|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Власть и повседневность для направления 030200.68 Политология подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»
Санкт-Петербургский филиал
Факультет менеджмента
отделение прикладной политологии
Программа дисциплины
«Власть и повседневность»
для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра
Курс 3
Автор программы:
Сохань И.В. irina.sokhan@gmail.com
Одобрена на заседании кафедры прикладной политологии « 28 » августа 2012 г
Зав. кафедрой А.Ю. Сунгуров ______________________
Согласована УМО «___»_____________ 2012 г
Начальник В.В. Шереметова _______________________
Утверждена УМС «___»_____________2012 г
Председатель УМС _____________________
Санкт - Петербург, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Власть и повседневность.
Программа разработана в соответствии с:
Рабочим учебным планом университета по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.
Цели освоения дисциплины
Дисциплинарные практики власти, реализуемые в повседневности с целью установления наиболее эффективного контроля над человеком, наиболее четко и ярко оказались представлены в истории советского общества — более того, проект властной реконструкции повседневных структур жизни как отрицательной локализации частного и произвольного, представленный почти в каждой социальной утопии, на материале СССР обрел свое самое аутентичное воплощение. Поэтому, для анализа проблемы реализации власти в повседневности, ее целей, задач и основных механизмов, советский опыт, как максимально развернутая историческая, социально-культурная, политическая сфера воплощения данной проблематики, представляет максимальный интерес для подобного исследования. Процессы, происходящие сегодня в повседневных структурах жизни, когда традиционная повседневность и соответствующие ей практики существования претерпевают деконструкцию, не могут быть поняты без аналитики тех механизмов, которые видоизменяли повседневное до самого основания, заменяя действия человека в нем — функционированием власти.
Целями освоения дисциплины «Власть и повседневность» являются: ознакомление с феноменом советской повседневности как с системой практик, с помощью которых власть моделирует человека; анализ механизмов властного надзора в основных лакунах повседневного — гастрономической сфере, жилье, семье, сфере заботы о теле, способах жизнеобеспечения; ознакомление с основополагающими для данной тематики исследовательскими текстами; проблематизация современного состояния некоторых особенностей современного российского общества в связи с его тоталитарным прошлым; усвоение специфицирующего данную тематику тезауруса; формирование возможности понимания, и, навыков самостоятельного анализа процессов, связанных с практиками властного контроля повседневности.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
[Для ФГОС:]
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин Профессиональный цикл (вариативная часть) обеспечивающих подготовку бакалавра по направлению 030200.62 «Политология».
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
-
философия, психология, история политических учений, политическая история России и зарубежных стран
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
-
владеть базовым философским тезаурусом, быть ознакомленным с основными нормативными концепциями устройства общества, с базовыми представлениями психоанализа о человеке и обществе, с русской и советской историей; а также располагать возможностью дать философскую интерпретацию проблеме, иметь и применять навыки интерпретации и анализа текстов, обладать навыком устной и письменной аргументации.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
-
политическая психология, политическая социология, посткоммунизм
Тематический план учебной дисциплины
[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]
[ Таблица для дисциплин, закрепленных за одной кафедрой]
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
1
|
Проект нового, советского человека и социетальная инженерия тоталитаризма
|
2
|
4
|
|
|
6
|
2
|
«Долой кухонное рабство!» - революция быта и советская гастрономическая культура.
|
6
|
4
|
2
|
|
10
|
3
|
Реорганизация жилищного пространства
|
4
|
2
|
2
|
|
10
|
4
|
Советская семья.
|
4
|
2
|
2
|
|
10
|
5
|
Телесность советского человека.
|
4
|
2
|
2
|
|
10
|
6
|
Советские массовые праздники.
|
2
|
|
2
|
|
10
|
7
|
Организация жизни (практики жизнеобеспечения).
|
6
|
2
|
2
|
|
10
|
8
|
Повседневная жизнь номенклатуры.
|
2
|
|
2
|
|
|
9
|
Круглый стол. Итоговая дискуссия «Каким образом и какие дисциплинарные средства использовала советская власть, поощряя и организуя соответствующим образом повседневную жизнь советского человека?»
|
2
|
|
2
|
|
10
|
|
Итого:
|
32
|
16
|
16
|
|
76
|
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
1 год
|
Кафедра прикладной политологии
|
Параметры **
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Текущий
|
Реферат
|
|
*
|
|
|
|
По выбранной из списка литературы исследовательской работе в виде презентации (15-20 слайдов)
|
Итоговый
|
Зачет
|
|
*
|
|
|
|
Развернутый ответ на два вопроса из списка вопросов к зачету
|
Критерии оценки знаний, навыков
Во время текущего контроля (реферат) студент должен продемонстрировать навыки интерпретации и анализа текстов, аргументированно изложить свою позицию и критически подойти к позиции автора текста, а также оценить изучаемую проблему в контексте знаниевого багажа о советской культуре и истории.
