Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
ГУ СО «ДОМ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ООО «ПРОГНОСТИКА»


РЕЗУЛЬТАТЫ

анализа и оценки программ, проблем и факторов, сдерживающих инновации в сфере образования

Самара 2010


С О Д Е Р Ж А Н И Е



ВВЕДЕНИЕ 3

1. Особенности реализации национальной доктрины «Наша новая школа» на территории Самарской области 5

1.1. Приоритетные направления и основные проблемы 5

1.2. Изменение правового положения образовательных учреждений как фактор расширения самостоятельности и роста ответственности школ перед населением 10

2. Кадровый потенциал системы образования и проблемы его совершенствования 12

2.1. Качество профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров 12

2.2. Эффективность программ привлечения молодых педагогов (выпускников вузов) в школу 16

3. Опыт внедрения общественно-ориентированного образования в регионе 18

3.1. Участие общественности в управлении школой: формы, органы, проблемы и перспективные направления 18

3.2. Распространенность и проблемы внедрения модели общественно-активной школы в Самарской области 21

3.3. Специфика развития информационной среды как фактора повышения участия населения в управлении образованием 22

4. Особенности совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья 25

4.1. Инклюзивное (интегрированное) образование и его социальные эффекты 25

4.2. Проблемы реализации инклюзивного образования в Самарской области 27

4.3. Степень развития форм дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья 30

Приложение 39




ВВЕДЕНИЕ

Развитие региональной системы образования входит в число главных задач Правительства Самарской области. О приоритетности отрасли образования свидетельствует значительный объем средств областного бюджета, который выделяется на обеспечение ее развития и функционирования. Так, за последние несколько лет, доля средств, выделяемых на развитие отрасли образования превышает 15% всех бюджетных средств региона1. В средствах массовой информации, в образовательном сообществе широко освещаются успехи региональной системы образования в реализации приоритетного национального проекта «Образование», в осуществлении инициативы «Наша новая школа» и т.п. Важным индикатором успешности функционирования региональной системы образования выступают высокие показатели удовлетворенности населения области качеством полученных образовательных услуг.

Тем не менее, несмотря на очевидные успехи, полученные в результате масштабных усилий по реформированию отрасли, необходим взвешенный анализ некоторых итогов и - главное - проблем и перспектив реализации основных направлений образовательных реформ.

Исходя из этого, цель анализа заключалась в оценке состояния и перспектив развития сферы образования в Самарской области. Безусловно, столь масштабная цель недостижима средствами небольшого исследования. Поэтому, не претендуя на всеобъемлющий анализ, исследование конкретизировало эту цель через ряд вполне определенных задач:



1. Определить особенности реализации на территории Самарской области национальной доктрины «Наша новая школа», в том числе:

1.1. приоритетные направления и основные проблемы;

1.2. изменение правового положения образовательных учреждений как фактор расширения самостоятельности и роста ответственности школ перед населением.

 2. Оценить кадровый потенциал и проблемы его совершенствования:

2.1. качество профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

2.2. эффективность программ привлечения молодых педагогов (выпускников вузов) в школу (в т.ч. роли материального стимулирования).

 3. Оценить опыт внедрения общественно-ориентированного образования:

3.1. органы и формы общественного участия, полномочия и фактическая деятельность;

3.2.проблемы участия общественности в управлении школой;

3.3. распространенность и проблемы внедрения модели общественно-активной школы в регионе.

 4. Выявить специфику развития информационной среды как фактора повышения участия населения в управлении образованием:

4.1. механизмы и формы обратной связи между заказчиками и исполнителями государственных услуг;

4.2. объективные и субъективные причины, сдерживающие рост информационной открытости образовательных учреждений.

 5. Изучить особенности совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

5.1. инклюзивное (интегрированное) образование и его социальные эффекты;

5.2. проблемы реализации инклюзии в области;

5.3. степень развития форм дистанционного образования.

 

Основным методом сбора информации в проведенном анализе являлся опрос экспертов. Выборка составила 15 экспертов. Данный объем опрошенных не предполагал получение репрезентативных, количественных оценок. Однако стратегия исследования и не была ориентирована на получение статистических показателей. Фокус исследовательского интереса – анализ общих тенденций развития регионального образования на основе мнений наиболее компетентных и квалифицированных представителей этой системы. В качестве экспертов в исследовании выступали представители органов управления образования разного уровня, руководители учреждений повышения квалификации работников образования.

