Главная
страница 1
Учебные заведения культуры
Сложившаяся в России трёхуровневая система образовательных учреждений по подготовке профессиональных кадров в сфере искусств представлена в области Белгородским государственным институтом искусств и культуры, двумя музыкальными колледжами и достаточно разветвлённой, стабильно функционирующей сетью образовательных учреждений дополнительного образования детей, включающей 71 музыкальную, художественную школу и школу искусств.

Особое место в этой системе занимает начальное её звено, поскольку именно на начальной стадии обучения выявляются истинные способности детей, определяются приоритетные направления развития их данных. Вопросы развития и укрепления системы учреждений начального звена сферы искусства, решение проблем этих учебных заведений всегда были в центре внимания областных управленческих структур. Разработана и действует на практике областная целевая программа «Развитие образования в сфере культуры и искусства в Белгородской области в 2008-2015 годах».

Сегодня в каждой второй школе области функционируют эстетические отделения, в 60 из 67 ДШИ, ДМШ открыты отделения хореографии, в подавляющем большинстве школ – отделения музыкального фольклора (82 %), изобразительного искусства (63 %), хорового академического пения (51 %).

Основная цель Детской школы искусств заключается в ранней профессионализации талантливых детей. Выполнение детскими образовательными учреждениями этой роли приобрело сегодня особую значимость в связи с обострившейся потребностью в воспроизводстве профессиональных кадров работников искусств. Проблема кадрового дефицита существует и в Белгородском регионе, поэтому самое пристальное внимание в школах области уделяется развитию музыкальных специализаций и особенно инструментальных классов. Сегодня по специальностям музыкальных направлений в школах края обучается 54 % учащихся, из них 41 % - инструменталисты. Выявление из этого контингента наиболее одарённых детей, их дальнейшая профессиональная ориентация – одна из ведущих задач педагогических коллективов музыкальных школ области.





II региональный хореографический конкурс солистов и дуэтов «Solo mio»

учащихся детских школ искусств
В своей повседневной деятельности преподаватели стремятся создать максимально благоприятные условия для раскрытия и наиболее полного развития творческих качеств личности детей. Этому способствует привлечение их к активной творческой деятельности через участие в работе школьных творческих коллективов (в области их насчитывается свыше 700), выступлений в составе детской труппы актёров единственного в регионе Детского музыкального театра, функционирующего более 20 лет на базе детской школы искусств № 1 областного центра, участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах.

Вопросы организации учебно-воспитательного процесса ДМШ, ДШИ, ДХШ, организации комплекса мероприятий по обновлению содержания образования, выявлению и поддержке одарённых детей являются неотъемлемой частью деятельности регионального учебно-методического центра по художественному образованию Белгородского государственного института искусств и культуры. (РУМЦ). Методическим центром БГИИК традиционно организуются и проводятся региональные конкурсы исполнительского мастерства среди учащихся учреждений дополнительного образования детей и студентов ссуз по всем имеющимся инструментальным специализациям, вокально-хоровому исполнительству, конкурсов и олимпиад учащихся-художников, театралов, хореографов. РУМЦ тесно сотрудничает с Белгородской и Старооскольской епархиями, при непосредственной поддержке которых в области проходят региональные фестивали детских хоровых коллективов «Рождественские каникулы» и «Воскресенье Христово видевше…». Каждое из таких мероприятий охватывает не менее 700-800 школьников.

Высокую оценку в музыкальных кругах получили проводимые РУМЦ БГИИК международные конкурсы, среди которых конкурс исполнителей на классической гитаре и ансамблей гитаристов, конкурс исполнителей на русских народных инструментах «Кубок Белогорья», конкурс скрипачей им. М. Г. Эрденко.