Во время итогового контроля студент должен продемонстрировать достигнутый уровень рефлексии в отношении повседневных практик властного контроля, реализованных в советской истории.
Предполагается поддержка дисциплины в образовательной среде LMS.
Содержание дисциплины
-
Раздел 1 Проект нового, советского человека и социетальная инженерия тоталитаризма. (4 часа лекций; 6 часов самостоятельной работы).
Реконструкция повседневности и антропологическое проектирование как приоритетная практика тоталитаризма. Генетические основания реконструкции повседневности — повседневный мир социальных утопий и его особенности как характеристики основных мифов советского человека. Повседневный мир утопии и антиутопии. Основные характеристики советского типа повседневности: рационализация и сциентизм, аскетизм, мифологичность, деклассация и новый тип социальной стратификации, «маскулинизация всей страны» - новый проект гендерной идентичности, разрыв между страной и столицей. Советская повседневность как сфера коммуникаций между индивидом и властью — повседневность как пространство освоения идеологии.
Основная литература:
-
Орлов, И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2008. — 230 с.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-47010.html?page=7#2193382
-
Куляпин, А.И., Скубач, О.А. В стране советской жить: мифология повседневной жизни 1920-1950 г. / А.И.Куляпин, О.А.Скубач // Критика и семиотика. Вып. 11, 2007. С. 280-352. www.nsu.ru/.../virtual/cs11kuliapin_skubach.pdf
-
Паперный, В. Культура два. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/papern/index.php
Дополнительная литература:
-
Гусева, Ю. Политика «нового быта» СССР / Ю. Гусева // Вариации на тему гендера. Спб: Алетейя, 2004 — С. 172-179. http://ms-solutions.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=878:---l-r-&catid=67:2010-06-13-07-23-09&Itemid=196
-
Морен, Э. О природе СССР: Тоталитарный комплекс и новая империя / Пер с франц. А.В. Калова и М.А. Чешкова. М.: Наука для общества, РГГУ, 1995. - 220 с.
-
Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России, 1920-1930-е годы / Под общ. редакцией Тимо Вихавайнена. — СПб.: Журнад «Нева», 2000. — 480 с. http://ecsocman.hse.ru/text/19186307/
Форма проведения занятия — лекция с использованием презентации материала, дискуссия.
Раздел 2. «Долой кухонное рабство!» - революция быта и советская гастрономическая культура. (4 часа лекций, 2 часа семинаров, 10 часов самостоятельной работы).
Гастрономический проект 1920-х гг. - новая практика конструирования советского человека. Кормовая функция советской власти — исторические предпосылки и особенности реализации. Деклассация общества и система продуктового распределения. Голод. «Книга о вкусной и здоровой пище» как образец советской гастрономической мифологии. Советская гастрономическая культура после 1953 г. Гастрономическая ностальгия как феномен постсоветского пространства.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Советская гастрономическая культура как проект, как реальность, как миф — назовите характеристики каждой перечисленной модальности.
2. Почему советская гастрономическая культура носит именно тоталитарный характер?
3. Какие властные практики контроля она обнаруживает?
4. Как объяснить феномен гастрономической ностальгии?
5. «Книга о вкусной и здоровой пище» - единственная в мире кулинарная книга, где гастрономические риторики соединены с политическими.
6. В чем мифологичность «Книги...»?
7. Чем был обусловлен ее выпуск в 1939г., а затем многочисленные переиздания?
8. Каковы задекларированные в ней цели ее создания и издания?
9. Какой предстает советская гастрономическая культура на ее страницах?
Основная литература:
-
Лебина, Н.Б. «Плюс десталинизация всей еды...» (вкусовые приоритеты эпохи хрущевских реформ: опыт историко-антропологического анализа // Н.Б. Лебина // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. – 2011. – № 21 (Осень). – С. 214-243.
-
Осокина, Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации, 1927 — 1941 г.г. / Е. А. Осокина. - М.: РОССПЭН, 1997. - 271 с. http://lib.rus.ec/b/123490
-
Осокина Е.А. Иерархия потребления. О жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928-1935 гг. М.: Изд-во МГОУ, 1993. 144 с. http://www.twirpx.com/file/290951/
-
Сохань, И.В. Тоталитарный дискурс культуры еды в Советской России 1920-1930-х гг / И.В. Сохань // Вестник ТГУ. Серия «Философия. Социология. Политология. Культурология.» Томск, изд.: ТГУ, № 332, март 2010. С.63-69. http://www.womaninrussia.ru/content/%C2%ABdoloi-kukhonnoe-rabstvo%C2%BB-k-voprosu-o-gendernykh-transformatsiyakh-struktur-byta-v-sovetskoi
-
Сохань, И.В. «Долой кухонное рабство!»: к вопросу о гендерных трансформациях структур быта в Советской России 1920-х г.г.» / И.В. Сохань // Женщина в российском обществе, 2011. № 4. C. 88—95.
