Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гапкинская СОШ»


«В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата»
( по «Донским рассказам» М.А.Шолохова )

2014год
Тема : «В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата».

(по «Донским рассказам» М. А. Шолохова)

Цели: изучить «Донские рассказы» М.Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов «Родинка», «Чужая кровь», формировать умение самостоятельно работать с художественными текстами, развивать аналитическое мышление, творческие способности учащихся.

Оборудование урока : тексты «Донских рассказов» М.Шолохова, портрет писателя , выставка его книг, картины с изображением донской природы, казачьего быта, гражданской войны.
Содержание урока
1.Вступительное слово учителя.

Двадцатые годы 20 столетия . Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной , некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времен княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и кажется кроме горстки губернии Центральной России, не было волости или уезда, где по несколько раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.


2.Актуализация знаний учащихся.
Сообщение ученика о гражданской войне в России в начале 20 века.
Вывод. Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, ненасытным Молохом требуя жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливы в этом отношении слова русского писателя М.Волошина:

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.
3.Определение целей урока.
- В произведениях каких писателей, поэтов нашла свое отражение тема гражданской войны ?

(М. Булгаков «Белая гвардия», А.Серафимович «Железный поток», И.Бабель «Конармия», М.Цветаева «Дон», «Москва», поэма «Перекоп», Д.Бедный «Проводы»)

Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов 20 века. И сегодня на уроке мы обращаемся к «Донским рассказам» М.Шолохова
Наша цель – выявить концепцию гражданской войны М.Шолохова, т.е, выяснить, какой показывает М.Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.
4.Сообщение ученика о М. А. Шолохове и его ранних произведениях.
В газете «Юношеская правда» (19 сентября 1923года ) опубликовано было первое произведение Михаила Александровича – фельетон «Испытание», под которым стояла подпись Михаил Шолохов.

Вслед за «Испытанием» появились в печати два других фельетона начинающего автора – «Три» и «Ревизор». А в декабре 1924 года под первым рассказом «Родинка» стояла уже подлинная фамилия автора.

М.Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем – реальность другой жизни. Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром.

«Приходилось бывать в разных переплетах», - позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, «батька» пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922году, в Москве М.Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А.Безыменским, М.Светловым, А.Фадеевым, составлявшими группу «Молодая гвардия», которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне на страницах газеты «Молодой ленинец». Впоследствии М.Шолохов объединил эти рассказы в сборники «Донские рассказы», «Лазоревая степь»

С 1923года литература стала моей основной профессией», - писал сам Шолохов. Четкость сюжетно-композиционного построения, лаконизм авторских описаний, острота конфликта, мастерство характеристик, диалога, в котором нет лишних, необязательных слов, яркие речевые портреты персонажей, точность, выверенность деталей, жизненность воссоздаваемых ситуаций- все это было уже в первых произведениях Михаила Шолохова.
5. Выявление читательского восприятия
- Какие рассказы произвели на вас наиболее сильное впечатление ?
- Какие чувства вы пережили, читая их ?
- Что больше всего поражает в рассказах М.Шолохова ?

- В чем трагизм «Донских рассказов» ( «Судьба человека в гражданской войне. Жестокость и жалость. Как они уживаются в одном человеке ) .


- Что становится центром идейного столкновения в «Донских рассказах» М.Шолохова ?

( Семья, в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи)


- Где происходят действия в рассказах М.Шолохова?
6.Индивидуальное сообщение учащегося.

( Выявление особенностей самосознания казаков, казачества).


Для исторической памяти казачества были характерны представления об общей судьбе и родстве всех казачьих войск, едином образе жизни всех казаков, представления о личной свободе, независимости, равенстве, братстве.

Особое место занимали представления о казачьих традициях, складывавшихся веками, среди которых следует выделить свободолюбие, коллективизм, взаимопомощь, преданность воинскому долгу, нравственность, веротерпимость. Казачество как военное сословие всеми правами и привилегиями было обязано царю и считало себя в числе главных защитников его власти.

Но в то же время казачеству была присуща некая двойственность отношений к монарху и правительству: с одной стороны - они стремились к свободе и независимости от любых институтов власти, с другой – казаки преданно защищали царизм перед другими слоями населения.

