Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4 ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Факультет ___ИСТОРИЧЕСКИЙ_____
дисциплины ЭТНОЛОГИЯ СТРАН ЕВРОПЫ Направление подготовки: 032000.62 Зарубежное регионоведение Профиль «Европейские исследования» Квалификация (степень): Бакалавр зарубежного регионоведения со знанием иностранного языка Составитель: кандидат исторических наук, доцент Ашихмин И.Л. 2012 год Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «Этнология стран Европы» Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования № _794 от 22. 12. 2009_ по направлению подготовки 032000.62 Зарубежное регионоведение Протокол № __11___ от __3 июля__2012 г. Зав. кафедрой______________________ Т.Н.Гелла (подпись) Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета университета ______________________________( для дисциплин блоков ГСЭ, ЕН) Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета исторического факультета (для дисциплин блока ОПД) Протокол №_____ от ______________2012 г. Председатель научно – методического совета _______________ (подпись)
Полноценное высшее образование невозможно без всеобъемлющей гуманитарной подготовки. Важное место в системе такого образования занимает этнология и социальная антропология. Данный курс призван раскрыть как главные и общие закономерности исторического развития народов мира, так и их наиболее важные этнические особенности. Исходя из принципов научности и историзма, программа учитывает, что основу знаний по этнологии и социальной антропологии должно составлять изучение фактического материала. Поэтому в ней большое место отводится вопросам этногенеза и этнической истории народов, их этническому сознанию и самосознанию, хозяйству, материальной и духовной культуре, особенностям быта, семейных и общественных отношений. Наконец, программа выделяет самые значительные частные проблемы и детали, позволяющие дать наиболее точную этническую характеристику отдельным народам и народностям. Особое внимание в программе уделяется народам России, характеристике которых посвящен отдельный раздел. Цель дисциплины “Этнология стран Европы” – познакомить студентов с понятийным аппаратом этнологической науки, ее главными исследовательскими методами, научными концепциями, наиболее авторитетными гипотезами, историей этнологической науки, а также дать студентам представление о современном этническом составе населения мира и основных этапах его становления, об особенностях традиционной культуры народов мира. Этот курс позволит будущим историкам получить необходимые для них знания по этнологии, понять ее связь с другими историческими дисциплинами. Задачами курса “Этнология стран Европы” являются: - изложить студентам основные этапы развития этнологии Западной Европы; – познакомить студентов с основными этнологическми источниками и методами исследований, дать характеристику теоретико-методологических и источниковедческих проблем этнологической науки, изучить типы и разновидности источников, ознакомить с основными приемами поиска, сбора, переработки и интерпретации информации. - ознакомить студентов с основными классификациями народов на примере западноевропейских этносов; - охарактеризовать современный этнический и расовый состав стран Западной Европы, этнодемографические процессы в регионе; – сформировать целостное представление об основных этапах становления этнографической науки и показать ее современный уровень развития в Европе, России и за рубежом. - сформировать у студентов научное представление об этногенезе и основных этапах этнической истории народов Западной Европы; - показать процесс сложения современной этнической карты Западной Европы, раскрыть роль и место народов региона в процессах изменения этнической и политической карты Европы; - познакомить студентов с материальной культурой народов Западной Европы, с их обычаями и традициями, национальными и календарными праздниками, особенностями семейно-брачных отношений, быта и свободного времяпрепровождения; – проанализировать роль этнического фактора в мировой истории, этнических процессов (интеграционных, ассимиляционных, центробежных и др.), межэтнических конфликтов и путей их возможного разрешения, основных тенденций этносоциального и этнодемографического развития в Европе и мире. – выработать у студентов умения интегрировать этнографическую информацию со знаниями по истории, географии, обществознанию, литературе, сопоставлять и сравнивать этнографические факты, выделять этнические особенности материальной и духовной культуры народов Европы, обосновывать собственную точку зрения на современные этнические процессы. – сформировать у студентов навыки владения научной терминологией, как этнологической, так и общеисторической, работы с географическими и историческими картами и атласами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками). - выработать у студентов навыки пользования понятийным и терминологическим аппаратом этнологической науки; дать информацию об основных дискуссионных проблемах этнологии Западной Европы; - углубленно изучить этнографию Великобритании, Франции и ФРГ; – воспитать у студентов чувства гражданской ответственности, патриотизма и гордости за свое Отечество, уважение к обычаям и традициям народов, проживающих в Европе и мире, а также сформировать толерантного отношения к представителям разных культур, рас и конфессий. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина “Этнология стран Европы” относится к вариативной части относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин ООП. Студенты начинают проходить ее во 2-ом семестре. Поэтому до изучения данной дисциплины учащиеся знакомятся с ней лишь частично в школьных курсах всеобщей истории, истории России, географии, а также курсе «История мировых цивилизаций» (11 класс). В результате освоения материалов по этим дисциплинам у студентов 1 курса должны быть сформированы компетенции в рамках школьного образовательного стандарта. Однако в 1-м семестре студенты получат знания и навыки, предусмотренные такими предметами, как «История России», «История международных отношений и внешней политики России», «История зарубежных стран», «Введение в регионоведение», «Культурно-религиозные традиции современного мира», «Россия и Европа в зеркале взаимного восприятия» и некоторые другие. Поэтому в результате освоения материалов по этим дисциплинам у студентов должны быть сформированы следующие компетенции: уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1); владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2); обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5). Требования к результатам освоения дисциплины: Студент по направлению подготовки : 032000 Зарубежное регионоведение, профиль – «Европейские исследования» по итогам изучения курса должен дополнительно к выше указанным компетенциям обладать следующими новыми компетенциями: владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы (ОК-4); осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6); владеть основами методологии научного исследования, различать творческий и репродуктивный компоненты научной деятельности (ОК-8) (начальные навыки); обладать базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве (ОК-12) (базовые навыки); уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13); творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем (ОК-15). составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1) (начальные навыки); владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации (ПК-7) (начальные навыки); описывать общественно-политические реалии стран(ы) региона специализации с учетом их/ее лингвострановедческой специфики (ПК-15) (начальные навыки). В результате изучения дисциплины студент должен:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (108 часов).
