Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4




ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«СОЮЗ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РОССИИ»











Содержание

Второй Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего 2012»…………………………………….………………………...……………………………………………………………….…..….3

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ

по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России,

Президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимир Гутенев:

Госдума - первые итоги и ближайшие задачи……...……………………………………….…………………….9

Новости Союза машиностроителей России ……………………………………………………………….…….….16

Работа комитетов и комиссий при Бюро ЦС Союза……………………..…………….…………….…..…….22

Работа региональных отделений Союза .……………………………………………………………….……….....23

О нас пишут …………………………………………………………………………………………………………….…….…......33

Итоги работы региональных отделений Союза ……………………………..………….…..……….….…..…35

Работа по привлечению в члены Союза юридических лиц ..…………………………………..…..…….53








ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ МЕСЯЦА




ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ФОРУМ «ИНЖЕНЕРЫ БУДУЩЕГО 2012»


***

19 июля на озере Байкал в поселке Большое Голоустное Иркутской области стартовал Второй Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего 2012».

На этот раз в форуме приняли участие более полутора тысяч российских специалистов, ученых, аспирантов и студентов. Это 355 промышленных предприятий, более 50 ведущих технических ВУЗов страны. Организаторы слета молодых специалистов - ГК «Ростехнологии», Союз машиностроителей России и Правительство Иркутской области.

В день открытия, 19 июля 2012 года, палаточный лагерь участников Форума посетили Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, вице-президент Союза машиностроителей России Алексей Федоров, и.о. Председателя Законодательного собрания Иркутской области Геннадий Истомин, Председатель Бурятского регионального отделения Союза машиностроителей России, генеральный директор ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» Леонид Белых, депутат Государственной Думы РФ Сергей Тен.

В адрес участников форума «Инженеры будущего 2012» поступили правительственные телеграммы от Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, Руководителя Администрации Президента РФ Сергея Иванова, Президента Союза машиностроителей России Сергея Чемезова, представителей Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ.

В рамках форума было подписано Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между ОАО «Научно-производственная Корпорация «Иркут» и Правительством Иркутской области. Предмет соглашения – создание благоприятных условий для развития авиастроительного комплекса и объектов социальной инфраструктуры на территории Иркутской области.


***

20 июля начала работу образовательная программа форума, которую сформировали более 40 российских компаний. Среди них – Министерство промышленности и торговли РФ, ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ», Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», ОАО «РЖД», ОАО «Компания «Сухой», ФГУП «ЦАГИ», Группа компаний «АСКОН», Федерация независимых профсоюзов России, ОАО «Электростальский завод тяжелого машиностроения», ОАО «Атомное и энергетическое машиностроение», Корпорация Autodesk, Inc, ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «РВК».

На площадке Форума работали пять факультетов - инженерно-конструкторский, инженерно-технологический, организации производства, эффективного управления, стратегического управления, 25 образовательных площадок, более 100 спикеров – все это составляло образовательную программу слета молодых специалистов.

В специальных образовательных программах участвовали более полутора тысяч человек. Каждый молодой специалист смог найти оптимальную по составу учебную группу, в рамках работы которой спикеры и лекторы представили самые актуальные разработки на заданную тему.


***

В образовательной программе Второго Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего 2012» вместе с российскими специалистами активное участие приняли делегаты из Китая, Ирана, Чехии и Армении.

25 июля 2012 в лагерь участников прибыл сельскохозяйственный атташе Посольства Республики Чили в России Пабло Бараон. Он подготовил для молодых инженеров презентацию на тему «Особенности сельского хозяйства Чили и потребности страны в сельскохозяйственной технике». Кроме того, на встрече с участниками форума он обсудил перспективы студенческого обмена и обмена техническими специалистами между Чили и Россией. Дипломат представил участникам форума свою страну, ее агропромышленный и производственный потенциал, отметив, что целью его путешествия по России стало желание познакомиться с российским машиностроением и возможным применением продукции отечественного машиностроения в Чили.

В ходе визита атташе ответил на вопросы участников Форума. Они касались не только профессиональной деятельности атташе, вопросов сельскохозяйственного взаимодействия России и Чили, но и образования, профессиональной подготовки молодых специалистов, их закрепления на предприятиях.


