Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРСАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА» Кафедра социально – гуманитарных дисциплин Ю.П. Фатунова ФИЛОСОФИЯ Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург
2010 УДК ББК
Ф Обсуждены на заседании кафедры «Социально – гуманитарных дисциплин» (Протокол № ___ от ___ __________ 2010 г.) Рекомендованы Учебно-методической комиссией факультета менеджмента, факультета информационных технологий, факультета экономики (Протокол № ___ от ___ __________ 2010 г.) Утверждены Учебно-методическим советом Оренбургского государственного института менеджмента (Протокол № ___ от ___ __________ 2010 г.)
Методические рекомендации содержат указания по выбору своего варианта работы, варианты контрольных работ, списки учебной литературы, рекомендации студентам по самостоятельному выполнению контрольной работы по дисциплине «Философия». Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы, обучающимся в институте для всех специальностей.
© Фатунова Ю.П., 2010 © ГОУВПО «ОГИМ», 2010
ПредисловиеЦелью дисциплины «Философия» является дать студентам систему философских знаний, научить их ориентироваться в истории философии, прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единство, воспроизведение, дальнейшую проработку «вечных» тем. Таким образом, в ходе изучения курса «Философия» студент должен иметь представление:
знать:
уметь:
владеть:
Одной из форм самостоятельной работы у студентов заочной формы обучения является контрольная работа. Целью контрольной работы является закрепление теоретического и практического материала, получение навыков самостоятельной работы. В настоящих методических рекомендациях установлены требования к составу, содержанию и оформлению контрольной работы по дисциплине «Философия». Предлагаемые методические рекомендации составлены с учетом требований Государственного образовательного стандарта, Положением [временным] «Учебные и научные издания Общие требования к построению и оформлению» и Положением [временное] «Контрольные работы Общие требования к построению, содержанию и оформлению», принятым в Институте. Выполненная и зачтенная контрольная работа считается доказательством успешного освоения учебной дисциплины и является допуском к сдаче экзамена. 1 Организационно-методические указания по выполнению контрольных работ 1.1 Цели и задачи контрольной работы Выполнение контрольной работы представляет собой самостоятельное исследование какой-либо проблемы и решение задач в соответствии с программой дисциплины. Целью контрольной работы является закрепление, углубление и обобщение студентами знаний по дисциплине «Философия», полученных за время обучения, а так же получение навыков самостоятельной работы. Задачами, позволяющими реализовать цель выполнения контрольной работы, являются:
1.2 Этапы выполнения контрольной работы Выполнение контрольной работы осуществляется непосредственно самим студентом и состоит из следующих этапов:
Студент заочной формы обучения до экзамена должен предоставить контрольную работу на кафедру и получить по ней зачет. 1.3 Правила выбора варианта контрольной работы Контрольная работа по данной дисциплине составлена в 30 вариантах. Вариант контрольной работы определяется по последним двум цифрам номера зачетной книжки. 1.4 Общие сведения о структуре, содержании контрольных работ и требования к их оформлению Контрольная работа должна содержать следующие структурные элементы:
Титульный лист – начальный лист контрольной работы. Титульный лист оформляют по форме (Приложение А). Титульный лист включает в себя общее количество страниц работы, но не нумеруется. Основной текст контрольной работы представляет собой ответы на теоретический вопрос. При составлении ответов на теоретический вопрос контрольной работы, следует иметь в виду, что он должен быть точным, конкретным, без лишних отступлений. В основном тексте могут быть использованы различные элементы: заголовки, перечисления, таблицы, рисунки, формулы, сокращения.
Заголовки раздела следует печатать прописными буквами по центру без точки в конце. Переносы в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовком и текстом структурной единицы – один интервал. Шрифт заголовка структурной единицы «Раздел» – размер 16, полужирный, выравнивание «по центру»; «Параграф» – 14, полужирный, с первой прописной буквы, остальные – строчные, выравнивание «по левому краю». Перечисления – фрагмент текста, состоящий из предупреждения о том, что далее последует перечисление понятий, предметов или действий и из самих этих элементов, обозначаемых нумерованными, маркированными (графическими) или литерными знаками. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с первой прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении контрольной работы. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. В соответствии с указанным ГОСТом обязательны пробелы до и после каждого знака (кроме точки и запятой, когда пробел оставляется только после знака). В конце каждого описания ставится точка. Библиографический список контрольной работы должен содержать не менее 3 источников. Примеры оформления использованных источников приведены в Приложении Б. Наименование структурного элемента «Библиографический список» записывается посередине страницы полужирным шрифтом, размер 16, с первой прописной буквы. Библиографический список располагают в конце работы. Требования к оформлению всего текста. Контрольная работа должна быть выполнена с применением печатающих устройств на одной стороне листа белой бумаги формата А4. При наборе текста рекомендуется использовать тип шрифта «Times New Roman». Текст рукописи печатается с соблюдением следующих размеров полей: верхнее – 1,5 см; нижнее – 2,0 см; левое – 3,0 см; правое – 1,0 см. Режим выравнивания: по ширине. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 см. Не допускается оформление абзацного отступа табулятором или пробелами. Междустрочный интервал – полуторный (28 строк на странице). Шрифт основного текста – размер 14. Номера страниц проставляются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.
