Главная
страница 1страница 2
На правах рукописи

АТАКУЛЛАЕВ УСМОН ИСМАЙЛОВИЧ

Развитие общего образования

в Республике Таджикистан

в период независимости

(1991-2005 гг.)

13.00.01. – общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Душанбе – 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики, психологии и обществоведения Таджикского института инновационной технологии и коммуникации




Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор



Хуррам Рахимзода

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор



Латыпов Диловар Назришоевич

кандидат педагогических наук,

доцент Абдуллаева Розия Хакимовна

Ведущая организация: Таджикский государственный

институт языков имени Сотима Улугзода

Защита состоится «08» января 2011 г.в 1100 часов на заседании диссертационного совета Д 047.016.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Академии образования Таджикистана (734024, г. Душанбе, ул. Айни,45)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана.


Текст автореферата размещён на сайте АОТ www.aot.tj

Автореферат разослан «07» декабря 2010г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор Негматов С.Э.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы исследования. В условиях перехода страны на рыночную экономику, демократизацию и гуманизацию системы образования, строительства суверенного, демократического, правового, светского и унитарного государства особую актуальность приобретают изучение и обобщение накопленного положительного опыта учебных заведений Республики Таджикистан в период ее становления и развития как независимого государства.

С приобретением статуса независимости Таджикистан взял курс на реформирование экономики, социальной жизни, в том числе системы образования. Однако сразу же после приобретения суверенитета Таджикистан был втянут в гражданскую войну, в результате которой в упадок пришла экономика, были сведены на нет истинные ценности суверенитета нашего государства. Гражданское противостояние отри-цательно повлияло на социальную инфраструктуру, систему образования. Деструктировалась материальная база учреждений образования. Усили-лась текучесть кадров.

За годы независимости для укрепления правовой основы и законо-дательной базы приняты Законы Республики Таджикистан «Об образовании» (27 декабря 1993 года, в новой редакции 17 мая 2004 года), Законы Республики Таджикистан «О начальном профессиональном обра-зовании» и «О высшем профессиональном и послевузовском образо-вании», Национальная Концепция образования Республики Таджикистан, Национальная Концепция воспитания, разработаны более 150 законо-дательных и нормативных актов, положений учебных заведений. Несомненно, все эти законы отвечают требованиям международных нормативно-правовых актов.

Серьёзное внимание к отрасли образования, постановка и решение имеющихся проблем на уровне государственной политики имеют огромное политическое, экономическое, социальное и культурно-просветительское значение. Ведь прогресс общества, устойчивое экономическое развитие, обеспечение национальной и государственной безопасности и в целом - достижение мирового уровня экономики, техники и технологии, науки и культуры, прежде всего, зависят от стабильного развития образования и организации последовательного и качественного процесса обучения граждан Таджикистана.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в сфере образования, глава государства Эмомали Рахмон отметил, что только после полного обеспечения политической стабильности (с 2000 года) Правительство республики вплотную занялось решением проблем образования и систематически прилагает усилия к улучшению и реализации его условий и возможностей. Главным достижением является то, что в стране создана законодательная база отрасли образования на уровне международных норм.

Национальная Концепция образования Республики Таджикистан одной из важных задач государства и общества считает создание современной базы образования на основе национальных и обще-человеческих ценностей, включение Таджикистана в единое между-народное образовательное пространство и установление устойчивой связи процесса национального образования с культурой и мировой цивили-зацией.

За годы независимости проделана большая работа по развитию сферы образования. Количество общеобразовательных школ в республике увеличилось на 580 и достигло 3810. Число учащихся в общеобразо-вательных школах выросло на 357 тысяч и составило 1 миллион 700 тысяч человек. За этот срок в республике учреждено 25 новых институтов и университетов. Их число достигло 38 (и 8 филиалов). Число студентов в высших учебных заведениях достигло 123 тысяч, что на 53 тысячи больше, чем в 1991 году.

Независимость позитивно повлияла на содержание общего, началь-ного, среднего и высшего образования. Расширился классификатор специальностей, специализаций и квалификаций в вузах. Организованы новые типы образовательных учреждений: лицеи, гимназии, колледжи, консерватория и т.д.

Государство обеспечивает эффективную работу сферы образова-тельной деятельности. На обучение и воспитание подрастающего поколения из средств бюджета направлено 22 процента от всей суммы.