Среди наиболее значимых конкурсных мероприятий 2012 года:

- III региональный конкурс оркестров и ансамблей русских народных инструментов ДМШ, ДШИ «Василёк» (конкурс стал ярким, запоминающимся мероприятием, принесшим несомненную пользу дальнейшему становлению музыкальной педагогики в области народных инструментов и развитию детского коллективного творчества);

- региональный конкурс ансамблей скрипачей «Весенние скрипки» (в нём приняли участие свыше 200 юных исполнителей из музыкальных школ и школ искусств Белгорода, Алексеевки, Губкина, Старого Оскола, Шебекино, Нового Оскола, посёлков Чернянка, Пролетарский Ракитянского района, Северный Белгородского района);

- II региональный конкурс аккордеонистов и баянистов имени Жана Павловича Петрухина - заслуженного работника культуры РФ, композитора, дирижёра, руководителя оркестра народных инструментов, преподавателя по классу аккордеона ДМШ № 3 г. Старый Оскол;



Участники конкурса аккордеонистов и баянистов Гуревич Илья и Селиванов Алексей,

преподаватель Козлова Т. И. (ДШИ пос. Северный Белгородского района)
- региональная олимпиада по истории изобразительного искусства «Искусство Отечества», посвященная Году российской истории (в олимпиаде, которая проводилась в форме тестирования, приняли участие 65 учащихся из ДХШ и ДШИ Белгородской области. Юные художники проявили свои познания в вопросах, связанных с теорией и историей изобразительного искусства).

- региональный конкурс хоровых коллективов ДМШ, ДШИ, посвящённый 200-летию со дня рождения Г. Я. Ломакина. В качестве почётного гостя на конкурсе присутствовала правнучка Г. Я. Ломакина – Марина Алексеевна Ломакина. Каждый из 25 коллективов, принявших участие в конкурсе, получил в качестве памятных подарков портрет Г. Я. Ломакина, «Автобиографические записки Г. Я. Ломакина» и «Сборник романсов Г. Я. Ломакина» с автографом и наилучшими пожеланиями М. А. Ломакиной;

- региональный конкурс юных исполнителей на деревянных, медных духовых и ударных инструментах им. М. М. Польщикова. Данный конкурс был включён в перечень региональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых его победители, Санин Максим и Кореньков Вячеслав, получили премию для поддержки талантливой молодёжи в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

В 2012 году делегация Белгородской области традиционно приняла участие в XI молодежных Дельфийских играх России в Москве. Лауреатами конкурса стали:

- Шалыгина Ангелина, учащаяся ДМШ №4 г. Старый Оскол – золотая медаль в номинации «Эстрадное пение»;

- Гринь Даниил, учащийся ДХШ г. Старый Оскол – бронзовая медаль в номинации «Изобразительное искусство»;

- Азаров Виталий, студент факультета МТ «Кафедра оркестровых инструментов» СПО БГИИК – Диплом «За исполнение современной музыки» в номинации «Скрипка»;


Шалыгина Ангелина, учащаяся ДМШ № 4 г. Старый Оскол –

золотая медалистка в номинации «Эстрадное пение»
- Захарова Карина Михайловна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 57» - Диплом «За воспитание любви к родному краю» в номинации «Искусство воспитания».


Начальник управления культуры области С. Курганский, и проректор БГИИК С. Боруха на закрытии IX Белгородского международного конкурса исполнителей на классической

гитаре и ансамблей гитаристов, XV фестиваля гитарной музыки
В ноябре 2012 проведена Международная научно-практическая педагогическая конференция «Перспективы работы образовательных учреждений искусства в условиях модернизации художественного образования». Конференция состоялась в день открытия IX Белгородского Международного конкурса исполнителей на классической гитаре и ансамблей гитаристов, XV фестиваля гитарной музыки.

Основным направлением деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры (далее – БГИИК) является единственным вузом Белгородской области, который готовит специалистов для сферы искусств и культуры, что определяет специфику его управления, а также организацию образовательной деятельности.

В БГИИК пришли к пониманию, что формирование личности выпускника творческого вуза с таким набором компетенций за время обучения возможно только при условии построения образовательного процесса на основе интеграции научно-исследовательской, образовательной, научно-творческой и учебно-производственной деятельности. Чтобы решить данную проблему, вузу было необходимо перейти на инновационный путь развития.

