьников 10-11 классов.

Авторский коллектив:

Сирота Наталья Александровна, д.м.н., профессор

Ялтонский Владимир Михайлович, д.м.н., профессор

Воробьева Татьяна Викторовна, к.м.н., доцент

Бузина Татьяна Сергеевна, к.психол.н., доцент

Ялтонская Александра Владимировна, научный сотрудник


Профилактика – это процесс формирования ресурсов личности и среды, а также эффективного личностно-средового взаимодействия.
Если мы хотим заниматься профилактикой всерьез и действительно хотим, чтобы она была эффективной, мы будем помогать человеку находить в себе и развивать свои персональные ресурсы. Этим мы обеспечим не только эффективность, но и универсальность профилактики. В противном случае нам никогда не справиться с тем, что, уменьшая в популяции потребление алкоголя, мы неизбежно увеличиваем потребление наркотиков или наоборот, а, снижая и то и другое, мы увеличиваем количество суицидов, неврозов и психосоматической патологии. Это – не простые качели. Это результат непонимания того, что профилактика – это, прежде всего процесс формирования эффективного и адаптивного для человека стресс-преодолевающего поведения. Для того чтобы быть успешным и здоровым, надо иметь развитые ресурсы.

Что это такое – ресурсы? Ресурсы – это определенные способности, знания и умения человека, позволяющие ему эффективно справляться с требованиями среды. К ним относится умение понимать социальную ситуацию, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих в ней, нести ответственность за свое поведение и жизнь в целом, сформированная в соответствие с возрастом позитивная самооценка, умение понимать и эмоционально сопереживать ближнему при сохранении четкого понимания, что у каждого – свой путь и свой выбор и каждый человек индивидуален и не похож на других. Иными словами ресурсы личности – это все те психологические основания, которые позволяют человеку без страха встречаться с жизненными трудностями, не стремиться избегать их, а разумно разрешать проблемы, пользоваться помощью и поддержкой окружающих. Те же основания, которые позволяют использовать помощь, психологическую и фактическую поддержку окружающих называются ресурсами среды. К примеру, семья – это ресурс социальной среды. Однако ресурсом она может быть в том случае, если члены ее не мешают развитию человека, не противоречат его логике, а являются опорой, и взаимодействия между членами семьи порождают мотивацию к здоровому существованию. Иными словами, если члены семьи взаимодействуют таким образом, что каждому из них хочется жить, развиваться, общаться с людьми и друг с другом и радоваться этому взаимодействию.

И вот перед нами открывается целый пласт неразрешенных проблем семейного взаимодействия и воспитания. Именно из семьи все и начинается. И здесь тоже очень важно не совершить методологическую ошибку, не скатиться от профессионализма к бытовым стереотипам и не пожелать или того хуже потребовать от родителей «хорошо воспитывать детей», не разводиться, не ссориться, не употреблять в семье алкоголь и наркотики. Если все было бы так просто!

Но не только семьей ограничивается возможная социальная поддержка – друзья-сверстники, значимые другие. Это целый мир, который также как и семья имеет два лица и два начала – созидающее и разрушающее. Очень тонок и незаметен тот рубеж, перейдя через который, созидание становится разрушением. Так мы прикасаемся к особой науке взаимодействия человека с человеком в сфере понятия профилактики.

В задачу профилактики входит обучение эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, искать и находить поддержку, эффективно общаться, мыслить, решать повседневные жизненные задачи и действовать в экстремальных ситуациях. Все это, а также развитие способности понимать, проявлять и владеть своими эмоциями формирует устойчивость человека к стрессу, а стало быть, дает возможность осуществлять осмысленный выбор своего собственного решения в ситуациях, связанных с предложением наркотиков или выбора жизненного стиля, формирует здоровье.

Цели программ формирования здорового жизненного стиля

у подростков старшего школьного возраста

1. Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Исследователями установлено, что формирование у человека позитивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями злоупотребления психоактивными веществами.



2. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку “значимого другого”. Такая возможность есть не у всех. Поэтому важно научить людей социально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие), легче справляются с проблемами, могут более эффективно преодолевать стрессы без употребления наркотиков.



3. Развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения.

Люди, эффективно использующие поведенческие стратегии, имеющие развитые физические, психические, личностные ресурсы и социально-поддерживающее окружение, оказываются более защищенными перед лицом стрессовых факторов. У них уменьшается вероятность формирования зависимости от наркотиков.



4. Формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков у детей школьного и дошкольного возраста, родителей и учителей, в организованных и неорганизованных группах населения.

Информирование людей о действиях и последствиях злоупотребления психоактивными веществами, о формах избегания ситуаций соприкосновения с наркотиками и отказа от их применения, вариантах поиска помощи в случаях возникновения проблем, связанных с ними, в сочетании с развитием ресурсов, стратегий и навыков адаптивного поведения помогает формированию жизненного стиля, ведущего к здоровью.



5.Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых.

Любой человек должен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если он одинок и у него нет естественного социально поддерживающего окружения, необходимо создание структур, которые могут оказывать поддержку. Для этого необходима подготовка субспециалистов, волонтеров - сверстников и взрослых, имеющих навыки социально-поддерживающего и адаптивного поведения.


Совершенно очевидно, что мало чего добьется наша профилактика, если она будет направлена только на подрастающее поколение. Необходима работа не только с членами семьи, но и с учителями, направленная не только на получение ими определенного минимума профилактических знаний, но и на осознание ими своих личностных и профессиональных смыслов, своих ресурсов и поведения. Все это необходимо для обновления и укрепления связей между поколениями, восстановление важного диалога, только через который мы можем сохранить и взрастить свою нравственность, свою человеческую позицию.