Дополнительный метод исследования - вторичный анализ результатов исследований, проведенных в Самарской области, посвященных оценке состояния сферы образования. Этот метод использовался для иллюстрации и аргументации некоторых исследовательских выводов.

1. Особенности реализации национальной доктрины «Наша новая школа» на территории Самарской области




1.1. Приоритетные направления и основные проблемы

Важнейшим направлением государственной социальной политики в настоящее время является реализация Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Президентская инициатива «Наша новая школа» аккумулировала опыт трехлетнего осуществления приоритетного национального проекта «Образование» в части направлений и мероприятий, ориентированных на государственную поддержку российской общеобразовательной школы. В ней также отражены проекты, реализуемые в течение последних трех лет в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, сформулированы новые направления поддержки и развития школьного образования. Президент отметил, что «решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы» и основной акцент сделал на развитии школьного образования, так как «оно представляет собой один из определяющих этапов жизни человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны».

Министерство образования и науки Самарской области определило следующие основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:


  1. Переход на новые образовательные стандарты

Задача новых стандартов состоит в том, что дети уже в школе должны получить возможность раскрыть свои способности, ориентироваться в высокотехнологическом конкурентном мире. Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число требований входят и компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится нашим детям и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни.

  1. Развитие системы поддержки талантливых детей

Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.

  1. Совершенствование учительского корпуса

Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе, как отметил Д.А. Медведев, не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми.

IV. Изменение школьной инфраструктуры

Облик школы как по форме, так и по содержанию должен значительно измениться. Школа должна стать центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. С этим связано внедрение новых принципов работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно.



  1. Сохранение и укрепление здоровья школьников

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.

VI. Расширение самостоятельности школ

Все учреждения, финансируемые из федерального, республиканского или муниципального бюджетов, поменяют свою организационно-правовую форму. Государство объявляет целью такой реформы — «расширение самостоятельности школ, причем как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств». Предполагается, что это создаст условия и стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности деятельности образовательных учреждений. Принципиальным изменением станет переход от сметного содержания к финансированию в виде субсидий за выполнение муниципального или госзаказа.

Все участвующие в исследовании эксперты единодушны в том, что, что разработка программы «Наша новая школа» – инициатива своевременная и крайне необходимая, учитывая сегодняшнее состояние российской школы. По мнению экспертов, ранее даже самые крупные проекты, были похожи на «латание дыр». Напротив, как отметил один из экспертов, «Наша новая школа» призвана решать именно эту проблему – проблему бессистемности, несогласованности действий властей разных уровней».

Разногласия экспертов касались того, насколько реализуема эта программа в намеченные сроки. Часть экспертов считают, что национальная стратегия-инициатива «Наша новая школа» в единстве всех пяти составляющих уже сегодня становится основой комплексного модернизационного проекта и будет выполнена в намеченные сроки. Они опирались на опыт внедрения в области ПНП «Образование», говоря об успешной реализации программ в сфере образования Самарской области.

Оппоненты данной точки зрения не отрицали необходимости данного проекта. Однако, учитывая, что Президент, озвучив направления развития российской школы, дал как бы «опорные сигналы» разработчикам, а направлений реформирования школы будет, конечно, больше, то напрашивается вывод: столь масштабная и дорогостоящая программа не может быть реализована в полном объеме в намеченные сроки, тем более в условиях посткризисной экономики. Как отметили наши информанты, «новая школа станет реальностью, но вряд ли в ближайшее десятилетие».

Не умаляя значения ни одного из предложенных направлений реализации президентской инициативы, эксперты, тем не менее, выделяли наиболее важные, по их мнению, направления. Самые согласованные оценки экспертов были получены относительно особой важности трех направлений:

- разработка новых образовательных стандартов,

- развитие и сохранение педагогического потенциала,

- совершенствование школьной инфраструктуры.

