Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №58 городского округа Самара

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
2.3.1 Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социальноориентирован-ной и общественно полезной деятельности;

• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.



В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.



В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (национального воспитательного идеала) с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).


2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).



Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.
2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодей-ствие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей и прародителей;

• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
2.3.4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся МБОУ СОШ № 58 г.о.Самара

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

• осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

• системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

— социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

— социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

— социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

• формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.



Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

• сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

• любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;

• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;

• понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

• умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

• присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;

• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

• понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

 осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

• представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;

• способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

• опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;

• осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;

• знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

• овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;

• профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;

• развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;

• устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;

• опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;

• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);

• отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.



Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• осознание нравственных основ образования;

• осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

• готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;

• общее знакомство с трудовым законодательством;

• нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

• представление об искусстве народов России.





Содержание деятельности

Виды и формы деятельности

Сроки

Ответственный

Прогнозирование

результатов

деятельности

Раздел 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам человека

1.

Общее представление о политическом устройстве государства, его символах, истории.

Тематические классные часы

В течение года

Классные руководители 5-9 классов

Получено общее представление о политическом устройстве государства, его символах, истории.

2.

Системные представления об институтах гражданского общества, об участии граждан в общественном управлении.

Ролевые игры, классные часы, изучение учебных дисциплин

Октябрь-ноябрь


Зам. директора по ВР

классные руководители



Получены системные представления

3.

Понимание и принятие правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок.

Беседы, встречи с работниками органов охраны общественного порядка.

В течение учебного года

Классные руководители

Соблюдение правил поведения в обществе

4.

Системные представления о народах России, об их общей судьбе, о национальных героях страны.

Участие в КТД данного направления, путешествия по памятным местам, просмотр кинофильмов, социальные акции.

По плану школы

Зам. директора по УВР, классные руководители

Получены системные представления о народах России, об их общей судьбе, о национальных героях страны.

5.

Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, общественных местах, к антиобщественным действиям и поступкам.

Встречи с инспектором по делам несовершеннолетних, сюжетно-ролевые игры, классные часы

В течение года

Социальный педагог, классные руководители

Выработано негативное отношение к нарушению общественного порядка, сформировано понимание сознательной дисциплины.

Раздел 2.Воспитание социальной ответственности и компетентности

1.

Осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, ответственного гражданского поведения.

Классные часы, изучение учебных дисциплин

В течение года

Классные руководители, учителя-предметники

Сформировано сознательное гражданское поведение

2.

Усвоение норм и правил общественного поведения, позитивного социального опыта

Встречи с людьми, носителями позитивного социального опыта, общественные акции

По плану школы

Зам. директора по ВР, классные руководители

Усвоены нормы общественного поведения на основе позитивного социального опыта

3.

Приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками, взрослыми, с социальным окружением в процессе решения общественно значимых проблем.

Общешкольные КТД по данной теме, социальные акции, работа в органах ученического самоуправления

Участие в ролевых проектах.



По плану школы

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог.

Приобретен опыт позитивного взаимодействия с социальным окружением.

4.

Осознанное принятие социальных ролей: сына (дочери), хозяина, наследника, организатора, собеседника, зрителя, читателя и др.

Сюжетно-ролевые игры, экскурсии-практикумы, участие в КТД, тематические классные часы, тренинги.

В течение года

Классный руководитель, родители, библиотекарь, психолог.

Осознанное исполнение социальных ролей.

Раздел 3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

1.

Осознанное принятие базовых национальных российских ценностей. Любовь к школе, малой родине, народу, России, ее героической истории, желание продолжать традиции многонационального российского народа.

Общешкольные национально-культурные праздники, тематические классные часы, встречи с героическими людьми города, экскурсии в краеведческий музей, семейные праздники, проектная деятельность.

По плану школы

Классные руководители, зам. директора по ВР, родительская общественность.

Принятие базовых национальных ценностей, знание героической истории России.

2.

Понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни, стремление поступать по законам совести, добра и справедливости.

Тематические беседы, просмотры кинофильмов, творческие проекты, встречи с замечательными людьми, изучение учебных предметов.

