Главная
страница 1страница 2страница 3
Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”
Краткое содержание

Пролог)Раз на столбовой дороге сошлись семь мужиков из разных деревень уезда Терпигорева. Заспорили они о том, кому живется хорошо на Руси?Но спор свой никак не могли разрешить. Наконец, за своей перебранкой не заметили они, как наступил вечер. Домой пути было верст тридцати, поэтому мужички остались ночевать в лесу. Спор разгорелся пуще прежнего, весь лес сбежался “полюбоваться ” на такое побоище. Наконец, устали мужики, начали готовиться ко сну. Тут заметили они упавшего птенчика пеночки, которая за его спасение пообещала им скатерть самобраную. Найдя с помощью птички скатерть, они решили отправиться в далекий путь узнать, кому же живется вольготно на Руси.

Глава 1)Ближе к вечеру на следующий день повстречали крестьяне попа, и обратились с просьбой разрешить их спор и доложить, вольготно ли живется ему на Руси.

Начал поп рассказывать: почетом он не окружен, его называют породой жеребячьей, складывают о нем балагурные сказки, некоторые обходят на дороге. Богатство у попа тоже незавидное. Во времена далекие, когда еще огромное количество помещиков живало на их земле- вот было раздолье. На венчание, отпевание приглашали священников. Глава2)Оставили крестьяне бедного попа, пошли дальше по деревням. В этот день все жители близлежащих деревень были на ярмарке. Ходят мужики, диву даются, рассматривают палатки, товары, смотрят на народ, слушают их разговоры. Видят, как покупают картины с генералами “ поосанистее”, как играет помещичий театр.

Глава3)Дошли наши крестьяне до дорожного столбика и услышали голос Павлуши Веретенникова, который с крестьянами беседовал и всячески на ярмарке им покровительствовал. Но вот он говорит, что пьют крестьяне много - их главная беда. Тут выступил крестьянин- Яким Нагой, и говорил, что не мерится хмель русский так же, как и горе русское, просил Павлушу посмотреть на труд крестьянина, прежде чем его осуждать. Павлуша не обиделся и выпил с ними заодно. Мужички тоже сели неподалеку и расстелили свою самобранку.

Глава4) Приглашают мужики весь народ выпить и рассказать о своем счастье. Подходит солдат, еле живой, рассказывает, что он счастлив потому, что не убит. Другой счастлив умереть на своей родине. Подходит рваное, с заплатами “счастие мужицкое”. Но наконец рассказывается история про поистине счастливого человека Ермила Гирина. Про то, как он мельницу покупал на деньги народа, про то, как его выбрали бурмистром, про то, как он. Совершив грех, покаялся и ушел с поста.

Глава 5)Вскоре встречают крестьяне помещика, и, преградив ему дорогу. Просят рассказать, как живется ему на Руси. Гаврила Оболт-Оболдуев вспоминает о прежнем хорошем житье-бытье, о том, что раньше ценилась древность рода, он вспоминает и о прежних охотах, о праздниках, а затем вопрошает: смотря на все реформы, проведенные в стране правильно ли они, помещики, поняли свое назначение? Разве нужно им было работать и учиться, а не поддерживать род постоянными красивыми пирами.

Часть вторая

Глава 1)Пришли на Волгу странники. Увидели широкие покосы и вспомнили радость работы, стали косить. Тут встретили они старика Власушку, с которым разговорились о помещике, который в то время приехал с катания на лодке и начал завтракать со всей своей семьей.

Помещик то был с важным чином, но уже в годах. Как только услышал он новых порядках, так схватил его удар. Но как приехали сыны его с грамотой, то он точас встал и начал честить всех помещиков, которые предали свои дворянские права. Наследники-то и обратились крестьянам, дабы они согласились время некоторое пожить по старым правилам, а потом получили бы заливные луга.Они и согласились. Старосту нового, специально для помещика выбрали и пошли дурачиться. Рассказали историю бедного Агапа, которого вели на порку к князю мертвецки пьяного, и в эту же ночь он скончался.