Содержание курса Программа курса «Этнология» включает 10 тем, список литературы и перечень примерных вопросов к экзаменам. Тема 1ВВЕДЕНИЕ В ЭТНОЛОГИЮ СТРАН ЕВРОПЫПроисхождение и семантика термина этнология. Объект этнологии. Проблема категории «этнос». Характерные черты этноса: устойчивость, внутреннее единство, этническое сознание и самосознание, язык, национальная материальная и духовная культура, национальный характер. Общность территории и природно-климатический факторы формирования и развития этноса. Этносы и этносоциальные организмы. Типы этносоциальных организмов: племя, народность, нация. Соотношение категорий «нация» и «народ». Нация как социально-исторический феномен. Сущностные признаки, необходимые и достаточные условия ее формирования. Структура этноса: этническое ядро, периферия и диаспора. Иерархия этнических общностей: этнографическая группа (субэтнос), этнос, мегаэтнос. Межэтническая общность. Причины многообразия форм этнических общностей. Этнические меньшинства, проблема их определения. Этнос и этничность. Примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы к пониманию этнической общности. Предмет и предметная область этнологии, основные критерии ее выделения. Главные этнические свойства ее объекта. Роль традиционно-бытовой культуры в определении предмета этнологии. Временные параметры предметной области этнологии. Предмет этнологии стран Европы. Проблема толкования понятий «Европа» и «Западная Европа» в этнологии, истории и географии. Место этнологии, этнографии, культурной антропологии и этносоциологии в системе гуманитарных наук и их взаимная корреляция. Сходство и отличие этнологии и гражданской истории. Связь этнологии с другими науками. Пограничные дисциплины. Этнология и ее субдисциплины. Связь этнологии с конкретно-социологическими исследованиями. Взаимодействие этнологии и демографии. Этнопсихология и этнолингвистика. Место этнологии Западной Европы в системе этнологических знаний и ее значение. Общие и частные задачи этнологии. Основные проблемы этнологии: этногенез, этническая история и этнические процессы. Функции этнологии: теоретико-познавательная, прогностическая, практико-преобразовательная, просветительская. Прикладные задачи этнологии Европы.
Тема 2ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ ЭТНОЛОГИИПонятие и классификация этнологических источников. Артефакты, мемораты и нарративы. Полевые наблюдения. Музейные собрания. Архивные материалы. Ведомственные источники. Использование в качестве источников материалов и выводов пограничных с этнологией наук (лингвистики, археологии, антропологии, истории, фольклористики и др.). Материалы этносоциологических и этнодемографических исследований как источник этнологии Европы. Переписи населения, выборочные обследования населения, текущий статистический учет. Этнографическое интервью, его виды. Общенаучные и специальные методы в этнографических исследованиях. Исторический, структурно-функциональный и системный методы. Сравнительно-исторический метод и метод типологического анализа. Метод моделирования. Методы поиска и сбора информации. Маршрутные и стационарные экспедиции. Включенное наблюдение и глубинное интервью. Анкетирование. Методы «фильтра», «снежного кома» и отбора по косвенным данным в этнологии и ее субдисциплинам. Методы переработки информации. Классификация, картографирование, типологизация. Построение графиков, таблиц, диаграмм, карт в этнологии. Статистические методы сбора и переработки информации. Контент-анализ. Проблема интерпретации полученных результатов в этнологии. Тема 3ИСТОРИЯ ЭТНОЛОГИИ ЕВРОПЫИстоки этнографической науки. Этнографические сведения в письменных памятниках античного мира. Сведения о народах Европы в сочинениях Геродота, Страбона, Тацита, Цезаря и других авторов древности. Этнографические знания в средневековой Европе. Византийские авторы Прокопий, Иордан, Маврикий, Константин. Этнографические сведения в русских летописях. Средневековые путешествия и расширение знаний о народах европейского континента. «Космографии» Ортелиуса и Г.Меркатора. Накопление этнографической информации в новое время. Европа и Великие географические открытия. Появление периодических изданий по этнографии. “Ethnographia Mundi” И.Зоммера. Первые попытки антропологической классификации народов Европы. Ф.Бернье. Зарождение сравнительно-исторического метода исследования. Этнологические проблемы в трудах Дж.Вико, Вольтера, И.Г.Гердера, Ж.Кондорсе, Ш.Монтескье, Р.Фергюссона. Накопление информации о народах Европы в России. «Статейные списки» послов. Путешествия в Западную Европу П.А.Толстого, Б.И.Куракина и др. «Образ» Европы в русской литературе XVIII века. М.В.Ломоносов. Новые сведения о народах Западной Европы в первой четверти XIX века: взгляд военных и моряков. Рост национального самосознания и появление в Европе научного интереса к культуре и быту своих народов. Возникновение родиноведения. Изучение фольклора европейских народов. Ш.Перро и братья В. и Я.Гримм. «Мифологическая школа». М.Мюллер. Становление этнологии как науки. Этнология в середине и второй половине XIX века. Первые попытки создания научной классификации народов, периодизации истории их культуры. Введение в науку терминов "этнография" и "этнология". Появление научных этнографических и антропологических обществ в Европе. Возникновение учебных центров по подготовке этнологов. Формирование понятийного аппарата. Общественно-политические и идейные корни развития этнологии в Европе. Создание эволюционной теории исторического развития природных явлений и возникновение эволюционистской школы в этнологии. А.Бастиан. И.Бахофен. Дж.Мак-Леннан. Дж.Фрезер. Ю.Липперт. Роль Э.Тэйлора в развитии этнографической науки. Начало изучения материальной и духовной культуры народов Европы. В.Х.Риль и его теория народоведения. Изучение этногенеза народов Европы. Л.Нидерле. Сильные и слабые стороны эволюционистской теории. Накопление обширного фактического материала и рост критического отношения к эволюционизму в конце XIX в. Влияние марксизма на развитие европейской этнологии. История и этнография Европы в трудах западников и славянофилов. Первые попытки популяризации этнографических знаний о Европе в России. «Жизнь европейских народов» Е.Н.Водовозовой. Европейская этнография в конце ХIХ - первой половине XX века. Начало нового этапа в развитии этнографической науки. Рост числа профессионально подготовленных этнографов. Роль этнографических музеев Европы. Расширение и углубление полевых исследований. Увеличение объема этнологической литературы. Популяризация этнографических знаний о народах Европы в России в начале XX века. Труды Э.К.Пименовой. Изучение семьи, брака и религиозных представлений древних европейцев. К.Старке. Э.Вестермарк. Дж.Фрэзер. Рост внимания европейских ученых к этнографии своего народа. Родиноведение (Volkskunde) в немецкоязычных странах. Х.Науманн и учение об «опущенном культурном достоянии». Разработка антропологической классификации народов Европы. У.Риплей. Ж.Деникер. Кризис эволюционизма и начало поиска новых путей в исследовании культуры. Антропогеография Ф.Ратцеля. Этнографическая концепция Видаль де ла Бланша. А.Деманжон. Диффузионизм. "Культурно-морфологическое" направление. Л.Фробениус. Кельнская школа "культурных кругов" Ф.