Главная
страница 1страница 2страница 3




ТЕМА №13. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Время – 4 часа

План

1. Понятие формы государства и его структура. Форма правления.



2. Форма государственного устройства.

3. Политический режим.

4. Республика Беларусь как унитарное, демократическое, социаль­ное, правовое государство: история и современность (прошлое, настоящее и будущее).
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ №13 «Форма государства» (по Программе)

1. Аристотель. Политика / Аристотель. - М., 1983.

2. Брезгулевская, Н.В. Виды федерации и модели федерализма/ Н.В. Брезгулев-ская // Правоведение. - 2005. - №3.

3. Глобализация и федерализм // Государство и право. - 2007. - № 7.

4. Гребенников, В.В. Развитие республиканской формы правления на постсоциали­стическом пространстве / Гребенников В.В., Дмитриев Ю.А // Государство и право. - 2006. - № 7.

5. Даль, Р.А. Введение в теорию демократии / Р.А. Даль. - М.Д992.

6. Ильин, И.А. О монархии и республике / И.А. Ильин // Вопросы философии. -

7. Канторович, Э. Два тела короля / Э. Канторович, - М., 2008.

8. Ковлер, А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории / А.И. Ковлер. - М., 1990.

9. Козлов, А.Е. Федерализм в Бельгии и в России / А.Е.Козлов // Государство и право.-1997.-№7.



10.Николин, А. свящ. Церковь и государство (история правовых отношений) /А. Николин. - М, 1997.

11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, утвержденные Архиерейским Юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 авгу­ста 2000 г. - Mv 2000,

12. Остром, В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество / В.Остром. - М., 1993.

13. Рейман, А. Демократия и тоталитаризм / А.Рейман. - М., 1993. Ы.Рормозер, Г. Кризис либерализма / Г Рормозер. - М., 1996.



\5.Руденко, В.Н, «Народное вето» как институт непосредственной демократии / В.Н. Руденко // Государство и право. - 2004. - № 3.

16. Салыгин, Е.Н. Теократическое государство / Е.Н. Салыгин. - М., 1999.

17. Самойлов, Э.В. Общая теория фашизма / Э.В. Самойлов. – М., 1992.

18. Собянин, С.С. Разграничение компетенции органов власти различных уровней в федеративном государстве / С.С. Собянин // Государство и право. - 2006. - №12.

19. Солоневич, И.Л. Народная монархия / И.Л. Солоневич. - Минск, 1998.

20. Тадевосян, Э.В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асиммет­рических федераций / Э.В. Тадевосян // Государство и право. - 1997. - № 8.

21. Тихомиров, Л.А. Критика демократии / Л.А. Тихомиров. - М., 1997.

22. Тихомиров, Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Тихомиров. - М., 1998.

23. Федоров, В.А. Эволюция авторитарных режимов на Востоке / В.А. Федоров. – М., 1992.

24. Чиркин, В.Е. Нетипичные формы правления / В.Е. Чиркин //Государство и пра­во. - 1994. -№ 1.



Дополнительная новейшая литература

Тема №13. Формы государства.


  1. Авдеев, Д.А. Особенности российской модели формы правления / Д. А. Авдеев // Государство и право. – 2010. - №12. – С. 14-21.

  2. Астанин, В.В. Определение антикоррупционных понятий в ретроспективе отечественных юридико-практических подходов и соотношение с нормами антикоррупционных конвенций / В.В. Астанин // Юридический мир. - 2009. - № 4. - С. 29-32.

  3. Бороздина, Я.А. К вопросу о правовой природе Европейского суда / Я.А. Бороздина // Международное публичное и частное право. - 2009. - № 1. - С. 27-29.

  4. Буравой, М. Транзит без трансформации: инволюция России к капитализму/ М. Буравой// Социс. -2009. -№9. -С. 3-12.

  5. Бурбина, Ю. В. Проблемы суверенитета федеративного государства / Ю. В Бурбина // Юридический мир. - 2009. - №3. - С. 65-69.

