Главная
страница 1

#1. Виды и задачи инженерной геодезии

Инженерное сооружение делят на две группы:



  1. площадные 2. линейные

Площадные сооружения включают в себя:

    1. промышленные

    2. гражданские

    3. гидротехнические

    4. сельскохозяйственные

    5. топливно-энергетические

К линейным сооружениям относятся:

  1. железные и шоссейные дороги

  2. каналы

  3. магистральные трубопроводы

  4. линии связи

Строительство всех этих сооружений ведется по проектам которые требуют знания ряда вопросов экономического и технического характера. Поэтому к составлению проекта предшествуют инженерные изыскания, т.е. обширный комплекс работ, с целью изучения условий строительства и эксплуатации будущего инженерного сооружения.

Программа инженерных сооружений включает в себя:


  1. экономические изыскания

  2. инженерно-геодезические изыскания

  3. инженерно-геологические изыскания

  4. инженерно-гидрометеорологические изыскания


Инженерно-геодезические изыскания:

    • построение опорных геодезических сетей (3-4 кл.), ГССН 1 и 2 разр.

    • нивелирные сети II, III, IV классов

    • создание планово-высотной съемочной сети

    • топографические съемки в М: от 1:10000 до 1:500000 включая съемку инженерных коммуникаций

    • перенесение в натуру и привязка геологических изысканий

    • инженерно-гидрографические работы

    • работы по изучению опасных геологических процессов

    • трассирование линейных сооружений


Инженерно-геологические изыскания:

    • изучение геологического строения территорий строительства от которого зависит несущая способность пород основания сооружения

Инженерно-гидрометеорологические изыскания:

    • определение гидрологических характеристик водных объектов стройплощадки (расчетные уровни и расходы воды, скорость течения, деформация русла и т.п.)

    • определение климатических условий строительства (температура и влажность, скорость и направления ветра, толщина снежного покрова и т.п.)


#2-3 Организация геодезических работ в строительстве

Проектная документация для выполнения геодезических работ

Геодезические работы в строительстве представляют собой комплекс измерений, вычислений и построений в чертежах и натуре, обеспечивающих правильное и точное размещение зданий и сооружений, а также возведение их конструктивных и планировочных элементов в соответствии с геометрическими параметрами проекта и требованиями нормативных документов.

Геодезические работы являются составной частью процесса строительного проектирования и производства. Отсюда следует, что их содержание и технологическая последовательность должны определяться этапами и технологиями основного производства.

При выборе площадки для строительства геодезические работы предусматривают сбор, анализ и обобщение результатов, необходимых для проектирования, кроме того, для особо сложных физико-геологических процессов и крупных сооружений иногда организуют геодезические наблюдения за деформацией Земной поверхности.

Для строительства выполняют топографо-геодезические изыскания и обеспечивают другие виды изысканий. При изготовлении строительных конструкций ведут контроль за соблюдением геометрических параметров формирующего оборудования и проводят статистический контроль геометрических параметров строительных конструкций.
Этапы строительства:


  1. Подготовительный – создают геодезическую разбивочную основу, осуществляют инженерную подготовку территории и выносят в натуру главные и основные оси.

  2. Основной – выносят в натуру оси конструктивных и планировочных элементов. Осуществляют геометрическое обеспечение строительно-монтажных работ, производят поэтапную исполнительную съемку законченных объектов, при необходимости ведут наблюдение за деформацией.

  3. По окончании строительства составляют технический отчет о результатах, выполненных в процессе строительства, геодезических работах и составляют исполнительный ген. план.

Особенности геодезических работ в строительстве:



    • сезонность полевых изыскательных работ и экспедиционный характер их выполнения

    • физико-географические и экономические условия на объектах

    • необходимость высокой квалификации основных исполнителей

    • наличие организационно-ликвидационных мероприятий

    • необходимость частных переездов с одного рабочего места на другое

    • интенсивность движения транспорта и пешеходов (при работе в городе)

Геодезические работы на линейных трассах


Геодезические работы организуются по бригадному принципу. Всю трассу делят на участки и каждой бригаде выделяют свой участок. Размер участка определяют исходя из продолжительности полевого сезона или установленного срока окончания изысканий. Изыскание небольших трасс выполняет одна бригада. Состав бригады определяют в зависимости от назначения и категории трассы.
Геодезические работы при площадных сооружениях
Чаще всего применяют комплексную организацию труда, при которой одна и та же бригада выполняет на объекте несколько видов работ. Хотя по численности такая бригада больше обычной, однако комплексная организация труда способствует повышению производительности за счет сокращения простоев.

Для выполнения изыскательских работ составляют проект который содержит:



    1. физико-географическое описание и топографо-геодезическую изученность района.

    2. схема и расчет точности построения геодезического обоснования

    3. чертеж геодезических центров

    4. требования к съемке

    5. сведения об организации работ

    6. перечень основных приборов и оборудования

    7. смета и другие сведения для производства работ.

Организация инженерно-геодезических работ обладает характерной особенностью. Работы проводят в сложных условиях стройплощадки в любое время года. От оперативности геодезистов зависит выполнение строительных работ. Брак в работе недопустим, т.к. может явится причиной переделки строительно-монтажных работ.

