Главная
страница 1
Основные понятия и термины
Лекция №1.

Вопросы: 1. Перечислить основные понятия предмета « Теория и методика физического воспитания»

2.Дать определение физической культуре.

3. Что такое базовая физическая культура?

4. Что такое физическое воспитание, физическое образование?

5. Что представляют собой физические упражнения и физические качества.

6 Что такое физическая подготовка?

К понятиям предмета Теория и методика физического воспитания относятся «:

1. Физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовка, физические упражнения, физические качества.

Мы рассмотрим понятия, которые находятся под цифрой 1.



Физическая культура – самое широкое по своему содержанию понятие. Различают физическую культуру общества и физическую культуру личности.

Физическая культура общества представляет собой специфическую часть общей культуры, одну из сфер социальной деятельности, в её содержание входит созданная в процессе развития общества совокупность специальных духовных и материальных ценностей.

К духовным ценностям относятся многочисленные знания о физическом воспитании (средства и методы воспитания физических качеств) о формировании двигательных навыков, о построении спортивной тренировки, о влиянии физических упражнений на организм занимающихся.

К материальным ценностям относятся созданные для занятий физической культурой различные сооружения (стадионы, спортивные залы, бассейны), специальный инвентарь и оборудование, и, конечно, спортивные достижения.

Физическая культура в нашей стране служит важным средством воспитания. Систематические занятия различными видами физической культуры и спортом содействуют всестороннему и гармоничному развитию личности, формированию моральных и волевых качеств, развитию умственных способностей. Кроме того, ускоряет процесс приобщения молодого человека к общественной жизни. Особая ценность физической культуры состоит в том, что её средствами можно существенно увеличивать функциональные резервы организма, повышать уровень его общей дееспособности и устойчивости ко многим неблагоприятным воздействиям среды.



Под физической культурой личности понимается достигнутый уровень физического совершенства человека и степень использования двигательных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни.

Физическая культура имеет множество функций, и следует знать о таких как:

  • Нормативная, заключающаяся в закреплении рациональных форм деятельности;

  • Информационная, отражающая свойства накапливать культурную информацию, быть средством её распространения и передачи от поколения к поколению;

  • Коммуникативная, характеризующая свойства содействовать общению, установлению межличностных отношений;

  • Эстетическая, связанная с удовлетворением эстетических потребностей личности;

  • Биологическая, связанная с удовлетворением естественных потребностей человека в движении, улучшением его физического состояния и обеспечения необходимого уровня работоспособности человека для повседневной жизни, выполнения обязанностей члена общества.

Функции лежат в основе классификации видов физической культуры, которая может быть представлена как базовая физическая культура, спорт прикладная и оздоровительная физическая культура

Базовая физическая культура, обеспечивает физическое образование и физическую подготовленность, которые необходимы человеку, как первооснова физического совершенства. Начальный вид базовой физической культуры условно можно назвать «дошкольной и школьной физической культурой». Школьная физическая культура является фундаментальной частью базовой физической культуры. Она не ограничивается дошкольными и школьными формами, она включает дальнейшую физическую подготовку, обеспечивающую более высокий уровень физической подготовки.

Физическое воспитание – вид воспитания, осуществляемый в целях формирования физически совершенного, социально активного и морально устойчивого подрастающего поколения, готового к высокопроизводительному труду и защите Родины.

Задачи: обучение различным видам движений, умений и навыков, передача знаний о физической культуре, направленное улучшение физического развития учащихся (осанки, физических качеств)

Физическое образование – обучение человека двигательным умениям и навыкам, управлению движением своего тела во времени и пространстве, а также вооружение теоретическими знаниями по использованию двигательных умений и навыков в различных условиях жизни и деятельности.

Физическая подготовка – основополагающая часть всестороннего физического воспитания. Быть хорошо физически подготовленным – это значит владеть широким кругом двигательных навыков и умений, которые помогут успешно специализироваться в любой избранной деятельности (производственной, спортивной и т.д.). Содержание физической подготовки составляю, прежде всего, наиболее важные виды движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания, плавание, ходьба на лыжах, преодоление различного рода препятствий. Физическая подготовка развивает умение быстро овладевать новыми незнакомыми видами движений и применять приобретенные навыки в изменившихся обстоятельствах, а также силу выносливость, быстроту, гибкость, ловкость. Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную (СФп). Цель специальной физической подготовки – воспитание определенных физических качеств, необходимых для той или иной деятельности, для того или иного вида спорта.

