Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6

Раздел 3. Стоимость услуг и организация бизнеса


Основные доходы агентов складываются от комиссии за проведение операций, небольшим источником доходов также может быть реклама, установленная на терминалах.


Средняя стоимость предоставления финансовых услуг для потребителей через агентов достаточно высока и составляет 2,4% от суммы платежа. Однако нужно отметить, что за последний год размер комиссии сократился почти в 1,5 раза с 3,9%, и теперь уже заметно меньше, чем стоимость платежа через Сбербанк России, составляющая 3% от суммы платежа.
Сокращение средней комиссии за услуги агентов (по сравнению с исследованием 2011 года) было обусловлено как снижением доли наиболее «дорогих» услуг – оплаты мобильной связи, так и собственно снижением комиссий со стороны отдельных агентов. Эта положительная тенденция говорит об упорядочивании тарифов на рынке и их выравнивании.
Относительно высокий средний размер комиссии агентов обусловлен высоким вознаграждением агентов за оплату услуг связи - в среднем 4,8%, в виду низкой средней суммы платежа за данные услуги. Маловероятно, что для клиентов повышенная комиссия за оплату услуг связи играет роль при выборе способа оплаты, ведь при средней сумме платежа за услуги связи в размере 113 руб. в абсолютном значении размер комиссии составляет всего 5,4 руб. Тем более, что агенты не могут снизить размер комиссии за платежи в пользу мобильных операторов, так как они являются их основным источником дохода, а стоимость обслуживания маленькой в стоимостном выражении трансакции высока.
Таким образом, большое количество платежей за услуги связи приводит к увеличению средней суммы комиссии, хотя по многим другим услугам комиссия в разы меньше. На Диаграмме 11 обозначен средний размер комиссии по разным видам финансовых услуг, предоставляемых агентами.

Диаграмма 11. Средний размер комиссии, взимаемой агентами по разным видам платежей (в процентах от суммы платежа)

Изменение ценовой политики агентов может происходить при изменении структуры используемых услуг. Эксперты, впрочем, указывают, что увеличение объема платежей за счет увеличения количества относительно крупных платежей может привести к нехватке у агентов оборотных средств для обслуживания денежного потока. Таким образом, вполне вероятно, что в ближайшем будущем агентам будет требоваться серьезное кредитование на увеличение оборотных средств для продолжения бизнеса.


Для увеличения доходов агентам до недавнего времени было достаточно наращивать сеть платежных устройств, однако, как показывает исследование, период экстенсивного развития, возможно, остался позади. Больше внимания сегодня приходится уделять управлению дислокацией, перемещая терминалы в более перспективные места, бороться за лояльность клиентов (например, развивая личные кабинеты как QIWI-Кошелек, с тем, чтобы клиент для проведения операций использовал терминалы конкретного агента).
Исследование показало, что средний доход на 1 точку обслуживания составил в 2011 году чуть более 3 тыс. рублей, снизившись по сравнению с 2010 годом на 38%, что можно объяснить, прежде всего, снижением среднего размера комиссий. Можно предположить, что агенты вынуждены идти на такой шаг, чтобы удержать клиента в то время как объем трансакций клиентов (и, вероятно, число клиентов) за последний год не увеличивался.

Таблица 5. Анализ средних доходов агента на точку обслуживания.





Средний оборот на точку обслуживания

(месяц, руб.)

Средний размер комиссии по операции (месяц, руб.)

Средний доход агента от функционирования точки обслуживания

(месяц, руб.)

2011

130 161

3,9

5 037

2012

129 001

2,4

3 096

Однако ценовые решения затрагивают вторую составляющую часть бизнеса агентов – это расходы, управление которыми позволяет делать бизнес более эффективным. Ключевой фактор, влияющий на издержки агентов сегодня – это стоимость устройств, далее следуют стоимость аренды для установки устройства, стоимость обслуживания устройства, реклама и маркетинг и прочие статьи затрат.