Технологии реализации программ формирования здорового жизненного стиля

у подростков старшего школьного возраста

Профилактика – это работа с мотивацией.

Для того чтобы не употреблять наркотики и не сгибаться под давлением социального и психологического стресса надо иметь веские основания. Совершенно недостаточно просто понимать, что не следует разрушать себя. А почему бы не попробовать? Для того чтобы серьезно не желать саморазрушения необходимо очень сильно хотеть жить, развиваться, быть здоровым, продуктивным. Для этого следует знать радость от процессов самосозидания и созидания вообще. На этой основе и зиждется работа с мотивацией. Следует сразу сказать, что направление исследования мотивации к здоровью – это очень юное направление научных исследований и практических воплощений, у которого еще все впереди, однако пионерами-исследователями этого направления Джеймсом Прочаской и Карло ДиКлименте выделен ряд условий, которые должны быть соблюдены в процессе мотивационной работы.

Первое условие – повышение осознания. Это наиболее широко используемый путь изменения, который был впервые описан З.Фрейдом, утверждавшим важность процесса осознания бессознательных процессов, психических травм, оставивших свой след, скрытых чувств и мыслей, получение информации относительно проблем.

Следующее условие – это социальная поддержка, поддерживающие отношения. Изменение себя означает собственные попытки модифицировать свое поведение. Однако важно избежать устаревшего мнения о том, что менять себя человек должен в одиночку. Поддержка может исходить от друзей или членов семьи, тренинговой группы. В любом случае поддерживающие отношения должны обеспечивать заботу, понимание и принятие. Помогать – это не просто. К сожалению, многие люди не обладают даже простейшими навыками помощи, такими как выслушивание и рефлексия, однако именно это способствует позитивному стремлению к развитию и здоровью.

Высвобождение эмоций – это важный инструмент помощи человеку в осознании собственных защитных механизмов против изменений. Высвобождение эмоций происходит параллельно процессам осознания, но работает на более глубоком, чувственном уровне. Более известное как катарсис, высвобождение эмоций – это яркое, часто внезапное эмоциональное переживание, связанное с различными проблемами. Это - очень энергетически мощный процесс. Высвобождение эмоций часто происходит в результате реальных жизненных переживаний. Очевидно, что предпочтительно вызывать эмоции с помощью специальных методов в процессе профилактического тренинга.

Профилактика это – работа в группе.

Несмотря на необходимость развития различных форм и методов профилактики, основным из них является работа в группе, которая имеет особые эффекты. По словам Ирвина Ялома межличностные отношения в группе имеют ключевой характер для процесса изменений. По настоящему эффективная группа обеспечивает арену для свободного взаимодействия людей друг с другом, помогает им понять, что в этом взаимодействии идет не так, и, в конечном счете, изменить свои дезадаптивные паттерны. Любая из форм групповой работы может быть более эффективной за счет фокусирования на межличностном процессе. Понимая важность и сложность этого, мы сможем научиться отличать видимую эффективность профилактической программы от истинной, чтобы не принимать одно за другое. Главное понять, что профилактическое воздействие должно вызывать значимые позитивные личностные изменения. Это в особой степени относится к проблеме подготовки специалистов в области профилактики.

Программы когнитивного обучения рассчитаны, прежде всего, на детей в возрасте от трех до шести лет и детей младшего школьного возраста. Они отличаются повышенной эффективностью. Суть этих программ заключается в обучении детей принятию адаптационных решений, ответственности за собственное поведение и осознанности поведенческого выбора.

В основе программ аффективного обучения заложена идея необходимости работы с эмоциями и системой эмоционального регулирования. По мнению авторов этого направления, переживаемый в подростковом возрасте кризис идентичности может спровоцировать поведенческие расстройства, в том числе и зависимость от психоактивных веществ. Цель данных программ - научить детей и подростков регулировать эмоции, не прибегая к формам саморазрушающего поведения.

Программы интерперсонального обучения являются попыткой предупредить у подростков возможность злоупотребления психоактивными веществами путем развития представления о себе, понимания своих ощущений и интерперсональных связей, обучения навыкам принятия решений и коммуникативной компетентности.

Программы поведенческого обучения или поведенческой модификации основываются на тренинге поведенческих навыков с целью повышения устойчивости к употреблению табака, алкоголя, наркотиков, к включению в антисоциальные компании. Человек, обученный определенным поведенческим навыкам, чувствует себя компетентным, эффективным, у него повышается самоуважение. Эти программы учат детей на осознанном или неосознанном и даже механическом уровне отказываться от употребления наркотиков, не принимать неизвестных препаратов, не входить в контакт с незнакомыми людьми.

Программы формирования социальных альтернатив базируются на идее о том, что альтернативная алкоголизации, наркотизации, делинквентности и т.д. активность подростков способствует их переориентации. Это - всевозможные формы занятости молодежи, рискованные виды спорта, путешествия с элементами научно-исследовательской деятельности и др. Наш опыт анализа таких программ говорит об их высокой эффективности.

Общественные программы подразумевают получение эффекта профилактического воздействия через средства массовой информации - радио, телевидение, газеты, журналы, афиши и плакаты, почтовые открытки, лекции, конференции, встречи, книги, фильмы, видеоролики. Цель этих программ - увеличение информации о последствиях, оказываемых на здоровье употреблением алкоголя, табака и наркотиков. Эти программы призваны действовать на установки, касающиеся употребления психоактивных веществ, а также социальные и средовые факторы, поддерживающие установки в отношении изменения поведения.