Дополнительная литература:
-
Каспэ И. ”Съесть прошлое”: идеология и повседневность гастрономической ностальгии // Пути России: культура – общество – человек: Материалы Международного симпозиума ( 26-26 янв. 2008 г.). Т. XV. / Под общ. ред. А. М. Никулина. М.: Логос, 2008. С. 205-218. www.hse.ru/data/418/231/1226/Kaspe_Puti2008.pdf
-
Книга о вкусной и здоровой пище. М.: Пищепромиздат, 1939. — 435 с.
-
Кондратьева, Т. Кормить и править: О власти в России XVI-XX вв. М.: РОССПЭН, 2006. - 208 с. http://nashol.com/2012070265926/kormit-i-pravit-o-vlasti-v-rossii-xvi-xx-vekov-kondrateva-t-2006.html
-
Кушкова, А. В центре стола: зенит и закат салата «Оливье» / А. Кушкова // НЛО – 2005. – № 76. http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/ku23.html
-
Кушкова, А. Советское прошлое сквозь воспоминания о продовольственном дефиците / А. Кушкова // НЛО – 2009. – № 2 (64). http://magazines.russ.ru/nz/2009/2/ku10.html
-
Орлов И.Б. От нарпита к общепиту: достижения и провалы советской системы общественного питания. http://www.hse.ru/data/2010/03/13/1231113918/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf
-
Сохань И.В. Тоталитарный проект гастрономической культуры (на примере сталинской эпохи 1920-1930-х гг.). Томск: ТГУ, 2011. Т. 1. 232 с. http://www.hse.ru/sci/publications/47009820.html
Форма проведения занятий — лекция с использованием презентации материала, дискуссия. Семинар сопровождается презентациями визуальных материалов, в том числе презентацией слайдов с изображениями страниц из «Книги о вкусной и здоровой пище».
Раздел 3. Реорганизация жилищного пространства (2 часа лекций и 2 часа семинаров).
Жилищная политика советской власти — экономические и идеологические факторы, основная цель - огосударствление жилища с целью использования его как средства управления людей. Дома-коммуны — оптимистический проект 1920-х гг. Коммунальная квартира как феномен советской повседневности и основная арена ее воспроизводства. Принуждение жилищем — прописка, нормирование, коллективизация тела и сознания.
Семинар (2 часа). Вопросы:
-
Какими факторами определялся «прогрессирующий распад домашнего очага»?
-
Как он должен был повлиять на формирование советского человека, согласно идеологической стратегии власти?
-
Почему некоторые исследователи коммунальную квартиру называют «...миром, вывернутым наизнанку»? «лабораторией тоталитаризма»?.
-
Какое влияние оказывала подобная подконтрольная-поднадзорная жизнь на формирование идентичности человека?
Основная литература:
-
Коммунальная квартира как социокультурный феномен советской повседневности. С. 85-96. - из:
Орлов, И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2008. — 230 с.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-47010.html?page=7#2193382
-
Утехин, И. В. Очерки коммунального быта / И. В. Утехин – М.: ОГИ, 2004. – 277 с. http://vuzer.info/load/shkola_licej_vuz/ocherki_kommunalnogo_byta_ilja_utekhin/24-1-0-14253
Дополнительная литература:
-
Беззубцев-Кондаков, А. Наш человек в коммуналке \ А. Беззубцев-Кондаков // Топос. – 2005. – № 21/11. – http://www.topos.ru/article/4213
-
Меерович, М. Социалистический город: формирование городских общностей и советская жилищная политика в 1930-е гг. http://www.fedy-diary.ru/?p=3670
-
Фицпатрик, Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / Ш. Фицпатрик. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 336 с. http://krotov.info/libr_min/21_f/iz/patrik_0.htm
Раздел 4. Советская семья. (2 часа лекций и 2 часа семинаров).
Антисемейная политика советской власти в 1920-е гг. - идеологическая замена семьи коллективом. Проект великой, единой советской семьи - Герой (сын), Отец (Сталин), Мать (Родина). Освобождение женщины и изменение гендерной структуры советского общества. Модель новой социалистической семьи. Возрождение института семьи и материнства во второй половине 1930-х гг. Патриархальный характер советской семьи и модель идентичности как вины за индивидуальное, которую она производила.
Семинар (2 часа). Вопросы:
-
Свобода от семьи — в чем состоял смысл подобных риторик в 1920-е гг.?
-
В сборнике с красноречивым названием «О любви» (1925 г.изд.) содержится тезис о том, что «не только воздержание — мещанство, но и материнство — мещанство». Проинтерпретируйте этот тезис.