За последние 15 лет в стране построено 580 школ на 351 тысячу учащихся, завершено строительство 7 школ на 5,0 тысяч учащихся, восстановлены и оборудованы 292 общеобразовательные школы более, чем на 120 тысяч учащихся.

Правительство республики направило все свои усилия и возмож-ности на постепенное улучшение условий обучения, воспитания и развитие отрасли образования. Ведь в руках сегодняшних учащихся и студентов, по словам Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, будущее нации и государства, они призваны быть строителями благополучной и спокойной жизни страны, то есть продолжателями наших дел.

Степень разработанности проблемы. История развития народного образования в Республике Таджикистан до получения суверенитета глубоко и всесторонне раскрыта в монографиях доктора педагогических наук, действительного члена АПН СССР, заслуженного деятеля науки Республики Таджикистан, профессора И.О. Обидова.

Отдельные периоды развития образования освещены в монографиях «От феодализма до победы социализма» В.А. Казачковского, «Развитие таджикской образовательной школы» Р.Ходжимухамедовой, «Теоретичес-кие основы становления и развития высшего и педагогического образования» С.Ш. Базаровой.

В книгах «Маорифи Чумхурии Точикистон», изданных в 2003-2004 годах, рассматривается развитие народного образования республики за большой исторический период с 1906 по 2002 годы. В них система образования не получила достаточно широкого освещения. Деятельность отдельных образовательных учреждений рассматривалась в общем плане. Они носят справочный характер.

Исследование имеющейся литературы, научных статей показывает, что вопросы развития системы образования в республике за годы становления ее суверенитета слабо изучены и не обобщены. Глубокий и всесторонний научный анализ состояния системы образования позволил нам выявить особенности её развития в период суверенитета, определить проблемы всеобщего основного образования, школ нового типа (гимназия, лицей, колледж), перехода к многоступенчатому обучению, подготовки бакалавров и магистров, вхождения в единое международное образо-вательное пространство, дал возможность проанализировать состояние учебно-воспитательной работы в учебных заведениях: их обеспеченность педагогическими кадрами, материально-технической базой.

Таким образом, недостаточная разработанность данной проблемы в истории педагогики и теории образования явилась мотивацией выбора темы исследования, которая посвящена проблемам образования в Республике Таджикистан в период становления её суверенитета.

Проблема исследования состоит в обобщении положительного опыта становления и развития общего образования на начальном этапе развития суверенитета таджикского государства, извлечении уроков из этого опыта и прогнозировании перспектив его дальнейшего развития.

Объектом исследования избрана система общего образования в Таджикистане и основные этапы её становления и развития.

Предметом исследования явились проблемы становления общего образования в суверенной Республике Таджикистан на раннем этапе развития и перспективы его дальнейшего совершенствования.

Гипотеза исследования предполагает, что если проанализировать все достижения и недостатки, характерные для этого этапа развития системы образования, скоординированные Законом Республики Таджи-кистан «Об образовании», Национальной Концепцией образования и другими нормативно-правовыми документами, а также обобщить имеющийся опыт работы, связанный с социально-педагогическими проблемами, то данные исследования и творческое их применение позволят усовершенствовать образовательную систему и прогнозировать её будущее.

Целью исследования является исследование истории становления и развития системы образования Республики Таджикистан в начальный период приобретения национальной независимости, выявление и извлечение из него уроков в деле повышения качества образования.

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:

- раскрыть теоретико-методологические основы и социально-экономические предпосылки развития системы образования республики;

- проанализировать и раскрыть негативные и позитивные факторы в развитии образования в суверенной Республике Таджикистан;

- определить основные этапы становления и развития образования в Таджикистане на начальном этапе его функционирования;

- обобщить накопленный в годы суверенитета опыт работы школ и управленческих органов образования в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;

- выявить эффективные пути дальнейшего улучшения образователь-ной деятельности в период укрепления суверенитета Республики Таджикистан.

Теоретической и методологической основой диссертации явились критическое изучение педагогических источников (учебных планов, программ, текущего архива Министерства образования республики), беседы с учеными, педагогами и работниками Министерства образования. Методологическую основу исследования также составляют законодатель-ные акты, принятые Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Правитель-ством Республики Таджикистан и Министерством образования респуб-лики, труды видных учёных-педагогов, теоретические положения системного подхода в области воспитания и образования. При анализе историко-педагогических материалов использовались социально-структурный, историко-культурный, целостный и комплексный подходы, соблюдались методологические принципы историзма, объективности, которые обеспечили научную объективность и точность освещения историко-педагогического процесса в учебных заведениях, развития системы образования в республике в целом.

