Главная
страница 1
Тема 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В IX-XI вв.

Задания уровня А

Инструкция для учащихся. При выполнении заданий уровня А (часть 1 ЕГЭ) выберите номер правильного ответа.

■ А1. Какое событие произошло в 882 г.?



  1. призвание варягов на княжение

  2. смерть князя Игоря

  3. образование Древнерусского государства

  4. поход Аскольда и Дира на Константинополь

А2. Какой год считается датой крещения Руси?

  1. 970 г.

  2. 980 г.

  3. 988 г.

  4. 1015 г.

A3. Какая дата связана с началом строительства Софийского собора в Киеве?

  1. 990 г.

  2. 1037 г.

  3. 1045 г.

  4. 1068 г.

А4. Какая дата относится к походам Святослава?

  1. 896 г.

  2. 911 г.

  3. 945 г.

  4. 965 г.

А5. Какое событие произошло в 1068 г.?

  1. победа КНЯЗЯ Изяслава над половцами

  2. восстание в Ростово-Суздальской земле

  3. поражение русских князей от половцев

  4. съезд князей в г. Любече

А6. В какие страны и земли совершил походы князь Святослав?

  1. Польша, Швеция, Дания

  2. земли половцев, Венгрия, Валахия

  3. Волжская Булгария, Хазария, Дунайская Болгария

  4. Крым, Малая Азия, Греция

А7. Как называется произведение, написанное Владимиром Мономахом и обращенное к его детям?

  1. «Завещание»

  2. «Наставление»

  3. «Поучение»

  4. «Моление»

А8. Кто был последним князем, при котором сохранялось единство Руси?

  1. Владимир Мономах

  2. Ярослав Мудрый

  3. Мстислав Великий

  4. Святополк Изяславич

А9. Какое событие связано с именем княгини Ольги?

  1. изобретение славянской письменности

  2. поход на Волжскую Булгарию

  3. введение подушного налогообложения

  4. установление фиксированного размера дани с подвластных племен

А10. Какому событию сопутствовали факты, упоминаемые в летописи?

«И когда пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а дру­гих сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. И, притащив, кинули его в Днепр».



  1. захват Киева Олегом

  2. крещение Руси

  3. нашествие печенегов

  4. захват Киева Андреем Боголюбским

All. В каких землях в течение своей жизни княжил Владимир Мономах?

  1. Волынское княжество, Смоленское княжество, Вогульское княжество

  2. Владимирское княжество, Новгород, Киевское княжество

  3. Черниговское княжество, Переяславское княжество, Киевское кня­жество

  4. Рязанское княжество, Московское княжество, Тверское княжество

А12. Какой князь был соправителем Ярослава Мудрого в 1024-1036 гг.?

  1. Изяслав

  2. Святополк

  3. Мстислав

  4. Всеволод

А13. Каков был итог похода князя Олега на Константинополь?

  1. заключение торгового договора с Византией

  2. захват русами Константинополя

  3. заключение договора с Византией о военном союзе

  4. гибель князя Олега во время похода и разгром русов

А14. Какой термин имеет отношение к деятельности древнерусских князей?

  1. перепись населения

  2. полюдье

  3. вывоз крестьян

  4. введение пятины

А15. Какое название носило тюркское кочевое племя, жившее в южнорус­ских степях в XI—XII вв.?



  1. ливы

  2. савиры

  3. берендеи

  4. аланы

А16.

Какой термин относится к устройству древнерусского храма?

1) левкас 2)апсида



  1. агиография

  2. клобук

А17.

Прочитайте отрывок из летописи и выберите пропущенное в тексте имя князя:

«Сказал матери своей и боярам своим: «Не любо мне

сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, па­волоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».


  1. Олег

  2. Игорь

  3. Святослав

  4. Ярослав

А18.

К каким последствиям привело крещение Руси?

  1. к попыткам византийского императора силой подчинить себе Русь

Б) к усилению соперничества русских князей за право назначать ми­трополита

  1. к развитию культуры, образования

Г) к установлению власти норманнской династии Рюриковичей

Д) к укреплению международного положения Руси

Е) к укреплению власти древнерусских князей

1)АВЕ 2)БГД 3)ВДЕ 4) БВД



А19.

Какое важное положение содержится в тексте «Русской Правды»?

  1. провозглашение всех жителей Руси равными перед законом

  2. установление крепостного права

  3. ограничение власти княжеских бояр-наместников

  4. отмена кровной мести

А20. Какие черты характерны для древнерусской архитектуры?