***

По инициативе Союза машиностроителей России и Общероссийского народного фронта в рамках Деловой программы Форума работала дискуссионная площадка «Школа активного гражданина». Участников этого образовательного сервиса объединила идея поиска наиболее оптимальных вариантов решения стоящих перед обществом проблем. «Школа активного гражданина» стала одной из наиболее посещаемых образовательных площадок форума. Главной задачей преподавателей было привить слушателям навыки общественно-политической деятельности – умение доказать свою точку зрения, организовывать различные социальные процессы, использовать интернет, как инструмент влияния. Молодые инженеры в ходе очередного дня Форума рассуждали о том, какое будущее ждет автомобилестроительную отрасль в России.

В ходе игры, где необходимо было доказать определенное суждение независимо от своей точки зрения, команда критиков утверждала, что в России позиции отечественных производителей легкового автотранспорта достаточно слабые. Претензии высказывали и к модельному ряду, называя его скудным, и к недостаточной мощности двигателя, и к отсутствию запасных частей в сервисных центрах. Команда оппонентов, отстаивающая интересы производителей легкового автотранспорта в России, парировала их доводы, приводя в качестве примера ОАО «АВТОВАЗ», которое имеет несколько сотен смежных предприятий. К тому же налоги, перечисляемые автомобилестроительными компаниями в бюджеты всех уровней, исчисляются миллиардами рублей. Доводы последних оказались настолько убедительны, что эксперты, оценивающие дебаты, присудили победу команде, отстаивающей интересы отечественной автомобильной отрасли.

На другом занятии участники рассуждали о плюсах и минусах присоединения России к ВТО. И хотя большинство молодых инженеров не видит в этом особо положительных аспектов, все они признают, что этот шаг необходим. Как отметил один из слушателей, вступление в ВТО означает появление новых условий, в которых придется выживать отечественному машиностроению, поэтому нужно меняться и самим работникам, и их руководителям, а отрасль должна становиться более конкурентоспособной и эффективной.

Приобретенный в ходе дебатов опыт участники образовательного сервиса планируют применять в рамках своей деятельности в общественных региональных объединениях. Это позволит им продвигать инициативы и отстаивать интересы молодежи.

А в заключительный день Форума «Инженеры будущего 2012» слушатели образовательного сервиса «Школа активного гражданина» обратились с письмом к Президенту России Владимиру Путину с предложением своей помощи в реализации его предвыборной программы. Участники этой образовательной секции сформировали целую программу развития отечественного машиностроения. Наряду с такими заявлениями, как увеличение доли предприятий, внедряющих технологические инновации до 25%, финансирование государственных научных фондов, определение минимальной нормы рентабельности в 15%, молодые специалисты выделили и более частные обещания: рост средней заработной платы по экономике, а также снижение ставок по ипотечному кредиту до 6,5-7%.

Инженеры обещали Президенту свою помощь в практическом осуществлении этих задач. «Молодые инженеры, представляющие на Форуме практически все отрасли промышленности и большую часть регионов России, готовы предоставить свои предложения по реализации ваших планов. Время раздумий прошло: в результате вступления России во Всемирную торговую организацию мы должны действовать динамично и слаженно», - говорится в обращении.

«Школа активного гражданина» продолжит свою работу в будущем году на очередном слете молодых специалистов «Инженеры будущего 2013».


***

В рамках деловой программы Второго Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего 2012» молодые специалисты приняли участие в серии круглых столов по теме подготовки инженерных кадров для предприятий машиностроительного комплекса.

Работники крупных российских промышленных предприятий, входящих в Союз машиностроителей России, на слете молодых специалистов подняли вопрос о необходимости профессиональной подготовки кадров для ОПК. Участники форума отметили, что машиностроительное сообщество, как заказчик инженерных кадров, испытывает сегодня большую тревогу в связи с продолжающейся деградацией российского образования из-за проводимых реформ. Молодые инженеры выразили надежду, что разрабатываемый законопроект «Об образовании» позволит эффективно совершенствовать систему подготовки инженерных и научных кадров на законодательном уровне.