Главным показателем эффективности инновационного развития являются позитивные количественные и качественные изменения всех видов ресурсов, это улучшение материально-технической базы, кадрового потенциала, рост заработной платы, повышение престижа вуза и др.

В связи с этим были разработаны концепция и программа развития БГИИК «Культура как стратегический ресурс инновационного развития экономики региона до 2016 года», а также проведена работа по внесению необходимых структурных изменений, определены основные направления его развития.

Отмечается преимущество кластерного подхода. Во-первых, «ослабили» жёсткие ограничения в научно-творческой деятельности преподавателей с одновременным усилением направляющего ядра, т.е. кафедры, в результате чего вуз стал своеобразной экспериментальной площадкой, примером для многих региональных вузов сферы культуры. Во-вторых, внедрили систему стимулирования научно-исследовательской и инновационно-творческой деятельности преподавателей.

Первостепенную роль отвели научно-творческой деятельности как одному из важных условий полноценной и качественной подготовки специалистов. Об этом говорят полученные результаты:

Заключён госконтракт на проведение НИР «Изыскание путей развития и совершенствования государственной системы правовой информации РФ» с Федеральной службой охраны РФ.

В-третьих, уделено значительное внимание укреплению кадрового потенциала. Если в 2010 году было 4 доктора наук и около 70 кандидатов наук, то сегодня в институте работают 19 докторов наук и народных артистов, а также 111 кандидатов наук и заслуженных артистов, 3 заслуженных деятеля искусств, 24 члена творческих союзов (дизайнеров, художников, архитекторов). Это очень высокий показатель для вуза такого масштаба и профиля. Таким образом, остепенённость составляет 62 %, что соответствует требованиям университета, а требования к институту – 56 %.

Теперь БГИИК уже может себя позиционировать не только как вуз, который работает за счёт приезжающих докторов наук и народных артистов, но и как вуз, чьи ведущие педагоги приглашаются в известные вузы страны для чтения публичных лекций, проведения мастер-классов и научно-творческих семинаров, активно развивается академическая мобильность преподавателей и студентов (это мастер-классы таких преподавателей как Кулабухова М. А., Туранина Н. А., Введенский В. Н., Григорьев Е. В., Буксикова О. Б., Сраджева О. В., Белоусенко М. И. в вузах России – Российской академии музыки им. Гнесиных, Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, Воронежской государственной академии искусств, Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, а также вузах Италии, Сербии, Аргентины, Индонезии, Султаната Оман, Германии, Украины).

В-четвёртых, вуз стал первым среди вузов сферы культуры, на чьей базе создан и успешно функционирует студенческий бизнес-инкубатор, который направлен на активизацию инновационной деятельности и позволил создать и успешно развивать 9 малых инновационных предприятий, 5 предприятий вышли на самоокупаемость и в совокупности получили прибыль в размере чуть более 1 млн руб., которые пошли на развитие предприятий и выплату зарплаты штатным работникам. На предприятиях создано 16 рабочих мест.


В-пятых, это патентная деятельность БГИИК, которая позволяет активизировать процесс коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности учёных вуза. Общая стоимость объектов интеллектуальной деятельности, в качестве нематериальных активов, только за 2012 год составляет почти 1 млн руб.

В-шестых, стимулирование научно-исследовательской и научно-творческой деятельности значительно повысило публикационную активность профессорско-преподавательского состава, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК. Важный показатель соответствия университету – 5 публикаций на 100 научно-педагогических работников, в институте – 40 публикаций на 100 научно-педагогических работников.

Значительные изменения произошли в организации образовательной деятельности БГИИК. Вуз был одним из первых вузов сферы культуры, где была внедрена в практику многоуровневая система обучения специалистов творческой сферы: предпрофессиональная подготовка (школа искусств) – среднее профессиональное образование (колледж) – двухуровневое высшее профессиональное образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) – послевузовское профессиональное образование (аспирантура) – повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Расширился спектр направлений подготовки специалистов для сферы культуры и искусств, открыта магистратура. При этом 60 % направлений подготовки связаны со сферой искусства, 30 % - со сферой культуры, остальные относятся к социокультурному менеджменту и туризму.