  6. Василенко, А.В. Современное российское государство (начало XI в.): контуры идеологии/ А.В. Василенко// Государство и право. -2009. -№6.- с. 12-24.

  7. Вельяминов, Г. М. Соотношение принципов народов и территориальной целостности, а также проблемы признания / Г.М. Вельяминов // Государство и право. – 2010. - № 10. – С.101-104.

  8. Доунар, Т. Утварэнне Беларускай Савецкай Дзяржавы / Т. Доунар // Юстыцыя Беларусі. - 2008. - № 11. - С. 72-74.

  9. Гафуров, З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность / З.Ш. Гафуров // Государство и право. - 2009. - № 4. С. 5-14.

  10. Голованов, В. Нравственные основы правосудия / В. Голованов // Юстиция Беларуси. - 2009. - № 6. - С. 11-13.

  11. Голубцов, В. Г. Государство как частноправовой субъект: правовая природа и особенности / В. Г. Голубцов // Журнал российского права. – 2010. - №10. – С 61-77.

  12. Григорьева, А.В. Основы становления федеративного устройства в России/ А.В. Григорьева // Государство и право. - 2009. - №10. - С. 85-90.

  13. Добрынин, Н.М. Размышления о судьбах федерализма в России / Н.М. Добрынин // Государство и право. - 2010. - № 7.- С.119 -121.

  14. Доунар, Т. Утварэнне Беларускай Савецкай Дзяржавы / Т. Доунар // Юстыцыя Беларусі. - 2008. - № 11. - С. 72-74.

  15. Единая Европа станет величайшей империей в истории – доказывает аналитик Параг Кханна // Планета. - 2008. - № 5. - С. 25-29.

  16. Завьялов, Ю. С. Тоталитаризм как разновидность политического режима / Ю. С. Завьялов // Государство и право. -2010. -№ 5. -С. 76-80.

  17. Зорин, А.В. О некоторых вопросах эффективности публичной власти/ А.В. Зорин // Вопросы местного самоуправления. -2010. -№ 2. -С.70-72.

  18. Калинин, А.Ю. Принцип разделения властей и особенности правообразования в России/ А.Ю. Калинин// Юридический мир. - 2009. -№ 8. - С. 69-73.

  19. Карпухина, И.А. Институт парламентаризма: его сущность и основные признаки / И.А. Карпухина, Е.Г. Абраменко // Проблемы управления. - 2009. - №1. - С.178- 181.

  20. Кембаева, Ж.М. Евразийское экономическое сообщество: правовые основы деятельности, проблемы и перспективы развития / Ж.М. Кембаева // Государство и право. - 2008. - № 10. - С. 53-59.

  21. Кизима, С. Вестернизация: вызов незападному национальному государству / С. Кизима // Проблемы управления. -2009. -№1. -С. 182-186.

  22. Королев, С. В. Рецензия на: Zh. Kembayev Legal Aspects of the Regional Integration Processes in the Post-Soviet Area / С. В. Королев // Государство и право. -2010. - № 5. - С. 124-126.

  23. Котляров, И.Д. Украина и Россия: хроники «смутного времени» / И.Д. Котляров // Международное публичное и частное право. - 2009. - №2. - С. 2-6.

  24. Кропоткин, Л. Виртуальные государства/ Л. Кропоткин// Планета. -2009. -№8.- С.56-63.

  25. Кустовский, М.Н., Соколов Б.М. Политические традиции и политическая культура: исторический опыт/М.Н. Кустовский, Б.М.Соколов// Проблемы управления. -2009. - №2.- С. 113-115.

  26. Лесин, А. В. Законодательство субъектов Российской Федерации: генезис и эволюция / А. В. Лесин // Государство и право. - 2009. - № 9. - С. 11-115.