С учетом специфики исследования были использованы следующие методы исследования: анализ опыта работы образовательных учреж-дений республики в период с 1991 по 2005гг; изучение и анализ исторической, педагогической литературы, где освещались вопросы становления и развития образования в Таджикистане; изучение и анализ периодической печати; беседы с руководителями отделов народного образования и учителями по существующим проблемам образования в городах и районах республики.



Основными источниками исследования являются архивные материалы и отчёты Министерства образования республики Таджикистан, монографии, диссертации и научные труды, изданные и защищённые по исследуемой проблеме; Законы Республики Таджикистан по вопросам образования, Постановления правительства и приказы и распоряжения Министерства образования Республики Таджикистан в сфере образования.

Организация и основные этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа.



На первом этапе исследования (2004-2005гг.) изучалась историческая, философская, социологическая, психологическая и педаго-гическая литература по истории становления и развития образования в республике, разрабатывался научный аппарат исследования, выявлялось состояние образования на разных исторических этапах развития респуб-лики, определялась методологическая база, уточнялись гипотеза и процедура исследования, начат сбор архивных данных.

На втором этапе (2006-2007гг.) осуществлялся сбор дополнитель-ного материала и обработка необходимых архивных, статистических, учебно-методических, регламентационных и других материалов по становлению и развитию образования в Республике Таджикистан за годы независимости (1991-2005гг.), обобщался опыт работы органов образо-вания и учебных заведений за этот период. На страницах республиканских газет и журналов, в радио и телепередачах освещались многочисленные научные вопросы, связанные с особенностями развития средних учебных и высших учебных заведений, которые также были подвергнуты анализу.

На третьем этапе (2008-2009гг.) разрабатывалась структура и основное содержание диссертации; проводилась систематизация и обоб-щение собранных и полученных данных; разрабатывались методологичес-кие и теоретические основы решения проблемы развития образования в Республике Таджикистан, деятельности управленческих органов образо-вания, оформлялись выводы и рекомендации, были подготовлены и опубликованы статьи по теме диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в форме научных докладов, обсуждавшихся на респуб-ликанских научно-практических конференциях (Душанбе, 2004г.), посвященных 80-летию города Душанбе и 80-летию Министерства образования республики. По теме исследования были опубликованы статьи и тезисы докладов, разработаны буклеты.

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что на основе новых, ранее не использованных материалов, выявленных из многочисленных источников, непосредственно относящихся к периоду развития системы общего образования в годы суверенитета республики

- охарактеризованы особенности становления и развития системы общего образования в республике на начальном этапе приобретения суверенитета;

- теоретически обоснованы основные периоды развития общего образования в условиях независимости, которые охватывают следующие основные этапы: послевоенное восстановление системы образования, где функционировала советская система образования; переходный период от советской системы образования к формированию основ национальной системы и созданию национальных структур образования; период стабильного развития образовательных систем, налаживание между-народных контактов, активного функционирования проектов и грантов, которые обеспечивают постепенное вхождение в мировое образовательное пространство;

- изучены и обобщены уроки, приобретенные в начальный период независимости страны, определены перспективы развития общего образования на пути дальнейшего построения суверенного государства таджикистанцев.



Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что имеющиеся в исследовании материалы могут быть использованы при изучении курсов истории педагогики в средних и высших профес-сиональных школах педагогического направления, чтении спецкурсов по истории становления и развития системы образования в период независимости в педагогических вузах Республики Таджикистан.

На защиту выносятся следующие положения:

- результаты исследования вопросов реформирования системы образования Таджикистана, поэтапная и последовательная разработки нормативно-правовых актов, совершенствование Государственных стан-дартов средней общеобразовательной школы, учебных планов и т.д;

- рассмотрение специфических условий и основных направлений реформы образования, механизмов и путей реформирования средней общеобразовательной школы, решение проблем кадрового обеспечения и финансирования учебных заведений;

- особенности организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, институтах повышения квалификации, переход на новую систему подготовки педагогических кадров, совершенствование системы управления общего образования за исследуемый период (1991-2005 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объём 146 страницы, в работе приводятся таблицы; библио-графический список литературы содержит 145 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сфор-мулирована проблема диссертации, определены цель исследования, его предмет и объект, выдвинута гипотеза, намечены задачи, раскрыты научная новизна и практическая значимость исследования.