Контрольная работа регистрируется в ведомости учета движения контрольных работ и передается преподавателю - рецензенту. Максимальный срок проверки контрольной работы преподавателем-рецензентом семь дней. Результаты проверки отражаются в кафедральной ведомости учета движения контрольных работ отметками «зачтено»/«не зачтено». Если контрольная работа не зачтена, то она возвращается студенту для устранения замечаний. При получении незачтенной работы студент расписывается в ведомости учета движения контрольных работ по кафедре. После устранения недостатков контрольная работа повторно предоставляется для проверки на кафедру вместе с первым вариантом работы. Оформление зачетной ведомости осуществляется преподавателем-рецензентом в период сессии не позднее, чем за два дня до экзамена по дисциплине «Философия». Зачтенная контрольная работа студенту не возвращается и хранится 1 год на кафедре. 1.6 Критерии оценки контрольной работы Контрольная работа оценивается «зачтено»/«не зачтено». Оценка «зачтено»/«не зачтено» выставляется на титульном листе работы. При оценке контрольной работы могут быть применены следующие критерии. Оценка «зачтено» выставляется за контрольную работу, если в ней материал изложен грамотно и по существу, без существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применены теоретические положения при выполнении практических заданий, оформление соответствует требованиям, обозначенным данными методическими рекомендациями. Оценка «не зачтено» получает контрольная работа, в которой хотя бы по одному вопросу дан неверный ответ или допущены существенные ошибки при ответах на вопросы, оформление не соответствует предъявляемым требованиям. Если контрольная работа получила оценку «не зачтено», то на работу дается рецензия, в которой указываются причины такой оценки и рекомендации по устранению допущенных в контрольной работе ошибок. Контрольная работа, получившая оценку «не зачтено», возвращается студенту для устранения замечаний. После устранения недостатков контрольная работа повторно предоставляется на кафедру для проверки. Первоначальная работа сдается вместе с повторной для того, чтобы преподаватель мог проверить выполнение всех его замечаний. Также контрольная работа не может быть зачтена при наличии в ней хотя бы одного из нижеперечисленных недостатков:
При выявлении работ, выполненных несамостоятельно, преподаватель-рецензент может провести защиту студентами своих работ. По результатам защиты выносится решение либо о зачете контрольной работы, либо ее возврате с изменением варианта. 2 Варианты контрольных работ 2.1 Темы контрольных работ Тема 1 Предмет философии 1. Происхождение философии. 2. Структура и основные типы мировоззрения. 3. Является ли философия наукой? 4. Функции философии и её роль в жизни общества.
1. Онтология материализма. 2. Гносеология материализма. 3. Этика атеизма. Тема 3 Идеалистическое мировоззрение 1. Онтология идеализма. 2. Гносеология идеализма. 3. Идеалистические этические учения. Тема 4 Религиозное мировоззрение 1. Онтология религии. 2. Гносеология религии. 3. Религия о смысле жизни. Тема 5 Категория «материи» 1. Исторический характер понятий «материя» и «субстанция». 2. Ограниченность философского определения материи. 3. Проблема единства мира, ее решение в истории философии: плюрализм, дуализм, монизм. 4. Современная научная картина мира.
1. Соотношение сознательного и бессознательного, психического и физического, души и тела, материального и идеального, индивидуального и родового сознания в истории философии. 2. Гилозоизм Б. Спинозы. Возникновение психического. Роль труда и языка в формировании сознания человека. 3. Достоинства и недостатки рационального мышления. Причины отрыва от источника познания. Миф, утопия, идеология. 4. Активная, творческая, преобразующая роль сознания.