  27. Лукашевич, Ю.В. Эволюция подходов ЕС к Беларуси. Перспективы и возможности сотрудничества / Ю.В. Лукашевич // Проблемы управления. – 2010. - № 3. – С. 142- 146.

  28. Миряшева, Е.В. Развитие субъектов федерации как важнейший фундамент ее устойчивости: историко-правовые аспекты (на примере Массачусетс) / Е.В. Миряшева // Юридический мир. – 2010. - №11. - С. 46-47.

  29. Михеев, В.М. Беларусь – 1991-2010 годы: путь к реальному народовластию / В.М. Михеев // Проблемы управления.- 2009. - №1.-С.82-85.

  30. Остроухов, Б.А. Международно-правовые проблемы фискального суверинитета государства / Б.А. Остроухов // Юридический мир. - 2009. - №3. - С. 27-31.

  31. Павлов, В. Беларусь и Россия: плоды интеграции/ В. Павлов// Юстыцыя Беларусі. -2010. - №4.- С. 78-79.

  32. Пакуш, Л.В. Модернизация государственного управления и регулирования социально-экономических процессов – основа инновационного развития белорусского государства в современных условиях / Л.В. Пакуш, А.П. Морова, И.В. Новикова // Проблемы управления. - 2008. - № 1. - С. 133-138.

  33. Пастухова, Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения / Н.Б.Пастухова // Государство и право. - 2009. - №11. - С. 11-17.

  34. Петров, Н.А. Российская политическая механика и кризис/ Н.А. Петров// Вопросы местного самоуправления. - 2009. - № 5.- С. 14-19.

  35. Печкуров, А. Концепция разделения властей – основополагающий элемент государственного управления / А. Печкуров // Юстиция Беларуси. - 2009. - № 5. - С. 42-44

  36. Подкопаев, В.В. Национальное государство в глобализационных процессах: факторы влияния и современные тенденции/ В.В. Подкопаев// Проблемы управления.- 2009. -№1. - С. 119-122.

  37. Попов, В. Сущность демократии. Плюсы и минусы./ В. Попов, И. Крайнюченко // Общество и экономика. - 2010. - №3-4.- С. 145-152.

  38. Римская Империя – 2. // Планета. - 2008. - № 7.- С.30-37.

  39. Романов, О.А. Государство в современном мире: основные тенденции / О.А. Романов // Проблемы управления. - 2009. - №1. - С. 163-168.

  40. Савчук, Э.А. Реализация союзных программ – императив формирования союзного государства / Э.А. Савчук// Проблемы управления. - 2009. -№1. -С. 133-137.

  41. Светлейшая Республика Сан-Марино // Планета. - 2008. - № 7. - С. 38-43.

  42. Слука, О.Г. Политические образы в процессе формирования белорусской государственности / О.Г. Слука // Проблемы управления. - 2009. - №1. С. 142-145.

  43. Смоленский, М.Б. Правовая культура и идея государственности / М.Б. Смоленский // Государство и право. - 2009. - № 4. - С. 15-21.

44. Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: со­держание и форма / В.Е. Чиркин // Государство и право. - 1997. - № 1.

  1. Шрубенко, А.Г. Государственность и управленческая элита: человеческое измерение/ А.Г. Шрубенко// Проблемы управления.- 2009. -№ 2. -С. 4-13.

  2. Шрубенко, А.Г. Философия государственного строительства / А.Г. Шрубенко, А.Н. Морозевич // Проблемы управления. – 2010. - № 3. – С. 3-17.

  3. Якобсон, А.С. Фундамент сильного государства коренится в регионах / А.С. Якобсон // Проблемы управления. – 2010. - № 3. – С. 36 – 39.


ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

(Некоторые ключевые понятия темы)


Форма государстваэто система способов и средств организации и осуществления государственной власти.

Государственное правление - это способ формирования и функциониро-вания высших органов государственной власти.