Пошли мужики вместе с Власом смотреть на помещика. Тут Клим(новый староста) предложил помолиться за князя. Он очень растрогался, но когда в толпе прозвенел несдержанный смех, велел сразу же наказать. Спасла ситуацию женщина, сказав, что это её маленький сын по неопытности. Уехал помещик. Но в этот день в лодке ип сулчился с ним удар. Крестьяне не получили законных земель, и еще долго тягались с наследниками.

Глава1)Пришли мужики в другую деревню. Встретили там Матрену Тимофеевну, губернаторшу. Может она и есть счастливая? За работу она согласилась рассказать им свою жизнь. До замужества жила она счастливо, к работе её не принуждали, плясала, пела.

Глава2)Замуж выдали её рано, но по любви. Приехав в семью, не нашла она ни одно нежного отклика. Мужа все время не было дома, и защищать её было некому. Но как приезжал Филлипушка, катал её на санках, горя как и не было. Раз только муж побил её, за то, что башмаки сестре его, Оленушке помешкалась дать она. Вскоре родила она сына Демушку. Никак не могла нарадоваться, и все терпела. Тут стал докучать ей управляющий, и никто не жалел её, кроме дедушки.

Глава3) Дедушка Савелий, жил в доме особливо, недолюбливал своих родных, и его не любили. Сблизился он только лишь с Матреной.Однажды спросила она у него. Почему его зовут клейменным каторжником? На то последовал ответ: На каторге он был, за то что как-то прогневавшись немца, их нового хозяина, закопали крестьяне его заживо в землю.

Глава4) Не хотела Матрена ходить на работы, пока воспитывала маленького демушку, но свекровь приказала оставить его с Савелием, а самой идти косить. Дедушка недоглядел за правнуком, заснул, а того свиньи замучили.Матрена Тимофеевна была безутешна, обвиняла всех в убийстве.

Глава5,6,7) Долго горевала Матрена, Савелий ушел в монастырь. Но горе проходит, и у неё родились еще дети, которых также приходилось оберегать от издевок своих родственников. В одну морозную ночь приходит к Матрене свекор и говорит, что вероятно её мужа тоже из-за рекрутчины заберут. Бедная женщина понимает, что без своего единственного защитника она совсем пропадет и идет ночью Богу молиться. Решается она в город идти, просить милости у губернаторши, дабы не забирали Филиппа на службу. Губернаторша ей помогает и в её доме у нее рождается еще один ребенок. Теперь она правит домом, на её руках все хозяйство. Действительно, не дело затеяли мужики искать счастливых среди женщин.

Часть четвертая.

Вступление, глава1) Снова зашли мужики в ту деревню, где повстречали Утятина-князя. Шел пир на весь мир. Просят крестьяне спеть молодого юношу, Гришу Добросклонова. Спел он им три песни про несчастье крестьянское, а потом и заспорили все, если уж речь зашла о том, кто грешней: кабатчики, помещики или крестьяне.

Глава2)Заговорили кретьсяне о богомольцах, рассказывали что и к ним захаживали, тразличные истории рассказывали. Вот они и вспомнили историю про атамана Кудеяра, который довольно нагрешил в своей жизни и должен был смыть этот ужасный грех тем, что спилил бы дуб ножом, коим и убивал всех. Но вот раз мимо него проехал один пан и начал ему советовать бросить это дело и жить как он – холопов вешает, губит, а спит хорошо. Не выдержал такого хан Кудеяр, и заколол его ножом. Тут и упало дерево.

Глава3,4) Снова рассказывают разные истории, поют песни. Например, в песне “Голодная” крестьяне говорят, что причина всему голоду- крепостное право.

Глава5) Пир продолжался аж до утра. Разошлись все, а Гриша стал петь песни о свободе народа.Жил он бедно, в семинарии все время голодал, мать его умерла. Гриша поет о дорогах для Росси, поет о дороге для свободолюбивых. Он поет о России, поет о своей родине.
Персонажи поэмы

Ермил Гирин-

1)“К нему подходишь к первому,

А он и посоветует

И справку наведет;

Где хватит силы - выручит,

Не спросит благодарности,”
2)И молод, да умен!"

