Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() БИЗНЕСА И ПРАВА О.И. БыльченкоУчебно-методический комплекс по дисциплине «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» (для студентов дневной формы обучения) Ростов-на-Дону2009 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для студентов всех специальностей. Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Государственно-правовые и гуманитарные дисциплины» (протокол № 3 от 17.11.08). Составитель: канд. ист. Наук, доцент О.И. Быльченко Рецензенты: доктор истор. Наук, профессор Паламарчук Е.А.
ВВЕДЕНИЕ История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) традиционно рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. Основная задача истории – обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. История нашего Отечества – это калейдоскоп героических и трагических событий. За более чем тысячелетний период существования Российское государство испытало периоды расцвета и упадка. Оно неоднократно подвергалось нападениям, но всегда находило возможность побеждать врагов, преодолевать трудности, восстанавливать хозяйство и продолжало развиваться, оказывая влияние на мировое политическое, экономическое и культурное развитие. Предлагаемый учебно-методический комплекс должен помочь студентам получить представление о наиболее значимых событиях нашей истории, ее закономерностях, роли личности, связей с мировой историей. В целях стимулирования творческой работы и улучшения управления учебным процессом использована рейтинговая система оценки знаний студентов. Она дает возможность к моменту завершения курса набрать определенную сумму баллов. В зависимости от набранной суммы определяется итоговая оценка: 85-100 баллов – «пять» 70-84 балла – «четыре» 60-69 баллов – «три» менее 60 баллов – «два». Изучаемый материал распределен по двум блокам. Каждый из них включает соответствующие темы лекций и семинарских занятий, контрольные задания, тесты, список рефератов, а также дополнительные задания разного уровня сложности. Студент может получить дополнительно еще 15 баллов при выполнении других видов учебной и научной работы, не предусмотренных учебным планом (например, написание реферата и участие в конференции). В этом случае максимальная сумма баллов будет равна 115.
ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМАТИКА КУРСА ПО модулям
Содержание программы Тема 1. Россия и мир в период средневековья (IX – XV вв.). Возникновение раннесредневековой государственности в Европе. Славянское общество в эпоху расселения. Основные черты и особенности формирования российской государственности (Киевская Русь). Принятие христианства – важная веха в истории Руси. Переход к феодальной раздробленности в середине XII – I пол. XIII вв. Распад киевского государства. Монголо-татарское нашествие на Русь. Судьбы русских земель. Формирование единого государства в Северо-Восточной Руси. Особенности централизации (в сравнении со странами Западной Европы). Проблема воздействия монголо-татарского ига на древнерусское общество. Тема 2. Россия в XVI-XVII вв. XVI в. в истории Европы. Завершение формирования Российского государства. Иван Грозный и опричная политика. Последствия опричнины. Российский тип феодализма. Общая характеристика столетия. Расхождение путей исторического развития России и Запада. Смутное время. Россия после Смуты. Укрепление в России общества традиционного типа. Российская мысль и культура в преддверии Нового времени.
ХVIII век в Европе. Вступление России в эпоху раннего капитализма к концу ХVII – нач. ХVIII в. Потребность модернизации всех сфер Российского общества. Петр I и первая попытка модернизации страны. Проблемы «Петровского наследства». Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762 гг.). Просвещенный абсолютизм Екатерины II – попытка либеральных преобразований в жизни России последней четверти XVIII в. Тема 4. Россия в первой половине ХIХ в.: упущенные возможности Основные тенденции развития всемирной истории в ХIХ веке (построение индустриальных обществ в Западной Европе, модернизация стран «второго» и «третьего» эшелонов экономического развития, формирование колониальной системы). Попытки либеральных реформ Александра I и их крах. Аракчеевщина. Самодержавие при Николае I – военно-бюрократическая монархия. Назревание кризиса крепостнической системы. Тема 5. Россия во второй половине XIX в.: От реформ Александра II – к контрреформам Александра III Усиление либеральных тенденций в период правления Александра II (1855 – 1881 гг.). Великие реформы 60–70-х гг. и их историческое значение для России. Контрреформы Александра III – политика укрепления помещичьего хозяйства власти поместного дворянства над крестьянами. Идейные течения и общественно-политические движения XIX в. Тема 6. Реформы и революции начала XX века Становление индустриального общества в России (середина XIX – нач. XX в.): основные черты экономического, социального, политического строя, особенности духовного и культурного развития. Назревание кризиса существующего строя. Реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина – попытка либеральных реформ. Их историческая оценка. Первая российская революция 1905-1907 гг. – реализация революционной альтернативы. Особенности революции, основные итоги. Возникновение российской многопартийности, российского парламента нач. XX в. Февральская революция 1917 г. и ее значение. Октябрь 1917 г. Приход к власти большевиков.