Государственное устройство - это способ разделения государства на части, который отображает характер разделения власти между ней и составными частями, центральными и местными органами

Монархия – это такая форма власти государственного управления, при которой высшая государственная власть осуществляется полностью или частично одним лицом и передаётся по наследству.

Республикаэто такая форма государственного управления, при которой высшая государственная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением на определенный срок.

Унитарное государство это такой вид устройства, при котором составные части государства не имеют суверенных, государственных признаков.

Федеративное государствоэто такой вид устройства, при котором составные части государства имеют суверенные и иные государственные признаки.

Государственный режимметоды осуществления государственной власти.

Демократический режимэто методы осуществления государственной власти через представительные институты с учетом интересов разных индивидов и социальных групп.

Недемократический режимэто методы осуществления государственной власти в интересах руководящей социальной группы с ограничением интересов других социальных групп и индивидов.

Авторитарный режимэто методы осуществления государственной властью посредством несовершенных демократических институтов с ненадлежащим обеспечением прав и свобод личности.

Тоталитарный режимэто методы осуществления государственной власти путем полного контроля над личностью и обществом, с отсутствием демократических институтов и с нарушением правового статуса личности.

Конфедерацияэто объединение государств, необходимое для осуществления определенных задач без передачи суверенных признаков.

Международные объединенияэто созданные на основе уставного международного договора объединения государств с частичной передачей суверенных признаков.

Теократия это форма государственного правления, в которой власть считается принадлежащей непосредственно Богу, управляю­щему государством посредством духовенства или жрецов.

Олигархия (власть немногих) — это форма государственного правления, при которой власть принадлежит небольшой группе лю­дей, как правило, наиболее знатных и богатых или экономически могущественных.

Тирания — это ничем неограниченная власть, отличающаяся особой жестокостью и произволом.

Полиархия — это множественность, рассредоточенность власти; это реально существующие режимы, которые в значительной степе­ни соответствуют демократическому идеалу.

Автократия (деспотия) — это одна из разновидностей древней формы правления, характеризующаяся неограниченным, бесконтроль­ным правлением одного лица.

Деспотия — это форма правления в древневосточных странах, для которой характерны концентрация всей власти в руках монарха, наличие развитого бюрократического государственного аппарата, сочетание начал авторитарного и демократического политических режимов, чет­кое деление территории на административно-территориальные едини­цы, низшей из которых являлась сельская община.

Аристократическая республика — это форма правления, сущест­вовавшая в древние и средние века, при которой государственная власть находилась в руках меньшинства (обычно знати), привиле­гии которого передавались по наследству (например, Спарта).

Советская республика — это особая историческая разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся единой системой органов власти, которым были подконтрольны и подот­четны все государствен-ные органы — советами, действовавшими на непрофессиональной основе; отсутствием различий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; не­признанием принципа разделения властей; отсутствием единолич­ного главы государства и органов конституционного надзора; свя­занностью депутатов советов наказами своих избирателей и воз­можностью отзыва в случае «потери доверия избирателей».

Содружество государств — это объединение независимых госу­дарств, основанное на взаимности национальных, политических, экономических и иных интересов.

Содружество Независимых государств (СНГ) — это межгосудар­ственное объединение, созданное на основе соглашения об образо­вании Содружества Независимых государств, подписанного в Мин­ске 8 декабря 1991 года представителями трех республик бывшего СССР — Республики Беларусь, РСФСР и Украины.

Содружество наций — это объединение независимых и равно­правных суверенных государств, возникших в результате распада Британской колониальной империи, проводящих самостоятельную политику и сотрудничающих на почве ранее сложившихся общих интересов и в целях содействия международному взаимопониманию.

Протекторат как форма объединения государств — это объе­динение посредством особого международного договора, по кото­рому одно государство обязывается покровительствовать другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, оказывать эко­номическую и иную помощь.

Уния — это союз, соединение, объединение государств (федера­ция, конфедерация, фузия (слияние) и др.).