Работа геодезиста на стройплощадке связана с необходимостью работать вместе со строителями, это позволяет одновременно обслуживать несколько объектов.

Условия выполнения геодезических работ при монтаже технологического оборудования аналогичны условиям на стройплощадке. Многие виды работ требуют совместного участия геодезистов и монтажников.



Проектная документация для выполнения геодезических работ



Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности. Лицензии выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование – это мероприятия связанные с предоставлением лицензии, переоформлении документов, приостановлением и аннулировании лицензий. А также контролем за соблюдением лицензатором определенных за ранее оговоренных требований и условий. В РФ лицензированию подлежит более 120 видов деятельности, но с геодезическими науками связаны 4 вида. Лицензии на них выдают ФС ГиК и Госстрой России.

#4-5 Сущность, состав и задачи инженерных изысканий

Техника безопасности при выполнении инженерно-геодезических работ



Инженерные изыскания, – обширный комплекс работ выполняемый перед составлением проекта, с целью изучения условий строительства и эксплуатации будущего инженерного сооружения.

Программа инженерных сооружений включает в себя:



  1. экономические изыскания

  2. инженерно-геодезические изыскания

  3. инженерно-геологические изыскания

  4. инженерно-гидрометеорологические изыскания


Инженерно-геодезические изыскания:

    • построение опорных геодезических сетей (3-4 кл.), ГССН 1 и 2 разр.

    • нивелирные сети II, III, IV классов

    • создание планово-высотной съемочной сети

    • топографические съемки в М: от 1:10000 до 1:500000 включая съемку инженерных коммуникаций

    • перенесение в натуру и привязка геологических изысканий

    • инженерно-гидрографические работы

    • работы по изучению опасных геологических процессов

    • трассирование линейных сооружений

Инженерно-геологические изыскания:

    • изучение геологического строения территорий строительства от которого зависит несущая способность пород основания сооружения

Инженерно-гидрометеорологические изыскания:

    • определение гидрологических характеристик водных объектов стройплощадки (расчетные уровни и расходы воды, скорость течения, деформация русла и т.п.)

определение климатических условий строительства (температура и влажность, скорость и направления ветра, толщина снежного покрова и т.п.)

Техника безопасности

Для предотвращения несчастных случаев, травм и т.п. все работы должны выполняться с соблюдением специальных правил и инструкцией техники безопасности.

Различают вводный инструктаж и на рабочем месте.

Повторный инструктаж проводится через установленное время, при введении новой технологии, нового оборудования и новых правил по технике безопасности

На стройплощадках устанавливают знаки безопасности и надпись около опасных зон, строящиеся здания ограждают забором.

При работе в городе:



  1. Необходимо знать правило дорожного строительства. При работе на проезжей части необходимо одевать демаскирующую одежду и выставлять оградительные щиты. Проведение работ с интенсивным движением согласовывают с ГИБДД.

  2. По проезжей части дороги ведут измерение в ходах на встречу идущему транспорту

  3. Высоту подвески проводов ЛЭП определяют аналитическим путем

  4. При закладке временных кольев временная часть забивается вровень с землей

  5. Геодезические приборы переносят только в упаковочных ящиках, а штативы в сложенном виде

  6. Перед спуском людей в колодец нет ли в нем газа

  7. По окончании люки колодцев плотно закрывают

  8. Переходы, промеры по дорогам ведут по бровкам.

  9. При измерении лентой через рельсы электрифицированной железной дороги держат на весы.

  10. Если работы ведутся на мосту длиной более 50 м рабочие укрываются в нишах.

  11. Руководитель геодезических работ на объекте строительства обязан изучить нормы техники безопасности, провести инструктаж подчиненных и нести ответственность за их соблюдение.



(#6) Камеральное трассирование



Камеральное трассирование – проектирование трассы по топокартам, планам, аэросъемочным материалам и ЦММ.

Для данного трассирования используют карты масштаба 1:50000 и 1:25000. Трассу прокладывают участками между фиксированными точками руководствуясь проектным уклоном трассирования (imp). С этой целью вычисляют заложение «d», соответствующее заданному уклону трассирования d = h/impM, где h – сечение рельефа, 1/M – масштаб.

Используя полученное заложение на карте можно выявить участки «напряженного» и «вольного» ходов.

Напряженным ходом называются участки местности для которых усредненный уклон местности больше проектного уклона трассирования. Участки вольного хода наоборот, т.е. меньше местность, чем их трассирование. На участках вольного хода трассу намечают по желаемому кротчайшему направлению обходя контурные преграды и участки с неподходящими инженерно-геологическими условиями.

На участках напряженного хода предварительно намечают линию нулевых работ, руководствуясь которой определяют положение трассы.



Линия нулевых работ – это такой вариант трассы, при котором ее уклон выдерживается без каких либо земляных работ. Линию земляных работ намечают раствором циркуля равным найденному значению заложения, последовательно засекая соседние горизонтали и соединяя полученные точки отрезками.

Линия нулевых работ состоит из большого числа звеньев, сопряжение которых кривыми практически невозможно из-за необходимости соблюдения заданных минимальных значений радиусов кривых, поэтому ее спрямляют. После ее спрямления транспортиром измеряют углы поворота  и назначают радиуса кривых, затем от начала трассы через 100 м отмечают точки (пикеты). Этот процесс называют разбивкой пикетажа. По горизонталям определяют отметки пикетов и характерных перегибов местности, по отметкам и пикетажу строят продольный профиль, по которому проектируют высотное положение трассы.