Программы, сфокусированные на школе, включаются в национальную политику образования и представляют собой уроки в школьных классах, посвященные обучению здоровому поведению, предупреждению ВИЧ-инфекций, ранней беременности, курения табака, употребления наркотиков и алкоголя. Современные школьные программы усовершенствованы и не полагаются на тактику внезапного испуга. Исследования показывают, что знания лучше усваиваются, если не вызывают сильного страха и в ситуациях доверительной коммуникации.

Программы улучшения взаимодействия между учителями и школьниками включают тренинг учителей с целью создания социально-поддерживающего климата в школе, работу с самооценкой и Я-концепцией учителя, тренинги личностного контроля и социальных навыков.

Программы, сфокусированные на семье. Специалисты признают особую важность роли семьи в процессе профилактики зависимости. В настоящее время развивается ряд сфокусированных на семье профилактических программ, которые показали свою эффективность: программы тренинга родителей, программы развития семейных и социальных навыков у детей и родителей, программы формирования семейного копинг-поведения.

Программы создания групп социальной поддержки. Следующим направлением превентивной профилактической активности является создание групп социальной поддержки лидеров- сверстников, лидеров- родителей и лидеров-педагогов, групп само - и взаимопомощи. В одиночестве трудно преодолеть сложную кризисную ситуацию. Если у ребенка отсутствует социальная среда, способная поддерживать его, такую среду необходимо создавать.

Мультикомпонентные программы учитывают индивидуальные и средовые аспекты профилактики (школьные, семейные, общественные и т.д.). Мультикомпонентный превентивный подход является наиболее перспективным, поскольку установлено, что эффективность программ прямо пропорционально связана с количеством включенных в нее компонентов. Цель мультикомпонентных программ получить синэргический эффект при комбинации различных превентивных стратегий.

Примером данного подхода могут служить превентивная модель, основанная на интеграции социальной поддержки и психологического обучения. Эта модель использует тренинг социальных навыков и опирается на сети социальной поддержки сверстников и учителей. У обучающихся развиваются навыки позитивных межличностных взаимоотношений, повышения самооценки и интернального локуса контроля, навыки резистентности к давлению среды, формируется мотивация на успешную учебу в школе.


Особенности профилактической работы

с подростками старшего школьного возраста.

При работе с подростками специалист может столкнуться с определенными стереотипами, сформированными у подростков по отношению к взрослому. Эти стереотипы могут существенно затруднять процесс работы и снижать ее эффективность, поэтому одной из важнейших задач ведущего является преодоление этих стереотипов и формирование представлений о том, что работа со взрослым может быть построена на партнерстве и доверии.


Наиболее распространенные мнения и убеждения подростков о взрослых:



  1. «Взрослые не хотят понять меня». Ведущий может эффективно взаимодействовать с подростком, только если внутренней мир ребенка для него действительно интересен.

  2. «Взрослый всегда оценивает и решает, что правильно, а что нет». Ведущему следует избегать при работе с детьми оценочных суждений, ему необходимо делиться своими чувствами и своим мнением.

  3. «Взрослые всегда уверенны в своей правоте». Ведущему следует относиться к информации, полученной от подростка с уважением и доверием.

  4. «Взрослые никому не дают право на ошибку». Ведущему следует помнить, что любой опыт даже негативный при условии принятия и переосмысления является ресурсом для личностного роста.

  5. «Взрослые всегда навязывают свою волю». При работе с детьми следует учитывать их желания и потребности.

  6. «Взрослому всегда можно «надавить на жалость» и добиться своего». Ведущему следует быть уверенным в своей позиции и не поддаваться на манипуляции.

  7. «Взрослые часто бывают с детьми не искренними». Среди подростков, особенно уязвимых групп, много тех кто не раз в своей жизни был обманут взрослыми и поэтому они очень чувствительны ко лжи. Завоевать доверие подростков важнейшая задача ведущего, которую он может достичь, только будучи предельно искренним и правдивым во взаимоотношениях с детьми.

Для преодоления стереотипов необходимо научиться конструктивно общаться, в этом могут помочь следующие рекомендации:



    • При первой встрече с подростками важно продемонстрировать, что у вас есть общие взгляды на самые разнообразные вещи. Добиться этого можно путем задавания ряда эмоционально нейтральных вопросов с заведомо прогнозируемым положительным ответом.

    • В речи ведущего желательно не употреблять категорических суждений, а высказываться, используя выражения типа «наверное», «скорее всего», «возможно», «пожалуй, я могу с тобой согласиться», «у меня схожее мнение», «я тоже так думаю», «в твоих словах есть здравый смысл».

    • Необходимо демонстрировать внимание и заинтересованность к увлечениям интересам подростка, какими бы незначительными, на взгляд ведущего они не были. Можно попросить подростков рассказать о своих увлечениях более подробно, задавая ему ряд уточняющих вопросов и проявляя интерес.

    • Не стоит спорить с подростком, отстаивая «истинную» точку зрения, потому что в большинстве случаев главной задачей ведущего является преодолеть отчуждение ребенка, а не установить истину.

    • Не стоит сомневаться в том, что подросток рассказывает о себе или о других людях. Потому что ребенок рассказывает о себе с целью повысить чувство собственного достоинства, а в рассказах о других поднимает волнующие его темы, за которыми стоят его собственные проблемы. Ведущему важно принять полученную информацию и тем самым помочь снятию внутреннего напряжения у подростков.