По плану школы

Классные руководители, родители, библиотекарь.

Умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, проявлять гуманные отношения друг к другу.

3.

Понимание значения религиозных идеалов жизни человека и общества, культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля.

Изучение предмета «Основы мировых религий и светской этики» (5 класс), ролевые игры, практикумы, посещение учреждений культуры.

По плану школы

Классные руководители, учителя-предметники, родители

Сформировано общее понимание о религиозной картине мира, овладение культурой поведения, выполнение правил поведения без внешнего контроля.

4.

Понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, трудовых, общественных обязанностей, умение доводить начатое дело до конца.

Общественно-трудовые акции, благотворительные акции, социальные проекты, тематические беседы, просмотры кинофильмов.

В течение года

Зам. директора по ВР, проектной деятельности; классные руководители, социальные партнеры.

Сформировано умение доводить начатое дело до конца, умение ограничивать себя для достижения нравственных идеалов.

5.

Понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье, осознание семьи для жизни человека, продолжения рода.

Составление родословной, летописи истории семьи, семейные праздники, встречи поколений, тематические беседы, благотворительные акции в пользу многодетных семей.

По плану школы

Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, библиотекарь, руководитель проекта.

Сформировано понимание о соблюдении нравственных норм в семье, уважение к старшим, понимание ценности семьи.

Раздел 4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

1.

Умение придать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и грамотность.

Тематические классные часы, интеллектуальные и ролевые игры, оформление стенных газет, социальные проекты, акции по охране природы, беседы на экологические темы.

По плану школы

Зам. директора по ВР, классные руководители, руководители проекта.

Получение начального опыта экологического мышления.

2.

Понимание взаимной связи здоровья, экологии окружающей среды и экологической культуры человека.

Встречи с экологами города, беседы, экологические проекты и акции, написание рефератов на экологические темы, изучение предметов.

По плану школы

Зам. директора по ВР, классные руководители, руководители проекта.

Понимание взаимной связи здоровья человека и состояния окружающей среды.

3.

Интерес к прогулкам, играм, соревнованиям, походам, военизированным играм на природе.

Соревнования, туристические походы, прогулки в лес.

По плану класса.

Зам. директора по ВР, учителя физической культуры, руководитель ОБЖ, классные руководители.

Понимание оздоровительного влияния экологически чистых природных факторов на человека, сформирован личный опыт здоровье сберегающей деятельности.

4.

Представление о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющей на здоровье человека.

Профилактические беседы с врачами города, инспектором по делам несовершеннолетних, тематические часы о вреде вредных привычек, социальное проектирование, просмотры тематических кинофильмов, изучение предметов.

По плану школы

Зам. директора по ВР, классные руководители, руководители проекта, школьный врач

Сформировано негативное отношение к вредным привычкам, отрицательное отношение к лицам, пропагандирующим курение, алкоголь, наркотики.

5.

Способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека.

Социальные проекты, исследовательские работы, рефераты, беседы о влиянии природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека, просмотр документальных фильмов, изучение предметов.

По плану школы

Зам. директора по ВР, классные руководители, руководители проекта, школьный фельдшер

Сформировано резко отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов.

6.

Знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований.

Тематические классные часы, изучение предметов.

По плану класса

Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя обществознания

Первоначальное понимание законодательства в области защиты природы.

7.

Овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, развития территории, экологического просвещения населения.

Проведения мониторинга окружающей среды, учебно-просветительские проекты, экологический патруль, природоохранительные акции.

По плану школы

Зам. директора по ВР, классные руководители, руководители проекта, учителя-предметники.

Сформирован опыт участия в общественно значимых делах по охране природы, умение сотрудничества (социального партнерства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей.

Раздел 5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

1.

Понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве. Понимание нравственных основ образования.

Общешкольная научно-практическая конференция, конкурс учебных проектов, олимпиады различного уровня, сотрудничество с вузами города, встречи с работниками вузов, участие в научно-практических конференциях вузов, исследовательская работа учащихся.

По плану школы

Зам. директора по УВР, классные руководители, руководители проекта, учителя-предметники.

Понимание необходимости научных знаний, роли знаний в жизни и труде.