Гребнера. Венская католическая культурно-историческая школа В.Шмидта. Английский диффузионизм. У.Риверс. Западноевропейская проблематика в диффузионизме. Этнография Европы в расистском направлении в этнологии. Научная несостоятельность расизма. Совершенствование методов этнографической работы. Французская "социологическая школа". Э.Дюркгейм. Л.Леви-Брюль. Возникновение этносоциологии. Р.Турнвальд. Роль З.Фрейда и фрейдистской школы в развитии европейской этнологии. Английский функционализм. А.Р.Рэдклифф-Браун и Б.Малиновский. Начало советского периода в российской этнологии. Новые цели и задачи исследований. Советская этнография Европы в первые послевоенные годы. Дискуссия о предмете и задачах этнографических исследований. Изменение приоритетов и расширение объектов этнографических исследований. Труды С.А.Токарева, Г.Е.Маркова, А.Б.Островского по истории этнологии Западной Европы. Современный этап в развитии этнологии. Повышение интереса к этнографии во второй половине XX века. Расширение объемов и направлений исследований и выпуска этнографической литературы. Деятельность этнографических музеев и других этнографических учреждений. Рост внимания к родиноведению (Folklore anthropology). Возрождение немецкого народоведения после разгрома фашизма. Критика «романтического народоведения». Г.Баузингер. Дискуссия о предмете и методах культурной антропологии и этнографии в современной западноевропейской науке. Место народов Западной Европы в структуре объекта исследования англоязычной культурной антропологии, этносоциологии и фольклористики. Вклад западноевропейской фольклористики в развитие этнографии Европы. Историографические работы П.Мерсье, В.Мюльмана, Т.Пеннимана, Р.Хейне-Гельдерна, А.Хэддона, и др. “Ethnologie generale”. «История фольклористики в Европе» Дж.Коккъяра. Современные западноевропейские школы. Релятивистское направление в американской социальной антропологии и его влияние на западноевропейскую культурную антропологию. М. Херсковиц. Возрождение эволюционизма. Неоэволюционизм. Дж. Стюарт и Дж.Мердок. Структурно-функциональное направление в британской социальной антропологии. Э.Эванс-Притчард. Манчестерская школа неофункционализма. М.Глюкман. Французский структурализм. К.Леви-Строс. Конструктивизм. Э.Геллнер. Неомарксизм. Современная родиноведческая этнография в ФРГ и Австрии. Основные темы исследований. Работа местных этнографических музеев и музеев на открытом воздухе. «Архив немецких народных песен». Д.Мейер. «Атлас немецкого народоведения». Г.Науманн и начало преодоления раскола в немецкой этнологии между Volkskunde и Völkerkunde. Проблема взаимовлияния городской и сельской культур. Теория «сниженной культуры» и ее критика. Концепция развития народной культуры в странах Европы А.Хаберландта. Современная скандинавская этнография. «Региональная этнология». С.Эриксон и развитие этнографии повседневности. Новейшая этнология Франции. Концепция «археоцивилизации» («традиционной цивилизации») А.Вараньяка. Современная советская и российская этнографическая наука. Основные направления исследований народов Европы. Состояние этнографической литературы. Основные проблемы и трудности. Создание советскими этнографами "портретной галереи человечества" (издания "Народы мира" и "Страны и народы"). Изучение календарных обычаев и обрядов народов зарубежной Европы. Труды С.А.Токарева, А.Б.Островского по истории этнологии Западной Европы. Этнография народов Западной Европы на страницах отечественных научных и научно-популярных изданий. Новейшие этносоциологические и этнодемографические исследования народов Западной Европы. Ослабление внимания европейских антропологов к западноевропейской тематике. Постмодернизм в европейской культурно-социальной антропологии. Развитие герменевтической антропологии. Научные и научно-популярные периодические этнографические издания в Западной Европе. “Ethnologia Europaea”. “Demos”. Международные этнологические организации. “Société Internationale des Ethnographes of Folkloristes (SIEF)”. Международные конгрессы антропологических и этнологических наук (МКАЭН) и работа его Постоянного комитета (г. Прага). Этнографические музеи и выставки в Европе. Музей Человека в Париже. Деятельность «Северного музея» и парка-музея Скансена в Швеции.
Тема 4КЛАССИФИКАЦИИ НАРОДОВ ЕВРОПЫ И МИРАНеобходимость научной классификации народов мира и Европы. Этнические признаки, лежащие в основе классификации народов. Географическая классификация. Область применения. Основные трудности классификации. Главные этапы и факторы формирования современной этнической карты Европы. Недостатки географической классификации народов Европы. Антропологическая классификация. Понятие «раса» в этнографии, культурной антропологии и социологии. Основные расовые признаки. Условность расовых границ. Отсутствие «чистых» рас. Закономерности расообразования. Возникновение больших рас. Малые, переходные (промежуточные) и смешанные расы. Антропологические типы, их неустойчивость и изменчивость. Несовпадение расовых и этнических ареалов. Роль антропологических данных в изучении этногенеза и этнической истории народов Западной Европы. Классификация народов на основе этногенетического родства. Морфологическая и популяционно-генетическая классификации народов Европы. Языковая классификация. Ее принципы, цели и область применения. Типологическая генеалогическая классификация языков. Образование крупных языковых семей. Основные языковые семьи и их ареалы. Изолированные языки в Западной Европе. Язык и этнос. Язык как этнический символ, этнический идентификатор и консолидирующий психологический фактор. Социальный статус языка. Государственные языки. Билингвизм. Характеристика языковых семей, распространенных на территории Западной Европы. Природная среда – необходимое условие и место возникновения и развития этноса. Этнографическая концепция хозяйственно-культурного районирования народов мира, ее основные принципы. Производственная деятельность и формирование региональных форм хозяйства и культуры. Хозяйственно-культурные типы (ХКТ). Влияние географической среды на ХКТ. Традиции природоиспользования. Виды хозяйственно-культурных типологий. Корреляция ХКТ с основными эпохами развития человечества и со способами производства. Стадиально-типологическая и историко-этнографическая классификации. Этнографический принцип классификации народов по особенностям быта и культуры. Проблема основных критериев для объединения этнических общностей разных типов (общее самосознание, язык, традиционный культурный и бытовой комплекс, социально-экономическое положение, антропологические особенности). Конфессиональная классификация народов Европы. Монотеистические и политеистические религии. Христианство и его основные конфессии: католицизм, православие, протестантизм, монофизитская и униатская церкви. Ислам и иудаизм в Европе. Протестантские и православные секты. Отголоски традиционных дохристианских верований и их распространение среди современных народов Европы. Второстепенные и вспомогательные классификационные приемы. Группировка народов по уровню развития социальных отношений, формам семьи, видам оружия и орудий труда, жилищ и поселений, костюма и т.д. Соотношение между антропологическим, языковым, историко-этнографическим и иными группировками человечества. Причины их несовпадения.