Важнейшим вектором инновационного развития образования в БГИИК является развитие консерваторских направлений подготовки. Это позволит вузу к концу 2013 году перейти в статус университета и создать в его структуре Институт музыки (консерваторию) и Институт дизайна, графики и моды, что будет способствовать повышению привлекательности учебного заведения для абитуриентов, обеспечит условия для создания в Белгороде музыкально-драматического театра или театра мюзикла, позволит удовлетворить потребности в кадрах высшей квалификации учреждений культуры и искусства в регионе и в самом вузе.

В рамках научно-творческой деятельности выполнялся ряд творческих проектов и мероприятий. В целом данный вид деятельности принёс в бюджет вуза 1 230,7 тыс. руб. 36 мероприятий признаны эквивалентными научным монографиям.

Но основное внимание уделяется тем мероприятиям, которые направлены на формирование духовно-нравственного здоровья нашего общества. Это такие научно-творческие проекты как:



  • Проект «Открытый мир» - обучение хореографии, вокалу, актёрскому искусству детей с ограниченными возможностями здоровья,

  • Проект «Арт-терапия» - серия концертов в домах ребёнка, домах инвалидов, онко-центрах и др.

Инновационное развитие – это, прежде всего, путь больших трансформаций. Это развитие хореографического, музыкального искусства (лицензирование консерваторских направлений подготовки), это создание широких хореографических полотен (например, балет «Каменный цветок»), создание таких инновационных студенческих предприятий, которые в априори не могут быть в другом вузе (развитие IT-технологий в библиотечно-информационных структурах,) развитие и подготовка специалистов по музейному делу, подготовка специалистов для издательской деятельности и т.д.).

О востребованности и авторитете БГИИК говорит то, что институт постоянно получает социальные заказы на разработку дизайн-проектов значимых объектов, организацию и проведение массовых праздников, форумов, фестивалей, постановку спектаклей и балетов, активно сотрудничает с Всемирным православным собором.






Коллекция этно-художественного костюма «Боярыня-краса»
И второе предназначение БГИИК – создание и трансфер социокультурных технологий, который нашёл применение в регионе. Задача актуальна не только для вуза, а в целом для вузов РФ (в той или иной мере). Однако, прежде чем осуществлять трансфер технологий, необходимо их создать. Институт в этом преуспел:

  • IT-технологий не только в библиотечном деле, но и в создании виртуальных музеев, этнокультурных карт, прежде всего, в славянской культуре

  • проект школы искусств для одарённых детей за рубежом;

  • работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • технологий проектной, образовательной, научно-творческой деятельности.

Таким образом, национальная ориентация соответствует избирательному инвестированию вуза, например, при помощи грантов Министерства культуры РФ и Министерства образования и науки РФ. Она делает возможным утверждение международного признания БГИИК и привлечения сюда инвестиций, в том числе, международных грантовых фондов.


«России слава на века!» - театрализованное представление, посвященное

1150-летию образования российской государственности

Но региональная составляющая остается для института главной: подготовить высококвалифицированных специалистов для сферы культуры и искусства области, вести исследования в социокультурной сфере региона и делать это на высоком уровне, который соответствует российским и международным требованиям.



В ГБОУ СПО «Губкинский государственный музыкальный колледж» в 2012 году среднегодовое количество студентов составило 139 человек, количество выпускников – 35 человек, из них 31 студент получил направление на работу в музыкальные школы Белгородской области, 4 человека получили свободное распределение.

Для улучшения качества учебно-воспитательного процесса на базе колледжа были проведены следующие мероприятия:

- IV Межрегиональный открытый конкурс концертмейстерского мастерства;

- научно-практическая конференция «Практические аспекты воспитания и подготовки концертмейстера» в рамках Межрегионального открытого конкурса концертмейстерского мастерства;

- в рамках Дня открытых дверей состоялся отчетный концерт студентов и преподавателей колледжа для учащихся детских музыкальных школ области и их родителей, жителей Губкинского городского округа;

- фестиваль музыкального искусства «Декабрьские вечера».

