Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО МГГУ)
Упражнения флорбола используются в других видах спорта как средство ОФП, развития тактического мышления и волевых качеств. Эмоциональные особенности позволяют использовать игру во флорбол или упражнения в технике владения мячом в качестве средства активного отдыха; флорбол как учебный предмет включен в программы физического воспитания вузов в виде обязательных или факультативных занятий. В структуре высшего образования в сфере физической культуры флорбол входит в цикл новых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственным образовательным стандартом, учебным планом и программой подготовки специалистов по физической культуре. Цель курса «Флорбол» - обеспечить освоение студентами комплекса знаний, умений и навыков для успешного проведения уроков и спортивных мероприятий по данному виду спортивных игр и на этой основе содействовать формированию у студентов целостного представления о профессиональной деятельности педагога по физической культуре. Основными задачами данного курса являются: - обеспечить приобретение студентами теоретических сведений об основных этапах возникновения и развития флорбола, сущности и основных правилах игры, организации и проведении соревнований, методике обучения и совершенствования технике и тактике игры, методике проведения урочных и внеклассных форм занятий с детьми, видах и методах контроля за технико-тактической и общефизической подготовкой; - способствовать уверенному овладению основными приемами техники, тактики и методики обучения навыкам игры; - формировать умения и навыки планирования, организации и проведения уроков физического воспитания с детьми школьного возраста на предметной основе данной спортивной игры, оказания первой медицинской помощи при травмах при выполнении физических упражнений форболиста. Курс «Флорбол» изучается в восьмом семестре. Он представлен следующими видами учебных занятий: лекция, практические занятия, самостоятельная подготовка студентов. Материал данных методических рекомендаций содержит подробные планы лекционного и практических занятий. Практические занятия предполагают овладение основными приемами техники, тактики и методики обучения навыкам игры, развитие общих и специальных физических качеств, судейство учебных игр. Задачей настоящих методических рекомендаций является оказание помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении предмета «Флорбол». Самостоятельная работа студентов предусматривает конспектирование, составление тестов для оценки технико-тактической и физической подготовленности, подбор и выполнение упражнений, направленных на развитие двигательных способностей и физических качеств, составление конспектов учебно-тренировочных занятий. Формы отчетности по курсу – аттестация, которая определяется выполнением заданий по самоподготовке, степенью активности студентов на практических занятиях. I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.3. Содержание разделов дисциплины РАЗДЕЛ 1. Флорбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания. Характеристика игры, оборудование для игры и инвентарь. История и развитие игры. Правила соревнований. Техника игры: владение мячом, передвижения. Передачи. Удары. Ведение. Обводка. Тактика игры: нападения и защиты (индивидуальная, групповая и командная).
Методика обучения навыкам игры в флорбол, организация занятий по флорболу. Планирование учебной работы. Оценка уровня подготовленности учащихся. Организация и проведение соревнований. Учебная игра с методикой судейства.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 2.1. Планы занятий (ОФО) Раздел 1. Флорбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания. Занятие №1 – лекция - Предмет, задачи и содержание игры План: 1 Предмет, задачи и содержание игры. 2. Основные правила игры. 3. История развития игры. 4. Техника и тактика игры.
1. Где впервые зародился флорбол? 2. Российские спортсмены на Чемпионатах мира и Европы. 4. Успехи сильнейших зарубежных спортсменов. Задания для самостоятельной работы: 1. Изучить:
Литература Основная:1,4,5 Дополнительная: 1,2 Занятие № 2 –практическое - Удары. Остановки. Передвижение. План: 1. Передвижение флорболиста. 2. Удары (по катящему мячу, по стоящему и с места). 3. Остановки (внутренней и внешней стороной клюшки). Вопросы для коллективного обсуждения: 1. В чем отличие удара? 2. Преимущества и недостатки остановки. 3. Чем характеризуются перемещения флорболиста? Задания для самостоятельной работы: 1. Подбор и выполнение упражнений для развития перемещение флорболиста. 2. Выполнение подготовительных упражнений с мячом:
1. Ведение. 2. Финты. 3. Передачи 4. Отбор.