-
Почему была необходима замена частной семьи на «большую советскую семью»? Каковы последствия такой замены?
-
Маскулинизация женщины и патриархальность — тем не менее, неотъемлемые черты советской семейной политики. Как они проявились в советской повседневной истории?
Основная литература:
-
Семейная история, семья и брак в СССР. С. 96-118. - из:
Орлов, И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2008. — 230 с.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-47010.html?page=7#2193382
-
Советская социальная политика 1920-х-1930-х годов: идеология и повседневность / Под редакцией Елены Ярской-Смирновой и Павла Романова // М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. — 432 с. http://www.fedy-diary.ru/?page_id=2720
-
Cоветская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940-1985 / Под редакцией Елены Ярской-Смирновой и Павла Романова // М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. — 376 с. http://www-books-18.ru/40248-sovetskaya-socialnaya-politika-sceny-i-dejstvuyushhie-lica-1940-1985.html
Дополнительная литература:
-
Кларк, К. Сталинский миф о «Великой семье». http://www.fedy-diary.ru/?page_id=4534
Раздел 5. Телесность советского человека. (2 часа лекций и 2 часа семинаров).
Утопические истоки конструирования телесности советского человека и ее основные характеристики — свобода от перверсий, чистота и рационализм, аскетизм. Индивидуальное тело как тело вины и покаяния. Рождение телесного канона в 1930-е гг. Гендерные особенности конструирования советской телесности.
Семинар (2 часа).
Анализ телесности советского человека по фоторепортажам культового фотографа сталинской эпохи Макса Пенсона, сайт http://www.maxpenson.com/
Вопросы:
-
Какими характеристиками обладает телесность советского человека?
-
Какими знаками маркируется женская и мужская телесность?
-
Эстетика тела советского человека сводилась к его функциональности — как это отражено в визуальных источниках?
-
Советское тело — коллективное и экстатическое тело.
Основная литература:
1. Дашкова, Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 1930-х гг.http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_11_12/10.htm
2. Лебина, Н.Б. Советский дом-коммуна: границы тела / Н.Б. Лебина// Теория моды: одежда, тело, культура. 2012. № http://www.nlobooks.ru/node/2118
Дополнительная литература:
1. Желызнык, М. Гигиенические практики в советской и современной России / М. Желизнык // ЖССА, 2007. Т.10. № 1. С. 133-140. http://ecsocman.hse.ru/text/19127599/
Раздел 6. Советские массовые праздники. (2 часа семинаров).
Вопросы:
-
По утверждению автора, «праздник был политикой, а советское праздничное действо — выражением специфической формы господства». Поясните, каковы функции праздничной системы в СССР?
-
Связь праздника и террора — каковы причины этой связи?
-
Советский праздник как перерыв в советской повседневности.
-
«Учиться у Москвы» - Москва как нормирующий центр советского праздника.
-
Характеристики советского праздника.
Основная литература:
Рольф, М. Советские массовые праздники / М.Рольф // М.: Росспэн, 2009. - 439 с. http://www.fedy-diary.ru/?page_id=5046
Раздел 7. Организация жизни (практики жизнеобеспечения). (2 часа лекций и 2 часа семинаров).
Дефицит и блат. Советская реклама — мистификация потребления. Общество ремонта. Экстремальная ценность вещи в глазах советского человека. Амбивалентная идеология потребления.
Семинар (2 часа). Вопросы:
-
Почему, при всех декларациях изобилия, дефицит оставался спутником советского человека на протяжении всей его истории?
-
Блат как уникальное явление, характеризующее советские практики жизнеобеспечения.
-
Эпоха застоя характеризовалась парадоксом - «пустых полок и полных холодильников». Поясните.
-
Почему советское общество — общество ремонта?
Основная литература:
1. Герасимова Е., Чуйкина С. Общество ремонта / Е.Герасимова, С.Чуйкина // Неприкосновенный запас, 2004. № 2(34). http://magazines.russ.ru/nz/2004/34/ger85.html
2. «Нормированный» сервис в советской повседневности: карточная система в СССР. С.118-150. Сервис в советской повседневности. С. 212-228. - из:
Орлов, И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2008. — 230 с.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-47010.html?page=7#2193382
3. Тяжелые времена. С.52-83. - из:
Фицпатрик, Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / Ш. Фицпатрик. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 336 с. http://krotov.info/libr_min/21_f/iz/patrik_0.htm
Раздел 8. Повседневная жизнь номенклатуры. (семинар, 2 часа).
Вопросы:
-
Номенклатура — привилегированный класс советского общества.
-
Приставка «спец-» : социальный апартеид в СССР.
-
Особенности быта номенклатуры: еда, квартира, машина, дача.
-
Свободен ли номенклатурщик? Особенности статусного привилегированного потребления в СССР и его отличие от потребления элиты в нетоталитарных режимах.
