Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 На правах рукописи Костина Элеонора ПавловнаКРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка) АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степенидоктора педагогических наук Москва - 2007 Диссертация выполнена в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре теории и истории народной художественной культуры
профессор Бакланова Татьяна Ивановна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Абдуллин Эдуард Борисович
Рапацкая Людмила Александровна доктор педагогических наук, профессор Новикова Галина Павловна Ведущая организация: Российская академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Защита состоится «31» октября 2007 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7, корпус 2, зал защиты диссертаций. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств, а с авторефератом – на сайте ВАК РФ. Автореферат разослан « » 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент Э.И. Петрова I. Общая характеристика работы Актуальность исследования. Изменения экономической и социальной жизни в России последних десятилетий вызвали коренной пересмотр целей и задач образования, в том числе и дошкольного. Важнейшие документы, определяющие стратегию развития российского образования на достаточно длительный период: «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», «Концепция художественного образования в РФ» и др. – предусматривают переход его на новое содержание, отвечающее современным потребностям социально-экономического развития страны, а также его перспективам. В настоящее время философско-этические и психологические концепции рассматривают человека как личность, стремящуюся к целостности, а творчество как способ его бытия. Значимость и необходимость процесса развития целостной личности ребенка (воспитания, обучения, развития) подчеркивается в концепции Федеральной целевой программы. Целостность личности, по нашему мнению, можно успешно развить в условиях реализации процесса музыкального образования детей в дошкольных учреждениях. Актуальна другая задача модернизации российского образования – подготовка детей к творческому решению проблем, возникающих в различных сферах их жизни. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что именно дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной творческой эстетической деятельности и что музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника. Таким образом, именно дошкольный период считается сенситивным для становления как детского творчества, так и креативных качеств личности ребенка, поскольку их первый пик развития приходится на старший дошкольный возраст. В этой связи возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала, поскольку предлагаемое ныне в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) музыкальное воспитание детей отстает от современных тенденций и подходов, рассматривающих знания, умения и навыки как средство креативного развития целостной личности ребенка, а не как самоцель. Актуальна проблема качества музыкального образования детей. В «Концепции модернизации образования на период до 2010 года» определена главная задача российской образовательной политики – «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Проблема качества образования затрагивает качество содержания и музыкального образования, которое должно обязательно отслеживаться мониторинговыми процедурами, и музыкально-педагогического процесса, обеспечивающего ребенку прохождение оптимального пути овладения знаниями музыки и о музыке. Поэтому очевидна актуальность поиска инновационных креативных музыкально-педагогических технологий музыкального образования дошкольников, обеспечивающих творческое развитие целостной личности каждого ребенка и качество его музыкального образования.
Фундаментальные теоретико-методологические основы формирования и развития творческих качеств личности представлены в исследованиях таких выдающихся отечественных психологов, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Различные педагогические и психолого-педагогические аспекты развития творческой личности нашли отражение в работах А.А. Аронова, М.С. Бернштейна, А.В. Брушлинского, Дж. Гилфорда, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Л.С. Зориловой, И.Я. Лернера, A.M. Матюшкина, А. Маслоу, Я.А. Пономарева, К.Р. Роджерса, Ж.П. Сартра, Н.М. Сокольниковой, Р.Е. Тафель, О.К. Тихомирова, Е.П. Торренса, М. Уаллаха, Ю. Фостера, М. Хайдеггера, М.А. Холодной, Т.Я. Шпикаловой, Ф. Юлака и др. Дошкольный возраст наиболее полно рассматривается в исследованиях развития творчества и креативности Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Н.Н. Поддьякова, Б.