Главная
страница 1
АФРОАМЕРИКАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР
В 1619 году голландский корабль, прибывший в английские поселения  Америки, продал в рабство первых двадцать негров на плантации Виргинии. Африканский раб, доставленный в Новый Свет, стал афроамериканским рабом. Его молитвами были африканские танцы и африканская музыка, пословицы, поговорки, заклинания, сказки, передававшиеся из уст в уста, умеющих писать  почти не было.

Шли годы, постепенно утрачивалась его связь с Африкой. Его речь,  мелодии, танцы стали явлением жизни американского негра.

Религиозными песнями стали госпелз, спиричуэлс — песни-надежды, песни-жалобы, его песнями любви и труда стали блюзы (в переводе — грусть), мелодиями отдыха стал примитивный джаз.

СПИРИЧУЭЛ (англ. spiritual, букв. – духовный, церковный), жанр общинного религиозного пения, духовный хоровой гимн. Широкое распространение получил еще в 18 веке в Новой Англии в среде европейских иммигрантов. В результате активной продолжительной деятельности миссионеров – представителей католической и протестантской церквей – был ассимилирован неграми, претерпев значительные изменения. Негритянский спиричуэл – уникальное, самобытное явление афро-американской музыкальной культуры, возникшее на основе синтеза англо-кельтских и африканских традиций. К первоисточникам спиричуэла, по мнению исследователей, принадлежат пуританский гимн, баптистские и методистские духовные песнопения, лютеранский хорал, католическая псалмодия, англо-кельтская баллада, песни и танцы различных народов Европы.

Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольничих песен чёрных американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»).

Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, особенно связанные с темой освобождения (Моисей, Даниил). Часто использовались картины из Книги Откровения. Песни приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта негров и подвергались фольклорной обработке. Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией, глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англокельтской основе. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную (респонсорную) структуру, отражающую черты американских пуританских гимнов, возникших на англокельтской основе и состоящую в диалоге проповедника с прихожанами. Зачастую, пение сопровождалось хлопанием в ладоши, топаньем, реже — танцами.

ГОСПЕЛ (англ. Gospel – Евангелие), жанр сольной евангелической песни, создаваемой не в процессе стихийной коллективной импровизации на тему традиционного религиозного гимна, а чаще всего профессиональными авторами – композиторами и поэтами. В госпел-сонге господствует личное, индивидуальное начало, имеется много общих черт с балладой и блюзом, а также с европейскими жанрами ариозного пения, вокализа. Госпел обычно исполняется под аккомпанемент фортепиано или небольшого инструментального ансамбля (реже с участием хора и оркестра). Кроме того, необходимо отметить, что госпел не является частью религиозной церемонии и имеет скорее художественное, чем прикладное значение.

Го́спел появился в XIX веке и развивался в первой трети XX века в США. Обычно различают негритянский госпел и белый госпел. Общим является то, что и тот и другой родились в среде методистских церквей американского Юга.

Негритянский госпел


Жанр негритянского госпел развился в 1930-е гг. в афроамериканской церковной среде и продолжал традицию спиричуэлс. Основоположником жанра считается Чарльз Тиндли (ок. 1859-1933), методистский священник, писавший тексты и мелодий к ним.

Негритянский госпел отличается живостью, иногда используются танцевальные ритмы. Больше спонтанных реплик, больше импровизации.

Другим не менее важным жанром песенного творчества черных американцев — блюз. Блюз (от англ. Blues или Blue Devilsтоска, печаль) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Является (наряду с рэгтаймом, ранним джазом, хип-хопом и др.) одним из наиболее влиятельных вкладов афроамериканцев в мировую музыкальную культуру. Блюз отражает глубоко личные переживания, насыщенные драматизмом и внутренней конфликтностью, содержит также элементы юмора, иронии, социальной сатиры. Для блюза характерны метафоричность образов, импровизационность музыки и текста, применение полиритмии и синкопирования, вопросно-ответный принцип формообразования, специфическая тембровая окраска звучания голоса или инструмента.

Блюз сложился из таких её проявлений, как «рабочая песня», холлер (ритмичные выкрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов (англ. (ring) shout), спиричуэлс (христианские песнопения), шант и баллады (короткие стихотворные истории).

Характерной особенностью блюза является использование блюзового лада, включающего в себя пониженные III V и VII ступени (т. н. «блюзовые ноты»). Часто музыка строится по структуре «вопрос — ответ», выраженная как в лирическом наполнении композиции, так и в музыкальном, зачастую построенном на диалоге инструментов между собой. Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный «каркас», который обыгрывают солирующие инструменты. Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого темнокожего человека.

Истоки блюза как музыки начались с далёких времён возникновения рабовладельчества на Американском континенте и завоза рабочей силы из Африки. Афроамериканцы работали в те времена на плантациях и как обслуживающий персонал, выполняли всю самую грязную и непритязательную работу. Вся сложность жизненных отношений афроамериканца выливалась, в том числе, и в творчестве в таких этнических жанрах как холлер, рабочая песня и спиричуэлс, берущие, в свою очередь корни из этнической африканской музыки, преимущественно ударных битов и народно-религиозной вокальной составляющей. Большим толчком к возникновению жанра послужила отмена в 1863 году рабства в США. Всё это является истоками того, что мы сейчас называем блюзом. Несомненно блюз нужно считать квинтэссенцией африканской народной культуры с прогрессом развития западной культуры и социализации в ней чёрного человека. Родиной блюза считается дельта реки Миссисипи.



Большинство исполнителей блюза до старости продолжали работать на разного рода низкооплачиваемых работах (на плантациях, на речных дамбах), как и практически всё чёрное население США в первой половине XX века. Они бродяжничали по стране, перебиваясь случайными заработками, сохраняя при этом личную независимость, готовые в любой момент продолжить свои скитания. Иногда удавалось устроиться играть на вечеринках, где музыканту редко платили деньгами, а чаще — едой и выпивкой. Таков был характерный стиль жизни исполнителя блюза: тяжёлый физический труд и скудный заработок. Но гитара была рядом всегда, и можно было часто услышать блюз в любом месте: на углу улицы, в вагоне товарного поезда.


Смотрите также:
Афроамериканский фольклор
58.3kb.
1 стр.
Опубл в сборнике Забонҳои помирū ва фольклор. Памирские языки и фольклор
85.76kb.
1 стр.
Детский фольклор
210.11kb.
1 стр.
Тематическое планирование объединения «Консонанс». Первый класс. «А мы с ложками да колокольцами …»
48.74kb.
1 стр.
Лекция n 1 фольклор как предмет
2259.47kb.
9 стр.
Фольклор жителей Крутинки Омской области 2011- : стр. 2-3
81.07kb.
1 стр.
Афроамериканский диалект в песнях современных исполнителей
100.44kb.
1 стр.
Программа «Фольклор и этнография»
37.44kb.
1 стр.
Фольклор и фольклористика
1357.94kb.
7 стр.
Джеймс Джодж Фрэзер. Фольклор в ветхом завете
7683.57kb.
31 стр.
Детский фольклор в повести Дмитрия Емца «Гроб на колесиках»
42.85kb.
1 стр.
Японский музыкальный фольклор как народное музыкальное искусство в японской фортепианной культуре
64.47kb.
1 стр.