Комплексные предложения по основным направлениям решения кадровой проблемы в оборонно-промышленном комплексе были разработаны Союзом машиностроителей России в начале этого года, а в марте – представлены в аппарат вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Рогозина для формирования специальной программы. Разработка и принятие подобной программы позволит решить кадровую проблему по всей цепочке «школа – олимпиадное движение – профориентация – начальное и среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование – закрепление кадров на производстве – повышение квалификации, переподготовка – повышение престижа рабочих и инженерных профессий». Одновременно с этим в Думском комитете по промышленности ведется работа по подготовке законопроектов, предусматривающих восстановление системы заказов подготовки специалистов. Эта законодательная инициатива будет представлена на рассмотрение Государственной Думы РФ в ходе работы осенней сессии одним из авторов документа - Первым заместителем председателя думского Комитета по промышленности, Первым вице-президентом Союза машиностроителей России Владимиром Гутеневым.


***

В ходе Второго Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего - 2012» его участники смогли познакомиться с работой крупнейшего машиностроительного предприятия Иркутской области - ОАО «Корпорация «Иркут».

ОАО «Корпорация «Иркут» приняла самое активное участие в организации форума «Инженеры будущего 2012». Его молодые специалисты вместе с коллегами из других регионов проходили обучение в рамках образовательных сервисов. Кроме того, всем желающим была представлена уникальная возможность поближе познакомиться с работой самого предприятия. Для этого практически ежедневно на «Иркут» были организованы специальные экскурсии. Молодые специалисты побывали на заводских площадках и ознакомились с процессом производства самолетов СУ-30 и Як-130.
***

В Правительстве Иркутской области под председательством Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева прошло Расширенное заседание Подкомитета по высокотехнологичным отраслям промышленности и ОПК Думского Комитета по промышленности, посвященное вопросам подготовки, привлечения и закрепления кадров в высокотехнологичных отраслях промышленности.

В дискуссии приняли участие член Бюро Правления Союза машиностроителей России, генеральный директор ОАО "Российская электроника" Андрей Зверев, Первый заместитель Председателя Правительства Иркутской области Николай Слободчиков, генеральный директор Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» Александр Вепрев, члены Общественной палаты Российской Федерации - Иосиф Дискин, Анна Бухало, руководители промышленных предприятий и представители ВУЗов.

Участники заседания обсудили вопросы подготовки, привлечения и закрепления кадров в высокотехнологичных отраслях промышленности в условиях модернизации экономики, развития инновационной деятельности. Также была рассмотрена возможность создания стратегического плана развития промышленности, расширения господдержки научных исследований, проводимых ВУЗами в целях создания высокотехнологичной продукции.

Проблема нехватки квалифицированных кадров для промышленности усугубляется с каждым годом - об этом говорили выступавшие на заседании. Причем, зачастую, вмешательство требуется немедленно.

По словам Первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, необходимо поднимать вопросы и устранять несправедливость, которая имеется при формировании перечня специальностей, определенных в качестве приоритетных для модернизации российской экономики. Подобные вопросы нужно решать на государственном и законодательном уровнях. Заниматься привлечением молодых квалифицированных специалистов в промышленность должны и сами предприятия.

Одним из решений данной проблемы, по мнению председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации Иосифа Дискина, может стать создание центров сосредоточения высокотехнологичных отраслей, в том числе, технопарков в развитых промышленных регионах, где имеется хорошая образовательная база.

По результатам заседания была выработана резолюция, где прописан ряд мер, которые необходимо предпринять на федеральном и региональном уровнях, а также на самих машиностроительных предприятиях.


***

28 июля завершилась работа Второго международного молодежного форума «Инженеры будущего 2012». Последний день Форума запомнился участникам как интересный и насыщенный событиями. С молодыми специалистами встретился Первый заместитель председателя думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

На встрече, которая продолжалась более двух часов, депутат и молодые инженеры обсудили перспективы развития отечественной промышленности после вступления России в ВТО, возможное повышение зарплаты на промышленных предприятиях, а также последние политические события. Интересовал молодых специалистов и наболевший вопрос – какими способами сегодня можно повысить престижность их профессии.

Владимир Гутенев отметил, что Союз машиностроителей России неоднократно выступал инициатором ряда инициатив, направленных на привлечение молодых специалистов в инженерные профессии. Одной из них является отсрочка от армии для студентов средних специальных учебных заведений, чтобы молодые люди получали все необходимые навыки до призыва в вооруженные силы. Союз также был инициатором Всероссийской программы практик и стажировок для студентов технических ВУЗов на предприятиях машиностроительной отрасли. С 2010 года по инициативе СоюзМаш России проводится «Национальная научно-техническая конференция», в рамках которой молодые ученые со всей страны готовят проекты по различным направлениям.