Трудности групповой работы. И как с ними справиться.
В процессе групповой работы часто возникают проблемные ситуации. Причинами таких ситуаций в групповой работе с подростками могут быть:


      • Нарушение конфиденциальности – серьезная проблема, поскольку групповая работа основана на доверительных отношениях, в частности на уверенности, что никто из группы не расскажет о том, что происходит в группе.


Что делать? Во время подготовки к групповой работе уделите достаточно внимания вопросам доверия; обсудите правила конфиденциальности и последствия его нарушения; обозначьте пределы конфиденциальности (теоретическая информация должна распространяться, а личная является закрытой).


      • Образование группировок – то есть небольших подгрупп или пар, с уже установившимися отношениями. Это может отрицательно сказаться на сплоченности всей группы. С другой стороны, внутри группировок существует достаточный уровень сплоченности и это можно использовать в полезных целях.

Что делать? Предотвратить появление группировок можно, если проводить с самого начала упражнения с постоянной сменой участников в парах и микрогруппах. При противопоставлении участников – можно разделить их, рассадить порознь.


      • Привлечение к себе внимания (позерство). Целью отдельного участника является желание постоянно быть в центре внимания всей группы. Подростки часто нуждаются в этом и пытаются этого добиться всеми возможными и даже негативными способами.

Что делать? Избегайте невербального подкрепления (улыбки, одобрительные кивки) когда видите, что подросток работает на публику. Разбейте группу на пары, а сами составьте пару с участником, активно привлекающим к себе внимание. Установите для каждого лимит времени. Подчеркните, что работа и внимание группы должны быть распределены равномерно между всеми участниками. Обращайтесь к другим участникам, особенно к застенчивым.

Чтобы подбодрить тихих и не словоохотливых – задавайте им не сложные вопросы, вовлекайте в работу по парам, чтобы им приходилось делиться ответственностью за ответ с напарником. В ролевой игре давайте им доминирующие роли, постарайтесь посадить их с активными участниками, поддерживайте инициативу, опрос проводите по кругу.





      • Сопротивление. Иногда сопротивление кажется преднамеренным, но это не так. Оно может проявляться в следующих формах поведения: демонстративное неповиновение ведущему, молчание, открытое выражение недоверия, попытки спровоцировать ведущего на агрессию.


Что делать? Можно встретиться с каждым из сопротивляющихся участников перед началом занятия и попытаться доходчиво объяснить для чего создается группа, скажите, что у каждого члена группы есть право покинуть ее. Если сопротивляющийся один в группе не тратьте на него слишком много сил в попытке прекратить сопротивление. Позвольте ему выразить свой гнев по поводу того, что ему приходится участвовать в группе, после этого оставьте его в покое и продолжайте работу дальше. Если подросток проявляет враждебность, молчит или язвительно разговаривает, попросите его рассказать, что заставляет его вести себя подобным образом. Используйте методики и практические задания, которые требуют активных действий, не ждите, что участники будут сидеть и просто разговаривать как взрослые. Пусть они делают или создают что-то конкретное, изучая новые модели на практике.


      • Споры – нормальное явление в групповой работе, поскольку в межличностном общении часто возникают различные мнения по обсуждаемым вопросам. Однако большинство подростков не умеют корректно выражать свое несогласие и не владеют методами разрешения конфликта.

Что делать? Переведите спор в дискуссию, для того чтобы подростки учились разрешить конфликт конструктивным методам. Используйте возникающие эмоции для углубления взаимоотношений между участниками. Используйте различия во мнениях для цели обучения. Попросите участников открыто высказывать свои мысли, а затем предложите остальным поддержать одну из сторон или высказать свою точку зрения.


      • Обезличенные и обобщенные высказывания. Вместо «я» участники говорят «мы» или «каждый», формулируют общие принципы «человек по-сути, такой-то» и предпочитают обращаться ко всей группе, а не к отдельным людям. В то время, как только конкретное обращение к конкретным людям является условием продуктивного взаимодействия в группе.

Что делать? Необходимо указать на особенности поведения членов группы и предложить чаще обращаться к конкретным участникам. Необходимо объяснить, что когда участники высказывают свое личное мнение и идентифицируют себя как личность со своими высказываниями, другие люди слушают их более внимательно и заинтересованно.


      • Постоянные вопросы. Вопросы полезны только тогда, когда они углубляют взаимодействие, заставляют размышлять, обозначают несогласие. Вопросы бесполезны и даже вредны, если они являются попыткой рационализировать чувства, завуалировать критику, выразить враждебность по отношению к другим.

Что делать? Ведущий должен понимать, что такой способ поведения хоть и комфортен, но не эффективен, поэтому необходимо предлагать таким участникам переформулировать вопросы в утвердительные высказывания.


      • Шутники – «клоуны» в группе – дружелюбный вариант саботажников. Своими постоянными и неуместными шутками такие участники мешают серьезным намерениям других участников. Благодаря своим шуткам они получают внимание.

Что делать? Необходимо позаботиться о том, чтобы каждый участник увидел свои сильные стороны и смог получить от остальных достаточно позитивную реалистичную обратную связь.


      • Самобичевание. Некоторые участники постоянно обвиняют либо сами себя, либо группу, делая неблагоприятные прогнозы. Таким способом они маскируют свою потребность в помощи и внутреннее одиночество.

Что делать? Ведущий может предложить участнику походить по комнате и поиграть в настоящего нигилиста, который в смешном виде изображает все, что происходит в группе, это может помочь участнику понять бессмысленность своего поведения.