Империяэто сложное многонациональное государство, созда­ваемое, как правило, путем захвата и насильственного удерживания в своем составе суверенных соседских государств.

Ассоциированное государство (свободно присоединившееся госу­дарство) — это особая форма межгосударственных отношений, вы­ражающаяся в том, что одно государство добровольно передает дру­гому государству часть своего суверенитета (чаще всего полномочия по обороне, внешнеполитическим связям, организации денежного обращения).

Авторитарный политический режим — это существенное ограниче­ние политических прав и свобод граждан, осуществление государствен­ной власти в противоречии с демократическими нормами и института­ми, реализация правителем власти по своему произволу, без учета мне­ния большинства.

Тоталитарный политический режимэто система монопольно сконцентрированной власти, объем и пределы которой общество не способно контролировать правовыми средствами, а отдельные лица не могут легально требовать применения власти, когда они нужда­ются в защите своих прав и интересов.

Фашизм — это политическая идеология, отстаивающая идеи ра­сового превосходства, национального возрождения и опирающаяся для достижения своих целей на террор и агрессию.

Расизм это совокупность концепций, суть которых сводится к идее физической и психической неравноценности человеческих рас, подразделении их на высшие и низшие, отстаивании права первых главенствовать над последними; компонент идеологии фашизма; в практическом воплощении — грубейшее нарушение прав человека.

Апартеид — это крайняя форма расовой дискриминации и сег­регации, при которой целые группы населения страны оказываются в зависимости от расовой принадлежности в заведомо неравном положении по сравнению с другими группами населения, при этом ограничиваются их права и свободы, представители дискримини­руемых групп нередко помещаются в резервации.

Представительная демократия — это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые при­нимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют — всего народа, населения, проживающего на той или иной террито­рии.

Непосредственная (прямая) демократия — это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения (референдум, плебисцит).

Либеральная демократия — это система демократии, основанная на многопартийной системе в сочетании с рыночной системой в сфере экономического производства.

Материалы для обсуждения
A. «Причины многообразия форм государства различны. Форма государства зависит от типа государства. Другой причиной является со­отношение классовых, социальных сил... Важную роль играют конкрет­но-исторические условия... На федеративное устройство важное влияние оказывает национальный состав страны. Мононациональное общество тяготеет к унитарному государству... Несомненное влияние на формы государства оказывают традиции..., сказывается на формах правления и идеологический фактор» (Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. - М., 1999. - С. 124-125).

B. «Не существует строгой взаимосвязи между формой государст­ва и содержанием или функциями государственной власти. Так, и право­вое, и полицейское государство допускает республиканскую и монархи­ческую формы правления, унитарное и федеративное - территориальное устройство. Государственная власть в форме монархии и в форме рес­публики может решать одни и те же задачи. Социальная направленность государственной политики, патерналистские функции государства воз­можны в условиях и демократического, и авторитарного государственно­го режима... Категории формы государства нельзя применять к тотали­тарным системам XX века. Тоталитаризм имитирует республиканские демократические институты, но по существу он означает деспотизм». (Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов / под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1999. - С. 595).

C. «... Имея общее представление о формах государства, их общеродовых признаках и чертах, для глубокого и разностороннего изучения необходимо соотносить данные формы с конкретным типом государства,

наполнять их конкретным социально-классовым содержанием. Каждая из форм государства имеет свою политико-практическую значимость лишь в том случае, когда она не берется сама по себе, вообще, безотно­сительно ко времени и пространству, а соотносится с конкретным, впол­не определенным типом государства» (Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко. - М., 2005. - С. 183).

D. «Формирование института президентства в России отвечает общим закономерностям современной общепланетарной государствен­ности - из 183 государств при ООН 130 имеет президентские системы правления» (Теория государства и права. Часть I. Теория государства / под общ. ред. А.Б. Венгерова. - М., 1995. - С. 231).

