Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 Основные мотивы лирики Тютчева. Тютчев был несомненно мастером в изображении удивительных пейзажей природы, описании любви или одиночества человека. Он никогда не следовал за вкусами толпы, этой никому не нужной моде, он лишь слушал свое вдохновение и воплощал его на бумаге. Но мало кто знает остальные мотивы его лирики, такие как катастрофа, борьба, тайна. Но несмотря на разнообразие мотивов, поэзия Тютчева выглядит как одно целое веретено, на каждой ниточке которого находится одно из его произведений, неразделимо связанное с другим. Душа человека, также как и Космос, необычайна широка. А сколько тайн и нераскрытых загадок в космосе, столько их и в душе. Это и говорит нам Тютчев в стихотворении “Silentium!”: Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей Также, как нет определенной границы между человеком и Космосом, её нет и между человеком и природой, поэтому такие образы, как ветер, гроза иногда выполняют посредническую функцию, восприниматься как знаки какого-то предстоящего события в жизни или в душе: О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Для человека всегда важна разгадка тайны, но это иногда невозможно не только в повседневном мире, но и внутри себя. Поэтому поэт выдвигает мысль о том, что внешне высказывать ничего не нужно, пока не поймешь тайну души своей, интуитивно не доберешься до самых отдаленных уголков и познаешь сам себя. Тогда наконец-то станут понятны чувства и действия, образы, возникающие в сознании и эмоции, лишь тогда можно будет этим поделить с окружающими, дабы не лгать. А пока…лишь тайна. К этому стихотворению можно отнести ещё один основной мотив лирики Тютчева- противопоставление ночи и дня. День –это нечто яркое, веселое, цвета блестят, природа радуется(стихотворение Весенние воды),а может быть и причиной для утрат своих же собственных мыслей, может нарушить равновесие внутри человека.( Их оглушит наружный шум,/Дневные разгонят лучи). Во время ночное человек погружается в сон, полностью стираются границы между человеком и природой, именно в это время возможно самопостижение:
Наступление ночи также описывается Тютчевым в стихотворении “Тени сизые смесились”: яркость цветов исчезает, свет уходит, кажется, что ночь- как смерть, становится тихо, слышно лишь гул в дали. Противопоставление содержит и мотив земля и небо. В одном случае можно заметить, что земное и небесное соединяются, земное существо-человек сливается с жителями неба-Богами и может присутствовать на их пиру, может видеть их лица, может пить из одной чаши с ними. Но что можно заметить, так что это соединение может произойти лишь во время катастрофы. Это и свидетельствует о практически невозможности присутствия человека в рядах Богов. Соединение земного и небесного достигается и в стихотворении “О чем ты веешь ветр ночной?”. Ветер в тютчевской природе-посланник природы, небесной природы. Он может и возбудить бури внутри у героя, может разорвать душу на части; он не чужд герою, наоборот, он видит то внутри него, что порой не видим мы сами в себе. В другом случае, можно уже утверждать, что Тютчев в открытую говорит о противодействии земного и небесного(стихотворение “Два голоса”). Поэт противопоставляет борьбу смертных на земле, совершенно бесполезную, так как люди бессильны перед всевышними, жизни Богов, которым чужд труд и тревоги, которые лишь обозревают с высоты мир. Он призывает к борьбе, неустанной борьбе, потому что только тогда можно будет вырвать венок у Олимпийцев и доказать, что люди достойны стоять на одной линии с ними. Но нельзя не упомянуть это стихотворение и не сказать о другом мотиве в творчестве Тютчева- мотив катастрофы, борьбы. Лишь во время разрушения мира человек может познать его, познать все процессы вокруг, потому что когда мир становится зыблемым, неустойчивым, всегда все тайны выходят наружу. Одно из наиболее показательных в данном случае стихотворений - это “Цицерон”. В минуты гибели всего окружающего границы между человеком и Космосом стираются, поэтому человек может попасть на небо пить из чаши бессмертия и смотреть на разрушающее событие. Вышеупомянутое стихотворение “Два голоса” также является иллюстрацией этого мотива- путем ведения непреклонной борьбы человек становится на один пьедестал с небожителями. Проанализировав несколько мотивов можно заметить, как они связано, насколько быстро можно перейти от одного произведения к другому, насколько сильно сплетаются несколько мотивов в одном стихотворении. Мотив одиночества- иллюстрируется все в том же стихотворении “Silentium!”