Главная
|
страница 1
Культура общения
5 класс
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующей программы:
Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы. Программа. Нормативные документы. Под.ред.Стернина И.А.Воронеж, ВОИПКиПРО, 2009г.
Предмет «Культура общения дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.
Цель обучения учащихся предмету «Культура общения».
Целью обучения предмета «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:
-устойчивых риторических навыков;
-устойчивых навыков культуры устной речи;
-навыков эффективного общения.
Всего часов-18 (0,5 часа в неделю –региональный компонент учебного плана)
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
К концу 5-го класса учащиеся должны знать:
-
понятия вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет, этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек; законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;
-
принципы этикетного поведения и общения;
-
функции и виды этикета;
-
национальные особенности этикета
-
составляющие внешнего вида человека;
-
функции одежды, виды одежды гю назначению;
-
функции речевого этикета;
-
формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление; дома, на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);
-
функции письма, виды писем;
-
правила оформления и написания писем;
-
правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, дочери, внука, брата, сестры, друге, подруги, одноклассника, мальчика и девочки, соседа, пассажира, покупателя, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего.
-
причины конфликтов с ровесниками.
К концу 5-го класса учащиеся должны уметь:
-
анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;
-
строит; > собственное поведе ние в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствия с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его положением; использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;
-
определять и исправлять нарушения в этикете своего внешне-то вида;
-
соотносить внешний вид и ■ситуацию общения;
-
произнести похвалу, комплимент и ответить на них;
-
правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;
-
четко произносить не менее 25 скороговорок;
-
не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 5-кпассника;
-
правильно ставить ударение в словах: баловать, балует, избалованный, избалован, избалована, банты, включить, включишь, включит, включим, включите. включат, договор, задал, задали, задета, занял, заняли, заняла, звонит, каталог, квартал, класть, начаться, началась, начался, начал, начали, начала, облегчить, понял, поняли, поняла, создан, создали, создала, туфля, шарфы, шофер, шоферы;
-
различать значение слов и правильно их употреблять: невежа-невежда, этикет-этикетка, надеть-одеть, оплатить- заплатить;
-
определять родовую отнесенность слов: шампунь, тапка (тапочка), туфля, мышь, гель;
-
уметь образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных: букет георгинов; купить апельсинов, мандаринов, помидоров, яблок, макарон; пара ботинок, валенок, сапог, чулок, носков;
-
уметь образовывать форму множественного числа существительных: инженер, свитер, столяр, шофер;
-
уметь правильно образовывать глагольные формы: поезжай, положить, ляг (лягте), мерить (мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят);
-
объяснять смысл поговорок и пословиц:
В гостях хорошо, а дома лучше. В своем болоте и лягушка поет. В тихом омуте черти водятся. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. Видно птицу по полету. Глаза - зеркало души. Дареному коню в зубы не смотрят. Делу время, потехе час. Держать язык за зубами. Доброе слово сказать - посошок в руки дать. Дорога ложка к обеду. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Ищи ветра в поле. Когда рак на горе свистнет. Кончил дело - гуляй смело. Ласковое слово и кошке приятно. Лучше поздно, чем никогда. Любишь кататься - люби и саночки возить. На языке медок, а на сердце ледок. Не рой другому яму - сам в нее попадешь. Недруг поддакивает, друг спорит. Первый блин комом. По секрету всему свету. Порядок время бережет. С волками жить - по-волчьи выть. С миру по нитке - голому рубашка. Сам заварил кашу, сам и расхлебывай. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Старый друг лучше новых двух. Тебя только за смертью посылать. У короткого ума длинный язык. Утро вечера мудренее. Хорошее слово всегда к месту. Что с возу упало, то пропало. Язык до Киева доведет. Язык мой - враг мой.
Учебные пособия:
1.Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 5 класс..Воронеж, ВОИПКиПРО,2009г.
2.Культура общения.5 класс. Книга для учителя.вып.1-4. Под.ред.Стернина И.А.,Воронеж, ВОИПКиПРО, 2001-2002гг.
Календарно-тематическое планирование по культуре общения 5 класс
№
|
кол-во часов
|
дата
|
тема
|
тип урока
|
виды деятельности
учащихся на уроке
|
оборудование, наглядность
|
домашнее задание
|
план
|
факт
|
Понятие этикета(1ч)
|
1
(§1-3)
|
1
|
|
|
Мы живём среди людей.