Гражданская война: причины и последствия (1917-1922 гг.). От политики военного коммунизма – к НЭПу. Мир и СССР в 20-30-е гг. Альтернативы развития советского общества в конце 20-х гг. Свертывание НЭПа в конце 20-х гг. Анатомия сталинской модернизации конца 20-30-х гг. Формирование тоталитарного режима. тема 8. Место ссср в мире накануне и в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны СССР и мир к концу 30-х гг. Особенности внешней политики СССР в этот период. Причины, основные события и этапы Великой Отечественной войны. Цена победы. СССР и мир в послевоенный период. Тема 9. От апогея сталинизма (1945-1953) к ослаблению тоталитарного режима сер. 50-х – сер. 80 гг. Апогей сталинизма во внутренней и внешней политике СССР в 1945-1953 гг. Советское общество после смерти Сталина. Попытки демократизации общественно-политической системы в середине 50-х – I пол. 60-х гг. Реформы Н.С. Хрущева. Смена политического курса. Установление «мягкой модели» сталинизма. Нарастание кризиса советской модели социализма в период правления Л.И. Брежнева и варианты выхода из него. ТЕМА 10. От консервативной модернизации СССР 1985-1991 гг. к радикальным реформам 90-х гг. и строительству новой России Цели и основные этапы «перестройки» (1985-1991). Августовский путч 1991 г. и его последствия. Радикальные реформы 90-х гг. строительство новой России. Россия в период правления В.В. Путина и Д.А. Медведева. Россия и мир в настоящий период. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература (имеется в библиотечном фонде):
Дополнительная литература (имеется в библиотечном фонде):
Можно использовать и другую литературу по выбору студента (учебники с грифом Министерства высшего и среднего специального образования Российской Федерации). 2. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ Лекция № 1. «Россия и мир в период средневековья» План
- арабо-мусульманская цивилизация (Азия) - европейская христианская, имеет 2 разновидности (Восточную – Византия и Западную – территория бывшей Западной Римской империи), сформировалась как синтез античной цивилизации и варварского уклада жизни. Ее культурная основа – античность, духовная – христианство. В эпоху средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс Киевской Руси (государство восточных славян). К началу IX в. восточные славяне достигли высокого уровня развития, возникла потребность в государстве. Каким быть этому государству? Опыт Византии – сильная власть императора и огромные полномочия, большой аппарат чиновников, судебная и налоговая система. Наличие государственной собственности на землю, слабое развитие института частной собственности. Римское право было важным элементом государства. Опыт Западной Европы – государственность строится на сотрудничестве власти и общества, достаточно развит институт частной собственности, система права. Государственность Киевской Руси: черты как западного, так и восточного государства. Споры ученых по этому вопросу: «Европеисты» (В.Г. Белинский, Г.Н. Грановский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.): Россия – составная часть Европы, должна развиваться в русле европейской цивилизации. «Славянофилы» (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ф.Ф. Самарин, И.И. Кириевский и др.) – у России свой путь развития. «Евразийцы» (П.А. Карсавин, И.