Главная
страница 1



«Гендер и средства массовой информации»: отчет по материалам мониторинга СМИ КР за период декабрь 2007 – март 2008 г.
В рамках компонента проекта Правительства КР и ПРООН «Продвижение женщин в государственную службу и политику» «Гендер и средства массовой информации» был проведен мониторинг следующих 12 газет за период с декабря 2007 г. по март 2008 г., представляющих все регионы Кыргызстана: «Баткен Таны», «Ата Журт», «Маек», «Акыйкат», «Вести Иссык-Куля», «Ысыккол кабарлары», «Тенир Тоо», «Эхо Оша», «Ош шамы», «Талас турмушу», «Вечерний Бишкек», «Агым».
Среди анализируемых изданий – пресса локальная «Маек», «Эхо Оша», региональная (все областные газеты) и национального масштаба («Вечерний Бишкек», «Агым»); различаются издания по типу собственности (как государственные издания типа газет – органов местных органов власти – «Вести Иссык-Куля», Талас турмушу», «Тенир Тоо», так и издания частнособственные – «Агым», «Вечерний Бишкек»). Большинство анализируемых изданий имеют еженедельную периодичность издания, хотя среди изданий также и ежедневная пресса – «Вечерний Бишкек».
Методика мониторингового исследования
В ходе данного мониторинга СМИ используется количественная и качественная стратегии контент-анализа с целью сравнительного измерения объемов, тематик и стилей в подаче гендерных аспектов информации, выявления качества и количества гендерных образов субъектов информационного действия.

В рамках количественного контент-анализа осуществлялся сбор количественных (цифровых) данных, чтобы определить подробную картину количества женщин и мужчин в сообщениях, разных видах историй, в которых они были представлены, ролей, которые они играют в новостях и т.п.

Качественный контент-анализ позволил провести более подробное изучение сообщений, включая анализ визуальных образов (фотографий). Эта стратегия анализа позволяет достоверно судить о наличии стереотипов в представлении женщин и мужчин, в иллюстрации их ролевого статуса и т.д. Таким образом, качественный анализ дает оценку насколько информация об объекте мониторинга является сбалансированной1, справедливой и объективной по своему содержанию.
Ключевыми вопросами исследования являются следующие:


  • Где и как женщины и мужчины попадают в центр внимания СМИ?

  • Способны ли новости/сообщения газет влиять на понимание не/равенства между женщинами и мужчинами?

  • Усиливаются ли женские и мужские стереотипы в сообщениях или оспариваются?

.

В силу слабости журналистских принципов и стандартов в практической деятельности, можно констатировать большое количество информационных материалов, в которых используются специальные медиа-эффекты с целью манипуляции общественным мнением. В результате в выборочной совокупности материалов анализируемой прессы имеется в наличии большой массив информации, которую можно охарактеризовать как тенденциозную, явно выражающую определенную точку зрения, в том числе и по гендерной проблематике.



Результаты мониторинга
Общая статистика мониторинга включает следующие ключевые единицы количественного анализа: количество женщин и мужчин в визуальных образах (фотографиях), используемые в статьях имена собственные, распределение героев статей по полу, гендерные аспекты экспертного состава в прессе, а также пол авторов статей. Мониторинг за декабрь 07-март 08г. выявил следующее распределение по указанным индикаторам:

Таблица 1.



Название газеты

Кол-во фото

% жен.

Герои статей

% жен.

Кол-во журн-тов

% жен

Имена собств.

% жен.

Эксперты

% жен.

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

Баткен Таны

59

50

45,9

25

26

51,0

22

31

58,5

19

10

34,5

12

13

52,0

Ата Журт

34

33

49,3

10

15

60,0

28

34

54,8

16

17

51,5

11

12

52,2

Маек

41

38

48,1

50

19

27,5

5

37

88,1

39

24

38,1

22

7

24,1

Акыйкат

53

97

64,7

9

24

72,7

57

101

63,9

257

37

12,6

9

74

89,2

Вести Иссык-Куля

79

47

37,3

32

29

47,5

72

46

39,0

296

138

31,8

14

12

46,2

Ысыккол кабарлары

76

69

47,6

36

17

32,1

116

54

31,8

183

123

40,2

29

5

14,7

Тенир Тоо

84

54

39,1

114

77

40,3

115

138

54,5

480

262

35,3

19

26

57,8

Эхо Оша

68

129

65,5

19

90

82,6

33

90

73,2

260

126

32,6

17

56

76,7

Ош шамы

105

108

50,7

59

60

50,4

68

74

52,1

325

66

16,9

22

30

57,7

Талас «Турмушу»