. Но одиночество в лирике Тютчева связано не с отстраненностью героя от общества, а с невозможностью разгадки тайны бытия. Невозможность общения, так всякая высказанная мысль будет ложью, и такая же невозможность понять другого-это отстраняет героя от окружающего мира. Человеческие чувства не переводятся на язык слов, поэтому приходится жить лишь в самом себе, оставаться скрытным и внутренне сосредоточенным, чтобы за неимением возможности высказаться, разобраться в самом себе:
Темы природы мы уже частично касались, сопоставляя небесное и земное, а также анализируя мотив тайны. Но стоит сказать, что Тютчева никогда не привлекали статические состояние природы: описание пейзажа, или гор, или реки- любого природного явления, не находящегося в подвижности. В его стихах присутствуют постоянные переходы от дня к ночи(“Тени сизые смесились”), от одного времени года к другому(“Весенние воды”). Тютчев стремился к созданию чего-то необычного в образе природы, чего-то движущегося, разнообразного, его стихотворения поражают своими противопоставлениями и разноплановостью. Природа живет по своим законам, в которых на первый взгляд легко отгадать законы линейного и кругового времени: Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет,(весна сменяется зимой - линейное время) Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!.."(круговое время) Тема любви в лирике Тютчева отделена ото всех остальных. Кажется, что каждый стих составляет часть одного сборника, обособленного, стоящего совершенно на другой полке. Это сборник, посвященной Денисьевой, ставшей позднее его женой. Любовь у Тютчева-это всегда страдание, мучение, но одновременно она и волшебна, именно она делает героя счастливым:
Основной особенностью является то, что любовь всегда представлена в идее воспоминания, от которого хочется плакать от счастья, которое составляет самые счастливые минуты героя. Иногда любовь возникает вновь, но тоже ненадолго. Счастье недолговечно, любовь тоже. Мы не в силах остановить то, что уже идет со своим чередом. Поэтому, когда уходит любимая, то остается лишь воспоминание о чудесных мгновениях вместе: Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Любовь иногда осмысляется и как приговор судьбы, как нечто, что не должно было произойти, но сковало героя навеки. Федор Иванович Тютчев был одним из величайших поэтов 19 века. Мотивы, нашедшие отражение в его стихах, существуют до сих пор, а значит, его произведения бессмертны. В его стихах изобразились страдания человеческой души, красота природы, разрушение мира, одиночество людей. В его стихах- вся жизнь. Следовательно, и сам Тютчев навсегда останется в этой жизни. Смотрите также: Николай Некрасов Кому на Руси жить хорошо Некрасов Николай Кому на Руси жить хорошо
1339.29kb.
9 стр.
Кому на руси жить хорошо
61.95kb.
1 стр.
«Кому на Руси жить хорошо»
111.94kb.
1 стр.
Кому на Руси жить хорошо
1167.54kb.
9 стр.
Некрасов н а. Картины народной жизни в поэме н а. некрасова «кому на руси жить хорошо»
47.48kb.
1 стр.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
482.49kb.
2 стр.
Тест по творчеству Некрасова (10 класс) 1 вариант 1) Некрасова звали
67.36kb.
1 стр.
Кому на Руси жить хорошо
633.84kb.
3 стр.
Статья для конкурса «Высшее образование не место для коррупции!»
40.41kb.
1 стр.
Человек и компьютер Для кого-то компьютеры стали членами семьи, кому-то возлюбленными, кому-то верными друзьями. Их польза и значимость неоспорима, их «интеллект» все выше и выше, но «и на солнце есть пятна»
28.61kb.
1 стр.
Цель: 1 формирование представления об освоении космического пространства человеком; 2 формирование элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры; 3 воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир
137.24kb.
1 стр.
Трэш Бог ди-джей, а мы танцоры, Судьба рисует свои узоры: Кому тату, кому – кубизм, Но, в общем, то же идиотизм, Кому – на сердце, кому на лбу. Давай-ка, потанцуем, детка, и я из жизни уйду 3640.27kb.
6 стр.
|