В первой главе «Развитие системы общего образования Таджикистана в новых социально-экономических условиях» говорится об истории становления образования. Таджикский народ имеет самобытную и богатую историю, древнюю культуру. Предки таджиков – согдийцы, бактрийцы - еще в первые века нашей эры имели свою государственность, высокоразвитое сельское хозяйство и ремесленное производство, поддерживали тесные торгово-экономические и культурные связи со многими странами.

Археологические находки на горе Муг в 1933 году в Айнинском районе Таджикистана свидетельствуют о том, что предки современных таджиков имели свою письменность. Здесь были обнаружены останки архива Согдийского правителя Диваштича. Некоторые из этих документов относятся к началу VIII века нашей эры.

Предки таджиков еще до прихода арабов имели свои школы, где учились дети с 5-летнего возраста. Школы в основном были в городах, и обучение велось на родном языке.

Арабы после завоевания Средней Азии в VIII веке в целях ассимиляции местного населения навязывали жителям захваченных территорий религию Ислам и арабскую письменность. Все книги, написанные древним алфавитом и связанные с вероучением зороастризма, подверглись уничтожению. Арабский язык был объявлен государствен-ным языком, и обучение детей в школах также стало осуществляться на арабском языке.

С момента принятия религии Ислам в Средней Азии, в том числе и у таджиков, получили распространение два типа школ – мактабы и медресе. Все они были типичными для всех народов мусульманского Востока и сохраняли свой облик и внутреннюю организацию в неизменном виде на протяжении ряда столетий. «Мактабы и медресе, - писал директор Казанской учительской семинарии Н.А. Бобриков, - до недавнего времени были во всем мусульманском мире, от Марокко до Китая, одной застывшей в неподвижных формах организацией. Еще 25 лет назад, входя в мактаб или в медресе в Алжире, Константинополе или Брунее, я чувствовал себя как бы перенесенным в приволжские местности, до такой степени общая картина была тождественна. Эта однородность организации школ в столь взаимно отдаленных странах была обусловлена безраздельным господством религиозных начал над умами и сердцами мусульман и их полным подчинением авторитету прочно сложившейся традиции».

Положительную роль в формировании образования в Таджикистане сыграло присоединение Средней Азии к России в 60-х годах XIX в. Начиная с 1900 года, появляются новометодные и русско-туземные школы. Согласно статистическим отчетам в 1911 году на территории нынешнего Таджикистана насчитывалось 10 русско-туземных школ с 13 учителями и 369 учащимися.

В дореволюционном Таджикистане на развитие образования выделялось незначительное количество государственных средств. Так, в 1913 году из государственного бюджета Туркестанского края (21,3 млн.) на развитие образования направлялось всего 4 процента бюджета, зато на содержание военного и политического государственного аппарата - более 65 процентов государственного бюджета. Из 38 городов для 9 вообще не было выделено никаких средств из государственного бюджета. В 23 городах на каждого горожанина приходилось от 2 до 22 копеек, в Худжанде - 6 копеек, в Ура-тюбе - 10 копеек, в Пенджикенте ­− 22 копейки, в то время как в России бюджет составлял 80 копеек в Бельгии Англии и Германии - от 2 до 3 рублей, в США - 9 рублей 24 копейки. Такое отношение привело к тому, что из 200 жителей Таджикистана только один мог читать и писать.

Положение в системе образования в средней Азии изменилось после Октябрьской революции. Строительство новой советской школы в условиях Таджикистана в 20-х годах было сложным, так как на пути стояло немало трудностей: отсутствие педагогических кадров, учебников, школьных помещений. Мешала затянувшаяся гражданская война, басмачество. Так, в конце 1918г. в Северном Таджикистане было открыто 15 советских школ, а в 1919г. на Памире уже открылась первая советская школа В июне 1921 года первый Курултай народного образования обсудил состояние образования в Восточной Бухаре, отметил, что не хватает учителей и наметил меры по совершенствованию подготовки учительских кадров и созданию новых советских школ.

История образования в Республике Таджикистан тесно связана с историей развития таджикского народа и его государственности. Организационный Комитет Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики 7 декабря 1924 года наравне с другими госструктурами образовал Комиссариат народного образования с инспектурами в Ура-тюбе и Пенджикенте.

Уже в 1921 году в Восточной Бухаре было открыто пять советских школ. Комиссариат народного просвещения Автономной Советской Социалистической Республики Туркестан направил в Восточную Бухару группу советников. Благодаря их помощи уже в 1923-1924 учебном году в Кулябе, Ховалинге, Гарме и Хаите были открыты новые школы, а в Кулябе, Гарме, Каратаге и Душанбе - государственные интернаты.