И в ноги поклонился нам.

Ни дать ни взять юродивый,
3)Да! был мужик единственный!

Имел он всё, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почет,

Поп

1)Не грешен , не живился я



С раскольников ничем.

По счастью, нужды не было:


2)И поддержать в оставшихся

По мере сил стараешься

Дух бодр!<…> Душа переворотится,

Как звякнут в этой рученьке

Кого вы называете

Породой жеребячьею?

Помещик

1)Гаврилу Афанасьича



Оболта-Оболдуева

Та троечка везла.

Помещик был румяненький,

Осанистый, присадистый,

Шестидесяти лет;

Усы седые, длинные,

Ухватки молодецкие,

Венгерка с бранденбурами,

Широкие штаны.

2)Я в воскресенье светлое

Со всей своею вотчиной

Христосовался сам!

"Колом сбивал их, что ли, ты

Молиться в барский дом?..


3)Я не крестьянин-лапотник -

Я божиею милостью

Российский дворянин!
4)Живу почти безвыездно

В деревне сорок лет,

А от ржаного колоса

Не отличу ячменного,


5)Чему учился я?

Что видел я вокруг?..

Коптил я небо божие,

Носил ливрею царскую,

Сорил казну народную
Яким Нагой

1) Да выискался пьяненький

Мужик,- он против барина

На животе лежал,

В глаза ему поглядывал,
2)Пьем много мы по времени,

А больше мы работаем,


3)А люди мы великие

В работе и в гульбе!


4)Яким Нагой живет,

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!.
5)С тех пор лет тридцать жарится

На полосе под солнышком,


Матрена Тимофеевна

1)Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Гриша Добросклонов:

1)Не надо мне ни серебра, 
    Ни золота, а дай господь, 
    Чтоб землякам моим 
    И каждому крестьянину 
    Жилось вольготно-весело 
2)У Гриши — кость широкая, 
Но сильно исхудалое 
Лицо — их недокармливал 
Хапуга-эконом. 
Григорий в семинарии 
В час ночи просыпается 
И уж потом до солнышка 
Не спит — ждет жадно ситника, 
Который выдавался им 
Со сбитнем по утрам. 

Цитаты, иллюстрирующие использование Некрасовым фольклорных образов и мотивов

1.

В каком году - рассчитывай,



В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

2.

За спором не заметили,



Как село солнце красное,
3.

На лес, на путь-дороженьку


4.

Всех прежде зайка серенький

Из кустика соседнего
5.

Кукуй, кукуй, кукушечка!

Заколосится хлеб,

Подавишься ты колосом -

Не будешь куковать!
6.

Слетелися семь филинов,

Любуются побоищем

С семи больших дерев,

Хохочут, полуночники!

А их глазищи желтые

Горят, как воску ярого

Четырнадцать свечей!
7.

Сама лисица хитрая,

По любопытству бабьему,

Подкралась к мужикам,


8.

Чивикнула, подпрыгнула

И человечьим голосом

Пахому говорит:


9.

"Эй! скатерть самобранная!

Попотчуй мужиков!"
10.

По вашему хотению,

По моему велению,
11.

Коли вы больше спросите,

И раз и два - исполнится

По вашему желанию,

А в третий быть беде!"

12.


Шли долго ли, коротко ли,

Шли близко ли, далеко ли,

Вот наконец и Клин.
13.  Подходит лето красное, 

14. Я клубышком каталася, 


Я червышком свивалася, 

15.
Довольно демон ярости 


Летал с мечом карающим 
Над русскою землей. 

Развитие навыков литературоведческого анализа


1) Поэт называл свое произведение и эпической поэмой, и "эпопеей современной крестьянской жизни". Рассмотрим по отдельности каждую из характеристик.

Эпическая поэма- повествование о прошлом, содержит в себе целостное изображение народа и особый мир героев богатырей.

