Главная
страница 1



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Власть и повседневность для направления 030200.68 Политология подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»

Санкт-Петербургский филиал

Факультет менеджмента

отделение прикладной политологии

Программа дисциплины

«Власть и повседневность»




для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра

Курс 3

Автор программы:



Сохань И.В. irina.sokhan@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры прикладной политологии « 28 » августа 2012 г

Зав. кафедрой А.Ю. Сунгуров ______________________

Согласована УМО «___»_____________ 2012 г

Начальник В.В. Шереметова _______________________

Утверждена УМС «___»_____________2012 г

Председатель УМС _____________________

Санкт - Петербург, 2012


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Власть и повседневность.

Программа разработана в соответствии с:


    Рабочим учебным планом университета по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.
  1. Цели освоения дисциплины


Дисциплинарные практики власти, реализуемые в повседневности с целью установления наиболее эффективного контроля над человеком, наиболее четко и ярко оказались представлены в истории советского общества — более того, проект властной реконструкции повседневных структур жизни как отрицательной локализации частного и произвольного, представленный почти в каждой социальной утопии, на материале СССР обрел свое самое аутентичное воплощение. Поэтому, для анализа проблемы реализации власти в повседневности, ее целей, задач и основных механизмов, советский опыт, как максимально развернутая историческая, социально-культурная, политическая сфера воплощения данной проблематики, представляет максимальный интерес для подобного исследования. Процессы, происходящие сегодня в повседневных структурах жизни, когда традиционная повседневность и соответствующие ей практики существования претерпевают деконструкцию, не могут быть поняты без аналитики тех механизмов, которые видоизменяли повседневное до самого основания, заменяя действия человека в нем — функционированием власти.

Целями освоения дисциплины «Власть и повседневность» являются: ознакомление с феноменом советской повседневности как с системой практик, с помощью которых власть моделирует человека; анализ механизмов властного надзора в основных лакунах повседневного — гастрономической сфере, жилье, семье, сфере заботы о теле, способах жизнеобеспечения; ознакомление с основополагающими для данной тематики исследовательскими текстами; проблематизация современного состояния некоторых особенностей современного российского общества в связи с его тоталитарным прошлым; усвоение специфицирующего данную тематику тезауруса; формирование возможности понимания, и, навыков самостоятельного анализа процессов, связанных с практиками властного контроля повседневности.



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


[Для ФГОС:]

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин Профессиональный цикл (вариативная часть) обеспечивающих подготовку бакалавра по направлению 030200.62 «Политология».


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • философия, психология, история политических учений, политическая история России и зарубежных стран

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • владеть базовым философским тезаурусом, быть ознакомленным с основными нормативными концепциями устройства общества, с базовыми представлениями психоанализа о человеке и обществе, с русской и советской историей; а также располагать возможностью дать философскую интерпретацию проблеме, иметь и применять навыки интерпретации и анализа текстов, обладать навыком устной и письменной аргументации.



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • политическая психология, политическая социология, посткоммунизм


  1. Тематический план учебной дисциплины


[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]

[ Таблица для дисциплин, закрепленных за одной кафедрой]





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Проект нового, советского человека и социетальная инженерия тоталитаризма

2

4







6

2

«Долой кухонное рабство!» - революция быта и советская гастрономическая культура.

6

4

2




10

3

Реорганизация жилищного пространства

4

2

2




10

4

Советская семья.

4

2

2




10

5

Телесность советского человека.

4

2

2




10

6

Советские массовые праздники.

2




2




10

7

Организация жизни (практики жизнеобеспечения).

6

2

2




10

8

Повседневная жизнь номенклатуры.

2




2







9

Круглый стол. Итоговая дискуссия «Каким образом и какие дисциплинарные средства использовала советская власть, поощряя и организуя соответствующим образом повседневную жизнь советского человека?»

2




2




10




Итого:

32

16

16




76



  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра прикладной политологии

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

Реферат




*










По выбранной из списка литературы исследовательской работе в виде презентации (15-20 слайдов)

Итоговый

Зачет




*










Развернутый ответ на два вопроса из списка вопросов к зачету



  1. Критерии оценки знаний, навыков


Во время текущего контроля (реферат) студент должен продемонстрировать навыки интерпретации и анализа текстов, аргументированно изложить свою позицию и критически подойти к позиции автора текста, а также оценить изучаемую проблему в контексте знаниевого багажа о советской культуре и истории.

Во время итогового контроля студент должен продемонстрировать достигнутый уровень рефлексии в отношении повседневных практик властного контроля, реализованных в советской истории.

Предполагается поддержка дисциплины в образовательной среде LMS.

  1. Содержание дисциплины


  1. Раздел 1 Проект нового, советского человека и социетальная инженерия тоталитаризма. (4 часа лекций; 6 часов самостоятельной работы).