154

92

37,4

100

36

26,5

56

21

27,3

386

149

27,9

35

14

28,6

Вечерний Бишкек

385

269

41,1

135

74

35,4

177

167

48,5

1242

889

41,7

35

8

18,6

Агым

476

258

35,1

215

74

25,6

150

133

47,0

1204

582

32,6

62

23

27,1

ИТОГО:

1614

1244

43,5

804

541

40,2

899

926

50,7

4707

2423

34,0

287

280

49,4

Данные таблицы свидетельствуют, что количество фотографий мужчин в газетах превалирует над фотографиями женщин 1614:1244, что составляет 43,5% , однако, данные по отдельным изданиям существенно различаются. Так, в таких изданиях как «Вести Иссык-Куля», «Тенир Тоо», «Талас Турмушу», «Агым» и «Вечерний Бишкек» женские визуальные образы составляют чуть больше трети всех фотографий, в то время как в таких региональных изданиях наоборот женские фотографии доминируют и составляют гораздо более половины общего количества всех фотообразов (см. гистограммы 1 и 2).

Количественное соотношение мужских и женских фотографий могло представить еще больший дисбаланс, если бы в анализируемый период не выпал праздник 8 марта, когда традиционно все издания «заселяют» свои страницы фотографиями и статьями о женщинах.




В то же время анализ количества фотографий не может быть полным, без того, чтобы изучить характер самих репрезентаций, ведь в большинстве изданий женские образы относятся к иллюстрациям на развлекательные темы, а мужские фотообразы – более конкретные и относятся к «стратегическим» новостным темам. Если резюмировать тематику, в которых иллюстративно используются женские и мужские фотообразы, то можно выделить следующие особенности:

Мужчины на фотографиях представлены в сферах:



    • Официальная хроника,

    • Бизнес,

    • Политика, государственная служба,

    • Работники СМИ,

    • Спорт,

    • Сельское хозяйство,

    • Благотворительность,

    • Военная тема/Милицейская хроника

Женщины на фотографиях чаще всего представлены в:

    • Социальной сфере, в сфере обслуживания населения,

    • Сфере институтов гражданского общества,

    • Здравоохранении, ВИЧ, СПИД, проблеме насилия,

    • Образовании, культуре, искусстве,

    • Сфере развлечений,

    • Легкой промышленности,

    • Автобиографических статьях.

Огромное значение имеют пространственные характеристики визуальных образов: сопоставление размеров женских и мужских фотографий, учет полос газет, на которых, изображены женщины, стиль подачи мужской и женской фотографий. Данные мониторинга свидетельствуют, что женщины редко изображаются на первых страницах газет.
Аналогичная ситуация складывается с центральными фигурами в статьях, героями новостей: как мы видим количество мужчин почти в полтора раза превышает количество женщин (804:541). Только в пяти газетах (Акыйкат, Эхо Оша, Ата-Журт, Ош шамы, Баткен таны) из двенадцати, процент женщин-героев статей превышает 50%-ный барьер. (См гистограммы 3 и 4)


Вновь наблюдаются те же тенденции с тематическим распределением героев женщин, как и в случае с фотографиями: женщины чаще представлены в сфере гражданского общества, социального сектора, очень редко – в сфере экономики, политики, на уровне принятия решений.

Сравнение образов политических и общественных лидеров позволяет говорить о следующих характерных чертах:



для женщин:

      • Женщины крайне редко изображаются на первых страницах газет. Это происходит, только если женщина занимает высокую должность, или во время проведения различных кампаний, в частности, во время выборов.

      • Женщины представлены в роли:

        • государственных служащих среднего и низшего уровня- заместитель санврача, заместитель губернатора области, руководителей учебных заведений

        • руководительниц неправительственных организаций

        • жертв коррупции,

        • преступниц,

        • нерадивых предпринимательниц,

        • сельских рукодельниц,

        • Матери, дочери (мужчины), невесты, жены, спутницы жизни, - то есть подчеркивается семейный статус женщины - спутница мужа; любящая; заботливая мать; добродушная; мать; бабушка; веселая; чистая душой; половинка мужа, любимая дочь родителей, хранительница семейного очага; мать детей.