Эксперты отмечали, что в Самарской области ведется большая работа по апробации и внедрению в учебный процесс новых образовательных стандартов для начальной школы. Процесс этот только начинается: на данном этапе разработаны стандарты для начальной школы. С целью снижения рисков при переходе на новые стандарты эксперимент по их внедрению ведется в 22 образовательных учреждениях. На очереди – стандарты для основной и старшей ступени школьного образования. В качестве вопросов, которые еще требуют своего осмысления и решения в рамках данного направления эксперты отмечали, во-первых, необходимость системы оценки качества образования. По их мнению, «эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи». Оценка качества знаний учащихся не может основываться только на результатах ЕГЭ (хотя в этом отношении в области картина более, чем благополучная). Необходима разработка внутришкольной и муниципальной оценки качества образования, широкая общественно-профессиональная экспертиза.

Во-вторых, эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения нормы учебной нагрузки для учителя. Федеральные государственные стандарты интегрируют в себе и учебную, и внеучебную деятельности ребенка, и, безусловно, работу учителя внутри того или другого вида деятельности. У выпускников разных ступеней образования через деятельностный подход должны формироваться разные компетентности. Но для того, чтобы учитель мог приводить ребенка к определенному уровню компетенции и компетентности, необходимо, чтобы уроком по новым стандартам становилась вся деятельность учителя. Согласно экспертному мнению, «следует уйти от недельной нагрузки, считать годовую нагрузку учителя, в которую входят абсолютно все виды педагогической деятельности: от экскурсии до урока».

Особую значимость практически все эксперты придают совершенствованию учительского корпуса, профессиональному росту учителей. «Качество школы не может быть выше качества труда учителей», «качество школьного образования определяется в первую очередь личностью педагога», «ключевой фигурой в системе образования остается педагог» - подобные высказывания встречаются практически в каждом интервью. Эксперты убеждены, что современная система профессионального образования и повышения квалификации педагогов должна быстрее реагировать на изменяющиеся условия, чтобы опережать сегодняшнее состояние школьного образования.

При этом эксперты отмечают серьезный положительный скачок в регионе: введение новой системы оплаты труда позволило стимулировать результативно работающих учителей, а также дало возможность сделать школы привлекательными для молодого поколения, чья заработная плата сегодня не привязана жестко к стажу работы. Существующая в области широкая сеть премий и грантов позволяет каждому педагогическому работнику, творческому учителю раскрыть свой потенциал.

Тем не менее, актуальной остается проблема низкого социального статуса учителя. По мнению экспертов, эту проблему можно было бы решить, если законодательно этот статус изменить и приравнять учителя к системе государственных служащих.

Говоря о новой системе оплаты труда, эксперты не возражают против новых внедряющихся подходов, но отмечают, что вся система стимулирования и процентных надбавок не соответствует тем сложным задачам, которые решают наши учителя: «Если мы выдвигаем учителям такие серьезные требования, то, соответственно, и заработная плата должна быть более адекватной».

Заметный отклик у экспертов вызвало направление, связанное с развитием школьной инфраструктуры. В отличие от разработки стандартов и совершенствования учительского корпуса, эта задача представляется экспертам относительно новой, т.к. системных мер по комплексному преобразованию школьной среды не проводилось. Здесь речь идет о создании новых нормативов строительства типовых школьных зданий, оснащения учебных кабинетов и лабораторий, библиотек, обеспечения школьников качественным питанием и медицинским обслуживанием, наличия физкультурно-спортивных объектов. Таким образом, вне зависимости от места, где учится конкретный ребенок, он должен получать необходимый набор качественных образовательных услуг.

Интересно, что часть экспертов отметила и недостатки концепции «Наша новая школа». В частности, в ней не нашло отражения такое направление как дошкольное образование. Как подчеркнул один из участников анализа: «Невозможно решать качественно вопросы системы образования без такой важной ступени, как система дошкольного образования, которая обеспечивает систему подготовки к школе. …Этот раздел обязательно должен найти отражение в данной стратегии».

Экспертами также отмечалась необходимость более четкого обозначения того «количественно-качественного результата, к которому мы будем стремиться» через систему индикаторов. Например, можно предусмотреть индекс развития детей и молодежи, который помог бы «сформировать систему и финансового, и правового, и организационного, и содержательного обеспечения всех задач новой стратегии».