    Реконструкция повседневности и антропологическое проектирование как приоритетная практика тоталитаризма. Генетические основания реконструкции повседневности — повседневный мир социальных утопий и его особенности как характеристики основных мифов советского человека. Повседневный мир утопии и антиутопии. Основные характеристики советского типа повседневности: рационализация и сциентизм, аскетизм, мифологичность, деклассация и новый тип социальной стратификации, «маскулинизация всей страны» - новый проект гендерной идентичности, разрыв между страной и столицей. Советская повседневность как сфера коммуникаций между индивидом и властью — повседневность как пространство освоения идеологии.


Основная литература:



  1. Орлов, И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2008. — 230 с.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-47010.html?page=7#2193382

  1. Куляпин, А.И., Скубач, О.А. В стране советской жить: мифология повседневной жизни 1920-1950 г. / А.И.Куляпин, О.А.Скубач // Критика и семиотика. Вып. 11, 2007. С. 280-352. www.nsu.ru/.../virtual/cs11kuliapin_skubach.pdf

  2. Паперный, В. Культура два. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/papern/index.php

Дополнительная литература:

  1. Гусева, Ю. Политика «нового быта» СССР / Ю. Гусева // Вариации на тему гендера. Спб: Алетейя, 2004 — С. 172-179. http://ms-solutions.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=878:---l-r-&catid=67:2010-06-13-07-23-09&Itemid=196

  2. Морен, Э. О природе СССР: Тоталитарный комплекс и новая империя / Пер с франц. А.В. Калова и М.А. Чешкова. М.: Наука для общества, РГГУ, 1995. - 220 с.

  3. Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России, 1920-1930-е годы / Под общ. редакцией Тимо Вихавайнена. — СПб.: Журнад «Нева», 2000. — 480 с. http://ecsocman.hse.ru/text/19186307/

Форма проведения занятия — лекция с использованием презентации материала, дискуссия.





    Раздел 2. «Долой кухонное рабство!» - революция быта и советская гастрономическая культура. (4 часа лекций, 2 часа семинаров, 10 часов самостоятельной работы).

    Гастрономический проект 1920-х гг. - новая практика конструирования советского человека. Кормовая функция советской власти — исторические предпосылки и особенности реализации. Деклассация общества и система продуктового распределения. Голод. «Книга о вкусной и здоровой пище» как образец советской гастрономической мифологии. Советская гастрономическая культура после 1953 г. Гастрономическая ностальгия как феномен постсоветского пространства.

    Вопросы для обсуждения на семинаре:

    1. Советская гастрономическая культура как проект, как реальность, как миф — назовите характеристики каждой перечисленной модальности.

    2. Почему советская гастрономическая культура носит именно тоталитарный характер?

    3. Какие властные практики контроля она обнаруживает?

    4. Как объяснить феномен гастрономической ностальгии?

    5. «Книга о вкусной и здоровой пище» - единственная в мире кулинарная книга, где гастрономические риторики соединены с политическими.

    6. В чем мифологичность «Книги...»?

    7. Чем был обусловлен ее выпуск в 1939г., а затем многочисленные переиздания?

    8. Каковы задекларированные в ней цели ее создания и издания?

    9. Какой предстает советская гастрономическая культура на ее страницах?





Основная литература:

  1. Лебина, Н.Б. «Плюс десталинизация всей еды...» (вкусовые приоритеты эпохи хрущевских реформ: опыт историко-антропологического анализа // Н.Б. Лебина // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. – 2011. – № 21 (Осень). – С. 214-243.

  2. Осокина, Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации, 1927 — 1941 г.г. / Е. А. Осокина. - М.: РОССПЭН, 1997. - 271 с. http://lib.rus.ec/b/123490

  3. Осокина Е.А. Иерархия потребления. О жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928-1935 гг. М.: Изд-во МГОУ, 1993. 144 с. http://www.twirpx.com/file/290951/

  4. Сохань, И.В. Тоталитарный дискурс культуры еды в Советской России 1920-1930-х гг / И.В. Сохань // Вестник ТГУ. Серия «Философия. Социология. Политология. Культурология.» Томск, изд.: ТГУ,332, март 2010. С.63-69. http://www.womaninrussia.ru/content/%C2%ABdoloi-kukhonnoe-rabstvo%C2%BB-k-voprosu-o-gendernykh-transformatsiyakh-struktur-byta-v-sovetskoi

  5. Сохань, И.В. «Долой кухонное рабство!»: к вопросу о гендерных трансформациях структур быта в Советской России 1920-х г.г.» / И.В. Сохань // Женщина в российском обществе, 2011. № 4. C. 88—95.

Дополнительная литература:

  1. Каспэ И. ”Съесть прошлое”: идеология и повседневность гастрономической ностальгии // Пути России: культура – общество – человек: Материалы Международного симпозиума ( 26-26 янв. 2008 г.). Т. XV. / Под общ. ред. А. М. Никулина. М.: Логос, 2008. С. 205-218. www.hse.ru/data/418/231/1226/Kaspe_Puti2008.pdf

  2. Книга о вкусной и здоровой пище. М.: Пищепромиздат, 1939. — 435 с.

