Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13![]() Т. А. Гаврилова В. Ф. Хорошевский БАЗЫ ЗНАНИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ![]()
Содержание Предисловие 6 Об авторах 8 От издательства 8
искусственного интеллекта 15 1.3. Представление знаний и вывод на знаниях 19 1.4. Нечеткие знания 31 2. Разработка систем, основанных на знаниях 39
3. Теоретические аспекты инженерии знаний 59
4. Технологии инженерии знаний 99
знаний 137 4.6. Примеры методов и систем приобретения знаний 145 5. Новые тенденции и прикладные аспекты инженерии знаний 161
6. Программный инструментарий разработки систем, основанных на знаниях 203 6.1. Технологии разработки программного обеспечения — цели, принципы, парадигмы 203
7. Пример разработки системы, основанной на знаниях .... 237
8. Представление данных и знаний в Интернете 271
9. Интеллектуальные Интернет-технологии 317 s
| Заключение 356 Литература 358 С любовью, учителю Д. А. Поспелову, друзьям и близким, всем, кто помог созданию этой версии учебника, и, надеемся, будет сотрудничать с нами дальше Предисловие Вы открываете необычный учебник — учебник, предназначенный для студентов технических университетов и их преподавателей, для аспирантов, магистров, ба- калавров и практиков-разработчиков. Этот учебник написан для тех, кто хочет вступить в мир науки с интригующим названием — ИСКУССТВЕННЫЙ ИН- ТЕЛЛЕКТ. Несмотря на обилие книг с аналогичным названием (см. список основной лите- ратуры), на сегодняшний день нет вузовского учебника по предметам «Интеллек- туальные системы», «Экспертные системы», «Базы знаний» и т. д. Тем не менее практически все технические университеты совершенно справедливо включили такого рода дисциплины в свои программы. Поскольку бум в этой науке при- шелся на конец 70-х и 80-е, большинство книг на русском языке издано в эти годы. И авторы приносят благодарность создателям первых отечественных мо- нографий и справочников, а также переводчикам классических книг в этой обла- сти — Д. А. Поспелову, Э. В. Попову, В. Л. Стефанюку, Г. С. Осипову и другим пионерам, без работ которых создание этого учебника было бы невозможно. Необычность этого учебника связана также с подчеркнутой междисциплинарно- стью выбранного подхода, отказом от «клановости» отдельных научных школ и направлений. Этот учебник могут читать инженеры и математики, экономисты и биологи, программисты и медики. Он практически не требует предварительной подготовки в данной области знаний и рассчитан на широкий круг читателей, заинтересованных разработкой интеллектуальных систем, основанных на зна- ниях. Мы отказались от излишней специализации в пользу широты изложения, нам хотелось представить горизонты этой науки, а не прокопать в ней глубокий, но узкий туннель. Другой особенностью учебника является его практическая направленность. Ос- воив изложенный материал, студент или другой заинтересованный читатель смо- жет самостоятельно приступить к разработке интеллектуальной системы в роли инженера по знаниям. Акцент в учебнике сделан именно на работу со знаниями. Фактически он ориентирован на подготовку уникальных специалистов, спрос на которых на современном рынке высоких информационных технологий много- кратно превышает спрос на программистов. Этих специалистов называют по-раз- ному — системные аналитики, постановщики задач, инженеры по знаниям, инже- неры-когнитологи. По английски это — knowledge engineers. Рассмотренные в учебнике вопросы представляют лишь вершину айсберга срав- нительно молодой науки — ИНЖЕНЕРИИ ЗНАНИЙ. И, надеемся, показывают ее новые горизонты в мире информационных технологий. Учитывая значительное число достижений и публикаций в этой области за рубе- жом, авторы сознательно будут приводить терминологию, используемую в ориги- налах, что существенно облегчит изучение проблемы желающим повысить свою квалификацию через Интернет и другие источники англоязычной информации. Материал учебника основан на курсах лекций, прочитанных авторами для сту- дентов Санкт-Петербургского государственного технического университета (быв- ший Политех) и Московского физико-технического института (Технического университета). Объем курса от 32 до 64 лекционных часов плюс столько же практических занятий. По сути дела здесь в одном учебнике собрано несколько курсов лекций, ориентированных на разные специализации и разную базовую подготовку. В целом же данный учебник, по опыту авторов, содержит материал для двухгодовых курсов с общим названием «Искусственный интеллект». Разные категории читателей могут читать учебник по различным «сценариям».