Относительно наиболее сложных, проблемных в реализации направлений, эксперты также продемонстрировали достаточно единодушную позицию. Так, «лидером» в рейтинге проблемности является задача изменения школьной инфраструктуры, т.к. именно это направление требует наиболее масштабных финансовых вложений и материальных ресурсов: «здесь многое упирается в недостаток финансовых средств». Например, «отсутствие современных спортивных залов, современного спортивного оборудования и инвентаря в школах - реальность. Но даже если построить спортивные залы при каждом учебном заведении, появится вопрос, на что их содержать? Поэтому деньги, необходимые на ремонт спортивных залов, нужно выделять отдельно, а не как часть общего финансирования школы».

Школа действительно не должна быть ветхой. Свобода мыслей начинается со свободы пространства. В этих условиях эффективность помощи школе, как и в целом функционирования системы образования регионов, упирается в вопрос распределения предметов ведения и полномочий между органами власти федерального, регионального уровней и органов местного самоуправления. Решение этих проблем сейчас в условиях кризиса еще более затрудняется. Предлагаемый - как один из вариантов помощи школам - перевод их из статуса муниципальных в автономные учреждения, по мнению экспертов, также сопряжен с разнообразными рисками: «отчуждение зданий и земель будет укором такой политике в образовании».

Эксперты считают, что к перечню необходимых мер по обеспечению современной школьной инфраструктурой следует отнести развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы (учреждениями культуры, здравоохранения, спорта и досуга). Это положение находит конкретные примеры в регионах: уже появляются образовательные учреждения широкой сферы услуг (не только образовательных). Но готово ли законодательство к поддержке таких нововведений? Проблема в том, что «развитие педагогической реальности сегодня опережает развитие своей нормативно-законодательной основы… Сегодня многие положения в нем нуждаются в редактировании и обновлении».

Эксперты отнесли к числу сложных для осуществления задачу здоровьесбережения учащихся. Это направление нельзя назвать новым для региональной системы образования, т.к. данная проблема уже давно широко обсуждается (например, на особом контроле министерства образования находится программа школьного питания). Тем не менее, заметных позитивных изменений состояния здоровья школьников не наблюдается. В частности, не снижается число подростков, употребляющих табачные изделия, растет число случаев употребления алкоголя. По мнению экспертов, сегодня важно перейти от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки позитивно скажется на здоровье школьников. Следующий важный момент – пробудить в детях желание самим заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, в выборе учебных курсов по интересу и склонностям. Насыщенная, психологически комфортная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Эксперты отмечают, что возможные риски в осуществлении этого направления связаны с трудностями межведомственного взаимодействия, т.к. в реализации данного направления участвуют не только образовательные учреждения, но и организации, подведомственные министерству здравоохранения.


следующая страница >>
Смотрите также:
Общественная палата самарской области ООО «прогностика»
605.77kb.
7 стр.
Закон Сахалинской области от 30. 11. 2011 n 126-зо (ред от 27. 05. 2013) "Об общественной палате Сахалинской области"
295.16kb.
1 стр.
Молодёжная Общественная Палата района Войковский
38.96kb.
1 стр.
Закон Самарской области от 07. 12. 2011 №140-гд о государственной поддержке монопрофильных городских округов Самарской области Принят Самарской Губернской Думой 29 ноября 2011 года Статья 1
134.01kb.
1 стр.
Закон самарской области о соглашениях самарской области и соглашениях (договорах)
139.03kb.
1 стр.
Закон ставропольского края об Общественной палате Ставропольского края Статья Цели создания и статус Общественной палаты Ставропольского края
286kb.
1 стр.
Закон самарской области о реестре должностей муниципальной службы в самарской области принят
171.48kb.
1 стр.
Российская федерация общественная палата калининградской области
81.24kb.
1 стр.
Общественная палата Челябинской области
851.86kb.
4 стр.
Министр здравоохранения и социального развития Самарской области
92.25kb.
1 стр.
Наркоконтроль правительсто Самарской области поможет самарским наркополицейским
1158.57kb.
17 стр.
Министр здравоохранения и социального развития Самарской области
92.26kb.
1 стр.