Главная
страница 1страница 2страница 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)



f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
Специальность – 030401.65 История

Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск - 2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:


1) ГОС ВПО по специальности подготовки 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп

2) Учебный план по специальности подготовки 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12


УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «История мировых религий» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием по специальности «История». Настоящая программа учитывает в своем содержании обязательный минимум знаний по предмету. При составлении программы содержание учебного материала подвергалось тщательному отбору, при этом преследовалась цель систематизировать, упорядочить учебный материал.

Предметом изучения истории религии является возникновение и развитие религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь человечества, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций.

Цель курса дать характеристику общей картины развития религиозной сферы от примитивных первобытных форм до мировых религий и современных разновидностей верований и культов, показать особенности религий разных времен и народов, их формы и методы воздействия на индивидуальное и общественное сознание, на психику людей, а также представить некоторые теоретические основы религиоведения.

Основные задачи курса:

выработать общее представление о религии как феномене культуры, раскрыть ее структурную и функциональную специфику, проанализировать проблемы типологии, происхождения и трансформаций религиозных представлений;

дать характеристику основным этапам истории религий и их роли в социально-политической жизни;

сформировать систематические знания о происхождении, основных этапах развития и роли наиболее распространенных религий в социальной жизни обществ разных эпох, об основах веры, культа, общинной организации каждой из них, об основной вероучительной литературе, этапах ее сложения, развития, канонизации, проблемах изучения;

выработать умения ориентироваться в массе современных религиозных и псевдорелигиозных течений;

выработать толерантное отношение к различным религиозным убеждениям, основой которого должно стать понимание религиозных представлений и нужд носителей разных вероисповеданий.

Усвоение предлагаемого для изучения материала может быть достаточно эффективным лишь при сочетании лекционных, семинарских занятий и самостоятельной работы с научной литературой. Также от студентов требуется глубокое знание источников, основная часть которых, наряду с обсуждением широкого круга проблем, будет изучаться на семинарских занятиях.

Изучение данного курса предполагает знание всемирной истории, владение методикой работы с источниками, понимание основных философских категорий. Следует заметить, что значительная часть материала, излагаемого в этом курсе, требует от студентов знания особенностей человеческой психики и отношения человека к иррациональным и сверхъестественным явлениям. Успешное обучение студентов по данной учебной дисциплине обеспечивают следующие дисциплины учебного плана: история первобытного общества, всеобщая история (история мировых цивилизаций), история стран Азии и Африки, история России, этнология, история мировой и отечественной культуры, история философии, культурология, философия, психология.

Текущий и итоговый контроль знаний и умений студентов по дисциплине «История мировых религий» осуществляется в целях оценки качества их общеобразовательной подготовки. Текущий контроль осуществляется на лекциях, семинарских и индивидуальных занятиях, в процессе проверки контрольных работ, рефератов и индивидуальных домашних заданий, тестовых работ. Итоговый контроль результатов изучения дисциплины осуществляется на экзамене. Оценка «отлично» на экзамене выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников, обязательной и дополнительной литературы. Оценка «хорошо» выставляется за знание и понимание основных проблем курса, первоисточников и обязательной литературы. Оценка «удовлетворительно» выставляется за знание и понимание основных проблем курса.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дидактические единицы

Наименование

тем


Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения

Самост. работа студ.

Всего


Лекции

Лаборат. работы

Практ. работа студ.

1

2

3

4

5

6

7

8

ДЕ I


ДЕ I. Религия как общественно-исторический феномен

20

4

4




0

16

Введение.

6

2

2




0

4

Тема 1. Религия как форма общественного сознания.

14

2

2




0

12

Промежуточный контроль

тестирование

ДЕ II


ДЕ II. Родо-племенные и национально-государственные религии

46

6

4




2

40

Тема 2. Ранние формы религии.

8

2

2




0

6

Тема 3. Политеистические религии древнего мира

6

0

0




0

6

Тема 4. Зороастризм

4

0

0




0

4

Тема 5. Индуизм

8

0

0




0

8

Тема 6. Конфуцианство

8

2

2




0

6

Тема 7. Синтоизм

6

0

0




0

6

Тема 8. Иудаизм.

6

2

0




2

4

Промежуточный контроль

контрольная работа

ДЕ III


ДЕ III. Буддизм

30

10

6




4

20

Тема 9. Буддизм

30

10

6




4

20

Промежуточный контроль

тестирование

ДЕIV

ДЕ IV. Христианство

60

18

10




8

42

Тема 10. Христианство до разделения церквей

16

6

4




2

12

Тема 11. Православие

14

4

2




2

10

Тема 12. Католицизм

16

4

2




2

10

Тема 13. Протестантизм

14

4

2




2

10

Промежуточный контроль

тестирование

ДЕV


ДЕ V. Ислам

40

10

6




4

30

Тема 14 . Ислам

40

10

6




4

30

Промежуточный контроль

тестирование

ДЕ VI


ДЕ VI. Современные нетрадиционные религии и культы

14

6

2




4

8

Тема 15. Новые религиозные движения

14

6

2




4

8

Промежуточный контроль

реферат




Всего

210

54

32




22

156

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Содержание ГОС учебной дисциплины «История мировых религий»

религия как феномен культуры; ранние формы религиозного сознания; история индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма; христианство и его роль в мировой истории; основные христианские конфессии; история православия в Византии и России; история ислама и исламской культуры; современные религиозные движения, фундаментализм и модернизм.