И для поэмы характерно то самое эпическое единство народа- об этом говорит, в частности, многократно повторенное в авторской речи слово "народ": "видимо-невидимо народу", "народ собрался, слушает", "народ идет и падает", "рассчитывал народ". При рассказе о семи мужиках писатель не выделяет у них индивидуальных черт, облекая их в одно целое.  Эпическое единство проявляется и в повторяющемся обращении крестьян к попу, помещику и т.д.

Герой-богатырь- это Савелий, как его зовут в поэме “богатырь святорусский”, который не мог существовать под гнетом – “клейменный, а не раб”.

Поэма- эпопея- монументальное произведение, отличающееся общенародной проблематикой, разновидность эпоса. В поэме “Кому на Руси жить хорошо ” писатель затрагивает именно общенародную проблему, охватывая всех мужиков, всех крестьян, всех несчастных страны через изображения одного уезда и странствия семи временнообязанных. В это произведение вошли все знания Некрасова о народе, все ведения, собранные за 20 лет. В поэме много героев, также как и во всех романах- эпопеях русской литературы. Но нет “войны великой”, как ,например, в романе эпопее Война и мир. Некрасов ощущал необходимость привнести в свое произведение еще деталей, свойственных для эпопеи. Так можно заметить, что классовое чувство крестьян, чувство ненависти к угнетателям лишь тогда выливается в акт расправы, когда угнетатель является национально чуждым русскому крестьянину.

Вопрос о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», разрешается уже не в рамках счастья отдельных людей, а введением понятия всенародного счастья. Это сближает поэму с эпопеей.

Из других жанров в поэме присутствует жанр сказки, черты которого мы можем наблюдать в самом начале:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке,- традиционный зачин для любой русской сказки. Также черты этого жанра проявляются и в отдельных словах, например пеночки:

По вашему хотению,

По моему велению,- что похоже на сказку “По щучьему велению”.

Жанр плачей и песен также присутствует здесь, особенно в главе “Крестьянка”:



У суда стоять

Ломит ноженьки,

Под венцом стоять

Голова болит,

Песнями прошита и последняя часть поэмы в главах “Горькое время” и “Доброе время”, где именно они, звучащие из уст народа помогают нам понять его состояние:



Беден, нечесан Калинушка,

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Также, если в произведении есть богатырь, то есть и былина о нем- былина о богатыре русском Савелии.


2)Композиция поэмы довольно своеобразна. Сама вся поэма разделена на четыре части по несколько глав в каждой. Каждая глава могла бы стать отдельное историей, сюжетом песни или легенды. Но все части соединены одним образом –дорогой, по которой путешествуют крестьяне, которая пытается привести их к счастливому человеку на земле русской.

Поэма построена по принципу “хорошее- плохое”. На протяжении всего рассказа о странствиях крестьян мы видим, что наряду со страданиями, которых они насмотрелись, скорбными повестями, которые они слушают, от Руси, изображенной на ярмарке, в лесу, в главе “Пир на весь мир” остается волшебно-сказочное ощущение, обилие песен, прибауток, праздников кажется противопоставляется историям о “дырявом счастье”. И хорошо странствовать в таком мире, тем более с радостной, счастливой целью.

Лишь при окончании повествования Некрасов заговаривает о новых людях, как бы подводя итог всему вышесказанному. Вводя Гришу Добросклонова, он показывает , что вот возможно тот человек, возможно странники нашли счасливого, а главное свободного душой. Но как прием в композиции в песне Гриши звучат, слова противопоставленные друг между другом по стилю, а значит эта последняя черта возможно свидельствовала мысль автора о том, что счастье не вложено в руки одного человек- оно вложено в руки народа, разного, радостного.

В целом, если говорить об общей композиции, то повествование построено как описание различных “остановок” на пути мужиков. Каждая глава рассказывает последовательно об определенной встрече, вследствие чего очень легко следить за развитием сюжета. В каждой части мы можем заметить представление одного из народных жанров: в перовй- сказка( герои пускаются в путь, вступление пишется по прототипу сказочного), в следующей- присутствуют лишь народные песни, еще в одной- былина( повесть о Савелии, богатыре).

3) Метафора

Бояре - кипарисовы,

Стоят, не гнут головушки!

