Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мурмашинская средняя общеобразовательная школа № 1

МО Кольский район Мурманская область
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании методического Заместитель директора по Директор МОУ СОШ

объединения учителей музыки. УВР Данилова О.А. Гашкова И.Ю.

Протокол № 1 от « » сентября 2012 г. от « » сентября 2012 г.

от « 25 » сентября 2012 г.
c:\documents and settings\екатерина\рабочий стол\владимир спиваков-0.jpgc:\documents and settings\екатерина\рабочий стол\ростропович м..jpgc:\documents and settings\екатерина\рабочий стол\бетховен-0.jpg

c:\documents and settings\екатерина\рабочий стол\скрипока на нотах.jpg

Рабочая учебная программа

«Музыка»

9 класс

1 час в две неделю

(всего 17 часов)
Разработчик:

Дорошенко Екатерина Фёдоровна,

учитель музыки МОУ МСОШ № 1

МО Кольский район Мурманской

области

Мурмаши, 2012



Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе:



  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству ;

  • примерной программы основного основного общего образования по музыке, определяющей содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе ОУ.

Данная программа рассчитана на 17 часов в в 8 классе и 17 часов – в 9 классе, из расчёта 1 учебный час в две недели.
Общая характеристика предмета.

Музыкальное образование (воспитание, обучение, развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у обучающихся эстетического вкуса, сознания, потребностей, художественного вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и в жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки обучающихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает открывает возможность для духовного становления личности и её творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у обучающихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской, советской и зарубежной культуры.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально- личностного отношения обучающихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном образовании.
Цели программы:

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей6



  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно- образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимодействии с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитании эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса обучающихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.


Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности(умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Каждая из перечисленных содержательных линий находит своё воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу.

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счёт расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыка как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого обучающимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки.

Необходимо особенно обратить внимание на то, что опыт эмоционально- ценностного отношения к музыке и знание обучающимися музыки происходит в первую очередь на основе личностно окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности; выявления связей музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрытия возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.

При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости обучающихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания музыки через её интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой обучающимся музыки, включая в него музыки различных направлений, стилей и школ.

Большое значение в ряду знаний о музыке имеют знания, приобретаемые в процессе музыкально-творческой деятельности и раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей музыки с другими видами искусства. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, способах овладения различными видами музыкальной деятельности. В программе выделяется группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.

Необходимо предусмотреть в рабочей программе освоение обучающимися музыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны с творческим никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой прежде всего для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определённой подготовки и развития психофизического аппарата ребёнка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения обучающегося.
Умения и навыки в слушании музыки:


  • интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать своё внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рождённые этой музыкой;

  • передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности и воплощать своё отношение к музыке в слове, в рисунке, в пластике и т.д.;

  • дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной такни (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и её композиционные функции;

  • понимать значение исполнительской интерпретации в воплощение художественного замысла композитора;

  • сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их; выявлять жизненные истоки музыки, общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства.



Умения и навыки в исполнении:

  • предлагать свой вариант исполнительской трактовки одного и того же произведения;

  • сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;

  • оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.



Умения и навыки в импровизации и сочинении музыки:

Предусматривается формирование умений воплощать задуманный обучающимися художественный замысел на основе накопленного интонационно-слухового опыта или на основе предлагаемых учителем ритмических, мелодико-ритмических, жанрово-стилевых, фактурных и др. моделей. Во взаимосвязи с этим процессом происходит развитие навыков вариантного повторения заданного мотива, импровизации заключительной каденции мелодии, ритмического рисунка, мелодии в малообъёмных ладах на основе предложенных мелодических оборотов.




Умения и навыки в драматизации музыкальных произведений:

В процессе драматизации музыкальных произведений совершенствуются умения и навыки, необходимые для выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения вокальной и инструментальной музыки, создания на основе художественного замысла и его воплощения сценическими средствами.

Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается обучающимися в процессе слушания музыки, в вокально- хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе основного общего музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала обучающихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности. Такой опыт помогает ребёнку глубже познавать природу музыки, пути и способы её создания, исполнения и слушания, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкально-творческой деятельности.

Особое внимание в программе должно быть обращено на постижение музыки в её взаимосвязях с различными видами искусства и жизнью в целом. Прослеживание этих взаимосвязей способствует выявлению общего и особенного в различных видах искусства, а также ощущению и осознанию обучающимися своего родства с миром и человечеством.

Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку обучающихся к музыкальному самообразованию. Без которого невозможно становление музыкальной культуры. Музыкальное самообразование представлено в виде содержательных дидактических единиц (предусматривающих самостоятельное обогащение изучаемого материала) и в виде требований подготовки обучающихся (направленных на приобретение ими знаний, умений, навыков самостоятельной работы).

Содержание и структура учебной программы

по музыке в 9 классе:

Выделяются 2 сквозные линии в содержании и структуре учебной программы по музыке в 9 классе:



  • Музыка в формировании духовной культуры человека.

  • Опыт музыкально-творческой деятельности.

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и её место в ряду других видов искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует



  • формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;

  • овладению ими методами наблюдения, сравнения. Сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

  • расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.



Контроль осуществляется в следующих видах:

  • входной, текущий, тематический и итоговый.



Формы контроля:

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы:



  • рефераты и доклады по творчеству композиторов;

  • практикум по анализу стилистических особенностей того или иного музыкального направления;

  • самостоятельная работа;

  • устный опрос;

  • взаимоопрос;

  • тест;

  • викторина;

  • творческие задания на развитие ассоциативного мышления.

В качестве итоговой формы контроля можно использовать защиту проектного задания по следующим обобщающим темам:



  • «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего».

  • «искусство как система образных языков».

  • «Человек в мире искусства».

  • «спасёт ли мир красота?»

  • «Искусство XXI века».

По форме проектное задание может представлять собой композицию, подготовленную группой обучающихся. В проекте могут быть использованы факты творческой биографии различных композиторов, записки из воспоминаний, фрагменты музыкальных произведений, стихи, философские размышления, творческие работы, личные впечатления и т.д.




Основное содержание

9 класс (16 часов)

Специфика музыки, её место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события истории и наша современность – главные темы искусства. Родство художественных образов разных видов искусств и взаимодействие их выразительных средств. Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.

Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира в уникальной музыкально-образной форме.

Арттерапевтические возможности музыкального искусства в снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности.



Содержание программы реализуется

на основе методов:

  • проблемно-поисковый метод;

  • метод коллективного осмысления;

  • метод обобщения;

  • метод проектов.



В результате изучения музыки обучающиеся должны:
знать / понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • богатство музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских, советских, зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, название наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской, зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять произведения сочинения композиторов-классиков;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • распознавать на слух мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • выражать свои личные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.


Учебно-тематический план

«Музыка в формировании духовной

культуры человека» :




Тема урока

Кол-во

часов


I.

Введение.

1

1.

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

1

II.

Отражение вечных проблем жизни в музыкальном искусстве.

4

2.

Философское размышление о жизни в музыке И.С.Баха.

1

3.

Отражение темы жизни и смерти в музыкальном искусстве.

1

4.

Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков.

1

5.

Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях У.Шекспира, С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского.

1

III.

Своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока.

6

6.

Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

1

7.

«Золотой век» русского искусства.

1

8.

А.С.Пушкин и русская музыка.

1

9.

Поиски нового видения мира и стилевое многообразие музыки XX века.

1

10-

11.


Западная музыкальная культура.

2

IV.

Специфика музыки и её место в ряду других видов искусств.

5

12.

Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства.

1

13.

Родство лирических образов русских композиторов и художников.

1

14.

Роль музыки в театральном искусстве.

1

15.

Роль музыки в киноискусстве.

1

16.

Обобщающий урок.

1




И Т О Г О :

16


Тематическое планирование

по музыке

«Музыка в формировании духовной

Культуры человека»

9 класс.



Тема урока

Содержание урока

Музыкальный материал

  1. ВВЕДЕНИЕ

1.

Предназначение музы-кального искусства и его возможности в духовном совершенст-вовании личности.

Искусство как специфическая форма отражения и обобщения действительности в художествен-ных образах. Многофункциональ-ность музыки как социального вида искусства. Воздействие му-зыки на внутренний мир челове-ка. Роль музыкального искусства в жизни современного человека.


1.П.Чайковский «Концерт № 1 для ф-но с оркестром.

2. Х.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

3. И.С.Бах «Шутка».


  1. ОТРАЖЕНИЕ ВЕЧНЫХ ПРОБЛЕМ ЖИЗНИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

2.

Философское размышление о жизни в музыке И.С.Баха.

Нравственно-эстетические темы музыки И.С.Баха : сила и красота человеческого духа и разума, сопереживание и сострадание человеку. Мир образов И.С.Баха.

  1. Вокально-инструмен-тальные произведения: «Agnus dei», «Kyrie elei-son» «Мессы» си минор.

  2. Органные произведения

«Токката и фуга» ре ми-нор, органные прелю-дии.

  1. Оркестровые произве- дения: «Брандербургс-кий концерт № 1».