Е. Рассматривая понятие формы государства, равно как и различ­ные ее стороны и аспекты, необходимо исходить прежде всего из то­го, что форма: а) является одной из важнейших «составных» частей, проявлений и атрибутов государства и б) не существует сама по себе, вне cвязи и взаимозависимости с другими «составными» частями, ат­рибутами государства.

В частности, форма государства всегда имеет самую непосредствен­ную связь с сущностью и содержанием государства, выступает в каче­стве выразителя его сущности и содержания. Исходя из этого, можно сказать, что каковы сущность и содержание государства, такова в ко­нечном счете и его форма.

Исследовать государство с точки зрения его сущности означает вы­явить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направ­лениях оно действует. Изучить же государство с точки зрения его формы — значит в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установле­ния и осуществления государственной власти.

Форма государства, так же как его сущность и содержание, нико­гда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неиз­менной. Под влиянием множества экономических, социально-политиче­ских, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и разви­валась. Постоянно менялось и представление о ней. Справедливо утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неуста­новленным, как и определение понятий государства» (См.: Гумплович Л. Общее учение о государстве. С. 221).

( Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. / М.Н. Марченко. - М., 2009. - С. 174- 175).



Резюме

Важнейшей характеристикой государства является его форма. Форма государства - это способ организации, устройства и осуществле­ния государственной власти. Она включает в себя форму правления, форму государственного устройства и государственный режим. Сово­купность различных факторов влияет на форму государства: тип государ­ства, соотношение классовых, социальных сил, исторические, националь­ные, культурные, религиозные традиции, государственная идеология и т.д. Содержание, социальная направленность государства влияют на фор­му и наоборот, однако форма обладает и относительной самостоятельно­стью, выражающейся в преемственности, внутренних законах развития.

Форма правления -'это совокупность способов организации госу­дарственной власти.

Основные формы правления: монархия (абсолютная, ограниченная, конституционная, парламентская ...) и республика (парламентская, пре­зидентская, смешанная).

Форма государственного (территориального) устройства - это со­вокупность способов устройства государственной власти.

Формы государственного устройства бывают простые (унитарное государство) и сложные (федерация, конфедерация, уния и др.).

Государственный (политический) режим - это совокупность спо­собов осуществления государственной власти. Он может быть демокра­тическим (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистиче­ской демократией, либерально-демократическим) и антидемократиче­ским (тоталитарным, фашистским, авторитарным, тираническим, деспо­тическим и т.д.).

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение формы государства.

2. Докажите, что форма - одна из важнейших характеристик государ­ства.

3. Как связаны форма и сущность государства?

4. От каких общественных факторов зависит форма государства?

5. Что значит реальные и номинальные монархии и республики?

6. Почему абсолютная монархия или авторитарный режим не совмес­тимы с правовой государственностью?

7. Чем подданство отличается от гражданства?

8. Назовите юридические свойства монархии и республики.

9. Выделите сильные и слабые стороны монархии и республики.

10. Чем абсолютная монархия отличается от конституционной?

11.. Как по Конституции Республики Беларусь определяется власть гла­вы государства?

12. Назовите страны, где формой правления является: монархия, рес­публика, президентская республика.

13. Сравните унитарную и федеративную форму государства.

14. Какие формы сложного территориального устройства вы знаете? Приведите примеры.



  1. От чего зависит демократический либо антидемократический режим в государстве?

  2. От чего зависит авторитарный либо тоталитарныйй режим в государстве?

17. Какую вы можете назвать тенденцию в осуществлении способов го­сударственной власти в современных условиях? С чем это связано?

  1. . В соответствии с приведенной классификацией определите форму государства Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, США, Германии, Англии, Польши.