Деловая беседа плавно перетекла в неформальное общение, и вместе с участниками форума Первый вице-президент СоюзМаш России посетил площадки их команд.

Во время работы форума эксперты оценивали успехи участников в личном и командном зачете. Лучшими стали хозяева слета – команда одного из крупнейших авиастроительных заводов страны ОАО «Корпорация «Иркут». Второе место заняла команда ОАО «КамАЗ», а третьими и в личном, и в командном зачете стали ребята с ОАО «АВТОВАЗ». По словам генерального директора Иркутского авиационного завода Александра Вепрева, главным призом за победу для молодых работников его предприятия стали не подарки, а приобретенные здесь опыт и знания. Некоторые из родившихся во время Форума идей, возможно, будут внедрены в производство.

Свои команды также делегировали «Ижмаш», Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. А. Гагарина (КнААПО), «Авиаагрегат», ПО «Полет» (Омск), Улан-Удэнский авиационный завод, НПО «Салют», Электростальский завод тяжелого машиностроения, Амурский судостроительный завод, Казанский вертолетный завод, Уральский федеральный университет, ЦАГИ, Московский авиационный институт, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Иркутский государственный технический университет. Радиолюбители последнего организовали сеанс связи с МКС, пообщались с космонавтами Международной космической станции - Геннадием Падалкой, Сергеем Ревиным и Юрием Маленченко.

Второй Международный молодежный слет специалистов «Инженеры будущего 2012» завершился. Но участники отказались его закрывать, ведь на протяжении предстоящего года им предстоит заниматься тем же – накапливать знания и опыт, работать и учиться, и познавать новые и новые горизонты технической мысли. Поэтому в работе форума решили сделать перерыв – вплоть до следующего форума «Инженеры будущего 2013».


***





Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России, Президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимир Гутенев:
Госдума - первые итоги и ближайшие задачи


13 июля завершилась первая весенняя сессия Государственной Думы РФ VI созыва. В ходе ее работы было принято большое количество важных законодательных актов, которые стали своеобразной пробой сил для нового состава законодателей, многие из которых только начали профессионально заниматься законотворческой деятельностью на федеральном уровне.

Но основная особенность текущего этапа законодательной деятельности заключается не в новизне состава Госдумы и не в количестве разработанных документов, а в фундаментальности многих из них. Действительно, если ранее часто принимались хотя и важные, но все же во многом «косметические» поправки к действующим законам, то уже в первую сессию новой Государственной Думы стало ясно – речь пойдет о системообразующих законах, которые во многом определят развитие социально-экономической и общественно-политической системы страны.

Актуальность их рассмотрения обусловлена обострением внутренних и внешних проблем, необходимостью упреждающего реагирования на кризисные явления в мировой финансовой системе, а также целесообразностью обновления многих действующих законов, которые были приняты 10-15 лет назад и уже не в полной мере отражают современные реалии.

Чтобы было понятнее, о чем конкретно идет речь, подробнее остановлюсь на наиболее важных законопроектах, необходимых для обеспечения динамичного развития отечественной промышленности, машиностроения и оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Эти документы входили в сферу моей непосредственной депутатской деятельности.

Выдвинутый руководством нашей страны экономический курс на масштабную индустриализацию является чрезвычайно актуальным и затрагивает фундаментальные основы функционирования отечественной промышленности. Еще более он необходим для обеспечения динамичного развития ОПК, от которого зависит обороноспособность нашей страны. Мы наглядно видим, как нарастают военные угрозы во всем мире, как обостряется борьба за энергоресурсы. И, конечно, Россия не сможет остаться в стороне от такого рода событий. Это означает, что развитию ОПК, созданию российских Вооруженных Сил, с современным вооружением, отвечающих существующим вызовам, должно быть уделено первостепенное внимание.

Многие, конечно, помнят, какую остроту в середине прошлого года принял вопрос о ритмичном и полноценном финансировании предприятий ОПК. Потребовалось вмешательство первых лиц государства и кадровых решений. Но одновременно стало понятно, что в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ) имеется большой пласт законодательных проблем, которые не регулируются принятым в 1997 г. законом «О государственном оборонном заказе». Накопилось большое количество необходимых изменений, которые обусловили целесообразность разработки нового закона.