  3. Кондратьева, Т. Кормить и править: О власти в России XVI-XX вв. М.: РОССПЭН, 2006. - 208 с. http://nashol.com/2012070265926/kormit-i-pravit-o-vlasti-v-rossii-xvi-xx-vekov-kondrateva-t-2006.html

  4. Кушкова, А. В центре стола: зенит и закат салата «Оливье» / А. Кушкова // НЛО – 2005. – № 76. http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/ku23.html

  5. Кушкова, А. Советское прошлое сквозь воспоминания о продовольственном дефиците / А. Кушкова // НЛО – 2009. – № 2 (64). http://magazines.russ.ru/nz/2009/2/ku10.html

  6. Орлов И.Б. От нарпита к общепиту: достижения и провалы советской системы общественного питания. http://www.hse.ru/data/2010/03/13/1231113918/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf

  7. Сохань И.В. Тоталитарный проект гастрономической культуры (на примере сталинской эпохи 1920-1930-х гг.). Томск: ТГУ, 2011. Т. 1. 232 с. http://www.hse.ru/sci/publications/47009820.html

Форма проведения занятий — лекция с использованием презентации материала, дискуссия. Семинар сопровождается презентациями визуальных материалов, в том числе презентацией слайдов с изображениями страниц из «Книги о вкусной и здоровой пище».





    Раздел 3. Реорганизация жилищного пространства (2 часа лекций и 2 часа семинаров).

    Жилищная политика советской власти — экономические и идеологические факторы, основная цель - огосударствление жилища с целью использования его как средства управления людей. Дома-коммуны — оптимистический проект 1920-х гг. Коммунальная квартира как феномен советской повседневности и основная арена ее воспроизводства. Принуждение жилищем — прописка, нормирование, коллективизация тела и сознания.

    Семинар (2 часа). Вопросы:


  1. Какими факторами определялся «прогрессирующий распад домашнего очага»?

  2. Как он должен был повлиять на формирование советского человека, согласно идеологической стратегии власти?

  3. Почему некоторые исследователи коммунальную квартиру называют «...миром, вывернутым наизнанку»? «лабораторией тоталитаризма»?.

  4. Какое влияние оказывала подобная подконтрольная-поднадзорная жизнь на формирование идентичности человека?



Основная литература:

  1. Коммунальная квартира как социокультурный феномен советской повседневности. С. 85-96. - из:

Орлов, И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2008. — 230 с.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-47010.html?page=7#2193382

  1. Утехин, И. В. Очерки коммунального быта / И. В. Утехин – М.: ОГИ, 2004. – 277 с. http://vuzer.info/load/shkola_licej_vuz/ocherki_kommunalnogo_byta_ilja_utekhin/24-1-0-14253

Дополнительная литература:



  1. Беззубцев-Кондаков, А. Наш человек в коммуналке \ А. Беззубцев-Кондаков // Топос. – 2005. – № 21/11. – http://www.topos.ru/article/4213

  2. Меерович, М. Социалистический город: формирование городских общностей и советская жилищная политика в 1930-е гг. http://www.fedy-diary.ru/?p=3670

  3. Фицпатрик, Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / Ш. Фицпатрик. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 336 с. http://krotov.info/libr_min/21_f/iz/patrik_0.htm



    Раздел 4. Советская семья. (2 часа лекций и 2 часа семинаров).

    Антисемейная политика советской власти в 1920-е гг. - идеологическая замена семьи коллективом. Проект великой, единой советской семьи - Герой (сын), Отец (Сталин), Мать (Родина). Освобождение женщины и изменение гендерной структуры советского общества. Модель новой социалистической семьи. Возрождение института семьи и материнства во второй половине 1930-х гг. Патриархальный характер советской семьи и модель идентичности как вины за индивидуальное, которую она производила.

    Семинар (2 часа). Вопросы:


  1. Свобода от семьи — в чем состоял смысл подобных риторик в 1920-е гг.?

  2. В сборнике с красноречивым названием «О любви» (1925 г.изд.) содержится тезис о том, что «не только воздержание — мещанство, но и материнство — мещанство». Проинтерпретируйте этот тезис.

  3. Почему была необходима замена частной семьи на «большую советскую семью»? Каковы последствия такой замены?

  4. Маскулинизация женщины и патриархальность — тем не менее, неотъемлемые черты советской семейной политики. Как они проявились в советской повседневной истории?



Основная литература:

  1. Семейная история, семья и брак в СССР. С. 96-118. - из:

Орлов, И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2008. — 230 с.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-47010.html?page=7#2193382

  1. Советская социальная политика 1920-х-1930-х годов: идеология и повседневность / Под редакцией Елены Ярской-Смирновой и Павла Романова // М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. — 432 с. http://www.fedy-diary.ru/?page_id=2720

  2. Cоветская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940-1985 / Под редакцией Елены Ярской-Смирновой и Павла Романова // М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. — 376 с. http://www-books-18.ru/40248-sovetskaya-socialnaya-politika-sceny-i-dejstvuyushhie-lica-1940-1985.html

Дополнительная литература:



  1. Кларк, К. Сталинский миф о «Великой семье». http://www.fedy-diary.ru/?page_id=4534



    Раздел 5. Телесность советского человека. (2 часа лекций и 2 часа семинаров).