3.2 Содержание учебной дисциплины
ДЕI.Религия как общественно-исторический феномен
Введение

Аудиторное изучение:

Предмет и задачи курса. История мировых религий как научная и учебная дисциплина. Место дисциплины в системе гуманитарных наук и ее значение в подготовке историка. История мировых религий как отрасль религиоведения. Философия религии. Социология религии. Психология религии. Феноменология религии. Методы исследования в религиоведении.



Самостоятельное изучение

Школы религиоведения.



Тема 1. Религия как форма общественного сознания

Аудиторное изучение:

Проблема определения религии. Основные теории происхождения религии. Конфессиональные объяснения определения и происхождения религии: православные (А.И. Осипов), католические (Фома Аквинский), протестантские (К. Барт, В. Дильтей). Философский подход в определении религии: идеализм (И.Кант, Г.В. Гегель, Ф. Шлеермахер), материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс), позитивизм (О. Конт, Дж. Ст. Милль). Социологические концепции религии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мэртон). Биологические и психологические теории религии: бихевиоризм (Д. Уотсон), психология религии (У. Джеймс, Л. Леви-Брюль), психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм). Этнологический подход в определение религии (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер, Б. Малиновский).

Религия как форма общественного сознания. Основы и предпосылки религии. Компоненты религии. Структура религии. Основные функции религии. Религия и философия. Религия и мифология.

Классификация и основные формы религий. Принципы классификации исторических форм религии: типология религий Г.В. Гегеля, система О.Конта, принцип экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса, «семь стадий» Д. Лебока, схематизм Л. Фробениуса, Т. Ахиллеса, генеалогическая и морфологическая классификация Пфлейдера, М. Мюллера, система Гартмана, А. Тиле, Г. Зиббека; одно- и двух- факторные религии Ф. Париша, классификация Аш-Шахрани; классификации А.И. Осипова, А.В. Меня.


ДЕ II. Родо-племенныеи национально-государственные религии

Тема 2. Ранние формы религии

Аудиторное изучение:

Особенности структуры первобытных религиозных верований. Археологические свидетельства о верованиях первобытных людей. Первобытное искусство и религия. Понятие мифологического сознания. Понятие мифа, разновидности мифа. Роль мифологического сознания в формировании первых религиозные верований.

Существование религиозных понятий у первобытных обществ. Определение «минимума религии» Э.Б. Тейлора. Ранние формы религиозных верований.

Анимизм: этимология термина, учение о душе, учение о духах.

Фетишизм: этимология термина и определение, фетиш, талисманы, идолопоклонство.

Анимализм: этимология термина, определение анимализма.

Тотемизм: этимология термина, определение понятия, основа тотемизма, вера в тотемных предков, вера в перевоплощение; тотемы фратрий; племенной тотемизм.

Родоплеменные культы: инициации, погребальный культ, культ предков, материнско-родовой культ, культ вождей, культ племенного бога, аграрные культы.

«Прикладные» формы религий. Шаманизм: этимология термина, определение понятия, шаманские представления о духах, эволюция шаманизма, практика шаманизма. Магия: этимология термина, определение понятия, сущность и происхождение магии, магия как прикладная форма ранних верований, типы магии, принципы классификации, виды магии и их характеристика.

Самостоятельное изучение

Автохтонные религии Африки, Америки, Океании, Австралии. География распространения родо-племенных религий в современном мире.


Тема 3. Политеистические религии древнего мира.

Самостоятельное изучение

Политеизм как новый этап в эволюции религии. Зооморфные, антропоморфные, социоморфные верования и их эволюция. Политеизм: этимология термина, понятие политеизма, закономерности его возникновения.

Политеизм в древнем Египте. Литературные источники, специальные исследования. Божественный пантеон древнего Египта. Триады и эннеады богов. Теологическая и космогоническая системы. Культ и мораль. Культ мертвых. Эволюция египетской религии.

Религии древней Месопотамии.Древний Вавилон. Источники по истории древневавилонской религии. Развитие вавилонской религии, местные культы. Происхождение вавилонского пантеона, три уровня пантеона. Религиозная мифология. Центральный бог Мардук. Вавилонские богини, Истар. Культы и праздники. Общие понятия вавилонского и ассирийского культов.