Разработанный Правительством новый законопроект был внесен в Госдуму и 16 мая принят в первом чтении. В настоящее время проводится его подготовка ко второму чтению, вносятся предложения по корректировке статей.

В этой работе принимают участие Союз машиностроителей России и Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям». Представители СоюзМаш России вошли в состав Экспертного совета по подготовке законопроекта ко второму чтению. Мы обобщили предложения наших партнеров, провели большую аналитическую работу и сформировали свое мнение по законопроекту.

Оно четко и недвусмысленно: закон целесообразно сделать не рамочным, а прямого действия, установить для предприятий ОПК нижний порог рентабельности, который позволит им устойчиво развиваться, жестко установить размеры и сроки выдачи авансов и оплаты выполненных работ, ввести положение, что дополнительные затраты по обслуживанию кредита относятся на себестоимость продукции.

По моему мнению, реализация только этих предложений позволит создать понятные «правила игры» и для заказчиков, и для исполнителей и даст гарантии динамичного развития ОПК. Впервые эти инициативы были озвучены Союзом машиностроителей России в период проведения праймериз, в которых наши лидеры принимали участие, представляя Общероссийский народный фронт. Именно тогда и был сформирован целый блок предложений для Народной программы, основанный на идеях и мнениях руководителей и работников тысячи промышленных предприятий страны.

Следующий важнейший документ – внесенный Правительством законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (далее – законопроект о ФКС), который должен заменить Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

К Федеральному закону №94-ФЗ в настоящее время сегодня много претензий. Я не буду их перечислять, специалисты о них хорошо осведомлены. Мы знаем о том огромном масштабе государственных средств, которые уходят на сторону в сфере госзакупок: в 2011 г. на высшем государственном уровне было признано, что только на коррупции в системе госзакупок бюджет теряет 1 трлн. руб. Это указывает, в том числе, и на несовершенство существующей законодательной базы.

В результате большой работы, проделанной Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой, был разработан проект нового закона о ФКС. В сущности – это закон о государственном заказе. В первом чтении он был принят 20 июня 2012 г.

Целью разработанного законопроекта о ФКС является повышение качества обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных и муниципальных контрактов, а также за счет обеспечения прозрачности всего цикла закупок. По замыслу он также должен обеспечить эффективное использование ресурсов, надежное управление технологическими и экономическими рисками, а также существенно снизить коррупцию в этой сфере.

В отличие от существующего положения, когда закон о закупках 94-ФЗ регулирует единственную стадию – стадию размещения госзакупок, новый закон о ФКС будет регулировать все стадии – планирование, размещение заказа, собственно реализацию государственных и муниципальных закупок, а также последующие стадии – контроль и аудит.

Важным нововведением является внедрение системы прогнозирования и планирования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Заслуживающей положительной оценки новацией является предложение по созданию единой информационной системы, обеспечивающей формирование, обработку, хранение и предоставление данных по всем этапам обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Анализ законопроекта, проведенный в Комитете Госдумы по промышленности, показывает что он – вполне добротный документ, который может быть взят за основу. Но как всякий законопроект, прошедший только первое чтение, он не свободен от некоторых недостатков и нуждается в корректировке.

Укажу только основные из них.

Целесообразно определить, что область регулирования будущего закона о ФКС охватывает отношения в сфере формирования, размещения, исполнения ГОЗ, а также формирования, размещения, хранения, использования, пополнения, освежения запасов государственного резерва в части, не урегулированной федеральными законами «О государственном оборонном заказе» и «О государственном материальном резерве».

Необходимо четкое обоснование сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг заказчиком. При реализации положений Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ – предшественника законопроекта о ФКС – были случаи намеренного занижения реальных сроков недобросовестными заказчиками с целью заключения контракта с аффилированными лицами.

В тексте законопроекта при изложении порядка выбора поставщика (исполнителя, подрядчика), заключения контракта и его исполнения используется без раскрытия содержания понятие «обстоятельства непреодолимой силы». Нужно более четко определить содержательную часть понятия «обстоятельства непреодолимой силы», в частности, – для снижения коррупционных рисков.