(#7) Полевое трассирование



Полевое трассирование – перенос запроектированной трассы на местность с уточнением ее изменения и закрепление в натуре.

Трасса определяется на местности положением её главных точек:



  1. начало и конец кривой (НК и КК)

  2. вершин углов поворота (ВУ)

  3. середина кривой (СК)

  4. точки пересечения с осями сооружений

Эти точки на местности закрепляются знаками. Тип знака зависит от необходимого срока сохранности их на местности. Створные точки закрепляют вехами.

Перенос трассы с карты на местность производится либо по координатам ее главных точек, либо по данным привязки трассы к предметам местности.

Координаты точек и элементы привязки определяют по карте графическим путем. Поэтому точность переноса на местность главных точек в основном определяется масштабом карты. После перенесения точек трассы на местность, прокладывают теодолитные или полигонометрические ходы, в которые включают все упомянутые точки. В процессе этих работ между углами поворота производят «вешанье» и измерения линий, измеряют горизонтальные углы, разбивают пикетаж с отметками плюсовых точек и поперечников. При разбивке пикетажа линии измеряют мерной лентой (линией) в одном направлении, сверяя значения по нитяному дальномеру. Пикеты закрепляют деревянными кольями. Рядом устанавливают «сторожок» и делают окопку.

Начало трассы обозначают ПК0. Номер следующего пикетажа означает число сотен метров трассы от ее начала. Характерно точке рельефа отмечают плюсовые точки, на которых указывают расстояния до ближайших пикетов, например ПК5+68.

При разбивке пикетов на наклонных участках в измеренные расстояния вводят поправки за наклон.

Разбивка вблизи углов поворота имеет свою специфику. Пикетаж невозможно разбить по кривой. Кривые могут быть постоянного радиуса или с переменным.

По измеренному значению угла  и принятому R вычисляют:

1. тангенс (T),

2. длину кривой (К),

3. биссектрису (Б),

4. домер (Д),
НК = ВУ – Т

КК = НК + К

СК = НК + К/2
Контроль: КК = ВУ–Д+Т, СК = КК – К/2


#8 Виды линейных сооружений. Основные элементы трассы

Одним из инженерно-геодезических изысканий является трассирование.



Трассой называется ось проектируемого сооружения линейного типа обозначенное на местности или нанесенное на карту, фотоплан или в виде цифровой модели местности.

Основными элементами трассы являются план – ее проекция на горизонтальную плоскость и продольный профиль – вертикальный разрез по проектируемой линии сооружения.

В плане трасса состоит из прямых участков разных направлений сопрягающихся между собой горизонтальными кривыми постоянного или переменного радиуса кривизны.

В продольном профиле трасса состоит из линий разного уклона, соединяющиеся между собой вертикальными круговыми кривыми.

При построении продольного профиля трассы вертикальный масштаб для наглядности делают в 10 раз крупнее горизонтального. Для характеристики местности в направлениях перпендикулярных к трассе составляют поперечные профили в одинаковом горизонтальном и вертикальном масштабе.

К трассе предъявляют определенные требования, которые устанавливают в соответствии с техническими условиями на ее проектирование, например для дорожных трасс основные требования – это плавность и безопасность движения с расчетными скоростями, поэтому на них устанавливаются допустимые уклоны и минимально возможные радиусы кривых. На трубопроводах необходимо выдержать проектные уклоны при допустимых скоростях течения. Степень искривления трассы определяется значениями углов поворота.



Углом поворота трассы называется угол  с вершиной, образованной продолжением направлений предыдущей стороны и направлением последующей стороны.

На трассах магистралей, железных дорог, трубопроводов и ЛЭП углы поворота  не должны превышать 15-20о. Это приводит к незначительному удлинению трассы.



Трассирование – комплекс изыскательских работ по выбору трассы согласно техническим и экономическим условиям. Различают камеральное и полевое трассирование.

Камеральное трассирование – проектирование трассы по топокартам, планам, аэросъемочным материалам и ЦММ.

Полевое трассирование – перенос запроектированной трассы на местность с уточнением ее изменения и закрепление в натуре.

#11 Основные элементы кривой
см. #7. полевое трассирование


#13 Способы детальной разбивки круговых кривых. Способ прямоугол. координат

Для точного обозначения на местности криволинейного участка трассы строят на кривой дополнительное число промежуточных точек с таким расчетом, чтобы промежутки между ними можно было бы считать прямыми.

Для кривых радиусом менее 100 м этот промежуток принимают равным 5 м, при радиусах 100-500 м – 10 м, при радиусе более 500 м – 20 м.

Самым распространенным способом детальной разбивки кривых является



способ прямоугольных координат x и y:

x1 = R sin

y1 = 2R sin2/2

x2 = R sin2

y2 = 2R sin2

Принимаем начало координат условной системы начало кривой НК, а за ось абсцисс tgT для построения точек 1 и 2, а за ось ординат – радиус. От начала кривой откладывают вдоль абсциссы отрезки x1 и x2, а по ординаты y1 и y2. Те же действия выполняют до конца кривой.