В отчетном году 95 студентов приняли участие в международных, всероссийских и региональных конкурсах, из них лауреатами стали 53 человека.

Ежегодно с целью выявления одаренных детей в области культуры и искусства и для оказания методической и практической помощи ДМШ, в соответствии с планом работы колледжа в 2012 году состоялось 82 выезда в ДМШ и ДШИ области, в которых приняли участие более 90 % педагогического коллектива. Преподаватели оказывали методическую помощь в подготовке учащихся к различным конкурсам; принимали участие в работе жюри фестивалей и конкурсов, научно-методических семинаров, методических мероприятиях, проводимых в рамках зональных методических объединений; выступали с концертами-лекциями, камерной и инструментальной музыкой; присутствовали на открытых уроках, методических мероприятиях, подготовленных преподавателями ДМШ, с последующим отчетом о проделанной работе.

23 ноября в ДМШ п. Пятницкое студенты и преподаватели колледжа выступили с концертной программой для учащихся и родителей музыкальной школы в рамках профориентационной работы.

В 2012 г. состоялось 8 коллективных выездов в музыкальные школы, где проводилась кураторская работа и оказывалась методическая помощь преподавателям ДМШ и ДШИ, велась информационная и методическая работа с родителями и детьми – будущими студентами колледжа.

В течение 2012 года Региональный центр ДПО Белгородского государственного института искусств и культуры продолжил работу по повышению квалификации руководителей и специалистов отрасли культуры. За этот период повысили свою квалификацию 1475 руководителей и специалистов государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства. Для проведения лекционно-практических занятий, мастер-классов для преподавателей ВПО, СПО, ДМШ, ДШИ, ДХШ приглашались ведущие ученые вузов России: Белгородского государственного института искусств и культуры, РАМ имени Гнесиных, Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, Воронежской государственной академии искусств, Московского государственного музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова, Московского государственного университета культуры и искусства, Курского государственного университета, Тверского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского, Московской государственной классической академии имени Маймонида.



Занятия преподавателей ДМШ, ДШИ по классу гитары
Большое количество слушателей составили руководители и преподаватели ДМШ, ДШИ, ДХШ. Для этой категории были организованы и проведены системные курсы с выдачей свидетельств о повышении квалификации. С целью экономии бюджетных средств выездные системные курсы проведены в г. Алексеевка для преподавателей ДМШ, ДШИ по классу фортепиано Алексеевской зоны. Была разработана и внедрена учебная программа повышения квалификации «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей учебных заведений культуры и искусства». Сложившаяся система повышения квалификации с привлечением ведущих ученых вузов России получила положительные отзывы, о чем свидетельствуют записи благодарностей в Книге отзывов.

С целью создания условий для повышения компьютерной компетентности специалистов отрасли культуры в сфере создания и использования цифровых информационных ресурсов на базе РЦ ДПО БГИИК создана школа «Информационные технологии в сфере культуры». В результате этого проекта в компьютерных классах было дополнительно оборудовано 20 рабочих мест, оснащенных персональными мультимедийными компьютерами. Компьютерные классы укомплектованы видеопроекторами, MIDI-клавиатурами и акустическими системами, принтерами и сканерами. Для оптимизации доступа слушателей и преподавателей к сети  Интернет в классах организовано беспроводное подключение компьютеров по технологии Wi-Fi.




Занятия преподавателей ДМШ, ДШИ по программе

« Музыкальные компьютерные технологии»
Количество специалистов, обучившихся компьютерным информационным технологиям в 2012 году, в сравнении с 2011 годом выросло на 30 %.  В 2012 году в связи с расширением спектра программного обеспечения разработаны и реализованы учебные программы для преподавателей ДМШ, ДШИ, СПО:

- инновационные технологии в  музыкальном образовании (изучение музыкальных и звуковых редакторов Sibelius, Finale, Adobe Audition);

- информационно–коммуникационные технологии и их использование в работе ДМШ, ДШИ, ДХШ.