  1. из камня сооружались преимущественно храмы, жилые здания строи­лись из дерева

  2. каменное строительство было редким явлением и развито было толь­ко на Севере Руси

  3. из камня строились как христианские храмы, так и дома горожан

  4. стены древнерусских городов сооружались только из камня, по про­ектам западноевропейских архитекторов


Задания уровня В

В1. Расположите в хронологической последовательности события:

A) поход Святослава на Балканы

Б) поход Аскольда и Дира на Константинополь

B) поход князя Игоря на Константинополь
Г) сражение у Доростола

1 2 3 4


В2. Установите соответствие между преступлением и наказанием согласно « Русской Правде »:

1) Убийство княжеского тиуна

А) Штраф 80 гривен

2) Убийство смерда

Б) Штраф 5 гривен

3) Убийство княжеского старосты

В) Смертная казнь

4) Убийство княжеского коня

Г) Штраф 12 гривен




Д) Штраф 3 гривны



1

2

3

4













ВЗ. Установите соответствие между событиями и датами:

1) Смерть князя Игоря

А) 1024 г.

2) Долобский съезд русских князей

Б) 1097 г.

3) Разгром русских войск половцами на р. Альте

В) 945 г.

4) Съезд русских князей в Любече

Г) 1103 г.




Д) 1068 г.

1 2 3 4

В4. Установите соответствие между именами современников:



ИМЕНА

ИМЕНА

1) Олег

А) Добрыня

2) Ярослав Мудрый

Б) Святые Борис и Глеб

3) Владимир Святославич

В) Летописец Нестор

4) Владимир Мономах

Г) Игорь




Д) Всеволод Большое Гнездо



1

2

3

4













В5. Прочитайте отрывок из работы историка Н.М. Никольского и опреде­лите, какую реформу князя Владимира он имел в виду:

«Реформа Владимира была завершением начавшегося еще за сто лет

до него процесса и в сущности не была реформой для значительной

части дружины. Торговые интересы давно уже заставляли многих ее

представителей, одинаково и славян и варягов, расставаться со старой „
верой еще при Игоре... в Киеве уже была церковь во имя Ильи, обслу-
живавшая ту часть дружины Игоря, которая, по словам летописи, ис-

поведовала христианство и при заключении договора с греками кля­


лась именем христианского бога, в то время как остальные дружинни-
ки клялись Перуном...»

Ответ:


Задания уровня С

Инструкция для учащихся. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ.

Д.С. Лихачев в статье «Крещение Руси и государство Русь» писал о значении принятия христианства на Руси:

«Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение.

Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X—XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вы­рваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редкона­селенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы за­ставляли людей искать объединения. Время и события требовали по­знания мира и истории в широких масштабах...

Истинный создатель огромной империи Руси — князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычест­ва на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави кумира над Волховом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеоб­разным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Ру­си высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего нацио­нального опыта, литературы.

Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским

двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно рав­ных основаниях.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, — это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом спо­собствовало возникновению сознания единства человечества. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать лите­ратуру, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться».


С1. Почему язычество уже не удовлетворяло уровню развития восточно­славянского общества?

С2. Какие попытки реформы язычества предпринял Владимир I? Почему они не достигли успеха?

СЗ. Какие последствия имело принятие Русью христианства?

С4. Сравните систему управления Древнерусским государством при пер­вых русских князьях (Олег, Игорь) и при Ярославе Мудром. Запишите ответ в форме таблицы:



Общее

...

Различия

Древнерусское государство при первых русских князьях

Древнерусское государство при Ярославе Мудром

...

...

...

...

...

...

Инструкция для учащихся. Дайте развернутый ответ.

С5. В исторической науке существует «норманнская теория» происхожде­ния Древнерусского государства. Охарактеризуйте ее суть. Каковы слабые и сильные, по вашему мнению, стороны этой теории? Назовите нескольких историков, сторонников и противников «норманнской теории».


Смотрите также:
Инструкция для учащихся. При выполнении заданий уровня а (часть 1 егэ) выберите номер правильного ответа
358.11kb.
1 стр.
Инструкция для учащихся. При выполнении заданий уровня а (часть 1 егэ) выберите номер правильного ответа
101.95kb.
1 стр.
Демонстрационный вариант диагностической работы по истории для учащихся 5 классов часть 1
112.66kb.
1 стр.
Вариант 1 Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа этой части обве­дите кружком
275.71kb.
1 стр.
При выполнении заданий уровня а (часть 1 егэ) нужно поставить знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного
112.39kb.
1 стр.
При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. Существуют различные значения понятия
106.78kb.
1 стр.
Тренировочный вариант егэ 11 класс
58.59kb.
1 стр.
Вариант 7 Часть 1
111.59kb.
1 стр.
Вариант 9 Часть 1
92.25kb.
1 стр.
Контрольная работа История России 11 класс Тема Россия в годы революций и Гражданской войны Вариант 1 Часть а I. Выберите номер правильного ответа
75.36kb.
1 стр.
Тренировочный вариант гиа 9 класс часть 1
55.19kb.
1 стр.
Квалификационный экзамен для учителей географии Департамент образования администрации Владимирской области гу во «Центр экспертизы образовательной деятельности и обработки информации единого государственного экзамена (егэ)»
66.04kb.
1 стр.