Поперечники на кривых строят перпендикулярно к трассе данной точки. Поперечники разбивают на пикетах и плюсовых точках. Длины поперечников должны быть несколько больших размеров проектируемых сооружений, их разбивают на 10-30 м в каждую сторону от трассы. Для составления продольного и поперечного профиля по пикетажу трассы и поперечникам, а также для определения отметок постоянных и временных реперов вдоль трассы производят техническое нивелирование. Нивелирование по трассе делают в два нивелира.



  1. нивелируют все пикетные точки и плюсовые , а также геологические выработки и реперы

  2. нивелируют для контроля реперы связывающие пикеты и поперечники.

Километровые пикеты и реперы нивелируют как связующие точки обоими нивелирами. Нивелирные хода привязывают к реперам ГНС, невязка в ходе между реперами нивелирной сети не должна быть более , а расхождение в случае превышений полученных по результатам нивелирования двумя нивелирами не должна превышать:

#24 Плановая разбивочная основа на стройплощадке. Строительная коорд. сетка
Возведение современных крупных объектов требуют точного соблюдения проектной схемы геометрически и технологически связанных между собой сооружениями. Это требование может быть выполнено при наличии на стройплощадке пунктов геодезической разбивочной основы, обеспечивающей взаимную увязку всех проектных элементов комплекса и получения исходных данных для выноса в натуру.

Геодезическая разбивочная основа создается согласно генплану строительства в виде сетей триангуляции, полигонометрии, трилатерации, нивелирования, а также специальных геодезических построений – строительной сетки и системы «красных линий».

Строительная координатная сетка – система квадратов и прямоугольников со сторонами 100-200 м параллельными основным осям сооружений. Ее проектируют на генплане, размещая стороны фигур по возможности ближе к проектируемым сооружениям. За начало координат условной системы для удобства вычислений выбирают пункт сетки, расположенный в юго-западном углу стройплощадки.

Разбивку строительной сетки начинают с выноса в натуру двух главных направлений ON, OM. Для этого предварительно вычисляют разбивочные элементы: 1, 2, 3 и l1, l2, l3, используя при этом определенные графические координаты пунктов M и N и заданные координаты пунктов п.3, п.4, п.5. Параллельно направлениям OM и ON разбивают с точностью 1:1000 все запроектированные фигуры сетки и закрепляют их временными знаками. Далее определяют фактические координаты этих знаков любым из способов или засечками. По разностям фактических и проектных координат определяют элементы редукции, редуцируют пункты сетки на проектное положение и закрепляют их постоянными знаками.

Разбивка сооружений от строительной сетки выполняется способом прямоугольных координат.

Геодезическая подготовка проекта. Координаты одного из разбивочных пунктов определяются графически, а координаты остальных вычисляются по заданным в проекте размерам и расстояниям: x2 = x1 + a, y2 = y1 + b.
#25 Система красных линий застройки
Возведение современных крупных объектов требуют точного соблюдения проектной схемы геометрически и технологически связанных между собой сооружениями. Это требование может быть выполнено при наличии на стройплощадке пунктов геодезической разбивочной основы, обеспечивающей взаимную увязку всех проектных элементов комплекса и получения исходных данных для выноса в натуру.

Геодезическая разбивочная основа создается согласно генплану строительства в виде сетей триангуляции, полигонометрии, трилатерации, нивелирования, а также специальных геодезических построений – строительной сетки и системы «красных линий».
Красными линиями называют границы между всеми видами улиц и основными градообразующими элементами: зонами жилой застройки и водных бассейнов, промышленной и зелеными зонами.

Здания вдоль улиц размещают по линии застройки, которая отступает от красной линии в глубь территории микрорайона не менее чем на 6 м на магистральных улицах и на 3 м на жилых зонах.


#26 Высотная разбивочная основа на стройплощадке

(см. рис. к плановой разбивочной основе)
Отметки пунктов высотной разбивочной основы определяются нивелированием IV класса. Они используются при разбивке элементов сооружений по высоте. Пункты ГНС дополняются строительными реперами из расчетов не менее 2-х для каждого объекта строительства, а для многосекционных зданий по одному строительному реперу на каждую станцию.

#27 Сущность, этапы и точность перенесения объекта на местность
Перенесение проекта сооружения на местность выполняется в 3 стадии:

  1. основные разбивочные работы – вынос главных и основных осей, рытье котлованов и траншей, монтаж фундаментов и стен подвала с перекрытиями, прокладка труб канализации. Заканчивается подземная часть (нулевой цикл) строительства до нулевой отметки, за которую принимают уровень чистого пола первого этажа. Требования к точности на 1 стадии не высоки.

  2. от закрепленных на местности главных и основных осей разбиваются промежуточные оси сооружения, от них разбивают и закрепляют основные точки и отметки для установки в проектное положение строительных конструкций.

  3. разбивка монтажных оси и геодезический контроль за установку технологического оборудования в проектное положение. Требования здесь высокие, поскольку монтажными осями определяется взаимное положение конструкций и технологического оборудования.

1) Допуск Δ0 точности перенесения на местность проекта относительно пунктов разбивочной основы.

2) Δ точности во взаимном положении зданий, сооружений и детальной разбивки их точек относительно главных или основных осей, его называют строительным допуском.