Для специалистов муниципальных библиотек, ответственных за обслуживание молодежи, был организован и проведен Межрегиональный семинар на базе Российской государственной библиотеки для молодежи в Москве.

Большой интерес вызвали проблемные семинары с целью изучения и обмена опытом работы между учреждениями культуры районов области. В результате обучения специалисты библиотек Шебекинского района посетили модельные библиотеки Яковлевского района. Руководители и специалисты досуговых учреждений Шебекинского района познакомились с работой учреждений Грайворонского района.

В отчетном году была продолжена работа по обучению специалистов музеев информационным технологиям с привлечением специалистов Государственного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) Министерства культуры Российской Федерации. Второй год обучения в автоматизированной системе «Музей-3» прошли специалисты государственных и муниципальных музеев области.

С целью развития сельского туризма в 2012 году открыта профессиональная переподготовка специалистов сферы культуры по направлению «Туризм». Налажено деловое и профессиональное сотрудничество с ведущими педагогами московских вузов и Российской международной академией туризма.

Для совершенствования работы курсов наряду с традиционными формами обучения использовались нетрадиционные формы, соответствующие специфике профессиональной деятельности обучающихся: мастер-классы, тренинги, творческие лаборатории, методические биржи, защита проектов. Такие формы позволили использовать как научные, теоретические материалы, так и личный опыт, сочетающий обучение с практическими заданиями и видео-, аудиоиллюстрациями.




Выездной семинар для специалистов муниципальных библиотек,

ответственных за обслуживание молодежи на базе Российской

государственной библиотеки для молодежи (г. Москва)
В течение 2012 года набрано 66 групп, обучено 1708 человек по различным направлениям, из них 16 групп - на внебюджетной основе и 50 - на бюджетной; с выездом в районы области - 17 групп; межрегиональных семинаров - 4 группы; курсы с выездом в города России -1 группа.

Выездные курсы проведены в следующих районах:

- Алексеевский: преподаватели ДМШ, ДШИ по классу фортепиано (Алексеевская зона);

- Борисовский: специалисты досуговых учреждений, специалисты ЦБС, мастера декоративно-прикладного творчества;

- Ракитянский: специалисты досуговых учреждений, специалисты ЦБС, мастера декоративно-прикладного творчества;

- Грайворонский: мастера декоративно-прикладного творчества;

- Краснояружский: специалисты досуговых учреждений, специалисты ЦБС;

- Чернянский: специалисты досуговых учреждений, специалисты ЦБС, мастера декоративно-прикладного творчества;



- г. Губкин: преподаватели, концертмейстеры Губкинского музыкального колледжа.


Смотрите также:
Учебные заведения культуры Сложившаяся в России трёхуровневая система образовательных учреждений
174.12kb.
1 стр.
1. Учебные заведения: от выживания к развитию?
410.18kb.
4 стр.
Условия проведения конкурса
93.16kb.
1 стр.
Положение о конференции студентов и учащихся образовательных учреждений сферы культуры и искусства «Культура и искусство Ярославского края: история и современность»
61.26kb.
1 стр.
Администрации города Нижнего Новгорода ­­­­­­ О. А. Кондрашов 2013 г. Программа
30.01kb.
1 стр.
Женские учебные заведения в Европейской России и Восточной Сибири: аспекты развития
184.03kb.
1 стр.
Планирование деятельности учреждений культуры
285.99kb.
1 стр.
Актуальные вопросы развития музейной педагогики
31.25kb.
1 стр.
Учебные заведения культуры и искусства История образования в области искусства и культуры в Прикамье
39.3kb.
1 стр.
Департамент Культуры города Москвы
131.1kb.
1 стр.
Руководитель администрации Кировского района Владимир Саар на протяжении всей рабочей недели встречается с руководителями образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры и спорта
14.98kb.
1 стр.
Правительство Пермского края постановляет
57.81kb.
1 стр.