19. Какие виды межгосударственных объединений вы знаете

20. Назовите признаки президентской республики

21. Назовите признаки парламентской республики

22. Назовите признаки президентско-парламентской республики

23. Назовите признаки парламентско-президентской республики

24. Назовите признаки унитарного государства

25. Назовите признаки федеративного государства


  1. Назовите признаки демократического режима

  2. Назовите признаки авторитарного режима

  3. Назовите признаки тоталитарного режима

  4. Назовите признаки конфедерации

  5. Назовите признаки межгосударственных объединений


ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


        1. Назовите известные вам случаи смены формы современных государств или их элементов. Дайте понятие формы государства, а так же наиболее распространённые классификационные подвиды современных государств по форме или по её элементам.

2. Назовите факторы, которые определяют существование в том или ином государстве конкретной формы правления. Дайте понятие и охарактеризуйте форму государственного правления по основным признакам.

3. Назовите основные формы государственного управления. Охарактери-зуйте монархическую форму правления по основным признакам. Назовите основные её современные виды, определите её отличие от республиканских форм правления.



  1. Не считаете ли вы, что в современных условиях монархия является архаической формой правления. Назовите нетипичные формы монархии. Поясните причины их существования. В какие исторические периоды возникает дуалистическая монархия. Какие факторы определяют потребность в существовании такой формы правления. Как соотносятся монархическая форма правления и демократический режим в современных государствах.

  2. Почему наиболее распространённой формой правления в современный период является республика. Охарактеризуйте республиканскую форму правления по основным признакам. Назовите основные современные типичные и нетипичные республиканские формы правления. Какие факторы определяют потребность в их существовании. Почему является востребованной смешанная форма правления

  3. Какие формы государственного устройства вам известны. Какие из них могут быть более востребованы в будущем и почему. Определите понятие государственного устройства

  4. Какие государства могут быть лишь унитарными и почему. Определите понятие унитарного государства и охарактеризуйте его по основным признакам. Назовите известные вам виды унитарных государств

  5. Какие факторы способствуют возникновению и стабильному функционированию федерации. Определите понятие федеративного государства и охарактеризуйте его по основным признакам. Назовите известные их виды.

  6. Какой элемент формы государства определяет характер и способы взаимодействия власти, общества и личности. Определите понятие государст-венного режима и выделите основные его современные разновидности. Охарактеризуйте демократический, авторитарный и тоталитарный режимы по их основным признакам. Возможен ли переход государства от тоталитарного к демократическому режиму без промежуточной формы.

  7. Какие виды объединения государств ныне вам известны. Является ли конфедерация формой государственного устройства. Определите понятие федерации. Охарактеризуйте это явление по основным признакам. Известны ли вам современные конфедеративные объединения.

  8. Раскройте сущность такого объединения как империя. Существуют ли империи в наше время.

  9. Какие функции ныне выполняют межгосударственные объедине-ния. Определите их понятие и назовите основные виды. Выделите их основные признаки. Какие перспективы их развития в будущем. Утрачивают ли признаки суверенности государства, входящие в международные объединения. Какие перспективы развития государств в будущем в связи с передачей отдельных суверенных признаков межгосударственным объединениям. Не происходит ли смена сущности и предназначения государства уже сегодня.



БЛОК I3. ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Тест А

Выберите один правильный ответ:

1. Что не входит в понятие формы государства?

1. Форма правления.

2. Форма государственного устройства.

3. Государственный режим.

4. Функция государства.

5. Политический режим.



2. К какому понятию относится данное определение: «Совокупность способов организации государственной власти»?

1. Форма государства.

2. Форма государственного устройства.

3. Форма правления.

4. Государственный режим.

5. Форма судебной власти.



3. Современные формы правления - это...

1. Либерализм.

2. Деспотия.

3. Республика.

4. Олигархия.

5. Политая.

4. Какая форма правления определяется как «персональное едино­властие», передаваемое по наследству?

1. Деспотия.

2. Тирания.

3. Монархия.

4. Демократия.



  1. Республика.


5. Чем монархия отличается от республики?

1. Образование правительства на парламентской основе.

2. Провозглашение референдума и всеобщих выборов.

3. Двойной ответственностью перед президентом и парламентом.