Сравнение

А по лугу,

Что гол, как у подьячего

Щека, вчера побритая,

Стоят "князья Волконские"

И детки их, что ранее

Родятся, чем отцы.

Гипербола

Спина... леса дремучие

Прошли по ней - сломалися.

А грудь? Илья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Всё терпит богатырь!
Господь по небу шествует,

И ангелы его

Метут метлою огненной

Перед стопами божьими

В небесном поле путь;
Ирония

(Оболт-Оболдуев) Свой сказ про юродивого

Помещика: икается,

Я думаю, ему!

Сарказм

мы барщинные выросли под рылом у помещика,



Горда свинья: чесалася

О барское крыльцо!),

1)

2)Стилистически особенности речи



В поэме Некрасов использовал огромное обилие разговорной лексики, дабы наделить своих героев говором народа того времени. Но рассмотри поподробнее речь каждого персонажа.

Первой значимой персоной в поэме оказался поп, прямой человек, говорящий правду, даже если она режет слух. Говорит с некой твердостью в голосе, эмоционально, употребляет те слова, которые наиболее подходят в данной ситуации, даже если и являются эмоционально-окрашенными (И песни непристойные, И всякую хулу?...)Говорит, как сказал Фамусов с чувством, с толком с расстановкой.

Далее перед нами предстает Яким Нагой, крестьянин, который довольно бесцеремонно разговаривает с помещиком Веретенниковым. Из-за большого количества выпивки, речь очень эмоциональна, выражается он резко и грубо(башка порожняя), но конечно же все понимают, что он говорит правду, поэтому монолог его не перебивается. Речь наполнена просторечными, сейчас уже устаревшими словами, много риторических воросов восклицаний.

3)

Анализ проблематики



1)

Поэма была написана во время в одной из переломных эпох нашей истории, когд было отменено крепостное право,проводились многие экономические реформы. В связи с такими изменениями в обществе возникали новые идеи, происходило “брожение умов”, выискивались защитники народа, революционно настороенные люди, внутренне свободные. Литература воновалась и бурлила от реальных и одновременно неосуществимых планов и надежд.

Цепи рабства распались- а мужик все еще несчастен, и Некрасов отразил это в своей поэме. Правильно сказали крестьяне- одной стороне закон ударил по барину, но другой также жестоко по мужику. Показано, что освобождение не принесет избавления от насущных проблем. Да и о каком освобождении тут можно говорить, когда по всей Росси крестьян насильно отрывали от помещиков, выселяя их на новые территории, обрекая на голодное существование. Поэтому выброшенные так неожиданно, они вынуждены были идти наниматься не на барский двор работать, так к зажиточным крестьянам, кулакам.

Появились свободные люди- в поэме это Гриша Добросклонов, революционер по взглядам, воспитанный на народных песнях, считающий своим призванием защищать народ.

Но в то же время Некрасов сам как бы немного расширяет рамки времени описанного в поэме, выходя из данной исторической эпохи, то отсылаясь в прошлое к детству и молодости Савелия, к 18 в., то прямиком направляясь в будущее, по судьбе Гриши, которая непременно привела бы к сибирской каторге 19 в.
2)
3)

В поэме Некрасов отчетливо выражает свою точку зрения: будущее России за такими людьми, как Гриша Добросклонов. Людьми новыми, для которых служение народа, попытки освободить его и сделать счастливым- высшая цель.  Судьба им “готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь”.

Некрасов видит, что в будущем, хоть и избавилось крестьянство от помещичьего гнета, но счастливыми они не станут. Не нашли мужики счастливых на земле в это время, не появится их больше и в дальнейшем, так как в правах крестьянина продолжают ущемлять.( луга крестьянам, когда умер Утятин-князь так свободно и не достались, хоть и были обещаны, пришлось тяжбу нести). Нет счастлив среди женщин, и не будет, что четко сказано в тексте.

"Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Счастливым оказывается действительно лишь Гриша.

В поэме отображены многие проблемы, которые еще долго будут сохраняться: противоречия между бунтарским духом и рабской покорностью, между духовностью народа и его невежеством, противоречия между крестьянским народом.