Тема 5ЭТНИЧЕСКИЙ И РАСОВЫЙ СОСТАВ СТРАН ЕВРОПЫТрудности определения этнического состава населения. Источники определения этнического состава населения. Типы вопросов, касающихся этнической принадлежности в переписях населения. Генетический и психологический подход определения национальности. Роль этнического самосознания в определении этничности. Язык как этнический маркер. Критерии объективности. Понятие «родной язык». Проблема корреляции родного языка и национальности. Вопрос о родном языке в переписях населения. Косвенные показатели этнической принадлежности: страна рождения, гражданство (подданство), конфессиональная и расовая принадлежность. Этнический состав населения стран Европы. Этнически однородные и полиэтничные государства. Политические и этнические границы. Титульные этносы и национальные меньшинства. Правовое положение национальных меньшинств. Причины и особенности изменения этнического состава населения стран Европы. Факторы изменения этнического состава населения: этнические процессы, миграции и демографические процессы. Типология этнических процессов. Этноэволюционные и этнотрансформационные процессы, процессы этнического объединения (фузия, консолидация, ассимиляция, конверсация, межэтническая интеграция, этногенетическая миксаци), процессы этнического разделения (парциация и сепарация) в истории народов Западной Европы. Миграции как фактор изменения этнического состава населения европейских стран. Понятие миграции населения. Постоянные, маятниковые и сезонные миграции. Классификации миграционных потоков. Типы пространственных перемещений. Роль внутренних и внешних миграций. Безвозвратная миграция. Зависимость этнического состава населения от временных и сезонных миграций. Влияние социально-экономических и политических факторов на этнический состав населения стран Европы. Расовый состав населения Европы. Таксономия большой европеоидной расы. Атланто-балтийская, альпийская, среднеевропейская, средиземноморская, динарская малые расы на территории Европы. Проблема их географического разграничения. Негроидная раса в Европе. Процессы межрасовой метисации. Группы мулатов. Проявление монголоидных черт у населения Европы. Определение расового состава населения стран. Основные методы. Трудности структурной характеристики расового состава стран Европы. Этнорасовые проблемы, пути их разрешения. Тема 6НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ ЕВРОПЫ. ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЕВРОПЕ.Закономерности размещения населения Европы. Районы с высокой и низкой плотностью населения. Групповая и рассеянная формы сельского расселения в Европе. Влияние природной среды, исторического, социально-экономического и демографического факторов на неравномерность размещения населения Западной Европы. Роль 200-километровой приморской полосы. Понятие демографического поведения народов. Общие закономерности и региональные особенности. Роль биологических, экономических и социальных факторов. Демографический переход (демографическая революция) и демографический взрыв. Демографический взрыв и демографический переход в странах Западной Европы. Причины демографического перехода у народов Западной Европы. Типы семьи и особенности демографического перехода. Стадии демографического перехода. Варианты демографического перехода: классический «английский», «французский» и другие. Воспроизводство населения как совокупность трех видов движения народонаселения: «естественного», пространственного и социального. Воспроизводство населения в Европе. Причины отличия коэффициента рождаемости у народов Европы. Влияние иммиграции на уровень рождаемости. Показатели смертности у народов Западной Европы. Младенческая смертность как индикатор качества жизни людей. Влияние миграционных процессов на народонаселение Западной Европы. Массовая эмиграция в истории Европы. «Утечка умов». Влияние иммиграционных потоков на этносоциальную структуру западноевропейских стран. Зависимость этносоциальной обстановки от внутрирегиональных и межгосударственных миграций. Экономические и политические факторы их развития. Численность населения Европы. Темпы прироста населения в странах Европы. Этнические и региональные особенности естественного прироста населения. Причины резкого снижения естественного прироста во второй половине ХХ в. Этнодемографические процессы в Европе. Влияние ассимиляционных процессов на этнодемографическую ситуацию в Западной Европе. Внутриэтническая консолидация европейских наций. Проблема межэтнической интеграции в странах Европы. Демографическая политика стран региона, ее цели и эффективность. Урбанизация, ее сущность, уровни и темпы в странах Европы. Европейские города, принципы их классификации. Пригородные зоны и города-спутники. Городские агломерации и их виды (конурбации и мегалополисы). Различия в функциональной нагрузке и социальной структуре «западного» и «восточного» типов городов. Факторы, влияющие на процессы урбанизации народов. Миграционные процессы и урбанизация. Особенности урбанизации народов Европы. Демографические процессы и изменение этнического состава и социальной структуры населения. Этнодемографический и социально-классовый состав населения современной Европы, влияние на него глобализации.
Тема 7НАРОДЫ ЕВРОПЫ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОРОбщая характеристика региона. Географическое положение. Роль океана и морей в жизни стран Западной Европы. Ландшафт и недра. Климат и климатические области региона. Внутренние воды, их значение в развитии европейской цивилизации. Почвы и растительность. Животный мир. Физико-географическое районирование Западной Европы. Этногенез и этническая история народов Европы. Первоначальное заселение человеком Европы. Проблема индоевропейской прародины. Индоевропейский этногенез. Проникновение древних финноугров в Северную Европу. Этнический состав населения в античную эпоху. Влияние городской греческой и римской цивилизаций на этническую картину Европы. Соотношение природно-климатического и антропогенного факторов. Кельтский период в этногенезе народов региона. Массовые миграции эпохи великого переселения народов в III - IX вв. нашей эры. Роль германских племен. Германский «след» в индоевропейских языках. «Эпоха викингов» в истории Европы. Норманнские завоевания. Начало формирования германских, романских и славянских народностей. Европейские народности эпохи феодализма. Славяне в Западной Европе. Арабы и турки в Европе. Политика насильственной ассимиляции славян. Развитие капитализма и формирование наций. Роль протестантизма. Фактор государственности и складывание этнонациональной карты Западной Европы. Региональные особенности консолидации народов Западной Европы в новое время. Формирование национального самосознания. Основные этапы этнополитического развития региона в новейшее время. Влияние мировых и локальных войн XX в. на политическую и этническую карту Европы. Современная этническая карта Западной Европы, ее мозаичность. Современные межэтнические отношения. Конфликтные ситуации, пути и способы их разрешения. Историко-этнографические области Европы. Конфессиональная структура стран Европы. Хозяйство. Зональные географические и этнические особенности хозяйственной деятельности народов Западной Европы. Основные хозяйственно-культурные типы в истории Европы. Доиндустриальные типы хозяйства. Становление земледельческого хозяйства, его региональные типы. Основные культуры. Орудия труда. Садоводство, виноградарство и овощеводство. Скотоводство, его виды. Этнические особенности скотоводства. Охота, рыболовство, пчеловодство. Ремесла народов Западной Европы. Обработка металлов, ткачество, гончарство, стеклоделие. Центры ремесла и торговли. Отрасли промыслового хозяйства. Современное промышленное развитие стран Европы и его влияние на этнические процессы. Ресурсообеспеченность региона. Энергетика. Машиностроение. Химическая промышленность. Наукоемкие отрасли промышленности. Пищевая промышленность. Международное географическое разделение труда в Европе. Региональная специализация. Основные промышленные районы. Роль ЕС. Сельское хозяйство, его этнические