Главная
страница 1
На аттестацию

Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Примерное время проведения урока – 4-ая четверть, середина мая.



Конспект урока литературы «Перед ликом священной природы. Японские хокку». 7 класс.

Цели.

  1. Познавательные:

а) познакомить учащихся с новым жанром японской поэзии,

б) изучить строение хокку.



  1. Практические:

а) формировать умение читать схему ритмического рисунка строфы,

б) пробуждать интерес к стихам.



  1. Общепредметные:

а) развивать художественный вкус, необходимый для постижения поэзии, эмоциональную отзывчивость;

б) воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать ее красоту.



Оборудование:

Раздаточный материал с трехстишьями японских поэтов, мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись с японской народной песней «Сакура».



Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

Предлагаю ребятам выдуматься в строки Ф.И.Тютчева: (слайд 1)



Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в есть язык.

- Как вы понимаете это поэтическое высказывание? Что есть душа, язык природы?



2. Проверка домашнего задания.

- Дома вы написали творческие работы на одну из тем о временах года:

«О чем шепталась желтеющая нива»;

«Песнь заунывного ветра»;

«Под белым безмолвием пустыни»;

«Музыка плачущих сосулек».



( Прослушивание творческих работ учащихся, оценивание сочинений учениками).

3. Повторение пройденного.

-На уроках по изучению лирики поэтов 19 века мы обсуждали художественные произведения, исподволь осваивали такие понятия, как экология, экологическая культура, гармония прекрасного в природе. В стихах о природе мы ищем душу и язык окружающего нас мира, читая их, учимся удивляться, восхищаться, трепетать вслед за теми, кто открыл для нас мир природы через мир поэзии, лирики.

-Назовите жанры лирики. (слайд 2)

4. Изучение нового материала.

- Кто знает, что такое хокку? Угадайте, в какой стране возник этот жанр поэзии? (звучит мелодия японской народной песни «Сакура») (слайд 3 - 8)

Понять единство человека и природы, гармонию их отношения поможет нам знакомство с японскими трёхстишьями (хокку). Стихи очень чисты, философичны, полны любви к жизни и природе.

(Чтение и анализ трехстиший Какеи, Исса, Сики и других японских поэтов).

Японское лирическое стихотворение хокку (хайку) отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Народ любит и охотно создает короткие песни — сжатые поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова. Из народной поэзии эти песни переходят в литературную, продолжают развиваться в ней и дают начало новым поэтическим формам.

Так родились в Японии национальные стихотворные формы: пятистишие — танка и трехстишие — хокку. Очевидно, краткие стихотворные формы — насущная потребность поэзии. Такие стихи можно сочинить быстро, под влиянием непосредственного чувства. Можно афористически, сжато выразить в них свою мысль так, чтобы она запоминалась и переходила из уст в уста. Их легко использовать для похвалы или, наоборот, язвительной насмешки.

Интересно отметить попутно, что стремление к лаконизму, любовь к малым формам вообще присущи японскому национальному искусству, хотя оно великолепно умеет создавать и монументальные образы.

- Что вы можете сказать о форме и содержании хокку?

Хокку — лирическое стихотворение. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.

Японская поэзия является силлабической, ритмика ее основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия — предмет большой заботы японских поэтов.

- Каково строение хокку?



( В тетради строим ритмический рисунок нескольких хокку, выявляем особенности их строений).

Хокку обладает устойчивым метром. В каждом стихе определенное количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем — всего семнадцать слогов.

- Какую мысль содержит каждое из этих трехстиший?

- Так что же такое хокку? Дайте его определение.



(Запись в тетрадях определения, составленного ребятами).

5. Закрепление изученного.

- Ребята, попытайтесь составить свои хокку. Пусть они будут несовершенны, но тем они дороги, что в них будет передано ваше отношение к природе и чувства, вызванные от общения с ней. (Чтение нескольких составленных хокку)



6. Итог урока.

- Какие чувства вы испытывали, читая хокку?

Проникновенная японская поэзия, спокойная, ритмичная, передает душевное состояние поэтов и представляет разительный контраст с поэзией наших дней, в которой выражаются совсем иные чувства: беспокойство, тревога, - а потому - мольба, призыв, предостережение.

7. Домашнее задание.

Страницы 203-207 по учебнику-хрестоматии: читать и анализировать. Составить хокку.



Раздаточный материал

Бушует осенний вихрь! Лошадка- мама -

Едва народившийся месяц Как она сторожит у ручья,

Вот-вот он сметет с небес. Пока жеребенок пьет!..

Какэи Исса

Осенняя луна На руке у меня

Сосну рисует тушью Прохладный, зеленоватый

На синих небесах. Огонек светляка…

Рансецу Сики

Срезали пион - Бедные звезды!

И себе настроенье испортил Им места нет в небесах –

На целый вечер. Так сияет луна…

Бусон Дейкин
Используемая литература:

«ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ ХОККУ» Москва «Художественная литература», 1973



Перевод с японского Веры Марковой

Вступительная статья и примечания В. Марковой


Смотрите также:
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе
44.46kb.
1 стр.
Урок разработан учителем русского языка и литературы Кабановой О. В. Мбоу «сош №3» Гороховецкого района Владимирской области
65.36kb.
1 стр.
Урок литературы в 7 классе. Разработан учителем русского языка и литературы сош №16 Стрижовой Е. Г. Рязань 2011
115.29kb.
1 стр.
Предгорного муниципального района ставропольского края методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку
408.37kb.
3 стр.
Любовная лирика Михаила Юрьевича Лермонтова
25.19kb.
1 стр.
Примерная программа по литературе Разработана учителем русского языка и литературы Приваловой Т. Н. Рабочая программа по литературе, 5 класс
168.08kb.
1 стр.
Интегрированный урок по русскому языку, литературе, изобразительному искусству. (7 класс). Учитель русского языка и литературы
90.43kb.
1 стр.
Урок окружающего мира во 2 классе. Умк «Школа России»
17.9kb.
1 стр.
Д. В. Веневитинов
210.54kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий: «Имя числительное как часть речи»
100.46kb.
1 стр.
2. Команда "Лунтик" класс Руководитель команды Андреева Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы мкоу новосельцевская сош томской области слово
67kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.