Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 учреждение «Гапкинская СОШ» «В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата» ( по «Донским рассказам» М.А.Шолохова ) 2014год
Не осудите, братья, брата».
Цели: изучить «Донские рассказы» М.Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов «Родинка», «Чужая кровь», формировать умение самостоятельно работать с художественными текстами, развивать аналитическое мышление, творческие способности учащихся. Оборудование урока : тексты «Донских рассказов» М.Шолохова, портрет писателя , выставка его книг, картины с изображением донской природы, казачьего быта, гражданской войны.
Двадцатые годы 20 столетия . Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной , некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времен княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и кажется кроме горстки губернии Центральной России, не было волости или уезда, где по несколько раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода. 2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение ученика о гражданской войне в России в начале 20 века. Вывод. Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, ненасытным Молохом требуя жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливы в этом отношении слова русского писателя М.Волошина: А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.
(М. Булгаков «Белая гвардия», А.Серафимович «Железный поток», И.Бабель «Конармия», М.Цветаева «Дон», «Москва», поэма «Перекоп», Д.Бедный «Проводы») Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов 20 века. И сегодня на уроке мы обращаемся к «Донским рассказам» М.Шолохова
Вслед за «Испытанием» появились в печати два других фельетона начинающего автора – «Три» и «Ревизор». А в декабре 1924 года под первым рассказом «Родинка» стояла уже подлинная фамилия автора. М.Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем – реальность другой жизни. Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром. «Приходилось бывать в разных переплетах», - позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, «батька» пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов. Позже, в 1922году, в Москве М.Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А.Безыменским, М.Светловым, А.Фадеевым, составлявшими группу «Молодая гвардия», которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне на страницах газеты «Молодой ленинец». Впоследствии М.Шолохов объединил эти рассказы в сборники «Донские рассказы», «Лазоревая степь» С 1923года литература стала моей основной профессией», - писал сам Шолохов. Четкость сюжетно-композиционного построения, лаконизм авторских описаний, острота конфликта, мастерство характеристик, диалога, в котором нет лишних, необязательных слов, яркие речевые портреты персонажей, точность, выверенность деталей, жизненность воссоздаваемых ситуаций- все это было уже в первых произведениях Михаила Шолохова.
- В чем трагизм «Донских рассказов» ( «Судьба человека в гражданской войне. Жестокость и жалость. Как они уживаются в одном человеке ) . - Что становится центром идейного столкновения в «Донских рассказах» М.Шолохова ? ( Семья, в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи) - Где происходят действия в рассказах М.Шолохова? 6.Индивидуальное сообщение учащегося. ( Выявление особенностей самосознания казаков, казачества). Для исторической памяти казачества были характерны представления об общей судьбе и родстве всех казачьих войск, едином образе жизни всех казаков, представления о личной свободе, независимости, равенстве, братстве. Особое место занимали представления о казачьих традициях, складывавшихся веками, среди которых следует выделить свободолюбие, коллективизм, взаимопомощь, преданность воинскому долгу, нравственность, веротерпимость. Казачество как военное сословие всеми правами и привилегиями было обязано царю и считало себя в числе главных защитников его власти. Но в то же время казачеству была присуща некая двойственность отношений к монарху и правительству: с одной стороны - они стремились к свободе и независимости от любых институтов власти, с другой – казаки преданно защищали царизм перед другими слоями населения. В начале 20 века большую часть казачества представляли середняки, то есть зажиточные казаки (кулаки), владевшие земельными наделами. Поэтому после октябрьской революции они оказывали активное сопротивление новой власти, вылившееся в кровавые, ожесточенные формы. Вывод. Именно такой кровавой, ожесточенной показана борьба казаков против новой власти в «Донских рассказах» М.Шолохова. 7.Обращение к эпиграфу урока. Выберите из предложенных высказываний, эпиграф к уроку, который по вашему мнению, более ярко отражает содержание «Донских рассказов»: Белым был – Красным стал, Кровь покрасила…… Красным был – Белым стал, Смерть побелила. М. Цветаева О, годы юности Немилой, Ее жестоких передряг. То был отец, то вдруг он – враг. А мать ? Но сказано: два мира, И ничего о матерях….. А.Т.Твардовский «По праву памяти». Там, где царит насилие, - царит горе и льется кровь. В. Гроссман А ад я видел на земле. Саша Черный. ( Учащиеся мотивируют свой выбор эпиграфа к данному уроку, названному по финалу 5 части 2 книги романа «Тихий Дон») « В годы смуты и разврата Не осудите, братья, брата» -А нельзя ли иначе озаглавить наш урок? 8. Анализ рассказа «Родинка». «Родинка» - один из первых опубликованных рассказов М.Шолохова. - Как вы думаете, можно ли по первым строкам «расшифровать» рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится? - Обратите внимание на детали: «баранья кость», «лошадиный пот». Что они означают? - Кто чувствует себя загнанным в рассказе? - Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа? - Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве? - В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни. О чем думает Николка? - Какой мотив возникает в размышлениях героя? - Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки. Как раскрывается душевное состояние Атамана? - Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы? ( «Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной»- пишет Шолохов об Атамане. Это же очерствение души, одичание подчеркивается и сравнением атамана с волком. «Ведет Атаман банду……как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно». Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего Атаманом банды. «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы».) - Что общего между жизнью Николки и Атамана? ( Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны».) - Почему ? (Герои оторвались от своей прежней жизни, своих традиций.) - Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм? (Конфликт между белыми и красными уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.) - Когда этот конфликт достигает своей кульминации? - Как осознается Атаманом убийство Николки? Подтвердите словами из текста? - Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода? - Какова авторская позиция в рассказе?
