Главная
страница 1
Православия над коварством язычества. В IX столетии в первое великопостное воскресенье стали празд­новать победу Православия над ико­но­бор­чеством, и память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного вос­кресения сохрани­лась: это — Торжество Православия.

Приложение

КОЛИВО (греч. kÜlluba, коллива;) – варёная пшеница (или иной злак) с фруктами, подслащённая мёдом или сахаром. Cиноним – кутия (кутья) и сочиво. Этимология неясна, возмож­но, термин восходит к архаическому индоев­ропей­скому корню, обознача­ющему риту­альную пищу. Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован ещё в Древней Греции (слово встречается у Аристофана (V–IV до н. э.) в значении «хлебная мелочь, пирожки»). Со вре­мен Византии он в почти неизменном виде сохранился вплоть до наших дней.

Богослужебный устав предписывает приносить коливо в честь и память «господских праздников и святых Божиих», что, вероятно, восходит к традиции древнехристианских регуляр­ных храмовых трапез (это т. н. агапы). Согласно Уставу, «Чин благословения колива» совершается на Вечерне (после «Ныне отпущаеши») и на Литургии (после заамвон­ной молитвы). В этом значении коливо приносится в современной русской богослу­жебной практике только в честь вмч. Феодора Тирона в субботу первой седмицы Великого поста (об этом см. выше). Это приношение носит исторический характер и, по мнению некоторых историков, лежит в основе всей позднее развитой традиции колива.

Наибольшее развитие, в том числе и вне­богослужебное, получил обряд прино­шения колива в память усопших – при погребении и последующих панихидах, символизируя веру христиан в их будущее воскрешение. Предан­ный земле человек сравнивается с брошенным в землю семе­нем, которое «не оживёт, если не умрёт... Так и при воскре­сении мёртвых: сеет­ся в тлении, восстаёт в нетлении» (1 Кор 15:36, 42). Мёд и фрукты означают сладость будущей жизни воскресших со Христом.

Лит.: Вениамин (Румовский-Краснопевков В. Ф.), архиеп. Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви... М., 1992. Т. 2; Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994. С. 537–540 («О коливе, приносимом за усопших»); Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб., 1999.

Ю. Рубан

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице

Суббота 1-й седмицы Великого поста

Память великомученика Феодора Тирона (ок. 306 г.)

(переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста)

20 февраля в 2010 г.


Апостольское чтение на Литургии (рядовое)

Послание ап. Павла к Евреям 1:1–12

[Величие Сына Божия]

[Братья,] Бог, многократно и многообразно говоривший в древности [нашим] отцам через пророков, в эти последние дни говорил нам через Сына, Которого поставил наследни­ком всего, через Которого и миры1 сотворил. Он [Сын], будучи сиянием славы и отпечатком (греч. характэр) сущности (ипо­стаси) Его, и держа всё словом силы Его, совершив очищение [наших] грехов, воссел по правую сторону Величества в небесах, став настолько превосходнейшим ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя.

Разве кому из ангелов сказал когда-нибудь Бог:

«Ты Сын Мой, Я сегодня породил Тебя?» (Псалом 2:7),

и еще:

«Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном?» (2 Цар 7:14).



А еще, когда Он вводит Первородного во вселенную, Он говорит:

«И да поклонятся Ему все ангелы Божии» (Псалом 96:7).

И, если об ангелах Он говорит:

«Делающий ангелов Своих ветрами (духами)



и служителей Своих пламенем огня» (Псалом 103:4), –

то о Сыне:

«Престол Твой, Боже, во век века»,

и: «скипетр правоты есть скипетр царства Твоего.



Ты возлюбил праведность и возненавидел беззаконие; поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем ликования более соучастников Твоих» (Псалом 44:7–8).

И: «Ты, в начале, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, Ты же пребудешь вечно; и все, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию, Ты свернешь их; и будут изменены; но Ты – один и тот же, и лета Твои не кончатся (не исчезнут)» (Псалом 101:26–28).

Евангельское чтение (рядовое)

Евангелие от Марка 2:23–3:5

[«Суббота для человека или человек для субботы»?]

[В то время] случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его на ходу начали срывать колосья. И фарисеи стали говорить Ему: «Смотри, они делают, чего нельзя делать в субботнее время!»

И Он говорит: «Или вы никогда не читали, что сделал Давид, когда был в нужде и когда терпели голод он сам и люди его: как он во времена перво­свя­щенника Авиафара вошел в Дом Божий и те жертвенные хлебы, кото­рых нельзя есть никому, кроме священников, ел сам и давал своим людям?»

