Главная
страница 1
Боброва Л. Г.

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 1

г. Гаврилов-Ям Ярославской области

Предмет: литература

Класс: 7


Тема урока: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»

(Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц)

(урок литературы в 7 классе по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)
Цели урока:

Образовательные: формировать умение определять тему, идею художественного произведения, учить характеризовать героев, анализируя их поступки, выявлять авторскую позицию в произведении, кратко рассказывать эпизоды, составлять план текста, создавать самостоятельные творческие работы.

Развивающие: развивать творческие способности обучающихся, совершенствовать монологическую речь, анализировать проблемную ситуацию, формировать эмоциональное восприятие произведения, художественный вкус.

Воспитательные: способствовать формированию гуманного отношения к «братьям нашим меньшим», ответственности за их благополучие Ии жизнь, активной человеческой и гражданской позиции.

Оборудование урока: текст рассказа А.Н. Андреева «Кусака», статья учебника о жизни и творчестве писателя, презентация, посвященная жизни и творчеству А. Н. Андреева, слайды с иллюстрациями к рассказу «Кусака», перечень вопросов, сформулированных обучающимися для анализа текста рассказа, творческие работы обучающихся «Мой четвероногий друг» и «В защиту бездомных животных», презентация «Собака – верный друг человека», толковый словарь, тетради обучающихся.
Ход урока


  1. Слово учителя

Ребята! Сегодня у нас урок-праздник и урок-открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о талантливом, выдающемся писателе. Открытие потому, что имя Леонида Николаевича Андреева впервые звучит на уроке, и потому, что рассказ, который мы сегодня будем изучать. Содержит нравственные заповеди. Их-то нам и предстоит сегодня обнаружить и принять в свое сердце.

К сегодняшнему уроку вы прочитали статью учебника, посвященную Л.Н. Андрееву. Теперь вашему вниманию предлагается презентация, также. посвященная Л.Н. Андрееву и его творчеству.



- О каких особенностях личности Л.Н.Андреева и его творчества вы узнали?

  1. Анализ рассказа «Кусака»

- Какова тема рассказа «Кусака»? Чья жизнь, чья судьба находится в центре повествования?

- Какова, по-вашему, позиция автора в рассказе?

- Внимание на доску.

Прочитайте высказывание автора, в котором он поясняет свою позицию. Выделите в этом высказывании ключевые слова. Сделайте вывод.

В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни (К.И. Чуковский «Из воспоминаний»)

- Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности человека. Уточните по толковому словарю значение слова «нравственность».

- Рассказ Л.Н. Андреева «Кусака» принадлежит группе реалистических произведений, т.е таких, которые отражают правду жизни. Обратимся к вашему жизненному опыту. У кого из вас есть (или была) собака? Что вы написали о ней и о своих отношениях с ней в своих сочинениях? Прочитайте.

- Но, к сожалению, есть и другие собаки – брошенные, бездомные, вечно голодные и больные. Вы написали о них в сочинениях – статьях в газету. Какова ваша позиция в этом вопросе? Где выход?. Прочитайте

- Обратимся вновь к рассказу Л. Андреева «Кусака»

Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

Какие эпизоды более всего запомнились? Почему?

- Прочитайте, составленный дома план рассказа, отражающий жизнь Кусаки



Примерный план

  1. Жизнь собаки до встречи с дачниками

  2. Как Кусака получила свое имя

  3. Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми

  4. Отъезд дачников

  5. Кусака снова одна

- А теперь нам нужно вспомнить некоторые вопросы теории литературы. Что такое рассказ? Как он обычно строится? Соответствует ли рассказ Л. Андреева такой схеме?

- Назовите в основной части рассказа «Кусака» завязку, кульминацию и развязку.

- Прочитайте первое предложение текста. Рассказ начинается с тройного отрицания, выраженного частицей «не» и усиленного частицей «ни». Зачем оно понадобилось автору?

- В какое время начинается действие в рассказе? Почему именно зимой?

- Как относятся к собаке взрослые, ребята, дворовые собаки? Дайте оценку поведению взрослых и детей.

- Чем можно объяснить их отношение к собаке?

- Почему же Кусака вновь показывалась на улице?

- Как вам известно, в тексте-повествовании особая роль принадлежит глаголам. Выделите их в первом абзаце.

- Какого вида эти глаголы? На что они указывают в повествовании о жизни собаки?

- Ряд глаголов в первом абзаце заканчивается словом копила. Что копила Кусака? От чего это происходило с ней?

- Кроме глаголов, автор использует другие слова, например гонимая. Охарактеризуйте это слово. - - Какую роль оно играет в повествовании о жизни Кусаки?

- Перечитайте эпизод с пропойцей-мужиком

- Почему он пнул собаку, которую сам же и позвал?

- Почему Кусака доверилась ему? Она же копила злобу.

- Какую роль этот случай сыграл в дальнейшей жизни собаки?