  2. Клавирные произведе-ния: «Прелюдия и фуга» до мажор из ХТК Баха.

3.

Отражение темы жизни и смерти в музыке.

Особенности жанра «Реквиема». Трагический конфликт жизни и смерти, человека и судьбы.

Музыкальные каноны жанра зау-покойной мессы В.А.Моцарта.

«Светский» характер музыки Дж.Верди.

Характеристика музыкальных об-разов: грозный, неумолимой си-лы судьбы и страдающего чело-вечества («Dies irae» и «Lаcrimosa»).

Современные трактовки жанра «Реквиема»: Б.Бриттена, Д.Б.Ка-балевского.


  1. В.Моцарт «Реквием»: «День гнева» и «Лакримоза».

  2. Д.Верди «Реквием» : «День гнева» и «Лакримоза».

  3. Д.Кабалевский «Рекви-ем»: «Наши дети», «Помните!».

4.

Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков.

Разочарование в идеалах эпохи Просвещения, стремление к раскрепощению духовных сил человека, к высшим законам справедливости.

Трагический конфликт между героем и окружающей его средой. Раскрытие духовного мира человека, обращение к лирико-психологическим образам, тема «лирической исповеди».



Творчество одного из композиторов по выбору:

  1. Шопен. «Революцион-ный этюд», «Прелюдия № 24» ре минор.

  2. Шуман. Пьесы из цикла «Карнавал» («Эвсебий» и «Флорестан», «Шо-пен» и «Паганини», «Киарина» и «Эстрелла»

  3. Шуберт. «В путь», «Ме-льник и ручей» из вокального цикла «Прекрасная мельни-чиха», «Шарманщик», «Ворон» из вокального цикла «Зимний путь».

5.

Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях У.Шекс-пира, С.Прокофьева и П.Чайковского.

Трагедия Шекспира – гимн тор-жествующей любви.

Воплощение бессмертного сюже-та в музыке (Г.Берлиоз, Ш.Гуно, П.Чайковский, С. Прокофьев).

Темы-лейтмотивы увертюры-фантазии П.Чайковского.

Музыкальные характеристики героев балета С.Прокофьева. Сравнение трактовок и музы-кального языка С.Прокофьева и П.Чайковского.



  1. П.Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

  2. С.Прокофьев. Отрывки из балета «Ромео и Джульетта».

  1. СВОЕОБРАЗИЕ ВИДЕНИЯ КАРТИНЫ МИРА В МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУРАХ ЗАПАДА и ВОСТОКА.

6.

Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

Храмовое действо как синтез искусств.

Понятие духовной музыки. Твор-цы духовных произведений.

Характерные черты духовной му-зыки.

Основные жанры духовной музы-ки: всенощная, литургия, духов-ный концерт.



  1. Греческий распев XVII века «Богородице Дево, радуйся!».

  2. С.Рахманинов. «Богородице Дево, радуйся!», «Херувимс-кая».

  3. Духовные концерты М.Березовского и Д.Бортнянского.

  4. В.Гаврилин. «Молитва» из симфонии-действа

«Перезвоны».

7.

«Золотой век» русско-го искусства.

Русская музыка начала XIX века. Творческое содружество «Могучая кучка», характеристика идейных принципов – «художественная правда, красота, народность».

Расцвет реализма в русской музы-ке XIX века (на примере творчест-ва русских композиторов: Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского).



Музыкальные произведе-ния Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского.

8.

А.С.Пушкин и русская музыка.

Музыкальность и образность поэ-тического языка А.С.Пушкина.

Вечные темы в творчестве Пушки-на. Воплощение сюжетов Пушкина в музыке Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Свиридова.



Музыка на сюжеты лите-ратурных произведений Пушкина6 отрывки из опер Чайковского «Евге-ний Онегин», «Пиковая дама», из оперы Римско-го-Корсакова «Золотой петушок», из оперы Му-соргского «Борис Году-нов», Свиридов. Романсы из цикла «Пушкинский ве-нок».

Романсы М.Глинки, П.Чай-ковского.



9.

Поиски нового видения мира и стилевое мно-гообразие музыки XX века.

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве XX века. Музыкальный язык современнос-ти. Творчество Г.Свиридова, В.Гав-рилина, А.Шнитке, Р.Щедрина.

Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны».

Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель».

А.Шнитке.»Concerto grosso № 1». «Поток».


10-

11.

Западная музыкальная культура.

Стилистические особенности западно-европейской музыки.

Музыкальное путешествие по стилям и направлениям:



  • эпоха Барокко (Бах, Вивальди);

  • Венская классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен);

  • Романтизм (Шопен, Лист, Шуберт);

  • Импрессионизм (Дебюсси, Равель).