При детальной разбивке здания точность разбивки должна превышать точность плана в 4 раза.


Элементы геодезических разбивочных работ (# 28, 29, 30, 31)




#28 Перенесение горизонтального угла с обычной и повышенной точностью


Простая разбивка.

Установив теодолит в точку B ориентируют его лимб по направлению BA. Откладывают проектный угол  и фиксируют на местности шпилькой сторону BC1. Для исключения коллимационной ошибки переводят трубу через зенит и откладывают угол  при КП. Получают BC2. Разделив расстояние C1C2 пополам принимают биссектрису BC0 за вторую сторону проектного угла.

Повышенная точность (способ редуцирования).



Построенный угол ABC несколько раз измеряют и находят его среднее значение βср. Сравнивая величину βср. с проектной βпр. находят угловую редукцию Δβ” = βпр. – βср. и соответствующую ей линейную редукцию: где L – измеренная длина BC.

Отложив q перпендикулярно BC фиксируют точку C0. Угол C0BA есть проектный угол βпр.



#29 Перенесение проектной длины линии



От точки A в заданном направлении AB откладывают приближенное значение проектного расстояния.

Закрепляют его в точке B’ и многократно измеряют рулеткой. В вычисленное среднее значение длины отрезка AB’ = L’ вводят поправки:



1) за компарирование: ΔL’k = (l-l0)/l * L’,

где l – факт. длина рулетки, l0 – номинальная его длина.

2) за температуру: ΔL’t = d*L’*(t-t0)

где d – коэф. линейного расширения стали, t – при измерении, t0 – при компарировании.

3) за угол наклона: ΔL’ν = h2/2L’2

где h – превышение между концами линии.



Факт. отложение будет: L = ΔL+ΔL’k+ΔL’t–ΔL’ν

Значение поправки в расстояние: ΔL = L–Lпр., где Lпр. – проектное расстояние.


#30 Перенесение на местность точки с проектной отметкой

Проектные отметки выносят в натуру от ближайшего репера способом горизонта прибора.

Задача сводится к определению отсчета по рейке в заданной точке (Hпр.). Установив рейку на репер с отметкой HRP. берут по ней отсчет «а» и вычисляют отметку горизонта прибора: Hi=HRP+a

Отсчет «в» по рейке соответствующий Hпр.: в = HiHпр.

Перемещают рейку вверх или вниз над заданной точкой до получения вычисленного отсчета «в», после чего фиксируют положение пятки рейки на забитом рядом колышке.


В процессе геодезических работ проектную отметку приходится передавать не только вниз, но и наверх. В этом случае проектная отметка будет превышать значение горизонта прибора и проектный отсчет «в» станет условно отрицательным. Это означает, что рейку необходимо расположить «нулем» вверх и перемещать по вертикали до получения этого отсчета.




#31 Построение линии с проектным уклоном с испол. нивелира и теодеолита



1) при помощи нивелира

C начала конечной точки линии AB устанавливают на проектные отметки если дана Hа и проектный уклон iпр., то отметку другой точки вычисляют по формуле: Hв=Hа+ iпр.*LAB, где L – проектное расстояние AB.

На точках A и B устанавливают нивелирные рейки. Затем наклоняя нивелир двумя подъемными винтами, методом приближения добиваются, чтобы отсчеты по рейкам стали одинаковыми. В этом случае визирная линия трубы нивелира будет иметь проектный уклон. Далее устанавливают рейку в створе линии AB

(≈ через 5м), добиваясь, чтобы отсчет по ней был равен отсчету на конечные точки. Пятки рейки будут определять точку линии проектного уклона. Эти точки фиксируют колышками.


2) при помощи теодолита

Теодолит устанавливают в начальной точке с проектной отметкой и измеряют высоту прибора. На вертикальном круге с учетом места нуля устанавливают отсчет в градусной мере равный проектному уклону. Линия визирования трубы будет фиксировать угол наклона ν, равный iпр. Выполняют те же операции, что и при использовании нивелира.

Способы и точка разбивки осей

#33 Главные и основные оси зданий




Главными осями являются две взаимно перпендикулярные оси симметрии сооружения I-I, II-II.

Основные оси: А-А, Д-Д, 1-1, 4-4 – являются контуром сооружения. В пределах этого контура проходят параллельные основным осям продольные и поперечные промежуточные оси Б-Б, Г-Г, 2-2, 3-3 определяющие внутреннее положение частей сооружения.

При геодезическом контроле установки оборудования пользуются монтажными осями смещенными параллельно основным осям на некоторое расстояние.



Геодезическая подготовка проекта:

  1. вычисление координат пересечений осей сооружения в принятой системе координат

  2. по вычисленным проектным координатам находят разбивочные элементы (дир. углы  и D. Определяем положение этих точек относительно пунктов геодезической разбивочной основы.

Вынос проекта в натуру выполняется в 3 стадии:

  1. основные разбивочные работы – вынос главных и основных осей

  2. от закрепленных на местности главных и основных осей разбиваются промежуточные оси сооружения

  3. разбивка монтажных оси и геодезический контроль за установку технологического оборудования в проектное положение


#34 Перенесение осей полярным способом

Применяется когда сооружение находится вблизи геодезической разбивочной основы и местность удобна для выполнения линейных измерений. По заданным или определенным графически координатам точки С и известным координатам пунктов I и II вычисляют разбивочные элементы:



  1. дирекционный угол

  2. полярное расстояние

  3. полярный угол

Положение точки С на местности определяют установив над пунктом I теодолит и отложив к направлению I-II угол от пункта I расстояние L.