      • Посторонние разговоры. Многие участники склонны порой тихо шептаться со своим соседом, когда другой говорит. Эти разговоры вызывают недоверие и раздражение у других.

Что делать? Спросить шепчущихся участников готовы ли они сообщить содержание своего разговора всей группе. Обратить внимание участников на правила.


      • Стремление постоянно играть – игры важны для вовлечения участников в работу, для возбуждения интереса к процессу и для достижения ощущения безопасности, но они не могут заменить основной работы.

Что делать? Интерактивные игры нужно применять дозировано.
И еще некоторые практические советы:
В случае если подросток высказывает грубость в ваш адрес, Вам следует нарушить логику действий подростка. Например, обратится к нему с искренней просьбой повторить сказанное им, ссылаясь на то, что вы недослышали. «Простите, я не расслышал. Вы кажется что-то сказали?» Это подтолкнет ребенка к поиску более культурных форм обращения. Используйте технику «наивного удивления: «Это Вы мне?» «Разве так бывает?» «Вы действительно так сказали?» Это поможет Вам сохранить собственное достоинство.
Если подросток проявляет нетактичность или мешает проведению занятия, высказывая: «Достали, сколько можно делать одно и тоже!». Вам следует вернуть ему фразу в окультуренном варианте: «Если я Вас правильно понял(а), Уважаемый Виктор, то Вы хотели сказать – «Не могли бы мы отдохнуть немного и заняться чем-нибудь другим?! Разве я могу отказать Вам в такой просьбе?».
Помните! Что Вы не сможете сохранить собственное достоинство, если потеряно достоинство подростка.

Делайте акценты на добрых намерениях подростков, которые внешне проявились в негативной форме. «Ты, наверное, хотел сделать комплимент? Спасибо! Мне приятно твое внимание».

Рассматривайте поступки подростков с позиции доброжелательности. «Конечно, всякий кто имеет такой проницательный ум как у тебя, схватывает все на лету. Соответственно, тебе не интересно повторять одно и тоже много раз…»

В моменты, когда подросток отвлекается, полезно задать ему прямой вопрос: «Петр, что ты думаешь по данному вопросу». Такие вопросы отвлекают от плохого поведения и направляют внимание подростка.

Попросите об одолжении: «Гаврил, помогите, пожалуйста, раздать всем дополнительные материалы к заданиям».

Измените деятельность.
Дети, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, показывают, что хотят взаимодействовать со взрослыми, но не знают как общаться в позитивной манере.

Подростки ведут себя плохо, потому что для них важно быть главными. Они провоцируют взрослого перед группой, так как им необходимы зрители.

Не вступайте в конфронтацию. Акцентируйте внимание на поступках, а не на личности подростка, обсудите поступок позже. Не обостряйте ситуацию. Позвольте подростку сохранить чувство собственного достоинства.


Давайте подросткам возможность проявить свою активность во время занятия: привлекайте к решению самых разнообразных проблем при проведении семинара. Просите высказать и обосновать предпочтения в ходе группового занятия. Принимайте правила вместе с детьми. Привлекайте подростков для работы тренером в ходе семинара.
Для подростков группы риска ключ к успеху в групповом занятии – это «УЧАСТИЕ». Когда подростки вносят свой собственный вклад в групповые отношения, они чувствуют свою «нужность». Это дает им ощущение сопричастности, включенности в общую жизнь – мощный фактор личностного развития (повышение самоуважения). Дети с более высоким самоуважением могут лучше и больше вносить в групповые отношения. Так по спирали улучшается, и качество участия в группе и увеличивается польза от выполнения упражнений.

Некоторые подростки в ответ на реальную или вымышленную обиду, начинают мстить кому-то из взрослых или сверстников в процессе групповой работы. Вам следует строить свои отношения так, чтобы в них чувствовалась забота о них. Следует обучить ребят приемлемым способам выражения своей душевной боли и страдания.
Соглашайтесь с подростком, когда он говорит нечто, способное, по его мнению, вывести Вас из равновесия. Он меньше всего ожидает, что Вы согласитесь с ним. Это озадачивает. Согласие – отличный способ прекратить сопротивление.
Некоторые дети так сильно бояться поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Они избегают общения и остаются в изоляции.

Ищите два плюса на каждый минус, когда дети испытывают неудачу. При негативном высказывании подростка о самом себе и о своей работе – вслух скажите о нем не менее двух позитивных утверждений.

Перед выполнением задания попросите подростка повторять «Я смогу» перед сложным заданием или когда Вы видите признаки подступающей неуверенности.

Методическое обеспечение программы

Требования к ведущим группы


  • Ведущий должен иметь достаточное представление о проблемах, связанных с формированием здорового жизненного стиля, ВИЧ\СПИДа и употребления ПАВ, обладать необходимыми знаниями и информацией.

  • Ведущему надо очень ясно понимать что: подростки имеют вполне определенные физиологические возрастные особенности, и они имеют право быть не такими как взрослые люди; существует поведение риска ВИЧ-инфицирования и развитие зависимости от ПАВ среди подростков.

  • Ведущему необходимо иметь свою собственную здоровую позицию по отношению к употреблению ПАВ. Подростки, как никто другой, остро чувствуют ложь и замешательство со стороны ведущих.

  • Ведущий должен обладать достаточно высоким уровнем личностного здоровья. Ему самому необходимо быть ответственным за свою жизнь, иметь адекватную самооценку, уметь делать выбор, иметь навыки общения и решения своих личных проблем - одним словом уметь и иметь все то, что мы хотим от детей, с которыми работаем.