М. Теплова и др. Роль и педагогическая значимость музыкального искусства в развитии творческой личности наиболее полно и глубоко раскрыты в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Т.И. Баклановой, Л.А. Баренбойма, О.А. Блоха, Н.Я. Брюсовой, Н.А. Ветлугиной, К.В. Головской, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, З. Кодая, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Н.М. Михайловской, Е.Н. Назайкинского, Е.В. Николаевой, Г.П. Новиковой, К. Орфа, В.И. Петрушина, О.П. Радыновой, Л.А. Рапацкой, А.Н. Сохора, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр, Б.Л. Яворского и др. Таким образом, хотя отдельные аспекты поставленной проблемы исследовались многими учеными, специального исследования, посвященного разработке, теоретико-методологическому обоснованию и экспериментальному выявлению эффективности креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, до настоящего времени не проводилось. Объект исследования: музыкально-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. Предмет исследования: развитие творческих качеств личности ребенка средствами креативной педагогической технологии дошкольного музыкального образования. Цель исследования состоит в разработке, теоретико-методологическом и экспериментальном обосновании новой креативной педагогической технологии дошкольного музыкального образования. Задачи исследования:
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что разработанная креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников будет способствовать творческому развитию целостной личности ребенка и обеспечивать качество его музыкального образования в дошкольных учреждениях при условии осуществления:
Методологическую основу исследования составили следующие научные положения:
Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов. Из теоретических использовались следующие методы: системного теоретического анализа философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме; диалектики общего и частного (или специального), которая обеспечивает выявление категорий, понятий, структурных составляющих; сравнительного анализа педагогических технологий; теоретического моделирования, обеспечивающего разработку концептуальных основ технологии музыкального образования детей, ее содержательной и процессуальной частей и др. Из эмпирических взяты следующие методы: организационные (лонгитюдный – многократное обследование одних и тех же субъектов эксперимента – детей, педагогов – на протяжении 5 лет); прогностические (педагогическое прогнозирование результатов эксперимента, планирование этапов экспериментальной работы); собственно эмпирические (при проведении констатирующего и контролирующего компонентов формирующего эксперимента); праксиометрические (анализ методической документации, методы наблюдения, работа с результатами детской музыкально-творческой деятельности); обсервационные (педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы и интервью с педагогами, экспресс-диагностика, методы экспертных оценок, тесты креативности); обработки данных (математико-статистический анализ и обработка экспериментальных данных); интерпретационно-описательные (знаково-символическое описание результатов эксперимента (таблицы, диаграммы)).
Экспериментальными базами явились шесть государственных муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) г. Н.Новгорода и Нижегородской области, экспериментом были охвачены группы детей дошкольного возраста (4-го – 7-го года жизни). Непрерывный формирующий эксперимент проводился на базе МДОУ, представленных их различными видами (Центры развития ребенка – детские сады с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников: № 45 (г. Заволжье), № 58 и 141 (г. Дзержинск), детский сад комбинированного вида № 20 (г. Бор), детские сады № 363 и 368 г. Нижнего Новгорода. На начало эксперимента было создано 6 экспериментальных и 6 контрольных групп детей, к концу эксперимента – 24 (Э.) и 24 (К.) группы, так как в эксперимент ежегодно в течение последующих трех лет вливались новые младшие группы детей. Количество участников, охваченных формирующим экспериментом, было около тысячи двухсот детей, поскольку состав детских групп в течение четырех лет был несколько подвижен. Исследование проводилось в 1992–2006 гг. и включало ряд этапов. На первом этапе (проблемно-аналитическом) (1992–1996 гг.) был сделан анализ теоретико-эмпирической базы исследования; проводился сбор информации и ранжирование проблем; формулировалась гипотеза; разрабатывалась критериальная база; отрабатывался понятийно-терминологический аппарат исследования; выявлялись исходные методологические положения для постановки проблемы исследования; осуществлялось формулирование проблемы, объекта, предмета, цели, задач и рабочей гипотезы исследования, определение общей стратегии. На втором