Первый интернат нового типа в Хороге был открыт в 1923 году при Хорогском пограничном отряде. В нем обучались 50 детей батраков. Их содержали за счет 5- процентной нормы питания пограничников. Многие выпускники данной школы в сопровождении охраны пешком добирались для дальнейшего продолжения обучения в города Ташкент, Самарканд, в Таджикский институт просвещения, Среднеазиатский государственный университет (САГУ) и Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ).

Народному Комиссару просвещения ТАССР не требовалось много времени для приема на свой баланс учебных заведений, так как в четырёх областях (Гарм, Гиссар, Куляб и Курган-тюбе) насчитывалось всего 7 школ (три начальных и 4 интерната) с общим количеством 152 ученика и 26 учителей.

В Ура-тюбе насчитывалось 8 школ, 366 учеников и 18 учителей, в Пенджикенте - 3 школы, 75 учеников и 4 учителя, на Памире - 3 школы, 75 учеников и 4 учителя. Как видно из приведенных цифр, в центральной, южной и восточной части республики число школ, учащихся и учителей было незначительным.

Перед Народным Комиссариатом просвещения и местными Советами стояла задача не только расширить сеть школ, число учащихся и учителей, но и добиться веры населения в благие намерения нового общественного строя и осознания необходимости приобщения к грамоте. Исходя из этого, Революционный Комитет ТАССР 30 сентября 1925 года принял специальное постановление «О льготах и преимуществах для семей, дети которых обучаются в советской школе».

С целью усиления разъяснительной работы среди населения, создания новых школ на местах и вовлечения общественности в строительство школ исполнительная комиссия Оргбюро ЦК КП(б) Узбекистана в ТАССР 25 июня 1925 года приняла специальное постановление, согласно которому с 15 августа до 1 сентября 1925 года был объявлен «двухмесячник образования». Руководство «двухмесяч-ника» было возложено на Председателя ЦИК ТАССР Нусратулло Махсума. В состав руководства «двухмесячника» входили представители Наркомпроса, профсоюзных, комсомольских организаций.

В результате «месячника образования», который проходил с 1 августа до 1 сентября 1926 года в Кургантюбинском округе открыты 79 школ (26 таджикских, 38 узбекских, 12 туркменских и 3 казахских). В целом, силами государства и на средства населения в республике было построено и введено в действие 75 школ.

В декабре 1926 года Всетаджикский съезд Советов принял Декларацию о введении всеобщего обучения трудящихся ТАССР, целью которой было получение всеобщего полного и бесплатного образования. При Наркомпросе была создана чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью. В состав комиссии входили Аббос Алиев, Абулкосим Лахути и другие.

В течение семи лет чрезвычайная комиссия действовала под девизом «Долой - неграмотность», «Грамотный, научи неграмотного читать и писать». Число пунктов по ликвидации неграмотности в эти годы возросло от 63 до 3360, а число учащихся - от 1450 (1925-1926 годы) до 134772 человек, из них 22891 были девушки и женщины. Число грамотных в республике увеличилось до 25 процентов. В республике продолжало расти число советских интернатов для детей - сирот и детей из бедных семей. В 1928-1929 учебном году их число дошло до 9, против 8 в 1926-1927 учебном году.

Преобразование Таджикской Автономной Республики в Таджикс-кую Советскую Социалистическую Республику сыграло важную роль в развитии народного образования, увеличении числа школ, учителей и учащихся. В 1928-1929 учебном году в республике уже функционировало 382 школы, в них обучалось 18,6 тысяч учащихся, им преподавали 718 учителей. Через год число учителей в школах республики уже составляло 982 человека, из них - 910 учителей начальных классов.

В 1929 году в республике были образованы 4 педагогических техникума, в которых обучались 546 учащихся. В 1929-1939 учебном году их окончили 44 учителя начальных классов со средним педагогическим образованием.

Великая Отечественная война наложила свой отпечаток и на развитие образования. Уже в первые дни войны более 5 тыс. учителей общеобразовательных школ и преподавателей высших учебных заведений республики пополнили ряды защитников Отечества. В 1942-1943 учебном году в республике не хватало 3000 учителей, что привело к закрытию 61 школы в Гармском вилояте и 172 классов в школах Сталинабадской области.

