Главная
страница 1
Культура общения

5 класс

Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующей программы:

Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы. Программа. Нормативные документы. Под.ред.Стернина И.А.Воронеж, ВОИПКиПРО, 2009г.

Предмет «Культура общения дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.
Цель обучения учащихся предмету «Культура общения».

Целью обучения предмета «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

-устойчивых риторических навыков;

-устойчивых навыков культуры устной речи;

-навыков эффективного общения.



Всего часов-18 (0,5 часа в неделю –региональный компонент учебного плана)

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
К концу 5-го класса учащиеся должны знать:

  • понятия вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет, этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек; законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;

  • принципы этикетного поведения и общения;

  • функции и виды этикета;

  • национальные особенности этикета

  • составляющие внешнего вида человека;

  • функции одежды, виды одежды гю назначению;

  • функции речевого этикета;

  • формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление; дома, на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);

  • функции письма, виды писем;

  • правила оформления и написания писем;

  • правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, дочери, внука, брата, сестры, друге, подруги, одноклассника, мальчика и девочки, соседа, пассажира, покупателя, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего.

  • причины конфликтов с ровесниками.

К концу 5-го класса учащиеся должны уметь:

  • анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;

  • строит; > собственное поведе ние в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствия с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его положением; использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;

  • определять и исправлять нарушения в этикете своего внешне-то вида;

  • соотносить внешний вид и ■ситуацию общения;

  • произнести похвалу, комплимент и ответить на них;

  • правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;

  • четко произносить не менее 25 скороговорок;

  • не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 5-кпассника;

  • правильно ставить ударение в словах: баловать, балует, избалованный, избалован, избалована, банты, включить, включишь, включит, включим, включите. включат, договор, задал, задали, задета, занял, заняли, заняла, звонит, каталог, квартал, класть, начаться, началась, начался, начал, начали, начала, облегчить, понял, поняли, поняла, создан, создали, создала, туфля, шарфы, шофер, шоферы;

  • различать значение слов и правильно их употреблять: невежа-невежда, этикет-этикетка, надеть-одеть, оплатить- заплатить;

  • определять родовую отнесенность слов: шампунь, тапка (тапочка), туфля, мышь, гель;

  • уметь образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных: букет георгинов; купить апельсинов, мандаринов, помидоров, яблок, макарон; пара ботинок, валенок, сапог, чулок, носков;

  • уметь образовывать форму множественного числа существительных: инженер, свитер, столяр, шофер;

  • уметь правильно образовывать глагольные формы: поезжай, положить, ляг (лягте), мерить (мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят);

  • объяснять смысл поговорок и пословиц:

В гостях хорошо, а дома лучше. В своем болоте и лягушка поет. В тихом омуте черти водятся. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. Видно птицу по полету. Глаза - зеркало души. Дареному коню в зубы не смотрят. Делу время, потехе час. Держать язык за зубами. Доброе слово сказать - посошок в руки дать. Дорога ложка к обеду. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Ищи ветра в поле. Когда рак на горе свистнет. Кончил дело - гуляй смело. Ласковое слово и кошке приятно. Лучше поздно, чем никогда. Любишь кататься - люби и саночки возить. На языке медок, а на сердце ледок. Не рой другому яму - сам в нее попадешь. Недруг поддакивает, друг спорит. Первый блин комом. По секрету всему свету. Порядок время бережет. С волками жить - по-волчьи выть. С миру по нитке - голому рубашка. Сам заварил кашу, сам и расхлебывай. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Старый друг лучше новых двух. Тебя только за смертью посылать. У короткого ума длинный язык. Утро вечера мудренее. Хорошее слово всегда к месту. Что с возу упало, то пропало. Язык до Киева доведет. Язык мой - враг мой.


Учебные пособия:

1.Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 5 класс..Воронеж, ВОИПКиПРО,2009г.