ОФП входит в программу занятий по физическому воспитанию в общеобразовательных школах ПТУ, колледжах, техникумах, вузах. С физической подготовки начинаются тренировки в спортивных секциях по всем видам спорта.



Физические упражнения – это двигательные, целенаправленные, сознательные действия человека, связанные с целым рядом психических процессов: представлением о движении, мыслительной работой, переживаниями.

Наши движения чрезвычайно разнообразны, но не все они являются физическими упражнениями. Например, ходьба и бег только тогда становятся физическими упражнениями, когда используются в целях физического воспитания: как обучить технике бега, развить выносливость, подготовить к участию в соревнованиях Взаимосвязь физических упражнений и физического труда заключается не в том, что они могут заменять друг друга, а в том, что физические упражнения, возникнув из трудовой деятельности, стали незаменимым средством подготовки к труду. Физические упражнения возникли из естественной потребности человека в движении. Только благодаря движениям организм человека может нормально развиваться. Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье, физическом состоянии человека, его духовном развитии.

Вместе с закаливанием физические упражнения – важнейшее средство предупреждение заболеваний. Физические упражнения делятся на естественные (ходьба, бег, прыжки, плавание). Аналитические - специально созданные (гимнастические упражнения, упражнения с предметами). Имеется классификация по анатомическим признакам: для рук, ног, туловища, брюшного пресса и других частей тела. Группируются по физическим качествам, силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.

Чтобы занятия физическими упражнениями принесли наибольшую пользу, необходим опытный руководитель, который знает возможности своих воспитанников, подбирает физические упражнения, дозирует нагрузки, соответствующие возрастным особенностям учеников.



Физические качества – это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями. Применительно к динамики физических качеств употребляют термины «развитие» и «воспитание». Термин « развитие» характеризует естественный ход изменений качества, а «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей двигательного качества.

К физическим (двигательным) качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Воспитание физических качеств у детей школьного возраста сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма.

Во – первых, в школьном возрасте развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других, что обуславливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств у школьников.

Во – вторых в ходе развития различных функций организма существуют критические (сенситивные) периоды, когда прирост качества происходит значительно, интенсивно. Этот период находится в диапазоне 7 -12 лет.

В – третьих, процессе воспитания физических качеств у детей школьного возраста особенно остро проявляется необходимость реализации дидактических принципов. Воспитание физических качеств сопряжено со значительными физическими нагрузками. Дети и подростки способны переносить их без ущерба для организма при неуклонном соблюдении постепенности роста физических нагрузок учете их индивидуальных особенностей. Положительные эмоции позволяют не только с большим интересом относиться к занятиям, но и способствуют максимальному проявлению физических качеств у детей и подростков.


Смотрите также:
Лекция №1. Вопросы: Перечислить основные понятия предмета «Теория и методика физического воспитания»
62.16kb.
1 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.
Теория и методика формирования техники и тактики передвижений спортсменов в соревновательном пространстве и технология совершенствования приемов в многолетней тренировке (на примере фехтования) 13. 00
605.7kb.
5 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
226.55kb.
1 стр.
М. П. Попова Теория и методика воспитания
1048.49kb.
9 стр.
Функциональная подготовка легкоатлетов с разными типами кровообращения и биоэнергетики 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
407.92kb.
2 стр.
Диссертационной работы
69.34kb.
1 стр.
Вопросы для тестирования учителей кубановедения
56.18kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности
83.55kb.
1 стр.
Методическое обеспечение образовательной области «Физическая культура»
88.55kb.
1 стр.
Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций
56.84kb.
1 стр.
Совершенствование скоростно-силовой подготовки квалифицированных разгоняющих бобслеистов 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.13kb.
2 стр.