Победное завершение Великой Отечественной Войны открыло возможности для улучшения условий жизни населения республики, возрастания числа выпускников общеобразовательных школ и повышения интереса молодёжи к знаниям и науке. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 21 марта 1947 года за № 643 в 1948-1949 учебном году в городе Душанбе был открыт Таджикский государственный (нынешний Национальный) университет, в котором функционировало три факультета, и обучались 240 студентов, работали 36 преподавателей, среди которых - 2 профессора и 8 доцентов. За годы существования данное учебное заведение превратилось в большую кузницу подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров республики.

В соответствии с Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и совершенствовании системы образования в СССР» в 1959-1960 учебном году вместо семилетнего введено восьмилетнее образование. Переход на обязательное восьмилетнее образование потребовал увеличения объема строительства школ за счёт государственного бюджета, средств колхозов и других источников финансирования. Так, если в 1960 году в респуб-лике было построено 25 школ на 10 366 учеников, то в следующем году в целом по республике были построены школы на 19 200 мест.

В эти годы особое внимание уделялось расширению сети школ-интернатов. В городе Ура-тюбе построена школа-интернат на 500 мест, в Шахринауском районе - на 400 мест. Аналогичные интернаты построены в крупных хозяйствах «Москва» Ходжентского района и имени Ленина Восейского района за счёт средств колхозников. В городах Душанбе и Худжанде созданы государственные интернаты для девочек.

Правительство Республики передало свой оздоровительный центр в посёлке Лучоб под республиканскую школу-интернат. Она имела комплексный характер – ясли-садик-школа. В ней обучалось более 900 детей из разных уголков республики. Коллектив школы-интерната в своей деятельности руководствовался решением педагогической проблемы «приобщение детей к общественному труду».

В 1965-1966 учебном году число бюджетных школ-интернатов в республике достигло 37, а пришкольных - 73. В них соответственно воспитывались 3145 и 22107 учеников. Пришкольные интернаты в Дангаринском, Джиргатальском, Пянджском, Московском (ныне М.Хамадони) районах создавались для привлечения к учебе детей чабанов.

В 1964-1965 учебном году в республике функционировали 276 вечерних и заочных школ, в которых обучалось более 27,0 тысяч человек, окончили 8-й класс 3,5 тыс., а 11-й - 1,6 тыс. молодых производствен-ников.

В республике ежегодно издавалось более 6-6,5 миллионов экземпляров учебников для общеобразовательных школ. Ученики, обучающиеся на русском, узбекском, киргизском, туркменском и казахском языках, обеспечивались учебниками Российской Федерации, республик Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Казахстан.

После распада СССР 9 сентября 1991 года Верховный Совет принял постановление, согласно которому Таджикистан был объявлен суверен-ным государством. Исходя из стоящих перед республикой экономических, политических и социальных задач, одним из первых Законов высшей законодательной власти республики был Закон Республики Таджикистан «Об образовании», принятый 27 декабря 1993 года. Для обеспечения выполнения государственной политики в новых условиях была разработана и принята Правительством Республики Таджикистан (13 июня 1997 года №9) Концепция таджикской национальной школы. В ней конкретно определены цели и задачи, формы организации обучения, содержание образования, методы и средства обучения. Впервые в суверенном государстве учащимся предоставили свободный выбор школы и направления обучения. Отношение учителя к ученику, ученика к руководителю школы, ученика к ученику строятся на демократической основе.

Согласно Закону Республики Таджикистан «Об образовании» и Концепции национальной школы в стране введено обязательное девятилетнее образование. На третью ступень (X-XI классы) учащиеся принимаются после окончания 9 класса на конкурсной основе. В Концепции национальной школы особое место уделено организации частных школ (на основе национальных традиций таджикского народа), школ нового типа (гимназия, лицей, колледж). В 1994-1995 учебном году введено изучение таких новых предметов, как «Персидская графика», «Этика», «История религии», «Семейная этика», «Человек и закон», «Рыночная экономика».

Одобряя опыт работы совместных таджикско-турецких лицеев-интернатов (первый лицей был создан в городе Турсунзаде в 1992 году), Правительство Республики Таджикистан поручило Министерству образования расширить их сеть и в других регионах республики. В последующие годы таджикско-турецкие лицеи были учреждены в городах Душанбе (2), Кургантюбе, Кулябе, Худжанде.

Решением Коллегии Министерства образования от 27.10.1999 года №12/3 в учебные планы общеобразовательных школ на 2000-2001 учебный год был внесен ряд изменений. В 3-6 классах введено изучение «Этики», в 8- 9 классах - «Основ государства и права», в 10, 11 классах введен предмет «Человек и общество».