4. Передачей власти преимущественно по наследству.

5. Наличие Конституции.



6. Какого из названных видов монархии не существует?

  1. Абсолютная.

2. Парламентская.

3. Дуалистическая.

4. Президентская.

5. Теократическая.


7. Какие из названных признаков не относятся к республике?

1. Выборность главы государства и других верховных органов власти.

2. Принятие решений осуществляется, как правило, путем голосо­вания.

3. Пожизненное пользование властью.

4. Ограничение власти главы государства, законодательных и ис­полнительных государственных органов конкретным сроком.

5. Разделение властей через систему сдержек и противовесов.



8. Для какой формы правления характерны следующие черты: от­ветственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров пар­тий, располагающих большинством голосов в парламенте; избра­ние главы государства парламентом, либо специальной коллеги­ей, образуемой парламентом?

1. Конституционная монархия.

2. Президентская республика.

3. Парламентская республика.

4. Парламентско-президентская республика.

5. Смешанная республика.



9. Назовите страны, где формой правления является президентская республика?

1. Люксембург, Испания.

2. Япония, Саудовская Аравия.

3. США, Франция.

4. Англия, Швеция.

5. Нидерланды, Бельгия.



10. Для какой формы правления характерны перечисленные при­знаки: внепарламентский способ избрания президента, форми­рование правительства президентом, отсутствие института пар­ламентской ответственности правительства, президент - глава государства, но не глава правительства?

1. Парламентская республика.

2. Президентская республика.

3. Парламентско-президентская (смешанная) республика.

4. Президентско-парламентская республика.

5. Народная демократия.




Тест Б

В заданиях дано три правильных ответа:
1. Определите признаки унитарного государства:

1. Административные единицы не обладают политической самостоятель-ностью.

2. Наличие только одной общегосударственной Конституции.

3. Единое гражданство для всей страны.

4. Административно-территориальные единицы имеют соответст­вующую Конституцию.

5. Отсутствует четкое разделение властей.


2. Признаки федерации:

1. Союз равноправных государств.

2. Субъекты федерации обладают признаками государства.

3. Отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их минимумом полномочий.

4. Наличие единой союзной Конституции.

5. Высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам.



3. Выделите черты демократического режима:

1. Народовластие.

2. Акцент на карательные меры и принуждение.

3. Разделение властей.

4. Плюрализм общественно-политической жизни.

5. Агрессивность во внешней политике.



4. Виды антидемократических режимов:

1. Аристократический.

2. Тоталитарный.

3. Либерально-демократический.

4. Фашистский.

5. Автократический.



5. Юридические свойства республики:

1. Бессрочное (пожизненное) пользование властью.

2. Представительство главой государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей.

3. Ограничение власти главы государства, законодательных и ис­полнительных государственных органов конкретным сроком.

4. Передача власти по наследству или по праву родства.

5. Выборность главы государства и других верховных органов

власти.



следующая страница >>
Смотрите также:
Литература к теме №13 «Форма государства» (по Программе) Аристотель. Политика / Аристотель. М., 1983
432.9kb.
3 стр.
"государственно-правовое учение аристотеля"
92.06kb.
1 стр.
6- (17. 03. 2005) Гришунин С. И. ver 2 Аристотель
242.64kb.
1 стр.
Аристотель 'О душе' Какие задачи познания души ставит Аристотель?
117.55kb.
1 стр.
Пол Стретерн аристотель за 90 минут
376.38kb.
2 стр.
Пол Стретерн Аристотель за 90 минут
376.29kb.
2 стр.
Великий энциклопедист древности
67.15kb.
1 стр.
Аристотель (348-322 гг до н э.)
75.08kb.
1 стр.
Рекомендуемая (основная) литература
23.61kb.
1 стр.
Личность и политика
176.48kb.
1 стр.
I. мир и человек
1729.3kb.
10 стр.
Семинар к теме Инновационная политика государства
42.74kb.
1 стр.