особенности. Земледелие. Основные культуры. Садоводство, виноградарство и овощеводство. Животноводство, его виды. Рыболовство, пчеловодство в странах региона. Хозяйственный цикл и его связь с природными условиями в различных районах Западной Европы. Внешнеторговые связи стран Западной Европы. Развитие индустрии туризма. Хозяйственная деятельность и особенности антропогенного ландшафта региона. Влияние хозяйственной деятельности и развития инфраструктуры на этнические процессы в регионе. Материальная культура. Сельские поселения, их многообразие. Основные типы поселений (многодворные, малодворные и однодворные; кучевые, круговые, звездчатые, рядовые, уличные, рассеянные, "веретенообразные" и др.). Внутренняя структура поселений. Сельские жилища. Многообразие их форм и типов. Региональные и этнические особенности строительной техники, материала и конструкций сооружений, внутренней планировки, интерьера и декоративных украшений. Двор и хозяйственные постройки. Альпийский, дунайский, средиземноморский, корте, галисийский другие типы построек. Современные типы жилища. Европейский город, изменение его облика в новейшее время. Городская архитектура, ее региональные особенности. Роль металла, железобетона и стекла. Современные городские жилые дома. Промышленные и "спальные" районы. Специфика прибалтийского и средиземноморского города. Сельская и городская пища, ее региональные и этнические особенности. Распространение национальной кухни в городской среде. Традиционные напитки. Утварь. Одежда. Традиционные комплексы крестьянской одежды и городского костюма. Сословная, имущественная и региональная дифференциация. Обувь и головные уборы. Украшения, вышивка. Современный сельский и городской костюм. Исчезновение традиционных элементов. Массовая мода и национальный стиль. Семья, семейный быт и обряды. Типы традиционной семьи. Ее структура и функции. Отношения родства и свойства. Сложная и малая, нуклеарная семья в истории народов Западной Европы. Роль религии в семейно-брачных отношениях. Особенности семейно-родственных отношений у народов Западной Европы. Положение женщины. Проблема демократизации и гуманизации семейных отношений. Семейные обряды (свадебные, родильные, похоронные). Особенности имя наречения у народов Западной Европы. Календарные праздники, обычаи и обряды. Праздники христианского календаря и их своеобразие у разных народов. Рождество. Гражданские праздники. Новый год. Трансформация семейной и календарной обрядности в настоящее время. Досуг и развлечения европейских народов. Открытость быта и времяпрепровождения романских народов. Национальные массовые зрелища и развлечения (коррида, коровьи бега, карнавалы, др.). Этнические особенности развития спорта в Западной Европе. Народные зрелища и театр. Духовная культура народов Западной Европы. Основные конфессии. Отголоски дохристианских верований. Устное народное творчество. Сказки, былины, думы, лирические песни. Героический эпос и исторические песни. Народная музыка и танцы. Музыкальные инструменты. Народное прикладное искусство. Керамика. Текстильные изделия. Вышивка. Деревянные изделия. Ювелирные украшения.
Тема 8НАРОДЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИИсторико-этнографические области Великобритании. Особенности географического положения. Климат, ландшафт, растительный и животный мир. Влияние географического фактора на этнические процессы в прошлом и настоящем. Этногенез народов Великобритании. Древнейшее население о. Великобритания. Иберы. Пикты. Кельтский период истории Великобритании. Белги. Бритты. Гэлы. Скотты. Романизация Британии. Кельтское Возрождение. Значение христианизации населения. Великое переселение народов. Нашествие на Британские острова западногерманских племен англов, саксов, ютов и фризов. Ассимиляционные процессы. Набеги скандинавов. Даны. Норманнское завоевание Англии. Политические факторы формирования английской народности. Роль французского языка. Становление шотландской этнической общности. Значение пресвитерианства. Этногенез валлийцев. Роль кимвров и бриттов. Норманнский фактор. Англосаксонский субстрат. Этнические процессы в Великобритании в эпоху абсолютизма и генезиса капитализма. Роль миграций в формировании английской нации. Колониальная политика и этнические процессы в метрополии. Современные этнические процессы в Великобритании. Ольстерская проблема. Англия и англоязычные народы. Этнодемографический состав населения Великобритании. Англичане. Шотландцы. Этнографические группы шотландцев: гэлы (хайлэндеры) и лоулэндеры. Уэльсцы (валлийцы). Шотландо- и англо- ирландцы. Ольстерцы. Мэнцы. Региональные особенности и диалекты английского языка. Проблема шотландского диалекта. Распространение гаэльского и валлийского языков. Хозяйство народов Великобритании и этнические особенности современной экономики страны. Традиционные отрасли промышленности: ткачество, пивоварение, судостроение и др. Пригородное хозяйство. Этнические особенности животноводства и земледелия на Британских островах. Поселения Англии. Особенности городского ландшафта. Конурбации. Большой Лондон. «Черная Англия». Облик провинциального города. Рабочие поселки. Особенности рабочих кварталов. «Террасные» дома Уэльса. Основные типы сельских поселений (уличные, кучевые, звездчатые, хутора-фермы и др.). Городские жилища, их планировка (горизонтальный и вертикальный типы). Строительный материал. Интерьер. Традиционная шотландская мебель. Особенности сельского жилища. Хозяйственные постройки. Этнические и региональные особенности усадеб Великобритании. Длинный дом. Саксонский дом. Североирландский сельский дом. Особенности современной архитектуры. Пища народов Великобритании. Традиционная английская кухня. Мясные блюда. Пудинги. Напитки. Чай. Эль и портер. Распорядок питания. Особенности этикета. Утварь и современная посуда. Шотландская кухня. Порридж. Хаггис. Виски. Ирландская кухня. Блюда из картофеля. Традиционная и современная одежда народов Великобритании. «Английский стиль». Профессиональные различия в одежде. Народный костюм в Шотландии и Уэльсе. Традиционные ткани. Семейно-брачные отношения. «Английский тип» родства. Положение женщины в прошлом и настоящем. Феминистское движение. Воспитание детей. «Старшее поколение» в английской семье. Семейные обряды и традиции. Свадьба. Похоронные обряды. Особенности домашнего быта. Семейная замкнутость. Роль домашних животных в жизни англичан. Семейный уклад кельтских народов Великобритании. Роль женщины в семье. Брачный возраст. Особенности брачного законодательства. Браки по контракту. Клановый строй. Свадебные ритуалы в Шотландии. Имянаречение. Похоронные обряды у валлийцев. Особенности национального характера народов Великобритании. «Типично английские» черты: «непроницаемость», умеренность, приверженность традициям. «Английское» чувство юмора и «английский» юмор. Национальные и календарные праздники. Рождество и Новый год в Англии и Уэльсе. День «Гая Фокса». Масленица. Пасха. «Бэнк холидэй». Гэльские праздники. День св. Михаила. День св. Андрея в Шотландии. Праздник Лугнаса. Праздники Северной Ирландии. Самхейн. Языческие корни народных праздников. Досуг и отдых у народов Великобритании. Традиции «уик-энда». Клубы и «паблик хаусы» (пабы). Садоводство. Разведение цветов. Хоровое пение у уэльсцев. Фольклорные фестивали – эйстеддфоды. Гэльские сборы – кельтские фестивали в Шотландии. Кёрлинг. Сельскохозяйственные ярмарки как форма время провождения в сельской местности. Игры и развлечения. Бильярд. Дартс. Бега. Цирк. Активный отдых и спорт в жизни Англичан. Футбол. Теннис. Поло. Крикет. Гольф. Охота. Религии народов Великобритании. Кальвинизм, пресвитерианство, англиканская церковь, католицизм на Британских островах. Методисты и баптисты Англии и Уэльса. Влияние конфессионального фактора на семью у народов Великобритании. Художественные ремесла и памятники народного творчества. Фольклор. «Кельтский пласт». Цикл сказаний о рыцарях короля Артура. Баллады о Робин Гуде. Шахтерские песни. Волшебные и бытовые сказки. Легенды. Ирландские саги. Народная музыка и народные музыкальные инструменты. Арфа. Волынка. Народные танцы. Рил. Флинг. Джига.