В 1993-1995 годах в результате создавшихся экономических трудностей, низкой и несвоевременной выплаты заработной платы, политической нестабильности в ряде регионов большое количество педагогов общеобразовательных средних и высших профессиональных школ покинули республику, некоторые учителя сменили сферу деятель-ности.

По предложению главы государства Правительство Республики Таджикистан приняло Постановления «О мерах по улучшению жилищно-коммунальных условий работников образования» от 8 ноября 1995 года №671 и от 11 ноября 1995 г. №676 «О некоторых мерах по усилению социальной защиты работников образования». Согласно данным постановлениям работникам системы образования переданы в без-возмездное пользование государственные жилые площади с бесплат-ным освещением и отоплением. Установлена ежемесячная компен-сация в размере 10 процентов оклада для приобретения книгоиздатель-ской продукции и периодики, длительный оплачиваемый отпуск до одного года педагогическим работникам, имеющим хронические заболевания. Ежегодно повышалась заработная плата работников системы образования.

В ежегодных Посланиях Маджлиси Оли Республики Таджикистан и при встречах с представителями интеллигенции страны Президент определяет систему образования важной задачей дня.

Республика Таджикистан, став независимым суверенным государ-ством, свои первые шаги направила на установление демократического, правового и светского государства, что влечет за собой осуществление изменений в политической, экономической, духовной жизни общества. Приобретение статуса полноправного члена мирового сообщества, расширение международных связей, крепнущее экономическое сотруд-ничество и деловое партнерство со многими странами, углубленные процессы глобализации во всех сферах материальной и духовной жизни общества, происходящие интернациональные и миграционные процессы, настоятельно требуют создания условий, способствующих этим переменам. Современные информационные и коммуникационные техно-логии социально-экономического развития требуют поиска новых подходов к управлению сферой человеческого общения, в котором важная роль принадлежит языку. В связи с этим другим важным направлением развития образования в приоритетной сфере её реализации является языковая политика в образовательной деятельности .

Особенность развития образования в условиях суверенизации таджикского общества заключалась в успешной реализации государствен-ного языка в образовательных учреждениях республики. Развитие таджикского языка как государственного и русского языка как языка межнационального общения является одним из приоритетных направ-лений политики Правительства Республики Таджикистан, что закреплено Конституцией страны и Законом о государственном языке.

В соответствии с Указом Президента Республики Таджикис-тан Э.Рахмона от 4 апреля 2003 года «О совершенствовании преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикис-тан» Правительство Республики Таджикистан 2 декабря 2003 года приняло «Государственную Программу о совершенствовании преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на 2004-2014 годы», которая определяет языковую политику государства на ближайшую и долговременную перспективу.

С учетом нынешнего состояния преподавания русского и английс-кого языков в общеобразовательных школах в Государственной Программе отмечается, что в 3775 общеобразовательных школах респуб-лики со 2 по 11 классы отведено по 2 часа в неделю для изучения русского и английского языков, уроки дают 6449 учителей русского и 3479 учителей английского языков.

Подготовка специалистов осуществляется в Таджикском государственном институте языков, непосредственно занимающимся подготовкой специалистов по русскому и английскому языкам; имеются факультеты русского языка и литературы, английского языка при Таджикском государственном педагогическом универ-ситете имени К.Джураева, Таджикском национальном университете, Российско-Таджикском (славянском) университете, Худжандском государственном университете, Кулябском государственном универ-ситете, Кургантюбинском государственном университете, Хорогском государственном университете. В указанных вузах действуют 14 кафедр русского языка и литературы (141 преподаватель) и 22 кафедры английс-кого языка (273 преподавателя).

В средних специальных учебных заведениях (педагогических колледжах и училищах) осуществляется подготовка специалистов по русскому и английскому языкам для начальных общеобразовательных школ республики. Часть специалистов готовится в Российской Федерации, США и Турции. В республике функционируют центры по интенсивному изучению русского и английского языков, организо-ванные национальными кадрами при поддержке международных организаций.

Согласно Постановлению Правительства Республики Таджикистан от 4.05.1996 г. №194 «О совершенствовании структуры системы образования Республики Таджикистан» при изучении русского и английского языков классы (V-XI) делятся на подгруппы.

Стало традицией проведение ежегодных Олимпиад среди учащихся общеобразовательных школ и студентов высших профес-сиональных школ республики по русскому и английскому языкам.