Фрагменты музыкальных произведений по выбору: И.Бах, А.Вивальди «Вре-мена года», Альбиони «Адажио», Боккерини «Менуэт», Гайдн «Симфо-ния № 103», В.Моцарт «Симфония « 40», «Маленькая ночная сере-нада», Л.Бетховен «Симфония № 9» (4 часть) «ода к радости», «К Элизе», К.Дебюсси «Море», «Девушка с во-лосами льна», «Лунный свет».

  1. СПЕЦИФИКА МУЗЫКИ И ЕЁ МЕСТО В РЯДУ ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА.

12.

Единство и специфика музыкального и изоб-разительного искусст-ва.

Ассоциативные связи различных видов искусства. Истоки синкретизма видов искусств в эпоху первобытности.

Виды ассоциативных связей:



  • по принадлежности к истори-ческой эпохе;

  • по жанровой принадлежности;

  • по образному единству;

  • по личным аналогиям.

Выразительные средства музы-кального и изобразительного язы-ка.

К.Дебюсси «Лунный свет», «Облака», «Прелюдии» - картины художников-импрессионистов.

Н.Римский-Корсаков «Шехеразада», вступление к опере «Садко» - картины худож-ников-маринистов.



13.

Родство лирических образов русских компо-зиторов и художников.

Художественный образ как сред-ство отражения жизни и внутрен-него мира творца.

Тайны художественного образа: условность, абстрактность, обоб-щённость. Образы природы в Рос-сии в творчестве русских худож-ников и музыкантов.



П.Чайковский. Цикл «Вре-мена года».

С.Рахманинов. «Прелюдии» и «Этюды-картины».

Картины русских художни-ков И.Левитана, А.Савра-сова, И.Шишкина, А.Куин-джи.


14.

Роль музыки в теат-ральном искусстве.

Синтетические жанры оперы и балета. Особенности оперы и балета как театрального жанра. Истоки возникновения и история развития жанра оперы. Основные жанры и элементы классического балета.

П.Чайковский. Отрывки из опер «Евгений Онегин» или «Пиковая дама», балета «Лебединое озе-ро».

Р.Щедрин. Отрывки из балета «Конёк-горбунок».



15.

Роль музыки в киноис-кусстве.

Синтетическая природа современ-ных экранных искусств.

История кинематографа. Роль музыки в немом кино. Особенно-сти создания музыки к кинофиль-мам. Музыка – полноценный компонент драматургии фильма.



С.Прокофьев. Музыка к кинофильму «Александр Невский».

А.Петров. Музыка к кино-фильму «Жестокий ро-манс».

Музыка М.Дунаевского, Е.Доги к кинофильмам.


16.

Обобщающий урок.

Защита рефератов и проектных заданий.

Индивидуальные и групп-повые работы, презента-ции.













c:\documents and settings\екатерина\рабочий стол\лира и арфа.jpgc:\documents and settings\екатерина\рабочий стол\музыкальный сонет.jpg

MULTIMEDIA – поддержка предмета :

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/



Список научно-методической литературы :

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

  24. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6.  «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  12. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  13. Песенные сборники.

  14. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  15.  Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с

  16. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.


Смотрите также:
Дорошенко Екатерина Фёдоровна, учитель музыки моу мсош №1 мо кольский район Мурманской области Мурмаши, 2012 пояснительная записка рабочая программа
226.87kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану 2012-2013 учебный год г. Заполярный
87.54kb.
1 стр.
Литература б. Мурмаши №1 дог 8 Инвентарный №000000000001179 Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека Кольского района»
98.5kb.
1 стр.
Юсупова Юнуса Исхаковича I категория Ф. И. О., категория по физике 11 кл предмет, класс и т п 2011 2012 учебный год пояснительная записка. Настоящая рабочая программа курса
351.79kb.
1 стр.
Дорошенко Екатерина Фёдоровна Идентификатор : 102-395-278 тест №1
128.66kb.
1 стр.
Учитель Райшина Татьяна Валентиновна п. Целинный 2011 пояснительная записка рабочая программа
341.71kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «История Нового времени» 7 класс Разработана учителем истории моу сош №288 г. Заозерска Мурманской области Колесниченко В. И
146.9kb.
1 стр.
Ефремовой Ольги Венияминовны 6 класс 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
297.94kb.
1 стр.
Учитель Сысоева Наталья Викторовна п. Константиновский, 2012 г пояснительная записка рабочая программа
83.04kb.
1 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка рабочая программа
357.35kb.
2 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка рабочая программа
333.76kb.
2 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка рабочая программа
346.59kb.
2 стр.