В единичных материалах женские образы представлены нетрадиционно – как инициативных, умных, ведущих лидерах, внесших вклад в развитие государства, науки. Один из таких материалов о философе, докторе наук, которая показана как та, преемниками которой остались после ее смерти ее братья – известные в стране мужчины, включая Президента страны. («Гульнара ушла из жизни в самом расцвете сил … но за ней остались такие известные братья, как Курманбек, Жусупбек Каныбек, Эркин, Марат, Адыл, Акмат, Жаныш, а также нежные сестры Зумрат, Мукарам, Турдукан, Кимия, Басар, Уулкан, Гульсанам, Кенже»).
Другой пример - статья о женщине - пенсионерке, которая активно работает в секторе гражданских инициатив: «Бабушка Паризат сегодня старейшина села, уважаемая аксакал, уважаема и любима своими внуками и односельчанами, хотя и является «устаревшим антикваром»». Автор статьи использовал нетрадиционные для женских образов титулы «старейшина», «аксакал», но при этом подчеркнул исключительность такой ситуации через грамматически ущербную метафору «устаревший антиквар».
Автор статьи «Почему женщины претендуют на штаны мужчин?» размышляет над изменением гендерных ролей в семье и обществе: «Сегодня мужчины обижены на свою судьбу, за то, что женщины, сначала, отобрали у них штаны, а теперь и машины. Зачастую, виновниками такого положения мужчин, являются сами мужчины, ведь они отобрали у нас кухню, а потом и всю домашнюю работу, а обеспечение семьи возложили на нас. Отсюда и поговорка пошла: «Аялдар – базарда, Эркектер - казанда» (мужчины на кухне, а женщины на базаре)». Несмотря на переопределение гендерных ролей и полей в новой реальности, с точки зрения автора статьи, по-прежнему женщины сами не являются субъектами таких изменений: это мужчины решили (отобрать кухню, домашнюю работу, отказались быть добытчиками и кормильцами семей…), а женщинам пришлось принять такое решение и подчиниться новым правилам.
Целый ряд материалов кыргызскоязычных газет посвящен закреплению и воспроизводству гендерных стереотипов, касающихся как ролей женщин, так и отношений женщин и мужчин. Зачастую в таких целях используются народные пословицы и поговорки. Примером такого материала является статья «У примет тоже свои секреты», которая построена на назидательных рекомендациях женщинам. Например: «эркек адамдын устунон, кийиминен аттаба» (не перешагивай через мужчину и через его одежду), «эркек кишинин ортосунан отпой жур» (не проходи между мужчинами) и пр. «мудрости» на тему как быть «правильной» женой, дочерью или матерью.

Важно отметить факт, что в некоторых номерах газет, по замечаниям мониторов, вообще отсутствуют материалы о женщинах, как будто они не существуют в природе. Женщина превращается в невидимку, независимо от того, кто является автором статей – мужчины или женщины-журналисты.



для мужчин как героев материалов прессы и мужских визуальных образов характерны следующие особенности:

      • Большая часть фотографий особенно на первых страницах газеты представлены мужчинами. Это, как правило, фотографии собраний и массовых мероприятий, либо руководителей-мужчин, также традиционным во всех изданиях, независимо от формы собственности, языка издания и территории распространения являются первополосные статьи о выдающихся личностях-мужчинах

      • Мужчины представляются в качестве:

    • воинов – защитников родины,

    • инициаторов улучшения социальной жизни,

    • умелых руководителей и хороших хозяйственников,

    • беловоротничковые герои, люди в костюмах, галстуках.

Как нетрадиционные проявления гендерных ролей мужчин, граничащие с недостатком, представлены в отдельных материалах:

  • мужчины - добродушные, способные идти на компромиссы и уступки («только один недостаток был у тебя – мягкость, ты на все смотрел как ребёнок и сам был безвинный как ребенок; ты ушел из этой жизни чистым как ребенок»).

  • мужчины – воспитатели, добрый, жалостливый, понимающие.

Важным представляется общая характеристика большинства статей о мужчинах: такие статьи имеют гораздо больший объем, чем материалы о женщинах, о героях мужчинах отзывы дают официальные лица, эксперты, в таких статьях приводится мало биографических данных, почти нет информации о семейном статусе.