Основная литература:
-
Восленский, М.С. Номенклатура: господствующий класс Советского Союза / М.С. Восленский — М.: «Советская Россия», 1991. — 624 с. http://www.modernlib.ru/books/voslenskiy_mihail/nomenklatura/read_1/
9. Заключительный круглый стол. Итоговая дискуссия «Каким образом и какие дисциплинарные средства использовала советская власть, поощряя и организуя соответствующим образом повседневную жизнь советского человека?» (2 часа)
Образовательные технологии
[Укажите образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, компьютерные симуляции, психологические и иные тренинги. Укажите, если предусмотрены в рамках курса, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов]
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Тематика заданий текущего контроля
Тематика заданий для реферата : студентам предлагается написать реферат по выбранной теме на основе предложенной литературы. Тема реферата и подбор литературы согласовывается с преподавателем. Тематика рефератов варьируется в диапазоне изучаемых проблем и рассматриваемых на семинарах вопросах. Приветствуется использование визуального материала. Преподаватель считает важным самостоятельную формулировку темы реферата, т. к. это предполагает предварительную рефлексию над проблемой и самостоятельный отсмотр литературы. В реферате должна быть озвучена важная проблема советской повседневности, рассмотрен ее контекст в качестве поля реализации и присутствия власти в жизни человека, критически изложена позиция автора, на исследовании которого основывается реферат, и приведена собственная оценка.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к зачету по курсу:
.1. Советская гастрономическая культура как проект, как реальность, как миф — назовите характеристики каждой перечисленной модальности.
2. Почему советская гастрономическая культура носит именно тоталитарный характер?
3. Какие властные практики контроля она обнаруживает?
4. Как объяснить феномен гастрономической ностальгии?
5. «Книга о вкусной и здоровой пище» - единственная в мире кулинарная книга, где гастрономические риторики соединены с политическими.
6. В чем мифологичность «Книги...»?
7. Чем был обусловлен ее выпуск в 1939г., а затем многочисленные переиздания?
8. Каковы задекларированные в ней цели ее создания и издания?
-
Какой предстает советская гастрономическая культура на ее страницах?
-
Какими факторами определялся «прогрессирующий распад домашнего очага»?
-
Как он должен был повлиять на формирование советского человека, согласно идеологической стратегии власти?
-
Почему некоторые исследователи коммунальную квартиру называют «...миром, вывернутым наизнанку»? «лабораторией тоталитаризма»?.
-
Какое влияние оказывала подобная подконтрольная-поднадзорная жизнь на формирование идентичности человека?
-
Свобода от семьи — в чем состоял смысл подобных риторик в 1920-е гг.?
-
В сборнике с красноречивым названием «О любви» (1925 г.изд.) содержится тезис о том, что «не только воздержание — мещанство, но и материнство — мещанство». Проинтерпретируйте этот тезис.
-
Почему была необходима замена частной семьи на «большую советскую семью»? Каковы последствия такой замены?
-
Маскулинизация женщины и патриархальность — тем не менее, неотъемлемые черты советской семейной политики. Как они проявились в советской повседневной истории?
-
Какими характеристиками обладает телесность советского человека?
-
Какими знаками маркируется женская и мужская телесность?
-
Эстетика тела советского человека сводилась к его функциональности — как это отражено в визуальных источниках?
-
Советское тело — коллективное и экстатическое тело.
-
По утверждению автора, «праздник был политикой, а советское праздничное действо — выражением специфической формы господства». Поясните, каковы функции праздничной системы в СССР?
-
Связь праздника и террора — каковы причины этой связи?
-
Советский праздник как перерыв в советской повседневности.
-
«Учиться у Москвы» - Москва как нормирующий центр советского праздника.
-
Характеристики советского праздника.
-
Почему, при всех декларациях изобилия, дефицит оставался спутником советского человека на протяжении всей его истории?
-
Блат как уникальное явление, характеризующее советские практики жизнеобеспечения.
-
Эпоха застоя характеризовалась парадоксом - «пустых полок и полных холодильников». Поясните.
-
Почему советское общество — общество ремонта?
-
Номенклатура — привилегированный класс советского общества.
-
Приставка «спец-» : социальный апартеид в СССР.
-
Особенности быта номенклатуры: еда, квартира, машина, дача.
-
Свободен ли номенклатурщик? Особенности статусного привилегированного потребления в СССР и его отличие от потребления элиты в нетоталитарных режимах.
Порядок формирования оценок по дисциплине
(подробные методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине приведены в приложении)
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: Оценивается подготовленность студентов, их активность в дискуссиях, сформулированная позиция по поставленным вопросам, озвученный уровень рефлексивности. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем -
Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: Самостоятельная работа студентов оценивается посредством оценки качества выполнения заданий к семинарским занятиям - насколько полно подготовлены поставленные вопросы с помощью предложенной литературы. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная= Отекущий + Оауд + Осам.работа
где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП
Отекущий = n3·Ореф
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
-
Если дисциплина преподается один модуль:
Орезульт = Онакопл + Озач
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента.
ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль
блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
Оценка за дисциплину формируется, исходя из: 20% - посещение лекций, 30 % - реферат и защита реферата, 40 % - работа на семинарах, 10% - зачет.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Базовый учебник
Базовый учебник по дисциплине отсутствует, однако в разделе «Основная литература» рекомендованы основные публикации по тематике курса, которые есть и в электронном варианте.
Основная литература
-
Орлов, И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления / И.Б. Орлов. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2008. — 230 с.
-
http://rudocs.exdat.com/docs/index-47010.html?page=7#2193382
-
Волков, В.В. Концепция культурности, 1935-38: Советская цивилизация и повседневность сталинского времени / В.В. Волков // Социологический журнал – 1996. – № 1/2. – С.204-219. http://ecsocman.hse.ru/text/18303504/
-
Восленский, М.С. Номенклатура: господствующий класс Советского Союза / М.С. Восленский — М.: «Советская Россия», 1991. — 624 с. http://www.modernlib.ru/books/voslenskiy_mihail/nomenklatura/read_1/
-
Глущенко, И.В. Общепит. Микоян и советская кухня / И.В. Глущенко. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 240 с.
-
Куляпин, А.И., Скубач, О.А. В стране советской жить: мифология повседневной жизни 1920-1950 г. / А.И.Куляпин, О.А.Скубач // Критика и семиотика. Вып. 11, 2007. С. 280-352. www.nsu.ru/.../virtual/cs11kuliapin_skubach.pdf
-
Куляпин, А.И., Скубач, О.А. Человеческий материал: метафорика внутреннего мира
-
советского человека / А.И.Куляпин, О.А.Скубач // Критика и семиотика. Вып. 12, 2008. С. 279-287. www.nsu.ru/.../virtual/cs012kuliapin_skubach.pdf
-
Лебина, Н. Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: Контуры, символы, знаки / Н.Б. Лебина. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. — 444 с.
-
Лебина, Н.Б. Советский дом-коммуна: границы тела / Н.Б. Лебина// Теория моды: одежда, тело, культура. 2012. № 23. http://www.nlobooks.ru/node/2118
-
Лебина, Н.Б. «Плюс десталинизация всей еды...» (вкусовые приоритеты эпохи хрущевских реформ: опыт историко-антропологического анализа // Н.Б. Лебина // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. – 2011. – № 21 (Осень). – С. 214-243.
-
Левин, М. Советский век / Пер. с англ. В.Новикова, Н.Копелянской. - М.: Изд-во «Европа», 2008. - 680 с.
-
Морен, Э. О природе СССР: Тоталитарный комплекс и новая империя / Пер с франц. А.В. Калова и М.А. Чешкова. М.: Наука для общества, РГГУ, 1995. - 220 с.
-
Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России, 1920-1930-е годы / Под общ. редакцией Тимо Вихавайнена. — СПб.: Журнад «Нева», 2000. — 480 с. http://ecsocman.hse.ru/text/19186307/
-
Осокина, Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации, 1927 — 1941 г.г. / Е. А. Осокина. - М.: РОССПЭН, 1997. - 271 с. http://lib.rus.ec/b/123490
-
Осокина Е.А. Иерархия потребления. О жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928-1935 гг. М.: Изд-во МГОУ, 1993. 144 с. http://www.twirpx.com/file/290951/
-
Паперный, В. Культура два. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/papern/index.php
-
Рольф, М. Советские массовые праздники / М.Рольф // М.: Росспэн, 2009. - 439 с. http://www.fedy-diary.ru/?page_id=5046
-
Серс, Ф. Тоталитаризм и авангард / Ф. Серс. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 336 с. http://free-kniga.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=415&Itemid=127
-
Советская социальная политика 1920-х-1930-х годов: идеология и повседневность / Под редакцией Елены Ярской-Смирновой и Павла Романова // М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. — 432 с. http://www.fedy-diary.ru/?page_id=2720
-
Cоветская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940-1985 / Под редакцией Елены Ярской-Смирновой и Павла Романова // М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. — 376 с. http://www-books-18.ru/40248-sovetskaya-socialnaya-politika-sceny-i-dejstvuyushhie-lica-1940-1985.html
-
Сохань И.В. Антикультура тоталитарности. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/soh_antitot.php
-
Фицпатрик, Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / Ш. Фицпатрик. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 336 с. http://krotov.info/libr_min/21_f/iz/patrik_0.htm
-
Фицпатрик, Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня / Ш. Фицпатрик. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 442 с. http://krotov.info/libr_min/21_f/iz/patrik_9.htm
-
Утехин, И. В. Очерки коммунального быта / И. В. Утехин – М.: ОГИ, 2004. – 277 с. http://vuzer.info/load/shkola_licej_vuz/ocherki_kommunalnogo_byta_ilja_utekhin/24-1-0-14253
Дополнительная литература
-
Андреевский, Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху (30-40-е годы) / Г.В. Андреевский — М.: Молодая гвардия, 2003. — 463 с. http://lib.rus.ec/b/131769
-
Беззубцев-Кондаков, А. Наш человек в коммуналке \ А. Беззубцев-Кондаков // Топос. – 2005. – № 21/11. – http://www.topos.ru/article/4213
-
Биншток В.И., Каминский Л.С. Народное питание и народное здравие. М.-Л.: Гос. изд-во. Отдел воен. лит-ры. 1929. 91 с.