    Утопические истоки конструирования телесности советского человека и ее основные характеристики — свобода от перверсий, чистота и рационализм, аскетизм. Индивидуальное тело как тело вины и покаяния. Рождение телесного канона в 1930-е гг. Гендерные особенности конструирования советской телесности.

    Семинар (2 часа).

    Анализ телесности советского человека по фоторепортажам культового фотографа сталинской эпохи Макса Пенсона, сайт http://www.maxpenson.com/

    Вопросы:


  1. Какими характеристиками обладает телесность советского человека?

  2. Какими знаками маркируется женская и мужская телесность?

  3. Эстетика тела советского человека сводилась к его функциональности — как это отражено в визуальных источниках?

  4. Советское тело — коллективное и экстатическое тело.



Основная литература:

    1. Дашкова, Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 1930-х гг.http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_11_12/10.htm

2. Лебина, Н.Б. Советский дом-коммуна: границы тела / Н.Б. Лебина// Теория моды: одежда, тело, культура. 2012. № http://www.nlobooks.ru/node/2118



Дополнительная литература:

1. Желызнык, М. Гигиенические практики в советской и современной России / М. Желизнык // ЖССА, 2007. Т.10. № 1. С. 133-140. http://ecsocman.hse.ru/text/19127599/



    Раздел 6. Советские массовые праздники. (2 часа семинаров).

    Вопросы:


  1. По утверждению автора, «праздник был политикой, а советское праздничное действо — выражением специфической формы господства». Поясните, каковы функции праздничной системы в СССР?

  2. Связь праздника и террора — каковы причины этой связи?

  3. Советский праздник как перерыв в советской повседневности.

  4. «Учиться у Москвы» - Москва как нормирующий центр советского праздника.

  5. Характеристики советского праздника.



Основная литература:

    Рольф, М. Советские массовые праздники / М.Рольф // М.: Росспэн, 2009. - 439 с. http://www.fedy-diary.ru/?page_id=5046

    Раздел 7. Организация жизни (практики жизнеобеспечения). (2 часа лекций и 2 часа семинаров).

    Дефицит и блат. Советская реклама — мистификация потребления. Общество ремонта. Экстремальная ценность вещи в глазах советского человека. Амбивалентная идеология потребления.

    Семинар (2 часа). Вопросы:


  1. Почему, при всех декларациях изобилия, дефицит оставался спутником советского человека на протяжении всей его истории?

  2. Блат как уникальное явление, характеризующее советские практики жизнеобеспечения.

  3. Эпоха застоя характеризовалась парадоксом - «пустых полок и полных холодильников». Поясните.

  4. Почему советское общество — общество ремонта?



Основная литература:

1. Герасимова Е., Чуйкина С. Общество ремонта / Е.Герасимова, С.Чуйкина // Неприкосновенный запас, 2004. № 2(34). http://magazines.russ.ru/nz/2004/34/ger85.html

2. «Нормированный» сервис в советской повседневности: карточная система в СССР. С.118-150. Сервис в советской повседневности. С. 212-228. - из:

Орлов, И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2008. — 230 с.



http://rudocs.exdat.com/docs/index-47010.html?page=7#2193382

3. Тяжелые времена. С.52-83. - из:

Фицпатрик, Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / Ш. Фицпатрик. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 336 с. http://krotov.info/libr_min/21_f/iz/patrik_0.htm



    Раздел 8. Повседневная жизнь номенклатуры. (семинар, 2 часа).

    Вопросы:


  1. Номенклатура — привилегированный класс советского общества.

  2. Приставка «спец-» : социальный апартеид в СССР.

  3. Особенности быта номенклатуры: еда, квартира, машина, дача.

  4. Свободен ли номенклатурщик? Особенности статусного привилегированного потребления в СССР и его отличие от потребления элиты в нетоталитарных режимах.

    Основная литература:



  1. Восленский, М.С. Номенклатура: господствующий класс Советского Союза / М.С. Восленский — М.: «Советская Россия», 1991. — 624 с. http://www.modernlib.ru/books/voslenskiy_mihail/nomenklatura/read_1/



    9. Заключительный круглый стол. Итоговая дискуссия «Каким образом и какие дисциплинарные средства использовала советская власть, поощряя и организуя соответствующим образом повседневную жизнь советского человека?» (2 часа)



    1. Образовательные технологии


[Укажите образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, компьютерные симуляции, психологические и иные тренинги. Укажите, если предусмотрены в рамках курса, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов]
  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля


Тематика заданий для реферата : студентам предлагается написать реферат по выбранной теме на основе предложенной литературы. Тема реферата и подбор литературы согласовывается с преподавателем. Тематика рефератов варьируется в диапазоне изучаемых проблем и рассматриваемых на семинарах вопросах. Приветствуется использование визуального материала. Преподаватель считает важным самостоятельную формулировку темы реферата, т. к. это предполагает предварительную рефлексию над проблемой и самостоятельный отсмотр литературы. В реферате должна быть озвучена важная проблема советской повседневности, рассмотрен ее контекст в качестве поля реализации и присутствия власти в жизни человека, критически изложена позиция автора, на исследовании которого основывается реферат, и приведена собственная оценка.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по курсу:

.1. Советская гастрономическая культура как проект, как реальность, как миф — назовите характеристики каждой перечисленной модальности.



    2. Почему советская гастрономическая культура носит именно тоталитарный характер?

    3. Какие властные практики контроля она обнаруживает?

    4. Как объяснить феномен гастрономической ностальгии?

    5. «Книга о вкусной и здоровой пище» - единственная в мире кулинарная книга, где гастрономические риторики соединены с политическими.

    6. В чем мифологичность «Книги...»?

    7. Чем был обусловлен ее выпуск в 1939г., а затем многочисленные переиздания?



    8. Каковы задекларированные в ней цели ее создания и издания?

  1. Какой предстает советская гастрономическая культура на ее страницах?

  2. Какими факторами определялся «прогрессирующий распад домашнего очага»?

  3. Как он должен был повлиять на формирование советского человека, согласно идеологической стратегии власти?

  4. Почему некоторые исследователи коммунальную квартиру называют «...миром, вывернутым наизнанку»? «лабораторией тоталитаризма»?.

  5. Какое влияние оказывала подобная подконтрольная-поднадзорная жизнь на формирование идентичности человека?

  6. Свобода от семьи — в чем состоял смысл подобных риторик в 1920-е гг.?

  7. В сборнике с красноречивым названием «О любви» (1925 г.изд.) содержится тезис о том, что «не только воздержание — мещанство, но и материнство — мещанство». Проинтерпретируйте этот тезис.

  8. Почему была необходима замена частной семьи на «большую советскую семью»? Каковы последствия такой замены?

  9. Маскулинизация женщины и патриархальность — тем не менее, неотъемлемые черты советской семейной политики. Как они проявились в советской повседневной истории?

  10. Какими характеристиками обладает телесность советского человека?

  11. Какими знаками маркируется женская и мужская телесность?

  12. Эстетика тела советского человека сводилась к его функциональности — как это отражено в визуальных источниках?

  13. Советское тело — коллективное и экстатическое тело.

  14. По утверждению автора, «праздник был политикой, а советское праздничное действо — выражением специфической формы господства». Поясните, каковы функции праздничной системы в СССР?

  15. Связь праздника и террора — каковы причины этой связи?

  16. Советский праздник как перерыв в советской повседневности.

  17. «Учиться у Москвы» - Москва как нормирующий центр советского праздника.

  18. Характеристики советского праздника.

  19. Почему, при всех декларациях изобилия, дефицит оставался спутником советского человека на протяжении всей его истории?

  20. Блат как уникальное явление, характеризующее советские практики жизнеобеспечения.

  21. Эпоха застоя характеризовалась парадоксом - «пустых полок и полных холодильников». Поясните.

  22. Почему советское общество — общество ремонта?

  23. Номенклатура — привилегированный класс советского общества.

  24. Приставка «спец-» : социальный апартеид в СССР.

  25. Особенности быта номенклатуры: еда, квартира, машина, дача.

  26. Свободен ли номенклатурщик? Особенности статусного привилегированного потребления в СССР и его отличие от потребления элиты в нетоталитарных режимах.


  1. Порядок формирования оценок по дисциплине
    (подробные методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине приведены в приложении)


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: Оценивается подготовленность студентов, их активность в дискуссиях, сформулированная позиция по поставленным вопросам, озвученный уровень рефлексивности. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: Самостоятельная работа студентов оценивается посредством оценки качества выполнения заданий к семинарским занятиям - насколько полно подготовлены поставленные вопросы с помощью предложенной литературы. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= Отекущий + Оауд + Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = n3·Ореф

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:



  1. Если дисциплина преподается один модуль:

Орезульт = Онакопл + Озач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента.



ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

Оценка за дисциплину формируется, исходя из: 20% - посещение лекций, 30 % - реферат и защита реферата, 40 % - работа на семинарах, 10% - зачет.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник


Базовый учебник по дисциплине отсутствует, однако в разделе «Основная литература» рекомендованы основные публикации по тематике курса, которые есть и в электронном варианте.

Основная литература


  1. Орлов, И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2008. — 230 с.