Тема 9НАРОДЫ ФРАНЦИИОсобенности природных условий Франции, их воздействие на этногенез и этнические процессы народов Франции. Роль Средиземного моря и Атлантического океана. Этногенез народов Франции. Племена культур шнуровой керамики и полей погребальных урн. Лигуры. Иберийские племена. Аквитаны и васконы. Проблема этногенеза басков. Греки и фокейцы на территории Франции. Этногенез кельтов. Галлы: арверны, эдуи, секваны и др. Белги. Роль оппидумов. Миграции кельтских племен. Влияние политики Рима на этногенетические процессы в западных провинциях империи. Романизация Галлии. Образование галлороманской народности. Германцы на территории Франции. Свевы, харуры и эудузии в Галлии. Нашествие вестготов и бургундов. Аллеманы. Явление франков, их этнический состав. Начало этногенеза эльзасцев. Христианизация населения державы Меровингов. Нашествие гуннов и изменение этнического состава Западной Европы. Миграция бриттов на полуостров Бретань. Начало этногенеза бретонцев. Этнические процессы в эпоху каролингов. Ассимиляция германцев. Роль германского и романского языков. Формирование северофранцузской и южнофранцузской (провансальской) народностей. Завоевание норманнами земель на северо-западе Франции и их ассимиляция. Обособление южных провинций. Роль провансальского языка и экономических связей со средиземноморьем. Арабское и итальянское влияние на Корсике. Становление французской народности. Этнические процессы в новое время. Экономический, социально-политический, конфессиональный и языковой факторы формирования французской нации, эльзасцев, лотарингцев. Роль баскского духовенства в формировании национального самосознания. Колониальная политика Франции и этнические процессы в метрополии. Этнодемографические последствия мировых войн для Франции. Отношение французов к этническим меньшинствам. Современные этнические процессы во Франции. Проблема Эльзаса и Лотарингии. Языки народов Франции. Происхождение французского языка. Роль готского языка и латыни. Диалекты французского языка: франсийский, нормандский, пикардский, анжуйский, галло и др. Бретонский, окситанский (провансальский), эускарийский, (баскский), каталанский, фламандский языки на территории Франции. Диалекты немецкого (эльзасский) и итальянского (чизмонтанский и ольтермонтанский) языков. Этнодемографичекский состав населения Франции. Эльзасцы, бретонцы, корсиканцы, каталонцы, фламандцы, итальянцы, баски, валлоны во Франции. Иммиграция и эмиграция в истории Франции. Этносоциальные особенности современной Франции. Качество жизни отдельных социальных групп. Уровень рождаемости и смертности у народов Франции. Особенности антропологического состава населения Франции. Южная ветвь большой европеоидной расы. Средиземноморская малая раса. Альпийская малая раса. Разнообразие морфологических особенностей населения Франции. Хозяйство. Этнический фактор в развитии французской промышленности. Текстильная и швейная промышленность. Пищевая и парфюмерная индустрии. Рыболовство бретонцев. Особенности сельского хозяйства у народов Франции. Региональные особенности животноводства. Пастбищное скотоводство и свиноводство басков. Рыбный промысел и коневодство в Бретани. Регионально-исторические особенности овощеводства и садоводства во Франции. Виноградарство. Домашнее виноделие и сыроделие. Цветоводство. Поселения и жилища. Французский город. «Старые» города и их облик. Особенности планировки провинциальных городов. Многообразие сельских поселений. Многодворные о однодворные поселения. Типы многодворных поселений. «Амо». Поселки-«спальни». Особенности планировки. Уличные и рядовые деревни. Бурги Бретани. «Бокаж» Бастиды. Городские жилища. Средиземноморский дом во Франции. Региональные и этнические особенности сельских усадеб. Ограды. Строительный материал и строительная техника сельского жилища, их кровля. Планировка и интерьер. Дом-блок и дом-двор. Этнорегиональные особенности жилища. Северофранцузский (кельтский, гальский) дом. Альпийский дом. Лотарингский и саксонский дом. Их хозяйственные постройки. Винные погреба и хранилища. Баскский дом (касерио). Голубятни и сушильни. Бретонское жилище. Особенности бретонской мебели. Франконский дом эльзасцев. Пища. Французская национальная кухня. Молочные и мясные продукты и блюда. Супы и жульены. Омлеты. Соусы. Напитки. Дессерт. Национальные деликатесы. Режим питания. Региональная крестьянская кухня. Пища эльзасцев. Особенности бретонской кухни. Блюда из овса и гречки. Баскская кухня. Одежда. Современная и традиционная одежда французов. Головные уборы и обувь. Украшения. Региональные особенности народного костюма. Цветовая гамма. Нюансы одежды этнических групп Франции. Национальная одежда басков, фламандцев, каталонцев. Элементы традиционной одежды у басков. Берет и альпаргаты. Одежда бретонцев. Сабо. Семья у народов Франции. Состав семьи. Явление многодетности. Семья и институт наследования. Семейный уклад и брачные отношения. Брачный возраст. Свадьба. Свадебный контракт. Семейные обычаи. Добрачное сожительство и внебрачные связи, отношение к ним общества. Положение женщины во французской семье. Отношение к старшему поколению. Этносоциальные особенности семьи во Франции. Корсиканские семейные традиции. Свадебные и похоронные обряды. Нормы обычного права. Вендетта. Особенности эльзасского домашнего быта. Дети во французской семье. Крещение. Имянаречение. Особенности воспитания. Иронические замечания. Праздник первого причастия. Праздники во Франции. Календарные праздники французов. Рождество и рождественский цикл праздников. Новый год. Сен-Жан. День св. Мартина. День всех святых. Карнавал. Провинциальные календарные праздники. «Отпущения» (Pardons) в Бретани. Профессиональные праздники. Праздники виноделов. Праздник Божоле Нуво. Праздники урожая. Досуг и развлечения. Кафе и кабаре в жизни французов. Клубы и кружки. Роль школьных учителей в организации досуга населения. Игра в шары (були). Кегли. Пелота. «Битвы цветов». Коровьи бега и бои быков. Овощные и фруктовые «битвы». Спорт в жизни французов. Футбол и регби. Велосипед. Скачки. Тотализатор. Туризм. Рыбная ловля. Разведение цветов. Народный любительский театр. Пасторали басков. Фестивали. «Большой праздник Корнуайя» в Бретани. Маскарады каталонцев в Восточных Пиренеях. Фольклор. Песни трубадуров и труверов. Героический