В «Государственной Программе о совершенствовании препода-вания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на 2004-2014 годы» конкретно определены цели, задачи Программы и ожидаемые результаты; разработана система мероприятий по реализации Программы.

В целях развития национальной образовательной системы Правительством Республики Таджикистан принят ряд национальных нормативно-правовых документов, обеспечивающих защиту националь-ных интересов общества, государства и личности в сфере образования.

В соответствии с Конституцией Правительство Республики Таджикистан Постановлением от 3 мая 2002 года № 200 утвердило Национальную Концепцию образования Республики Таджикистан. В ней впервые определена государственная политика в области образования в Республике Таджикистан на ближайшее время и в перспективе, раскрыты цели и задачи, содержание, структура образования, механизм осуществления Национальной Концепции образования.

Закон Республики Таджикистан «Об образовании» дополнен новыми понятиями: «непрерывное образование», «дистанционное образование», «грамотность», «репетитор», «дополнительное образование», «государ-ственная аккредитация», «аттестация», «экстернат», «ординатор», «интернатура», «бакалавр», «магистр», что свидетельствует о сбли-жении с международными нормами образования.

Основные принципы государственной политики в области образования должны включать:

- приоритет образования на всех уровнях государственного управления;

- уважение закона, прав и свободы человека, любовь к Родине, семье и окружающей среде;

- автономность образовательных учреждений;

- соответствие образования потребностям и задачам социально-экономического развития Республики Таджикистан;

- тенденции развития системы образования с учетом между-народных стандартов, качества обучения и международных норм инфор-мационной обеспеченности образования.

- расширение международного сотрудничества и приобретение суверенитета в связях с зарубежными странами.

За последние десять лет направлено на учебу за пределы республики более 1000 учащихся, студентов и аспирантов.

Другой особенностью развития образования в условиях суверени-зации является расширение типов и видов образовательных учреж-дений. В республике действует 67 гимназий (29 из них негосударствен-ные), 50 лицеев (14 из них негосударственные). В них обучаются 49 896 учащихся (15 265 - в негосударственных учреждениях).

Наши исследования показали, что важным преимуществом образовательной деятельности в анализируемый период является вклю-чение в систему обучения принципов интегрированного обучения, реализация принципа дифференциации в учебно-воспитательной деятель-ности.

В соответствии с Планом реформирования системы образо-вания Республики Таджикистан на 2004-2011 учебные годы за счет интегрированного обучения число предметов в основной школе сокращено от 28 до 20, в средних школах – от 19 до 14. Недельная нагрузка учащихся сокращена на 122 часа.

Постановлением Правительства Республики Таджикистан обще-образовательные учреждения города Куляба и Яванского района Хатлонской области, города Хорога Горно-Бадахшанской Автономной области и города Вахдата переведены на новые методы управления и финансирования. Это позволит общеобразовательным школам составить свой бюджет из расчёта на одного ученика и целенаправленно использовать предусмотренные на его развитие средства из государствен-ного бюджета. Опыт пилотных школ позволит в будущем перевести все общеобразовательные школы на новый метод управления и финансирования.


следующая страница >>
Смотрите также:
Развитие общего образования в Республике Таджикистан в период независимости (1991-2005 гг.) 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования
461.83kb.
2 стр.
Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
794.3kb.
5 стр.
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
794.76kb.
4 стр.
Интенсивные технологии обучения русскому языку в системе высшего образования (на примере нефилологических специальностей вузов Республики Таджикистан) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
464.78kb.
2 стр.
Развитие отечественной педагогики музыкального образования в ХIХ-ХХ веках 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
703.73kb.
4 стр.
Развитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века 1940 г) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
433.68kb.
2 стр.
Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
262.61kb.
1 стр.
Реформаторские взгляды ахмада дониша в обновлении системы образования в бухарском эмирате (XIX и начало XX веков) 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования
415.68kb.
2 стр.
Профессиональная ориентация в системе общего среднего образования Германии: современное состояние и тенденции развития 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
435.78kb.
2 стр.
Развитие гуманистической педагогической мысли тюркскими просветителями золотой орды 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
404.74kb.
1 стр.
Умаровна Становление и развитие образовательного пространства Ингушетии с 1868 по 1934 гг. 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
616.31kb.
3 стр.
Становление и развитие благотворительности в системе отечественного образования (на примере Нижегородской губернии конца XIX начала XX веков) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
285.65kb.
1 стр.