Схема разбивки здания полярным способом:

Оценка точности положения точек вынесенных в натуру способом полярных координат:

где mL и m – СКО отложения расстояния и угла.

mф – СКО фиксации разбиваемой точки.

#35 Перенесение осей способом прямой угловой засечки

При значительных расстояниях от исходных пунктов до проектной точки её положения определяют пересечение сторон I-C; II-C и углов 1 и 2 отложенных одновременно двумя теодолитами от базиса в.

Контроль положения точки C осуществляется визированием с пункта III под вычисленным углом 3. Разбивочные углы 1, 2, 3 находят из ОГЗ по координатам исходных пунктов. Ошибка определения точки прямой угловой засечки вычисляется по формуле:




#32 Способ прямоугольных координат

Вдоль заданного направления I-II откладывают ординату точки C (Yc), конец линии закрепляют точкой М. В точку М устанавливают теодолит и при двух положениях круга строят перпендикуляр по направлению которого откладывают абсциссу точки С (Xc). СКО разбивки точки определяют по формуле



#36 Способы линейной и створной засечки



Линейная. Сущность способа состоит в определении положения точки C пересечением отрезков заданной длины L1 и L2 от концов базиса. Точность разбивки точки этим способом определяется формулой:

Створная. Сущность способа состоит в определении проектной точки на пересечении взаимно перпендикулярных визирных лучей по сторонам I-I’ и II-II’.




#38 Геодезические работы при сооружении котлованов

Особенности передачи отметки на дно глубокого котлована.
При сооружении котлованов выполняют следующие основные операции: разбивку контуров котлована, установку обноски и визирок, зачистку дна и откосов, передачу осей, съемку открытого котлована.

Для разбивки на местности контура котлована под фундамент необходимо иметь разбивочный чертеж с указанием размеров фундамента, положения осей и данные по привязке к плановой и высотной геодезической основе. В разбивке осей показывают отметку дна котлована. Положение бровки определяют от крутизны откоса.

От главных или основных осей закрепленных на местности (или обноске) разбивают границу внутреннего контура котлована. Для этого по осям натягивают проволоки и закрепляют их на обноске.

В местах перенесения осей совмещают их проекции. Границу внутреннего контура разбивают с учетом запаса на сооружение опалубки.


………………………..
#39 Геодезические работы при возведении фундаментов
Исходные данные для выполнения геодезических работ по устройству фундамента:

  1. схемы осей зданий с расстояниями между ними и привязкой к конструкциям фундамента

  2. планы и разрезы фундаментов и котлованов

  3. отметки опорных поверхностей оснований и фундаментов

Точность устройства фундаментов характеризуется величинами смещения осей элементов относительно монтажных осей и смещением плоскостей и опорных поверхностей от проектных по высоте.

Сборные ленточные фундаменты

Устанавливают угловые подушки и блоки по проволоке, натянутой на осевых гвоздях обноски, а через 15-20 м – маячные блоки. На них наносят риски для смещения оси блока с разбивочной осью. Промежуточные блоки укладывают относительно натянутого вдоль боковой поверхности угловых и маячных блоков, шнура-причалки.

Правильность установки блоков в плане проверяют от отвесов с осевой проволокой боковым нивелированием или «вешанием» с помощью теодолита, а по вертикали и горизонтали – отвесом и уровнем.

После окончания монтажа ряда блоков производят нивелирование отклонения верхних поверхностей блоков от проектного положения и производят уравнивание монтажного горизонта для укладки плит и перекрытий над подвалом.

По окончании работ составляют исполнительную съемку, на которой показывают смещение блоков от осей и отклонение фактических отметок относительно проектных.

Отклонение блоков от оси и по высоте не должно превышать 10 мм.

Монолитные ленточные фундаменты

Начинают с установки опалубки. В ней устанавливают арматуру и заполняют ее бетоном до проектной отметки Hпр. Опалубку устанавливают в проектное положение с помощью теодолита или отвесов.

Контроль высоты выполняют по не затвердевшему бетону нивелиром. При этом, рейку ставят на лист фанеры.

Верхний обрез фундамента намечают на опалубке гвоздями или краской. Отметку переносят от ближайшего репера с точностью 5 мм.

Положение опалубки контролируют от разбивочных осей. Ее отклонение в плане не должно превышать 10 мм.

После заполнения опалубки бетон выравнивают и закладывают в не затвердевший бетон металлические штыри и скобы для фиксации на них проектных отметок и осей.

Фундаменты стаканного типа

Устройство под железобетонные колонны начинают с установки фундаментных плит. Плиты укладывают по осям закрепленных на обноске. Правильность проверяют теодолитом и нивелиром.

Дно «стаканов» фундамента нивелируют по всем углам и по середине. По насечкам на фундаменте проверяют расстояние между осями, определяют их смещение и расстояние от осей до стенок «стаканов».

От правильности расположения осей-стаканов и анкерных болтов для металлической колонны зависит не только точность монтажа, но и несущая способность колонны.