Помимо чисто количественных индикаторов мужского доминирования в материалах СМИ, очень интересные данные дает и качественный анализ информации. В частности, использование имен собственных также ярко демонстрирует нам наиболее частое обращение к мужчинам как центральным фигурам новостей и статей 4707:2423. Лишь в одном издании – газете «Ата журт» -можно говорить о превалировании женских имен собственных над мужскими. В таках изданиях, как Акыйкат и Ош Шамы доля женских имен собственных составляет даже менее одной пятой части всех имен собственных. При этом интересно, что именно в этих изданиях количество героинь публикаций превышает половину всех героев статей, а в газете «Акыйкат» даже составляют критическое большинство – 72,7%. Данный факт, несомненно, свидетельствует о том, что, несмотря на незначительность количественного разрыва между героями публикаций - мужчинами и женщинами, среди женских образов доминируют обобщенные, собирательные, абстрактные типажи. В то время как герои - мужчины по большей части конкретны и узнаваемы.
Гистограмма 5

Гистограмма 6



Одной из важнейших составляющих неравенства в репрезентации является доминирующее представление представителей одного пола в качестве экспертов, обладателей исключительным знанием и опытом. Во всем мире СМИ преимущество отдают мужчинам – экспертам, скрытым образом формируя представления о мужчинах как более умных, деловых, компетентных. На первый взгляд статистика мониторинга выборочных газет Кыргызстана представляет удивительно паритетное соотношение экспертного состава героев публикаций: 287 мужчин и 280 женщин. Вопрос в том, как характеризуется экспертность и на чем она основана у героев разных полов. Очевидно, что для дальнейших этапов анализа необходимо более детально и глубоко изучить данный вопрос, но уже предварительно можно предположить, что чаще всего женщины выступают преимущественно экспертами в семейной и социальной сферах – образовании, здравоохранении, гражданском секторе и т.д.; а также в сфере развлечений – модели, красавицы. Как правило, в таких сферах компетенция, «экспертность» женщины носит «природный» характер (врожденные качества красоты2, чувственность, стереотипно приписываемые женщинам чувства стиля и пр.) или основаны на собственном жизненном опыте и здравом смысле.


Гистограмма 7




Гендерный режим редакций: авторы публикаций
Наследие советского времени обусловило противоречивый статус профессии журналиста в настоящее время. Ранее, в ситуации тотальной несвободы прессы в советский период, использования СМИ в качестве идеологического инструмента, обслуживающего средства для власти, журналистика не могла быть высокопресстижной и конкурентной сферой труда. Сегодня можно говорить об усложнении систем зависимостей журналистики – от правящих властей, капитала, оппозиционных политических групп. Но по-прежнему режим несвободы в отношении СМИ существует и даже еще более усугубляется.

Пресса локальная всегда находилась вне конкуренции и вне категории престижа, в многоуровневой системе зависимости – от центральных и локальных властей. В силу того, что локальные СМИ не являются сферой принятия решений, не обладают большим влиянием, в кадровом составе редакций таких изданий доминируют женские кадры. А с учетом отсутствия властных механизмов, систем привилегий и низкой заработной платой такого рода доминирование оказывается на деле сегрегацией. Интересно, что как и в низкооплачиваемых бюджетных сферах, в «социалке», в локальных газетах основной состав сотрудников представлен женщинами, а руководители – преимущественно мужчины.


См. Гистограмма 9 и 10


В рамках мониторинга в большей части публикаций (926 из 1825) авторами являлись женщины.
Данные мониторинга зачастую не позволяют увидеть корреляционных связей между гендером авторов публикаций и гендерной чувствительностью самого содержания материалов в СМИ. Хотя наиболее реакционные, консервативные образцы публикаций, продвигающие патриархатные ценности отношений в обществе, по мнению многих мониторов, имеют именно женское авторство. Во многом причиной того, что специфический жизненный опыт журналистов – женщин не находит отражения в содержании газетных материалов является система принятия решений в редакциях и традиции цензуры и самоцензуры. Формулирование заданий для журналистов, контроль за информационным потоком по-прежнему являются епархией мужчин редакторов и женщины – журналисты встраиваются в такую систему и вынуждены воспроизводить традиционно-патриархатные ценности и установки в своих произведениях. И если для журналистов мужчин не требуется подтверждения своеобразной патриархатной ориентации, то для женщин-журналистов приходится по неписанным правилам редакционной жизни выступать особенно ярыми сторонниками традиционализма. Это является залогом и условием их деятельности в редакциях газет, признания их «нормальными» профессионалами и шансами на продвижение в редакционной иерархии. Огромное значение в воспроизводстве гендерно слепых или гендерно тенденциозных текстов женщинами и мужчинами журналистами имеет факт отсутствия в системе общего и профессионального образования функциональной подготовки по гендеру и гендерным отношениям в семье и обществе.