-
Бойм, С. Общие места. Мифология повседневной жизни / С. Бойм // М.: НЛО, 2002.
-
Вебер, В.А., Семенов, В.Н. Самообслуживание в столовых / В.А. Вебер, В.Н. Семенов // М.: Госторгиздат, 1955.-
-
Брюггеманн, K. Миф о “большой советской семье” в массовых песнях 1930х годов, или Советский Союз как поющий пионерский лагерь. Daugavpils Universitātes Humanitārās fakultātes XII Zinātnisko lasījumu materiāli. Vēsture. VI sējums, I daļa. Daugavpils: Daugavpils Universitātes izdevniecība Saule, 2003. 132 lpp.>29.-34.lpp. http://www.historia.lv/publikacijas/konf/daugp/012/1dala/brigeman.htm
Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека / П.Вайль, А.Генис // Изд. 2-е, испр. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 368 с. http://www.twirpx.com/file/671345/
-
Гурова О. Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. -288 с. http://www.fedy-diary.ru/html/sovniz.html
-
Гусева, Ю. Политика «нового быта» СССР / Ю. Гусева // Вариации на тему гендера. Спб: Алетейя, 2004 — С. 172-179. http://ms-solutions.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=878:---l-r-&catid=67:2010-06-13-07-23-09&Itemid=196
-
Гюнтер, Х. Пути и тупики изучения литературы и искусства сталинской эпохи / Х.Гюнтер // НЛО, 2009. № 95. http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/gu23.html
-
Добренко, Е. Политэкономия соцреализма. http://lib.rus.ec/b/374137/read
-
Земскова, Д. Парторг как культурный герой / Д.Земскова // Историк и художник, 2006. № 3 (9).
http://b-i.narod.ru/s_s.htm
-
Жид, А. Возвращение из СССР / А. Жид // Два взгляда из-за рубежа: Переводы. — М.: Политиздат, 1990— С. 62-163. http://bookz.ru/authors/jid-andre/zhid_ussr/1-zhid_ussr.html
-
Желызнык, М. Гигиенические практики в советской и современной России / М. Желизнык // ЖССА, 2007. Т.10. № 1. С. 133-140. http://ecsocman.hse.ru/text/19127599/
-
Журавлев С., Юкка Гронов. Власть моды и советская власть: история противостояния. http://www.polit.ru/article/2006/12/21/fashion/
-
Каспэ И. ”Съесть прошлое”: идеология и повседневность гастрономической ностальгии // Пути России: культура – общество – человек: Материалы Международного симпозиума ( 26-26 янв. 2008 г.). Т. XV. / Под общ. ред. А. М. Никулина. М.: Логос, 2008. С. 205-218. www.hse.ru/data/418/231/1226/Kaspe_Puti2008.pdf
-
Книга о вкусной и здоровой пище. М.: Пищепромиздат, 1939. — 435 с.
-
Кларк, К. Сталинский миф о «Великой семье». http://www.fedy-diary.ru/?page_id=4534
-
Кожаный, П. Об общественном питании / П. Кожаный // Работница – 1923. – № 10. – С. 21-22.
-
Кожаный П. Долой частную кухню / П. Кожаный. М.:издание паевого товарищества «НАРПИТ», 1924. - 12 с.
-
Кожаный П. Дома-коммуны и товарищеское харчевание / П. Кожаный. М.: ИЗДАНИЕ ЦЕНТРОСОЮЗА, 1925. - 24 с.
-
Кондратьева, Т. Кормить и править: О власти в России XVI-XX вв. М.: РОССПЭН, 2006. - 208 с. http://nashol.com/2012070265926/kormit-i-pravit-o-vlasti-v-rossii-xvi-xx-vekov-kondrateva-t-2006.html
-
Кушкова, А. В центре стола: зенит и закат салата «Оливье» / А. Кушкова // НЛО – 2005. – № 76. http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/ku23.html
-
Кушкова, А. Советское прошлое сквозь воспоминания о продовольственном дефиците / А. Кушкова // НЛО – 2009. – № 2 (64). http://magazines.russ.ru/nz/2009/2/ku10.html
-
Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии, 1920 - 30 годы. - СПб.: Журн. "Нева", 1999. - 320 с. http://tortuga.angarsk.su/fb2/lebinn01/Povsednevnaya_zhizn_sovetskogo_goroda.fb2_1.html
-
Лебина Н.Б. Теневые стороны жизни советского города 20-30-х гг. // Вопросы истории. 1994. № 2. С. 30-42.