Тема 7 Теория познания 1. Проблема познаваемости мира, ее решение в истории философии. 2. Чувственное и рациональное познание, их единство и основные формы. Сенсуализм, эмпиризм, рационализм, иррационализм. 3. Истина. Проблема объективизации истины. Современные теории истины. Критерии истины.
1. Научное познание, уровни научного познания. 2. Методология научного познания. Понятие метода. Метод и методология. 3. Виды методов. Общенаучные методы как всеобщие философские методы. Тема 9 Общество как система 1.Периодизация общественно-исторического развития. Системный, цивилизационный, формационный, культурологический подходы к ее решению. 2. Понятие общественного бытия. 3. Общественное сознание, его уровни и формы. 4. Экономическая, социальная и политическая подсистемы общества.
1. Античный мир – колыбель западной цивилизации. 2. Эпоха Возрождения и становления культа человека. 3. Реформация как духовное основание западной потребительской цивилизации. 4. Реакция в России, исламском мире, третьем мире на историческую победу западной цивилизации.
1. Понятие природы. Единство природы и общества. Географический детерминизм. 2. Биосфера и ноосфера. 3. Глобальные проблемы современности: а) сохранение генофонда; б) сохранение невосполнимых ресурсов; в) проблема воды; г) проблема воздуха; д) озоновые дыры, парниковый эффект. 4. Приспособленность вирусов, бактерий, насекомых к воздействию окружающей среды. 5. Рецепты от надвигающейся экологической катастрофы.
1. Исторические типы этнических общностей людей. 2. Влияние природных факторов на становление и исторические судьбы этнических общностей. 3. Способ производства и этнос. 4. Учение Мальтуса и современность. Футурологические прогнозы.
1. Философская аксиома классического гуманизма. 2. Проблематика гуманизма в теории и практике марксизма. 3. Религиозный гуманизм. 4. Современные проблемы гуманизма.
1. Подходы к сущности человека в философии: антропологический, экзистенциальный, классовый, религиозный. 2. Понятия: человек, индивид, личность. 3. Духовная мотивация деятельности человека: долг, убеждения. 4. Функции чувства и разума в жизни человека. Вечный спор между сенсуалистами и рационалистами. 5. Противоречия между разумом и чувствами человека. Проблема совести. Тема 15 Свобода личности 1. Проблема свободы человека в истории философии. 2. Ответственность и свобода нравственного выбора между добром излом. 3. Свобода научного поиска и социальной ответственности ученых. 4. Свобода, права личности.
1. Смысл жизни – центральная проблема философии. Отношение к жизни, смерти и бессмертии в духовном опыте человечества. 2. Несовпадение понятий «значение жизни» и «смысл жизни». 3. Зависимость решения проблемы смысла жизни от онтологических аксиом философских направлений. 4. Проблема рока, судьбы в науке, литературе, философии, жизни.
1. Культура как мера развития человека. Единство и многообразие культур. Запад, Россия, Восток в диалоге культур. 2. Материальная и духовная культура. Детерминация культуры. 3. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Формационная и цивилизационная периодизация общества. Тема 18 Античная философия 1. Милетская школа. 2. Италийская школа. 3. Элейская школа. Тема 19 Классический период в греческой философии: Платон и Аристотель 1. Учение Платона об «идеях». Теория познания Платона. 2. Учение Платона об обществе и государстве. 3. Аристотель как первый систематизатор научного знания. Логика Аристотеля и его учение о методе. 4. Учение об обществе и государстве в философии Аристотеля.
1. Проблематика средневековой философии: Бог – природа – человек. 2. Схоластическая философия как одна из форм рационального мышления. 3. Номинализм и реализм о природе общих понятий. 4. Проблема веры и разума в философии Ф. Аквинского.
1. Гуманизм эпохи Возрождения. 2. Пантеизм эпохи Возрождения. 3. Социальные утопии эпохи Возрождения. Тема 22 Философия Нового Времени 1. Философия Ф. Бэкона. 2. Учение о субстанции и ее атрибутах в философии Р. Декарта. 3. Субъективный идеализм Д. Беркли и Д. Юма. Тема 23 Классическая немецкая философия 1. И. Кант. 2. И. Фихте и Ф. Шеллинга. 3. Г. Гегель. 4. Л. Фейербах.
1. Методология К. Маркса: гегелевская диалектика и ее марксистская интерпретация. 2. Философия истории марксизма. 3. Философские взгляды В. И. Ленина. Тема 25 Современная западная философия 1. Позитивизм и его исторические формы. 2. «Философия жизни» как оппозиция классическому рационализму (Ф. Ницше, А. Бергсон). 3. Экзистенциализм. 4. Философская герменевтика.