этапе (теоретико-проектировочном) (1996–2001 гг.) разрабатывались основные положения концепции креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, оформлялись теоретическая позиция и сущность проблемы исследования; уточнялось понятийно-терминологическое обеспечение смысловой парадигмы креативного развития целостной личности ребенка и качества его музыкального образования; осуществлялся отбор методов исследования; разрабатывалась и к концу этапа была завершена программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»; осуществлялась разработка методической системы и психолого-педагогических условий реализации креативной музыкально-педагогической технологии. На третьем этапе (экспериментально-формирующем) (2001–2005 гг.) проводился эксперимент, направленный на обобщение доказательств педагогической эффективности креативной технологии музыкального образования дошкольников и выявление корреляции между развитием творческих качеств личности (креативностью) детей и качеством их музыкального образования. В рамках формирующего эксперимента проводилось педагогическое обследование детей (вводное констатирующее и итоговое контролирующее). Осуществлялась системная апробация, внедрение содержательной части – программы «Камертон» (дошкольный возраст) и процессуальной части креативной технологии в экспериментальные ДОУ. Формулировались общие выводы по итогам экспериментального исследования. На четвертом этапе (заключительно-обобщающем) (2005–2006 гг.) проводились проверка, анализ и обработка полученных опытно-экспериментальных данных, осуществлялась их теоретическая интерпретация, обобщались результаты исследования, оценивались, классифицировались, формулировались общие выводы по его итогам, оформлялись полученные результаты в виде диссертации и разрабатывались для педагогов-специалистов в области дошкольного музыкального образования рекомендации по переходу на новую креативную педагогическую технологию музыкального образования дошкольников. В экспериментальном исследовании использовался личный опыт научно-исследовательской и педагогической работы в системе вузовского и постдипломного образования, прежде всего в качестве заведующей кафедрой дошкольной педагогики в педагогическом вузе (1983–1987 гг.) и заведующей кафедрой дошкольного образования (1988–1998 гг.) в ГОУ ДПО НИРО. Вне рамок экспериментального исследования дополнительно шло внедрение креативной технологии в дошкольную практику: была проведена переподготовка музыкальных руководителей (г. Н.Новгород – 31, г. Арзамас –28, г. Выкса – 18 слушателей) на двухгодичных курсах в ГОУ ДПО «НИРО» (1999–2001 гг.) к самостоятельному внедрению программы «Камертон» в ДОУ, начиная с групп раннего возраста; началась апробация и внедрение ими программы, фрагментарно отслеживался ход апробации. Поскольку программа «Камертон» впервые была издана в Н.Новгороде в 2000 г., постольку начало осуществляться самостоятельное внедрение ее педагогами в ДОУ Нижегородской области и других регионов России и Казахстана. В течение этих лет последовательно внедрялась креативная педагогическая технология музыкального образования детей. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании разработанной крупной научно-педагогической задачи:
Теоретическая значимость исследования определяется вкладом его результатов в развитие теории музыкального образования детей в направлении:
Смотрите также: Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (музыка)
695.18kb.
3 стр.
Методика обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки) 13. 00. 02- теория и методика обучения и воспитания
359.78kb.
1 стр.
Теория и методика формирования техники и тактики передвижений спортсменов в соревновательном пространстве и технология совершенствования приемов в многолетней тренировке (на примере фехтования) 13. 00
605.7kb.
5 стр.
Научно-педагогическое обеспечение процесса информатизации общего образования 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
609.31kb.
4 стр.
М. П. Попова Теория и методика воспитания
1048.49kb.
9 стр.
Методика соизучения языков и культур в основной школе в условиях мегаполиса
477.91kb.
4 стр.
Преемственность методов обучения академическому рисунку в системе: школа вуз
299.17kb.
1 стр.
Методическая система обучения логико-алгебраическим дисциплинам в высших учебных заведениях 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика)
578.98kb.
3 стр.
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
513.75kb.
4 стр.
Букваристика как саморазвивающаяся методическая система
630.99kb.
3 стр.
Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
566kb.
4 стр.
Методика развития комбинационных речевых умений студентов (английский язык, неязыковой вуз) 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания 317.1kb.
1 стр.
|