» минимальный курс: параграфы 1.1-1.4, 2.1-2.4, 3.2, 3.4, 4.1-4.3, 4.4, 6.3, 8.2, 9.1;
» наконец, главы 8, 9 дают основу для курса по тематике интеллектуальных Интернет-технологий. • Сценарий 5 — для системных аналитиков. Главы 3-6. • Сценарий 6 — для программистов и разработчиков. Главы 2-4, 6-9.
В заключение авторы благодарят заведующую редакцией технической литера- туры издательства «Питер» Екатерину Строганову за энергию и энтузиазм при убеждении авторов принять решение о начале работы над учебником и поддерж- ку в ее завершении. В параграфе 4.6 четвертой главы использованы материалы монографии «При- обретение знаний интеллектуальными системами», любезно предоставленные ее автором Г. С. Осиновым. Глубокую признательность авторы выражают Александру Волкову. Он является разработчиком программных систем, описанных в пятой главе. Параграф 5.1 на- писан совместно с А. В. Волковым, работа с которым существенно повлияла на формирование взглядов одного из авторов. На подготовку материалов, представленных в параграфах 8.2 и 8.3 восьмой гла- вы, а также в параграфах 9.1 и 9.3 девятой главы, в значительной мере повлияла работа по мультиагентным системам и интеллектуальным Интернет-ориентиро- ванным системам поиска информации, проведенная Н. В. Майкевич. По сути дела именно ей один из авторов данной книги обязан своей «миграцией» в эту новую область интеллектуальных информационных технологий из проблемати- ки программного обеспечения систем искусственного интеллекта. Отдельная благодарность должна быть высказана Е. Васильевой, Н. Нумеровой и Н. Сташ, сотрудницам Института высокопроизводительных вычислений и баз данных Миннауки РФ, за техническую помощь при работе над рукописью, без которой книга могла бы так и не дойти до читателей. Главы 1-5 написаны д. т. н., проф. Т. А. Гавриловен, главы 6-9 — д. т. н., проф. В. Ф. Хорошевским. Предисловие и заключение — результат совместной работы авторов, которые с надеждой на дальнейшее сотрудничество выражают глубо- кую признательность всем, кто помог выходу этой книги. Об авторах Т. А. Гаврилова — д. т. н., профессор кафедры компьютерных интеллектуальных технологий Санкт-Петербургского государственного технического университета, председатель Петербургского отделения Ассоциации искусственного интеллекта. В. Ф. Хорошевский — д. т. н., профессор МФТИ, заведующий сектором вычис- лительного центра РАН, член Научного Совета Российской Ассоциации искусст- венного интеллекта. От издательства Ваши замечания, предложения, вопросы отправляйте по адресу электронной по- чты comp@piter.com (издательство «Питер», компьютерная редакция). Мы будем рады узнать ваше мнение! Подробную информацию о наших книгах вы найдете на Web-сайте издательства
Введение в интеллектуальные системы о Краткая история искусственного интеллекта d Основные направления исследований в области искусственного интеллекта п Представление знаний и вывод на знаниях
Идея создания искусственного подобия человека для решения сложных задач и моделирования человеческого разума витала в воздухе еще в древнейшие време- на. Так, в древнем Египте была создана «оживающая» механическая статуя бога Амона. У Гомера в «Илиаде» бог Гефест ковал человекоподобные существа-авто- маты. В литературе эта идея обыгрывалась многократно: от Галатеи Пигмалиона до Буратино папы Карло. Однако родоначальником искусственного интеллекта считается средневековый испанский философ, математик и поэт Раймонд Луллий, который еще в XIII веке попытался создать механическую машину для решения различных задач, на основе разработанной им всеобщей классификации понятий. В XVIII веке Лейбниц и Декарт независимо друг от друга продолжили эту идею, предложив универсальные языки классификации всех наук. Эти работы можно считать первыми теоретическими работами в области искусственного интеллекта. Окончательное рождение искусственного интеллекта как научного направления произошло только после создания ЭВМ в 40-х годах XX века. В это же время Нор- берт Винер создал свои основополагающие работы по новой науке — киберне- тике. Термин «искусственный интеллект» — ИИ — (AI — artificial intelligence) был предложен в 1956 г. на семинаре с аналогичным названием в Дартсмутском колледже (США). Семинар был посвящен разработке методов решения логи- ческих, а не вычислительных задач. В английском языке данное словосочетание не имеет той слегка фантастической антропоморфной окраски, которую оно при- обрело в довольно неудачном русском переводе. Слово intelligence означает «уме- ние рассуждать разумно», а вовсе не «интеллект», для которого есть термин intel- lect. Вскоре после признания искусственного интеллекта отдельной областью науки произошло разделение его на два направления: нейрокибернетика и «кибернети- ка черного ящика». Эти направления развиваются практически независимо, су- щественно различаясь как в методологии, так и в технологии. И только в настоя- щее время стали заметны тенденции к объединению этих частей вновь в единое целое. 1.1.2. Зарождение нейрокибернетики Основную идею этого направления можно сформулировать следующим образом: Единственный объект, способный мыслить, — это человеческий мозг. Поэтому лю- бое «мыслящее» устройство должно каким-то образом воспроизводить его струк- туру. Таким образом, нейрокибернетика ориентирована на программно-аппаратное моделирование структур, подобных структуре мозга. Физиологами давно уста- новлено, что основой человеческого мозга является большое количество (до 1021) связанных между собой и взаимодействующих нервных клеток — нейронов. По- этому усилия нейрокибернетики были сосредоточены на создании элементов, аналогичных нейронам, и их объединении в функционирующие системы. Эти си- стемы принято называть нейронными сетями, или нейросетями. Первые нейросети были созданы Розенблаттом и Мак-Каллоком в 1956-1965 гг. Это были попытки создать системы, моделирующие человеческий глаз и его взаи- модействие с мозгом. Устройство, созданное ими тогда, получило название пер- септрона (perceptron). Оно умело различать буквы алфавита, но было чувстви- тельно к их написанию. Например, буквы А, А и А для этого устройства были тремя разными знаками. Постепенно в 70-80 годах количество работ по этому направлению искусственного интеллекта стало снижаться. Слишком неутеши- тельны были первые результаты. Авторы объясняли неудачи малой памятью и низким быстродействием существующих в то время компьютеров. Однако в 1980-х в Японии в рамках проекта «ЭВМ V поколения» был создан первый нейрокомпьютер, или компьютер VI поколения. К этому времени ограни- чения по памяти и быстродействию были практически сняты. Появились транс- пьютеры — параллельные компьютеры с большим количеством процессоров. Транспьютерная технология — это только один из десятка новых подходов к ап- паратной реализации нейросетей, которые моделируют иерархическую структу- ру мозга человека. Основная область применения нейрокомпьютеров сегодня — это задачи распознавания образов, например идентификация объектов по резуль- татам аэрофотосъемки из космоса. Можно выделить 3 подхода к созданию нейросетей:
Более глубокое рассмотрение этого чрезвычайно перспективного и интересного направления исследований искусственного интеллекта выходит за рамки данной книги. Подробнее см. работы [Соколов, Вейткявичус, 1989; Амамия, Танака, 1993]. 1.1.3. От кибернетики «черного ящика» к ИИ В основу этого подхода был положен принцип, противоположный нейрокиберне- тике. Не имеет значения, как устроено «мыслящее» устройство. Главное, чтобы на за- данные входные воздействия оно реагировало так же, как человеческий мозг. Сто- ронники этого направления мотивировали свой подход тем, что человек не дол- жен слепо следовать природе в своих научных и технологических поисках. Так, например, очевиден успех колеса, которого не существует в природе, или самоле- та, не машущего крыльями, подражая птице. К тому же пограничные науки о че- ловеке не смогли внести существенного теоретического вклада, объясняющего хо- тя бы приблизительно, как протекают интеллектуальные процессы у человека, как устроена память и как человек познает