Главная
страница 1
Л.Н. Толстой

«Война и мир»

Вопросы и задания

1. В романе Толстого несколько сотен действующих лиц, однако в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как строго упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны и мира»?

2. Среди перечисленных топонимических реалий романа одна лишняя: Никольское, Богучарово, Лысые Горы, Отрадное. Исправьте фактическую ошибку. Вспомните, с судьбой каких героев связаны три топонимических центра романа.

3. Расставьте перечисленные события в хронологической последовательности. Судьба каких героев романа связана с этими событиями?

  • смотр союзных войск под Ольмюцем (смотр проводит Александр I);

  • смотр под Браунау (смотр проводит Кутузов);

  • Аустерлицкое сражение;

  • переход через реку Энс;

  • Шенграбенское сражение.

4. Отличительная особенность портретной «живописи» Толстого - закрепление за персонажем какой - то характерной черты внешнего облика и затем многократное её повторение. Так, жена князя Андрея запоминается «беличьим личиком» и приподнятой «верхней губкой с чуть черневшимися усиками», Пьер - массивной фигурой, неуклюжестью и «дружелюбными глазами». Попытайтесь по одному - двум «штрихам к портрету» угадать персонажа романа:

а) оголённые белые, полные плечи;

б) чёрные глаза, большой рот;

в) сухое лицо;

г) лучистые глаза, тяжёлая походка;

д) плешивая голова, плоское лицо.



5. Среди многочисленных «военных» героев романа своей «штатскостью» резко выделяется Пьер Безухов. В каком эпизоде выясняется, что он не умеет обращаться с оружием?

6. Приведёнными ниже цитатами представлены две исторические фигуры - персонажи «Войны и мира». Распределите авторские характеристики в две группы в соответствии с тем, какого персонажа они представляют. Какова авторская позиция по отношению к каждому из этих героев?

а) ..., в расстёгнутом мундире, из которого...выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие на подлокотники и почти спал.

б) Он подошёл к портрету и сделал вид задумчивый нежности. Он чувствовал, что - то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. <…> Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул... и сел на него против портрета. Один жест его - и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.

в) Расплывшиеся губы... дрожали, и на глазах были слёзы.

г) Несколько раз голова его резко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать. <…> ... с трудом жевал жаренную курицу...

д) Желтый, опухший, тяжёлый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле... Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить.

е) Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, стягивающих жирные ляжки коротких ног.

ж) Общее выражение лица... было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.



7. Вспомните, какие события романа связаны с именами Тихона Щербатого, капитана Тимохина, капитана Тушина. С кем из главных героев «Войны и мира» связаны судьбы этих персонажей? Как завершается романная судьба каждого из них?

8. Записки и отрывки из писем разных писем романа приводятся без подписи их автора. Назовите имя адресата. С какими событиями в жизни героев связано каждое письмо?

а) «Ваш сын, в моих глазах, с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего полка и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно - жив он или нет».

б) «Тогда отец назначил мне срок один год, и вот уже шесть месяцев, половина, прошло из назначенного срока, и я остаюсь более чем когда-нибудь тверд в своем решении. Ежели бы доктора не задерживали меня здесь на водах, я бы сам был в России, но теперь возвращение мое я должен отложить еще на три месяца».

в) «Если у вас, граф (или князь), нет в виду ничего лучшего и если перспектива вечера у бедной больной не слишком вас пугает, то я буду очень рада видеть вас нынче у себя между семью и десятью часами» (пер. с франц.).



9. В домах и кабинетах каких героев должны находиться перечисленные предметы:

а) токарный станок с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками;

б) бочонок (используется в качестве кресла);

в) большой стол, на котором лежали книги и планы;

г) большой стол, на котором стояли вазы с фруктами;

д) высокий стол для писания стоя;

е) стол, состоявший из двери, положенной на два бочонка;

ж) хрустальные, с вензелем графа, рюмки?

Какова роль предметной детализации при создании художественного образа у Толстого?

10. Описывая определенные реалии так, как видят их его герои, Толстой, чтобы быть точным, часто переназывает вещи, ломая автоматизм их восприятия. Так, в «Войне и мире» маршальский жезл становится «палкой», знамена - «подхваченными кусками материи на палках». Подумайте, какие реалии представлены описаниями:

а) окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении;

б) вертящийся черный мячик, от которого поднималась струйка дыма;

в) большой, наполненный чем-то и открытый ящик;

г) крашеные картоны, изображавшие деревья;

д) французские лепешки.



11. В отечественном литературоведении универсальным определением специфики толстовского психологизма стало понятие «диалектика души». Объясните значение этого определения.

12. Психолог - «диалектик», Толстой нередко избегает развернутого изображения того или иного психологического состояния - причем в тех эпизодах, которые могли бы стать самостоятельными психологическими этюдами, представляющими человеческое переживание в его динамике. Так, например, смерть Пети Ростова заставляет всегда веселого и живого Денисова издать «звуки, похожие на собачий лай» - эта единственная строчка вобрала в себя его трагическое переживание Петиной гибели. Приведите примеры подобного использования отдельной детали как средства психологической характеристики персонажа.

13. Какова роль пейзажных подробностей в воссоздании психологического облика персонажа в романе? Приведите примеры значимых деталей и обоснуйте их художественные функции.


Смотрите также:
Толстой л н. Изображение войны в романе л н. толстого "война и мир" в центре романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
44.48kb.
1 стр.
Л. Н. Толстой «Война и мир» Вопросы и задания 1
40.86kb.
1 стр.
Толстой л н. Мой любимый герой на страницах романа льва николаевича толстого "война и мир"
52.07kb.
1 стр.
Тест по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» Часть1 (А) Задания с выбором ответа. А1 В какую историческую эпоху развивается действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
86.85kb.
1 стр.
Сколько глав в произведении занимает описание Бородинского сражения?
30.03kb.
1 стр.
Вопросы и ответы викторины «Лев Толстой и Тульский край»
145.54kb.
1 стр.
«Война и мир в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» ив повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Трансцендентальность проблемы в сопоставительном анализе»
71.27kb.
1 стр.
Кроссворд «История России у нас одна – помни всегда про день Бородина!» По горизонтали: 1
28.58kb.
1 стр.
Осенью 1862 г. Толстой женился на Софье Андреевне Берс
315.56kb.
1 стр.
Лев Толстой
84.13kb.
1 стр.
Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого \"Война и мир\"
281.35kb.
1 стр.
Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в своем романе «Война и мир»
46.89kb.
1 стр.