На мой взгляд, актуальны также нововведения, направленные на обеспечение общественного контроля в сфере закупок. Они предполагают обеспечение открытого доступа к информации о планах закупок и результатах аудита контрактов и введение института общественного контроля государственных закупок. Формирование этого института является необходимой мерой в условиях участившихся случаев нецелевого расходования средств бюджета заказчиками и связанной с ними социальной напряженности в обществе.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что проектом федерального закона предусмотрено положение о создании Общественного совета по контролю государственных закупок, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков. Однако в тексте законопроекта указанный институт пока четко не прописан.

При этом обозначено право общественных объединений, осуществляющих общественный контроль, подготавливать предложения по совершенствованию законодательства РФ о ФКС. Но данная правовая норма является рамочной и не содержит механизм и порядок, в соответствии с которым общественные объединения смогут реализовать свое право.

Функционирование института общественного контроля в рамках данного законопроекта сводится к тем правам, которые уже предусмотрены конституционным законодательством РФ. Поэтому, если ничего не менять в законопроекте, повышение эффективности общественного контроля в сфере государственных закупок вызывает сомнение из-за отсутствия положений об обязательности учета результатов такого контроля. Пока в значительной степени декларативной является и норма о праве общественных объединений и объединений юридических лиц подготавливать предложения по совершенствованию законодательства РФ о ФКС. Указанные объединения в настоящее время не наделены правом законодательной инициативы, и законопроект не предусматривает порядок рассмотрения и оценки подготовленных предложений.

Это лишний раз доказывает необходимость скорейшей реализации предложений руководства страны о повышении роли Общественных советов при федеральных органах исполнительной власти с предоставлением им права оценки эффективности работы соответствующих органов, которая подлежит обязательному учету при оценке деятельности их руководителей.

Но отмечу еще раз – основные принципы, заложенные в законопроект о ФКС, правильные, а исправление недочетов только повысит качество документа.

Как известно, 10 июля Госдума ратифицировала вступление России в ВТО. Это было не простым делом. Все мы были свидетелями того, как разгорались страсти вокруг этого вопроса. И надо признать – объективно: противники вступления в ВТО отчасти правы. Действительно, присоединение к ВТО может создать большие проблемы российскому автопрому и сельскому хозяйству. Может, если не задействовать комплекс парирующих и адаптационных мер.

Одной из таких упреждающих мер является разработка законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасной утилизации отдельных видов колесных транспортных средств». Я – один из авторов этого законопроекта, который принят в третьем, окончательном, чтении.

Теперь производители отечественной автомобильной техники должны получить ценовые преференции, которые позволят им выжить в экономических условиях ВТО, обеспечить необходимое развитие и снизить накал социальных проблем на предприятиях и в регионах.

В сложной ситуации оказываются и сельхозмашиностроители, поскольку членство России в ВТО предполагает снижение ввозных пошлин и на этот вид техники. Поэтому особенно важно - сократить ввоз в страну подержанных сельскохозяйственных машин, о реальном уровне надежности и безопасности которых можно только догадываться. Сегодня в стране и так почти полмиллиона тракторов и более 150 тысяч комбайнов, износ которых достигает 80-ти процентов, поэтому о повышении производительности и эффективности говорить трудно. Инициированный мной законопроект, предусматривающий безопасную утилизацию сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники и введение утилизационного сбора, во-первых, позволит обновить парк подобных машин, во-вторых, создаст справедливые условия конкуренции на российском рынке для отечественных и зарубежных производителей в рамках ВТО.

Таким образом, нужно уметь не только огорчаться, но и пытаться проявить активную позицию при решении возникающих проблем.

Теперь несколько слов о ближайших задачах и планах.

В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения зависит уже не только от обеспеченности финансовыми ресурсами, но от решения кадровой проблемы. Проще говоря, старый лозунг «Кадры решают все!» приобретает новое звучание. Особенно он актуален в сфере ОПК, где средний возраст работающих уже составляет 55 лет.

Необходимо на законодательном уровне предусмотреть эффективные меры по совершенствованию системы подготовки инженерных и научных кадров. Во многом они связаны с принятием нового закона "Об образовании". Ожидается, что законопроект будет представлен в ходе осенней сессии. Машиностроительное сообщество, как заказчик инженерных кадров, испытывает большую тревогу в связи с продолжающейся деградацией российского образования из-за проводимых реформ. Определённые надежды мы, несомненно, связываем с назначением нового Министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Но самое главное, что, благодаря участию в Общероссийском народном фронте, машиностроители смогли донести свою позицию Президенту РФ Владимиру Путину, который дал поручение нам - депутатам Государственной Думы от ОНФ - внести необходимые коррективы в проект закона "Об образовании" с тем, чтобы в стране в новых форматах и масштабах была восстановлена система заказа подготовки специалистов.