Свайные фундаменты

Фундаменты сооружают в соответствии с планом осей и свайного поля. Сваи располагают в один или несколько рядов, или объединяют в группы. Центры свай размечают от закрепленных основных осей с помощью теодолита и рулетки или от осевых проволок. Теодолит устанавливают над створными осевыми знаками, ориентируют по створу оси и по этому направлению откладывают проектные расстояния до центра свай. Центры свай можно определить с помощью отвесов, подвешенных на пересечении осевых проволок. Точность выноса центра свай 20-50 мм. Вертикальность погружения свай обеспечивают установкой направляющей стрелы в отвесное положение. Теодолитом или тяжелым отвесом проверяют вертикальность свай. Если в процессе погружения замечают отклонение сваи от вертикали – работу приостанавливают для выправления положения стрелы и сваи.

По окончании забивки свай на их оголовке выносят отметки с риски сваи. Сваи обрезают с ошибкой 20 мм.

После срезки сваи выполняют исполнительную съемку с определением отклонений верха свай от проектного положения и их отметок.

Ростверки, на которые опираются несущие конструкции завершают сборными или монолитными фундаментами. Для бетонирования ростверки сваями строят опалубку с отклонением 10 мм. Необходимо осуществить контроль за горизонтальностью верхней поверхности ростверки – на ее поверхность выносят продольные и поперечные оси.

#40 Геодезические работы построения разбивочной основы на исходном горизонте



Исходный горизонт – плоскость построения разбивочной сети (обычно на уровне перекрытия нулевого цикла), точки которой в последствии проектируются на монтажные горизонты здания.

Построение сети на исходном горизонте:



  1. перенос точек пересечения основных осей или линий им параллельных на исходный горизонт. Перенос производится от закрепленных на местности основных осей способами полярных или прямоугольных координат, а также при помощи створов. Число опорных точек зависит от размеров и назначения здания, схемы технологии. Основные точки закрепляют временными знаками или временными отметками на постоянных знаках.

  2. По угловым точкам прокладывают полигонометрический ход или получают координаты этих точек методом микротрилатерации.

  3. Определяют элементы редукции. Для этого вычисляют координаты точек, полученные после уравнивания полигонометрического хода или микротрилатерации в условной системе координат. Найденные координаты сравнивают с теоретическими и наносят их на редукционные листы, отмечая порядковый номер точки и направление не менее чем на 2 пункта сети. Сравнивают значение угловых и линейных элементов редукции с допустимым. Расхождение между ними не должно превышать величины , где Sx, y – расстояния по оси x или y между наиболее удаленными основными точками, Tn – знаменатель предельной относительной ошибки полигонометрической сети данного разряда точности. Закрепляют точки в фундаментах и плитах перекрытия дюбелями, керном на закладных деталях, марками фиксированным центром.

  4. Построение дополнительных точек сети выполняют промерами вдоль сторон плановой сети. Закрепляют положение промежуточной точки.

  5. По основным и промежуточным точкам прокладывают ход. Выполняют редуцирование всех точек и закрепляют их.

Точность построения плановой сети на исходном горизонте должны быть выше точности плановой разбивочной сети на монтажном горизонте.


Высотной разбивочной сетью на исходном горизонте могут быть основные точки плановой разбивочной сети или рабочие реперы, по которым прокладывают нивелирный ход с привязкой не менее чем к 2 реперам на стройплощадке.

#41 Передача осей на монтажные горизонты. Способ наклонного проектирования
Монтажный горизонт – уровень производства СМР. На монтажный горизонт переносят не менее 3-х точек разбивочной оси.

Способ наклонного проектирования

Применяется при строительстве зданий малой и средней этажности (до 12 этажей). Сущность способа – в построении вертикальной плоскости.

1) Теодолит устанавливают на т. А створа АВВ’

2) Зрительную трубу наводят на створную точку И исходного горизонта обозначенного на цоколе здания

3) примерно в створе на перекрытии монтажного горизонта устанавливают штатив с отвесом и визирной маркой


  1. Наводят на марку, закрепляют и в биссектор вводят центр марки или нить отвеса

  2. Проекцию центра фиксируют на монтажном горизонте в точке С

  3. То же самое выполняют при другом положении вертикального круга

  4. Середину расстояния между рисками принимают за искому точку

Положение осей на монтажном горизонте определяют по 2 створным точкам, перенесенным на противоположные стороны контура перекрытия.

Точность проектирования осей зависит от погрешности:


  1. визирования теодолита на ориентирную точку (mвиз)

  2. наклона инструмента (mh)

  3. фиксации спроектированной оси на монтажном горизонте (mф)

  4. обусловленной влиянием внешних условий (mв.у.)

  5. построения точек базисной сети на исходном горизонте (mисх)

Суммарная погрешность без учета влияния погоды:

Недостаток способа в том, что створные знаки следует располагать как минимум на расстоянии высоты возводимого здания, что практически невозможно. Трудности также возникают и с фиксированием осей на монтажном горизонте, т.к. штатив с маркой приходится располагать на краю здания.


#42 Передача осей на монтажные горизонты. Способ вертикального проектирования
Применяется при возведении высотных зданий (от 12 этажей)

Сущность заключается в том, что основные точки разбивочной сети на исходном горизонте через отверстия в перекрытиях проектируют на монтажные горизонты с помощью прибора вертикального визирования.