- Перечитайте начало 2 части рассказа

- Чего ждет все живое от весны?

-Какие перемены весна принесла Кусаке?

- Как дачникам, и в первую очередь Леле, удалось преодолеть недоверие собаки?

- Перемены, произошедшие в судьбе кусаки, не могли не отразиться на ее внешнем виде и внутреннем состоянии. Используя описание Кусаки до встречи с дачниками и описание Кусаки в период общения с ними, а также слайды с иллюстрациями к тексту ответьте на вопрос: Что было и что стало с собакой?




Было

«Грязная и некрасивая»

«Шерсть, висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью»

(Можно предположить, что во взгляде затаились «Злоба и страх»)

«Ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно пронзительно свистели».


Есть

«Шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас»

«важно осматривала улицу вверх и вниз»

«Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем»


- Почему теперь никому не хотелось обидеть собаку?

- Благодаря кому произошли те перемены, о которых мы только что говорили?

- Автор называет дачников «добрыми людьми»? Но так ли это? Что за странная мольба появилась в глазах собаки, когда она в угоду своим хозяевам, в знак благодарности и любви кувыркалась, прыгала, вертелась вокруг себя

- Значит, у Кусаки есть какие-то опасения. Что происходит в 4 части рассказа? Дайте оценку поведению дачников.

- Особого внимания читателей заслуживает поведение Лели. Ведь именно она ввела Кусаку в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей. Может быть, она не такая, как другие?

- Что она сама говорит о своем отношении к собаке?

- Но как она ведет себя во время отъезда? Почему не заплакала? Почему даже не простилась?

- Был ли у Лели и ее семьи выход? Подскажите его!

- В каком положении остается собака? Какими словами называет автор ее состояние? Объясните разницу значение выражений: «страх и злоба» и «безнадежное спокойствие». Лучше или хуже стало собаке? Как это подчеркнуть в заключении?

- Сделаем выводы

Только ли о жестоком отношении к животным рассказ Л.Андреева «Кусака»? Для чего приведены эпизоды с пропойцем-мужиком, избивающим жену и рвущим в клочья подаренный им же платок и с людьми у трактора, дразнящими деревенского дурачка Илюшу?

- Над чем заставил задуматься вас рассказ?

- По отношению к братьям нашим меньшим мы должны испытывать не только чувство милосердия, но и чувство благодарности

- Ознакомьтесь с презентацией «Собака – верный друг человека».

- За что мы должны быть благодарными собаке?

- В заключении урока звучит стихотворение ученицы Полины Воронцовой

Нет лучше друга, чем собака,

Нет преданнее и верней.

Люблю ее, хоть и кусака,

Она же любит всех детей.

Есть у собаки тоже чувства,

Как у любого человека.

И в сердце у нее так грустно,

Что ночью воет без опеки.

Нужны ей ласка и добро,

А не бессердечие и зло.

Собак должны мы все любить.

И дружбой с ними дорожить
Домашнее задание:

написать сочинение на одну из тем:



  1. Зачем Л. Андреев написал рассказ «Кусака»?

  2. В чем сходство в судьбах Кусаки и Муму (Кусаки и Бешеной собаки из одноименного рассказа Л. Толстого)

Прочитать статью учебника о В. Маяковском.


Смотрите также:
Предмет: литература Класс : 7 Тема урока: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
55.82kb.
1 стр.
Урок литературы в 7 классе «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
76.42kb.
1 стр.
Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?
69.01kb.
1 стр.
Мы в ответе за тех, кого приручили. Час доброты
86.05kb.
1 стр.
Предмет Литература Класс 6 класс Тема урока Любовь и страдание в сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» № урока по теме 64
106.89kb.
1 стр.
Предмет: литература Класс: 5 Тема урока : «Две семьи два мира»
70.56kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «Гимназия №33» Класс: 10 «б» Предмет: история план-конспект урока тема урока: Могла ли Русь оставаться языческой?
33.43kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «сош №42» г. Улан-Удэ Класс: 7 «а» Предмет: русский язык план-конспект урока тема: Текст. Тип урока : развитие речи
58.33kb.
1 стр.
Урок Предмет : биология Класс : 7 Тема урока: Многообразие моллюсков. Тип урока : изучение многообразия моллюсков. Продолжительность урока : 45 мин
48.08kb.
1 стр.
Конспекта урока Предмет русский язык Класс 7 Тема урока Грамматика: синтаксис, морфология Цели: образовательные
112.31kb.
1 стр.
Тематическое планирование литература 6 класс № п п. Тема урока Дата по плану Тип урока. Развитие речи, творческая работа задачи
215.37kb.
1 стр.
Русский язык и литература Класс : 5 класс Тема урока : Джанни Родари «Сказки по телефону» Цель урока : познакомить учащихся с творчеством итальянского писателя
110.66kb.
1 стр.