эпос. «Песнь о Роланде». Народные баллады. Фаблио. Сказки. Феномен галльского духа. Музыка. Шансон и народные песни. Корсиканские вочери. Традиционные музыкальные инструменты народов Франции. Волынка, гобой, эльсабор, аккордеон. Народные танцы. Деятельность фольклорных групп и федераций. Художественные ремесла и народное декоративно-прикладное искусство. Ясли и сантоны. Промыслы. Франш-конте. Резьба по дереву и обработка камня у бретонцев. Керамика. Плетение из лозы. Религии народов Франции. Католики, лютеране и кальвинисты. Ислам во Франции. Пережитки дохристианских верований. Особенности национального характера народов Франции. Тема 10НАРОДЫ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИПрирода и ландшафт Германии. Их влияние на этнические процессы. Этногенез. Древнейшие люди на территории Германии. Освоение территории ФРГ индоевропейцами. Сложение прагерманского этнического и языкового субстрата. Ястрофетская культура. Плиний и Тацит о строе германских племен. Кельты. Германские и кельто-германские союзы племен. Реты. Миграционные процессы на территории ФРГ в эпоху великого переселения народов. Даны. Фризы. Расширение этнической территории Германии. Романизация южных и юго-западных районов Германии. Роль германских племен в великом переселении народов. Франки. Аллеманы. Западнославянские народы на территории ФРГ. Ободриты, лютичи, гаволяне. Полабские славяне (лужичане, мильчане, гломачи). Особенности формирования немецкой нации в эпоху феодализма. Расширение немецкой этнической территории на восток. Насильственная ассимиляция славян. Возникновение немецких народностей – баварцев, саксонцев, швабов и др. Роль единого письменного языка в процессе этногенеза немцев. Сокращение этнической территории западных славян. Влияние реформации на этногенез лужичан. Этнические процессы на территории ФРГ в новое время. Консолидация лужецких сербов. Объединение Германии и завершение процесса образования немецкой нации. Влияние мировых войн на миграционные и этнические процессы в Германии. Современные этнические процессы в ФРГ. Этнодемографическая характеристика народов ФРГ. Особенности половозрастного состава и движения населения ФРГ. Влияние мировых войн. Этнографические группы немцев. Лужичане. Датчане Шлезвиг-Гольштейна. Фризы Нижней Саксонии. Диаспоры южно-европейских народов на территории ФРГ. Цыгане. «Дневное» население в приграничных районах. Немецкие диаспоры за границей. Языки народов ФРГ, их происхождение. Диалекты немецкого языка. Хохдойч. Платтдейч. Баварский и саксонский (мейсенский) диалекты. Верхнелужецкий и нижнелужецкий языки. Фризский язык и его диалекты. Этимология этнонимов народов ФРГ. Антропологический состав населения Германии. Атлантобалтийская, центральноевропейская и индосредиземноморская малые расы. Монголоидный субстрат у немцев. Основные расовые типы и локальные варианты немцев. Хозяйство. Промышленность. Ремесла и мелкая промышленность в современной Германии. Сельское хозяйство. Земледелие. Основные сельскохозяйственные культуры. Традиционные сельскохозяйственные орудия. Животноводство. Виноградарство и виноделие. Огородничство, садоводство и луговодство лужичан. Поселения. Городские агломерации (Рейнско-Рурская, Рейнско-Майнская и др.). Субурбанизация. Мегалополисы. Городской ландшафт. Планировка немецкого провинциального города. Городские рабочие кварталы. Хутора. Рассеянные, круговые и кучевые деревни. Вейлеры. Рядовые и уличные сельские поселения. Фризские деревни. Лужицкие веретенообразные деревни. Поселения Шпреевальда (Blota). Жилище. Городской дом. Внешнее убранство домов. Сельские усадьбы. Планировка. Строительный материал и строительная техника. Фахверк. Срубная техника славянских поселений. Северонемецкое жилище – старосаксонский дом. Диле. Особенности планировки и интерьера. Фризский дом. Одежда. Немецкий мужской и женский народный костюм. Головные уборы и обувь. Конфессиональные особенности костюма. Народные костюмы этнических групп немцев. «Профессиональные» костюмы немцев. Следы фризского национального костюма в одежде жителей приморских районов. Локальные комплексы лужицкого костюма. Швейцарское шитье. Особенности современного костюма датчан ФРГ. Пища. Мясные и рыбные блюда. Картофель в жизни немцев. Каши. Мучные продукты. Напитки. Пиво. Сидр. Рацион и распорядок питания. Региональные особенности немецкой пищи. Традиционная фризская пища. Особенности датской кухни. Смёрребрёд. Рыбная кухня. Семья и семейно-брачные отношения. Система родства. Влияние католической церкви на малую двухпоколенную семью. Роль женщины в обществе: «ККК». Изменение положения женщины в настоящее время. Брачный возраст. Свадьба и свадебные обряды. “Zweikindersystem”. Этнически смешанные семьи. Родильные и погребальные обряды. Дети в немецкой семье. Отношение к внебрачным детям. Обычаи, связанные с рождением детей и совершеннолетием. Конфирмация. Первое причастие. Семья и семейные обычаи у лужичан. Имянаречение у лужицких сербов. Национальные и календарные праздники. День Германского Единства. Николин день. Рождество и Новый год. Масленица. Карнавал в Кёльне. Пасха. 1 мая. Кирмесы. Календарные праздники лужичан. День св. Люции. Сочельник. Праздник «убиения петуха». Скадованки. Датские календарные праздники на территории ФРГ. День св. Кнюда. Праздники профессиональных групп. Досуг и развлечения. Телевидение в жизни немцев. Отношение немцев к физической культуре и спорту. Массовые виды спорта. Футбол, гимнастика, теннис и др. Ярмарки и фестивали. Праздники пива. Лотереи. Клубы. Немецкий национальный характер. Немецкий Дух (Geist). Религия. Католики и старокатолики. Кальвинизм фризов. Распространение лютеранства в восточных районах ФРГ. Баптисты, адвентисты, менониты в Германии. Этнические особенности распространения основных религий. Театр. Религиозные мистерии. Фольклор. Эпические сказания древних германцев. Песнь о Нибелунгах. «Песнь о Гудруне». Шванки. Саги. Народные сказки и баллады. Народные песни и танцы. Народные музыкальные инструменты. Прикладное искусство: обработка дерева, вышивка, гончарство, плетение. Фризские женские украшения. Лужицкая керамика и кружева. Современный кружевной промысел датчан.