Черты русского национального характера-

1)Титаничность, стойкость- русский крестьянин подобен богатырю, которого не может уж точно сломить даже эксплуататор помещик. Такие крестьяне, как например Старик Савелий, как богатырь Святогор.

2) Терпимость- не только Савелий, но и крестьяне князя долго терпели издевательство над их свободою.

3) Крестьяне никогда не унывают, постоянно можно увидеть празднества и ярмарки

4) Лиричность- крестьяне даже свое горе, и то выплескивают в песнях

5)Рвение к свободе- в данном случае перед нами предстал лишь один такой персонаж- Гриша Добросклонов, но в дальнейшем таких новых людей, несомненно, станет еще больше.
Лирика

1)В дороге(1845)



Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена



Знай-де место свое ты, мужичка!



Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу

"Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!.."

Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

Тройка(1846)



Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?



На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:



На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:

От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,

Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.



Вчерашний день.Часу в шестом…(1848)


Мы с тобой бестолковые люди(1851)

Забытая деревня(1855)



"Вот приедет барин - барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу"
"Вот приедет барин: будет землемерам!-
Барина всё нету... барин всё не едет!
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер.

Поэт и гражданин(1855-1856)



Но покуда 
Не видно солнца ниоткуда, 
С твоим талантом стыдно спать;
Не будет гражданин достойный 
К отчизне холоден душой, 
Ему нет горше укоризны... 
Иди в огонь за честь отчизны, 
За убежденье, за любовь...
Поэтом можешь ты не быть, 
Но гражданином быть обязан.
Но где ж они? Кто не сенатор, 
Не сочинитель, не герой, 
Не предводитель, не плантатор, 
Кто гражданин страны родной? 
Где ты? откликнись! Нет ответа.
Блажен болтающий поэт, 
И жалок гражданин безгласный!

Размышления у парадного подъезда(1858)



А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

1)Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

2)Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру...

3)И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

4)И сойдешь ты в могилу... герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

5)Этот стон у нас песней зовется —

То бурлаки идут бечевой!..

Крестьянские дети(1861)


Железная дорога(1864)

Элегия(1874)



Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!...
Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

О, муза, я у двери гроба(1877)



Не плачь! Завиден жребий наш,

Не надругаются над нами.
На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную музу.

2)Тема любви-



Если проза в любви неизбежна, 
Так возьмем и с нее долю счастья: 

Тема судьбы(доли)-



следующая страница >>
Смотрите также:
Николай Некрасов Кому на Руси жить хорошо Некрасов Николай Кому на Руси жить хорошо
1339.29kb.
9 стр.
Кому на руси жить хорошо
61.95kb.
1 стр.
«Кому на Руси жить хорошо»
111.94kb.
1 стр.
Кому на Руси жить хорошо
1167.54kb.
9 стр.
Некрасов н а. Картины народной жизни в поэме н а. некрасова «кому на руси жить хорошо»
47.48kb.
1 стр.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
482.49kb.
2 стр.
Тест по творчеству Некрасова (10 класс) 1 вариант 1) Некрасова звали
67.36kb.
1 стр.
Кому на Руси жить хорошо
633.84kb.
3 стр.
Статья для конкурса «Высшее образование не место для коррупции!»
40.41kb.
1 стр.
Человек и компьютер Для кого-то компьютеры стали членами семьи, кому-то возлюбленными, кому-то верными друзьями. Их польза и значимость неоспорима, их «интеллект» все выше и выше, но «и на солнце есть пятна»
28.61kb.
1 стр.
Цель: 1 формирование представления об освоении космического пространства человеком; 2 формирование эле­ментарной эрудиции учащихся, их общей культуры; 3 воспитание эмо­ционально-положительного взгляда на мир
137.24kb.
1 стр.
Трэш Бог ди-джей, а мы танцоры, Судьба рисует свои узоры: Кому тату, кому – кубизм, Но, в общем, то же идиотизм, Кому – на сердце, кому на лбу. Давай-ка, потанцуем, детка, и я из жизни уйду
3640.27kb.
6 стр.