1. Проблема «Запада» и «Востока» в русском национальном самосознании. 2. Религиозно-философская концепция славянофилов об особом пути развития России. 3. Идея прогресса в философии западников: Радикальное и либеральное направления среди западников. 4. Идейная борьба славянофилов и западников в контексте истории XX века.
1. Принцип всеединства в философии В. С. Соловьева. 2. Этика В. С. Соловьева. 3. В. С. Соловьев о русской идее и жизненном смысле христианства. Тема 28 Философия Н. А. Бердяева 1. Экзистенциалистская интерпретация проблемы личности Н. А. Бердяевым. 2. Н. А. Бердяев о свободе. Учение об истории как испытании человеческой свободы. 3. Критика Н. А. Бердяевым марксизма и большевизма. Тема 29 Социальная философия русского консерватизма 1. Критика западноевропейских идей прогресса, демократии и либерализма. 2. Теория многообразия форм культурно-исторической жизни. 3. Россия как особый культурно-исторический тип, ее прошлое и будущее. 4. Возрождение консервативных идей в посткоммунистической России. Тема 30 Русская философия о человеке и его бытии 1. Антропоцентризм русской философской мысли. 2. Существование человека и проблема смысла жизни. 3. Тема любви в русской философии. 4. Русская философия и нравственных основах жизни и деятельности человека. 5. Значение русской философии для духовного возрождения человека. 2.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3.1 Основная литература 1. Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2008 - 588с 2. Философия: учебник для вузов / под редакцией В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Юристъ,. — 506 с 3. Философия: учебник для вузов / под редакцией П.В. Алексеева, A.В. Панина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, -. - 608с 4. Философия: учебник для вузов/ под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Гардарики,. - 828с 5. Философия: учебник для вузов/ под редакцией В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,. - 622с.
2. Канке А.В. Философия.Исторический и систематический курс: учебник для вузов / под редакцией В.А. Канке - Изд. 4-е перераб. И доп. - М.: «Логос»,. 344с. 3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / под редакцией А.Г. Спиркина - 2-е изд. М., 736с. 4. Ю.Кондрашов В.А. Новейший философский словарь / В.А. Кондратов и др.; под редакцией А.П. Ярещенко. – Ростов н/д.: Феникс., - Библиографический список
Форма 1.4.-07 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА» Кафедра социально – гуманитарных дисциплин КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Философия» Выполнил(а) студент(ка) заочной формы обучения направления (специальности) 080507.65 «Менеджмент организации» (код) (наименование) 1 курса МО - 11 (з) группы ___________/ Иванов А.А. (индекс) (подпись) (Ф.И.О.) Отметка ________________ Рецензент работы _____________ кафедры_____________ ___________ /_______________/ (должность) (наименование) (подпись) (Ф.И.О.) Оренбург 2010
Учебно-методическое издание Фатунова Юлия Павловна ФИЛОСОФИЯ Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Книга выходит в авторской редакции Подп. в печать Формат 60х84 1/16 . Бум. офсетная. Гарнитура «Times». Печать цифровая. Объем 00 уч. - изд. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00 . Отпечатано в типографии ГОУ ВПО «ОГИМ» 460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16 Тел./факс: (3532) 30-50-00, 30-60-00 Смотрите также: Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2010 ббк ф обсуждены на заседании кафедры «Социально гуманитарных дисциплин»
259.77kb.
1 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.
Контрольная работа по иностранному языку (английскому) для заочного отделения
39.82kb.
1 стр.
Контрольная работа по иностранному языку (английскому) для заочного отделения
52.99kb.
1 стр.
Контрольная работа по иностранному языку (английскому) для заочного отделения
41.13kb.
1 стр.
Методические рекомендации по выполнению практических работ Нижний Новгород 2011 ббк п-26
757.33kb.
10 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальностей: 1- 25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»
353.52kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы по специальности 2-26 02 03
658.84kb.
4 стр.
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов экономических специальностей
269.56kb.
1 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных и творческих исследовательских работ, тестовый материал для проведения контроля качества обучения, глоссарий, вопросы для подготовки к зачету, список рекомендованной литературы
2344.67kb.
11 стр.
Методические рекомендации заполнения предметных страниц журналов по предметам социально-гуманитарного цикла
65.86kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению, оформлению и защите 420.57kb.
3 стр.
|