2.Культура общения.5 класс. Книга для учителя.вып.1-4. Под.ред.Стернина И.А.,Воронеж, ВОИПКиПРО, 2001-2002гг.
Календарно-тематическое планирование по культуре общения 5 класс




кол-во часов

дата

тема

тип урока

виды деятельности

учащихся на уроке

оборудование, наглядность

домашнее задание

план

факт

Понятие этикета(1ч)

1

(§1-3)


1







Мы живём среди людей.

Этикет и этикетка.




изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа

этикетки

§1-3

История этикета(1ч)

2 (§4)

1







Как возник этикет

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа

иллюстрации

§4

Национальные особенности этикета(1ч)

3(§5)

1







Этикет народов мира

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа

иллюстрации

§5

Этикет внешнего вида(1ч)

4 (§6-8)

1







Этикет внешнего вида.

Правила моды.



изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа

иллюстрации

§6-8

Понятие речевого этикета(2ч)

5(§9,10)

1







Понятие речевого этикета

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа

иллюстрации

§9,10

6 (§11,12)

1







Языковой паспорт человека

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, самостоятельная работа

тест

§11,12

Этикет личной переписки(2ч)

7 (§13,14)

1







Зачем, о чём и как писать письма

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа




§3,14, нарисовать поздрав. открытку

8 (§15,16)

1







Поздравительные письма. Практикум по написанию писем

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа,

конверты, открытки

§15,16

Правила и законы общения (2ч)

9(§17)

1







Почему нужны правила общения

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа




§17

10(§18,19)

1







Законы общения

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, тест




§18,19

Понятие ролевого поведения(3ч)

11(§20-22 )

1







Понятие ролевого поведения. Взрослые и дети.

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, инсценирование, тест

карточки с тестом

§20-22

12(§23-25 )

1







Роль друга и подруги. Общение с одноклассниками

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, анкета

карточки с анкетой, фото с друзьями

§23-25

13(§26 )

1







Общение с младшими. Роль брата, сестры

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа

карточки с анкетой, фото из семейного альбома

§26

Ролевое поведение в общественных местах (2ч)

14 (§27,28)

1







Поведение на улице, в транспорте, в магазине

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, тест

карточки с тестом

§27-28

15(§29 )

1







Поведение в театре

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа

карточки с тестом

§29

Поведение в гостях (2ч.)

16 (§30,31)

1







Мы принимаем гостей. Мы приходим в гости

изучение нового материала

речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа

карточки с тестом

§ 30,31

17 (§32,33)

1







Как развлечь гостей.

Обобщение. Контрольная работа



комбиниро

ванный


речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа, анкетирование

карточки с контрольной работой

§ 32,33

Поведение на природе (1ч)

18 (§34 )

1







На отдыхе, в походе, на экскурсии

комбиниро

ванный


речевая зарядка, слово учителя, чтение и анализ текстов, беседа




§34



Смотрите также:
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе следующей программы
88.48kb.
1 стр.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
236.66kb.
1 стр.
Пояснительная записка Данная рабочая программа по английскому языку разработана для 2 класс мбоу «Барсуковскаяоош»
3860.05kb.
27 стр.
Лазаревой Алены Константиновны по английскому языку, 3 класс 2011-2012 учебный год г. Красноярск пояснительная записка Данная рабочая программа
236.1kb.
3 стр.
Пояснительная записка образовательная программа начального общего образования мбоу сош №54 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
94.6kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту по географии, разработанному Министерством образования РФ. Она разработана на основе программы В. П. Дронова, Л. Е савельевой «Землеведение»
396.92kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога Нюхтилиной Светланы Константиновны 1 квалификационная категория по краеведению 5 классе
95.54kb.
1 стр.
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету
1817.42kb.
7 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе
732.52kb.
4 стр.
Пояснительная записка Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство и художественный труд»
369.97kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 6 класса
524.5kb.
3 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Программы оу. Литература. 5-11 классы»
271.01kb.
1 стр.