Чтобы перенести точку сети на монтажный горизонт прибор центрируют над точкой на исходном горизонте. Над отверстием на монтажном горизонте закрепляют марку-палетку, таким образом. Чтобы стороны палетки были параллельны основным осям. Палетка представляет собой визирную марку в виде сетки квадратов, нанесенных на прозрачный материал, размером 20х20 см.

Приведя прибор в рабочее положение отмечают на палетке 4 отсчета, изменяя каждый раз положение прибора на 90o. Средний отсчет принимают за искомую точку.

Точность проектирования осей зависит от погрешности:


  1. визирования на палетку (mвиз)

  2. установки визирного луча в отвесное положение (mВ)

  3. центрирования прибора (mЦ)

  4. фиксации спроектированной оси на монтажном горизонте (mф)

  5. обусловленной влиянием внешних условий (mв.у.)

Суммарная погрешность без учета влияния погоды:

Точность проектирования на 100 м высоты: 1-2 мм.

После перенесения точек на монтажный горизонт их временно закрепляют и прокладывают контрольный ход, в створе которого намечают промежуточные точки. При точности III-IV классов, разрешается вместо контрольного хода измерять диагонали сети. Полученные координаты сравнивают с проектными и выполняют редуцирование. Расхождения не должны превышать: , где S – длина измеренной стороны, Т – показатель СКО для данного класса точности. При допустимых расхождениях точки смещают на половину отклонения и окончательно закрепляют и окрашивают краской.
#47 Общие сведения о деформациях


#52 Виды обноски. Сооружение, применение, перенесение осей
Для закрепления осей и передачи их в котлован или на фундаменты по периметру здания устраивают обноску.

Обноска бывает:



  1. сплошная – ряд вкопанных в Землю столбов с шагом 2-3 м прибитой к ним доской толщиной 3-4 см.

  2. скамеечная – состоит из 2-х столбов и доски, расположенных перпендикулярно линии основных осей.

  3. створная – состоит из отдельных столбов, каждая пара которых закрепляет одну из осей.

  4. металлическая – наиболее рациональная и прочная. Для ее устройства используют металлические стойки и горизонтальные штанги.

Обноску строят на расстоянии 3-5 м от котлована. Столбы обноски закапывают на глубину 1 м. Доски прибивают на одном или разных уровнях, высотой от 40 см до 3 м.

Для того, чтобы не допускать ошибок в линейных измерениях и за наклон проектных расстояний, отложенных на обноске, она должна быть горизонтальной, а ее стороны прямолинейны и параллельны осям здания.


При вынесении осей в натуру:

  1. теодолит устанавливают в точку L, центр сетки наводят на точку К

  2. Закрепляют алидаду, чтобы увидеть верхний срез обноски, на котором отмечают и подписывают название оси.

  3. Поворачивают трубу через зенит на противоположный конец оси 1 и отмечают на обноске точку.

  4. Проверяют эти точки при другом положении вертикального круга для исключения влияния коллимационной ошибки 2С. Если получается расхождение с 1 отметкой, то находят среднее положение точки, которое закрепляют.

  5. Не снимая теодолита также по точке М отмечают на обноске ось B.

  6. Переносят теодолит в точку N и выносят точки 2 и 2’ на обноску.

  7. Контроль положения осей осуществляется промером расстояния между ними. Разбивку осей на обноске проверяют по акту. Отклонение между ними не должно превышать 5 мм для размеров до 10 м и 20 мм для размеров до 100 м. и более.

От реперов на обноску переносят и отмечают краской нулевые точки и нулевые горизонты (уровень чистого пола 1 этажа), от которых откладывают глубину фундамента, уровень полов и т.д.

В процессе строительства состояние обноски и положение осей должны периодически контролироваться на случай восстановления утраченных осей на обноске. Их дополнительно закрепляют створными знаками расположенными в защищенных от повреждения местах.


Смотрите также:
Виды и задачи инженерной геодезии
294.74kb.
1 стр.
Космические технологии инженерной геодезии и кадастра Государственная политика в образовании
12.61kb.
1 стр.
Viii областная межвузовская студенческая Олимпиада по инженерной геодезии, посвященная 350-летию Иркутска!
31.08kb.
1 стр.
Методы применения спутниковой системы (проект «москва») для геодезического обеспечения кадастра объектов недвижимости
430.18kb.
3 стр.
Отчета руководителя гбу «Инженерной службы района
124.14kb.
1 стр.
Разработка методики анализа результатов геодезических измерений при наблюдении за осадками и смещениями крупных инженерных сооружений спутниковыми методами
282.96kb.
1 стр.
Закон о геодезии и картографии принят
242.88kb.
1 стр.
Механика грунтов
475.03kb.
4 стр.
Программа курса: «Инженерная психологи и эргономика»
81.58kb.
1 стр.
Лекция 31. Устройство фундаментов в районах распространения вечномерзлых грунтов
88.9kb.
1 стр.
Лекция инженерная психология как область психологического знания план. Объект, предмет и задачи инженерной психологии
200.09kb.
1 стр.
Андрей Тоом Текстовые задачи: приложения или умственные манипулятивы [1]
126.06kb.
1 стр.