  2. http://rudocs.exdat.com/docs/index-47010.html?page=7#2193382

  3. Волков, В.В. Концепция культурности, 1935-38: Советская цивилизация и повседневность сталинского времени / В.В. Волков // Социологический журнал – 1996. – № 1/2. – С.204-219. http://ecsocman.hse.ru/text/18303504/

  4. Восленский, М.С. Номенклатура: господствующий класс Советского Союза / М.С. Восленский — М.: «Советская Россия», 1991. — 624 с. http://www.modernlib.ru/books/voslenskiy_mihail/nomenklatura/read_1/

  5. Глущенко, И.В. Общепит. Микоян и советская кухня / И.В. Глущенко. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 240 с.

  6. Куляпин, А.И., Скубач, О.А. В стране советской жить: мифология повседневной жизни 1920-1950 г. / А.И.Куляпин, О.А.Скубач // Критика и семиотика. Вып. 11, 2007. С. 280-352. www.nsu.ru/.../virtual/cs11kuliapin_skubach.pdf

  7. Куляпин, А.И., Скубач, О.А. Человеческий материал: метафорика внутреннего мира

  8. советского человека / А.И.Куляпин, О.А.Скубач // Критика и семиотика. Вып. 12, 2008. С. 279-287. www.nsu.ru/.../virtual/cs012kuliapin_skubach.pdf

  9. Лебина, Н. Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: Контуры, символы, знаки / Н.Б. Лебина. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. — 444 с.

  10. Лебина, Н.Б. Советский дом-коммуна: границы тела / Н.Б. Лебина// Теория моды: одежда, тело, культура. 2012. № 23. http://www.nlobooks.ru/node/2118

  11. Лебина, Н.Б. «Плюс десталинизация всей еды...» (вкусовые приоритеты эпохи хрущевских реформ: опыт историко-антропологического анализа // Н.Б. Лебина // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. – 2011. – № 21 (Осень). – С. 214-243.

  12. Левин, М. Советский век / Пер. с англ. В.Новикова, Н.Копелянской. - М.: Изд-во «Европа», 2008. - 680 с.

  13. Морен, Э. О природе СССР: Тоталитарный комплекс и новая империя / Пер с франц. А.В. Калова и М.А. Чешкова. М.: Наука для общества, РГГУ, 1995. - 220 с.

  14. Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России, 1920-1930-е годы / Под общ. редакцией Тимо Вихавайнена. — СПб.: Журнад «Нева», 2000. — 480 с. http://ecsocman.hse.ru/text/19186307/

  15. Осокина, Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации, 1927 — 1941 г.г. / Е. А. Осокина. - М.: РОССПЭН, 1997. - 271 с. http://lib.rus.ec/b/123490

  16. Осокина Е.А. Иерархия потребления. О жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928-1935 гг. М.: Изд-во МГОУ, 1993. 144 с. http://www.twirpx.com/file/290951/

  17. Паперный, В. Культура два. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/papern/index.php

  18. Рольф, М. Советские массовые праздники / М.Рольф // М.: Росспэн, 2009. - 439 с. http://www.fedy-diary.ru/?page_id=5046

  19. Серс, Ф. Тоталитаризм и авангард / Ф. Серс. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 336 с. http://free-kniga.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=415&Itemid=127

  20. Советская социальная политика 1920-х-1930-х годов: идеология и повседневность / Под редакцией Елены Ярской-Смирновой и Павла Романова // М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. — 432 с. http://www.fedy-diary.ru/?page_id=2720

  21. Cоветская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940-1985 / Под редакцией Елены Ярской-Смирновой и Павла Романова // М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. — 376 с. http://www-books-18.ru/40248-sovetskaya-socialnaya-politika-sceny-i-dejstvuyushhie-lica-1940-1985.html

  22. Сохань И.В. Антикультура тоталитарности. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/soh_antitot.php

  23. Фицпатрик, Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / Ш. Фицпатрик. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 336 с. http://krotov.info/libr_min/21_f/iz/patrik_0.htm

  24. Фицпатрик, Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня / Ш. Фицпатрик. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 442 с. http://krotov.info/libr_min/21_f/iz/patrik_9.htm

  25. Утехин, И. В. Очерки коммунального быта / И. В. Утехин – М.: ОГИ, 2004. – 277 с. http://vuzer.info/load/shkola_licej_vuz/ocherki_kommunalnogo_byta_ilja_utekhin/24-1-0-14253



Дополнительная литература


    1. Андреевский, Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху (30-40-е годы) / Г.В. Андреевский — М.: Молодая гвардия, 2003. — 463 с. http://lib.rus.ec/b/131769

  1. Беззубцев-Кондаков, А. Наш человек в коммуналке \ А. Беззубцев-Кондаков // Топос. – 2005. – № 21/11. – http://www.topos.ru/article/4213

  2. Биншток В.И., Каминский Л.С. Народное питание и народное здравие. М.-Л.: Гос. изд-во. Отдел воен. лит-ры. 1929. 91 с.

  3. Бойм, С. Общие места. Мифология повседневной жизни / С. Бойм // М.: НЛО, 2002.