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 4 Занятие № 4 – практическое – Тактика нападения План:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Выбор тактики игры против команды, играющей на пресинге 2. Выбор тактики игры против команды, играющей от защиты
1. Практически правильно построить игру против обороняющейся команды Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 4 Занятие № 5 – практическое – Тактика защиты План:
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Выбор тактики игры против атакующей команды Задания для самостоятельной работы: 1. Практически правильно построить игру против атакующей команды Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 2,4 Раздел 2 Организация и методика проведения занятий по флорболу Занятие № 6 – практическое – Методика обучения передвижениям, ударам и остановке мяча План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы
Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 3, 4 Занятие № 7 – практическое – Методика обучения ведению, передачам и отбору План:
Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 4 Занятие № 8 – практическое – Методика обучения тактике нападения План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 4 Занятие № 9 – практическое – Методика обучения тактике защиты План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,4,5 Дополнительная: 3,4 III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 3.1. Планы занятий (ЗФО) Раздел 1 Флорбол как вид спорта и эффективное средство физического воспитания. Тема 1.1. Содержание игры Занятие №1 – лекция - Предмет, задачи и содержание игры План: 1 Предмет, задачи и содержание игры. 2. Основные правила игры. 3. История развития игры. 4. Техника и тактика игры.
Многие виды спорта имеют сходство с флорболом (или он имеет сходство с ними). Из зимних видов наиболее близки флорболу хоккей с мячом и хоккей с шайбой. Из летних видов больше всего похож на флорбол хоккей на траве, один из старейших видов спортивных игр, пришедший к нам из Индии и Пакистана, и давно включенный в программу Олимпийских игр. Известна и другая разновидность хоккея на траве – индорхоккей, проводящийся в закрытых помещениях. Близок флорбол и уличному хоккею на роликах, и крикету. Приверженцы флорбола и знатоки его истории не без основания утверждают, что свои современные черты эта игра приобрела в Америке. При этом удивительным фактом является то, что свое фактическое происхождение флорбол в некотором смысле ведет от бейсбола! Современный официально регламентированный мяч для флорбола - пластмассовый, с 26 отверстиями, весом 23 грамма - пришел из США, где он использовался детьми и юношами, тренировавшимися в упомянутой выше разновидности лапты. Благодаря легкому мячу была достигнута минимальная степень травматического риска при серьезной подготовительной работе на малых и больших профессиональных бейсбольных площадках страны. Идея изготовления пластмассовых клюшек (как крюка, так и рукоятки) родилась на фабрике пластмассы в Лакевилле (штат Миннеаполис, США). Поклонники хоккея с шайбой не желали расставаться с любимой игрой в тёплое время года, причём делали это с минимальным количеством защиты и без коньков, а потому всерьёз задумались об усовершенствовании спортивного снаряжения. В 1958 году энтузиастами на фабрике компании «Косом» была изготовлена цельная клюшка из пластмассы, которая получила высокую оценку любителей хоккея, а саму игру стали называть «хоккеем на полу». Тренеры, игроки и учителя физкультуры задались целью распространить этот вид спорта, так как он подходил для тренировок детей, независимо от пола, возраста и конституции тела, благодаря снаряжению, выполненному из легкого пластмассового материала. Хоккей на полу после его признания в США и Канаде стремительно развивался исключительно среди детей и юношества. Играли подростки в закрытых помещениях легкими пластиковыми шайбами (мячи появились позже, в Швеции) и пластиковыми клюшками. Эти клюшки напоминали хоккейные, но имели мягкий крюк, которое можно было загибать под удобную руку. В начале 1960 года наступил новый этап развития игры. В городе Батл-Грик, что в штате Мичиган, образовалась организация под названием Международная ассоциация флорхоккея для мальчиков и девочек. Там же был проведен один из первых крупнейших турниров по флорхоккею, ставивший своей задачей популяризацию игры и выполнение оздоровительной программы для детей. Через некоторое время такая же ассоциация была создана и в Канаде. В 1962 году состоялся первый чемпионат Северной Америки по флорхоккею среди детей и юношей. Предшественник флорбола стремительно распространился по континенту и не утрачивает своей популярности по сей день.