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский и др.) – Россия развивается под влиянием как Востока, так и Запада. Киевская Русь как политическое объединение складывалась постепенно. К 30-м годам IX в. сложилось 2 очага государственности: южный – Поднепровье с центром в г. Киеве северный – Новгородская земля (в 862 г. здесь появился варяжский правитель – Рюрик). Версия о призвании варягов была использована в норманской теории происхождения государства (XVIII в.: Миллер, Байер, Шлёцер) и антинорманской (М. Ломоносов). Этапы формирования государства восточных славян: 882 – объединение Олегом Новгородской и Киевской земель, начальный этап государства; 882–912 – правление Олега: расширил территорию, обложил данью племена, живущие на этой территории; 912–945 – Игорь продолжил эту политику; 945–964 – Ольга укрепила государственность, создала единую налоговую систему. 964–972 – правление Святослава, который значительно расширил территорию русских земель 980–1015 – завершение формирования Киевской Руси, правление Владимира I: расширение территории, укрепление системы наместничества, принятие христианства 1019–1054 – период правления Ярослава Мудрого. Киевская Русь достигла расцвета и развивалась в русле европейской цивилизации. Принятие христианства (988 г.) – было важной вехой в формировании Киевской Руси, расширении культурных, политических связей с Византией. Это привело к появлению нового типа государственности (в значительной мере византийского по форме): тесная взаимосвязь светской и церковной власти, главенство власти светской. Православие способствовало обособлению Руси от западно-европейской цивилизации. с падением Византии русское государство и русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира (XV в.).
На землях феодалов в странах Европы находились крупные города, которые в X–XIII веках вели борьбу с сеньорами за свои права и многие из них добились самостоятельности, имели самоуправление, городской совет мэра, суд. Особенно быстро эти процессы происходили в Англии, Франции, Италии. Феодальная раздробленность Киевской Руси началась после смерти князя Мстислава в 1132 г. (сына Владимира Мономаха). Причины этого явления: оседание дружинников на землю (в первые века государства они находились на службе у князя). Уже с I пол. XII века преобладающей формой собственности стала вотчина, владелец которой мог распоряжаться ею по своему рассмотрению, собирать здесь налоги и пошлины, формировать аппарат управления, вершить суд. Начинают формироваться местные княжеские династии. Возникает институт наследственности на землю. Эти процессы привели к дроблению государства, междоусобным войнам. Наиболее влиятельными княжествами стали: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская земля, между ними постоянно шли войны, которые ослабляли Киевскую Русь. Этим обстоятельством воспользовались иностранные завоеватели: в 1240 г. монголо-татары установили свое иго, которое продолжалось до 1480 г., а на северо-западе это были шведы (1240 г.), а затем немецкие крестоносцы (1240–1242 гг.). Но благодаря усилиям Александра Невского и его потомков они были разбиты, а Новгородская земля сохранила традиции западной ориентации и республиканскую систему управления (вече, Боярский совет). Но Северо-Восточная и Южная Русь оказались под сильным влиянием Золотой Орды и утратили связи с Западом. Татаро-монгольское иго существенно задержало социально-экономическое, политическое и духовное развитие русского государства. Русская государственность приобретает черты восточной деспотии и отличается жестокостью по отношению к народу и отдельной личности (с XV в. возникает система крепостной зависимости основной массы населения – крестьян).