Для нас особенно приоритетны возрождение начального и среднего профессионального образования, отмена дистанционной формы обучения (для технических ВУЗов), уравнивание прав учебно-производственных комбинатов при предприятиях с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, внедрение систем практик и стажировок. Это те предложения, за реализацией которых я, как представитель машиностроительного сообщества в Государственной Думе, буду следить особенно пристально.

В настоящее время готовится совещание с ректорами ВУЗов с участием заместителя Председателя Правительства РФ, члена Союза машиностроителей России Дмитрия Рогозина по обсуждению проблем высшего технического образования, на котором мы сформируем наши выверенные позиции по новому законопроекту.

В связи с законопроектом об образовании следует отметить следующую особенность – принятие многих законопроектов связано с внесением поправок в действующий Налоговый кодекс. Например, сейчас создалась странная ситуация, когда предприятия ОПК не могут безвозмездно передать созданное ими экспериментальное оборудование в технические ВУЗы, а те, соответственно, не могут его принять без того, чтобы с обеих сторон не заплатить большие налоги. Необходимо внести соответствующие поправки в Налоговый Кодекс.

В целом кадровая проблема в высокотехнологичных отраслях промышленности значительно шире, чем в системе образования, и более комплексна. Она охватывает не только вопросы подготовки, но и воспитания и сохранения квалифицированного кадрового потенциала.

Понимая это, Союз машиностроителей России разработал комплексные предложения по основным направлениям решения кадровой проблемы в ОПК и в марте этого года представил их в аппарат вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Рогозина для формирования специальной программы системного решения кадровой проблемы по всей цепочке «школа – олимпиадное движение – профориентация – начальное и среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование – закрепление кадров на производстве – повышение квалификации, переподготовка – повышение престижа рабочих и инженерных профессий».

Надеемся, что наши инициативы приведут к улучшению ситуации в кадровой сфере.

Следующее направление – доработка законопроекта «Об инновационной деятельности в Российской Федерации». На мой взгляд, в нем заложены многие правильные мысли, которые следует конкретизировать и развить.

Например, одна из форм инновационной деятельности заключается в вовлечении частного бизнеса в инвестпроекты посредством системы технопарков. В настоящее время для этого не хватает двух составляющих. Первая – это справедливая структура ценообразования, поскольку инвестиции должны быть выгодны и привлекательны для частника, с другой стороны – не было достаточной воли государства. Та идеология, с которой выступал Президент РФ Владимир Путин, говоря о минимальной рентабельности, и та идеология частно-государственного партнерства, обеспечивающая доступ к финансовым ресурсам, о которой говорил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, намерения по формированию Экспертного совета при ВПК при Правительстве РФ, дают шанс на качественное изменение недостаточно эффективной сети технопарков, которые, в отличие от зарубежных, не генерируют бизнес лидера большого уровня.

Технопарки разумно создавать на базе или во взаимодействии с крупнейшими предприятиями ОПК или иными вертикально интегрированными промышленными высокотехнологичными структурами.

В этой связи целесообразно сформировать, условно говоря, «Милитари-Сколково». В том числе – и мерами законодательной поддержки. Сейчас Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям» с участием Союза машиностроителей России, членов Военно-промышленной комиссии (ВПК) рассматривает различные варианты. Мы считаем, что это могли бы быть регионы, где есть мощные оборонно-промышленные кластеры, в первую очередь, Московская, Самарская, Свердловская области, где есть крупные научные центры, поскольку невозможно создание таких технопарков без амбициозной молодежи и серьезной университетской базы с сильным профессорско-преподавательским составом.

Кроме того, одной из основных задач этой головной структуры должно стать не только поиск, формирование и реализация перспективных бизнес-проектов для ОПК, но и формирование банка знаний, компетенций, технологий с учетом ограниченного доступа к этой базе различных групп участников проекта.