В начале 20 века большую часть казачества представляли середняки, то есть зажиточные казаки (кулаки), владевшие земельными наделами. Поэтому после октябрьской революции они оказывали активное сопротивление новой власти, вылившееся в кровавые, ожесточенные формы.


Вывод. Именно такой кровавой, ожесточенной показана борьба казаков против новой власти в «Донских рассказах» М.Шолохова.
7.Обращение к эпиграфу урока.
Выберите из предложенных высказываний, эпиграф к уроку, который по вашему мнению, более ярко отражает содержание «Донских рассказов»:
Белым был –

Красным стал,

Кровь покрасила……

Красным был –

Белым стал,

Смерть побелила.

М. Цветаева

О, годы юности Немилой,

Ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он – враг.

А мать ?

Но сказано: два мира,

И ничего о матерях…..

А.Т.Твардовский «По праву памяти».


Там, где царит насилие, - царит горе и льется кровь.

В. Гроссман


А ад я видел на земле.

Саша Черный.


( Учащиеся мотивируют свой выбор эпиграфа к данному уроку, названному по финалу 5 части 2 книги романа «Тихий Дон»)
« В годы смуты и разврата

Не осудите, братья, брата»


-А нельзя ли иначе озаглавить наш урок?
8. Анализ рассказа «Родинка».

«Родинка» - один из первых опубликованных рассказов М.Шолохова.


- Как вы думаете, можно ли по первым строкам «расшифровать» рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится?

- Обратите внимание на детали: «баранья кость», «лошадиный пот». Что они означают?

- Кто чувствует себя загнанным в рассказе?

- Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа?

- Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве?

- В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.

О чем думает Николка?

- Какой мотив возникает в размышлениях героя?

- Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки.

Как раскрывается душевное состояние Атамана?

- Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы? ( «Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной»- пишет Шолохов об Атамане. Это же очерствение души, одичание подчеркивается и сравнением атамана с волком. «Ведет Атаман банду……как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно».

Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего Атаманом банды. «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы».)

- Что общего между жизнью Николки и Атамана? ( Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны».)

- Почему ? (Герои оторвались от своей прежней жизни, своих традиций.)

- Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм? (Конфликт между белыми и красными уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.)

- Когда этот конфликт достигает своей кульминации?

- Как осознается Атаманом убийство Николки? Подтвердите словами из текста?

- Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода?

- Какова авторская позиция в рассказе?
Вывод. М.Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

В чем, по–вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова «родинка».

(Слово «родинка» имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный)

Родинка- это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово «родинка» своим корнем связано со словами, означающими все то, что казалось расколотым, разрушенным гражданской войной).


9.Обращение к читательскому опыту учащихся.
Викторина по «Донским рассказам»
Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи, становится основой сюжета многих рассказов М.Шолохова. Назовите эти рассказы.
1.«- Маманька, испеки пышек…..Я бы отнес энтим, какие в сарае сидят...пленным.

У матери на глазах мокрая пленка.

- Отнеси, сынок, может и наш Федор страдает где…И у пленных матери есть, тоже, небось, ночами подушки не высыхают.

- А как батя узнает?

- Не приведи Бог! Ты, Митенька, вечером отнеси. Какие казаки стерегут, отдай им и скажи, чтоб передали...»

Горе человеческого сердца, разрывающегося на части от жалости и любви, в каком из рассказов так сильно и емко сумел передать Михаил Шолохов?

( «Бахчевник»)


  1. О ком это: «Подыщи другого, кто сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира»?

( О восемнадцатилетнем Николае Кошевом, командире эскадрона «Родинка»)

  1. Кто «понял….что ему надо делать…… На гранату блестящую, на бутылку похожую, лег животом, лицо ладонями закрыл»? ( Алешка из рассказа «Алешкино сердце»)

  2. Откуда эти строки, о ком они : «Оттолкнул мать в сторону , Митьку повалил на пол, бил ногами деловито, долго, жестоко, до тех пор, пока перестали из Митькиного горла рваться глухие, стонущие крики»? (От отце Анисиме Петровиче. «Бахчевник»)

  3. Кто в голод перед своей смертью продал соседям «хату - за девять пригоршней муки, базы- за пшено, леваду…….за корчажку молока»? (Мать Алешки. «Алешкино сердце»)

  4. Из какого рассказа эти строки : «Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлеба и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые , колючие мужицкие слезы. Следом шел голод»?