И говорил им Иисус: «Суббота для человека, а не человек для субботы; поэтому Сын Человеческий властен и над субботой».

И вошел Он снова в синагогу; и был там человек с высох­шей рукой. И стали следить за Ним, не исцелит ли Он его в субботу, чтобы обвинить Его. И говорит Он сухорукому: «Вставай в середину!» И говорит им: «Дозволяется ли [по] субботам делать добро – или делать зло? Жизнь спасти – или убить?»

Но они молчали. И Он, оглядев их с гневом, скорбя об окаменении их сердец, говорит тому человеку: «Протяни свою руку». И он протянул, и была восстановлена рука его.

Верный новобранец и отступник император

В эту субботу, завершающую первую седмицу Великого поста, богослу­жеб­ные песнопения преподносят нам новое подтверждение того, что разумный пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под Его особым покровительством. Одно­временно евангельское чтение предупреждает: пост и другие религиозные предписания – не самоцель и имеют смысл лишь тогда, когда помогают, а не мешают нам нормаль­но жить и работать на благо семьи и общества. «Суббота для человека, а не человек для субботы»! Именно поэтому в завершение первой строгой велико­пост­ной недели мы читаем о том, как Христос с учениками «нарушали» библейские предписания, вызывая формально справедливые упреки со стороны фарисеев – этих постников и благочести­вых ревнителей Моисеева Закона.

В эту же субботу Православная Церковь совершает благодарственное празднование святому великомученику Феодору Тирону, погибшему в начале IV столетия, в период последних гонений на христиан. По его имени первую седмицу поста называли в Древней Руси «Федоровой неделей».

Согласно житию, святой Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области, расположенной в Малой Азии у побережья Понта Эвксинского, т. е. Черного моря. Его прозвание Тирон указывает на воин­ское звание – это «молодой воин (новобранец)» (в отличие от страти­лата), несущий преимущественно караульную службу. За отказ принести жертву идолам Феодор был предан истязаниям и осужден на сожжение. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305–311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в Евхаитах, недалеко от Амасии. Затем его мощи перенесли в Царьград; глава же святого находится в Италии, в городе Гаэте. Память св. Феодора по неподвижному (минейному) календарю – 17 февраля / 2 марта.

Вскоре после кончины св. Феодора христианство стало дозволенной религией (с 313 г.), и императоры, начиная с Константина Великого (306–337), были христиане. Но в 361 г. власть ненадолго перешла к племяннику Константина Юлиану, «прославившемуся» своим отречением от Христа и попыткой вернуть империю к исповеданию язычества. За это он получил прозвание Апостат, в переводе с греческого «Отступник».

В 362 г., желая посмеяться над христианами, Юлиан приказал градо­начальнику Константинополя окропить в Великий пост все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Так он хотел вовлечь ни­че­го не подозревающих христиан в языческое жертвоприношение и «уни­чтожить» все их великопостные подвиги. Тогда св. Феодор Тирон, явив­шись из другого мира архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках. Предупреждённые своим архипастырем верующие вынуждены были питаться в этот день только домашними запасами, преимущественно варёным зерном. В память этого события и совершается память святого.

В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, потому что он явился архиеп. Евдоксию в день своей памяти (в 362 г. Пасха была 31 марта, и первое воскресенье Великого Поста приходилось на 17 фе­враля). Так, наряду с минейной памятью св. Феодора появилась в правосла­вном календаре и его триодная память. «Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем», — напоминает нам Постная Триодь.

Триодное поминовение мученика Феодора знаменовало собой торжество





1 Т. е. буквально всё. Греческое айон (эон) – "век", "вечность"; в тексте Нового Завета – "мир" ("Вселенная").


Смотрите также:
Приложение коливо
60.01kb.
1 стр.
План мероприятий по работе с различными средами населения. Приложение на 4л в 1 экз. Начальник отдела Л. А. Кускова Приложение 1
52.15kb.
1 стр.
Организационно-правовая база кабинета
95.99kb.
1 стр.
Приложение № Индивидуальная карта работы учащегося
316.07kb.
1 стр.
Запрос тендерного предложения. Система противодействия спаму Приложение 2
43.66kb.
1 стр.
Приложение №6 Приложение №8
49.09kb.
1 стр.
Приложение №10
85.36kb.
1 стр.
Приложение 3
79.7kb.
1 стр.
Приложение. Вырубка лесов Приложение 1
44.46kb.
1 стр.
1Предмет и цели концепции
2360.65kb.
18 стр.
Web-приложение для работы с изображениями биомедицинского характера
30.72kb.
1 стр.
Гост р 54719-2011 Приложение н (рекомендуемое)
25.53kb.
1 стр.