  • Ведущий должен обладать определенными профессиональными навыками.

Специалисты, имеющие опыт ведения детских и подростковых профилактических групп выделяют следующие важные способности ведущего:



  • Умение войти в мир подростков, не нарушая границ личности (своей и подростка)

  • Умение создать безопасную и поддерживающую обстановку

  • Умение нести знания “между слов”, т.е. умение пользоваться невербальным компонентом общения

  • Помнить и уважать себя в подростковом возрасте

  • Знание подростковых стилей и способов овладения материалом и иметь большой багаж различных форм активности.

  • Уметь получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.

Разминки:
Упражнение «дни рождения»

Участники молча строятся в линейку по принципу дат своего рождения. Упражнение направлено на знакомство, сплочение. Возможно участие от 5-30 детей.


Упражнение «Я никогда не…»

Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..». (Например - «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Тренер заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности. Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Упражнение дает возможность завязать знакомство в игровой форме, разряжает обстановку.


Игра «путаница».

Каждый из участников берет за руки двух других, стоящих, далеко друг от друга. Задача – «распутаться» не разнимая рук. Игра направлена на сплочение, выработку бережного отношения друг к другу, снятие возбуждения. В ней могут принимать участие 5-10 ребят.


Упражнение «ассоциации».

Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и тот, у кого в руках оказывается мяч, называет любое слово. Тот, кому мяч был брошен заново, называет слово - ассоциацию к сказанному предыдущим участником. Техника направлена на знакомство участников, на развитие ассоциативного мышления.


Упражнение «Чувства».

Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый участник, у кого в руках мяч называет чувство. Тот, кому мяч достался заново, называет чувство - противоположное названному предыдущим участником. Техника направлена на знакомство участников, на развитие эмоциональной сферы.

Упражнение «перемигивания».

Половина группы сидит на стульях лицом в круг, другая половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади, переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того, кто стоит за стулом не пустить (поймать) «своего» сидящего. Упражнение направлено на разрядку, сплочение, проявление личных симпатий. В технике могут принять участие нечетное количество человек.

Упражнение «Имена-качества»

Каждый участник называет какое-либо качество личности или свойство характера, начинающееся на первую букву собственного имени (например: Лариса - любовь, Сергей - скромность). Упражнение направлено на знакомство, создание доброжелательной атмосферы, осознание себя как личности. Оно подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно


Лист «Как я сегодня себя чувствую»

Участники делают записи по поводу своего самочувствия на чистом листе бумаги. Затем каждый из участников делится с группой написанной информацией. Проводится обсуждение.


Упражнение «зоопарк».

По предложению тренера все участники изображают каких-либо животных (движения и звуки).Упражнение направлено на разрядку, проявление фантазии, выход энергии. В упражнении может принять участие от 5-25 ребят.


Упражнение «Эхо»

Один человек что-либо говорит группе, стоящей напротив него. Группа повторяет его слова как эхо. При желании можно добавлять жесты. В упражнении могут участвовать от 5-25 человек.

Упражнение «Да-нет»

Ведущий произносит утверждение (например - «Я люблю смотреть футбол»). Все вытягивают руку и если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны - вниз. Постепенно характер утверждений становится более серьезным (прим. - «Мне иногда бывает одиноко»). Утверждения может произносить любой участник группы. Данное упражнение помогает увидеть общность и уникальность каждого. Можно использовать для перехода к работе над серьезными темами. Количество участников может быть любое.


Игра «Салки – обнималки»

Ведущий объясняет, что водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним. В игре могут принимать участие 6 – 30 человек.


Игра «слепые паровозики»

Участники сцепляются в маленькие паровозики по двое или по трое. Тот, кто находится спереди, закрывает глаза и прислушивается к движениям последнего. Тот, кто в середине – ведом последним членом паровозика. Игра происходит молча. Интересно когда одновременно двигается не меньше 5 паровозиков. Упражнение направлено на сплочение группы, снятие напряжения, получение опыта ответственности и доверия или недоверия к партнеру, развитие внимания к телесным ощущениям. Из–за включения телесного компонента, у подростков возможно возникновение разнообразных эмоций. Изучение материала этой игры дает возможность исследовать телесные проявления доверия и недоверия участников. В игре может участвовать любое количество участников.


Упражнение «Вход - выход из круга».

Задача одного из участников любым способом выйти или войти из круга, задача группы не дать ему это сделать. Применимы любые методы. Упражнение направлено на отработку навыков противостояние группе, умение убедить, сказать «нет». Оно может стимулировать групповой процесс. В упражнении могут участвовать от 6 – 12 человек.

Игра «белые медведи»

2-3 человека берутся за руки цепочкой и образуют группу «белых медведей». Задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный пингвин» становится «медведем». Для проведения упражнения требуется безопасное помещение. В игре может участвовать от 5-25 человек.

Игра «салки по трое»

Три человека берутся за руки, образуя треугольник. Четвертый должен «осалить» одного из тройки, а двое других должны его защитить. Водящему нельзя протягивать руку через центр. Количество участников должно быть кратно 4. Упражнение направлено на развитие взаимовыручки, опыта защищать и быть защищенным, на снятие напряжения.


Упражнение «собака»

Один из участников начинает описание животного (например, своей собаки) одним предложением и показывая жестом какую-то черту. Следующий участник, повторяя высказывание и жест предыдущего, прибавляет свою черту (слово и жест) и так далее. Упражнение направлено на разрядку, снижение возбуждения, сплочение. В упражнении могут принять участие от 6-20 человек.