В чем, по–вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова «родинка». (Слово «родинка» имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный) Родинка- это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово «родинка» своим корнем связано со словами, означающими все то, что казалось расколотым, разрушенным гражданской войной). 9.Обращение к читательскому опыту учащихся. Викторина по «Донским рассказам» Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи, становится основой сюжета многих рассказов М.Шолохова. Назовите эти рассказы. 1.«- Маманька, испеки пышек…..Я бы отнес энтим, какие в сарае сидят...пленным. У матери на глазах мокрая пленка. - Отнеси, сынок, может и наш Федор страдает где…И у пленных матери есть, тоже, небось, ночами подушки не высыхают. - А как батя узнает? - Не приведи Бог! Ты, Митенька, вечером отнеси. Какие казаки стерегут, отдай им и скажи, чтоб передали...» Горе человеческого сердца, разрывающегося на части от жалости и любви, в каком из рассказов так сильно и емко сумел передать Михаил Шолохов? ( «Бахчевник»)
( О восемнадцатилетнем Николае Кошевом, командире эскадрона «Родинка»)
( «Алешкино сердце»)
«- Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю, - я есть контра…..Грабьте, ваша сила…. - Ты первый батраков всю жизнь сосал! - Не умру , сохранит матерь Божия, - своими руками из тебя душу выну…»? ( Отец и сын «Продкомисар») Вывод. Во многих ранних рассказах М.Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви М.Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ «Чужая кровь» 10.Анализ рассказа «Чужая кровь» - Что общего в рассказах «Родинка» и «Чужая кровь», чем они различаются? - Кто из героев рассказа «Чужая кровь» проходит трудный путь вочеловечивания? - Какие качества , черты русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы - В каких эпизодах они проявляются ? - Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара? - Сформулируйте идею рассказа. - Какова авторская позиция в рассказах? 11.Обращение к читательскому опыту учащихся. «Донские рассказы» - это как бы развалины «дома», руины целого, превращенные в сплошные огневые рубежи., в поприще незатухающей ненависти, в царство смертей. Чрезвычайное – смерть , удушение человеческой жизни стало обычным». А вы как думаете? Опираясь на текст, докажите свою точку зрения. «Восхищенные оценки 20-х годов в отношении «Донских рассказов» живут сейчас как бы….по просроченному паспорту, их повторяют по инерции, вне контекста. «…….Сострадание автора порой как будто сковано жесткой присягой .» Какова ваша точка зрения? Опирайтесь в ответе на тексты «Донских рассказов». Согласны ли вы с мнением , что в «Донских рассказах» «смущенная совесть Шолохова молча благословляет кровопролитие» ? В ответе опирайтесь на текст рассказов. 12.Подведение итогов урока. - Какова концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова? Гражданская война предстает в «Донских рассказах» М.Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческой связи, нравственные, моральные законы, традиции народа. Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М.Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале 20 века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье. 13.Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру по одной из тем: 1.»И от судеб защиты нет» (А.С.Пушкин) 2. «Россия! Встань и возвышайся! (А.С.Пушкин) 3. «Сама ты горька и полита слезами, Родная земля! (А.Н.Апухтин) 4. « Я так измучен, оглушен. Всей жизнью, дикой и нестройной» (А.Н.Апутхин») Смотрите также: «В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата»
112.94kb.
1 стр.
Пасхальная печать у10. 04. 1965 финикс, аризона, США
749.98kb.
5 стр.
Магомет кучинаев
3604.11kb.
25 стр.
Реферат По теме: Патриарх Гермоген духовный и государственный лидер Руси во времена Смуты ученица
168.98kb.
1 стр.
История изучения проблемы прародины венгров. Археологический аспект
90.4kb.
1 стр.
Бог скрывается в простоте в12. 04. 1963 альбукерке, нью-мексико, США
827.86kb.
6 стр.
Еще одно предупреждение через брата Убани Кингсли
90.3kb.
1 стр.
Бог скрывает себя в простоте
781.98kb.
5 стр.
Залина Елхороева похищена, с целью шантажа её брата
29.52kb.
1 стр.
Годину спілкування з учнями 5 класу
48.96kb.
1 стр.
Тема Родины в творчестве Федора Абрамова "Пряслины"
303.05kb.
1 стр.
Сборник статей «Гималайские Братья» 81.28kb.
1 стр.
|