  4. Вебер, В.А., Семенов, В.Н. Самообслуживание в столовых / В.А. Вебер, В.Н. Семенов // М.: Госторгиздат, 1955.-

  5. Брюггеманн, K. Миф о “большой советской семье” в массовых песнях 1930х годов, или Советский Союз как поющий пионерский лагерь. Daugavpils Universitātes Humanitārās fakultātes XII Zinātnisko lasījumu materiāli. Vēsture. VI sējums, I daļa. Daugavpils: Daugavpils Universitātes izdevniecība Saule, 2003. 132 lpp.>29.-34.lpp. http://www.historia.lv/publikacijas/konf/daugp/012/1dala/brigeman.htm
  6. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека / П.Вайль, А.Генис // Изд. 2-е, испр. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 368 с. http://www.twirpx.com/file/671345/


  7. Гурова О. Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. -288 с. http://www.fedy-diary.ru/html/sovniz.html

  8. Гусева, Ю. Политика «нового быта» СССР / Ю. Гусева // Вариации на тему гендера. Спб: Алетейя, 2004 — С. 172-179. http://ms-solutions.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=878:---l-r-&catid=67:2010-06-13-07-23-09&Itemid=196

  9. Гюнтер, Х. Пути и тупики изучения литературы и искусства сталинской эпохи / Х.Гюнтер // НЛО, 2009. № 95. http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/gu23.html

  10. Добренко, Е. Политэкономия соцреализма. http://lib.rus.ec/b/374137/read

  11. Земскова, Д. Парторг как культурный герой / Д.Земскова // Историк и художник, 2006. № 3 (9).

http://b-i.narod.ru/s_s.htm

  1. Жид, А. Возвращение из СССР / А. Жид // Два взгляда из-за рубежа: Переводы. — М.: Политиздат, 1990— С. 62-163. http://bookz.ru/authors/jid-andre/zhid_ussr/1-zhid_ussr.html

  2. Желызнык, М. Гигиенические практики в советской и современной России / М. Желизнык // ЖССА, 2007. Т.10. № 1. С. 133-140. http://ecsocman.hse.ru/text/19127599/

  3. Журавлев С., Юкка Гронов. Власть моды и советская власть: история противостояния. http://www.polit.ru/article/2006/12/21/fashion/

  4. Каспэ И. ”Съесть прошлое”: идеология и повседневность гастрономической ностальгии // Пути России: культура – общество – человек: Материалы Международного симпозиума ( 26-26 янв. 2008 г.). Т. XV. / Под общ. ред. А. М. Никулина. М.: Логос, 2008. С. 205-218. www.hse.ru/data/418/231/1226/Kaspe_Puti2008.pdf

  5. Книга о вкусной и здоровой пище. М.: Пищепромиздат, 1939. — 435 с.

  6. Кларк, К. Сталинский миф о «Великой семье». http://www.fedy-diary.ru/?page_id=4534

  7. Кожаный, П. Об общественном питании / П. Кожаный // Работница – 1923. – № 10. – С. 21-22.

  8. Кожаный П. Долой частную кухню / П. Кожаный. М.:издание паевого товарищества «НАРПИТ», 1924. - 12 с.

  9. Кожаный П. Дома-коммуны и товарищеское харчевание / П. Кожаный. М.: ИЗДАНИЕ ЦЕНТРОСОЮЗА, 1925. - 24 с.

  10. Кондратьева, Т. Кормить и править: О власти в России XVI-XX вв. М.: РОССПЭН, 2006. - 208 с. http://nashol.com/2012070265926/kormit-i-pravit-o-vlasti-v-rossii-xvi-xx-vekov-kondrateva-t-2006.html

  11. Кушкова, А. В центре стола: зенит и закат салата «Оливье» / А. Кушкова // НЛО – 2005. – № 76. http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/ku23.html

  12. Кушкова, А. Советское прошлое сквозь воспоминания о продовольственном дефиците / А. Кушкова // НЛО – 2009. – № 2 (64). http://magazines.russ.ru/nz/2009/2/ku10.html

  13. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии, 1920 - 30 годы. - СПб.: Журн. "Нева", 1999. - 320 с. http://tortuga.angarsk.su/fb2/lebinn01/Povsednevnaya_zhizn_sovetskogo_goroda.fb2_1.html

  14. Лебина Н.Б. Теневые стороны жизни советского города 20-30-х гг. // Вопросы истории. 1994. № 2. С. 30-42.

  15. Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. СПб.: Д.Буланин, 2003. - 340 с.

  16. Луначарский А.В. О быте / А.В. Луначарский. — М-Л.: Государственное издательство, 1927. — 84 с.