Упражнение «Черные шнурки»

Все сидят на стульях в кругу, тренер - в центре круга. Он предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всех участников найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто не нашел себе места на стульях, становится ведущим. Упражнение направлено на разрядку, дает возможность увидеть общее, проявить фантазию.

Упражнение «кочки».

На листочках бумаги пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги (А4). Задача - не становясь на пол, построится в таком порядке, чтобы слова пословицы распределились в законченную пословицу последовательно. Упражнение направлено на сплочение, разрядку, выработку групповой стратегии решения проблемы.

Упражнение «Птицы, блохи, пауки».

Группа делится на две команды. Члены каждой команды «в тайне от членов другой» решает, кем она будет - «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное. Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду. Упражнение направлено на разрядку, концентрацию внимания. Для игры необходимо просторное помещение.


Упражнение «третий лишний»

Тренер приглашает двух участников на роль водящих. Один водящий становится «догоняющим», второй - «беглецом». Остальные участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Все пары встают в круг. «Догоняющий» и «беглец» бегают вокруг круга. Если «беглец» становится впереди любой пары, тот, кто стоит сзади оказывается «третьим лишним» и становится «беглецом». Если «догоняющий» дотрагивается до «беглеца», они меняются ролями. Упражнение направлено на снятие напряжения. В нем могут участвовать от 14 –30 человек.

Упражнение «1,2,3,4,5»

Участники произносят счет «1,2,3,4,5» делая движения руками (как бы стуча в дверь сначала правой, потом левой рукой, сначала на уровне головы, на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз «ХИ», затем назад и 5 раз «ХА». Убыстряя темп игры, делают это 5 раз, затем 4, 3, 2, и 1. Упражнение направлено на снятие напряжения, позитивные эмоции. Количество участников – любое.


Упражнение «Вася-Вася»

Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка нужно назвать свое имя, во время второго - имя человека, на которого смотришь. Важно не сбиваться с ритма. Упражнение можно использовать для знакомства, развития внимания, наблюдательности и координации

Во время называния чужого имени, желательно, смотреть на адресата. У участников с медленным типом мышления могут возникнуть сложности, они могут выпадать из процесса. В упражнении могут участвовать от 5-10 ребят.

Упражнение «Дракон»

Все участники встают в цепочку. Первый участник - «голова дракона», последний - «хвост». Голова должна поймать хвост. Упражнение направлено на разрядку, сплочение. Необходимым условием является безопасное помещение. В упражнении могут участвовать от 5 – 15 человек.

Упражнение «бурундуки»

Тренер подходит к каждому участнику и шепчет ему на ухо название животного, которым он его назвал. Затем все участники встают в круг берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек, должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда тренер называет животное, которым названо большинство членов группы. В игре могут участвовать от 10-30 детей. Упражнение дает возможность разрядиться, посмеяться, отработать навыки противодействия с группой.
Упражнение «Фруктовая корзина»

Участники сидят в кругу, водящий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Водящий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача водящего успеть занять место. Человек, оставшийся без места становится ведущим. Упражнение направлено на разрядку. В нем могут участвовать от 6-15 человек.


Упражнение «паровозики»

Участники разбиваются на команды, по 5-6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, все остальные «слепые». Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Тренер дотрагивается до последнего «вагона» и он переходит на место паровоза.

Упражнение направлено на развитие сплочения, получения опыта ответственности и беспомощности, доверия к другим участникам. Тренер должен следить за безопасностью участников. Для упражнения необходимо просторное, безопасное помещение. Количество участников от 5-30 человек.
Упражнение «поросята и котята»

Участники делятся на группы: «поросят», «котят» и «утят». Все закрывают глаза и, издавая соответствующие звуки, находят своих «собратьев». Тренер заранее говорит, что он играть не будет, так как должен следить за безопасностью. Для проведения упражнения требуется безопасное помещение.


Упражнение «Разгоняем паровоз»

Участники делают по кругу по два хлопка в ладоши. Задача - постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды тренера. Затем задача меняется - теперь участники должны увеличивать интервалы между хлопками до команды тренера. Упражнение направлено на сплочение, ощущение общности группы.


Упражнение «Создай скульптуру»

Один из участников изображает из себя скульптуру и говорит ее название тренеру. Все участники по очереди входят в комнату, называют увиденную скульптуру и достраивают ее с помощью своего тела. Упражнение направлено на развитие внимания к телесным проявлениям и навыкам овладения собственным телом, развитие фантазии. В ней могут участвовать от 6-12 человек.

Упражнение «бабочка-ледышка»

По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка. Упражнение направлено на развитие воображения, внимания к тактильным ощущениям.


Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»

Участникам раздается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа, и он делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так рисунок проходится весь круг. Затем рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается.

Упражнение направлено на стимулирование группового процесса, разрядку, выражение агрессии. Эффективнее всего проводить работу в группах 5-7 человек. Максимальное число участников - не более 12 человек. Если группа слишком большая ее можно разбить на подгруппы.
Упражнение «поджигатель»

Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают - издают громкий вопль. Тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать у некоторых участников напряжение. Упражнение направлено на разрядку, сплочение группы. В нем могут участвовать от 6 – 12 человек.


Упражнение «ритм»

Участники по очереди задают ритм хлопками так чтобы он вписывался в уже звучащий. Упражнение направлено на сплочение и ощущение общности группы снятие возбуждения, разрядку. Количество участников любое.