То есть предполагается установить разный доступ к информационным пластам: одно дело – это промышленные предприятия или созданные при них технопарки, другое дело – наши зарубежные партнеры, которые, в свою очередь, тоже пользуются разной степенью доверия, поскольку с некоторыми из них, с той же Индией, реализуется целый ряд амбициозных высокотехнологичных проектов – реализованный проект по гиперзвуковой ракете Брамос, проекты по военно-транспортной авиации и истребителям ПАК ФА.

Но наряду с этой базовой структурой, которая должна быть неким интегратором, обеспечивающей возможную синхронизацию действий и унификацию информационных баз, предполагается создание в нескольких регионах пилотных проектов, которые должны тиражироваться в регионах и масштабироваться за их пределами, по использованию потенциала ОПК и активности молодых инноваторов. Технопарки – это, говоря военным языком, естественные полигоны, в которых могут отрабатываться перспективные технологические и бизнес-проекты, и наиболее успешные из них затем распространяться на всю страну.

Как говорится, свежий взгляд на некий вопрос или проблему часто оказывается верным. Поэтому позволю себе, как новому законодателю, использовать предоставленную мне возможность и поделиться некоторыми личными соображениями общего характера по совершенствованию законодательной деятельности.

По моему мнению, при разработке законопроектов следует формировать их максимально компактными, конкретными и, по возможности, документами прямого действия. Нужно четко прописывать ограничения, а не расписывать на многих страницах, что позволяется делать. В жизни всегда появятся дополнительные возможности, которые не учтешь никакими законами. Поэтому не надо стараться все их заранее учесть. А вот ограничения, определяющие области действия будущих законов, несоблюдение которых может оказаться социально опасным, наоборот, следует обозначить со всеми подробностями.

Как сказал в свое время Р. Декарт: «Объясните значения слов, и вы избавите мир от половины его заблуждений». В законодательстве та же проблема. Поэтому при разработке законопроектов нужно не жалеть времени на уточнение терминологии – от упущений в этом деле могут быть большие проблемы в будущем.

При формулировке статей законов следует избегать вариантности действий. Например, словосочетания «может рассматриваться…», «могут быть…» – это кандидаты на коррупционные закладки.

Если в законопроекте подробно прописан набор применяемых инструментов (например, способов определения поставщика продукции в законопроекте о ФКС), то нелогично завершать главы законопроектов словами «а также и другие способы…». Возникает естественный вопрос: зачем подробно прописывать некоторые инструменты, когда могут появиться другие – не прописанные в законопроекте. Иначе говоря, набор законодательных инструментов должен быть закрытым.

В заключение скажу, что впереди нас ждет большая и ответственная работа по совершенствованию законодательства и его адаптации к новым условиям. Надеемся, в этой деятельности на помощь органов исполнительной власти, экспертного сообщества, а также граждан. Пожелаем друг другу успехов и взаимопонимания.




***


следующая страница >>
Смотрите также:
Общероссийская общественная организация «союз машиностроителей россии»
904.56kb.
4 стр.
Общероссийская общественная спортивная организация «Союз танцевального спорта России» Региональная спортивная общественная организация «Федерация танцевального
126.77kb.
1 стр.
Федеральная программа тренерского лицензирования
77.4kb.
1 стр.
Союз танцевальных организаций россии дэнсаккорд общероссийская танцевальная организация союз черлидинга россии
552.79kb.
2 стр.
Общероссийская общественная организация «федерация бобслея россии» выписка из постановления президиума
76.18kb.
1 стр.
Общие сведения о состоянии айкидо в Курской области в развитии айкидо в России активно участвуют Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Национальный Совет Айкидо России»
60.96kb.
1 стр.
Перечень общероссийских спортивных федераций
357.93kb.
1 стр.
Российская Федерация Иркутский Городской комитет Общероссийская Общественная Организация Российский союз молодежи Иркутское Объединение студенческих педагогических отрядов
139.9kb.
1 стр.
Общероссийская общественная организация «ассоциация юристов россии»
79.19kb.
1 стр.
Общероссийская общественная организация «российский красный крест» иркутское областное отделение отче т о деятельности по итогам 2011 года
623.65kb.
9 стр.
Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» Рязанское региональное отделение
71.11kb.
1 стр.
Конкурса Общероссийская общественная организация "Деловая Россия"
106.13kb.
1 стр.