Снижение стоимости оборудования, как основной стати затрат в существующих бизнес-моделях, в прошедшем периоде было в пользу агентов. Так, стоимость самых дешевых офисных терминалов опустилась до 45 тыс. рублей. При текущей доходности окупаемость даже самого дешевого офисного терминала без учета затрат на аренду и обслуживание составляет около 14 месяцев, уличного – более 22 месяцев. Тем не менее, в «погоне» за клиентом агентам все чаще приходится выходить из офисов и торговых центров, устанавливая уличные банкоматы, расходы на содержание которых заметно выше. Это является серьезным фактором, ограничивающим возможность снижения комиссий, и заставляющим агентов пересматривать сложившиеся бизнес-модели.
Расходы на заработную плату сегодня выступают основным ограничителем для широкого развития пунктов предоставления агентских финансовых услуг в формате «кассир – клиент». Они являются рентабельными лишь в качестве дополнительной услуги к основному бизнесу. Затраты только на заработную плату без учета аренды и других накладных расходов существенно превысили бы доходы агентов от деятельности по предоставлению финансовых услуг через один пункт обслуживания (Таблица 6).


Таблица 6. Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц, рублей) 4







2009

2010

Центральный федеральный округ

22 628

24 525

Северо-Западный федеральный округ

17 662

19 741

Южный федеральный округ

13 056

15 032

Северо-Кавказский федеральный округ

11 553

13 249

Приволжский федеральный округ

13 911

15 697

Уральский федеральный округ

19 769

21 586

Сибирский федеральный округ

13 525

14 892

Дальневосточный федеральный округ

18 410

20 809

Около 2/3 агентов являются индивидуальными предпринимателями, около 1/3 зарегистрировано в виде обществ с ограниченной ответственностью, остальные организационно-правовые формы представлены не существенно (чуть более 3% от совокупного числа). Данное распределение, которое практически не изменилось по сравнению с предыдущим годом, показывает, что этот рынок в настоящее время активно осваивается малым и микро-бизнесом. Таким образом, развитие рынка открывает новые возможности для предпринимателей в регионах – отдельные предприниматели специализируются на развитии местной сети платежных терминалов, другие используют эту возможность для получения дополнительных доходов к основному бизнесу. Распределение агентов по организационно-правовой форме их деятельности представлено в Диаграмме 7.



Диаграмма 12. Распределение агентов по организационно-правовой форме


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Отчет по результатам исследования Москва, 2012 г. Это второе исследование в рамках проекта «Развитие инновационного регулирования и надзора за банковскими агентами в целях повышения доступности финансовых услуг»
492.38kb.
6 стр.
Отчет о работе нп «наумир» в 2012 году
185.19kb.
1 стр.
Закон украины о финансовых услугах и государственной регуляции рынков финансовых услуг
452.97kb.
5 стр.
Отчет по результатам контрольного мероприятия
195.33kb.
1 стр.
Примерное содержание исследования инновационного проекта
24.69kb.
1 стр.
Отчет о работе кафедры инжиниринга технологического оборудования
26.21kb.
1 стр.
Отчет по результатам социологического исследования (май-июнь 1990 г.). г. Москва, программа «Общественное мнение»
589.94kb.
3 стр.
Концепция инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года Астана, 2012
952.08kb.
6 стр.
Отчет внешнего аудитора об аудиторской проверке строительных проектов и проекта повышения безопасности зданий, проведенной в порядке финансового надзора
294.59kb.
1 стр.
Отчет о работе информационного центра Международного молодежного инновационного форума Interra в 2012
205.93kb.
1 стр.
Методические рекомендации по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения, с учетом факторов, препятствующих доступности услуг в сфере спорта и туризма
818.46kb.
14 стр.
Отчет по результатам исследования «региональная толерантность, ксенофобия и права человека в украине в 2012 году»
582.13kb.
5 стр.