Древняя Ассирия. Места культа в Ассирии. Ассирийский пантеон. Гимны и молитвы. Культ. Представления о жизни после смерти. Заклинания и демонология. Легенды о богах и героях.

Древние Сирия и Финикия. Родственность религиозных воззрений, ее причины. Сирийские культы. Характер финикийской религии: литературные источники, божественный пантеон, местные культы, особенности культа.

Древняя Индия. Ведийская и брахманская религии. Литературно-философские источники. Веды: этимология термина, его понятие. Структура Вед: Риг-Веда, Сама-Веда, Яджур-Веда, Атхарва-Веда – понятие разделов, их содержание. Понятие самгитас. Браманас: понятие и содержание. Понятие самгитас. Брахманас: понятие и содержание. Понятие мантрас. Содержание упанишад. Понятие сутр. Авторитет Вед. Божественный пантеон. Космогония и космология. Культы. Касты. Жреческое сословие. Жреческие божества. Смерть и загробная жизнь. Переселение душ, волшебство, демонология. Нравственность, образ мыслей в Упанишадах. Эволюция древнеиндийской религии. Современное состояние брахманизма.

Древняя Греция. Литературно-философские источники. Периодизация древнегреческой религии. Культура греков и древние божества, зооморфизм. Антропоморфный пантеон богов. Полубоги, герои, демоны. Мифология и культ. Оракул, таинства, орфизм. Религиозные отношения в философии и поэзии. Эллинистический период. Эволюция религии.

Древний Рим. Литературно-философские источники по древнеримской религии. Периодизация римской религии. Божественный пантеон. Антропоморфные и социоморфные божества. Религия государства. Культы и праздники. Жречество. Реформы августа, религия в I-IIвв. Мыслители древнего Рима о религии. Религиозный синкретизм IIIв. Конец язычества.
Тема 4. Национально-государственные религии Древнего Ирана: зороастризм

Самостоятельное изучение

Время и условия возникновения и становления зороастризма. Дозороастрийские религиозные верования: двойственный божественный пантеон, верховное божество. Дозороастрийская религиозная мифология, космогония и космология.

Заратустра (Зароастр) и его вероучение. Мифические представления о Заратустре. Источники, вероучение и культ зороастризма. Авеста: происхождение, структура, содержание. Комментарии к Авесте. Культ и обрядность зороастризма. Зороастрийская этика.

Эволюция зороастризма. Зороастризм в государствах Древнего Ирана. Зороастризм в средние века и новое время, отношение к нему исламского халифата. Зороастризм в XXв. Парсизм.


Тема 5. Национально-государственные религии Индии.

Самостоятельное изучение

Индуизм.Социально-политические условия возникновения и становления религии индуизма. Литературно-философские источники. Трансформация древнего брахманизма в индуизм. Становление индуистской триады богов. Боги, учение о богах. Описание высшего божества и его ипостасей. Индуистский божественный пантеон. Боги и богини. Местные божества и демоны. Обожествление. Поклонение животным и растениям. Вероучение. Учение о сансаре. Учение о карме. Учение о кастах. Космогония. Культ. Элементы индуистского культа. Брахманские обряды. Обычные обряды. Праздничные церемонии. Святые места. Религиозные самоубийства. Идолы. Эволюция индуизма. Вишнуизм. Кришнаизм. Шиваизм. Шактизм. Реформация индуизма. Индуизм в политической жизни современной Индии.

Джайнизм. Условия возникновения и становления. Личность Вардхамана – Джины Махавиры. Литературно-философские источники. Учение кармы. Понятие нирваны. Отрицание бога-творца. Расширение возможностей человеческой души. Одушевление всего живого. «Путь освобождения» и «Три его драгоценности». Аскетизм. «Шветамбары» и «дигамбары». Эволюция джайнизма. География распространения. Современное положение джайнизма в Индии.

Сикхизм. Условия возникновения и становления. Симбиоз индуизма и ислама. Личность Гуру Нанака. Монотеизм сикхов. Гносеология сикхов: «ниргун» и «сагун». Характеристика Единого Божества. Медитация. Пение гимнов. Понятие дхармы. Отрицание жреческого сословия. Трансформация сансары. Отрицание каст. Гуру. Обрядность. Эволюция сикхизма. Составление Священной книги Адигрантх. Изменения в вероучении и организации общины сикхов в XVIIв. Становление сикхизма как государственной религии. Сикхизм в период английской колонизации. Сикхский фактор в современной общественно-политической жизни Индии.

следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история мировых религий
565.99kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов россии: история сибири
755.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии
773.19kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии
732.3kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история науки
1063.1kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история мировых цивилизаций специальность подготовки 030501. 65 Юриспруденция
906.59kb.
4 стр.
А. Н. Завьялова учебно-методический комплекс учебной дисциплины
590.35kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история (история новейшего времени) Специальность 030401. 65История
320.64kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины
1089.78kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины
1013.66kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины философия специальность 080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
1190.07kb.
5 стр.