  17. Меерович, М. Социалистический город: формирование городских общностей и советская жилищная политика в 1930-е гг. http://www.fedy-diary.ru/?p=3670

  18. Орлов И.Б. От нарпита к общепиту: достижения и провалы советской системы общественного питания. http://www.hse.ru/data/2010/03/13/1231113918/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf

  19. Осокина Е. Прощальная ода советской очереди / Е.Осокина // Неприкосновенный запас. 2004. № 5 (43) http://magazines.russ.ru/nz/2005/43/oso10.html

  20. Смит, С. Спасение души в Советской России / С.Смит // Неприкосновенный запас. 2009. № 2 (64) http://magazines.russ.ru/nz/2009/2/ss16.html

  21. Туровская, М. О вкусной и здоровой пище. Из археологии советской еды. http://novznania.ru/?p=1190

  22. Фокин, А.А. «Потребительский» вариант восприятия коммунизма советским населением на рубеже 50-60-х годах / А.А. Фокин // Вестник Челябинского государственного университета. История. Выпуск 20. - 2007. - № 11 (89). - С. 34-42.

  23. Хелльбек, Й. Повседневная идеология: жизнь при сталинизме. http://www.polit.ru/article/2010/11/24/hellbeck/

Литература на английском языке:



  1. Gronow, Yukka (2003). Caviar with champagne: common luxury and the ideals of the good life in Stalin`s Russia. Published by Berg, Oxford-NY. P. 182

Дистанционная поддержка дисциплины


Дистанционная поддержка курса включает в себя: возможность пользоваться электронными версиями предложенной литературы (практически 90 % литературы обеспечивается ее электронным вариантом); коммуникация с преподавателем с помощью e-mail; предполагается поддежка дисциплины в образовательной среде LMS.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используется проектор (для лекций и семинаров).

Данные методические рекомендации составлены на основании Положения об организации контроля знаний, утвержденного УС НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.



  1. Структура оценки по дисциплине согласно положению об организации контроля знаний:























  1. Таблица 1. Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается 1 этап (модуль)


  2. Элемент оценки

    Накопленная оценка

    Итоговая оценка за экзамен/ зачет

    Результирующая оценка
    за дисциплину
    (Выставляется в диплом)

    Текущий контроль

    Аудиторная работа (Лекции, практические занятия, семинарские занятия)

    Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

    Действия преподавателя

    1

    Выставление оценки
    в 10-балльной системе
    по каждой форме текущего

    контроля (реферат,



    Выставление оценки Оауд по 10-балльной

    шкале за аудиторную работу студента.

    ВАЖНО: в НИУ ВШЭ в рамках аудиторной работы

    не оценивается посещение лекций, семинарских занятий и практических занятий, а только работа студента.

    (Оценка выставляется только при решении преподавателя оценивать данный вид деятельности студента)



    Выставление оценки Осам.работа по 10-балльной

    шкале за аудиторную работу студента.

    (Оценка выставляется только при решении преподавателя оценивать данный вид деятельности студента)


    Выставление оценки за итоговый контроль (зачет 10балльной системе

    1

    Определение весов q1 и q2 (ВНИМАНИЕ, Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑qi = 1, при этом, 0,2 ≤ qi 0,8)

    2

    Определение весов ni (ВНИМАНИЕ, сумма ni =1)

    2

    Орезульт =

    q1·Оитог.контроль + q2·Онакопленная


    3

    Расчет оценки за текущий контроль Отекущий = n3·Ореф

    Определение весов k1 k2 k3 (ВНИМАНИЕ, сумма ki =1, в случае, если преподаватель не учитывает аудиторную и самостоятельную внеаудиторную работу студентов, то k2 и k3 равны 0 (нулю), а k1=1).










    Расчет накопленной оценки

    Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

    Что получается в результате

    Онакопленная*

    Оитог.контроль

    Орезультирующая*


    Формирование оценки по дисциплине, если она читается несколько этапов (модулей) поясним на примере дисциплины читаемой 3 этапа (таблица 2).

* способ округления оценки должен быть указан в программе учебной дисциплины






Смотрите также:
Программа дисциплины Власть и повседневность для направления 030200. 68 Политология подготовки бакалавра
322.59kb.
1 стр.
Программа дисциплины Политическая география  для направления 030200. 62 Политология подготовки бакалавра
463.85kb.
4 стр.
Программа дисциплины Политика и религия для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
219.61kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория и практика федерализма: сравнительный анализ  для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
171.37kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Политическая история России и зарубежных стран. Часть ii» Направление 030200. 62 Политология
500.35kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Основы менеджмента»
367.27kb.
1 стр.
Программа дисциплины Свобода собраний и роль массовых мероприятий в публичной политике (Freedom of assembly and the role of mass actions in public policy) для направления 030200. 68«Политология»
123.81kb.
1 стр.
Программа дисциплины "Основы регионального и электорального анализа"
212.27kb.
1 стр.
Программа дисциплины «История политических учений»
720.75kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Молодежная политика современности»
159.39kb.
1 стр.
Программа дисциплины афроазиатизация современного мира для направления 030200. 68 «Политология» подготовки магистра
272.48kb.
1 стр.
Программа дисциплины "Крупная корпорация как субъект публичной политики. Корпоративное гражданство"  для направления
365.99kb.
4 стр.