Дополнительные упражнения:
Игра «Волк и семеро козлят»

Участникам раздаются листочки бумаги с надписями «волк», «коза», «козленок». В результате группа оказывается поделенной на три части в соответствии с указанными надписями. «Козлята» идут в свой «дом», а «волки и «козы» (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить что они «козы» и что им надо открыть дверь. «Козлята» решают пускать или нет. Если по ошибке в «дом» «козлята» пустили «волка», то он забирает 1-2 «козленка», если «козу» не пустили, то 1-2 «козленка» «умирают» от голода.


Упражнение «рисунок на спине»

Участникам прикрепляется к спине листки бумаги. Все хаотично ходят по комнате и делают рисунок на спинах то, что им нравится в этом человеке. Упражнение дает опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе. Задачу можно усложнить – например, рисовать то, что бы хотелось изменить в этом человеке. Возможно при достаточном уровне безопасности в группе. Количество участников – любое.


«Вопросы на листочках»

Каждый пишет на маленьком листочке бумаги вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант - на который сам бы хотел ответить). Листочки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался. Целью упражнения является дальнейшее знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны.


Упражнение «надписи на спине»

Участникам прикрепляется к спине листки бумаги. Все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке. Упражнение дает опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе. Задачу можно усложнить – например, писать то, что бы хотелось изменить в этом человеке. Возможно при достаточном уровне безопасности в группе. Количество участников – любое.


Упражнение «клубок»

Каждый из участников, держа в руках клубок ниток, говорит о том, как его лично коснулась обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно распутать, а можно скомкать. Упражнение направлено на осознание общности проблем и возможности взаимной поддержки. Тренеру следует задать тон серьезного разговора. В результате упражнения могут возникнуть глубокие переживания.


«Карта моей души»

Рисунок на чистом листе бумаги. Участникам дается инструкция нарисовать карту своей души, представив ее произвольным образом, например в виде: земного шара, материка, острова или чего-то еще. Необходимо дать названия объектам, находящимся на карте. Затем рисунок показывается группе, участник рассказывает о своем рисунке. Упражнение направлено на формирование «Я-концепции», более глубокого отношения к себе и друг к другу. Количество участников 10-20 человек.


Упражнение «Зеркало»

Упражнения проводится в парах. Один человек повторяет движения другого. Затем происходит обмен ролями. Возможен вариант - вся группа повторяет движения одного человека. Количество участников может быть любым.


Упражнение «горячий стул»

Один из участников садится в центр круга, остальные члены группы сообщают ему, с чем (или кем) он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания всех участников во время упражнения. Упражнение помогает участникам получить навык восприятия мнения окружающих о себе, провоцирует возникновение сильных переживаний, развитие группового процесса. Выполнение этого упражнения возможно только при достаточно высоком уровне безопасности в группе и способности участников говорить о своих переживаниях, не высказывая оценочных суждений. В упражнении могут участвовать от 10 –20 человек.


«Мои особенности и преимущества»

Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например, на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. Техника помогает формированию позитивной самооценки, внимания к собственной личности и к особенностям другого.


Упражнение «Построение живых цепочек»

Один из участников выступает в роли водящего, говорит, что он «увидел- почувствовал-подумал-сделал»... Другие участники выстраиваются в цепочку, изображая его слова, стараясь при помощи пантомимы выразить сказанное. Затем игра продолжается по кругу, каждый участник за время игры успевает побыть водящим и «звеном живой цепочки».


«Эмоциональная гимнастика»

Участникам предлагается:

-походить как - младенец, глубокий старик, лев, балерина;

-посидеть как - пчела на цветке, наездник на лошади, падишах, пассажир в «Мерседесе»;

-попрыгать как - кузнечик, кенгуру;

-нахмуриться как - осенняя туча, рассерженный учитель, разъяренный отец,

-улыбнуться как - кот на солнышке, само солнышко, хитрая лиса, радостный ребенок;

удивиться «как будто ты увидел чудо»;

-испугаться как - ребенок, потерявшийся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок на которого лает собака;

-позлиться как - ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили;


Упражнение «закрашивание контуров человечков»

Участникам раздаются листы бумаги с контурами человека (листы подготовлены заранее). Под медитативную музыку членам группы предлагается вспомнить, когда они испытывали то или иное чувство, свои ощущения в теле в это время, мысли и действия, а затем изобразить на контуре человека данное чувство (желательно используя разные цвета).

Упражнение направлено на развитие внимания к собственным чувствам и переживаниям, установление связей между переживанием эмоций и проявлением этих переживаний на телесном, интеллектуальном и поведенческом уровне.
Рисунок «Что мне нравится в себе».

Рисунок на чистом листе на данную тему или надписи на бланках (например, на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. Помогает формированию позитивной самооценки, внимания к собственной личности и к особенностям другого.


Упражнение «групповой рисунок».

Участники по очереди подходят к листу ватмана и рисуют, стараясь создать



общую композицию. Техника направлена на сплочение группы.






Смотрите также:
Учебно-методический комплекс к программе по формированию здорового жизненного стиля для школьников 10-11 классов
330.02kb.
1 стр.
Цель: формирование здорового образа жизни у учащихся 7 – 8 классов Задачи
286.55kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей
3658.9kb.
19 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «гражданский процесс»
1444.15kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство»
133.82kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
777.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
118.62kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
201.51kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100. 62 «Инструментальное исполнительство»
174.03kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100 (050720) «Физическая культура»
358.4kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
1010.5kb.
5 стр.