2.

Осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни

Встречи с выпускниками школы, экскурсии на предприятия, вузы, знакомство с различными профессиями в рамках предпрофильной подготовки.

По плану школы

Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители.

Сформированы навыки самообразования, правильного планирования своего времени, умение ранжировать задачи и выстраивать приоритеты.

3.

Осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, уважение трудовых традиций своей семьи, старших поколений.

Встречи с трудовыми династиями, тематические классные часы, творческие мероприятия о роли человека труда, благотворительные ярмарки, альбомы «Моя трудовая семья», экскурсии на производства, вузы.

По плану школы

Зам. директора по УВР, классные руководители, руководители проекта, учителя-предметники.

Понимание нравственной природы труда, уважение трудовых традиций.

4.

Умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, осуществлять коллективную работу.

Экономические игры и проекты, КТД по теме, трудовые акции, работа в детских объединениях.

По плану школы

Зам. директора по УВР, классные руководители, руководители проекта, учителя-предметники.

Сформировано умение планировать время, экономно расходовать материальные ресурсы, работать в группе.

5.

Позитивное отношение к учебно-трудовой деятельности, общественно полезному труду, умение выполнять работу в срок, следовать плану, отвечать за качество труда.

Трудовые акции, самообслуживание, самоуправление, планирование мероприятий, работы, дел.

По плану школы

Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители, руководители проектов.

Понимание важности труда, трудовых акций, умение планировать свой труд и укладываться в планируемые сроки.

6.

Умение ориентироваться в мире профессий, рынке труда, соотносить свои возможности с профессиональным выбором.

Предппрофильная подготовка, экскурсии на производство, вузы, учреждения, профессионально ориентированные проекты, встречи с представителями разных профессий, изучение предметов.

По плану предпрофильной подготовки и плану класса.

Зам. директора по УВР, классные руководители, руководители проекта, учителя-предметники.

Сформированы первоначальные профессиональные намерения, представления о профессиях и их требованиях к особенностям личности человека.

7.

Общее знакомство

с трудовым законодательствам.



Тематические классные часы, встречи с юристами, изучение курса «Обществознание».

По плану школы

Зам. директора по УВР, классные руководители, учителя-предметники.

Получено общее представление о трудовом законодательстве.

Раздел 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

1.

Ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира.

Тематические классные часы по теме, встречи с деятелями искусства, посещение учреждений культуры, театра, филармонии. Участие в фестивалях, конкурсах, выставках, проектах.

По плану школы

Зам. директора по УВР, ВР, руководители проектов, классные руководители.

Развито чувство прекрасного, понимание ценности прекрасного.

2.

Способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве, общественной жизни.

Экскурсии на природу, выставки рисунков, творческие конкурсы, встречи с людьми искусства, выставки поделок народных ремесел, изучение предметов «Искусство».

По плану школы и класса.

Зам. директора по УВР, ВР, методисты структурных подразделений, руководители проектов, классные руководители.

Приобретен опыт эстетического переживания, умения видеть красоту в окружающем мире.

3.

Представление об искусстве народов России.

Изучение предметной области «Искусство», экскурсии в краеведческий музей, экскурсии в другие города России, посещение концертов народной музыки, участие в национально-культурных мероприятиях школы и города, тематические классные часы, творческие проекты. Посещение выставок народных ремесел.

В течение года по плану школы.

Зам. директора по УВР, ВР, методисты структурных подразделений, руководители проектов, классные руководители.

Приобретен опыт эмоционального восприятия народного творчества, опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы, семьи.

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1034.82kb.
7 стр.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
1454.63kb.
7 стр.
Пояснительная записка 4 программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 11
2784.77kb.
21 стр.
Пояснительная записка к Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
721.8kb.
3 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения Прогимназия №1644 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы
2647.55kb.
12 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования бухарест 2012 Содержание
2745.25kb.
17 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
544.27kb.
4 стр.
Правила приема обучающихся в Школу на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
88.26kb.
1 стр.
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
817.25kb.
4 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2016 годы Дон-Терезин, 2011
14565.38kb.
77 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
453.2kb.
3 стр.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
884.61kb.
4 стр.