Этикет и этикетка.
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа
|
этикетки
|
§1-3
|
История этикета(1ч)
|
2 (§4)
|
1
|
|
|
Как возник этикет
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа
|
иллюстрации
|
§4
|
Национальные особенности этикета(1ч)
|
3(§5)
|
1
|
|
|
Этикет народов мира
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа
|
иллюстрации
|
§5
|
Этикет внешнего вида(1ч)
|
4 (§6-8)
|
1
|
|
|
Этикет внешнего вида.
Правила моды.
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа
|
иллюстрации
|
§6-8
|
Понятие речевого этикета(2ч)
|
5(§9,10)
|
1
|
|
|
Понятие речевого этикета
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа
|
иллюстрации
|
§9,10
|
6 (§11,12)
|
1
|
|
|
Языковой паспорт человека
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, самостоятельная работа
|
тест
|
§11,12
|
Этикет личной переписки(2ч)
|
7 (§13,14)
|
1
|
|
|
Зачем, о чём и как писать письма
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа
|
|
§3,14, нарисовать поздрав. открытку
|
8 (§15,16)
|
1
|
|
|
Поздравительные письма. Практикум по написанию писем
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа,
|
конверты, открытки
|
§15,16
|
Правила и законы общения (2ч)
|
9(§17)
|
1
|
|
|
Почему нужны правила общения
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа
|
|
§17
|
10(§18,19)
|
1
|
|
|
Законы общения
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, тест
|
|
§18,19
|
Понятие ролевого поведения(3ч)
|
11(§20-22 )
|
1
|
|
|
Понятие ролевого поведения. Взрослые и дети.
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, инсценирование, тест
|
карточки с тестом
|
§20-22
|
12(§23-25 )
|
1
|
|
|
Роль друга и подруги. Общение с одноклассниками
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, анкета
|
карточки с анкетой, фото с друзьями
|
§23-25
|
13(§26 )
|
1
|
|
|
Общение с младшими. Роль брата, сестры
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа
|
карточки с анкетой, фото из семейного альбома
|
§26
|
Ролевое поведение в общественных местах (2ч)
|
14 (§27,28)
|
1
|
|
|
Поведение на улице, в транспорте, в магазине
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, тест
|
карточки с тестом
|
§27-28
|
15(§29 )
|
1
|
|
|
Поведение в театре
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа
|
карточки с тестом
|
§29
|
Поведение в гостях (2ч.)
|
16 (§30,31)
|
1
|
|
|
Мы принимаем гостей. Мы приходим в гости
|
изучение нового материала
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа
|
карточки с тестом
|
§ 30,31
|
17 (§32,33)
|
1
|
|
|
Как развлечь гостей.
Обобщение. Контрольная работа
|
комбиниро
ванный
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, анкетирование
|
карточки с контрольной работой
|
§ 32,33
|
Поведение на природе (1ч)
|
18 (§34 )
|
1
|
|
|
На отдыхе, в походе, на экскурсии
|
комбиниро
ванный
|
речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа
|
|
§34
|
Смотрите также:
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе следующей программы
88.48kb.
1 стр.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
236.66kb.
1 стр.
Пояснительная записка Данная рабочая программа по английскому языку разработана для 2 класс мбоу «Барсуковскаяоош»
3860.05kb.
27 стр.
Лазаревой Алены Константиновны по английскому языку, 3 класс 2011-2012 учебный год г. Красноярск пояснительная записка Данная рабочая программа
236.1kb.
3 стр.
Пояснительная записка образовательная программа начального общего образования мбоу сош №54 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
94.6kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту по географии, разработанному Министерством образования РФ. Она разработана на основе программы В. П. Дронова, Л. Е савельевой «Землеведение»
396.92kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога Нюхтилиной Светланы Константиновны 1 квалификационная категория по краеведению 5 классе
95.54kb.
1 стр.
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету
1817.42kb.
7 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе
732.52kb.
4 стр.
Пояснительная записка Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство и художественный труд»
369.97kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса
524.5kb.
3 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Программы оу. Литература. 5-11 классы»
271.01kb.
1 стр.
|
|