( «Алешкино сердце»)

  1. Чьи это мысли: «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда….Опять кровь, а я уж уморился так жить….Опостылело все…..В город бы уехать….учиться….б….»? (Николай Кошевой. «Родинка»)

  2. Откуда эти строки: «Не дам я тебе дитя к грудям припущать. Коль родился он в горькую годину- пущай не знает материнского молока, а тебя Дарья, должен я убить за то, что ты есть контра нашей Советской власти»? ( «Шибалково семя»).

  3. Кто «всем служивым казакам на диво кучеровала. Даром что бабьего пола, а по конскому делу разбиралась хлеще иного казака»? ( Дарья. «Шибалково семя»)

  4. Персонажи какого рассказа ведут такой диалог :

«- Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю, - я есть контра…..Грабьте, ваша сила….

- Ты первый батраков всю жизнь сосал!

- Не умру , сохранит матерь Божия, - своими руками из тебя душу выну…»?

( Отец и сын «Продкомисар»)


Вывод.

Во многих ранних рассказах М.Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке.

Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения.

А именно в этой христианской, всепрощающей любви М.Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ «Чужая кровь»


10.Анализ рассказа «Чужая кровь»

- Что общего в рассказах «Родинка» и «Чужая кровь», чем они различаются?

- Кто из героев рассказа «Чужая кровь» проходит трудный путь вочеловечивания?

- Какие качества , черты русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы

- В каких эпизодах они проявляются ?

- Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара?

- Сформулируйте идею рассказа.

- Какова авторская позиция в рассказах?


11.Обращение к читательскому опыту учащихся.
«Донские рассказы» - это как бы развалины «дома», руины целого, превращенные в сплошные огневые рубежи., в поприще незатухающей ненависти, в царство смертей.
Чрезвычайное – смерть , удушение человеческой жизни стало обычным».

А вы как думаете? Опираясь на текст, докажите свою точку зрения.


«Восхищенные оценки 20-х годов в отношении «Донских рассказов» живут сейчас как бы….по просроченному паспорту, их повторяют по инерции, вне контекста. «…….Сострадание автора порой как будто сковано жесткой присягой .»

Какова ваша точка зрения? Опирайтесь в ответе на тексты «Донских рассказов».


Согласны ли вы с мнением , что в «Донских рассказах» «смущенная совесть Шолохова молча благословляет кровопролитие» ? В ответе опирайтесь на текст рассказов.
12.Подведение итогов урока.
- Какова концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова?
Гражданская война предстает в «Донских рассказах» М.Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческой связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.

Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М.Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале 20 века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.


13.Домашнее задание.
Написать сочинение – миниатюру по одной из тем:
1.»И от судеб защиты нет» (А.С.Пушкин)

2. «Россия! Встань и возвышайся! (А.С.Пушкин)



3. «Сама ты горька и полита слезами, Родная земля! (А.Н.Апухтин)

4. « Я так измучен, оглушен. Всей жизнью, дикой и нестройной» (А.Н.Апутхин»)


Смотрите также:
«В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата»
112.94kb.
1 стр.
Пасхальная печать у10. 04. 1965 финикс, аризона, США
749.98kb.
5 стр.
Магомет кучинаев
3604.11kb.
25 стр.
Реферат По теме: Патриарх Гермоген духовный и государственный лидер Руси во времена Смуты ученица
168.98kb.
1 стр.
История изучения проблемы прародины венгров. Археологический аспект
90.4kb.
1 стр.
Бог скрывается в простоте в12. 04. 1963 альбукерке, нью-мексико, США
827.86kb.
6 стр.
Еще одно предупреждение через брата Убани Кингсли
90.3kb.
1 стр.
Бог скрывает себя в простоте
781.98kb.
5 стр.
Залина Елхороева похищена, с целью шантажа её брата
29.52kb.
1 стр.
Годину спілкування з учнями 5 класу
48.96kb.
1 стр.
Тема Родины в творчестве Федора Абрамова "Пряслины"
303.05kb.
1 стр.
Сборник статей «Гималайские Братья»
81.28kb.
1 стр.