В 1968 году несколько шведских студентов, находясь на каникулах в Голландии, увидели в витринах магазинов клюшки и шайбы для флорхоккея, которые и решили взять с собой, чтобы познакомиться с необычным видом спорта на родине. Увлекшись игрой, молодые люди пришли к выводу, что флорхоккей весьма перспективен, а потому решили заняться продвижением вида спорта в тренировочных клубах и школах. Были установлены деловые связи с представителями компании "Косом" в США и в Швецию потянулась вереница поставок экипировки для флорхоккея. Стоит отметить, что шведы изначально использовали для игры не только предложенные шайбы, но и описанные ранее бейсбольные мячи, что в дальнейшем сыграло свою роль в развитии спорта. Растущая популярность хоккея, в который начали играть не только на льду, дала толчок предпринимателям к производству спортивной продукции, и в начале 1970 года пластмассовая фирма в Вестерготланде изготовила первые пластмассовые клюшки, а шведская фирма "Гумюлек - хоккей" в 1971 году уже экспортировала спортивное снаряжение для флорхоккея в США. «Мюлек», идеальный крюк для отработки хоккейной техники, производился из смешанной пластмассы и выдерживал большую нагрузку, мог заменяться и закрепляться на специальной ручке клюшки, изготовленной из дерева. Клюшка «Косом» и испанская клюшка «Векар» были прозваны игроками «резиновыми шнурками» и предназначались только для детей или игры в оздоровительных группах. Становление флорбола как самостоятельного вида спорта Идея о создании официального общества любителей флорбола витала в воздухе довольно долго, но не находился энтузиаст, который мог бы возглавить организацию в Швеции. В 1979 году Андрес Сидром предпринял попытку включить общество любителей флорболу в Шведское общество любителей хоккея с мячом и получил отказ. Но настойчивость Андреса была вознаграждена. Весной 1980 года судьба свела его с Кристером Густафссоном из города Сала, и вместе они сумели доказать спортивным властям Швеции необходимость развития флорхоккея и создания федерации. В тот момент вид спорта вступил в новую фазу развития. С целью ознакомления с флорхоккеем и его популяризации были организованы и проведены два чемпионата страны под эгидой Шведского общества любителей хоккея в закрытых помещениях в 1980 и 1981 г.г., которые показали, что игра имеет большое будущее. В 1986 году в городе Хускварна была основана Международная федерация флорбола (ИФФ), в которую сразу же вошли национальные федерации Швеции, Швейцарии и Финляндии. Спустя 10 лет, в результате планомерного развития вида спорта по всему миру, в Стокгольме был проведён первый Чемпионат Мира среди мужских команд, победу в котором одержала шведская команда. Место флорбола в современном спортивном мире Сейчас флорбол уже не просто игра детей и хоккеистов. Это самостоятельный вид спорта, объединяющий десятки тысяч игроков-любителей по всему миру и сотни профессиональных команд. Во флорбол играют взрослые и дети, женщины и мужчины, мальчики и девочки. Каждый чётный год ИФФ проводит мужское первенство мира, каждый нечётный – женское. Выпуском флорбольной экипировки занимаются уже не две - три компании в США и Швеции, а целые холдинги, опутавшие дилерской сетью весь мир. Каждый год выпускаются новые коллекции клюшек, мячи, кроссовки, щитки, перчатки, адаптированные для флорбола или же специально изобретённые. Принципы игры совершенствуются в пользу увеличения зрелищности. Флорбол развивается так интенсивно, как никакой из предшествовавших ему видов спорта. Минимальная затратность, зрелищность, оригинальность делают флорбол не только инвестиционно привлекательным, но и просто хорошим способом с пользой провести время. Флорбол — командный вид спорта. Играется пластиковым мячом, удары по которому наносятся клюшкой. Цель игры: забить мяч в ворота соперника. На площадке в каждой команде присутствуют 5 полевых игроков и один вратарь. Контролировать мяч допускается только клюшкой, имеющейся у всех полевых игроков. Ногой допускается останавливать мяч, но не наносить удары по воротам. Игра проходит на площадке размером 40 на 20 метров, закрытой бортиками. Углы у площадки закруглены. Размер ворот: 1.60 на 1.15 метров. Клюшки обычно делаются из пластика, их длина составляет один метр. Мяч сделан из пластмассы, его диаметр составляет 72 мм, максимальная масса — 23 грамма. В мячике имеется 26 отверстий. Флорбол появился в северной Европе. Эта игра похожа на хоккей с мячом и на хоккей без ледовой площадки, однако в правилах этих игр имеются существенные различия. Игра проводится на стандартной площадке 40 на 20 метров либо на маленькой — 24 на 14 метров. Во втором случае каждая команда состоит из трёх полевых игроков и одного вратаря. По ходу игры допускается неограниченное количество замен, которые разрешается проводить, не останавливая игру. Игра продолжается 3 периода по 20 минут. Перерывы между периодами продолжаются 10 минут. В некоторых случаях третий период во флорболе не играется. Клюшки у игроков не могут быть длиннее 105 сантиметров и иметь массу более 350 граммов. Хотя флорбол не является таким же контактным видом спорта как хоккей, в последние годы были разрешены некоторые виды единоборств. Например, допускается игра плечом в плечо в случае ведения борьбы за мяч, не контролируемый ни одним из игроков. Если игрок нарушает правила, противоположная команда получает право на штрафной удар. Игроков могут наказывать двух- или пятиминутными удалениями. За неспортивное поведение игрок может быть удалён на 10 минут. В крайнем случае игрок может быть удалён до конца матча.