В странах Западной Европы политическая раздробленность становится тормозом для развития экономики. под влиянием экономических факторов политические границы были преодолены, произошло формирование единых национальных рынков и создание единых национальных государств (к XV в). На Руси процесс объединения шел по-другому. Конечно, экономические связи между отдельными княжествами развивались, но общий экономический рынок возник только в XVII в. на первое место выдвигались не экономические, а политические причины. В XIV– XV вв. очень остро встал вопрос о выживании русского государства, сохранении самобытности русского народа, его культуры и веры. Внешний вызов шел как с Востока – Золотая Орда, так и Запада – со стороны молодого и агрессивного Ливонского княжества. Возможные центры централизации: - Московское; - Тверское; - Новгородское княжества. Победу одержало Московское княжество. Особый вклад в усиление Московского княжества внесли: Даниил Александрович (1276– 1303) – сын Александра Невского, Иван Данилович Калита (1325–1340), Дмитрий Донской (1359–1389) и Иван III (1462–1505). При князе Данииле произошло усиление Московского княжества, присоединение к Москве Коломны, Переславля, Можайска. Иван Калита ускорил процесс объединения русских земель: перехватил у великих князей «ярлык» на великое княжение, получил у Орды право сбора дани с русских земель, укрепил и отстроил столицу княжества – Москву, а в период его княжения митрополит переехал из Владимира в Москву. При великом князе Дмитрии Донском произошли важные события в объединительном процессе. Москва стала крупным экономическим и политическим центром. Московский князь имел в своем распоряжении хорошо вооруженное войско. Усиление Москвы позволило Дмитрию Донскому вступить в открытую борьбу с монголо-татарами. Наибольшее значение для формирования единого русского государства имела его победа на Куликовом поле в 1380 г. В военно-политическом отношении Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных и побеждать такого сильного противника. Духовно-нравственный смысл победы – возрождение чувства национальной гордости и национального достоинства, единение русских земель на основе православной веры. Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью Ивана III (1462–1505). В этот период к московскому княжеству были присоединены Ростов (1474), Великий Новгород (1478), Тверь (1485). Наиболее крупным достижением Ивана III было окончательное свержение татаро-монгольского ига в 1480 г. Свержение монголо-татарского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного развития. Возрос авторитет московского княжества как на Востоке, так и на Западе. С этого времени Русь вновь стала существовать как независимое государство восточной Европы, появляется наименование государства «Россия» и российский герб – двуглавый орел. В 1457 г. был принят Судебник первого кодекса законов единой России, где было закреплено единое устройство и управление, введено единое московское войско, закреплен Юрьев день, положивший начало крепостному праву. Таким образом, в целом централизованное Московское государство было создано, но оно значительно отличалось от европейских: в политическом устройстве, уровне развития экономических отношений, социальной структуре, религии. В московском государстве ярко преобладают черты восточной цивилизации. Это проявилось в том, что объем и авторитет княжеской власти возрастает, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления – вече, были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы. Войны с монголо-татарами привели к тому что, в ходе их была уничтожена большая часть дружинников-феодалов. Теперь князья раздают земли не советникам и боевым товарищам, а своим слугам и управителям. Все они находились в личной зависимости от князя. Став феодалами, они не переставали быть его подчиненными. Т.к. объединительные процессы в Московском государстве проходили в экстремальных условиях, это оказало влияние и на характер властных отношений. Процесс присоединения в Московском государстве в основном шел насильственно, феодалы присоединенных территорий становились слугами московского правителя. Уже во времена правления Ивана III в русском государстве складывается система авторитарной власти, схожая с восточными деспотиями. «государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом гораздо большим, чем у европейских монархов. Все население страны – от высшего боярства до последнего смерда были подданными царя. Экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. Однако российскую государственность нельзя в полной мере отнести к восточному деспотизму. В ней в течение длительного времени функционировали такие органы общественного представительства как Боярская дума, земское самоуправление и Земские соборы (XV–XVIII вв.). боярская дума являлась как законодательным органом государства, так и высшим исполнительным органом.
Смотрите также: Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»
1070.24kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык Специальность: 030401. 65 «История», специализации «Отечественная История»
531.76kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2012 Учебно-методический комплекс
709.33kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100 (050720) «Физическая культура»
358.4kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»
603.06kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
359.68kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дипломатическая и консульская служба»/ Ижевск: УдГУ. 2010. с Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дипломатическая и консульская служба»
598.32kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине История железнодорожного транспорта
1521.16kb.
8 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной журналистики»
550.82kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста: 031200 Лингвистика и межкультурная коммуникация
487.67kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине История новейшего времени (название) 208.13kb.
1 стр.
|