Выводы
Особенностью информационной реальности в анализируемых газетах является отсутствие осознанной гендерной концепции. В большинстве случаев газетная практика демонстрирует гендерную нейтральность или чаще – тенденциозность и слепоту информационных сообщений. С другой стороны, довольно заметной тенденцией является ориентация на традиционные патриархатные ценности в изображении женщин и мужчин. Пол автора при этом значение имеет, поскольку зачастую наиболее консервативные и патриархатные взгляды касательно роли женщин в государстве, обществе и семье воспроизводят именно журналисты – женщины, которым как бы делегируется такое право - от имени женщин выносить дискриминирующие суждения.
Сфера политики и большой экономики, по-прежнему, остаются бастионами мужчин, в этой сфере мужчины представлены как ключевые акторы, их визуальные образы активны и конкретны.
В целом мужчины рассматриваются вне семейного контекста, их брачный статус не носит определяющего характера. Вербальными и визуальными средствами продвигается традиционный образ мужчины, как физически сильного и здорового, обладающего властными, финансовыми и материальными ресурсами, сексуально активного.
Роль женщин крайне ограничена рамками семейных обязательств и репродуктивных отношений. Традиционный образ женщины, продвигаемый СМИ – физически слабая, покорная, верная супруга, хорошая мать, несовершенный работник и работодатель, жертва насилия. Следующие индивидуальные личностные характеристики женщин, как лидерство, высокий интеллект, творчество, стратегические и аналитические способности в управлении и бизнесе, рассматриваются крайне редко, как исключения, вненормность. Тело и образ женщины используются в качестве объектов желания (материального, сексуального) в рекламе самой различной продукции.
Наблюдается устойчивая стигматизация определенных групп: женщин, бросивших или убивших своих детей, женщин-работниц коммерческого секса, женщин-пикетчиц, разведенных женщин, женщин, занимающихся нетрадиционной деятельностью в данной общине. Среди мужчин к стигматизированным группам, относятся сексуальные меньшинства, мужчины, имеющих высокую эмоциональную чувствительность, слабые лидерские качества, «зависящих» от супруги в принятии решений, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, инвалиды.
Таким образом, можно сделать вывод, что СМИ Кыргызстана продолжают отражать и продвигать сложившийся патриархатный гендерный режим.

Материалы подготовлены: Исаенко Е.А.



Isaenko_kat@hotbox.ru



1 Сбалансированное новостное освещение означает, что СМИ освещает события, предоставляя равное время и пространство всем субъектам для выражения их взглядов

2 Типичными в этом смысле представляются эпитеты использованные в отдельных публикациях: «Самая красивая, мисс мира, красавица вселенной, она стала мисс бикини мира, мисс модель вселенная», «Луноликая красавица, достигшая известности в Кыргызстане; обладающая своим собственным стилем».





Смотрите также:
Отчет по материалам мониторинга сми кр за период декабрь 2007 март 2008 г
214.91kb.
1 стр.
Сми: о нас пишут 2008, март 26. 03. 2008
38.69kb.
1 стр.
С. М. Смирнов обзор медждународной обстановки за период с октября 2007 года по март 2008 года
136.7kb.
1 стр.
Отчет публикации в сми и интернет о волгоградском качестве за март 2012 г Портал Волгограда
77.75kb.
1 стр.
Отчет президента пка «Огниво» Вржаща Е. Э. о деятельности организации в 2008 (ноябрь, декабрь) -2012 гг
75.77kb.
1 стр.
Отчет публикации и сюжеты в сми о "волгоградском качестве" за декабрь 2012 г. Основные события месяца
138.82kb.
1 стр.
Доклад Amnesty International-2009 "Права человека в современном мире"
44.07kb.
1 стр.
Декабрь-март
46.24kb.
1 стр.
Декабрь-март
63.28kb.
1 стр.
Исследование (по материалам российских сми за январь 2006 г февраль 2007 г.)
108.79kb.
1 стр.
Правила игры в хоккей на траве, включающие объяснения Вступают в силу с 1 января 2007 года на 2007-2008 гг
544kb.
3 стр.
Студент и вуз: российские реалии
1690.66kb.
11 стр.