-
Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. СПб.: Д.Буланин, 2003. - 340 с.
-
Луначарский А.В. О быте / А.В. Луначарский. — М-Л.: Государственное издательство, 1927. — 84 с.
-
Меерович, М. Социалистический город: формирование городских общностей и советская жилищная политика в 1930-е гг. http://www.fedy-diary.ru/?p=3670
-
Орлов И.Б. От нарпита к общепиту: достижения и провалы советской системы общественного питания. http://www.hse.ru/data/2010/03/13/1231113918/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf
-
Осокина Е. Прощальная ода советской очереди / Е.Осокина // Неприкосновенный запас. 2004. № 5 (43) http://magazines.russ.ru/nz/2005/43/oso10.html
-
Смит, С. Спасение души в Советской России / С.Смит // Неприкосновенный запас. 2009. № 2 (64) http://magazines.russ.ru/nz/2009/2/ss16.html
-
Туровская, М. О вкусной и здоровой пище. Из археологии советской еды. http://novznania.ru/?p=1190
-
Фокин, А.А. «Потребительский» вариант восприятия коммунизма советским населением на рубеже 50-60-х годах / А.А. Фокин // Вестник Челябинского государственного университета. История. Выпуск 20. - 2007. - № 11 (89). - С. 34-42.
-
Хелльбек, Й. Повседневная идеология: жизнь при сталинизме. http://www.polit.ru/article/2010/11/24/hellbeck/
Литература на английском языке:
-
Gronow, Yukka (2003). Caviar with champagne: common luxury and the ideals of the good life in Stalin`s Russia. Published by Berg, Oxford-NY. P. 182
Дистанционная поддержка дисциплины
Дистанционная поддержка курса включает в себя: возможность пользоваться электронными версиями предложенной литературы (практически 90 % литературы обеспечивается ее электронным вариантом); коммуникация с преподавателем с помощью e-mail; предполагается поддежка дисциплины в образовательной среде LMS.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Используется проектор (для лекций и семинаров).
Данные методические рекомендации составлены на основании Положения об организации контроля знаний, утвержденного УС НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.
-
Структура оценки по дисциплине согласно положению об организации контроля знаний:






-
Таблица 1. Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается 1 этап (модуль)
-
Элемент оценки
|
Накопленная оценка
|
Итоговая оценка за экзамен/ зачет
|
Результирующая оценка
за дисциплину
(Выставляется в диплом)
|
Текущий контроль
|
Аудиторная работа (Лекции, практические занятия, семинарские занятия)
|
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов
|
Действия преподавателя
|
1
|
Выставление оценки
в 10-балльной системе
по каждой форме текущего
контроля (реферат,
|
Выставление оценки Оауд по 10-балльной
шкале за аудиторную работу студента.
ВАЖНО: в НИУ ВШЭ в рамках аудиторной работы
не оценивается посещение лекций, семинарских занятий и практических занятий, а только работа студента.
(Оценка выставляется только при решении преподавателя оценивать данный вид деятельности студента)
|
Выставление оценки Осам.работа по 10-балльной
шкале за аудиторную работу студента.
(Оценка выставляется только при решении преподавателя оценивать данный вид деятельности студента)
|
Выставление оценки за итоговый контроль (зачет 10балльной системе
|
1
|
Определение весов q1 и q2 (ВНИМАНИЕ, Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑qi = 1, при этом, 0,2 ≤ qi ≤ 0,8)
|
2
|
Определение весов ni (ВНИМАНИЕ, сумма ni =1)
|
2
|
Орезульт =
q1·Оитог.контроль + q2·Онакопленная
|
3
|
Расчет оценки за текущий контроль Отекущий = n3·Ореф
|
Определение весов k1 k2 k3 (ВНИМАНИЕ, сумма ki =1, в случае, если преподаватель не учитывает аудиторную и самостоятельную внеаудиторную работу студентов, то k2 и k3 равны 0 (нулю), а k1=1).
|
|
|
|
Расчет накопленной оценки
Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа
|
Что получается в результате
|
Онакопленная*
|
Оитог.контроль
|
Орезультирующая*
|
Формирование оценки по дисциплине, если она читается несколько этапов (модулей) поясним на примере дисциплины читаемой 3 этапа (таблица 2).
* способ округления оценки должен быть указан в программе учебной дисциплины