окружающий мир. Это направление искусственного интеллекта было ориентировано на поиски ал- горитмов решения интеллектуальных задач на существующих моделях компью- теров. Существенный вклад в становление новой науки внесли ее «пионеры»: Маккартни (автор первого языка программирования для задач ИИ — ЛИСПа), Минский (автор идеи фрейма и фреймовой модели представления знаний), Нъю- элл, Саймон, Шоу, Хант и другие. В 1956-1963 гг. велись интенсивные поиски моделей и алгоритмов человеческо- го мышления и разработка первых программ на их основе. Представители сущес- твующих гуманитарных наук — философы, психологи, лингвисты — ни тогда, ни сейчас не в состоянии были предложить таких алгоритмов. Тогда кибернетики начали создавать собственные модели. Так последовательно были созданы и оп- робованы различные подходы. 1. В конце 50-х годов родилась модель лабиринтного поиска. Этот подход представ- ляет задачу как некоторое пространство состояний в форме графа, и в этом графе проводится поиск оптимального пути от входных данных к результиру- ющим. Была проделана большая работа по разработке этой модели, но для ре- шения практических задач эта идея не нашла широкого п-рименения. В первых учебниках по искусственному интеллекту [Хаит, 1986; Эндрю, 1985] описаны эти программы — они играют в игру «15», собирают «Ханойскую башню», иг- рают в шашки и шахматы.
гонку упущенных возможностей в начале 80-х объявлена глобальная програм- ма развития новых технологий ESPRIT (Европейский Союз), в которую вклю- чена проблематика искусственного интеллекта. 6. В ответ на успехи США в конце 70-х в гонку включается Япония, объявив о начале проекта машин V поколения, основанных на знаниях. Проект был рас- считан на 10 лет и объединял лучших молодых специалистов (в возрасте до 35 лет) крупнейших японских компьютерных корпораций. Для этих специ- алистов был создан специально новый институт ICOT, и они получили пол- ную свободу действий, правда, без права публикации предварительных резуль- татов. В результате они создали достаточно громоздкий и дорогой символьный процессор, программно реализующий ПРОЛОГо-подобный язык, не получив- ший широкого признания. Однако положительный эффект этого проекта был очевиден. В Японии появилась значительная группа высококвалифицирован- ных специалистов в области ИИ, которая добилась существенных результатов в различных прикладных задачах. К середине 90-х японская ассоциация ИИ насчитывает 40 тыс. человек. Начиная с середины 1980-х годов, повсеместно происходит коммерциализация искусственного интеллекта. Растут ежегодные капиталовложения, создаются промышленные экспертные системы. Растет интерес к самообучающимся систе- мам. Издаются десятки научных журналов, ежегодно собираются международ- ные и национальные конференции по различным направлениям ИИ. Искусственный интеллект становится одной из наиболее перспективных и пре- стижных областей информатики (computer science). Смотрите также: Базы знаний интеллектуальных
3023.87kb.
13 стр.
Дисциплина. «Базы данных и субд»
127.3kb.
1 стр.
1 Состояние проблемы поиска и анализа текстов на естественном языке 5
1168.65kb.
12 стр.
«модели представления времени и их применение в интеллектуальных системах»
44.04kb.
1 стр.
Управление образования муниципального района «город старый оскол и старооскольский район»
421.82kb.
3 стр.
Визуальный пользовательский интерфейс в распределенной вычислительной сатурн-среде
57.65kb.
1 стр.
Традиционные способы представления и обработки знаний в интеллектуальных системах
233.02kb.
1 стр.
Тесты для контроля знаний по теме Базы данных
56.91kb.
1 стр.
О качестве учебной литературы по анализу хозяйственной деятельности предприятий и необходимости его повышения
79.32kb.
1 стр.
Программа интеллектуальных и подвижных игр: «поиграем?!»
25.59kb.
1 стр.
Темы дипломных проектов специальности 230105 Базы данных
122.96kb.
1 стр.
Отчет по результатам работы по программе усовершенствования базы данных по сортам растений и изложить предложения по усовершенствованию базы данных по сортам растений 712.53kb.
4 стр.
|