Флорбол в РоссииВ России флорбол преимущественно развит в европейской части России, особенно в Северо-западном федеральном округе. Чемпионат России проводится по схеме весна-осень в 3 тура. Участие принимают 6-7 команд. Победитель участвует в отборочном раунде Кубка Европы среди клубных команд. 26 – мужских и 9 женских клубов. Официальная руководящая организация — Федерация флорбола России, базирующаяся в Москве. Техника и тактика игры. Тактика нападения. Тактика защиты. Основные понятия: средства игры, способы игры, система игры, функции игроков.
1. Где впервые зародился флорбол? 2. Российские спортсмены на Чемпионатах мира и Европы. 4. Успехи сильнейших зарубежных спортсменов. Задания для самостоятельной работы: 1. Изучить:
Литература Основная:1,4 Дополнительная: 1,2 Тема 1.2. Техника и тактика игры Занятие №2 – практика - Техника и тактика игры План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература Основная: 2,4 Дополнительная: 4 Раздел 2 Организация и методика проведения занятий по флорболу Тема 2.1. Методика обучения технике и тактике игры План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература: Основная: 2,4,5 Дополнительная: 4 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Литература по курсу «Футбол» Основная:
Дополнительная:
Приложение 2 Контрольные задания для студентов заочной формы обучения Вариант №1 1. Какой минимальный размер игрового поля? 2. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях флорболом. 3. Применение нестандартного оборудования на занятиях флорболом. Вариант №2
Вариант №3
Вариант №4
Вариант №5
Вариант №6
Приложение 3 Примерная тематика рефератов
Приложение 4 Методические указания по выполнению рефератов по курсу «Флорбол» Рефераты в системе физкультурно-педагогического образования являются одной из форм проверки знаний студентов. Перед написанием реферата, прежде всего, необходимо ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы, затем прочитать один раз основные источники по теме и приступить к составления плана изложения. На втором этапе необходимо законспектировать и проанализировать основные положения работы, а затем приступить к изложению своими словами содержания реферата, придерживаясь последовательности в изложении материала, в соответствии с планом. При необходимости можно приводить цитаты, взятые в кавычки, например (1, С.53). Списывание текста из источника категорически воспрещается, так же как не допускается своими словами пересказ одного лишь учебника или учебного пособия. Реферат должен быть соответствующе оформлен, составлять не более 8-10 страниц рукописного текста и отражать существенные ключевые моменты темы.
Критерии оценок реферата Оценка «зачтено» ставится, если в реферате:
Оценка «не зачтено» ставится, если в реферате имеются следующие существенные недостатки:
Образец оформления титульного листа реферата МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУВПО МГГУ) РЕФЕРАТ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ФЛОРБОЛУ Выполнил (а): студент (ка) ФК-04 Петров А.Н. Проверил: к.п.н., доцент Иванов И.Р. Мурманск 2013
Приложение 5 Словарь терминов (глоссарий)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………........3 I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….4 II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ……………………...5 III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ………………..8 IV. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………….13
Смотрите также: Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 Бфсв (флорбол) 050720 «Физическая культура»
286.33kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 3 бфсв: Футбол 050720 «Физическая культура»
372.59kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Ф. 16 4 бфсв (настольный теннис) 050720 «Физическая культура»
343.48kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена
240.23kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины фтд «Радиожурналистика»
96.64kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В студенческое телевидение
83.8kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В ; сд. В студенческое радио
82.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В редакторская подготовка фотоизданий
36.78kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история»
1048.09kb.
8 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22 547.12kb.
4 стр.
|