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРАУчебники Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М., 2004 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999 Барнард А. Социальная антропология. Исследуя социальную жизнь людей. М., 2009. Белик А.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2009. Бочкарев А.И. Фундаментальные основы этногенеза. М., 2008. Губин А. И. Традиции и обычаи народов мира. М., 2008 Гумилев Л.Н. Струна истории. Лекции по этнологии. М., 2008 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология. М., 2008. Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии. Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2006 Константинова С.С. Этнология. М., 2005 Крадин Н.Н. Политическая антропология. М., 2012. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997 Лурье С.В. Психологическая антропология URL: http://svlourie.narod.ru/index.htm Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М., 2009. Миськова Е.В., Мехедов Н.Л., Пименов В.В. Этнология. М., 2006 Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 2011. Никишенков А. История британской социальной антропологии. М., 2008. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие для вузов. М., 2009 Основы этнологии: Учебное пособие. М., 2007. Пименов В. Основы этнологии. М., 2007. Поляничкина Г.А. Этнография. М., 2007 Преображенский П.Ф. Курс этнологии. Учебное пособие. Изд. 4-е, стереотипное. М., 2007 Садохин А.П. Этнология. М., 2012 Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2011 Севастьянов А.Н. Этнос и нация. М., 2008 Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2007. Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. М., 2012. Тишков В.А. Наука и жизнь. Разговоры с этнографами. М., 2008. Харузина В.Н. Этнография: Лекции. СПб., 2007 Хасанова Р.С. Антропология. М., 2012. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. Учебное пособие. М., 1998 Этнология / под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. М., 1994. Этнология: Учеб. пособие для студентов вузов, колледжей и лицеев. М., 2005.
Бароха Х.К. Баски. М., 2004 Барт И. Русским о венграх: Культурологический словарь. М., 2005 Биркхан Г. Кельты. История и культура. М., 2007 Большаков В. Эти поразительные французы. М., 2007 Большая энциклопедия народов. М., 2007 Бондаренко Г. Повседневная жизнь древних кельтов. М., 2006 Босрок М.М. Азия. Путеводитель по обычаям и этикету. М., 2007 Босрок М.М. Европа. Путеводитель по обычаям и этикету. М., 2007 Брайсон Б. Путешествия по Европе. М., 2005 Бутаев О. Открой для себя Германию. М., 2007 Великобритания. Страна раскрывает тайны. М., 2007 Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. М., 2007 Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. Дуглас М. Чистота и опасность. М., 2000. Зырянов А.В. Великобритания: взгляд из России. Екатеринбург, 2006 Квеннел Ч. История повседневной жизни Англии. 1066 – 1499. М., 2006 Кожановский А.Н. Быть испанцем... Традиция, Самосознание, Историческая память. М., 2006 Козлов А.И. Пища людей. М., 2005 Константинова С.С. Этнология. М., 2005 Костюкович Е. Еда. Итальянское счастье. Предисловие Умберто Эко. М., 2006 Леви-Стросс К. Мифологики: происхождение застольных обычаев. М., 2006 Летурно Ш. Социология по данным этнографии. М., 2007 Мак-Кензи А. Кельтская Шотландия. М., 2006 Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). М., 2006 Меняющаяся Европа: Проблемы этнокультурного взаимодействия. М., 2006. Минц Л. Котелок дядюшки Ляо, или Занимательная этнография. М., 2009 Моруа А. Голландия. М., 2006 Моул Дж. Особенности национальной психологии народов новой Европы. М., 2006 Народы и религии мира. М., 1998. Народы России: Энциклопедия. М.,1994. Народы мира. Энциклопедия. М., 2007 Нации и этносы в современном мире: словарь-справочник. М., 2007 Норбури П. Великобритания. М., 2006 Павловская А.В. Англия и англичане. М., 2004 Павловская А.В. Как иметь дело с англичанами. Несентиментальное путешествие. М., 2006 Перельман А. Жизнь по-немецки. М., 2004 Севастьянов А.Н. Раса и этнос. М., 2007 Семья, гендер, культура. М., 1997 Сервье Ж. Этнология. М., 2004 Спенс Л. Тайны древних бриттов. М., 2007 Тарас А.Е. Современная этнопсихология. М., 2007 Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2003. 543 с. Тишков В.А. Устойчивость и подвижность этнокультурных границ. М., 2008. 230 с. Толерантность в межкультурном диалоге . М., 2005. Томалин Б. Франция. М., 2006 Тюленев С.В. Англия и англичане. М., 2005 Феррера М. Народы мира. М.: АСТ, 2007 Филиппова М.М. Английский национальный характер. М., 2007 Харузина В.Н. Этнография: Лекции. СПб., 2007 Шикина Л.Б. Люди и народы: Справочник школьника. М., 2006 Щеглова О. Нации и народы мира. Детская энциклопедия. М., 2007 Этнография. М., 1982 ТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОЛОГИЯ СТРАН ЕВРОПЫ»
Смотрите также: Программа дисциплины этнология стран европы направление подготовки: 032000. 62 Зарубежное регионоведение
861.29kb.
4 стр.
Учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» для направления подготовки 032000 «Зарубежное регионоведение»
84.71kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины экономика китая направление 032000 «Зарубежное регионоведение» Профиль подготовки
116.28kb.
1 стр.
Программа по истории международных отношений в новое и новейшее время вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 032000. 68 Зарубежное регионоведение
360.17kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания по направлению 032000. 68. Зарубежное регионоведение
199.49kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «этнология стран америки и океании» Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование
246.02kb.
1 стр.
Программа дисциплины этнология и социальная антропология направление подготовки: 030600. 62 История
1080.08kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа для студентов направления 032000 «Зарубежное регионоведение»
1002.9kb.
8 стр.
Программа дисциплины этнология и социальная антропология направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование
1080.17kb.
5 стр.
Рабочая программа специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения
167.48kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания по дисциплине
429.6kb.
2 стр.
Рабочая программа дисциплины история государства и права зарубежных стран Направление подготовки 030900 Профиль подготовки 284.81kb.
1 стр.
|